540 ...инока...Антония Корсакова. – Имя старца Антония Корсакова записано в 1630 и 1633 гг., сначала в качестве вкладчика, затем посмертно (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 203). 541 ...монастырского слугу... Томила Яганова... – Стрелецкий сотник Томила Яганов упоминается в «Сказании Авраамия Палицына» (М.; Л., 1955. С. 214). 543 ...архимаритъ в Володимере, в Рожественном монастыр, именемъ Перфилей... – Рождественский Богородицкий монастырь был основан в XII веке. Порфирий был там архимандритом в 1621–1627 гг. 544 ...посылают во Псковъ в Печерской монастыръ... взят быстъ... на Москву в Андроньев монастырь. – Имеются в виду Псково-Печерский монастырь и московский Андрониев монастырь. 545 ...келаря Александра... – По-видимому, подразумевается келарь Александр Булатников, названный в главе Жития «О терпнии святаго...» икономом. См. сноску 58. 546 ...строителем на Алатырь... – Речь идет об Алаторском Троицком монастыре, куда Симон Азарьин был направлен незадолго до смерти Дионисия и где он пробыл с 1631 по 1634 г. 547 ...в Хотковском девичьи монастыр... – Этот монастырь основан в XIV в. вблизи Троице-Сергиева монастыря, в нем монашествовали родители Сергия Радонежского; женским монастырь стал с 1514 г. 549 ...ис Помория, Каргопольскаго узду, Кожеозерскаго монастыря... – Этот монастырь находился к юго-западу от Антониева-Сийского монастыря. 550 ...пустынникъ инокъ Никодим именем... постриженикъ Чюдова монастыря... – Житие Никодима Кожеозерского составил Боголеп Львов незадолго до написания Симоном Азарьиным Жития Дионисия. См.: Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 1. А–3. СПб., 1992.С. 374–377. 551 ...чюдотворца Алекся... – Имеются в виду митрополит Московский Алексей (1292 или 1298–1378) и его явление в житии Никодима. 552 ...Боголп Лвов... понудивый мя сия написати... – Симон Азарьин неоднократно сообщает в Житии, что к написанию труда о Дионисии его «понудил» Боголеп Львов (ум. в 1675 г.). Черновой вариант своего сочинения Симон Азарьин посылал Боголепу Львову. См.: Понырко Н. В. Боголеп//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. А–3. СПб., 1992. С. 140–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

767 St . Gregorii Nazianzen . Ор. 4, 76. Св. Макрина скончалась в 383 г., и память о ней июля 19. 768 Супругою Григория Нисского называют Феозевию (Вершинский Д.С. Ме­сяцеслов; свт. Димитрий в Четьях-Минеях янв. 10). Ириней (Краткие жития. М., 1861) так плетет небылицы: «Когда был он (Григорий) еще пресвитером, то жена его Феозва была диаконисой; по посвящении в сан иерея они жили как брат с сестрой». Даже ученые Тейнеры (Einfuhrung. enzwungen Thelosigkeit. Altenburg, 1845. 1, 2667) не расстаются с мыслью о Феозевии супруге Нисского. Мураторий выдавал Феозевию за супругу Григория Назианзского. 772 St. Gregorii Nazianzen. Epistolae 34 (ср.: Epist. 35); Филарет , архиеп . Чернигов­ский. Историческое учение об отцах Церкви. 774 Здесь в 109 г. до Р. X. был поставлен идол Заден Грузинским царем Фарнаджем, разрушенный впоследствии св. Ниною. 776 Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй – в честь Рождества Иоанна Крестителя, где почивают останки прп. Шио. Оба эти храма по­луразрушены, и в обители, прежде цветущей, – теперь такая бедность, что часто не бывает хлеба и вина для совершения Литургии... Такова судьба многих церквей Иверских, стоящих в развалинах на местах, бывших свидетелями их цветущего со­стояния в глубокой древности... 778 Метафраст в описание жития св. Феодоры в Четьях-Минеях сентября 11, у Сурия сентября 9. Извлечение Acta Sanctorum. Sept. Т. 3. Иные из частных слу­чаев – сомнительны. Краткое извлечение в Менологе Василия; более простран­ное – в прологе на 11 сент. В греческой минее синаксарь в стихах. Канон писан неизвестным. 779 Житие прп. Дионисия описано учеником его, келарем Симоном (См.: Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архимандрита Дионисия. М., 1824 (далее – Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия. – Ред.)). 