Откровение, по взгляду св. Исаака Сирина , большею частью означает явление, обнаружение чего-либо тайного и имеет своим предметом познаваемое, испытываемое и постигаемое умом. Видение же бывает иногда в ясных образах, а иногда несколько неясно, так что созерцающий видение не знает – на яву ли видит или во сне: «еже бо приемлет телесными, говорит преп. Исаак Сирин , может паки теми и сказати во стране телес, а еже внутрь себе, во стране Духа ощутительне зрит, или слышит, или ощущает внегда возвращается к телу, не довлеет исповести, вспоминает же точию, яко виде та; како же, – не весть ясно исповести» 1039 . По мнению преосвящ. епископа Хрисанфа, в состоянии исступления человек, не лишается сознания, личного чувства и активности: «личное сознание, говорит преосв. Хрисанф, остается неприкосновенным; Дух Божий нисходит и почивает в человеке, но не вселяется в нем до уничтожения личности; Он объемлет человеческий дух 1040 , облекает его Своею силою 1041 , возбуждает, но не нарушает его нормального состояния, не повергает в бессознательность». Человек во время сновидения не лишается сознания, так и в состоянии экстаза 1042 личное чувство остается при нем, сподобившиеся экстатических состояний сознают, что это откровение или видение на яву 1043 , высказывают свое мнение 1044 , ярко и отчетливо помнят его всю жизнь и описывают 1045 с мельчайшими подробностями 1046 . Сказанное вполне можно приложить и к состоянию св. столпников. Откровения свои они получали в состоянии «восторга» («бысть в восторзе»), т. е. таком состоянии исступления, в котором действия низшей жизни понижаются или отчасти прерываются для того, чтобы сделать возможным лучшее восприятие впечатлений или сообщений из высшего мира. Допустим, что «восторг», или экстаз есть обморочное состояние. Но, ведь, сознание не прерывается, как известно, в обмороке. Внешняя, правда, жизнь здесь на время останавливается; мышление же и чувствование не оказывают себя ничем внешним образом, но мыслящее и чувствующее существо тем не менее сохраняет свою внутреннюю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– В этом сочинении доказывается, что исходным пунктом христианского аскетизма, а также его характеристическим признаком служит пламенная любовь к людям, соединенная с готовностью ради их блага ко всевозможным жертвам. Это положение проф. Гусев подтверждает в своей антикритике замечаний проф. Гренкова 1227 фактами из жизни св. столпника Симеона, который, несмотря на то, что удалился от общества, поучал приходящих и принимал в них самое теплое, живое участие. Это мнение признано неверным автором 1228 примечаний к статье: «изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра», помещенной в Православном Обозрении за 1877 г., XII, стр. 652–686. Общею и главнейшею основою аскетизма критик, на основании учения Спасителя и св. отцев 1229 , считает прежде всего любовь к Богу. Эта любовь сама собою приводит к аскетическому образу жизни, создает его. Дальнейшим основанием аскетизма служит общая идея проповеди Иисуса Христа, состоящая в призывании к исканию царства небесного прежде всего и вообще к царству духовного над плотским. Евангельская проповедь об искании царства Божия прежде и больше всего и о непривязанности к земному и чувственному, падая на некоторые, особенно восприимчивые сердца естественно могла возбудить в них жажду духовной жизни и небесного царствия до совершенного и полного охлаждения ко всему земному. В этих людях, глубоко уязвленных любовью к Богу и царствию Божию, все внимание и чувство отдавалось безраздельно и всецело небесному, духовному. Далее, в учении Спасителя имеются основы и для практически-деятельной жизни в пользу людей. Вслед за заповедью о любви к Богу стоит заповедь: «люби