Такъ, посл мира (въ на главу св. Дивногорца распространилось [CMLXXXV] . Словомъ, св. столпниковъ переполнены ихъ экстатическаго котораго они сподоблялись въ „восторга " , какъ замчаютъ ихъ Кром того жизнь св. столпниковъ наполнена и различнаго рода которыя давались имъ во сн. Такъ, св. видлъ разъ во сн столпъ, на которомъ будто бы стоялъ и спасался св. Симеонъ столпникъ съ двумя ангелами: ангелы будто бы звали его къ себ, и когда св. сказалъ, что онъ не можетъ туда подняться, ангелы сами будто-бы подняли его на столпъ, а св. Симеонъ принялъ его и обнялъ. Это предзнаменовало св. [CMLXXXVI] . Св. Симеонъ во сн получаетъ о томъ, что онъ долженъ неустанно трудиться въ Ему приснилось, что онъ будто-бы копалъ колодезь и копалъ до тхъ поръ, пока невидимый голосъ не остановилъ его: „Это чудное видение, замчаетъ его сбысться въ немъ, сбылось над самим Симеоном. В своем глубоком смирении он положил такое основание к совершенствованию себя и других, что его добродетели и подвиги, казалось, были выше человеческого естества " [CMLXXXVII] . Св. видитъ во сн двухъ лицъ въ священническихъ которые повелваютъ ему „умножити " въ безлюдной пустын Богу. Въ цареградской церкви онъ во сн видитъ св. великомученицу общающуюся ему быть помощницею въ въ пустын [CMLXXXVIII] и пр. и пр. Какъ объяснить подобныя въ жизни св. столпниковъ? что такое экстазъ св. столпниковъ? У насъ есть при которыхъ самая напряженная дятельность мозга соединяется съ нечувствительностью къ вншнимъ Въ нкоторой степени такое всякому случалось испытывать. Всякому, вроятно, приходилось до такой степени быть занятымъ сильно какою-нибудь мыслью, что его нужно было нсколько разъ громко звать прежде, чмъ онъ услышитъ это. полученное слуховымъ нервомъ въ этомъ случа безпрепятственно доходитъ до мозга, но оно не сознается, потому что сознающаго центра обращено въ другую сторону, приковано къ какому-нибудь образу, возставшему въ нашемъ или поглощено работой Въ довольно сильной степени часто встрчаются у мыслителей, поэтовъ, математиковъ, у художниковъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Скоро диавол прельстил его: он вывел его из келии, возвел на высокую гору Сторий, где показал ему множество колесниц и коней, сказав: «Бог послал меня взять тебя в рай, как Илию». Славолюбец согласился; но лишь только он хотел сесть в колесницу, как мечтание исчезло, и он упал с горы на землю и до смерти разбился. Эти примеры св. Исаак Сирин привел св. Дивногорцу для того, чтобы, как он сам говорит, побудить остерегаться бесовских мечтаний, дабы не впасть в прелесть. Господь требует от человека веры и покаянных подвигов: сердечного сокрушения, слез, покаяния разбойника и т. п. Он «туне» его простил и ради его одного слова царство небесное обещал; от блудницы кроме веры и слез, ничего не потребовал; а от мучеников же и исповедников при вере и исповедании Господь принимал и скорби – различные их мучения. Таким образом, на основании изложенного послания св. Исаака Сирина к св. Симеону Дивногорцу можно уяснить себе аскетическое мировоззрение св. столпника и определить содержание его аскетическо-созерцательной жизни. Цель, к которой должен стремиться подвижник и устремлять все свое внимание есть спасение, для достижения которого имеются различные способы. Одним из главнейших способов является милостивость, легко совместимая с безмолвием. Непрерывная усовершаемость в делах милосердия сообщает подвижнику-безмолвнику навык к созерцанию, побуждая его сердце, глубоко проникнутое любовью к Господу и ближним, естественно находить для себя высокое наслаждение в непрестанно-молитвенном общении с Ним для того, чтобы, сколько можно, полнее выразить Господу наполняющие душу подвижника чувства удивления и любви. Молитвенно-созерцательное настроение способствует подвижнику быть в безмолвии, в удалении от всего и от всех, без внимания ко всему внешнему, и безмолвник обретает внутри себя царство Божие, которое есть мир и радость о Дусе Святе. Такое погружение внутрь или в Бога есть умное безмолвие. Существенным условием его постоянности служит чистота души, приобретаемая путем исполнения всех заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обеты вольной нищеты, избрание тягостного и прискорбного жития в целях приобретения свободы духа и искоренения греха, обеты молчания 1188 , удаление