Преподобнаго отца нашего Исидора Пилусиотскаго Аще несть поста, бывает служба праздника и святаго Исидора. Аще ли есть пост, точию святаго. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святаго 3. Стихиры праздника , глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Закон, иже в Писании,/исполняя, Человеколюбец/в церковь ныне приносится,/и Сего приемлет старыми руками Симеон старец, –/ныне отпущаеши мя, – вопия, –/ко оному блаженству,/видех бо Тя днесь, плотию мертвенною обложенаго,/животом господствующа/и смертию владычествующа. Свет во откровение языков/явился еси, Господи,/на облаце седя легце,/Солнце Правды,/закона сеновное исполняя, Симеон взываше:/из истления мя разреши,/яко видех Тя днесь. Недр Родителя не отлучься Божеством,/воплощься, якоже изволил еси,/объятиями держим Приснодевы,/на руки подался еси Богоприимца Симеона/рукою Твоею держай всяческая,/темже ныне отпущаеши мя,/радостно взываше,/в мире раба Твоего,/яко видех Тя, Владыко. Ины стихиры святаго, глас тойже. Подобен: Яко добля: Видении и деяньми к Богу возвышаяся,/житие, всемудре, совершил еси,/видения восхождение деяние водрузив,/и мудре желаемых возлюбил еси последнее,/егоже быв желания внутрь,/удостоился еси блаженнаго ныне конца/и трисолнечнаго сияния. Наводнением благодати/и одожденьми словес твоих/напояеши вся Богомудрыя,/к горнейшей мудрости чаши уста твоя положь,/яко от источника богатно ты почерпл еси/и раздал еси всюду лучи учений,/посылая, и уча, и наказуя досточудне. Воздержанием мудрование плотское умертвил еси,/в живоносную мертвость одеявся,/и, душевное устроение/разширив, преподобне, яве,/вместительное дарований Духа совершил еси,/и приятелище был еси Богодохновенных учений/и премудрости сущия паче ума пребывание. Слава, и ныне, праздника, глас 2. Германово: Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет,/Егоже под мраком первее Моисей виде,/на горе Синайстей скрижали дающа ему./Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона Творец./Сей есть, Егоже Давид возвещает, Иже всем страшный,/имеяй велию и богатую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слова на Евангелие и Апостол Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 28 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Сретение (Лк 2:22–40) Встреча в Иерусалимском храме. Два пророка — Симеон и Анна — встретили Христа. Кого они перед собой увидели? Не Того, Кто со властью учил народ в Нагорной проповеди, исцелил слепых, прокаженных, изгнал легион бесов. Они увидели грудного Младенца. Тем не менее они исповедали, что перед ними — Владыка жизни. Именно у Младенца старец Симеон просил завершения своей долгой жизни, которую он провел в ожидании Христа. Пророчица Анна ожидала утешения для народа Божия и видела это утешение в Младенце. После Второго пришествия нам предстоит встреча со Всеславным Христом. Некоторые, такие как святитель Филипп Московский, пережили эту встречу при жизни. Конечно, такие встречи редки, однако мы часто встречаем Христа. Но встречаем в еще более смиренном виде, чем Его увидели Богоприимец и Пророчица. В Святых Тайнах мы встречаемся с Христом. Господь предстает перед нами в Святых Дарах: освященном Хлебе и Вине: крайнее смирение, и однако одновременно с запредельным уничижением здесь присутствует Божественное величие. Когда человек созерцает Святые Дары, он видит крайнее уничижение Сына Божия. И только глаза, которыми смотрят на Христа Симеон, Анна, — глаза веры могут усмотреть в уничижении величие Бога, ставшего Человеком, — настолько доступным, что Он дает Себя в снедь нам, и мы принимаем Его внутрь. Он вселяется, живет и действует в нас. Если эту встречу с Христом пропустить, мы пройдем мимо Христа. Вот какое событие мы празднуем, очень важное не только для тех людей, но и для нас. Сретение Господне — участь не только Симеона и Анны. Это участь всякого православного, потому что нам Господь идет навстречу. Идет в таком облике, в котором Его трудно узнать. Да поможет нам Христос узнать Его в самом смиренном, казалось бы, неузнаваемом виде, потому что встреча с Господом — главная встреча для человека. Ветхий и Новый Завет

http://pravmir.ru/slova-na-evangelie-i-a...

