В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть XVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сат. 83) - в белом плате, с крестом в руке. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)

http://pravenc.ru/text/2562606.html

И. З. род. в селе близ Антиохии, там же получил начальное образование. В юности принял постриг и встал на путь строгого подвижничества, отличался кротостью и смирением, обладал даром обильного слезоточения. Как сказано в Житии, «Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения. Святой Иоане превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания... сделался светилом той страны... слава о нем пошла по всей Сирии». Стремясь избежать общения с многочисленными приходившими к нему людьми, И. З. вместе с неск. учениками поселился в пустыне. На деньги, вырученные от продажи в городе того, что ученики делали своими руками, они покупали необходимую для поддержания жизни пищу. Спустя долгое время место подвижничества И. З. было раскрыто - к нему вновь стали приходить жаждущие духовного утешения и телесного исцеления. Тогда преподобный решил удалиться в еще более отдаленную пустынь, где бы о нем ничего не было известно. Во сне ему предстала Пресв. Богородица и повелела выбрать 12 учеников и пойти в Грузию, дабы утвердить в вере основанную там Церковь. Выбирая учеников, И. З. бросил жребий: имена были написаны на отдельных «хартиях» и положены на престол. По окончании литургии И. З. и вся братия стали петь «Кирие элейсон» и случилось чудо: ангел Господень на виду у всех взял 12 «хартий» и вложил их в руки И. З. Так были избраны Шио Мгвимский , Давид Гареджийский (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские ), Антоний Марткопский , Фаддей Степанцминдский , Стефан Хирсский , Исидор Самтависский , Михаил Улумбойский , Пирр Бретский , Зенон Икалтойский , Авив Некресский , Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский . Оставшимся ученикам И. З. преподал духовное наставление и из их числа поставил настоятелем обители мон. Евфимия. Покидая Антиохию, И. З. и его спутники посетили незадолго до этого взошедшего на столп прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца и получили у него благословение.

http://pravenc.ru/text/471182.html

МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_15.html

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском. Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем – преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны – Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский – все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским. Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого СимеонаСимеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

http://pravoslavie.ru/113061.html

На славянский язык Житие М. (BHG, N 1174) переведено не было, в нестишной Пролог краткое Житие было включено под 5 июля ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Велико Търново, 1999. С. 280-281), а в стишные Прологи - под 25 мая ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 9. С. 63-64). В ВМЧ вошли оба Жития: под 4 июля из стишного Пролога, под 5 июля - из нестишного ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297, 298 (2-я паг.)). Свт. Димитрий Ростовский перевел для своих Четьих-Миней греческое Житие М. (BHG, N 1174) и поместил его под 4 июля ( Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 239 об.- 242 об.). Его пересказ содержится в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Июль. С. 72-82). Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 403-431; Ven P., van den. La Vie ancienne de S. Syméon stylite le jeune. Brux., 1962. Vol. 1. P. 1-224; 1970. Vol. 2. P. 255-316. (SH; 32). Лит.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 402-403; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 154-156, 200-201; Т. 3. С. 253; Janin R. Marta, madre di s. Simeone stilita il Giovane, santa//BiblSS. Vol. 8. P. 1202; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 294; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 46-47. О. В. Л. Иконография К древнейшим памятникам с изображением М. следует отнести паломнические евлогии (в лит-ре называются образками-энколпионами или жетонами) из мон-ря св. Симеона Младшего Дивногорца, которые изготавливались, по-видимому, в Антиохии. Мать святого и воскрешенный им ученик Конон изображены в длинных одеждах, в молении; они молятся по сторонам столпа прп. Симеона. В X-XI вв. композиция включала также фигуры парящих ангелов и развернутую надпись-легенду (экземпляры из свинца в ГЭ, в Гос. музеях Берлина, в Музее искусств в Кливленде); известен железный перстень с таким же сюжетом (X-XI вв., ГЭ). В визант. искусстве образ М. встречается в минейных циклах под 5 июля. Как М. может быть атрибутирован поясной портрет женщины в лиловом платье и мафории рядом с прп. Лампадом Иринопольским в правом нижнем из клейм 4-частной миниатюры из лицевого Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46 r, 1322-1341 гг.); в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) в центральном нефе на юж. стене она представлена в виде полуфигуры рядом со святыми, чья память отмечается в тот же день: свт. Феодором, Киринейским еп., и мц. Киприллой, прп. Лампадом Иринопольским. М. облачена в длинный плащ с застежкой на груди, ее голова повязана длинным платом наподобие араб. чалмы, в руке крест. В росписи притвора церкви в Печской Патриархии (1561) ее изображение сопровождает подпись, в которой она названа матерью св. Симеона Столпника Дивногорца.

