Ильинский храм (Торжок) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Впервые церковь во имя св. пророка Илии упомянута в Писцовой книге г. Торжка 1625г. В ней сообщалось, что тогда на месте нынешнего Ильинского храма стояли две деревянные церкви, одна в честь святого пророка Илии, другая — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, «строение мирское того приходу посацких людей». При этих церквях был священник Тихон Сергеев и дьяк Василий Максимов. В 1738г. на месте этих церквей был построен каменный храм во имя св. Пророка Илии с приделом св. мученицы Параскевы. В 1818 году архиепископом Тверским Серафимом, по прошению прихожан, была выдана храмозданная грамота, которою дано было благословение на сооружение новой каменной двухэтажной церкви «на место каменной Ильинской церкви, яко невместительной для прихожан по тесноте своей и пришедшей уже в опасную ветхость». Инициатором сооружения новой двухэтажной церкви был священник (а впоследствии протоиерей) Симеон Иоаннович Торочков (1800 -1844). Он не только организовал строительство, но и вложил личные средства в убранство храма. Церковь была освящена в 1822г. В 1865г. стены верхнего храма расписал священными изображениями художник Александр П. Беренсон, в 1886г. живопись возобновил московский художник Морозов. В приходе церкви значился среди прочего Императорский Путевой дворец, в котором позднее размещалась женская прогимназия. Храм был обнесен оградой, на его территории находились склепы храмоздателя С. И. Торочкова (с женой Татианой и родственниками) и сестёр Суворовых (Александры, Елисаветы и Анны). Ильинский храм известен тем, что 13 февраля 1826г. в его нижней церкви было поставлено на ночь тело императора Александра I, перевозимое из Таганрога, где государь скончался от горячки. А 31 мая того же года в храме было поставлено и тело супруги императора – Елизаветы Алексеевны, скончавшейся в Белёве Тульской губернии и перевозимой в Петербург через Торжок. Об этих событиях в хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в Бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в Бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны».

http://azbyka.ru/palomnik/Ильинский_храм...

Мощи преподобного Силуана Афонского будут впервые доставлены в Россию Москва, 6 февраля 2016 г. Чудотворные мощи преподобного Силуана Афонского будут впервые доставлены в Россию с Афона для поклонения верующих в связи с празднованием юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе, – сообшает корреспондент портала «Русский Афон» .      Об этом проинформировал 5 января во время пресс-конференции в МИА " Россия сегодня " заведующий архивом и библиотекой Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монах Ермолай (Чежия). «Важный проект, который по благословению священноначалия осуществляется, — это привоз в Россию святых мощей преподобного Силуана Афонского, выдающегося русского святого XX века, которого почитает весь православный мир. Это давняя мечта всех верующих, и не только верующих в России, — чтобы этот великий русский святой, хотя бы его святые мощи, вернулись на родину, и русские православные люди имели бы возможность им поклониться», — сказал представитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Новый ковчег с мощами прп. Силуана Как уточнил о. Ермолай, мощи прп. Силуана Афонского привезут в Россию 3 июля. По его словам, «целых три месяца мощи будут присутствовать в России, и сейчас Русская Православная Церковь занимается выработкой программы перенесения мощей». Предполагается, что одним из пунктов пребывания мощей будет являться родина святого — бывшая Тамбовская губерния, а ныне Липецкая область. Организаторы торжеств также планируют установить в сентябре 2016 года в селе Шовское Лебедянского района Липецкой области, где родился преподобный Силуан Афонский, памятник этому святому, открыть посвященный ему музей и завершить там же восстановление храма в его честь. Преподобный Силуан (мирское имя Симеон иоаннович Антонов, 1866-1938) – выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Его святые чудотворные мощи хранятся в этой святогорской обители и еще никогда не вывозились за пределы Афона. Родился прп. Силуан Афонский в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова и супруги его Соломониды. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в сапёрном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию. Послушания проходил на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике. В 1911 года по пострижении в схиму с именем Силуан нёс послушание монастырского эконома. Стяжал умную сердечную молитву, за свои молитвенные подвиги был удостоен явления Самого Господа. Скончался 11 (24) сентября 1938 года. После смерти оставил свои записки, опубликованные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».