Суджа. Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Суджанское чудо Пряжевская икона Божией Матери несколько лет назад обретена вновь в Троицком храме Суджи. Суджанскому художнику Ивану Белому во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела образ обновить. Только Лика Пречистой не коснулся художник, не дерзнул... С тех давних пор перед образом сами собой зажигаются лампады, свечи, люди исцеляются от смертельных недугов. В недоброй памяти 1937 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках. В эту ночь монахам, расположившимся на ночлег в нашем городе, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении Святителя Николая, - настоятель Свято-Троицкого храма священник Евгений Шестопалов с благоговением возжигает свечи перед Пряжевской иконой. Пресвятая Богородица сказала, что Ее поместили в место разврата и запустения (Успенский собор в скором времени был превращен в Дом культуры) и повелела инокам нести Ее икону туда, где Ее встретит старец Симеон... Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около нашей Троицой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно здесь, в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма теперь сама вдруг начинает проявляться из-под слоя штукатурки. И в этом мы видим Божий Промысел. Пряжевская икона пришла к нам через гонения, через пожар сорок третьего (настоятель отец Иоанн Переверзев тогда спас ее), и теперь она в нашей Троицкой церкви. Это тем более знаменательно, что Церковь чтит Пряжевский образ на третий день после праздника Святой Троицы. Молитва перед Пряжевской иконой особенно помогает в болезнях позвоночника и ног, в женских болезнях, перед родами. Рядом с ней - образ Святителя и Чудотворца Николая. Время от времени по нему медленно стекает вниз крупная капля густого, желтоватого мира. Как будто бы прямо с Небес на грешную землю!

http://sobory.ru/article/?object=11580

Слово в день Сретения Господня (2 февр. 1866 г.) Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко по глаголу твоему, с миром ( Лк. 2:29 ). Так прощаются с землею люди Божии. С таким благодушием и радостию идут они на встречу грозному часу смертному. Св. Симеон Богоприимец, удостоившись приять в свои старческие объятия Того, к Кому стремилась всю жизнь его и душа, не хочет больше оставаться на этой грешной земле и не просит отсрочки назначенного ему жребия. Бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня ( Лк. 2:26 ). И вот, увидевши Христа Господня, он ничего больше не желает на земле, а с светлою верою и надеждою готовится перейти в загробную жизнь. Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром, – вдохновенно восклицает он, взирая на Богомладенца, лежащего на свитых руках его. Как-то Бог приведет нам, благоч. слушатели, расстаться с сей жизнию! А расстаться надо непременно. С каждым днем и с каждой минутой мы все ближе подвигаемся к смертному часу. А может быть для многих из нас этот страшный час уже очень и очень недалек. Что если он найдет на нас внезапу? Что если застигнет нас не готовых, беспечных и грешных? О, да сохранит нас от сего Господь Бог своим бесконечным милосердием! Но будем осторожны и сами. Не для того ли, чтобы научить сей осторожности, св. Церковь за каждым вечерним богослужением и предлагает нашему вниманию предсмертную песнь св. Симеона. Этой песнию, очевидно, она хочет напоминать нам о смерти всякий раз, когда мы отходим ко сну, который есть образ и подобие смерти. «Вот смотрите, – как бы так говорит она, – смотрите, как благодушно и спокойно умирают истинные рабы Господни». Сумейте же и вы так приуготовить себя к смерти и также не бояться ее, как готов был и как не страшился ее праведный Симеон! Примем к сердцу эти внушения нашей матери Церкви и поучимся, как надо приуготовлять себя к смерти. Во дни поста, покаяния и плача о грехах, о чем приличнее рассуждать, как не о смерти, которая есть возмездие за грех ( Рим. 6:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа 2/15 февраля Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое . Лк.2:29–30 В конце каждой вечерни мы слышим эту вдохновенную предсмертную песнь праведного старца Симеона Богоприимца. Что же значит эта песнь? О чем она говорит? За ответами на эти вопросы обратимся к Священному Писанию и посмотрим, что нам известно о жизни и деятельности праведного старца. Святой евангелист Лука сообщает о нем краткие сведения. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк.2:25–26 ) Из Святого Предания Церкви мы имеем более подробные сведения о жизни и деятельности праведного Симеона. За двести семьдесят лет до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, собиравший в свою библиотеку священные книги разных народов, пожелал иметь в своей библиотеке и еврейские книги в переводе на греческий язык. По желанию этого царя иудейский первосвященник Елеазар послал в Египет семьдесят ученых еврейских толковников, знавших греческий язык, чтобы они перевели Священные Книги с еврейского языка на греческий для царя Птоломея. В числе этих семидесяти толковников был и праведный Симеон: он переводил на греческий язык Книгу пророка Исаии. Когда же он дошел до пророчества Исаии о рождении Христа от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ), то задумался и хотел заменить слово «Дева» словом «Жена». Но Ангел Господень явился ему и сказал: «Имей веру написанному. Ты не умрешь, но пока не увидишь своими глазами имеющего родиться от Пресвятой Девы Христа Господа». Как сказал Ангел, так и случилось: старцу Симеону уже тогда было девяносто лет от роду. Двести семьдесят лет он ждал Пришествия Христа. На триста шестидесятом году своей жизни по внушению Святого Духа приходит он в храм Иерусалимский в то время, когда Пресвятая Дева и праведный Иосиф приносят в храм Младенца Иисуса в сороковой день по Его рождении, чтобы посвятить Его Богу и отдать за Него в умилостивительную жертву двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

