Впрочем, не следует забывать, что уже отец Дионисия имел прекрасный административно-управленческий опыт: переселившись из Ржева, где прошло детство Диоонисия, в Старицу, Феодор «старейшинство приемъ Ямския слободы строение». Управление Ямской слободой, то есть важнейшими транспортными коммуникациями того времени, конечно же, делало из отца Дионисия видного муниципального чиновника высшего звена, что не могло не сказаться на воспитании сына. Поражает то, с каким болезненным рачением пытается обосновать агиограф Дионисия Симон Азарьин, а вслед за ним и его соавтор Иван Наседка, святость своего духовного наставника и достоверность всех передаваемых в его Житии сведений. Так перестает существовать презумпция невиновности агиографа в преступлении против достоверной передачи сведений биографии святого. Косвенным свидетельством разрушения этого безусловного доверия к писаному становится сакраментальная фраза «Мне не буди, еже лгати на святаго», впоследствии вынесенная Димитрием Ростовским в эпиграф к его Минеям Четьим: теперь, когда труд агиографа может вызвать косой взгляд критически настроенного источниковеда, приходится уверять своего читателя в чистоте своих авторских намерений. В целом разрушается представление об априорной достоверности агиографического или просто сакрального текста, лучше всего выраженное знаменитым высказыванием митрополита Филарета (Дроздова): «Если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона проглотил кита, я без сомнения поверил бы в это». Однако в композиции Жития Дионисия установке на минимализацию критических замечаний скептиков приносится в жертву стройная композиция памятника: описав однажды дело о потребниках и деятельность Дионисия во время Смуты, Симон возвращается к этим сюжетам повторно, вставляя в свое повествование писания Ивана Наседки. Отказ от редакторской переработки текста с вставкой соответствующих эпизодов в уже написанные главы обосновывается Симоном следующим образом: «и того ради в средину того писания не вписах, да бы от неведущих в ложь не вменялося, тогда де так писано, а ныне инако» (имеется в виду отсылка первой, до включения в текст «иванова» писания, редакции Жития его непосредственному заказчику иноку Боголепу).