781 Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия; Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о быв­ших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. М., 1784 (далее – Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В дальнейшем Симон Азарьин занимал ответственные должности в монастыре, а в 1646—1653 гг. являлся Троицким келарем. Карьера Симона Азарьина неожиданно пресеклась в начале 1655 г., когда он по приказу патриарха Никона был сослан в Кирилло–Белозерский монастырь, но через год, в начале 1656 г., Симон уже вернулся в Троице–Сергиев монастырь, где и оставался вплоть до своей смерти (датируется временем между 1662 и 1665 гг.). Самыми крупными произведениями Симона Азарьина являются Житие Сергия Радонежского (с новыми чудесами) и Житие Дионисия Зобниновского. Симон использовал Пространную редакцию Жития Сергия в списке Германа Тулупова и добавил к ней описание чудес, совершавшихся в XVI—XVII вв. Первый вариант подготовлен писателем в 1646 г. и тогда же был опубликован им в книге, содержавшей службы и жития Сергия и Никона Радонежских. Но в издание Московского Печатного двора вошли только 35 глав, да и те в сокращении. Поэтому Симон Азарьин в 1654 г. написал вторую редакцию «Новоявленных чудес преподобного Сергия», содержавшую предисловие и 76 глав. Сохранился оригинал памятника с авторской правкой (МДА, 203). В том же 1654 г. Симон закончил работу над Житием своего учителя архимандрита Дионисия (авторизованный список этого сочинения находится в Государственном историческом музее, Син. 416). В 1656 г. Симон подготовил новый, отредактированный и дополненный вариант «Книги о новоявленных чудесах преподобного Сергия». Рукопись (с пометами самого Симона) была приплетена к экземпляру печатного издания 1646 г. (украшенного миниатюрами — это неизвестная работа иконописца Моисея Савельева) и дана вкладом в монастырь в 1658 г. (в настоящее время хранится в Российской государственной библиотеке — подробнее см. в 3 части книги). К творчеству Симона Азарьина можно отнести также составление новой редакции Святцев (50–е годы XVII в. — дошла в автографе писателя), в которую, в частности, внесены дополнительные сведения о Радонежских святых . Творчество Симона Азарьина охарактеризовал В. О. Ключевский: «Он оставил много собственноручных рукописей и несколько произведений, дающих ему место среди хороших писателей древней России.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Факт больших издержек на лекарства и лекарей опять таки показывает, что Симон в звании слуги княжны Мстиславской пользовался довольно выгодным положением. Но болезнь Симона была настолько опасна и серьезна, что ни один лекарь не мог ничего поделать, так что Симон уже отчаивался в своей жизни. Но вот он вспомнил обратиться к преподобным Сергию и Никону, и для сего, явившись в обитель, рассказал все о своей жизни и болезни архимандриту Дионисию. Тут преподобный Дионисий велел Симону взять от его лампадки масла и помазать болящие члены. Исполнив это, Симон сделался здоровым. Было это в 1624 году, когда Симон и постригся в монахи с вкладом 50 рублей. По пострижении Симона, архимандрит Дионисий оставил его у себя в келии в звании келейника, – и благодарный Симон сделался приверженным и преданным учеником Дионисия: в одной келии с Дионисием он прожил 6 лет. После этого, с августа 1630 года и до апреля 1631 года Симон Азарьин состоял патриаршим казначеем 16 , после чего был назначен Троицкими властями строителем в приписной к Троицкому монастырь на Алатырь. Здесь с Симоном случилось большое несчастье. Как можно догадываться, дворяне и дети боярские города были недовольны строителями Алатырского монастыря, бывшими там еще до Симона. Поэтому они, составив ложную роспись, по которой будто-бы следовало получить им с монастыря 1000 рублей, предали Симона судье, по выражению самого Симона, «зело не милосердному, именем Григорию, зовомому от человек Зловидову» 17 . С Симона требовали 1000 рублей или как со строителя – ответственного за порядки монастыря или может быть, потому, что виновными в росписи дворянской представлялись, – именно только строители. Об обстоятельстве этом был написан донос к патриарху, а потом, по челобитью «всего града и уездных людей», Симон был предан на правеж в тысяче рублях. Заплатить такую сумму Симон, конечно, не мог; равным образом ни у кого не мог он найти себе поддержки. Учителя его преподобного Дионисия, который мог бы всего вернее вступиться за него, уже не было в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