из мира св. юродивых путем пребывания в мире, а св. столпников – путем заключения на столпах, а главное – умерщвление плоти, – вот все то, что объединяет эти два оригинальных подвига. Далее, как те, так и другие приучали себя к смирению, пособием к чему им служило созерцание и самоиспытание – строгое требование от себя отчета в своих делах и поступках, обозрение своей нравственной жизни. Разница в них только в том, что св. столпники стояли на столпах, и мир шел к ним, от которого они бежали, а св. юродивые сами шли в мир, чтобы служить страждущему человечеству. Затем, в борьбе с плотскою страстью св. столпники употребляли способ решительного избегания женщин, а св. юродивые, наоборот, имели постоянное обращение с женщинами, приучаясь к индеферентному бесстрастному отношению. Наконец, заметим, что сходство этих двух подвигов заключается еще в непрерывности их. Иные святые изменяли свои подвиги и налагали на себя и на известное время (на год, на несколько месяцев) различные обеты: то молчания, то затворничества, то сорокадневного стояния на камнях и т. п., но обеты эти не были постоянными, а св. юродивые и св. столпники 1189 свои обеты: «юродства» и «столпничества» со всеми их видами довели до конца, не ослабевая и не унывая. В достижении нравственного усовершенствования св. юродивые и св. столпники действовали так, чтобы всегда простираться в предняя 1190 и деятельно усовершаться в доброделании. Это непрестанное усовершение в «юродстве» происходило своеобразным способом. Св. юродивые, как жившие в миру и вращавшиеся среди различных лиц, не позволяли себе того, чтобы из их рук, так сказать, ускользало то, что могло послужить поводом к стяжанию добродетели. Мы видели, что они сами напрашивались на оскорбления и делали так, чтобы их били, ругали. На подобные их действия надобно смотреть с той точки зрения, что они старались сколько хватало их сил – не избегать всяких «противностей» 1191 на пути к добродетели, которые могли служить им к благоуспешному шествию по пути доброделания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда плоть укрощена постом и не в силе занимать ум образами своих страстей, в душе удобнее открывается другой взор, другие предметы созерцания – ближайшие к духу, небесные, душеспасительные. Как скоро пост оградил сердце от предметов, к которым влечет чувственность, в душе скоро возгорает пламень чистейшей любви, а с нею и умной молитвы. Оттого и видно, что богомыслие, боговедение и все созерцательные аскетические подвиги всегда сопровождаются постом. Совлекаясь грубой плоти, св. столпники оставались с тонким и легким телом, и духовная жизнь раскрывалась в них во всей своей полноте, приходила в меру совершенства и обнаруживала себя чудесными явлениями. Их дух так был свободен от уз плоти, что подлинно, по словам св. Григория Нисского , совершал свои действия как бы в бестелесном виде. Когда св. столпники становились на молитву или предавались созерцанию, то их душа так отрешалась от земли, возносилась к небу, ум так занят был богомыслием, что, казалось, они были вне тела. Внешние чувства все закрывались; их не смущало ни зрение, ни слух, ни что другое. Такое состояние отмечено в житиях св. столпников восторгом 993 . В познании своей души, её внутреннего состояния, недостатков и совершенств, страстей и наклонностей св. столпники были необыкновенно проницательными. Всегда трезвенное их око усматривало малейшее движение души, и самый неприметный зародыш страсти не скрывался от их наблюдения. Чувства их были так тонки, что проникали в душу и узнавали внутреннее состояние каждого, т. е. им свойственно было то, что известно под именем прозорливости. Ослабив и почти расторгнув узы, привязывающие их к земле, пост поставлял св. столпников в состояние, весьма близкое к ожидаемому нами бессмертию, как говорит св. Григорий Нисский . Они еще здесь, на земле, начинали жить в мире будущем и духовном и отрешались от форм пространства и времени. Отсюда св. столпники знали будущее, как настоящее, видели отдаленное, как близкое 994 . Смертный час у св. столпников был всегда пред глазами, будущая жизнь с своим раем и адом так им казалась близкою, что они, как-бы на рубеже уже стояли и созерцали, что там делается 995 и знали, когда совсем перейдут в небесное жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Силу