http://pravoslavie.ru/113183.html

Поставленный в К-поле митрополитом, Д. в 1384 г. прибыл в Киев, где был арестован киевским кн. Владимиром (Василием) Ольгердовичем , обвинившим святителя в том, что тот поехал в К-поль «без повеления» литов. князей. К этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о занятии митрополичьей кафедры Д. Святитель скончался в заключении, был похоронен в Антониевых пещерах Киево-Печерского мон-ря. Почитание Свт. Дионисий в темнице. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Свт. Дионисий в темнице. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. В сообщении «Рогожского летописца» 40-х гг. XV в. о смерти Д. отмечено, что «есть тело его и доныне цело и нетленно» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 151). Эта запись, читавшаяся уже в летописном своде нач. XV в., отразившемся в московской Троицкой летописи, свидетельствует о рано начавшемся почитании Д. Б. Н. Флоря По-видимому, спустя нек-рое время мощи святителя были перенесены из Киево-Печерского мон-ря в Н. Новгород. Об этом, а также о нетленности св. мощей сообщает Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове, где отмечена память Д. как «преподобного отца нашего», к-рый «в Киеве в заточении душу свою Господеви предал, а оттуду по неколицех летех мощи его перенесены в Нижней целы и нетленны благодатию Божиею» (РГБ. МДА. 201. Л. 321 об., сер. 50-х гг. XVII в.). По-видимому, Д. был погребен в нижегородском Печерском мон-ре, в таком случае его мощи были утрачены в результате оползня, разрушившего мон-рь на первоначальном месте 18 июня 1597 г. В XVII в. останков Д. уже не было в киевских пещерах, упоминание о них отсутствует в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Запись об основателе нижегородского Печерского мон-ря архиеп. Дионисии в монастырском синодике. XVII в. (ЦАНО) Запись об основателе нижегородского Печерского мон-ря архиеп. Дионисии в монастырском синодике. XVII в. (ЦАНО) С сер. XVI в. известно о почитании Д. в Н. Новгороде. В синодике 1552 г. нижегородского Печерского мон-ря говорится, что он написан в обители «преподобного чудотворца Деонисиа» ( Макарий (Миролюбов). С. 364). В Похвальном слове рус. святым Григория Суздальского (2-я пол. XVI в.) о Д. сказано сразу после Киево-Печерских святых. Он прославляется как устроитель многолюдного («аки град») пещерного мон-ря, наставник монахов («емуже и ученик множество бе, числом и до 500 в ангельском чине причитаются»), духовный отец мн. тысяч мирян («толикы тысуща приведе Господеви, толикых душь попечение име»), архиерей, имевший «разсуждение от Святаго Духа во обоих в образех же и вещех: во иноческих же и миръских» ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 136-137). В офиц. общерус. летописании XVI в. о почитании Д. свидетельств нет, кроме указания на нетленность его мощей, взятого из более ранних сводов.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Симон Азарьин не был профессиональным писателем, он описывал жизнь своего учителя и наставника, как было принято в середине XVII в, опираясь на свидетельства современников и «самовидцев», вспоминая различные обстоятельства, в частности воздавая должное мужеству и стойкости архимандрита Дионисия. Прежде всего сообщается о составлении и рассылке патриотических грамот по городам Московской Руси (причем подчеркнута ведущая роль Дионисия, а не Авраамия Палицына). Затем показана драматическая обстановка, сопровождавшая работу по «исправлению» богослужебных книг (книжную справу), которая привела к строгому церковному наказанию ее исполнителей. Наконец описывается восстановление Троице-Сергиева монастыря после его осады интервентами. При этом распорядительный и заботливый пастырь и здесь терпит оскорбления от невежественных иноков. И все заслуги Дионисия выстраиваются в ряд испытаний и чудес. Силой чудесного небесного покровительства со стороны Богоматери, Сергия Радонежского Дионисий благоустраивает Троицкую обитель, побеждает гордыню в невеждах и обидчиках. Заботами земных покровителей – московского царя и патриарха, а также иерусалимского патриарха Феофана – Дионисий оправдан и восстановлен на посту архимандрита. К тому же он удостаивается необычной награды – вселенский патриарх возлагает на его главу свой клобук. Еще при жизни он исцеляет больных, а в посмертных чудесах, являясь в видениях, облегчает участь многих. Описания монастырского быта, разговорная речь в многочисленных диалогах представляют незаурядный интерес для читателей. Симон Азарьин называет не только духовных лиц, в его повествовании фигурируют книгописцы, ремесленники, певчие, жители подмонастырных слобод, московские подьячие и дьяки и бывшие ратники. Представление о Дионисии Симон Азарьин передает как о местночтимом святом. Но в то же время он не забывает сообщить читателям своего сочинения, что считает важной заслугой Дионисия обращение к литературному наследию Максима Грека : «До сего же Дионисия в дому Сергия... мало любили Максима Грека ». Таким образом, Житие Дионисия знакомит нас с целым пластом русской жизни, отражавшейся в одном из близких Москве середины XVII в. монастырских центров – в Троице-Сергиевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы. Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия. Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