К событиям и лицам смуты обращается и биограф препод. Дионисия ученик его, келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин. Благодаря тому, что келарь Симон жил в Троицком монастыре среди людей, не только видевших смутную эпоху, но и влиявших во время Московского разорения на общественное мнение страны, его рассказы о смуте получают большее значение, хотя и были записаны уже в половине XVII в. Симон Азарьин – едва ли не самый выдающийся писатель своего времени и страстный любитель книжной образованности. Кроме самого большого и главного труда – Жития препод. Дионисия, к истории происхождения и критическому анализу которого мы, конечно, ничего не можем прибавить от себя после специально исследовавших этот труд Симона ученых – Ключевского, Потапова и отчасти автора книги о препод. Дионисии Зобниновском г. Скворцова, – келарь Симон написал несколько других сочинений: а) «Канон молебен препод. Дионисию архимандриту Троицкого Сергиева монастыря – ему же краегранесие сицево: мольбу ти приношу Дионисие Преподобне»; б) «Чудеса новоявленныя Препод. Сергия числом 77» (последнее относится к 1653 г.). Им предпослано длинное предисловие. в) «Повесть о разорении Московскаго государства и всея российские земли, како, отчего и откуду начало извода тех бед и напастей», – сочинение, имеющее целью оправдать поводы к войне России с Польшею в 1654 г. (Находится в сборнике библиотеки М. Д. Академии (203). Издано А.В.Поповым в Чтениях Император. Общества истории и древностей Росс. 1881 m.II г,) «Выписки из Святец. иже с летописцем помесячно, о праздниках Господских и Богородичных, иже благодатию Божиею во святей России празднуются, сверх греческих уставов, и колико св. Преподобных отец и мучеников и благоверных князей Христу Богу угодиша в добром житии и подвизех, иже на Руси празднества им сотворяют и на молитву призывают». Составлено после 1652 г., – в Сборнике М. Д. Академии 17 (203). Во всех, этих трудах виден любитель книжности и человек начитанный. Но еще к чести Симона должно быть отнесено и то, что он собрал и оставил после себя в дар Троицкому монастырю, как мы уже имели случай упоминать о том, очень богатую библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Хотя Троицкие власти понимали, что Симон напрасно страдает; однако ходатайство их не помогало. Одним словом, положение Симона было таково, что «вси чаяху смерти предану быти». Во время этих невзгод Симон нашел себе сильное сочувствие в одной инокине Вере, которая была в Хотькове монастыре. Так как в Хотькове монастыре жила около того времени инокиня Соломонида Азарьина (Опис. Лавр. рук. 765), вероятно, сестра Симона, то, может быть, она и расположила инокиню Веру в пользу Симона. Вера, понявши правоту Симона, часто и долго молилась о нем, – и вот по её молитвам во сне явился ей преподобный Дионисий и сказал: «не скорби, будет ему милость Божия и избавление от таковыя напасти» 18 , Такую религиозную подкладку полагает в основание своего избавления от несчастья сам Симон. Но как бы ни произошло освобождение Симона 19 , только несомненно, что он претерпел тогда много страданий. Эти страдания произвели на него настолько сильное впечатление, что чрез 15 лет, когда Симон собирался уже писать «житие» преподобного Дионисия, он с горестью и в сильных выражениях вспоминает об этом. «Когда отторгнут есмь от сего преподобного отеческих недр, постигоша мя вся злая и удалихся от него, яко на село злобы далече отъидох, и вся суетная мира сего обыдох и в сети искусительны впадох», говорит Симон о рассказанных нами страданиях его в предисловии к житию Дионисия. 20 Вскоре после своего освобождения, именно в 1634 году, после казначея Иоасафа Пестрикова, он был назначен казначеем Троицкого монастыря; но это уже было после смерти Дионисия, так что Симон не видал смерти своего учителя. Должность казначея Азарьин проходил до 1646 года, а в этом году он был определен келарем монастыря после Авраамия Подлесова, скончавшегося схимником. При венчании на царство Алексея Михайловича в 1645 году, стояли у чертожного места на низу, с левую сторону, Живоначальныя Троицы и преподобного Сергия чудотворца келарь старец Авраамий, да казначей Симон, да соборные старцы 21 . По описи Троицкого монастыря от 1642 года, келья Симона была на западной стороне монастыря, где и поныне живут казначеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