для такой борьбы св столпники путемъ аскетическихъ подвиговъ. Вдь, духовная сила, подобно физической, возрастаетъ отъ какъ объ этомъ говорятъ вс подвижники [CMLXII] , и притомъ, непрерывнаго, для чего она нуждается въ пищ. „Душа, говоритъ преосв. еофанъ, является въ голою силою, возрастаетъ, богатетъ во внутреннемъ а разнообразится въ дятельности уже посл. Первую пищу для своего она получаетъ извн, – отъ чувствъ, чрезъ [CMLXIII] . Значитъ, духовная пища состоитъ изъ мыслей и чувствъ. Силу же души развиваютъ и нравственнаго закона: „чувства доставляютъ а воображенный предметъ хранится въ памяти и составляетъ души " [CMLXIV] . постояннаго св. столпники, конечно, забывали о пищ, мало заботясь о тл, а все свое устремивъ на души. такого сильнаго созерцательнаго иные изъ св. столпниковъ достигали, при помощи того, что вовсе не принимали пищи. Св. Симеонъ Дивногорепъ, посл бывшихъ ему небесныхъ и отказался навсегда отъ земной пищи, и питался небесною пищею, приносимою ему ангеломъ. Такое св. Дивногорца можно объяснить только св. Духа, а со стороны св. подвижника его непрестаннаго и „никто не освобождается отъ кром пришедшаго въ мру того, который сказалъ: „ так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. " [CMLXV] . Такой скоро достигаетъ пищи и питья, ибо слезы служатъ ему хлбомъ, и наконецъ, доходитъ до того, что питается Духомъ Святымъ " [CMLXVI] . Ничто такъ не мучило св. столпниковъ, какъ плотская страсть и ни надъ чмъ не пролито ими столько пота и слёзъ, какъ надъ этой страсти. Они своимъ опытомъ дознали, что безъ строгаго поста до этого дойти невозможно, а посредствомъ усиленнаго легко достигнуть Въ виду этого св. столпники принимали на себя подвигъ двственности въ видахъ аскетическаго совершенства въ къ Они стремились къ двству, а т, которые состояли въ брак, оставляли женъ (какъ напр., св. Никита столпникъ). Конечно, св. столпники принимали на себя двство не потому, чтобы гнушались бракомъ. Они во всей своей жизни сообразовались Христу, точно исполняя вс Его Дале, вс почти св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

е. къ тому, что даетъ жизнь всему случайному, измнчивому. Вдь, плоть врывается всюду и на все полагаетъ свой характеръ мертвенности и такъ какъ везд есть для нея пища, потому что во всемъ есть сторона не только внутренняя, но и вншняя, не только существенная, но и случайная, не только неизмнная, но и подлежащая Это ясно видно изъ того, что св. столпники, только въ и молитв, подчинялись иногда плоти. Св. Симеонъ едва не подпалъ грху св. Симеонъ Дивногорецъ „да не хвалится всяка плоть предъ Богомъ " , подвергся сильному плотскому во сн и едва не осквернился во сн [CMXVII] . Чтобы истребить въ себ грхъ (плоть), св. столпники и умерщвляли тло. Такъ, св. Симеонъ Дивногорецъ „Часто святой проводил дни и ночи совершенно без сна. Однажды он совершенно не предавался сну в течении тридцати дней и тридцати ночей, моля Бога отогнать сон от очей его. И было сказано ему от Бога: Подобает тебе, хотя бы и на малое время, упокоить тело свое сном " [CMXVIII] . Св. Симеонъ по блаженнаго еодорита, „овогда стояше неподвижимъ надолз, овогда же частыя творя поклоны, молитвы принося Богу " . Одинъ любопытный хотлъ сосчитать – сколько положитъ поклоновъ св. Симеонъ и могъ насчитать только 1244 поклона, посл чего усталъ, „не боле смотрти на высоту столпную: обаче святый не изнеможе отъ [CMXIX] . Св. „свергъ покровъ малый со столпа, иже б надъ главою, его, стояше имущи покровъ небо, зиму же и зной и вся воздушная дожди и грады, снгъ же и ледъ, и мразъ доблественно терпящи " . Пораженный язвами на ногахъ, за 14 лтъ до своей смерти, и лишенный возможности стоять, св. сталъ лежать на одномъ боку до конца жизни, и когда ученики его хотли перевернуть его на другой бокъ, то „онъ никакоже сему быти попускаше, но терпяше, благодаря Бога " [CMXX] . Вотъ какъ охарактеризовалъ аскетизмъ св. Киръ, епископъ въ благодарность за своей бсноватой дочери и жены одного воина, на столп св. стихи: „Здесь твёрдо стоит муж, обуреваемый отовсюду: но ни ветров не боится, ни непогоды; пища его – манна небесная, бескровная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Совершенно умирающие миру терпением и многими скорбями сподобляются приятия святого Духа 966 . Святые столпники, умерщвляя свое тело, освобождались, таким