ближнего, как самого себя» 1230 . Любовь же, и притом, самоотверженную, заповедал Иисус Христос ученикам Своим 1231 . Таким образом, христианство заключает в себе 2 основных элемента: один из них, получивший величайшее напряжение и преобладание в каком-либо лице, может приводить к аскетическо-отшельнической жизни; другой элемент, получивши доминирующую силу в душе человека, дает ему стимул к самоотверженной деятельности в жизни для людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Может возникать недоумение относительно близости монастырей мужского и женского. Оно устраняется обычаем тогдашнего христианского востока, по которому женские обители располагались по соседству с мужскими, на небольшом расстоянии. Управляясь самостоятельно в своей внутренней жизни, они пользовались от мужских монастырей только руководством опытных в духовной жизни старцев, назначавшихся обыкновенно на это дело настоятелями мужских обителей по просьбе настоятельниц обителей женских, или же лицами, близкими к монастырю 1103 . Близ этих монастырей часто жили благочестивые лица того и другого пола, иногда с целыми семействами. Они не принадлежали обыкновенно ни к одной обители, а жили своею самостоятельною жизнью, посвящая себя молитвам, воздержанию и целомудрию. Они также поселялись вблизи обителей для того, чтобы пользоваться уроками духовной опытности подвижников 1104 . Св. столпники отчасти управляли монастырями сами, как сейчас мы видели из жития св. Алипия, или поручали близким себе; напр., тот-же св. Алипий столпник после того, как постриг свою мать диакониссу в инокини, поручил ей управление женским монастырем при столпе 1105 . Смирение и кротость являются характеристическими чертами жизни св. столпников, как в отношении к себе, так и к ближним. Все их слова и поступки ознаменованы глубоким уничижением. Св. Симеон I-й, уважая всякого без исключения, называл себя не иначе как презренным и отверженным монахом, псом смердящим 1106 . Мудрость своих советов всегда старался прикрывать какою-то особенной простотой и скромностью и сам внимал советам других (напр.. когда велели ему снять цепь с ноги, которою он приковался к горе, в виду того, что надобно связывать волю, то он со смирением исполнил приказание и с любовью послушал поучение о связывании воли). Бесчисленные и многоразличные исцеления, совершаемые св. столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцеленным говорить про них; «наказываше преп. Симеон (I-й), егда кого исцели, глаголя: прославляй Бога, исцелившего тя, и никакоже дерзни рещи, яко Симеон тя исцели, да не горше ти, что будет» 1107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

столпников было непрерывным и едва ли нарушалось приходящими к ним в виду того, что ум их и тогда мог возноситься горе и в самой беседе с людьми они могли упражняться в созерцании, а особенно в самосозерцании, изучая человеческую природу. Непрерывность аскетического созерцания с его видами налагает особый отпечаток на подвиг «столпничества» и отличает его от всех других видов подвижничества, в которых созерцание не было непрерывным и нарушалось теми обязанностями, какие соединялись с званием инока, игумена и пр. Итак, самосозерцание, как один из видов созерцания, было непрерывным делом целой жизни св. столпников. Удалившись от мира, от монашеского чина, заключившись на столпах, они с неослабной бдительностью наблюдали за каждым проявлением своей мысли, внимательно следили за самыми тайными своими чувствованиями и желаниями, и силою Божией благодати, призываемой молитвою и аскетическими самоотверженными подвигами, св. столпники прозорливо предотвращали даже малейшее поползновение своей природы к нарушению небесной правды; так, св. Симеон I-й победил тщеславие, которому