е. Лютикова). Всего же в первой записи до 150 родов. Вторая запись относится к первой половине XVIII столетия; из нея упомянем: 1) Род Стольника Князя Алексея Ивановича Буйносова-Ростовского, 2) Семена Григорьевича Грекова, 3) Троицкого Лютикова монастыря Архимандрита Андрея (ун. под 1711 г.), 4) Святыя обители сея Архимандрита Антония Горского, начавшего обновлять обитель сию 1755 года февраля 10 дня, 5) Обители сея Игумена Иннокентия (1785 – 1794), 6) Архимандрита Вениамина (1761 – 1763), 7) Чёрного дьякона Иосифа Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря, 8) Ивана Мартиновича Головкова, 9) Чёрного священника Корнилия сего монастыря, 10) Род Соломыковых, 11) Племянниковых, 12) Андрея Игнатьевича Щербачева, 13) Дому Преосвященного Илариона, Митрополита Сарского и Подонского род Казначея ево Дьякона Феодосия, 14) Род монаха Зосимы Засецкого, 15) Лютикова монастыря Архимандрита Филарета (1727 – 1729), 16) Иеродиакона Казначея Григория, 17) Мелетия Селиверстова Желоховского стану, 18) Климента Москвитина, 19) Архимандрита Моисея Калужанина, 20) Города Перемышля Никольского монастыря Игумена Иосифа, бываго Священника Иоанна села Желохова 82 , 21) Федора Шюстова, 22) Орловского купца Василия Стефановича Кузнецова (†1798), в поминании его рода внизу написано: «не забывать поминать благодеяний сего Господина, ибо 15 лет и более благодетельствуя обители сей Свято-Троицкой, но и в мою бытность грешного Игумена Филарета Баженова с 1795 года», 23) Воронежского купца Кириллы Федоровича Горденина (†1798), 24) Кадашевца Мартина Анфиногенова сына Свечникова, 25) Гавриила Аввакумова града Калуги посадского человека, 26) Род человека Боярина Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово Захара Лютомирского, 27) Дмитрия Иоанновича Плещеева, 28) Думного дворянина Афанасия Нестерова, 29) Федора Симеоновича Голофеева, 30) Троицы Лютикова монастыря соборного монаха Варлаама Юшкова, 31) Восиковых, 32) Шепелевых, 33) Госпожи, девицы Натальи Ивановны Кошелевой (1798 г.), 34) Его Превосходительства Ивана Александровича Заборовскаго и супруги его Елисаветы Федоровны, урожденной Лопухиной (1795 г.), 35) Перемышльского купца Ивана Федорова Четверикова.... и т. д. до 100 родов разных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Елевферий-Симеон Фёдорович, старший сын боярина Бяконта, постригся, в 1313 году, в московском Богоявленском монастыре под именем Алексия; в 1350 году хиротонисан в епископы владимирские (на Клязьме), а в 1354 году возведён в сан митрополита московского; скончался 12 февраля 1378 года, на 85-м году от рождения; православная церковь причла его к лику святых, и святые мощи его почивают в Москве, в им построенном Кремлёвском Чудовском монастыре. Святой митрополит Алексий, кроме блаженной и святой жизни своей, был ещё одним из величайших государственных мужей своего века. Младший брат его, Александр Фёдорович Плещей, был, при великом князе Димитрие Донском, наместником в Костроме (1375) и вслед за тем боярином. Правнук его, Михайло Борисович, находился боярином при великих князьях Василие Темном и Иоанне Великом. Из сыновей его: Андрей Михайлович и Тимофей Михаилович были, при Иоанне Великом, первый боярином, второй окольничим; внук Михайло Андреевич был окольничим при великом князе Василие Иоанновиче; правнуки Фёдор Михайлович и Дмитрий Михайлович находились окольничими при Царе Иоанне IV. Сын сего последнего, Иван Дмитриевич колодка, был воеводою: в Полоцке (1564), в Калуге (1568) и в Муроме (1583), а внук Матвей Иванович служил под начальством князя Д. М. Пожарского, участвовал в избавлении Москвы от поляков, участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича; потом был (1614) наместником в Белой. Иван Евстафьевич неудача 184) был воеводою в Верхотурье (16001605). Алексей Романович был