образом, от влияния своих чувств и совершенно отдавались созерцанию. Объяснить это можно вот как. Нравственная деятельность человека должна состоять в сообразности его чувствований, мыслей и действий с внушениями откровенной Иисусом Христом истины, с требованиями нравственного закона, с святостью воли и совершенств Божиих. Когда сердце человека предает себя всецело в волю Божию и в ней одной ищет своего утешения, тогда способности, его и все силы приходят в порядок и согласие. Плоть обновляется, ощущает в себе новые и до того неизвестные силы действовать для Бога и для своего блаженства. Озаренный высшим светом -разум видит тогда ясно те заблуждения, в которые влечет его растленное грехом естество, видит ту бездну гибели, к какой приближают его воюющие в удех человека страсти и то богатство небесных дарований, которое Бог предуготовил человеку ради заслуг Искупителя. По мере же того как свет спасительного познания озаряет ум человека и очищает его чувствования, он возносится к Богу умом своим и стремится познать волю Божию и исполнить ее. Познание воли Божией открывает разуму человека все богатство благости Божией и Его долготерпения, а исполнение воли Божией от подвигов веры и преданности простирает к подвигам упования и терпения, правды и мужества. Глава V. Аскетическое воздержание св. столпников, как следствие созерцательного их аскетизма и как противоборство плотской страсти Таким образом, видно, что св. столпники стремились достигнуть бесстрастия и святости, но бесстрастия не того, которое проповедывали некоторые философы, и которое состоит в умерщвлении всех чувств, даже святых и благородных. Признательность к благодетелям 967 , сочувствие и сострадание к людям бедным и несчастным 968 , приветливость и любовь ко всем 969 , добродетели, которыми отличались св. столпники, показывают, что они не умерщвляли и не хотели умерщвлять в себе чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

столпники прозорливо предотвращали даже малйшее своей природы къ небесной правды; такъ, св. Симеонъ побдилъ которому чуть было не подпалъ обольщенный явившимся ему на колесниц съ вознестись на небеса, въ виду якобы нравственнаго своего. Постоянно изучая въ себ человческое существо, прислушиваясь къ непреложнымъ его и наблюдая, за что, для чего и отчего оно находится въ вчной борьб съ самимъ собою, они лучше всхъ мудрецовъ понимали истинное достоинство и человка и небеснаго не приносили въ жертву земному, а земного не чтили, какъ небесное. Эта мысль ясно выражена въ церковныхъ: „привременная вся презрвъ, Христу послдовалъ еси, небесную славу присно провидя " , поется въ сдальн по въ служб св. Симеону, „всеблаженне твою изъ млада возложилъ еси жизнь Христу Богу, отъ Негоже укрпляемь горшее подчинилъ еси лучшему " [CMX] ; св. „душу вперилъеси къ небеснымъ " [CMXI] ; св. Симеонъ Дивногорецъ „земныхъ отступль, къ небеснымъ возвышаемь, къ Богу взимался присно " [CMXII] . Словомъ, во всхъ въ честь св. столпниковъ выражается та мысль, что они въ виду всегда имли свое и потому обращали особенное на внутреннее свое на души [CMXIII] , какъ храма [CMXIV] , стремились къ законовъ духа [CMXV] , къ свтлости душевной , къ ангелоподобной чистот . Изъ тхъ же видно, что св. столпники обращали не на то, какъ они были обставлены извн, а на то, чмъ обусловлено ихъ и какимъ оно являлось въ ихъ Они въ данномъ случа забывали не только все принадлежащее имъ но и собственную свою личность для того, чтобы между ихъ и ими самими не посредствовали интересы, но смотрли на себя, какъ на предметъ Умъ св. столпниковъ принадлежалъ всецло Богу, а тло не составляло какъ бы ихъ потому, что они умерщвляли его великими аскетическими подвигами и старались покорить его духу [CMXVI] . Объявляя борьбу плоти, распиная ее, св. столпники чрезъ это объявляли непримиримую вражду тому, что противно истинной жизни, чрезъ эту борьбу они и стремились искоренить въ самомъ зародыш нравственныя А достигнуть этого и можно было не иначе, какъ подъ плоти, ея, чтобы духъ могъ полный просторъ и свободу, т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Необыкновенная аскеза Симеона вызвала сомнение и у Церкви. Египетские старцы решили проверить, от кого он берет силы для такого подвига. К нему отправили посланцев, которые потребовали, чтобы он сошел со столба и