Возрождение Новый человек Рождество Христа Рождество Христа есть центральное событие всей человеческой истории и не только человеческой, но и всего творения. Маленький город Вифлеем стал одной из столиц не только планеты Земля, но и всего мира. Основоположники естествознания Галилей и Кеплер утверждали, что хотя земля есть лишь песчинка в общем строе мироздания, тем не менее она является центром мира, так как на ней жил и действовал Иисус Христос . То же самое утверждал и известный естествоиспытатель-эволюционист Уоллес, современник Дарвина, выпустивший свою книгу о естественном отборе немного позже Дарвина. Он говорил, что земля вращается вокруг солнца – своего центра, тем не менее она есть центр мироздания. С рождением Христа наступило приращение, или обогащение творения вообще и человека в особенности как вершины земного творения. Почивший после шести дней творения Отец передал дальнейшее дело творения Сыну-Слову, Которым и сотворил все, «Им же вся быша». «Все предано Мне Отцом Моим» ( Мф. 11, 27 ) 128 . «Новая тварь» и «новый человек», по ап. Павлу, пришли вместе с Христом. В воплощении и рождении Христа открылась великая тайна Бога, как говорит ап. Павел ( Колос. 1, 26 ). Бог оделся в человеческое тело и дал людям видеть, слышать, осязать и даже вкушать себя в таинстве Евхаристии, стал доступен всем внешним, телесным чувствам человека. В лице Христа Бог дал людям Свой Образ, живую Икону Свою и говорил в Нем с людьми, и изрек «сокровенное от создания мира» ( Мф. 13, 35 ). Христос, как «краеугольный камень, который отвергли строители», краеугольный камень космического здания, невидимого человеку мира, рождением Своим стал краеугольным камнем также и видимого земного мира, вопреки воле недалеких и строптивых «строителей». Получив этот «камень», земля утвердилась во владениях Божиих и было положено основание для нового рая на земле, для нового Царствия, не искусственного «рая» Каина, а благодатного рая Адама и Христа. О «духовном камне» – Христе говорит ап. Павел ( 1Кор. 10, 4 ), имея в виду камень, который находился в древней скинии Завета. Из под камня вытекал источник воды – Христос стал «живоносным источником» новых поколений. Только немногие из современников проникли в таинственную сущность событий: волхвы, Мария и Иосиф, старец Симеон Богоприимец и Анна Пророчица во храме, и пастухи через ангелов. «Се бо Агнец Вифлеемск льва и змия нами поправ, миру мир дарова» (из тропаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Вы знаете, братие, что после первого обещания о рождении Спасителя до самого рождения прошло не мало времени, в которое Бог приготовлял людей и особенно евреев к принятию Его. Указаны были признаки, по которым внимательные люди могли узнать родившегося им Спасителя. Когда наступило время исполниться обещанию о рождении Его, между людьми особенно усилилось ожидание Его, и когда Иисус Христос родился и жил на земле, многие узнали Его, как Спасителя, различными способами. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые, по рождении Спасителя, воспели песнь: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», и которые именно сказали им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Они поспешно пришли в пещеру, где был родившийся Спаситель и поклонились Ему. Восточные мудрецы, так называемые волхвы, узнали Его посредством звезды, которая пред рождением Его явилась на востоке. Руководствуясь ею, они пришли в дом, где находился родившийся Спаситель, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Симеон Богоприимец и Анна пророчица, по особенному откровению от Духа Святого, узнали Его, когда Он, по исполнении четыредесяти дней от рождения Его, принесен был во храм. Иоанн Креститель на реке Иордане, во время крещения, узнал Его по откровению, по сошествии на Него Святого Духа в виде голубя, и по гласу с небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.8:17 ). Подобный глас был о Нем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе Фаворе. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте ( Мф.17:5 ). Кроме этого, весьма многие узнали Его по превосходству Его учения, и особенно по чудесам, которые Он творил. Учение Его имело сильное влияние на современников. После Нагорной беседы народ дивился учению Иисуса Христа, потому что, замечает евангелист, Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). После праздника Кущей первосвященники и книжники послали служителей взять Иисуса Христа, но последние не исполнили их приказания и, на вопрос первосвященника – почему они не привели Его? – отвечали; «никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ). Что касается чудес Иисуса Христа, то они были очень разнообразны, но почти во всех своих чудесах Он оказывал милость страждущим людям, и эти чудеса имели сильное влияние на Его современников. Чудеса Его состояли в том, что людей, одержимых неизлечимыми болезнями и беснованием, Он исцелял в мгновение ока, одним словом, или прикосновением руки, и даже чрез прикосновение их к Его одежде. Однажды пятью, а в другой раз семью, хлебами Он напитал в пустом месте несколько тысяч человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых, а именно, воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира, и Лазаря, уже на четвертый день после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Е.