В янв. 1655 г. И. присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В янв. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел И. отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца мон. Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февр. 1656 г. киевский воевода кн. Ф. Ф. Волконский доложил царю, что мон. Иосиф (Загвойский) по благословению И. покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впосл. выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об И. отсутствуют. И. В. Жиленко, В. Г. Пидгайко Труды в области книжности Наиболее значительным лит. трудом И. является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Paterikon, abo ywoty witych oyców Pieczarskich» (Патерик, или Жития святых отцов Печерских) (К., 1635) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы И. древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, вероятно из б-ки Киево-Печерского мон-ря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда И. принадлежал бывш. келарю Троице-Сергиева мон-ря Симону (Азарьину) , рукопись была создана, по-видимому, при жизни И.: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (РГБ. Ф. 304.I. 714, 390 л.). На нижних полях первых листов имеются записи: «Лета 7173 года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина».

http://pravenc.ru/text/578555.html

Перед своей кончиной игумен Сергий повелел братии похоронить себя на братском кладбище. Однако Митрополит Киприан (†1406; пам. 16 сент.) благословил погрести останки почившего первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном слове старца Епифания Премудрого говорится об этом: “…преосвященный Митрополит Киприан, пересмотрев и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть”. В 1422 году, тридцать лет спустя после кончины Преподобного, при Митрополите Фотии (†1431; пам. 2 июля) и при игумене Никоне (†1426; пам. 17 нояб.) началось строительство нового каменного собора и при этом произошло открытие мощей основателя Троицкой обители и светильника земли Русской. Со временем настоятели Троицкой обители начинают избираться в Предстоятели Русской Церкви. В конце XV века был поставлен Митрополит Симон (1495–1511). Недолго занимал кафедру Митрополит Иоасаф (1539–1542), скончавшийся затем на покое в Троицком монастыре. В XVI веке происходит возвышение обители преподобного Сергия: она становится первейшей в Русской Церкви, её настоятель становится архимандритом. В Соборной грамоте святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.), данной в 1561 году первому Троицкому архимандриту Елевферию, говорится об особенностях совершения им богослужения, указаны также приписные к Троицкой обители монастыри. Предстоятели Русской Церкви возводили Троицких настоятелей на архиерейские кафедры. Троицкий постриженик, Митрополит Кирилл III (1568–1572), поставил игумена приписного Махрищского монастыря Варлаама (†1585; пам. 21 авг.) на Суздальскую кафедру. Последний Митрополит Московского царства, святитель Дионисий (1581–1586), освятил в 1585 году Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре и совершил переложение мощей преподобного Сергия в новую раку. В 40-х годах XVII века старец Троицкой обители Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал все письменные источники XV–XVII вв. о жизни и чудесах преподобного Сергия и его труд был издан Московским печатным двором. Автор-составитель отметил первые визиты Восточных Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: “Первое бысть во Святей России и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Российский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова”. Совершали паломнические поездки в обитель Радонежского угодника Всероссийские Патриархи. У его святых мощей получил исцеление от своих недугов Патриарх Иосиф (1642–1652).

