Сны, по священнаго бываютъ средствомъ нравственнаго человка, при непосредственномъ въ этомъ случа высшаго духовнаго Совсть, руководящая человкомъ, можетъ, по свящ. получать, такъ сказать, въ себя непосредственныя божественныя во время сна человка. Такъ, Богъ являлся ночью во сн Авимелеху угрожающимъ и увщавающимъ за Сарру жену Авраама [MX] и Лавану [MXI] . Жена Пилата проситъ своего мужа не длать ничего Праведнику „много бо пострадахъ днесь во сн Его ради " [MXII] . Въ книг разсказывается о такого рода съ цлью показать человку его грховность и ничтожество: „возглаголетъ Господь, говоритъ во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом " [MXIII] . сны останавливаютъ человка на пути его къ погибели, заставляютъ его размыслить о своемъ и служатъ, такимъ образомъ, однимъ изъ безчисленныхъ предупредительныхъ благодатныхъ средствъ, доказательствомъ неисчерпаемаго къ человку. Дале, изъ свящ. извстны сны, въ которыхъ Богъ открывалъ людямъ Свою волю относительно какого-либо обстоятельства и въ которыхъ даетъ имъ о такого рода будущихъ не могутъ быть предвидимы человкомъ. Таковы сны Навуходоносора, св. пророка и др. Если посылаются человку, избранному Богомъ для Его воли людямъ, то они суть въ собственномъ смысл. Такимъ характеромъ и отличались св. Дивногорца, который предъ на Хозроя видлъ города, слышалъ вопли и плачъ жителей, одни изъ которыхъ были убиваемы, – отводимы въ плнъ и др. подробности, въ же ему было сообщено, что мсто около столпа будетъ безопасно [MXIV] , а также и св. Симеона о персовъ и скиовъ [MXV] . Нравственный смыслъ опредляется самими же св. столпниковъ. Св. Дивногорецъ разсказывалъ о бывшемъ ему нкоторымъ и призывалъ ихъ къ его и у его столпа, остались невредимы. Также, персы и скиы совсмъ уже приготовились на брань, но молитвами св. Симеона были остановлены въ своемъ [MXVI] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

ГЛАВА IX св. Исаака Сирина къ св. Симеону Дивногорцу, какъ свидтельетво нравственнаго этихъ двухъ подвижниковъ. Св. столпники не представляли изъ себя какихъ-либо замкнутыхъ аскетовъ, всецло занятыхъ самими собой и не имвшихъ ничего общаго съ другими. Отчасти мы уже познакомились объ ихъ съ ближними, а теперь коснемся вопроса о руководительств въ духовной жизни, которымъ св. столпники весьма дорожили и о томъ нравственномъ въ какомъ они находились съ другими подвижниками. Руководителями ихъ, во-первыхъ, былъ Самъ Господь, напр., св. Дивногорцу о Ему, во вторыхъ, игумены монастырей, гд св. столпники начинали свою подвижническую жизнь и, въ третьихъ, лица, посылаемыя Богомъ, св. столпникамъ смыслъ благодатной жизни. Въ этомъ увряетъ насъ св. Исаака Сирина къ св. Симеону Дивногорцу. Оно иметъ то еще что въ отрывкахъ сохраняетъ въ себ т вопросы жизни, какими занимался св. столпникъ-созерцатель. св. столпника къ преп. Исааку Сирину не сохранились, и потому Исааково весьма драгоцнно. Можетъ быть и св. столпники находились въ переписк съ опытными подвижниками, но объ этомъ въ ихъ не упоминается, и потому намъ остается довольствоваться только однимъ св. Исаака Сирина къ св. Симеону столпнику съ тмъ, чтобы познакомиться съ аскетическимъ св. столпника Симеона, вроятно, раздляемымъ и другими св. столпниками . Вотъ его [MXCV] . Получивъ отъ св. столпника, св. Исаакъ Сиринъ пишетъ отвтное въ которомъ прежде всего поражается тою любовью, какую оказываетъ св. столпникъ къ нему и тмъ предупредительнымъ какое св. столпникъ являетъ св. Исааку, надявшемуся учиться истин отъ него. Считая себя недостойнымъ учить великаго св. столпника, но руководясь его и вря тому, что вопросами духовными св. столпника онъ возбудитъ отъ свою душу, св. Исаакъ исполняетъ просьбу св. столпника, котораго предварительно приглашаетъ молиться Богу, чтобы Онъ открылъ св. Симеону чрезъ св. Исаака, какъ искреннему Своему слуг то, чего онъ проситъ. Посл этого св. Исаакъ Сиринъ приступаетъ къ вопросовъ, предложенныхъ св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