http://pravoslavie.ru/90397.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Святой патриарх Тихон и апостол Иоанн Богослов 08.10.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Апостол Иоанн Богослов , св. Патриарх Тихон , Царь-мученик Николай В алтаре нашего храма святителя Николая в Пыжах есть икона святого Царя-мученика Николая и святого Патриарха Тихона. Она была написана русским эмигрантом в Харбине в 1930 году, после того как ему во сне трижды являлся некий старец в схиме, держащий в руках точно такой образ. На обратной стороне иконы автор изобразил бывшее ему видение со следующей надписью: «Три раза, 17 и 23 апреля 1930 года, я видел во сне сего старца, передающего мне сей образ с повелением передать владыке. Это я понял как повеление написать такой образ. Беженец из Благовещенска на Амуре, художник скульптуры Симеон Иоаннович Володченко, г. Харбин». Когда Китай стал «красным», русские рассеялись по всему свету. Совсем небольшая часть их оказалась в Швейцарии, в том числе и автор иконы. Сейчас все беженцы из Китая уже отошли в вечность, кроме одной, р. Б. Ольги, которая и передала эту икону православному священнику из Страсбурга о. Владимиру Шибаеву. А он в свою очередь передал ее точную копию нам. В период, казалось бы, полной безнадежности Господь посылает «мужей силы и разума» для духовной поддержки целой нации. Можно сказать, что такая ситуация всегда была характерна для истории России. Лицо патриарха Тихона — это лицо самой России в ее самом высоком проявлении. Такое лицо могло быть и у крестьянина, и у Царя. Лицо, в котором нет лжи. Лицо человека, который живет не для себя. Такое чувство, что в присутствии этого человека ничего не страшно. Обнадеживающий покой. В нем – простота аристократа. Лучше сказать, Божественная простота. Как сказал старец Амвросий: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Эта простота и ангельское — небесное и чудесное — с самого начала присутствует во всей жизни патриарха Тихона. Чем подлиннее простота, тем таинственнее жизнь. Будущий патриарх Тихон — Василий Иванович Белавин родился 19 января в селе Клин в семье священника. Однажды во сне его отцу явилась покойная мать и предсказала судьбу троих своих внуков. Про одного сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого, что он умрет молодым, а про Василия сказала, что он будет велик. Это предание сохранялось в семье священника Белавина. И все в точности исполнилось. Мы помним главные вехи его биографии. Будущий патриарх блестяще окончил Псковскую Семинарию, где получил от своих сокурсников шутливо-уважительное прозвище «архиерей». (Невольно вспоминается эпизод из жизни его небесного покровителя — Тихона Задонского, которого в годы учебы в семинарии товарищи тоже дразнили «архиереем» и «кадили» ему лаптями). А позднее, уже в Петербургской Духовной Академии, Василий Белавин получил новое пророческое прозвище — «патриарх».

http://moral.ru/святой-патриарх/

Родина преподобного Силуана Афонского: чем сегодня живет приход Рождества Христова в селе Шовское Иерей Андрей Задорожный Когда-то, более полутора веков назад, село Шовское было многолюдным, и в нем жил будущий известнейший русский святой — преподобный Силуан Афонский. А сегодня это место лишь иногда посещают паломники, а по большим праздникам в храме, где, вероятно, и был крещен преподобный, собираются жители окрестных сел. Как и чем сегодня живет приходская община, рассказывает настоятель Христорождественского храма села Шовское иерей Андрей Задорожный. Христорождественский храм села Шовское      — Насколько я знаю, храм Рождества Христова в Шовском был закрыт в советские годы, а потом разграблен. И до сих пор, несмотря на связь с известным святым, этот храм многим неизвестен… — К юбилею наши историки издали книгу о Шовском. Для поиска информации немало сделал Андрей Анатольевич Найденов ( начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области – Ред. ) и другие. Книга вышла небольшим тиражом. Первое упоминание о храме в селе Шовское относится к 1676 году. Тогда был построен деревянный храм. Но деревянные дома и храмы в наших краях стоят, как правило, около ста лет. Поэтому в середине XVIII здесь был выстроен новый деревянный храм, а еще спустя век, в 1865-м г., — каменный. Настоятелем в то время был иерей Михаил Черниговский, который много сил посвятил делу возведения храма. Вкладывались в строительство и помещики, жившие тогда в селе. Освящение храма совпало с рождением будущего святого — Симеона Иоанновича Антонова. И хоть у нас и нет доказательств, что крещен он был именно в этом храме, но, вероятнее всего, это так — другие храмы находились в 10–20 километрах от села.      — Каменный храм ведь был построен не на месте деревянного? — Сегодня на месте алтаря старого деревянного храма стоит часовня, а рядом располагается кладбище. В 1892-м году было открыто церковно-приходское попечительство под председательством полковника Василия Алексеевича Дурасова. В попечительство входили 14 человек. Они заботились обо всех нуждах храма. Их стараниями был приобретен 20-пудовый колокол, но, к сожалению, он не сохранился.