окольничим при Лже-Дмитрие и при Царе Шуйском. Четверо Плещеевых, из коих трое именовались Иванами, а четвёртый Григорием, участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича. Иван Афанасьевич 257) был чашником при Царе Михаиле Феодоровиче, а племянник его, Михайло Львович, находился боярином в правление Царевны Софии Алексеевны и в первые годы царствования Петра Великого. Двадцать пять Плещеевых владели населёнными имениями в 1699 году. Тайный советник Алексей Львович 357) был, при Петре Великом, президентом каммер-коллегии; при Петре II губернатором московским. Тайный советник Александр Алексеевич женат был на графине Анне Ивановне Чернышевой († 1817). Сергий Иванович († 1802) находился, при Императоре Павле, генерал-майором, статс-секретарём, кавалером святого Александра Невского и наконец действительным тайным совнтником, и пользовался особенною благосклонностию Императора Павла; он женат был на Наталие Фёдоровне Веригиной († в феврале 1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Князь, возвратився от брани, поведа бывшее, како явися Праведный, и его укреплением и помощью победил врагов, нашедших на град Калугу. Таким образом Калуга обязана была своим спасением от разорения, а Князь и сохранением своей жизни, Праведному Лаврентию. Вскоре после сего события, а именно: в 1515 году августа 10 дня праведный Лаврентий преставился и был погребен с великой честью в любимой им церкви Рождества Христова, где и до ныне почивают под спудом его святые мощи, источая исцеление всем, с верою приходящим. По соображению с летописными сказаниями, упомянутые в этой записке Агаряне были крымские татары, вторгшиеся в пределы Калужской области, в мае месяце 1512 года, под предводительством сыновей хана Менгли-Гирея, царевичей Ахмат-Гирея и Бурнат-Гирея. Они злодействовали около Белеева, Одоева, Алексина, Воротынска, Коломны, действуя как разбойники, и бежали, узнав, что князь Даниил Шеня спешит встретить их в поле 4 . Надобно полагать, что тот же князь Калужский Симеон Иоаннович, как чтитель праведного Лаврентия при жизни и обязанный ему своим чудесным избавлением от неприятелей, в течении трех лет, которые он прожил в Калуге по кончине праведного Лаврентия, устроил на месте погребения сего святого мужа иноческую обитель 5 . Ha древних иконах, хранящихся в церквах и домах Калужской области, праведный Лаврентий благоговейно изображается босой, как ходил он зиму и лето, в рубахе, портах и овчине, с секирой, насаженной на длинное древко, темнорусые и долгие волосы его раскинуты по плечам, длинная борода раздвояется на персях. Память его местно празднуется 10 августа, в день кончины его, по особой письменной службе, неизвестно кем составленной. В этот день бывает сюда из кафедрального собора с иконами из всех городских церквей крестный ход при многочисленном стечении народа. Другой подобный же ход бывает сюда в день Вознесения Господня, который ныне почитается храмовым главным праздником обители. Наименование праведного Лаврентия Калужским чудотворцем оправдывается, кроме вышеупомянутого чудесного избавления города Калуги от татарского нашествия, помещенными в монастырской записи чудесными исцелениями, совершившимися в разное время у цельбоносной его раки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Летописцы наши сказывают, что вся Россия испытала тогда гнев небесный. В Москве в короткое время скончался митрополит Феогност 11 марта 1353 года, и через три дня погребен в московском успенском соборе неподалеку от своего предшественника Петра. За митрополитом скоро – и великий Князь Симеон Иоаннович. Видя внезапную смерть пред собою Князь постригся – с именем Созоцта. Поэтому то посланные в Царьград, когда возвратились в Москву, то уже не застали в живых ни Феогноста, ни великого Князя, хотя и привезли благоприятный ответ из