отправился к святым отцам: пусть даст отчет и объяснит, почему он не идет путем отцов, а придумывает что – то новое. Посланцам сказали, что если он откажется идти, значит, сила его не от Бога. Но Симеон тут же послушно спустил ногу, чтобы слезть на землю, и посланцы ушли, признав в нем человека Божьего. Симеон прожил на столбе 37 лет (по другим сведениям – 80) и умер, когда ему было уже больше ста. Его жизнь кажется невероятной, но она достоверно засвидетельствована многими историками. После него появилось немало последователей, предававшихся столпничеству. Алипий Столпник жил на колонне, оставшейся от языческого храма; правда, в последние годы он стоять уже не мог и больше лежал на боку. Даниил Столпник провел на столбе больше 30 лет в окрестностях Константинополя: от долгого стояния его ноги покрылись язвами, а по утрам от холода он весь покрывался льдом. Были и многие другие столпникиСимеон Дивногорец, Феодосий Эдесский, Лука Столпник, Лазарь Галисийский. Переход к киновиям Египетское анахоретство было ядром монашества; от него пути расходились в две противоположных стороны – смягчения и ужесточения. О более суровых сирийских формах подвижничества уже говорилось, но существовали и более мягкие, промежуточные формы аскетизма: например, сарабаиты жили вне города, но сохраняли свое имущество, а гироваги могли переходить с места на место. Такие послабления позволяли расширить круг аскетов, приобщая к иноческой жизни людей с менее твердой волей и более мирской закваской. Монашество началось с уединения и отшельничества, но со временем чаша весов стала все больше склоняться к общежитию. По преданию, первый монастырский устав Пахомий получил от ангела, который предписал монахам совершать по 36 молитв в день: 12 днем, 12 вечером и 12 ночью. Когда Пахомий возразил, что это слишком мало, ангел объяснил, что такое число предназначено для слабых: совершенным же совсем не нужен устав, поскольку они живут в уединении, полностью предав себя Богу. В этом ответе уже заключался весь смысл существования киновий. Общежитие больше подходило для «новоначальных», новичков, неспособных к одинокой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. в такое состояние, в котором человек делается открытым для искушений, то они должны были следить за собою для того, чтобы не рассеиваться множественностью вещей мира сего, чтобы подвергнуть искусу собственное сердце и сделать его способным к размышлению о Боге, к молитвенному обращению к Богу. Отсюда естественно являлось у них самосозерцание, которое есть деятельность размышляющего ума, направляющего свои взоры на собственное свое я. В этой форме созерцание, как собранность духа, как стремление к само-испытанию и самонаблюдению и сопровождало аскетическую жизнь св. столпников. Жития их не говорят подробно и раздельно о том, как происходило самосозерцание у св. столпников, носило ли оно систематический характер и совершалось ли по известным правилам и в известное время, хотя можно из описания уставов столпнических отчасти догадываться о предметах созерцания и о времени созерцания: св. Симеон первый с утра до 9 часов вечера молился Богу; после 9 час. до солнечного захода занимался чтением божественных книг и писанием; по заходе солнца снова начинал молитву, которую продолжал всю ночь до зари. «Светающу же дню, повелеваше сну, аки рабу, да приступит к нему мало»; после немногого отдыха снова начинал свое молитвенное правило 937 . Св. Симеон Дивногорец держался такого же почти порядка 938 . Про других св. столпников известно, что они почти целые сутки посвящали созерцанию (св. Алипий, св. Даниил). Фактическим подтверждением этого может служить и самое столпостояние их. «Чувственное жилище имея столп твой, мысленный же и небесный град горний Сион», поется в стихирах св. Симеону I. «Тело твое на столпе оградив, умом шествовати невозбранно к желаемому попустил еси» 939 . «Телом возшед на столп, ум же возвысив на премирная» 940 ). Мы знаем, что подвижники восходили на столпы для свободного, ничем не стесняемого, богомыслия. Со столпов они не сходили, за исключением важных случаев 941 и потому, принимая во внимание их личную цель, преследуемую ими в столпостоянии (стремление к богомыслию), смело можно утверждать, что созерцание и самопознание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010