http://pravoslavie.ru/155905.html

Свято-Троицкий собор (Вязьма) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий собор — главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости. Играет доминирующую роль в панораме города при подъезде с северной стороны. Содержание История [ править править код ] Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки – «Соборный холм», украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города — Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. Вот как об этом пишет историк прошлого века И. П. Виноградов: «Соборная гора и есть „верхний малый город“ на ней было 3 деревянные башни. В главной крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору». Первое же упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». По сохранившимся преданиям уже в конце X – начале XI века на Соборном холме был храм в честь святителя Николая. Весь период существования Вяземского удельного княжества c 1239 по 1403 гг. он был соборным. В 1406 году в храме погребен благоверный князь Симеон Вяземский, злодейски убитый в Торжке вместе со своей супругой благоверной княгиней Иулианией, князем Юрием Смоленским. В соборном храме в 1495 году молилась невеста великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III – Елена. По взятии Смоленска в 1514 году в соборном храме слушал благодарственный молебен великий князь Василий III Иоаннович. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами под предводительством гетмана Жолкевского. В 1612 году в соборе зачитано воззвание Сергиевой лавры и направлено ополчение к Москве. По повелению царя Михаила Феодоровича в 1635 году собор отстроен заново и, в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Там, где могут стоять только Божия Матерь и Апостол Иоанн Богослов Слово в день памяти святых апостола Иоанна Богослова и патриарха Тихона Протоиерей Александр Шаргунов Икона святого Царя-мученика Николая и святого Патриарха Тихона В нашем храме святителя Николая в Пыжах есть икона святого Царя-мученика Николая и святого Патриарха Тихона. Она была написана русским эмигрантом в Харбине в 1930 году, после того как ему во сне трижды являлся некий старец в схиме, держащий в руках точно такой образ. На обратной стороне иконы автор изобразил бывшее ему видение со следующей надписью: «Три раза, 17 и 23 апреля 1930 года, я видел во сне сего старца, передающего мне сей образ с повелением передать владыке. Это я понял как повеление написать такой образ. Беженец из Благовещенска на Амуре, художник скульптуры Симеон Иоаннович Володченко, г. Харбин». Когда Китай стал «красным», русские рассеялись по всему свету. Совсем небольшая часть их оказалась в Швейцарии, в том числе и автор иконы. Одна из беженцев, р. Б. Ольга, передала эту икону православному священнику из Страсбурга о. Владимиру Шибаеву. А он в свою очередь передал ее точную копию нам. Оборотная сторона иконы В период, казалось бы, полной безнадежности Господь посылает «мужей силы и разума» для духовной поддержки целой нации. Можно сказать, что такая ситуация всегда была характерна для истории России. Лицо патриарха Тихона — это лицо самой России в ее самом высоком проявлении. Такое лицо могло быть и у крестьянина, и у Царя. Лицо, в котором нет лжи. Лицо человека, который живет не для себя. Такое чувство, что в присутствии этого человека ничего не страшно. Обнадеживающий покой. В нем – простота аристократа. Лучше сказать, Божественная простота. Как сказал старец Амвросий: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Эта простота и ангельское — небесное и чудесное — с самого начала присутствует во всей жизни патриарха Тихона. Чем подлиннее простота, тем таинственнее жизнь. Будущий патриарх Тихон — Василий Иванович Белавин родился 19 января в селе Клин в семье священника. Однажды во сне его отцу явилась покойная мать и предсказала судьбу троих своих внуков. Про одного сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого, что он умрет молодым, а про Василия сказала, что он будет велик. Это предание сохранялось в семье священника Белавина. И все в точности исполнилось. Мы помним главные вехи его биографии. Будущий патриарх блестяще окончил Псковскую Семинарию, где получил от своих сокурсников шутливо-уважительное прозвище «архиерей». (Невольно вспоминается эпизод из жизни его небесного покровителя — Тихона Задонского, которого в годы учебы в семинарии товарищи тоже дразнили «архиереем» и «кадили» ему лаптями). А позднее, уже в Петербургской Духовной Академии, Василий Белавин получил новое пророческое прозвище — «патриарх».