В этом уверяет нас послание св. Исаака Сирина к св. Симеону Дивногорцу. Оно имеет то еще значение, что в отрывках сохраняет в себе те вопросы жизни, какими занимался св. столпник-созерцатель. Послания св. столпника к преп. Исааку Сирину не сохранились, и потому послание Исааково весьма драгоценно. Может быть и другие св. столпники находились в переписке с опытными подвижниками, но об этом в житиях их не упоминается, и потому нам остается довольствоваться только одним посланием св. Исаака Сирина к св. Симеону столпнику с тем, чтобы познакомиться с аскетическим мировоззрением св. столпника Симеона, вероятно, разделяемым и другими св. столпниками 1155 . Вот его изложение 1156 . Получив послание от св. столпника, св. Исаак Сирин пишет ответное послание, в котором прежде всего поражается тою любовью, какую оказывает св. столпник к нему и тем предупредительным вниманием, какое св. столпник являет св. Исааку, надеявшемуся учиться истине от него. Считая себя недостойным учить великого св. столпника, но руководясь желанием его и веря тому, что вопросами духовными св. столпника он возбудит от нерадения свою душу, св. Исаак исполняет просьбу св. столпника, которого предварительно приглашает молиться Богу, чтобы Он открыл св. Симеону чрез послание св. Исаака, как искреннему Своему слуге то, чего он просит. После этого введения св. Исаак Сирин приступает к решению вопросов, предложенных св. Симеоном столпником. Св. столпник в своем послании задавал такой вопрос: «следует-ли исполнять все заповеди Божии и нет-ли способа в спасении не сохраняющему их»? Из этого вопроса видно, чем св. столпник в своей безмолвной созерцательной жизни занимался. Его тяготила, можно думать, такая мысль – следует-ли все исполнять заповеди Божии, – нельзя ли обойтись хранением только некоторых главных. Можно думать, что подобный вопрос предложен был св. столпнику кем-либо из приходящих к нему, и он, не считая себя компетентным в решении такого вопроса, сам обратился за разрешением его к св. Исааку Сирину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Экстазъ св. столпниковъ можно опредлить какъ заходъ блестящаго солнца здшняго чтобы явились ясныя звзды небесной тверди. Что личное чувство во время экстаза не покидало св. столпниковъ, въ этомъ утверждаетъ насъ яркое отчетливое того, что получено было ими въ экстатическомъ Св. столпники подробно описываютъ имъ Такъ, св. Дивногорецъ описалъ рая св. игумену . Св. разсказывалъ о столпа препод. и пр. Св. столпники, находясь въ экстатическомъ разговаривали съ Богомъ. Такъ, въ начал столпническихъ подвиговъ св. Симеона Дивногорца ему явился Христосъ въ образ прекраснаго отрока; св. Симеонъ, всмъ сердцемъ и къ Нему разгорся: „Познав же, что это был Бог и Господь его, он с дерзновением спросил Его: – Господи, как Тебя распяли иудеи? Господь же, распростерши Свои руки крестообразно, сказал ему: – Вот так Меня распяли иудеи; впрочем Я Сам благоизволил дать Себя на распятие. Ты же мужайся и крепись, сраспинаясь Мне во все дни жизни своей " [MI] . Извщенный въ о имющемъ быть на Хозроя, св. Дивногорецъ молится Богу о томъ, чтобы Онъ отвратилъ Свой праведный гнвъ и услышалъ голосъ „Вот до Меня дошел вопль грехов города сего; поэтому Я разгневался на сей город и погублю его, послав на него огонь, меч и смерть. За то, что город сей раздражил Меня грехами своими, Я отдам его в плен народу неразумному " [MII] . Объ этомъ св. Симеонъ Дивногорецъ разсказывалъ приходившимъ къ нему изъ благоговйнымъ людямъ и призывалъ всхъ къ " [MIII] . Какъ понять бесду св. Симеона съ Богомъ? Это высшая форма по преосвящ. Хрисана, есть всего боле духовная и всего мене чувственная или вншняя. Она означала непосредственное божественной мысли, непосредственное человческаго духа съ Духомъ [MIV] . Какой же нравственный смыслъ заключается въ подобныхъ Такъ какъ исходной точкой всхъ благихъ пишетъ преосв. еофанъ, благодатнаго служитъ живое новаго божественнаго порядка, то милосердый Господь различнымъ образомъ раскрываетъ предъ обращаемаго Свой божественный въ которомъ опредлено служить человческому духу; этого божественнаго чина производится двоякимъ образомъ: а) иногда тотъ самый порядокъ весь или въ частяхъ видимо, ощутительно, самымъ дломъ представляется человку и б) иногда же духъ человка вводится въ него и ощущаетъ его внутренно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