В год выхода Устава Л. покинул Чудов мон-рь и занятую поляками столицу (в сент.) и поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, заняв там место головщика. Обитель только что пережила осаду и нападение поляков под предводительством Я. П. Сапеги и рус. «государевых изменников»; рядом со стрельцами и с казаками героически сражались иноки, старцы, клирошане, слуги монастырские (АИ. Т. 2. С. 284-285). Поставленному в февр. 1610 г. во главе монастыря архим. Дионисию (Зобниновскому) предстояло организовать восстановление хозяйства, строительство, оказание помощи пострадавшим ( Симон (Азарьин). 1855. С. 41 и далее). Здесь Л. подружился с уставщиком Филаретом, к тому времени исполнявшим свои обязанности уже более 30 лет. Возглавивший Троицкую обитель Дионисий вскоре повелел «мнозем праздником» совершать «всенощныя пения», а на литиях воскресных петь богородичны-догматики «купно со аммореевыми (т. е. Павла Амморейского.- Н. П.) стихирами» и зачитывать имена вкладчиков. Были введены также праздничные звоны , и «крылошане хождаху звонить». Все это значительно увеличивало длительность служб и нарушало уже существовавшие в мон-ре традиции, поэтому, несмотря на то что Дионисий «уставщика и головщиков не токмо любезными глаголы увещеваше», но и «пищею и питием утешая», клирошане «многа сопротивления ему творяху». Особенно противодействие шло «от уставщиков и головщика Логина» (Там же. С. 18-20). Келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия (1633) не раз упоминает Л. и Филарета как «безумных противников» архимандрита. Дополнивший это Житие Иоанн Наседка , который служил с 1611 г. священником при монастырской надвратной церкви, очевидец и участник событий (в отличие от Симона), посвятил взаимоотношениям этих людей разд. «О головщике Логине и о Филарете уставщике» (Там же. С. 62-71). Он писал, что Л. отличался буйным неуживчивым характером, вступал в конфликты с клирошанами и братией, а также с архим. Дионисием, в особенности по вопросам певческой практики. Архим. Дионисий, внося изменения в порядок совершения нек-рых церковных служб, уделял особое внимание богослужебному пению: «...на клиросе сам певал и статьи прочитывал, глас его дивен был, вси бо слышащии его поюща или чтуща, веселяхуся сердцы и радовахуся душами, сладкому гласу его удивляшеся»; при нем «головщиков и крылошан на обеих крылосах по двадцати семи на крылосе, а иногда и больше бываху» (Там же. С. 19, 21).

http://pravenc.ru/text/2110644.html

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Перед своей кончиной игумен Сергий повелел братии похоронить себя на братском кладбище. Однако Митрополит Киприан (†1406: пам. 16 сент.) благословил погребсти останки почившего первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном Слове старца Епифания Премудрого говорится об этом: «...преосвященный Митрополит Киприан, пересмотрев и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть». В 1422 году, тридцать лет спустя после кончины Преподобного, при Митрополите Фотии (†1431; пам. 2 июля) и при игумене Никоне († 1426; пам. 17 нояб.) началось строительство нового каменного собора и при этом произошло открытие мощей основателя Троицкой обители и светильника земли Русской. Со временем настоятели Троицкой обители начинают избираться в Предстоятели Русской Церкви. В конце XV века был поставлен Митрополит Симон (1495 — 1511). Недолго занимал кафедру Митрополит Иоасаф (1539 — 1542), скончавшийся затем на покое в Троицком монастыре. В XVI веке происходит возвышение обители преподобного Сергия: она становится первейшей в Русской Церкви, её настоятель становится архимандритом. В Соборной грамоте святителя Макария († 1563; пам. 30 дек.), данной в 1561 году первому Троицкому архимандриту Елевферию, говорится об особенностях совершения им Богослужения, указаны также приписные к Троицкой обители монастыри. Предстоятели Русской Церкви возводили Троицких настоятелей на архиерейские кафедры. Троицкий постриженик, Митрополит Кирилл III (1568 — 1572), поставил игумена приписного Махрищского монастыря Варлаама на Суздальскую кафедру (†1585; пам. 21 авг.). Последний Митрополит Московского царства, святитель Дионисий (1581 — 1586), освятил в 1585 году Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре и совершил переложение мощей преподобного Сергия в новую раку. В 40-х годах XVII века старец Троицкой обители Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал все письменные источники XV — XVII века о жизни и чудесах преподобного Сергия и его труд был издан Московским печатным двором. Автор-составитель отметил первые визиты Восточных Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: «Первое бысть во Святей России и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Российский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова». Совершали паломнические поездки в обитель Радонежского угодника Всероссийские Патриархи. У его святых мощей получил исцеление от своих недугов Патриарх Иосиф (1642 - 1652).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

