Холмец. Часовня Казанской иконы Божией Матери. Фотографий пока нет В XVIII в. с. Холмец - крупное торговое село в Ржевском уезде, на Старом Торопецком тракте. В 1859 г., в пореформенное время, в нём насчитывалось 30 дворов, 210 жителей, имелась каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, в 1890 г., после перестройки она была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника. Церковь взорвали после Великой Отечественной войны. В 2000-е годы в Холмце открыли молельный дом. Под молельный дом было передано одно из зданий старой школы. Тогда же зародилась идея строительства в селе часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако долгое время благую задумку не удавалось воплотить в жизнь: всё дело упиралось в отсутствие денежных средств. Пожертвований местных жителей было недостаточно. Глава сельского поселения С.Н. Крылов, который является одним из инициаторов строительства часовни, обратился за дополнительной помощью к главе района О.И. Дубову. Олег Игоревич с пониманием отнёсся к просьбе сельчан. Так совместными усилиями была построена часовня. 5 декабря 2012 года благочинный Оленинского округа протоиерей Владимир Евстигнеев и настоятель церкви в честь святого равноапостольного Николая Японского в п. Мирный протоиерей Артемий Рублёв совершили чин освящения часовни в честь Казанской иконы Божией Матери на месте взорванного храма. http://www.tvereparhia.ru/mitropoliya/ Село Холмец, от Твери 190 верст, от Ржева 70 верст. Церковь Знаменская, построена в 1890 году, каменная, престола три: в холодной Знамения Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Святителя Николая, левый Преподобного Симеона Столпника. Церковные документы: опись 1893 года, метрики с 1810 года, исповедальные с 1824 года, план на землю.  В 1901 году служили: Священник Арсений Даниилович Вишняков 33-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1890 года, священником с 1894 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школ. Священник Николай Иоаннович Покровский 31-го года, студент семинарии, в служении с 1891 года, священником с 1894 года, состоял законоучителем земской школы, катихизатором и сотрудником духовного следствия. Диакон Георгий Травин 49-ти лет, в служении с 1867 года, диаконом с 1885 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Димитрий Георгиевич Лавров 52-х лет, в должности с 1869 года. Псаломщик Павел Елпидифорович Пешехонов 24-х лет, в должности с 1895 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Церковный староста крестьянин Алексей Самуйлов с 1899 года. 

http://sobory.ru/article/?object=22521

Дубровка. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Усадьба в Дубровке находится в 28 километрах от райцентра. Знаменита она тем, что принадлежала генерал-лейтенанту, герою Отечественной войны 1812 года Н.М. Свечину (1772-1849), чей портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца Санкт-Петербурга. По проекту Николая Александровича Львова в усадьбе возведена Спасская церковь (1813 год). Кирпичная, с белокаменными деталями декора, церковь выстроена в стиле классицизма. У её стен - могила Н.М. Свечина.  Село Дубровка, от Твери 93 версты, от Торжка 30 верст. Церковь Спасская, построена в 1813 году, каменная, престол один Спаса Нерукотворного Образа. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1817 года, исповедные с 1829 года. В 1901 году служили: Священник Феодор Иоаннович Медников, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1876 года, состоит членом благочинного совета, награжден в 1896 году скуфьей. Псаломщик Симеон Федорович Русин 65-ти лет, в должности с 1851 года. Прихожан в селе Дубровке, в деревнях: Новой Дубровке, Горках, Застенье, Пне - 109 дворов (481 мужчина, 497 женщин). В 1914 году служили: Священник Павел Воинов 24-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик Иван Веригин 31-го года, на службе 12 лет. Прихожан в деревнях: Новой Дубровке, Горке, Застенье, Пень - 489 мужчин и 513 женщин. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Неотъемлемой частью усадебного комплекса Дубровка является Спасская церковь, построенная в 1813 году. До ее постройки в селе существовала деревянная церковь во имя Нерукотворного Образа, построенная в 1704 году. В этой церкви, согласно прошению статского советника Петра Егоровича Свечина, был погребен 20 октября 1804 года умерший в Петербурге Егор Дмитриевич Свечин. В 1809 году Петр Егорович Свечин подал прошение о разрешении построить на свои деньги каменную церковь во имя Спаса и 5 августа того же года получил храмоздательную грамоту. В 1813 году строительство новой церкви было завершено и церковь была освящена. В 1819 году П.Е. Свечин просит разрешения «старую ветхую деревянную церковь разобрать для обжига кирпича на сооружение вокруг церкви каменной ограды».