чуть было не подпал обольщенный диаволом, явившимся ему на колеснице с приглашением вознестись на небеса, в виду якобы окончания нравственного усовершенствования своего. Постоянно изучая в себе человеческое существо, прислушиваясь к непреложным его требованиям и наблюдая, за что, для чего и отчего оно находится в вечной борьбе с самим собою, они лучше всех мудрецов понимали истинное достоинство и назначение человека и небесного не приносили в жертву земному, а земного не чтили, как небесное. Эта мысль ясно выражена в песнопениях церковных: «привременная вся презрев, Христу последовал еси, небесную славу присно провидя», поется в седальне по полиелее в службе св. Симеону, «всеблаженне Алипие, твою из млада возложил еси жизнь Христу Богу, от Негоже укрепляемь горшее подчинил еси лучшему» 942 ; св. Даниил «душу вперил еси к небесным» 943 ; св. Симеон Дивногорец «земных отступль, к небесным возвышаем, к Богу взимался присно» 944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такъ, иногда самый небесный и особенно его чинъ и какъ-бы основныя начала живописуются предъ невдущимъ въ поразительномъ какомъ-либо образ, какъ напр. св. Симеону Дивногорцу представленъ былъ весь св. ангеловъ въ противоположность полчищу темныхъ силъ [MV] . Иногда дается осязательно ощутить невидимую нкоторую силу, среди видимыхъ силъ и дйствующую, но разительно отличную отъ нихъ и исходящую изъ иного [MVI] . Затмъ, мы имли случай замтить, что св. столпники сподоблялись въ сонномъ Въ къ приведеннымъ укажемъ еще нсколько Такъ, св. столпникъ во сн видлъ „божественную нкую силу, имущую въ десниц сотъ медовный и изгнтающую надъ главою отрока Симеона, и течаше медъ отъ сота по глав его " . Монахъ Пильскаго монастыря во сн видлъ „свтоноснаго голубя, дверцами къ св. Симеону влетвша и по час излетвша, и выспрь къ небеси паряща " ; нкоторые изъ того же монастыря видли во сн 3 чертога, а въ нихъ 3 престола, на которыхъ лежали 3 внца; на вопросъ ихъ – кому эта слава уготована? былъ отвтъ: Симеону отроку [MVII] . Нкоторыми за святыхъ полученными во сн не признается никакого нравственнаго смысла, а самыя считаются бредомъ разстроеннаго святыхъ, т. е. образующимися безъ вншняго раздражителя. Профессоръ П. И. говоритъ, что могутъ вызываться вншней обстановкой, располагающей къ мечтательности. „У мечтательныхъ людей, особенно рзко выражена образная жизнь. У нихъ главную роль играютъ образныя и Путемъ постояннаго образность эта бываетъ столь велика, что она подавляюще дйствуетъ на Область – людей суеврныхъ, фанатиковъ " [MVIII] . Въ книг чудесъ, въ незримаго Дебэ, переведенной на языкъ въ 1864 г., пишется: „эпидимическое отшельничества есть бичъ государства. Однимъ изъ патологическихъ аскетической жизни, которой посвящали себя монахи и отшельники, было нервной жидкости въ одномъ пункт мозга и отъ того Если сверхъестественнымъ фактъ не повторяется боле, то можно смло ручаться, что это обманъ и тогда должно отвергнуть его " [MIX] . Въ виду такого взгляда на является необходимость разсмотрть вообще съ нравственной точки предпославъ ей нсколько словъ о томъ, какъ священное вообще относится къ психической жизни человка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