http://pravoslavie.ru/142246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Кожевниково. Церковь Георгия Победоносца (старая). Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Закрыта в 1931 г., позже сломана, на месте церковного подворья в настоящее время парк отдыха. Приходская церковь, с. Кожевниковское Томского уезда, от Томска 85 верст (ныне с. Кожевниково Кожевниковского р-на), Время постройки - 1851 г., церковь имела один престол, материал постройки - дерево. Церковь крестово-купольная в плане, с элементами классицизма. Над алтарной и средней частью небольшие луковичные главки, над притвором - шатровая колокольня. Архитектурный стиль - классицизм. Состав прихода: с. Кожевниковское Томского уезда, деревни Н-Покровская в 10 в., д. Аркадьево – 7 в. Прихожан об. п. – 2370 (1914 г.). В приходе существовало церковно-приходское попечительство с 1898 г. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 147. Священники: 1742 Иван Исаевич Рогозин, 1764–1767 Иван Курбоновский, 1770 Иван Михайлович Беляев, 1772–1776 Стефан Михайлович Беляев, 1777–1778 Андрей Сапожков, 1779–1792 Иеремей Семенович Майков, 1793 Иван Михайлович Дулепов. 1795–1814 Борис Федорович Анцифиров, 1815–1817 Иаков Савич Машенов, 1826–1827 Симеон (Сампсон) Завадовский, 1851–1858 Михаил Яковлевич Мамин, 1860 Ревонат Рачковский, 1861–1865 Андрей Михайлов, 1867–1869 Евграф Варфоломеевич Тюменцев, 1872 Петр Сергеевич Михайлов, 1873–1881 Иоанн Григорьевич Григорьев, 1883 Федор Виноградов запр. св., 1884–1889 Павел Иванович Меньшенин, 1889–1891 Гавриил Иоаннович Благодатин, 1891–1891 Матфей Иакимович Смирнов (зашт.), 1891-1894 Алексей Павлович Никитин, 1894–1896 Платон Никанорович Никольский, 1898–1902 Федор Игнатьевич Пальмов (в запрете с 1902 г.), 1905–1909 Иоанн Варфоломеевич Мальцев, 1910–1917 Петр Константинович Авров, 1911–1913 Иоанн Рождественский, 1920 Ефим Денисович Байчев, 1931 Василий Макаров. Причт: 1772–1773 пон. Михаил Беляев, 1783 дьяч. Леонтий Николаевич Беляев, 1793–1804 Иван Михайлович Попов, 1805 пон. Александр Адрианович Силин, 1806–1809 Александр Павлович Флоровский, 1811–1820 пон. Алексей Васильевич Сапожков, 1819–1827 дьяч. Василий Сапожков, 1840–1848 пон. Иаков Петрович Покровский, 1851–1889 дьяч. Адриан Васильевич Кокшарский, 1855 Петр Андреев и 1864 Павел Меныпенин, 1858–1869 пон. Петр Константинович Аргентов, 1890–1893 пс. Афиноген Афиногенович Пантелеев, 1893 прич. Иван Покровский, 1893–1899 прич. Александр Иоаннович Голосов, 1900 запр. свящ. Диомид Иоаннович Касаткин, 1901–1905 Василий Максимович Рощин, 1906 Михаил Сергеевич Подосенов, 1907 диак. Андрей Веселов, 1907–1911 Александр Григорьевич Мелентьев, 1911–1912 пс. Петр Калугин, 1912–1915 пс. Сергей Парфирьевич Серебренников, 1913 диак. Андрей Веселов, 1915 Александр Петрович Филиппов, 1916 пс. Тимофей Рожков (Рожнов).