В виду же того, что св. столпники разрывали связь с миром и людьми, то им уже нечего было искать у людей на земле, а только находить все у Бога на небе. Отсюда проистекали обеты всецелой покорности Господу и послушания людям, преуспевшим на поприще духовной жизни. При этих строгих обетах у св. столпников-иноков было одно общее стремление – распять свою плоть с её страстями и похотями и утвердить в себе господство духа и благодати. Они умерщвляли свое тело трудами, постом, молитвенным бдением; они возвышались и стремились духом к единому Богу, изгоняя из своего ума всякий земной помысл, из своей воли – всякое своевольное желание, из своего сердца – всякое греховное вожделение. Св. столпники являлись среди этого человеческого мира иным неземным миром, – это были земные ангелы и небесные человеки. Иночество св. столпников, служа для них самих прекрасною школою и рассадником духовного испытания, так как оно покоилось на самом строгом, серьезном основании жизни, – на побуждении к совершенному господству духа над плотью, разума над чувственностью, сверхестественного над естественным для высшей степени святости и вечного союза с Богом, составляло реакцию против разложения господствующего порядка вещей в обществе, выражая собою стремление спасти чистоту и девственность христианского общества. Признавая за обществом, за семейством, за браком, за собственностью божественное учреждение, св. столпники оставляли все это потому только, что оно представляло единственное препятствие для созерцательной жизни и деятельности. Св. столпники-монахи своим героическим высоконравственным характером невольно вызывали себе у современников сочувствие и подражание, являясь защитниками и охранителями чистой веры и христианской нравственности 894 . Живя в монастырях, будущие столпники подвергали себя самым строгим лишениям, как бы подготовляясь к «столпничеству». Так, св. Симеон (I-й) так твердо стягивал свое тело веревкой, сплетенною из финиковых ветвей, что она проникала до костей; через 10 дней тело его загноилось и покрылось червями, издавая от себя сильный дурной запах 895 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Экстаз св. столпников можно определить как заход блестящего солнца здешнего мира, чтобы явились ясные звезды небесной тверди. Что личное чувство во время экстаза не покидало св. столпников, в этом утверждает нас яркое отчетливое воспроизведение того, что получено было ими в экстатическом состоянии. Св. столпники подробно описывают бывшие им видения. Так, св. Дивногорец описал видение рая св. Иоанну игумену 1047 . Св. Даниил рассказывал о видении столпа преп. Сергию и пр. Св. столпники, находясь в экстатическом состоянии, разговаривали с Богом. Так, в начале столпнических подвигов св. Симеона Дивногорца ему явился Иисус Христос в образе прекрасного отрока; св. Симеон, всем сердцем и любовию к Нему разгореся: позна бо быти Владыку своего и приемши дерзновение рече: Господи, како Тя распята иудеи? Господь же крестообразно руце распростер, рече: сице иудеи Мя распята, обаче Самому Мне распятися изволившу. Ты же мужайся и крепися сраспинаяся Мне по вся дни» 1048 . Извещенный в откровении о имеющем быть нападении на Антиохию Хозроя, св. Дивногорец молится Богу о том, чтобы Он отвратил Свой праведный гнев и услышал голос Божий: «се вопль грехов града сего взыде пред Мя, гнев же Мой и ярость подвиже на ся: погублю убо той во гресех его, пославши огнь и меч и смерть; той Мя раздражи в нечестиях своих, Аз же предам той в пленение языку неразумну». Об этом видении св. Симеон Дивногорец рассказывал приходившим к нему из Антиохии благоговейным людям и призывал всех к покаянию 1049 . Как понять беседу св. Симеона с Богом? Это высшая форма откровения, по мнению преосвящ. Хрисанфа, есть всего более духовная и всего менее чувственная или внешняя. Она означала непосредственное знание божественной мысли, непосредственное общение человеческого духа с Духом Божиим 1050 . Какой же нравственный смысл заключается в подобных откровениях? Так как исходной точкой всех благих действий, пишет преосв. Феофан, благодатного возбуждения служит живое сознание нового божественного порядка, то милосердый Господь различным образом раскрывает пред сознанием обращаемого Свой божественный мир, в котором определено служить человеческому духу; раскрытие этого божественного чина производится двояким образом: а) иногда тот самый порядок весь или в частях видимо, ощутительно, самым делом представляется человеку и б) иногда же дух человека вводится в него и ощущает его внутренне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Въ этой форм какъ собранность духа, какъ къ и и сопровождало аскетическую жизнь св. столпниковъ. ихъ не говорятъ подробно и раздльно о томъ, какъ происходило у св. столпниковъ, носило ли оно характеръ и совершалось ли по извстнымъ правиламъ и въ извстное время, хотя можно изъ уставовъ столпническихъ отчасти догадываться о предметахъ и о времени св. Симеонъ первый съ утра до 9 часовъ вечера молился Богу; посл 9 час. до солнечнаго захода занимался божественныхъ книгъ и по заход солнца снова начиналъ молитву, которую продолжалъ всю ночь до зари. „Свтающу же дню, повелваше сну, аки рабу, да приступитъ къ нему мало " ; посл немногаго отдыха снова начиналъ свое молитвенное правило [CMVI] . Св. Симеонъ Дивногорецъ держался такого же почти порядка [CMVII] . Про другихъ св. столпниковъ извстно, что они почти цлыя сутки посвящали (св. св. Фактическимъ этого можетъ служить и самое ихъ. „Чувственное жилище имя столпъ твой, мысленный же и небесный градъ " , поется въ стихирахъ св. Симеону I. „Тло твое на столп оградивъ, умомъ шествовати невозбранно къ желаемому попустилъ еси " [CMVIII] . „Тломъ возшедъ на столпъ, умъ же возвысивъ на " [CMIX] . Мы знаемъ, что подвижники восходили на столпы для свободнаго, ничмъ не стсняемаго Со столповъ они не сходили, за важныхъ случаевъ и потому, принимая во ихъ личную цль, преслдуемую ими въ къ смло можно утверждать, что и св. столпниковъ было непрерывнымъ и едва ли нарушалось приходящими къ нимъ въ виду того, что умъ ихъ и тогда могъ возноситься гор и въ самой бесд съ людьми они могли упражняться въ а особенно въ изучая человческую природу. Непрерывность аскетическаго съ его видами налагаетъ особый отпечатокъ на подвигъ „столпничества " и отличаетъ его отъ всхъ другихъ видовъ подвижничества, въ которыхъ не было непрерывнымъ и нарушалось тми обязанностями, соединялись съ инока, игумена и пр. Итакъ, какъ одинъ изъ видовъ было непрерывнымъ дломъ цлой жизни св. столпниковъ. Удалившись отъ отъ монашескаго чина, заключившись на столпахъ, они съ неослабной наблюдали за каждымъ своей мысли, внимательно слдили за самыми тайными своими и и силою благодати, призываемой молитвою и аскетическими самоотверженными подвигами, св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

В их любви к ближнему, этому второму их я, заключалась всякая власть, и сила, и истина. Вследствие этой любви и слово св. столпников горело огнем неотразимого убеждения, согревая теплотой умиленное сердце, услышавшее его и чуждое холодного, мертвого нравоучения, оно давало ему мир и счастье. Вот разгадка того, что столпы были окружены народом. Надо полагать, что нравственное величие подвига «столпничества» возвышается участием последователей его в счастье и спасении ближних, от спасения которых зависело и их нравственное благополучие. Каким образом? Ведь, нравственный закон должен быть исполнен в духовном обществе и все повеления этого закона могут быть подведены под одно общее веление, – именно: обязанность, заключающая в себе все обязанности, состоит в посвящении себя, со стороны каждого члена духовного общества, общему благу этого общества, т. е. его счастью, понимая под этим счастьем не преходящие радости, которые могут расходиться с долгом и противоречить ему, но счастливое состояние, присущее тому порядку, выражение которого и есть нравственный закон. Св. столпники, провидя созерцательный образ жизни, служили себе и вместе содействовали нравственному благу общества и духовный закон, таким образом, осуществляли в духовном обществе. Ведь, чрез исполнение духовного закона чрез посвящение себя общему благу и может только осуществиться благо духовного общества. Общим выражением отношений св. столпников к ближним был закон человеколюбия, как мы уже говорили, и этот-то закон красной нитью проходил чрез всю их жизнь. Признавая в ближних достоинство и права своей собственной природы, св. столпники самоотверженно стремились облегчать себе подобных в их телесных прежде всего нуждах. Когда кто приходил к св. Симеону Дивногорцу «наготствуяй», то он, сняв с себя свою одежду, отдавал тому, а сам стоял нагой; делал он это не только летом, но и зимой «многажды» 1072 . Св. столпники заботились удовлетворять и духовным нуждам общества. Они входили в состояние и нужды несчастных и давали необходимые жизненные