столпникамъ, но не намъ. Быть можетъ мать, постившая св. Симеона могла соблазнительно подйствовать на него своими разсказами о быть можетъ она пробудила бы чувства и пр. и пр. Напротивъ, св. Дивногорецъ заботится о своей матери и строитъ ей на нкоторомъ отъ своего столпа [CMLXXI] . Св. постригаетъ свою мать въ монахини, и она, „облечена бывши, нача подвизатися, труды къ трудамъ прилагающи " [CMLXXII] . Такимъ образомъ, въ къ женщинамъ св. столпники руководились чисто личными своими Одно только можно сказать общее о ихъ къ женщинамъ, – съ ними прямо бы противодйствовали ихъ созерцательному Наконецъ, вс св. столпниковъ были ихъ и поста. Такъ, изнемогая подъ тяжестью постоянно носимыхъ нкоторыми св. столпниками веригъ, они надялись на то, что съ плоти утихнутъ и уничтожатся страсти. Когда съ св. Симеона сняли вериги, то онъ попросилъ игумена: „пустите меня яко пса смердящаго, достоинъ бо есмь грховъ ради моихъ " . Игуменъ сказалъ ему: „осьмнадесятъ лтъ едва имаши, и суть грси твои? " св. Симеонъ отвчалъ: „отче, пророкъ глаголетъ: въ зачатъ есмь, и во грсхъ роди мя мати моя " [CMLXXIII] . – и поста было и продолжительно-непрерывное молитвенное св. столпниковъ, какъ о своихъ грхахъ, и всегдашнее какъ плодъ о грховности своей. ГЛАВА VI экстазъ, или въ „столпничеств " . Вопросъ о нравственномъ смысл св. столпниковъ. Такимъ образомъ, духъ св. столпниковъ постоянно порывался къ своему источнику – Богу, небу, св. Духу. Онъ постоянно усиливался сбросить и стряхнуть съ себя тяжесть плоти и земли и вознестись на небо. Для своихъ нравственныхъ обязанностей, для своихъ небесныхъ нуждъ, св. столпники пренебрегали всми земными радостями. Для своихъ высокихъ цлей они обрекали себя на и нужды, нищету, на постъ усиленный, на всякаго рода жертвы, даже на самомученичество: „вселивъ тло твое въ жилище жестоко, поется въ служб св. Симеону страхомъ пригвоздилъ еси духа, укротилъ еси тлесныя сокровеннныя страсти " [CMLXXIV] ; „всякаго оные, отверглся съ зимою и варомъ боряся пострадалъ еси " , прославляетъ св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Но отъ чего и какъ родилась у нихъ мысль о „столпничеств " ? Раньше мы высказали свои объ этомъ (1-я глава), а теперь познакомимся съ деписателей о св. столпникахъ. Мысль о „столпничеств " св. Симеону внушилъ особенный случай. своего характера и жизни, еще въ отроческихъ лтахъ, св. Симеонъ возбуждалъ къ себ и многихъ. Но, когда, удалившись на гору близъ Таланисса въ затворъ и тамъ усугубивши подвиги онъ началъ исцлять приходившихъ къ нему, тогда слава его подвиговъ и разнеслась далеко, такъ что начали стекаться къ нему вс, не только вблизи но и отъ странъ далекихъ. При необыкновенномъ и народа къ св. подвижнику, происходилъ безпорядокъ: каждый изъ приходившихъ хотлъ ближе видть св. Симеона, прикоснуться къ нему и скоре получить отъ него и помощь. Народъ, стсняясь самъ, тснилъ св. Симеона, возмущалъ его душевное и препятствовалъ его дятельности. Что же долженъ былъ сдлать св. Симеонъ въ такомъ затруднительномъ скрыться отъ людей? но, съ одной стороны, это было и невозможно: народъ съ воплемъ послдовалъ бы за нимъ всюду, что случилось съ св. Симеономъ Дивногорцемъ, посл того какъ онъ ушелъ на Дивную гору [DCCCLXXVIII] ; а съ другой – можетъ быть праведникъ считалъ такое отъ народа не позволительнымъ. Онъ видлъ, что богатство духовныхъ даровъ сообщено ему не для того, чтобы онъ скрывалъ его подъ спудомъ, но чтобы употреблялъ его на пользу своихъ ближнихъ. Св. Симеонъ хотлъ благодтельствовать народу и между тмъ встрчалъ со стороны самого же народа. Чтобы освободиться отъ такого затруднительнаго св. Симеонъ вздумалъ отдлиться отъ народа, не уклоняясь отъ него стать на возвышенное мсто, на столпъ: „блаженный стал тяготиться таким почитанием и беспокойством. И изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем " [DCCCLXXIX] . Впрочемъ, мысль о „столпничеств " , внушенная св. Симеону особеннымъ случаемъ, утверждена была Самимъ Богомъ, и святой вступилъ въ новый подвигъ не прежде, какъ получивъ на то отъ Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