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Говоря же о Повести, следует сказать, что инока Мисаила, очевидно, можно отнести к числу авторов Древней Руси, который потрудился в агиографическом жанре. Помещение Митрополитом Макарием Повести о кончине князя Василия III во владычный летописный свод 1539 года, а затем и в августовский том Великих Четьих Миней позволяет предполагать о связях автора Повести со святителем Макарием. Несомненно, необходимы дальнейшие разыскания о жизненном пути старца Мисаила, о его книжных вкладах и интересах. Остается добавить, что труд старца Мисаила не остался единственным в истории древнерусской литературы. Аналогичная «государева» Повесть, посвященная первому царю из династии Романовых, была известна еще исследователям XIX века, но, к сожалению, остается до сих пор неопубликованной. «Повесть о кончине царя Михаила Феодоровича», так же как и все подобные произведения, была написана вскоре после его кончины (†1645). Однако в ней, судя по всему, очень сильно общественное звучание событий того времени. Вслед за царем вскоре скончалась и царица, а перед этим расстроился брак царевны Ирины Михайловны с датским королевичем Вальдемаром, так как он не стал принимать Православие. Автор Повести пишет: «Тот окаянный королевич жив и здоров остался и никакой тщеты не сотворилось ему, а нам, православным Христианом, не благо явилось – царя и царицы лишились. Точно по смерть самодержца и самодержици приходил окаянный» 1372 . Келарь Троице-Сергиевой обители – старец Адриан Ангелов Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI–VII вв. келари 1373 обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571–1593; †1603) 1374 , Авраамий Палицын (1609–1620; †1626) 1375 , Александр Булатников (1622–1641; †1655) 1376 , Симон Азарьин (1646–1653; †1665) 1377 , Арсений Суханов (1655–1659; †1668) 1378 . Менее всего изучена деятельность первого из них – старца Адриана Ангелова 1379 . Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах 1380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Может показаться невероятным, а между тем известно положительным образом, что бывали в старое время «зело чудные» деревянные церкви 37 сажен длины и стольких же сажен вышины и не называемые чудными – 30 сажен вышины до креста, и притом бывали в монастырях, не имевших никакой особой знаменитости (см. Бычкова Описание сборников Публичн. библиотеки. Ч. I, С. 8 нач. и 104 fin.). Симон Азарьин (бывший монахом, казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века) в житии архимандрита Дионисия сообщает известие, что до осады лавры Поляками была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского, стоявшая на святых воротах ее вместе с каменною церковию преподобного Сергия (в настоящее время Иоанна Предтечи) 120 . Чудотворец Димитрий Солунский был ангел великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1362–1389), и дело необходимо понимать так, что церковь первоначально была построена самим преподобным Сергием в честь ангела государя, с которым он находился в тесном союзе духовной любви. Но если преподобным Сергием была поставлена на воротах монастырской ограды церковь , то необходимо представлять себе ограду эту не как тын, а как настоящую стену (подразумевается срубленную из дерева, каковыми были тогда почти и все наши городские крепости или, как они назывались, города). А из сего следует, что тын, которым обнесен был монастырь первоначально, заменил стеной еще сам преподобный Сергий. В 1382 году, в августе месяце, хан Сарайский Тохтамыш, низложивший Мамая, сделал грозное нашествие на Москву. От полчищ Татарских преподобный Сергий удалялся со своей братией в Тверь (в которую удалялся и митрополит Киприан из Москвы). Но монастырь его, подвергавшийся опасности быть разграбленным и выжженным, ибо Тохтамышем были разосланы отдельные отряды войска во все окрестности Москвы, остался невредимым. После 78 лет жизни, после 55 лет монашества и после 48 лет игуменства преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года, поставив в свои преемники за шесть месяцев до своей кончины ученика своего Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Может