Б. Громова Иллюстрации Порядок букв греческого алфавита (акростих Акафиста): α β γ δ ε ς η θ ι κ λ μ ν ξ ο π ρ σ τ υ φ χ ψ ω Схема расположения клейм иконы «Похвала Богородице с акафистом» Ил. 1. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля 1065 соб.). Общий вид Ил. 2. Средник иконы «Похвала Богоматери с Акафистом». Сюжет – «Похвала Богоматери». Сидящую на престоле Богоматерь с Младенцем окружают 10 пророков (слева: Иаков, Аарон, Иезекииль, Соломон, Захария; справа: Моисей, Самуил (?), Исайя, Давид, Даниил), а также Симеон Богоприимец, прав. Иосиф, св. Иоанн Дамаскин и св. Козьма Майумский Ил. 3. Прооймион (кондак I). «Взбранной воеводе победительнаа...». Торжество Православия. Изображен момент обретения иконы Богоматери Одигитрии в Константинополе императрицей Феодорой. В нимбах представлены император Михаил, императрица Феодора и патриарх Мефодий Ил. 4. Строфа α (икос 1). «Ангел предстатель с небес послан бысть...». Благовещение Марии у колодца Ил. 5. Строфа β (кондак II). «Видящи святая себя в чистоте рече Гавриилу дерзостне...». Благовещение; Мария обращается со словами к Архангелу Ил. 6. Строфа γ (икос II). «Разум неразумен разумети девая ищущи...». Благовещение; Архангел отвечает Марии Ил. 7. Строфа δ (кондак III). «Сила вышнего осени тогда к зачатию браку неискусней...». Благовещение; передается момент Воплощения; на груди Марии изображена мандорла Ил. 8. Строфа ε (икос III). «Имущи богоприятную деваа утробу встече к Елисавети...». Встреча Марии и Елизаветы Ил. 9. Строфа ζ (кондак IV). «Буря внутрь имея помышлений неверных, целомудренный Иосиф смутися...». Иосиф упрекает Марию Ил. 10. Строфа η (икос IV). «Слышаша пастырие аггелом поющим плотское Христово пришествие...». Изображена сцена приветствия Марии и Младенца пастухами – Рождество. Поющие ангелы представлены в полусфере неба Ил. 11 Строфа θ (кондак V). «Боготочну звезду видевше волсви, тоя последоваше зари...». Путешествие волхвов, ведомых летящим ангелом (от изображения ангела сохранились только фрагменты)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вне мира нет спасения»: диалог на Сретение 14.02.2012 317 Время на чтение 12 минут Сретение Господне - один из самых понятных, но в то же самое время один из самых таинственных праздников церковного календаря. Вникнуть в смысл празднуемого события помогает иконография. Она делает празднуемое событие чрезвычайно гибким для богословской и символической рецепции, свидетельство чему - история образов, соединенных мышлением Церкви с событием принесения Богомладенца Иисуса в Храм. Именно к этим образам обращаются иеромонах Иосиф (Павлинчук) и диакон Августин Соколовски в публикуемом диалоге, уделяя особое внимание личности праведного Симеона Богоприимца. I Богословие в истории Иеромонах Иосиф (Павлинчук): Праздник Сретения Господня - это день встречи человека с Богочеловеком, это точка, разделяющая Ветхий и Новый Заветы, это символ Светильника, знамение Света. Рассматривая события праздника, мы не можем обойти стороной тех, кто участвовал и совершал ветхозаветный обряд очищения. Праведный Симеон, пророчица Анна- кто они? Что мы о них знаем? Как с богословской точки зрения следует понимать смысл праздника? Какое значение имеет для нас это событие в жизни Христа? В чем особенность и уникальность песни праведного Симеона? Эти и другие подобные вопросы встают перед нами каждый раз, когда мы задумываемся о первом посещении младенцем Христом Иерусалимского храма. Диакон Августин Соколовски: В одном из своих писем святитель Августин Иппонский (354-430) задается вопросом о том, почему, в отличие от Пасхи, дата празднования которой ежегодно изменяется, Рождество Христово празднуется в один и тот же день, 25 декабря. Ответ отца Церкви: Пасха сакраментальна, по сути своей она говорит о переходе от смерти в жизнь, является событием в истории, ускользающим от руки истории, а определение способа ее празднования прерывает линеарность отчета времени, свойственную последней. Рождество же вспоминает рождение Иисуса из Назарета, празднование его исторично, а потому привязано ко всегда определенной постоянной дате календаря .