советы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому, неосновательно искать в учении веры христианской ясных предписаний о «столпничестве» и, не находя их, признавать его несогласным с духом веры. «Столпничество» – это своего рода совокупность добровольных обетов служащих давшим их важным пособием к духовному совершенству, расширяющих и возвышающих поприще духовного усовершенствования, так как они (обеты) побуждали св. столпников приносить Богу в дар то, что могло-бы быть и не принесено и требовали уже от них больших и постоянных усилий в совершении добродетелей и подвигов, с одной стороны, предостерегая их от совращения с пути богоугождения, а с другой – сообщая чистоту сердцу. Это возводит «столпничество» на почву законности и сообразности с учением Христовым, которое, правда прямых указаний на обеты не дает, а делает, так сказать, благочестивые предложения, напр. нестяжания 1151 , девства 1152 и с апостольским, которое основные правила, необходимые к исполнению, называет повелениями, а руководственные указания свободных и особенных подвигов благочестия именует советами 1153 . Вообще же надо сказать, что о многом, относящемся к существу веры и жизни христианской, не сказано прямо и подробно в слове Божием, как об этом не раз замечается в св. Писании 1154 . Глава IX. Послание св. Исаака Сирина к св. Симеону Дивногорцу, как свидетельство нравственного общения этих двух подвижников Св. столпники не представляли из себя каких-либо замкнутых аскетов, всецело занятых самими собой и не имевших ничего общего с другими. Отчасти мы уже познакомились об их общении с ближними, а теперь коснемся вопроса о руководительстве в духовной жизни, которым св. столпники весьма дорожили и о том нравственном общении, в каком они находились с другими подвижниками. Руководителями их, во-первых, был Сам Господь, дававший наставления, напр., св. Дивногорцу о сораспятии Ему, во вторых, игумены монастырей, где св. столпники начинали свою подвижническую жизнь и, в третьих, лица, посылаемые Богом, разъяснявшие св. столпникам смысл благодатной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Симеономъ (плотская брань), то они злорадостно говорили: „гд нын есть его, силы превосходящее; гд подвиги его; гд да поможетъ нын самъ себ " [MLXI] . Св. столпники обидъ не помнили, молились за своихъ враговъ и исцляли клеветниковъ. Св. наказаннаго клеветника (показывавшаго рыбу) исцляетъ своею молитвою, „не памятозлобствуя, ни воздая за [MLXII] . врагъ св. становится чрезъ кротость св. столпника почитателемъ его И предъ царемъ (Львомъ) прославляетъ его добродтели [MLXIII] . Св. исцляетъ блудницу отъ несмотря на то, что она оклеветала его въ блуд съ нею по еретиковъ [MLXIV] . Словомъ, св. по его б милостивъ и незлобивъ нравомъ, добротворя ненавидящимъ его [MLXV] . Св. Дивногорецъ исцляетъ пастуха, который хотлъ убить его [MLXVI] . Ради св. столпники отказывались отъ всякаго даже отъ пресвитерства. Св. несмотря на усиленныя просьбы отказывается отъ игуменства и уходитъ въ затворъ. [MLXVII] Св. Дивногорецъ, долго отъ пресвитерства, только 33-хъ лтъ соглашается принять священство отъ епископа [MLXVIII] . Самое на столпы носило характеръ Св. „да не увсть о немъ никтоже " , ночью уходитъ изъ затвора и восходитъ на столпъ [MLXIX] . Св. Дивногорецъ тоже тайно удаляется на Дивную гору [MLXX] . кротость, любовь св. столпники считали главными добродтелями инока. Это ясно засвидтельствовано нкоторыми изъ нихъ въ ихъ предсмертныхъ Вотъ что написалъ св. своимъ ученикамъ, повелвъ прочитать этотъ завтъ всмъ инокамъ: „гоните служите любите постъ, нищету, и яже первая и большая есть заповдь любовь; та, яже суть прилична, право держите еретическихъ плевелъ блюдитеся, матери же вашея св. церкви нимало же отлучайтеся: и аще та вся сотворите, будете совершени [MLXXI] „Хощу, завщалъ предъ св. столпникъ да вси будутъ подражатели св. Симеона (Дивногорца) въ пламенносердечной его любви къ Богу " [MLXXII] . Св. Савва предъ завщалъ ученикамъ своимъ быть смиренными, а насколько онъ самъ былъ смиренъ можно заключать изъ слдующей его предсмертной просьбы къ ученикамъ: „егда отъ тла душа моя разлучится, да не коея же чести мя сподобите, но тако: просто по земли влекуще до гроба, земли предадите " [MLXXIII] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010