http://pravenc.ru/text/2562506.html

При императоре Зиноне в 480-е годы построен сложный крестообразный в плане ансамбль монастыря. В 979 году комплекс, в который также входят баптистерий, кельи, гостиницы и малые церкви, был укреплен крепостными стенами с 13 башнями (отсюда возникло название Калъат-Симъан, в переводе с арабского — крепость Симеона). Но укрепления не помогли: уже в 985 году он был разрушен, а к XIII beky опустел, хотя еще долго привлекал паломников. Тем не менее сохранились десятки других монастырских комплексов IV–VI веков. Среди них — обители Святого Даниила Столпника в Брейдже близ Алеппо с башенным келейным корпусом (конец VI века), Святого Симеона Столпника Младшего, или Дивногорца (на территории Турции), который последние десятилетия своей жизни b VI beke провел на 12-метровой колонне, основа которой тоже сохранилась. Многие заброшенные монастыри расположены в горах Бариша (b VI beke здесь было более 60 монастырей) и близ Калъат-Симъана — около села Брад с церковью 395–402 годов и предположительным захоронением святого Марона, основателя течения маронитов. По мнению современных ученых-историков, «мертвые города» покидали по разным причинам. Одна из них — экономическая. Приходило в упадок сельское хозяйство, менялись основные транспортные артерии, происходил отток финансов и молодежи. Другая — культурная и религиозная. Арабы-мусульмане b VII–VIII bb. были более терпимы к христианам, чем мамлюки b XIII–XIV bb. Дело в том, чmo b XIII–XIV bb. по Сирии прокатилась волна завоевателей (монголов, мамлюков и тюрков), окончательно подорвавшая старую экономическую систему, важную роль в которой играли византийские сельскохозяйственные центры, что и спровоцировало крупный отток населения. Памятники сирийской культуры, находящиеся на территории Турции Один из важнейших городов для каждого христианина на Ближнем Востоке — Антакья (древняя Антиохия), город на Юге Турции. Город был основан в 300 году до н.э. царем Селевком Никатором. Из-за своего выгодного географического положения в 20 км от Средиземного моря он стал столицей государства Селевкидов, а после 64 года до н.э. — резиденцией наместника римской провинции Сирия. До захвата города в 540 году персидскими войсками это был третий по величине и значению город Римской империи (после Рима и Александрии). Не случайно, что именно Антиохия стала важнейшим церковным центром на Ближнем Востоке. Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана (Деян. 11, 19), в 30-е годы сюда попали многие апостолы и их ученики. Именно здесь впервые последователи Христа стали именоваться христианами (Деян. 11, 26). Около семи лет здесь проповедовал апостол Петр. Затем около 40 лет антиохийским епископом был священномученик Игнатий Богоносец. В III–VI веках в Антиохии состоялось около 30 церковных соборов.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА [Греч. Μρθα] († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца . Почитание М. сложилось не под влиянием святости ее сына, а стало результатом ее собственной духовной жизни. При этом в описании благочестивой жизни М. в миру нет никаких аскетических крайностей, хотя она искренне стремилась угодить Богу. Особую роль в жизни М. сыграло покровительство св. Иоанна Предтечи, неоднократно являвшегося ей в видениях. Житие М. (BHG, N 1174) лишь бегло касается раннего этапа ее жизни и посвящено гл. обр. событиям, предшествующим ее кончине, затем описаны перенесение ее мощей из Антиохии на Дивную гору и чудеса при гробе святой. Поскольку Житие М. было написано немного позже Жития прп. Симеона (BHG, N 1689), то, возможно, это было сделано преднамеренно, т. к. сведения о происхождении М., ее вступлении в брак, чудесном предвозвещении о рождении сына и его воспитании уже были подробно изложены в Житии прп. Симеона. Считается, что автором Жития М. был один из учеников прп. Симеона. М. происходила из Антиохии, из благочестивой христ. семьи. Ее родители захотели выдать дочь замуж за юношу Иоанна из Эдессы, но она, желая вести девственную жизнь, не соглашалась вступать в брак. М. пошла в ц. св. Иоанна Предтечи в пригороде Антиохии и горячо молилась Господу, прося устроить все так, как было бы спасительнее для нее. М. было видение, в к-ром ей велено было подчиниться родителям и вступить в брак. Выйдя замуж, М. стала образцовой супругой. Она часто приходила в ц. св. Иоанна Предтечи и молилась о рождении сына, которого хотела посвятить служению Богу. Однажды во сне М. явился св. Иоанн Предтеча и сказал, что ее молитва услышана и она родит великого подвижника Симеона. В знак благоволения Божия св. Иоанн Предтеча дал М. кадило с благовонием. Проснувшись, она увидела в руке кадило, от к-рого исходило «неизреченное благоухание».

http://pravenc.ru/text/2562506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский; греч. Ιωννης Σχολαστικς; лат. Iohannes Scholasticus] ( 31.08.577, К-поль), свт. (пам. греч. 21 февр.), патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, один из первых кодификаторов церковного права Восточных христ. Церквей. Отождествление И. С. с его современником хронистом Иоанном Малалой , предложенное на основании нек-рых сходных деталей биографии, хотя и допускается, однако не считается доказанным. И. С., сын клирика, род. в мест. Сиримий близ Антиохии; выбрал профессию юриста (схоластика). Изучал право в Антиохии, вероятно, там же занимался адвокатской практикой. Впосл. он вступил в антиохийский клир и в 548/9 г., будучи уже пресвитером, был отправлен патриархом Домном Антиохийским в К-поль в качестве его апокрисиария (постоянного представителя). Когда визант. имп. Юстиниан I сместил с К-польской кафедры патриарха Евтихия, его преемником был избран И. С., пользовавшийся к тому времени славой знатока канонического права. Об участии И. С. в низложении Евтихия достоверных сведений нет ( Ven. 1965). Однако в ряде источников возведение И. С. на престол связывается с интригой против Евтихия. Так, автор Жития Евтихия пресв. Евстафий (кон. VI в.) указывает, что И. С. осудил Евтихия на Соборе и одобрил его изгнание в Амасию ( Eustathius. Vita Eutychii. 39-41). Хронист Михаил Сириец (XII в.) пишет, что И. С. анафематствовал Евтихия. Об отношении И. С. к афтартодокетизму ничего не известно, тем более что этот вопрос потерял актуальность по смерти имп. Юстиниана (14 нояб. 565). 15 нояб. 565 г. И. С. короновал его преемника имп. Юстина II Младшего. Почти нет сведений о деятельности И. С. на Патриаршем престоле. Согласно Житиям св. Симеона Столпника Дивногорца, с к-рым И. С. общался еще в Антиохии, его возведение на престол было предсказано св. Симеоном . Будучи патриархом, И. С. просил св. Симеона молиться о здоровье имп. Юстина II, «впавшего в безумие» (RegPatr, N 259). В 569/70 г. начался конфликт между И. С. и Антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом из-за Иоанна II Александрийского, к-рого И. С. в К-поле поставил патриархом александрийской общины халкидонитов, не сообразуясь с мнением егип. паствы. Анастасий Синаит в свою очередь увидел в этом вмешательство К-поля в дела Александрийской Церкви и прямое ущемление ее прав ( Theoph. Chron. P. 243).