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Истинные последователи Христа, говорят адвентисты, не останутся в неведении о дне второго пришествия Христова. В этом убеждает нас ап. Павел, когда говорит: „вы, братия, не во тьме, чтобы день тот застал вас, как тать“ ( 1Сол.5:4 ). Господь же Иисус Христос говорит, что Он найдет как тать только на тех, которые не будут бодрствовать ( Откр.3:3 ); следовательно, те, которые будут ожидать пришествия Христа, не будут застигнуты врасплох. Как было во дни потопа, говорят адвентисты, так будет и пред вторым пришествием Спасителя. Господь не допустил наказания без предупреждения и наказание это не случилось в одно мгновение. За много времени Господь возвестил об имеющем быть потопе Ною, который был единственным праведником в то время на земле, дабы дать ему возможность приготовиться. Через Ноя Господь предупреждал о предстоящей гибели и современников его, хотя они и не поверили ему. Точно так же поступил Господь и пред разрушением Содома. Первоначально Он открыл о Своем намерении верному рабу Своему Аврааму ( Быт.18 ), а потом о том же возвестил и Лоту, дабы дать ему возможность выйти заблаговременно из города. Чрез Лота Господь предупреждал о грядущем наказании и живущих в Содоме нечестивцев, хотя последние только насмехались над ним ( Быт.19:4 ). Когда, продолжают адвентисты, Господь решил разрушить город Ниневию, το прежде послал к жителям Своего пророка Иону, дабы чрез него призвать их к покаянию ( Ион.1 ). Наконец, и накануне первого явления Мессии Бог чрез пророка Иоанна Крестителя призывал людей к покаянию, приготовляя их к принятию Христа. И мы знаем, говорят адвентисты, что жившие в то время праведники не только ожидали, что Мессия скоро приидет, но и знали, что не умрет род тот, пока не приидет Сам Спаситель мира ( Лк.2:25–39 ). Так, напр., Анна пророчица давно ожидала явления Христа в мир, а праведный Симеон Богоприимец даже знал, что не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами Спасителя мира. Можно бы привести много случаев таких, которые научают нас, что Господь милостив и не желает, чтобы кто погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Канон на Сретение Господне В заглавии торжественного канона на праздник Сретения Господня поставлено следующее изречение, или стих шестистопный ямбический: Χριστν γεγηθς πρσβυς γκαλζεται (Христа радостно старец объемлет). Этими немногими словами св. Козьма Маюмский, мудрый писатель канона, определил как внутреннее содержание своего произведения, соответствующее названию самого праздника, так и внешний состав канона, для которого означенное изречение служит акростихом. Приступая к прославлению радостного события, воспоминаемого Церковью в день Сретения Господня, торжествующий песнописец в преизбытке духовного веселия призывает небо и землю и все живые существа – видеть умилительное зрелище, как Единородный Сын Всевышнего Бога является в храме Иерусалимском сыном земной матери, как Создатель всего, седящий на Херувимах превыше всех небес, приносится на руках Девы Марии в возрасте слабого младенца, и Виновник закона, не имеющий ни малейшего греха, в сороковой день по рождении подчиняется закону, данному для обыкновенных смертных; – затем живо изображает трогательные обстоятельства самого события – сретение и принятие из рук Пречистой Девы Божественного младенца старцем Симеоном, и во всём каноне преимущественно останавливается на лице этого праведного старца, прозванного Богоприимцем, которого вдохновенная речь сделала принесение в храм столь высоким и знаменательным в земной жизни нашего Господа. Просвещённый Духом Божиим и Богооткровенными внушениями ветхозаветных пророчеств и прообразований, Симеон устами Песнописца прославляет Божественное и неприступное величие приносимого Христа, Света язычников и Славы Израиля, – приносящей предрекает будущие события, свыше предопределённые Её Божественному Сыну для спасения людей верующих, – а обращаясь наконец к самому себе, с неизъяснимою радостью старца, удостоившегося видеть лицом к лицу давно ожиданного Бога во плоти, изъявляет готовность – с миром отойти из временной жизни в жизнь загробную, чтобы и там возвестить всем уже наступившее спасение в лице Божественного младенца. Основанием для изображения обстоятельств празднуемого события служит сказание Евангелиста Луки ( Лк.2:22–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Когда престарелый Симеон Богоприимец по откровению Божию изрек Деве Марии, что настанет время, когда ее душу «оружие пройдет», он разъяснил и последствия этого: «Да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2, 35 ). Предсказание его в точности исполнилось в