показаться невероятным, а между тем известно положительным образом, что бывали в старое время «зело чудные» деревянные церкви 37 сажен длины и стольких же сажен вышины и не называемые чудными – 30 сажен вышины до креста, и притом бывали в монастырях, не имевших никакой особой знаменитости (см. Бычкова Описание сборников Публичн. библиотеки. Ч. I, С. 8 нач. и 104 fin.). Симон Азарьин (бывший монахом, казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века) в житии архимандрита Дионисия сообщает известие, что до осады лавры Поляками была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского, стоявшая на святых воротах ее вместе с каменною церковию преподобного Сергия (в настоящее время Иоанна Чудотворец Димитрий Солунский был ангел великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1362–1389), и дело необходимо понимать так, что церковь первоначально была построена самим преподобным Сергием в честь ангела государя, с которым он находился в тесном союзе духовной любви. Но если преподобным Сергием была поставлена на воротах монастырской ограды церковь, то необходимо представлять себе ограду эту не как тын, а как настоящую стену (подразумевается срубленную из дерева, каковыми были тогда почти и все наши городские крепости или, как они назывались, города). А из сего следует, что тын, которым обнесен был монастырь первоначально, заменил стеной еще сам преподобный Сергий. В 1382 году, в августе месяце, хан Сарайский Тохтамыш, низложивший Мамая, сделал грозное нашествие на Москву. От полчищ Татарских преподобный Сергий удалялся со своей братией в Тверь (в которую удалялся и митрополит Киприан из Москвы). Но монастырь его, подвергавшийся опасности быть разграбленным и выжженным, ибо Тохтамышем были разосланы отдельные отряды войска во все окрестности Москвы, остался невредимым. После 78 лет жизни, после 55 лет монашества и после 48 лет игуменства преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года, поставив в свои преемники за шесть месяцев до своей кончины ученика своего Никона.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Неприязненные отношения, сложившиеся между архим. Дионисием, Наседкой и нек-рыми троицкими старцами с одной стороны, и Л. и Филаретом - с другой, выражались в частых взаимных укорах и обвинениях. Наседка считал, что Л. «не научен бе догматом православия, и хитрость грамматическую и философство книжное порицал еретичеством». В свою очередь Л. заявлял Дионисию: «Везде вас умножилося неученых сельских попов, людей учите, а сами не знаете, чему учите» ( Симон (Азарьин). 1855. С. 62, 66). Крайнее обострение эти отношения приобрели в связи с правкой кн. Потребник ( Требник ), порученной, согласно царскому указу от 8 нояб. 1616 г., архим. Дионисию, старцам Арсению Глухому (канонарху) и Антонию Крылову (книгохранителю), попу Иоанну Наседке и иным «разумным старцам». Отмечалось, что в монастырской б-ке много книг «для справки», а расходы возлагались на монастырскую казну (Там же. С. 80-83). Ни Л., ни Филарет не были привлечены к редакторской работе, поэтому они особенно ревностно оценивали результаты правки. После выхода книги в 1618 г. они обвинили справщиков Потребника в ереси. На Соборе, состоявшемся в том же году, Л. яростно выступил против них, т. к. исправления противоречили Уставу в его редакции (видимо, с этого момента началась и критика первопечатного Устава Л.); архим. Дионисий и его соратники были осуждены. Однако после восшествия на Патриарший престол Филарета (Романова) и проведения консультаций с патриархом Иерусалимским Феофаном IV , а позднее и с патриархом Александрийским Герасимом I Спарталиотом справщики были оправданы. В 1619 г. архим. Дионисий вернулся в Троице-Сергиев мон-рь (Там же. С. 23-26; Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 252-308). В том же году в преклонном возрасте («стар сый») умер уставщик Филарет. По смерти друга Л. как уставщик возглавил весь монастырский хор. После кончины Л. его имя было записано в синодики обители (РГБ. Ф. 304. 41. Л. 31; 42. Л. 36). И в чудовском, и в троицком Стихирарях, написанных Л., внимание исследователей прежде всего привлекают циклы песнопений в честь свт.