     Божья сила проникает в человека в самую сердцевину – до разделения составов и членов, как лезвие обоюдоострого меча. И порой это очень тяжело вынести, потому что нет больше самообманов и иллюзий, скрытого фарисейства, вуалирующего твои страсти и грешки, оправдывающего пороки. И ты в этом внутрисердечном Святое святых один на один с Богом, Который тебя зовет за Собой. И именно здесь начинается трудный и порой тяжелейший выбор. Выкажешь ли ты смирение, не формальное, но истинное? Отречешься ли ты от себя, от гордыни своей, от привязанности к порокам, удовлетворяемым через плотяное, через материю, и пойдешь ли за Христом? Выйдешь ли за Ним из Своего уютного домика, к которому прирос в космическую ледяную ночь, где в глубине светится огонек Божьей свечи, ведущий тебя за собой? Спасительная и трудная дорога, начинающаяся со смирения, в сердцевине которого отрыв от любви к самому себе и несение себя же, как Исаака, на плечах «веры-Авраама» в жертву Богу. Потому что жертва эта сокрушенная Всевышним и тобой самим твоя душа, очищенная и готовая для путешествия в небо. Смирение как фундамент спасения. Вот чему нас учат эти алмазные россыпи сентябрьских и октябрьских праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Начало нашего спасения. Рождение нашей Госпожи Надежды. Ей святой Архангел Гавриил принес, кажется, наиневероятнейшую весть в мире: Дева зачнет без мужа, родит Бога и при этом останется Девой. Святой пророк Захария не смог поверить в гораздо более возможную историю с зачатием святого Иоанна Предтечи. И за это был наказан немотой, пока не подтвердил верой Божий глагол, написав на дощечке: «Иоанн имя ему». Умнейший и образованнейший толковник своего времени святой Симеон Богоприимец не смог поверить в Деву и занес скребок, чтобы исправить на папирусе слово «Дева» на слово «жена». И за это был наказан долгожительством, пока воочию своими глазами и руками не убедился в правоте Божьего глагола. А Она поверила! Сразу и безоговорочно, сказав «Се Раба Господня. Да будет Мне по слову Твоему». И подклонила Свое сердце под волю Божью. Вот образчик подлинного смирения!