Константинополя для епископа Алексия. Там, то есть в Константинополе император и патриарх признали единодушное ходатайство за Алексия, как бы за ходатайство всей русской церкви, и потому оба они согласились на возведение епископа владимирского в сан митрополита. Летом 1353 года они же через тех же русских послов прислали Алексию свои грамоты, призывавшие его в Константинополь, так что медлить ему отправлением туда нельзя было. К тому же спешить в Царьград побуждало и следующее обстоятельство. В Киеве уже явился искатель митрополии русской Феодорит, поставленный в 1353 году без всякого права патриархом Болгарским, хотя тамошним духовенством и отвергнутый единодушно, как самозванец. В Константинополе в сан митрополита Алексий был хиротонисан патриархом Филофеем, прожив в этой столице около года. От 30 июля 1354 года выдано было св. Алексию соборное деяние и известие о поставлении его, подписанное патриархом Филофеем: а осенью того же года русской митрополит выехал из Царьграда. В грамоте патриарх, между прочим, обращаясь к Русским, говорил: «извещаем о том (т. е. о поставлении Алексия) и собор той церкви, боголюбезнейших епископов, и самого благороднейшего великого князя России, кир Иоанна, и прочих благородных князей, возлюбленных о Господе сынов нашей мерности, а также и тамошний клир, начальствующих и весь живущий там христоименитый народ Божий. И пишем и увещеваем отечески, чтобы все приняли его (св. Алексия) с радостию и все развеселились о его пришествии, оказывали ему всякую честь и благо покорность в том, что он будет говорить или к чему будут убеждать их, для пользы их душ и утверждения благочестивых и православных догматов Божией церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

М. Очерки русской дипломатики. М., 1970. С. 462-477). По-видимому, уже к сер. XVI в. у Ж. м. сложилась достаточно крупная вотчина в Корежской вол. Галичского у., права обители на владение которой подтверждали грамотами Иоанн IV Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович и Борис Феодорович Годунов (от 9 авг. 1599). 8 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права Ж. м. на прежние владения и пожаловал обители наволок Княж в Галичском у. и рыбную ловлю на Святом оз. (в 7 верстах от мон-ря) с освобождением от платежа оброка в казну. По писцовым книгам Галичского у. 1627-1635 гг. мон-рю в уезде принадлежали слободка Селезнёва, села Контеево и Сельцо, 47 деревень и 3 починка, в к-рых проживало 413 чел. По писцовым книгам Костромского у. 1629-1630 гг. монастырю в уезде принадлежали 12 деревень, починок и полудеревня, в которых проживало 589 чел. В 1678 г. в Костромском и Галичском уездах монастырю принадлежали 343 крестьянских и 48 бобыльских дворов, 10 дворов служебных и 8 дворов монастырских рыбников (всего 1501 чел.). В XV-XVII вв. монастырь имел 4 подворья: в Костроме и в Галиче, 2 в Буе (в городе и на посаде). В 1686-1701 гг. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей Ж. м. с угодьями и крестьянами был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому мон-рю . В нач. XVIII в., согласно указу Петра I, с монастырской колокольни был снят 1 из 7 колоколов и увезен на переплавку в Москву на пушечный двор. В 1724-1725 гг. к Ж. м. были приписаны «малобратствевные» Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырь , Александрова Спасская пуст. на р. Воча и Солдовская пуст., в 1748 г.- костромской во имя прп. Симеона Столпника мон-рь. В XVIII в. в Ж. м. размещались отставные военнослужащие (инвалиды): в 1763 г. на 14 чел. братии приходилось 14 инвалидов (поручик, 2 прапорщика, 3 капрала и 8 солдат). В 1763 г. обители принадлежало 1329 крестьян. В 1764 г. Ж. м. был обращен в заштатную необщежительную обитель, приписные мон-ри стали приходами. Лишившись доходов от вотчин, монастырь обеднел, но с нач.