782 Иван Наседка. Записка о жизни преподобного Дионисия//Жития Дионисия, М., 1824; Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. XII, прим. 663–666. 783 Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия; Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. 785 Снегирев И. М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках: В 4 кн. М., 1831–1834. Кн. 3. 789 Деяние собора по ркп. Сахарова (Северная пчела. 1842. 198). Симон (Аза- рьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия. 794 Арсений Глухой, монах. Послание к боярину Салтыкову об исправлении книг (ркп. Лавр. б-ки 700 л. 295). Здесь же: «...не довольно было уничтожить труды наши; возбудили на гнев и кроткое, незлобивое сердце благов. госуд. и великой старицы инокини Марфы Ивановны». 796 Сказание Симона по ркп. О прп. Никодиме июль 3. Служба прп. Дионисию напечатана вместе с житием его (Симон (Азарьин). Канон преподобному отцу наше­му Дионисию, архимандриту Троице-Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М., 1855). 801 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. X, прим. 9; Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря. 806 Кроме летописи о мятежах и нового летописца, Палицын: «ласкатели и ве­ликих бед замысленницы, в десятерицу лжи составляюще, подходят к Борису и от многия смуты к греху низводят» (Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря). 807 Следственное дело о смерти царевича в: Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. 60. И здесь видим в Угличе Битяговского с его шайкою. Пря­мее же показывают дело летописи. 809 Следственное дело, подробно разобранное мною в исследовании о смерти ца­ревича (Филарет, архим. Черниговский. Исследование о смерти царевича Димитрия. М., 1858). Здесь для примера указывается на некоторые улики нечистой совести следователей. Они заставляют многих говорить, что царевич закололся ножом. Но не спросили никого: где девался этот нож? да и видел ли кто его? Григорий Нагой обедал у себя в доме и, побежав по звону колокола, застал царевича живым; а Андрей Нагой обедал во дворце и, выбежав на крик: «царевича зарезали», нашел его уже мертвым, на руках кормилицы. Ясные противоречия и недомолвки, и их не старались объяснить, опасаясь услышать еще что-нибудь более неприятное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Его изложение, не всегда правильное, но всегда простое и ясное, читается легко и приятно, даже в тех обязательно–витиеватых местах, где древнерусский писатель не мог отказать себе в удовольствии быть невразумительным… Симон смотрит на обязанности биографа гораздо строже сравнительно с большинством древнерусских писателей житий: он разборчивее в источниках и заботится не только о полноте, но и о фактической точности жизнеописания» . Симон Азарьин собрал значительную по тому времени библиотеку рукописных и печатных книг, свидетельствующую о широте интересов ее владельца: в ней были представлены книги по грамматике, истории, житиям святых, богослужебная литература и сочинения, отражающие основные направления идейных споров середины XVII в. Всю свою библиотеку Симон Азарьин завещал Троице–Сергиеву монастырю. Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Качество исторического материала, представляемого житием, зависело главным образом от обстоятельств, при которых писалось последнее, и от литературных целей, которые ставил себе его автор. Эти обстоятельства и цели, время появления жития, личность биографа, его отношение к святому, источники, которыми располагал он, частные поводы, вызвавшие его труд, и литературные приемы, которыми он руководился, — вот главные вопросы, которые задавал себе исследователь при разборе каждого жития (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. II). Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым В заголовках всех списков Похвального слова в качестве автора значится имя Епифания Премудрого. Это подтверждает и содержание памятника. Очевидно, автор — монах Троице–Сергиевого монастыря, и обращается он к монахам этой же обители: «Се добрый и блаженыи нашь старець от нас къ Господу отиде и нас сирых оставивъ,… тмь нын и мы по немь жадаемъ и плачемся, яко остахом его,… къ гробу его присно приходяще и съ страхомъ приткающе, и врою приступающе, и любовию припадающе, и съ умилениемь приничюще и рукама объемлюще, святолпно и благоговино осязающе, очима и главами своими прикасающеся и любезно цлующе раку мощеи его»; «О священнаа главо, преблаженныи авва, Сергие великыи! Не забуди нас нищих своихь до конца, но поминаи нас всегда въ святыхь своих и благоприятных молитвах къ Господу.