http://sobory.ru/article/?object=13967

Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями. 23 августа. ПРАВМИР. Церковь чтит память блаженного Лаврентия Калужского. Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, жил в начале XVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы. Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал Богослужение. Бывал он и в доме калужского князя Симеона Иоанновича. Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых, потому что его именем начинался их родовой помянник в Перемышльском Лютиковом монастыре, находившемся в Калужской епархии. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями. Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: «Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!» Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на насаде (корабле) рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага. С топором в левой руке, насаженном на длинном топорище, он изображается на иконах. Вероятно, что князь Симеон (†1518), обязанный праведнику своим спасением, устроил в его память иноческую обитель на месте подвигов святого. Скончался блаженный Лаврентий 10 августа 1515 г., очевидно, в день своего тезоименитства. Известно, что память святого чтилась, кроме того, и 8 июля. Прославлен блаженный Лаврентий, по-видимому, во второй половине XVI века. Так, царь Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю (1565 г.) писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». В житии первое посмертное чудо записано под 1621 годом — исцеление параличного боярина Кологривова, который выздоровел после совершения молебна святому.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-bl...

Красный Холм. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание о церкви во имя Живоначальной Троицы относится ко времени кн. Симеона Иоанновича, пожаловавшего Антониеву монастырю " Село Преображенье Спасово да Живоначальныя Троицы на Холму " . Название села, очевидно, ведет свое происхождение от своих церквей. Деревянный Троицкий храм существовал до 1724 г., когда был построен теплый каменный Храм в то же наименование. К 20-м годам XIX столетия этот каменный Троицкий храм (называвшийся собором) сильно обветшал, в стенах появились сквозные трещины, тесовая крыша давала сильную течь и потолок оказался гнилым. Некоторые из краснохолмских граждан-прихожан обращались с прошением к Тверскому Архиепископу Ионе о дозволении им поправить этот собор за свой счет. Но ввиду возбужденного уже ранее ходатайства своего прихода пред Архиепископом Филаретом о дозволении построить новый теплый каменный Троицкий собор на новом месте и за совершенной его ветхостью, Консистория в этом просителям отказала. В переписке по этому делу находится очень ценное указание на местоположение этого упраздненного и разобранного (без сомнения в 1820-х гг.) Троицкого собора: по свидетельству особой комиссии " не точно оный храм сам в себя никакого наружного благобразия не имеет, но и близ онаго стоящий собор лишает своей красоты " . Несомненно, что старый Троицкий храм находился близ существовавшего Преображенского собора. По причине крайней ветхости и тесноты прежнего теплого Каменного Троицкого собора краснохолмские граждане решили выстроить новый теплый собор, достаточно обширный в соответствии величине прихода. За благословение на такое важное дело прихожане в 1820 г. обратились к Тверскому Архиепископу Филарету, впоследствии знаменитому Московскому Митрополиту. Архиепископ Филарет лично был в г. Красном Холме, прежний собор он нашел ветхим, место на площади для нового собора удобным и разрешил приступить к постройке нового Троицкого собора. Настоящий храм предложено было строить холодный, а два трапезных придела теплые. Средства на постройку его заключались в церковно-кошельковой сумме, кроме того, прихожане в своем прошении обязались жертвовать из своих личных средств, - для того, чтобы постройка шла безостановочно.