истории страданий Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ясно обнаружилась пред всеми злоба фарисеев, книжников, первосвященников и старейшин иудейских, отвергших краеугольный камень, который полагал Господь в основание Сиону. В постыдной наготе открылось пред всеми ослепление самого народа, который предал язычникам и на смерть Царя своего, Которого он несколько дней тому назад встречал с таким восторгом. Обнаружилось тайное коварство Иуды Искариотского, за тридцать жалких сребреников предавшего своего Учителя и Господа, и вопиявшая к небу несправедливость Понтия Пилата, осудившего из позорного страха пред людьми невинного Праведника на смерть. Не без скорби читаем мы в этой истории о слабости апостола Петра, отрекшегося от своего Спасителя, и о малодушии остальных апостолов, в минуту опасности оставивших и бежавших от своего Учителя. Но, с другой стороны, видим мы здесь трогательный образец мужества, неописанной любви и непоколебимой верности благочестивых женщин, которые, несмотря на все препятствия и опасности, не отступили от креста Христова до тех пор, пока не испустил Он последнего вздоха и не предал духа Своего в руки Небесного Отца. Наконец, во всей полноте раскрылось любвеобильное, послушное, терпеливое, верное даже до смерти сердце Христово. Мы видим, как Он вкушал пасхального агнца с учениками Своими; как Он установил божественное Таинство Евхаристии; как молился и тосковал в саду Гефсиманском; как пошел навстречу стражам и воинам и добровольно предался в их руки; как стоял Он пред судилищем синедриона, претора и царя Ирода; как с тяжелою крестною ношею на плечах шествовал Он к Голгофе; как, наконец, был распят на древе проклятия и позора… И везде мы видим в Нем то же глубоко чувствующее сердце, ту же небесную красоту, наконец, ту же небесную славу Его, славу как Единородного от Отца, исполненного благодати и истины. Остановиться на каждом из этих моментов страстей Господних чрезвычайно поучительно, и мы рассмотрим теперь величавый образ Христа, каким Он был на тайной вечери в кругу Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Н.С. Посадский Подвижники благочестия Святой Горы Святая Гора Афон – земной Удел Преблагословенной Владычицы Богородицы. Она, Царица Небесная, как любящая Матерь, покрывает святогорских иноков Своей любовью и заботой. И по непреложному слову Приснодевы Гора Афонская, как светоч Православия, рассадник благочестия и средоточие православного подвижничества, пребудет таковой до скончания века. Многие тысячи иноков, уязвленные горячей любовью к Сладчайшему Иисусу и Его Пречистой Матери, проходили здесь спасительный подвиг пламенной молитвы за весь мир. Многие святогорцы прославлены в лике святых. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67:36 ). Много угодников Божиих – святителей, преподобных и праведных – своей благочестивой подвижнической жизнью прославили Творца и Создателя всяческих. Словно яркие звезды сияют они на церковном небосклоне, указывая путь к Солнцу правды – Христу Богу, Сладчайшему Иисусу. Вот и Собор Афонских святых, просиявших подвигами в избранном Уделе Приснодевы Богородицы, яко огнезрачный столп света, руководит новоблагодатный Израиль – всех православных христиан на пути к вечной жизни. Преподобному Петру в темнице явился вместе со свт. Николаем Чудотворцем св. Симеон Богоприимец, коснулся жезлом колод узника, и они распались, после чего святой вывел его на свободу. Св. Петр ушел на Гору Афонскую, там явилась ему в небесной славе Пресвятая Богородица и сказала: «Афон называется Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и здесь иноки будут служить Богу. Я сподоблю их великих дарований, и они получат от Меня великую помощь и облегчение в болезнях, трудах и бранях». Здесь, на Афоне, преподобный подвизался пятьдесят три года. За все это время он не видел людей, терпел великую брань от бесов, постоянно пребывая в посте и молитве. Ангел Божий хранил его и питал манной с неба. Преподобный Павел Ксиропотамский был очень образованным человеком, происходил из знатного рода, но по любви к Богу переменил богатую одежду на старую и бедную и ушел на Святую Гору, где в обители Ксиропотам предался постническим и молитвенным трудам. Постелью для него была земля, возглавием – камень, многими слезами и молитвой стяжал он благодать Святого Духа. Усердием прп. Павла была восстановлена из развалин обитель Ксиропотам и соборный храм, где хранится честное Древо Креста Господня. Здесь собралось множество иноков, которые славили Бога. Кроме того, преподобный основал еще одну обитель на подгорье Афона, удобную для совершенного безмолвия и уединения, куда собралось шестьдесят иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неделя святых праотец Дорогие братья и сестры! Как всегда, за две недели до Рождества Христова мы совершаем память святых праотец, т.