http://sobory.ru/article/?object=46858

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПРАЧА [Серб. муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в с. Папрача, в 20 км от г. Зворник (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно легендам, П. была основана в правление серб. кор. Драгутина (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), но в письменных источниках она впервые упоминается в XVI в.- в турецкой описи 1528/30 г. сообщается, что в с. Папрача живет правосл. свящ. Радица; в описи 1540/42 г. говорится о 2 объектах, к-рые содержатся за счет жителей церкви (т. е. монахов), выплачивающих ежегодно по 180 аспри; по описи 1547 г., мон-рь выплачивал ежегодно 250 акчи. В сер. XVI в. храм был расписан. Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org. Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org. Братия П. неоднократно приезжала в Россию за милостыней: из первой известной по документам поездки, состоявшейся при игум. Григории в 1551 г., монахи привезли Четвероевангелие, полученное в дар от старца Иосифа из Чудова мон-ря. По дороге в Москву в апр. 1551 г. посланцы получили от житомирского старосты кн. Димитрия Федоровича Сангушко (внука серб. деспота св. Иоанна (Бранковича) , сына его дочери Анны) роскошное Евангелие, переписанное дьяком Михаилом. В 1585 г. рус. царь Феодор Иоаннович дал грамоту игум. Захарии с разрешением представителям П. приезжать за милостыней. В 1588 г. рус. царь Феодор Иоаннович послал архим. Иоасафу 60 р. и новое разрешение на получение милостыни. Игум. Лонгин дважды приезжал подтверждать последнюю грамоту: 15 окт. 1591 г. и 3 июля 1607 г. Некоторые делегации П. получали милостыню в Путивле и возвращались обратно без посещения Москвы - в 1628 г. архим. Анания и в 1630 г. игум. Даниил с 3 священниками и диаконом. В 1645 г. в Москве побывала делегация П. в составе игум. Симеона, келаря Тодора, иером. Василия и диак. Иосифа и получила от царя Алексея Михайловича разрешение приезжать за милостыней каждый 8-й год. Но в следующий раз братия П. прибыла в Москву за милостыней только в 1683 г. В 1688 г. от П. в Москву прибыла делегация во главе с епископом Енопольским Иоанном, 25 янв. 1689 г. была получена грамота, позволявшая монахам каждый 8-й год приезжать за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2578941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУЛИКОВСКАЯ БИТВА Сражение 8 сент. 1380 г. объединенных войск правителей княжеств Сев.-Вост. Руси под предводительством блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского и его союзников из др. княжеств против войск хана Тюляка (Тулунбека) и его темника Мамая на Куликовом поле в устье р. Непрядвы (правый приток Дона). Источники Главными источниками о К. б. являются: памятники «Куликовского цикла», созданные преимущественно в кон. XIV - 1-й четв. XVI в. (Краткая и Пространная летописные повести, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), древнерус. краткие летописцы и общерус. летописные своды, синодики, сохранившие имена павших в битве на Дону, московско-рязанский договор от 2 авг. 1381 г., Повесть о житии и преставлении св. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, Житие прп. Сергия Радонежского, послание Ростовского архиеп. Вассиана (Рыло) на р. Угру 1480 г., Хронограф Русской редакции, Синопсис , Сказание об обретении чудотворной иконы свт. Николая Чудотворца на Угреше, родословные росписи княжеско-боярских и дворянских служилых фамилий кон. XV - XVII в. Прибытие перед Куликовской битвой к Московскому вел. кн. св. Димитрию посланцев с благословением на победу. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Прибытие перед Куликовской битвой к Московскому вел. кн. св. Димитрию посланцев с благословением на победу. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Памятники «Куликовского цикла» продолжили лит. традиции описаний битв, к-рые были известны читателям по таким переводным памятникам, как «Иудейская война» Иосифа Флавия и «Александрия», а также по текстам оригинальных древнерус. источников - «Повесть временных лет» , «Слово о полку Игореве» и др. В составе летописных сводов до нас дошла «Повесть» о К. б. в 2 редакциях: Краткой - «О побоище на Дону» (создана вскоре после битвы, сохранилась в Рогожском летописце 1-й пол. 40-х гг. XV в., Троицком и Комиссионном списках Новгородской I летописи младшего извода сер. XV в., Симеоновской летописи кон. XV в. и Первом Белорусско-Литовском своде нач. XVI в.), а также Пространной редакции, составленной на основе «Повести о житии Александра Ярославича Невского», кратких редакций «Повести...», Синодика, «Чтения» о святых Борисе и Глебе (в составе общерус. летописных сводов, начиная с Новгородско-Софийского свода сер. XV в.). К несохранившейся первоначальной (авторской) версии поэмы «Задонщина», по мнению ряда исследователей созданной бывш. брянским боярином Софонией Рязанцем, восходят Краткая (Кирилло-Белозерский список инока Евфросина ) и Пространная редакции памятника, отразившиеся в 4 списках. Недошедшая Сводная редакция представлена в позднейшей переработке - Синодальной редакции «Задонщины».

http://pravenc.ru/text/2462231.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010