3. На северной стороне Притом и во все грады из сея же обители летали увещательныя грамоты, возбуждающия на помощь Столицы, кои и воздействовали в нижних градах, особливо же в достопамятном Нижегородском гражданине, Козьме Минине. Но и самому по бури возсиявшему ведру, единодушным избранием царя Михаила Феодоровича, и совершенному мятежей успокоению, сия же обитель соучаствовала. Ибо и самому миру промысл благоволил заключену быть под стенами сея обители в селе Деулине. Во всех же оных славных деяниях отличил себя Троицкий Келарь Аврамий Палицын, и Архимандриты сея обители: Иоасаф и Дионисий. 4. На западной стороне Во время стрелецких мятежей, Петр 1-й, сей муж, толико собою славный, и толико Россию прославивший, для сохранения своей жизни двукратно находил убежище внутрь сея священныя ограды. В прославление сея обители и в вечную память великих мужей, Св. Сергия, Архимандритов: Иоасафа и Дионисия, и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры 1792 года. ”Они на Небесах: им слава не нужна, К подобным нас делам должна вести она”. В 1823 году сделано вокруг памятника своеобразное ограждение, а именно вместо столбов вкопаны в землю пушки (железные, остававшиеся в лавре от ее прежнего арсенала), казенными частями вверх, и по пушкам повешены гирляндами толстые железные цепи (всех столбов 18, но действительных пушек употреблено в дело 17, ибо один столб – из поддельной деревянной, пушки). Примечания 1. Павел Алеппский говорит, что Успенский колодезь устроен в виде кельи (Чтения Импер. Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 32 fin.). 2. Симон Азарьин – в печатн. житии преп. Сергия (вставка после главы 88, между л. 175 и 176) и в «Новых чудесах...» (гл. 25, печатн., с. 63 fin.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/438588/

Большинство исследователей считают, что именно А. В. в 1401 г. написал в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493). Атрибуция А. В. этого произведения основывается на послесловии, к-рое сохранилось в 2 списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского мон-ря (РГБ. Рум. 445, 1428 г.), др.- из Троице-Сергиевой обители (Казань. Науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского. 4634, 1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском , Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском , Саввине Сторожевском и др. мон-рях. В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец А. В. «с миром к Господу отиде». В сер. 50-х гг. XVII в. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» (РГБ. МДА. 201. Л. 332 об.). А. В. упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397; Описание о российских святых. С. 428; Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885; Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658; Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин//ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192; Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.

http://pravenc.ru/text/76986.html

В сер. 50-х гг. XVII в. троицкий инок Симон (Азарьин) включил имя М. в свой Месяцеслов: «Преподобный Михеи сподобивыйся видети Явления Пречистые Богородицы с преподобным Сергием» (РГБ. Ф. 173/I. 201. Л. 332 об.). В XVIII в. в разд. «Града Радонежа и монастыря святые» в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских святых чудотворцов…» (из рукописи П. И. Савваитова) был отмечен «Преподобный Михей» ( Барсуков . Источники агиографии. С. IV). 10 дек. 1734 г. по инициативе архим. Варлаама (Высоцкого) и с разрешения Синода была освящена построенная над мощами М., почивающими под спудом, небольшая каменная ц. в честь Явления Пресв. Богородицы и святых апостолов прп. Сергию. Она была расписана в 1781 г., в том же году в ней был сделан новый позолоченный иконостас. При ее возобновлении в 1842 г. присутствовал лично св. митр. Московский Филарет (Дроздов) , к-рый по этому поводу произнес проповедь, посвященную М. В 1871 г. на средства купца М. И. Шапошникова была произведена реставрация убранства церкви: отреставрирован иконостас, гробница М. покрыта новой серебряной ризой ( Голубинский. 2012. С. 99, 189-190). Е. Е. Голубинский первоначально включал М. в число не канонизированных, а лишь почитаемых усопших. Однако затем исследователь изменил свою точку зрения: «О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII-ro века, нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее», «он есть настоящий местный святой, неизвестно нам когда признанный или канонизованный» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 145-146, 555). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 18926; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 408-409. Лит.: Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010