http://pravoslavie.ru/107174.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В день Симеона Богоприимца Слово 19, 1-е. Надлежит трудиться спасительно в жизни И б ему общано Духом святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. ( Лк. 2:26 ). Жизнь для праведного Симеона, жизнь долговременная, многолетняя, была и наградою за благочестие, и подвигом испытания в терпении. Ему обещано было, что он не увидит смерти, доколе не увидит обетованного Спасителя миру, и он дождался этой радости, которую пламенно желали видеть все ветхозаветные праведники, и скончались неприявши обетования, удостоился не только увидеть своими очами, но и восприять на свои руки Спасителя. Но долговременная жизнь праведного Симеона была для него и тяжким подвигом испытания в терпении. Преисполненный многих лет старец каких не испытал перемен в своей жизни. В его глазах прошли многие роды и поколения людей, произошло много событий и радостных, но еще более скорбных и печальных в народе Божием. Мир с его переменами вращался около него, a он среди переменчивости лиц, вещей, обстоятельств, оставался, как скала среди волнения непрестанно приходящих и отходящих вод. Сколько было перемен, и непосредственно касавшихся состояния его! В продолжении многолетней жизни он, конечно, всех близких рода своего оплакал, сопроводил в путь всея земли, и давно оставался один без рода, без племени ожидая несомненно узреть обетованного Спасителя. Какою же ценою стяжал себе праведный Симеон неизглаголанную радость спасения, что узрел и восприял в объятия свои Спасителя? Стяжал ценою многотрудной жизни и тяжким, продолжительным терпением. После того мирно отпущенный Владыкою живота и смерти из томительной жизни, мог ли с небесною радостию не уснуть сладким сном смерти для блаженного бессмертия? Также мирно упокоеваются смертию и все те, которые в продолжении жизни в неослабном терпении трудятся для Господа. Они смертию упокоеваются от трудов своих. Христиане! будем и мы в терпении неутомимо трудиться во всю жизнь свою, чтобы уснуть сладким сном смерти. Побеседуем о сем для приуготовления самих себя к радостному бессмертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Введение в православную апологетику Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Апологетика есть защита христианства, его священных книг и преданий оружием разума, данными науки и философии, а также положениями юриспруденции против критики и действий власть имущих. Христианская Церковь пережила множество гонений, множество эпох, когда зримо проявлялись силы (а они были всегда, почти на протяжении всей ее истории), которые поднимались, восставали и не принимали христианства, старались его погубить, уничтожить, и не принимали Самого Иисуса Христа. Держа на своих руках младенца Христа, Симеон Богоприимец произнес: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Это пророчество постоянно исполняется на протяжении уже двух тысячелетий. В первые века христиан обвиняли во всех возможных и невозможных преступлениях, которые можно было только придумать: они и “нарушают” государственные законы, и разрушают само государство, семью, вводят разврат, детоубийство, богохульство и т. д. Христиан предавали смерти, отдавали их в цирках на съедение диким зверям, превращали в живые факелы, чтобы осветить ночные гуляния языческого плебса, а позже расстреливали, пытали, живыми закапывали в землю, и земля трое суток дышала человеческими легкими. На протяжении всей истории Церкви появилось множество работ антихристианского, антицерковного содержания, языческого или откровенно атеистического. Уже в первые века христианство изображалось как суеверие, возникшее на Востоке, или в лучшем случае как одна из презренных сект непонятного иудейства. В конце средних веков Христа объявили одним из “трех великих обманщиков” (два других — Будда и Магомет). Двести с лишним лет назад Вольтер пророчествовал, что через сто лет никто не будет помнить о книге с названием “Евангелие”. В конце тридцатых годов ХХ века обещали, что в течение ближайших пяти лет с религией будет покончено, — третья сталинская пятилетка была объявлена пятилеткой полной идеологической победы коммунизма. В начале шестидесятых утверждали, что в нашей стране к 1980 году будет построено коммунистическое общество с абсолютным и нераздельным господством в сознании всех атеистического мировоззрения, — шло хрущевское гонение на Церковь. Несмотря на все эти гонения, на изощрения хлестких, но неглубоких безбожных умов, христианство устояло и дало миру высочайшую культуру. Оно возвысило, обоготворило человеческую личность, открыло миру высшую, абсолютную нравственность, которая, чтобы не признавать Христа Спасителя, была объявлена общечеловеческой. А в ходе борьбы с религией нам твердили, что мораль, семья и т. д. — лишь надстройка над экономическим базисом, — в результате создали безнравственное общество и развалили экономику.

http://pravmir.ru/apologetika-znachenie/

Великая Пятница: слезы Матери В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. 18 апреля, 2014 В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. Анна Ахматова в знаменитом своем и трагическом «Реквиеме» написала строки, которые можно считать одними из самых сильных в русской или даже мировой поэзии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Горе матери, видящей казнь сына, безмерно. Ахматова, пережившая арест сына, как будто взяла по слезинке из них, начиная с Той, Которая стояла у Креста с пронзенной, по слову Симеона Богоприимца, душой. Тысячу лет назад скорбь Богородицы смог облечь в поэтические ризы византийский дипломат, агиограф и поэт святой Симеон Метафраст. Плач Пресвятой Богородицы – канон повечерия Великой Пятницы – его творение. Обычно мы обращаемся к Богородице либо с просьбами («моли спастися душам нашим»), либо с приветствием («Радуйся!») – не является исключением и первая Страстная служба – Утреня Великой Пятницы, Двенадцать Евангелий. Бога от Тебе воплощеннаго познахом, Богородице Дево, Едина Чистая, Едина Благословенная: тем непрестанно ТЯ воспевающе величаем!»; «Радуйся, врата Царя Славы, яже Вышний Един пройде, и паки запечатленна остави, во спасение душ наших!; Богородице, рождшая Словом паче слова, Создателя Своего, Того моли спасти души наша Поем мы Деве Марии на антифонах между Евангельскими чтениями. Редко-редко появляются мотивы Ее скорби. Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-sle...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010