http://pravenc.ru/text/469582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИПОС (Калиполис) [груз. , ], груз. муж. монастырь Пресв. Богородицы (до 30-х гг. XI в.- после 1-й трети XII в.). Согласно источникам, К. был расположен в исторической Сирии, к северо-востоку от Антиохии (ныне Антакья, иль Хатай, Турция), на юж. склоне Чёрной горы, к востоку от Дивной горы. Название К. восходит к греч. наименованию Антиохии - Калиполь (греч. Καλ πλις - Прекрасный град) ( Djobadze. 1976. Р. 99-100). Сведения о К. сохранились в выполненных в мон-ре колофонах груз. рукописей. Так, в одной из них указано, что «монастырь грузин, святой Матери Божией, Калипос» находился в «стране Асурети (Сирии.- Авт.), у границы с Антиохией» (СПбФИВ РАН. Р 3, 1040 г.; Djobadze. 1976. Р. 10). К. как «лавра святой Матери Божией» упомянут в колофонах Алавердского Четвероевангелия (НЦРГ. А 484, 1054 г.; Djobadze. 1976. Р. 16). В др. Четвероевангелии (Кут. К 76, 1060 г.) описываются «место Асурети, великий град Антиохия с монастырем великим Калиполисом, возведенным в честь святой Матери Божией, местожительство и пристань для грузин, и исихастирий возведен к востоку от монастыря в честь святых Архангелов» ( Djobadze. 1976. Р. 21). Возникновение и культурно-просветительская деятельность К. связаны с т. н. литературно-богословской школой мон-рей Чёрной Горы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В 30-х гг. XI в. Сирия была освобождена от владычества мусульман, что способствовало оживлению здесь монашеской жизни, в т. ч. и грузинской. Груз. монахи приходили из южногруз. провинции Тао-Кларджети, селились в греч. обителях и основывали новые груз. монастыри: Торне (греч. Моди, близ Свимеонцмиды), Кастана, Варламцмида (св. Варлаама), Эзры, Лерцмисхеви (груз.- Тростниковое ущелье, монастырь в ущелье близ Селевкии), Романцмида (св. Романа), Туалта (Твали), К., Дзелицховели (Животворящего Древа, близ Романцмиды) и др. К. был связан с центром Чёрной Горы - сир. мон-рем прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца (в груз. источниках - Свимеонцмида), в к-ром во 2-й пол. XI в. подвизалось до 60 монахов-грузин. В скриптории К., находившемся в исихастирии, переводили и переписывали рукописи для др. груз. обителей, в т. ч. за пределами Грузии. Роль К. в деле создания и распространения рукописей была весьма значительна. По-видимому, в свое время К. обладал богатой б-кой.

http://pravenc.ru/text/1319989.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРЕДЖИ [Давидгареджи; груз. ], комплекс пещерных мон-рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров. Пустынь была основана в сер. VI в. прп. Давидом Гареджийским , одним из 13 сир. отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен мон-рь, известный как Мамадавити ( - отец Давид), или Мтацминда ( - Св. гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня». Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в мон-рях Натлисмцемели ( - [Иоанна] Крестителя) и Додос Рка ( - рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница прп. Додо в его мон-ре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули ( - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани ( - местность монахов, VI и X вв.), неск. малых комплексов, наиболее значительными из к-рых являются Тетри Удабно ( - белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII вв.) и Берта Мта ( - гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве мон-рей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, нек-рые (напр., в лавре) действуют и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/161684.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010