http://pravenc.ru/text/2110644.html

О дальнейшей судьбе и деятельности Арсения Глухого известно то, что он некоторое время стоял во главе справщиков в Москве, как это видно из расходных книг печатного двора 133 г. (т. е. 1625 г.). Понятно, что Арсению потому было предоставлено главное место при справе, что он зарекомендовал себя со стороны грамматических и других знаний, как составитель упомянутых нами сочинений. Симон Азарьин говорит, что Арсений с товарищами „поработаша на печатном дворе у справы книг много лет“. (Жит. преп. Дионисия, стр. 45), но нужно думать, что справщиком Арсений был не далее, как до 1635 г., потому что в этом году он является уже головщиком в Троицком Богоявленском монастыре, что в Кремле, куда был принят за вклад 10 рублей. Некоторыми историками высказывалось мнение, что Арсений Глухой был даже основателем в Москве школы греко-латинской, каковое мнение обосновывается на свидетельстве Олеария, который, будучи в России в 1633 г., говорит, что тогда была учреждена в Москве „подле патриаршего двора греко-латинская школа, состоящая под управлением и надзором ученого грека по имени Арсения“ 8 . Но мнение это несправедливо. Во-первых, знание Арсением греческого и латинского языков – и притом на столько основательное, чтобы быть во главе греко-латинской школы, более, чем сомнительно. Во-вторых, название Арсения греком только потому, что он знал греческий язык странно слышать от Олеария. Наконец, что самое главное, теперь доказано, что никакой греко-латинской школы при патр. Филарете в Москве и не существовало, а греко-латинская школа, о которой говорит Олеарий во втором издании описания своего путешествия, открыта при патр. Никоне в промежуток времени 1653–1655 г.г., – вероятнее всего в 1653 году. – Когда и где скончался Арсений Глухой – неизвестно; имя же его записано в синодике Кирилло-Белоозерского монастыря. Уместно здесь познакомиться с грамматическими познаниями Арсения. По Арсению, грамматика имеет весьма важное значение, так что без нее „невозможно всякому хитрецу удобрити хитрость свою»: подобно как портной без ножниц и иглы не может „устроити благолепотно ризы», так точно и без знания словесной хитрости невозможно понимание Божественных писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Первый колышек в основание будущей обители был положен в 1584 году. Обитель возводилась в северной части города по отлогому берегу реки всем алатырским посадом. Денежные средства на постройку храмов во имя Троицы Живоначальной и во имя прп. Сергия Радонежского перечислялись из Государевой казны. Тем не менее, несмотря на большие земельные угодья - монастырю были дарованы вотчины, рыбные ловли, сенокосные и пашенные земли. В Смутное время обитель сильно пострадала от повстанцев из народных масс, недовольных политикой царя Василия Шуйского и назначенным им воеводой в Алатырь - Жданом Сабуровым, родственником Бориса Годунова. Повстанцы тогда монастырские жалованные грамоты и крепостные акты уничтожили, двух игуменов в реке утопили, а третьего сбросили с башни, имущество монастыря распределили между собой. Вследствие этого разорения Троицкая обитель пришла в упадок и в 1615 году была приписана к Свято-Троицкому Сергиеву монастырю. Автор жития прп. Сергия Радонежского, келейник прп. Дионисия Радонежского, Симон Азарьин, с 1630 по 1634 год состоял Строителем в приписном к Троице-Сергиевой обители Алатырском Троицком монастыре. К концу XVII века Алатырская Свято-Троицкая обитель стала потихоньку возрождаться и перестраиваться. Правда, в то время монастырь был невероятно беден. В обители оставалось лишь несколько насельников. Но, несмотря на трудности, в 1748 году настоятель монастыря иеромонах Меркурий положил начало строительству первого в обители каменного храма в честь Живоначальной Троицы. Настоятель не раз обращался с просьбой восстановить обитель и в управляющую монастырём Троице-Сергиеву лавру, и в Синод, и даже к самой Елизавете Петровне. Прошения не остались без ответа. Строительство каменного храма было закончено в 1753 году, и 13 ноября 1754 года Троицкий собор был освящён. Так как храм был двухэтажным, то вначале был освящён только второй этаж, а первый пустовал до 1767 года, после чего в нём устроили тёплую церковь в честь Богоявления Господня с пристройкой трапезной и колокольни. Забегая вперёд, стоит упомянуть, что в 1801 году церковь Богоявления была упразднена и вместо неё в том же году сооружена отдельная каменная церковь у северной стороны главного храма Живоначальной Троицы, а сам храм был перестроен. В это время рядом с церковью была возведена отдельно стоящая каменная трёхъярусная колокольня высотой 55,5 метров.