http://pravenc.ru/text/182215.html

Много было в Новгороде церквей и так называемых обетных или обыденных, построенных по обещанию всего города в отвращение смертоносной язвы, глада, труса и болезни. Из числа их, по порядку времени, укажем на обетную церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских , построенную в 1390 году за софийским собором архиепископом Иоанном II в прекращение мора 27 . Другая обетная церковь св. Анастасии построена в 1417 году по случаю моровой язвы, известной под именем Анастасиинского мора, и вместе с нею построены обетные церкви св. Пророка Илии в конце Прусской улицы и св. Афанасия, из коих первая построена Новгородцами из остаточных материалов от Анастасиинской церкви, а вторая Новоторжцами 28 . После этого, в том же столетии, 1424 года построена обыденная церковь Происхождения Честных Древ за Софийским собором по случаю также моровой язвы 29 . Б 1467 году поставлена обетная церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, по случаю моровой язвы от железы 30 . Подобным образом и в XVI веке устроены были обетные церкви: евангелиста Луки на Лубянице, Похвалы пресвятой Богородицы заветная от мору в 1508 году на площади у Софийского собора 31 . Покровская также в кремле за алтарем Входоиерусалимской церкви в 1527 году 32 , евангелиста Марка в 1533 году, Кирилла Белоезерского и мученика Христофора на Семен день в 1553 году 33 . Все сии церкви назывались обетными потому, что строены по обету всего города, а обыденными потому, что строились в один день. Кроме того, в 1421 году упоминаются две церкви – Богоявленская и Спасская построенными не целым городом, а двумя братьями, впрочем по великом чудеси, что Бог избавил Великий Новград от великого труса и потопа и каменной тучи 34 . Особенными поводами к построению обетных церквей служили у Новгородцев нападения врагов и победы над врагами, особенные какие-либо события, которых память хотели увековечить построением храмов в честь праздника или угодника Божия, день коего ознаменован событием. Так, напр., о церкви св. Воскресения на кремлевских западных воротах, построенной в 1296 году при архиепископе Клименте, известно, что она сооружена по случаю одержанной победы над Шведами 35 . В 1381 году построена великим князем Димитрем Иоанновичем Донским каменная церковь св. Димитрия Солунского на Славкове, в возблагодарение Господу Богу за победу, одержанную над Мамаем на Куликове поле 36 . А самая добыча, приобретенная Новгородцами на войне, была употребляема на украшение храмов; как напр., ореховским серебром была поновлена в 1350 году каменная кремлевская церковь Бориса и Глеба, построенная на месте первого деревянного Софийского собора 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Новгородского Пимена поставили «другаго архиепископа в того место, мужа, яко слышахом, нарочита и кротка; но аки по дву летех, и того повелел (Иоанн IV.- Б. Ф.) убити со двема опаты сиречь игумены велики, або архимандриты» ( Курбский А. М., кн. История о великом князе Московском. СПб., 1913. Стб. 160; ср.: Он же. История о делах великого князя Московского. М., 2015. С. 182). Поскольку Л. был возведен на кафедру в кон. 1571 г., то получается, что Курбский сообщает о казни Л. в 1573 г. Т. к. 1573-1575 гг. датируются грамоты Л. мон-рям и детям боярским Софийского дома, то появилась т. зр., что в 1573 г. он подвергся опале и был осужден на смерть, но затем помилован и возвращен на кафедру. Однако из свидетельства Курбского следует, что он точно не знал, сколько лет преемник Пимена управлял Новгородской кафедрой. Важно и его указание на гибель вместе с Л. 2 настоятелей мон-рей. Речь идет об архимандритах Чудовской обители и Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , пострадавших вместе с Л. в 1575 г. Т. о., ясно, что Курбский имел в виду события 1575 г. и говорить об опале Л. в 1573 г. нет оснований. Архиепископ, по-видимому, выехал в Москву в авг. 1575 г. В столицу к этому времени были вызваны воеводы из войска, стоявшего на юге, и мн. духовные лица. Очевидно, тогда Иоанн IV объявил о своем решении передать верховную власть в стране крещеному татар. царевичу Симеону Бекбулатовичу . В связи с этим в одном из летописцев, написанном в среде соборного кремлевского духовенства, говорится об обращении к государю с просьбой не ставить во главе гос-ва «иноплеменника». Возможно, установившиеся контакты между Л. и старшим сыном Иоанна IV царевичем Иоанном Иоанновичем , отправленным отцом в 1574 г. в Новгород, могли побудить его инициировать подачу царю челобитной с просьбой отказаться от своих решений. Рассказ о том, что произошло затем с архиепископом, содержится в «Путешествиях» англ. купца и дипломата Дж. Горсея. По его сообщению, архиепископ был обвинен «в измене»: сношениях с королями Польши и Швеции, в чеканке денег, к-рые он якобы посылал этим правителям, а также в гомосексуализме и содержании ведьм.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