http://sobory.ru/article/?object=10995

П.В. Долгоруков Дворяне Сатины Происхождение Сатиных (в старину: Шонуровых) от князей Черниговских и Козельских, дома Рюрикова, описано в первой части Российской родословной книги, в статье о князьях Одоевских. Вот родословие их до половины шестнадцатого века. ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XV: Князь Иван Фёдорович Козельский, по прозвищу шонур КОЛЕНО XVI: Константин Иванович Шонуров, боярин Давыд Иванович Шонуров, боярин Иван Иванович Шонуров Роман Иванович Шонуров, боярин КОЛЕНО XVII: Андрей Константинович Шонуров, боярин † 1438 Михайло Давыдович Матвей Давыдович Матвей Романович КОЛЕНО XVIII: Александр Андреевич чорт Смола Андреевич Григорий Михайлович Фёдор Михайлович Михайло Матвеевич КОЛЕНО XX: Андрей Михайлович Данило Михайлович Василий Михайлович КОЛЕНО XXI: Михайло Александрович брюхатый Дмитрий Александрович Борис Александрович Иван Андреевич Захар Андреевич постник Андрей Андреевич злоба Григорий Андреевич Иван Васильевич Афанасий Васильевич КОЛЕНО XXIII: Судок Дмитриевич Дмитрий Дмитриевич Иван Дмитриевич Никита Захарович Фёдор Захарович Алексей Захарович Из сыновей Князя Ивана Фёдоровича Шонур-Козельского трое: Константин Иванович, Давыд Иванович и Роман Иванович Шонуровы были боярами при Великом Князе Василие Дмитриевиче, а из внуков, Андрей Константинович находился боярином при Великом Князе Василий Тёмном и убит в Белевском бою, в 1438 году. Сын его Смола Андреевич и двоюродный племянник Михайло Матвеевич находились при особе Иоанна Великого в новгородских походах, первый в 1492 году, второй в 1495 году. Судок Дмитриевич 28) сын боярский при дворе князя Андрея Иоанновича Старицкого, дяди Царя Uoahha IV , оказал свою преданность своему князю, заблаговременно уведомив его, что великая княгиня Елена Васильевна, правительница в малолетство Uoahha IV , собирается велеть взять князя Старицкого под стражу. Братья его упоминаются: Дмитрий Сатин на свадьбе князя Владимира Андреевича Старицкого (31 мая 1550); Иван Сатин на свадьбе бывшего Царя Казанского Едигера-Симеона Бекбулатовича (5 ноября 1554). Тимофей Сатин находился воеводою в Болхове в 1563 году. Четверо Сатиных служили стольниками при Петре Великом: Анисим Иванович, Григорий Алексеевич, Тарас и Михайло Тимофеевичи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Феодорит, митрополит Киевский В 1352 году в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти главы Русской Православной Церкви, митрополита Киевского и всея Руси Феогноста († 1353; память 14/27 марта). Феодорит добивался своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником великого князя Литовского Ольгерда или же его брата, православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в Константинополе и в нарушение канонических правил был возведён в митрополичий сан Болгарским патриархом Феодосием в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит прибыл в Киев и был там принят. Его власть был склонен признать Новгородский архиепископ Моисей († 1362; память 25 января/7 февраля), недовольный политикой митрополита Феогноста и великого князя Симеона Иоанновича Гордого, Константинопольский патриарх с другими иерархами осудил Феодорита и разослал в разные места России послания, убеждая «не принимать его, как низложенного Божественными канонами и Божественным и священным Собором». Феодорит, несмотря на своё низложение патриаршим Собором, все ещё «разбойнически и тирански присваивал себе Киев и находился в нём», хотя в настольной грамоте Константинопольского патриарха Филофея митрополиту Алексию († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) от 30 июня 1354 года Киев сохранялся за русскими митрополитами в качестве первого престола, а город Владимир был утверждён в качестве их местопребывания. «Если же Божией помощью и возвратится Киев в древнее благополучное состояние и будет из него изгнан низложенный Феодорит, так что окажется возможность иметь в Киеве архиерею какое-нибудь успокоение, и тогда пусть останется Владимир за митрополитами русскими в виде собственной их кафедры, только да будет... Киев первым их престолом и первою кафедрою». Вот так произошло перенесение кафедры русских митрополитов из Киева во Владимир или, точнее, не перенесение кафедры, а только переселение самого митрополита и предоставление ему епархии Владимирской вместе с Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца 2 июня 2009 г. 00:00 Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого, князь Иоанн Даниилович, тогда еще отрок, был восприемником Алексия во Святом Крещении, при котором младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было 12 лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что он слышал. С сего времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы, и, желая поработать единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении, — Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год. С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия, даже сам Великий князь Московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира. Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего, Великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к Святейшему Патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