http://sobory.ru/article/?object=04998

Сказание о черноризцем чине//Творения. К., 1880. С. 92-93). Прп. Сергий Радонежский , вводя общежитие в основанном им Троицком мон-ре, ввел и соответствующие монастырские должности. Как сообщает агиограф, «от того времени убо съставляется въ обители святого общежитие. И устраяет блаженный и премудрый пастырь братию по службам: ового келаря, и прочих в поварни и въ еже хлбы пещи, ового еже немощным служити съ всякым прилежаниемъ; въ церкви же: пръве еклисиарха; еже потом параеклисиарси, пономонархи же и прочаа» ( Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского//БЛДР. Т. 6. С. 354-356). В 1-й четв. XV в. К. Троицкого мон-ря занимался покупкой земель для мон-ря (см. монастырские купчие: Акты Троице-Сергиевой Лавры. Кн. 518. Л. 454 об.- 455 об., 543 об., 576 об.//АСЭИ. 1952. Т. 1). К кон. XV в. в руках К. находились все дела, связанные с внутренним монастырским хозяйством, а также надзор за приписанными к мон-рю владениями. К. имел судебную власть над монастырскими крестьянами. На документах XVI в., касающихся хозяйственных дел мон-ря, ставилась особая келарская печать ( Смолич И. К. Русское монашество (988-1917): Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 166). В XVI-XVII вв. К. Троицкого мон-ря имел влияние за пределами обители. Среди троицких К. этого периода было немало известных в рус. истории лиц, таких как Адриан (Ангелов) , Евстафий (Головкин) , Авраамий (Палицын) , Александр (Булатников) , Симон (Азарьин) , Арсений (Суханов) ( Макарий (Веретенников), архим. Келарь Троице-Сергиевой обители - старец Адриан Ангелов//АиО. 1995. 2(5). С. 117). Во 2-й пол. XVII в. К. Троице-Сергиева мон-ря по должности был дьяком Монастырского приказа ( Смолич И. К. Русское монашество. С. 166). Не только троицкие К. обладали большими полномочиями. Согласно Уставу прп. Иосифа Волоцкого, «дела неважные решает сам игумен по совещании только с келарем и казначеем. Дела более важные решаются советом игумена, келаря, казначея и соборных старцев. Наконец, дела особенно важные объявляются всем инокам и решаются их общим голосом» ( Макарий.

http://pravenc.ru/text/1684125.html

Феодора «О юноше князе Романе», чудо «О жене» - к чуду св. Феодора «О жене слепой». В Житии И. также приведены 2 самостоятельных рассказа о чудесах: «О избавлении мужа Иоанна от беса» и «Об исцелении несовершенного умом отрока Сампсона». автор Жития И. составил также службу святому, как он сам свидетельствует в Житии: «…мне же, смиренному, преже написавшу канон святаго, и тропарь, и кондак…» Служба И. обнаруживает зависимость от службы св. кн. Феодору Смоленскому. По мнению Е. Е. Голубинского, местное почитание И. началось сразу после его кончины. Основываясь на Сказании о Спасо-Каменном мон-ре и на Житии И., прот. В. М. Верюжский полагал, что насельники Спасо-Каменного монастыря решили не погребать тело князя, но поставили его раку перед иконостасом на правой стороне храма, «чтобы всегда иметь его перед глазами и подражать его житию». Согласно Житию, после пожара 1476 г. старец Мартиниан (Сокольников) собрал мощи И. в ковчег, к-рый поместили под престолом храма, часть мощей была вложена в крест. В 1650 г. по благословению свт. Маркелла , архиеп. Вологодского, мощи были перенесены в специально устроенную гробницу в каменной Преображенской ц. у южных ворот обители, возле стены. В Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) под 10 июня отмечен праздник перенесения мощей И. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 278). Тогда же крест с частицами мощей святого обложили серебром и поместили на гробнице И. В Житии сообщается, что в мон-ре существовали «издавна написанные» иконы И.: одна находилась на аналое, другая - на гробнице святого. Имя «преподобнаго отца Иасафа, иже на Кубенском озере Каменном монастыре» внес в свой Месяцеслов келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) без указания дня памяти (РГБ. МДА. 201. Л. 335 об., ок. сер. 50-х гг. XVII в.). Память святого под 10 сент. указана в «Описании о российских святых» (списки XVIII-XIX вв.). Житие И. поместил в «Алфавите русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский (ЯИАМЗ. 15544. Л. 295-298 об., 1807-1811).

http://pravenc.ru/text/578044.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010