Обвинению Е. в ереси нет серьезных подтверждений. Против подобного обвинения свидетельствует упоминание архиерея в летописном тексте об обновлении тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Е. отмечен в ряду других епископов, служивших здесь, причем в редакции Рогожского летописца и Симеоновской летописи Е. назван «преподобным епископом» (общий источник 2 данных летописей связан с Тверью). Поминание Е. имеется в синодике Спасо-Преображенского собора 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 178. Муз. 9465. Л. 33). Можно считать, что причиной смещения архиерея была его ссора с тверским правителем. Оставив в 1387 г. кафедру, Е., по-видимому, не примирился с вел. кн. Михаилом, стремившимся к поставлению в Тверь др. епископа; возможно, Е. предпринимал попытки настроить часть духовенства в свою пользу («мятеж церковный»). После суда в июле 1390 г. свт. Киприан забрал Е. в Москву. Здесь через год бывш. Тверской архиерей скончался и был похоронен за алтарем собора в Чудовом мон-ре. В связи с этим Тверской летописный сборник отметил, что низверженный епископ умер «в истоме от митрополита» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 446). Иконография Изображения Е. в архиерейском облачении (фелони, омофоре и митре или архиерейской мантии и черном клобуке) имеются в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в 1-м Остермановском томе, в частности в композициях: св. Алексий, митр. Московский, поставляет Е. епископом в Твери; вел. кн. св. Михаил Александрович Тверской посылает Е. с боярами на переговоры с вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем для заключения мира; Е. в Крестовоздвиженском соборе Твери крестит кнж. Марию (Микловсу), дочь Литовского вел. кн. Кейстута; на следующий день Е. венчает в соборе Спаса кн. Ивана Михайловича и кнж. Марию (БАН. 31.7.30-1. Л. 660, 679, 690 об.- 691). Е. также представлен в Соборе архиереев, хиротонисанных свт. Алексием (Там же. Л. 749-749 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 21, 23-24, 33, 90, 124-127, 174; Т. 15. Стб. 434-435, 444-446; Т. 15. Вып. 1. Стб. 105, 112-113, 159-161, 166; Т. 18. С. 116, 140-141, 144; Т. 23. С. 119, 132; Т. 25. С. 191, 219; Т. 28. С. 78, 86, 240, 250; Житие свт. Арсения, епископа Тверского// Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007. С. 333-372; см. также: С. 110-133.

http://pravenc.ru/text/187704.html

Обычай строить обетные церкви более и более усиливался. Ему следовали сами великие князья: Иоанн III поставил (1468) в Москве обетную церковь святого Симеона Дивногорца, а Василий Иоаннович по случаю рождения от него сына Uoahha IV поставил (1531) такую же церковь на старом Ваганькове во имя святого Иоанна Крестителя с двумя приделами. Церкви обетные всегда строились из дерева и в один день, отчего и назывались обыденными, в тот же день они и освящались и в них совершалось богослужение. Поводом к сооружению их большею частию служили общественные бедствия, особенно моровая язва: церкви строились тогда по обету и при участии всего народа с целию умилостивить Бога и отвратить Его гнев. Иногда созидалась только одна обыденная церковь, а чрез несколько времени, если мор не прекращался, то созидалась и другая; иногда же строились разом две обыденные церкви. Впоследствии случалось, что на местах этих деревянных обыденных церквей воздвигаемы были каменные во имя тех же святых, как бы по завету от предков, и назывались заветными. Так, в 1537 г. сооружена новгородцами в кремле каменная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, «заветная от мору», на месте деревянной обыденной, построенной еще в 1508 г. и сгоревшей, а через три года Новгородский архиепископ Макарий в кремле же поставил каменную церковь святой мученицы Анастасии, «от мору заветную», на месте деревянной обыденной, построенной еще в 1417 г. по случаю так называемого Анастасиинского мора. Не так скоро установился у нас другой обычай, которому начало положил Новгородский архиепископ Евфимий в 1439 г., – обычай созидать теплые церкви или, по крайней мере, теплые приделы к ним. В продолжение целого столетия такие церкви устроялись только в наших монастырях, а из приходских церквей в Новгороде первая была церковь Мироносицкая у которой устроен был теплый каменный придел во имя Сретения Господня в 1538 г. Зато в последней половине XVI в. обычай этот был уже довольно распространен по всей Новгородской области и теплые церкви встречаем не только в монастырях, но и во многих небольших селах и погостах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010