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Симон (Азарьин) присоединил к Житию рассказы о 13 чудесах преподобного, из к-рых последнее произошло в 1652 г. Первые известные чудеса по молитвам к Д., датируемые 1633-1634 гг., совершались в кругу его учеников и последователей. Симон записал рассказы о явлениях Д. его ученику, бывш. архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Перфилию, свящ. Служней слободы Феодору, мон. Вере из хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря - Д. благословлял их или утешал. Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Одним из ранних центров почитания Д. стал Кожеезерский в честь Богоявления муж. мон-рь. Здесь старец Боголеп (Львов) записал рассказ о явлении прп. Никодиму Кожеезерскому митр. св. Алексия вместе с Д. и послал запись патриарху Иосифу . В 1648 г. рассказ о явлении Д. прп. Никодиму слышал П. Головин, бывший тогда воеводой на р. Лене. В том же году в Троице-Сергиев мон-рь для поклонения гробу Д. приехали донские казаки, поведавшие о том, что преподобный «велику» им «помощь подавал явлением на море на супротивныя». В 1650 г. со слов инока Антония (Яринского) был записан рассказ донских казаков о явлении их «старейшине» Богоматери с апостолами Петром и Иоанном и с преподобными Сергием, Никоном и Д. и о предсказании поражения от турок. В кон. XIX в. при Владимирской ц. в Ржеве был устроен придел во имя Д. В Успенском соборе Старицкого мон-ря посвященный преподобному придел был освящен 28 сент. 1897 г., в обители хранилась митра Д. Симон (Азарьин) включил имя Д. в составленный им ок. сер. 50-х гг. XVII в. Месяцеслов под 10 мая (РГБ. Ф. 173. 201. Л. 316 об.). С таким же днем памяти Д. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Московский митр. св. Филарет (Дроздов) установил «править молебен» по Д.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Первый написал «житие и подвиги преподобного отца нашего архимандрита Дионисия»; второй оставил «Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах» – сказание, в котором находим несколько известий о деятельности преподобного Дионисия в смутное время. А третий (т. е. Наседка) к житию, составленному Симоном, присоединил большую записку «о житии святого архимандрита Дионисия». Самые обширные сведения о Дионисии оставил Симон Азарьин. Прежде чем обратиться к разбору «жития», составленного Азарьиным, скажем несколько слов о самом авторе, бывшем в очень близких отношениях к Дионисию. О происхождении и жизни Симона Азарьина большая часть сведений находится в его же собственных сочинениях, в которых он иногда касается своей личности. До своего пострижения в монашество Симон носил имя Саввы Леонтьева (по прозванию Булат) и был слугою княжны – инокини Ирины Ивановны Мстиславской 14 . Если эта княжна Мстиславская принадлежит к роду тех бояр Мстиславских, которые занимали тогда такое видное положение, особенно после низложения Шуйского, то положение Симона в качестве слуги у нее было положением не низким и не безвыгодным. Будучи слугой, он скопил даже несколько денег, которые потом и потребовались при поступлении в монастырь. В 1624 году с вкладом 50 рублей он поступил в число монахов Троицкого монастыря. Где и чему обучался Симон до своего монашества – неизвестно; сам же он говорит о себе, что «в училищах философских не бых, ниже грамматические хитрости навыкох» 15 . Да и вероятно, что его образование в миру ограничилось обучением грамоте, – и никаких других наук он не коснулся. Но попав в монастырь – богатый книгами и рукописями, – Симон воспитал в себе любовь к чтению и списыванию книг и этим путем с одной стороны расширил круг своих сведений, а с другой приобрел способность к литературной работе. Ближайшим поводом к пострижению в иноки для Симона послужила, надо полагать, его тяжкая болезнь. В надежде получить исцеление Симон обращался ко многим лекарям и на это истратил много денег: «имения многа истощих», выражается об этом сам Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010