е. всех ветхозаветных праведников, которые жили в мире до Христа. В Библии «мир» обозначается словом ОЛАМ, что можно перевести как «век». Библейский мир – это временная протяженность от мгновения творения и до последнего дня. Мир – это история. И центральным событием этого мира является Рождество Господа Иисуса Христа, к празднованию которого мы теперь приближаемся. Вся мировая история делится Рождеством на две эпохи: «До» и «После», до Рождества Христова и после Него. Нам выпало жить во вторую из них. Мы ведем счет наших лет от Рождества Христова. Рождество отмечает конец каждого года и начало следующего. Каждый первый день недельного богослужебного цикла посвящен Воскресению Спасителя. А наши годовые праздники возвращают нас к евангельским событиям, которые произошли две тысячи лет назад. И благодаря церковному календарю мы живем в присутствии этих историй, можем соотносить с ними нашу жизнь, и, более того, молитвенно литургически соприкасаться с ними. Мы живем в мире, где есть Евангелие. Нам посчастливилось (и быть может это самое большое наше счастье, о чем мы, конечно, редко задумываемся) родиться в мире, где есть Книга, в которой мы можем прочитать: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ), «Я пришел, для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин. 10:10 ), «Кто Мною войдет, тот спасется» ( Ин. 10:8 ), «Мое учение – не Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин. 7:16 ), «Видевший Меня – видел Отца» ( Ин. 14:9 ). У нас есть Книга, в которой нам поведана вся полнота откровения о Боге: все, что Бог хотел нам сказать, открыть о Себе, записано в Евангелии. Но этого не было у тех, кто жил до Рождества. Представим себе на секунду мир без Евангелия. Что остается? Остаются ожидания, надежды, постоянный поиск, вопрошания, но нет последнего слова. Нет тех слов, на которых может упокоиться дух человека, слов конечной истины. Из всех ветхозаветных праотец только Симеон Богоприимец, который дожил до Рождества и держал Младенца-Христа на своих руках, мог сказать Богу, что ныне Ты отпускаешь меня с миром, потому что я собственными глазами видел Твою спасительную истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.1 из  5) Отзыв о книге " Необыкновенное путешествие Серафимы " " Горько признаваться, что отрок слабоват умом... " Рецензия на книгу для детей Тимофея Веронина " Необыкновенное путешествие Серафимы " Совсем недавно на прилавках православных магазинов и ярмарках появилась новая книга для детей Тимофея Веронина “Необыкновенное путешествие Серафимы”. Эта книга, великолепно изданная на прекрасной мелованной бумаге, снабженная яркими иллюстрациями, выпущена в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви и одобрена известным московским пастырем протоиереем Николаем Ведерниковым, слова которого приведены на оборотной стороне обложки. В частности, отец Николай отмечает, что “автор не отступает от церковного предания и вместе с тем использует образы, питающие воображение ребенка… Книга вписывается в миссионерское направление”. Но я уверен, что уважаемый отец Николай все-таки не нашел времени для более детального ознакомления с текстом этой повести, иначе он отказался бы от своего напутствия! Что же за новая повесть перед нами? Открываем книгу, и сразу попадаем в настоящий мир “православного фэнтэзи”, так популярного среди определенного круга православных читателей в наше время. И все бы вроде ничего, ведь мы привыкли уже к тому, что Архангелы разговаривают между собой, сидя на крышах домов и строя свои планы на страницах романа мастера жанра – известной современной писательницы, и различные чудеса и видения в современной православной прозе тоже вроде бы не новость, но в повести Тимофея Веронина героями стали библейские персонажи – Спаситель, Пресвятая Богородица, святые Богоотцы Иоаким и Анна, святой праведный Симеон Богоприимец, Апостол Иоанн Богослов, святая Мария Магдалина, а также преподобный Серафим Саровский и другие. И вроде бы, действительно, автор знакомит юных читателей с православными праздниками в легкой и непринужденной форме, форме сказочного путешествия на “острова праздников”. И информация о праздниках в книге, правда, присутствует. Но как она подается маленькому читателю? Главная героиня повести, девочка Фима, лично общается со святыми (даже со Спасителем и Пресвятой Богородицей), присутствует при важнейших событиях Евангельской истории, описанных автором так свободно и непринужденно, что просто диву даешься!

http://azbyka.ru/fiction/neobyknovennoe-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010