http://patriarchia.ru/db/text/84773.html

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 3. Афон и Русская Православная Церковь Преподобный Максим Грек Преподобный Максим Грек Афонский подвижник прп. Максим был родом грек (родился в Эпире, в городе Арта, около 1470–1475 годов), но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви. По выражению нынешнего игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема (Кутсу) «…прп. Максим представляет собою особый случай всецелого служения Святой Горы России» (24, 286). Этого человека, в котором яркий талант духовного писателя и публициста соединился с подлинным аскетическим подвигом, сегодня называют русским богословом, филологом и переводчиком греческого происхождения (10, 15), выдающейся личностью, одной из наиболее значимых фигур в духовной жизни Руси XVI века (3, 277). И хотя канонизирован прп. Максим Грек был только в год 1000-летия Крещения Руси, он издревле почитался как один из Радонежских святых. Еще в середине XVII века «Сказание о Максиме Греке» как житие святого было включено в Минеи-Четьи священника Иоанна Милютина. Тогда же известны иконы с его изображением. Действительно, незабвенен должен быть для русского народа безвинный страдалец прп. Максим Грек, ярче других осветивший мрак тогдашнего состояния. Слушатель проповедей Савонаролы, святогорский монах-аскет, ученый муж, изучивший святоотеческое наследие в богатых книжных сокровищах Афона, он поставил свой духовный опыт, богословскую эрудицию, писательский дар и литературное мастерство на службу русскому духовному просвещению, запросам и вызовам русской государственной и церковной жизни, русской православной культуре и Русской Церкви. Знатный род Триволисов, из которого происходит прп. Максим, хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из его предков был Константинопольским патриархом. В русских сказаниях преподобный называется «сыном воеводским», что указывает на знатное происхождение (24, 279). Постриженник Ватопедской Благовещенской обители, Максим, вдали от шума житейских волн, в кругу великих и единонравных старцев в течение десяти лет трудолюбиво «собирал мед со всех благовонных цветов афонских и проводил жизнь в обучении иноческим подвигам» (4, 173), как вдруг застала его просьба прота Святой Горы Симеона отправиться в Россию для перевода с греческого Толковой Псалтири вместо ученого, но уже престарелого инока Саввы по приглашению великого князя московского Василия Иоанновича и митрополита Варлаама. Предвидя свои многолетние страдания на Руси, Максим долго отказывался от этого тяжкого поручения. Его убедили слова Симеона: «Доставить духовную пищу алчущим есть святое дело величайшей любви» (4, 175). Согласно имеющимся свидетельствам, до путешествия в Россию Максим посетил многие страны от Влахии до Египта, везде защищая истину Православия. Когда он направился в русское государство, его уже называли апостолом (24, 298).

http://pravoslavie.ru/31809.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лаврентий Калужский, блж. - житие Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец (память 10 августа по старому стилю) Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода. В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону(1505-1518). В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон». А через 25 лет он, уже Калужский правитель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил». Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (...) да и Смоленск взя». То, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху».

http://pravicon.com/info-2754

Алексиевский монастырь в Москве На том самом месте, где ныне сооружается огромнейший и величественнейший храм во имя Христа Спасителя, до 1837 года стояла изображенная здесь монастырская церковь Преображения Господня с приделом во имя Св. Алексия Божия человека. Древнейшая сия в Москве иноческая обитель, переставленная уже на третье место, сначала основана была около 1360 года, на Остожье, или Стоженце, (1) что ныне Остоженка в Земляном городе, Святителем Алексием, Митрополитом Киевским и всея России, согласно с желанием родных его сестр, Евпраксии и Иулиании; для общежития они собрали туда около девяноста стариц. Троицкая летопись признает Иулианию, Игуменью новоустроеннаго монастыря, первою «начальницей общежитию женскому.» (2) По соборной церкви, монастырь этот назывался Зачатейским, по основателю и престолу в честь Св. Алексия – Алексиевским, по старшинству своему над прочими девичьими монастырями на Москва – Старым Девичьим. (3) Из жалованной грамоты Царя Михаила Феодоровича, 1623 года, узнаем, что при Царе Иоанне IV этот монастырь известен был под именем Алексиевского потому, что в нем находилась церковь в честь Св. Алексия Божия человека. Под тем же именем он еще встречается в летописях 1473 года, когда Игуменья его, по приказанию Великого Князя Uoahha III , призвана была для облачения в новые ризы мощей супруги Великого Князя Симеона, Марии, в иночестве Феотинии, найденных в притворе церкви Спаса на Бору. (4.) В 1486 году, Князь Михаил Верейский, по духовной грамоте своей, отказал «к Олексею святому в монастырь деревню Нижнее.» (5) На 154 году своего существования монастырь этот сгорел. После того, он переведен из Земляного города в Белый, на Чертолье или Черторье, а на прежнем месте, как полагать надобно, осталась малая обитель, известная еще в XVI веке под именем Зачатейской и устроенная Царем Феодором Иоанновичем, по обещании Царицы Ирины Феодоровны. Под 1514 годом летопись упоминает о сооружении каменной церкви Фрязиным Алевизом в девичьем монастыре «Алексий Божий человек за Чертольею.» (6) Следственно на том самом месте, где ныне Зачатейский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010