24-е число Преп. Симеона Столпника, Дивногорца Разнообразны пути, на которых люди могут достичь спасения души своей, хотя на всяком пути для достижения этой цели требуется одно и то же: искренняя любовь к Богу, искреннее стремление послужить Ему – в какой бы форме оно ни проявлялось. А что Бог не отвергает никакого пути, избираемого человеком для выражения усердия послужить Ему по своему крайнему разумению, видно из того, что Бог чудно и неоднократно прославлял людей, подвизавшихся даже на странном, непостижимом вообще пути... Одним из таких прославленных Богом угодников был воспоминаемый сегодня св. Симеон Дивногорец, подвизавшийся на столпе, на Дивной горе, названной так потому, что здесь Господь «удивил милость Свою в Симеоне» ... Вникая в мысль подвига стояния на столпе, можно обратить внимание в особенности на два обстоятельства: во-первых, подобные подвиги происходили, с одной стороны, во времена живой, пламенной веры, не останавливающейся ни перед какими пределами, изобретающей всевозможные формы для излияния от своего избытка, – с другой стороны, во времена крайнего непросвещения умов, когда большинству людей недоступно было назидаться внутренним духовным подвигом, между тем как созерцание внешнего подвига необычайного, сверхъестественного терпения, воздержания и даже самобичевания действовало на них наглядным примером самоотвержения, наглядным образцом силы, проявляемой ради Бога и только при помощи свыше... И промыслом Божиим допускались такие проявления. Во-вторых, можно заметить, что в более просвещённое время, наставшее для человечества, такие внешние подвиги утратили не только большую долю своего значения, но, может быть, и сама сила совершать их утратилась в отдельных личностях, и вообще с развитием людей прежняя суть добра и подвижничества если даже и не истощилась, то стала выражаться в иных формах, более сообразных разумению и потребностям данного времени; собственно же внешние поразительные подвиги, бывшие данью и выражением известного времени, заменились иным, более соответственным и назидательным подвижничеством. Тем не менее, прежние не теряют своего значения в том смысле, что напоминают и свидетельствуют об изумительной способности страдать, об изумительном усердии приносить в жертву своему высшему, духовному стремлению всё, что почитается удобством, радостью, приятным удовлетворением в земной жизни. Если не сама форма подвига, то сила и чувство, руководившие при совершении подобных внешних подвигов, вот что навсегда останется достойным подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Введение Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство». Глава II. Смысл употребляемого в Священном Писании слова «буйство», – существенного признака «юродства». Определение «юродства» в тесном смысле. Глава III Причины «юродства» в связи с вопросом о назначении человека. Реализация священного текста св. юродивыми. Объяснение подражания их Иисусу Христу. Глава IV. Сознательно-намеренное принятие святыми юродивыми безумства. Психологический смысл их притворного безумия. Отношение святых юродивых к уму. Скрытность их характера Глава V. Вид физической жизни святых юродивых: скитальческая жизнь, скудость в одежде, босоножие, провождение жизни вне жилищ или в непокрытых «хлевинах», спанье на голой земле. Нравственный смысл этих лишений. Глава VI. Аскетическое терпение в «юродстве»: перенесение телесных страданий, добровольное перенесение позора и неприятностей и их нравственное значение. Глава VII. Смирение в «юродстве» и его обнаружения. Смирение духа Глава VIII. «Юродство», как общественный деятельный тип. Любовь, как основное начало общественной св. юродивых деятельности и её проявления. Значение св. юродивых в обществе, опирающееся на их необыкновенных духовных дарованиях Глава IX. Бесстрастие, как завершение подвига «юродства». Проявление высшей степени святости в св. юродивых. Выяснение факта восхищения св. юродивого Андрея в рай и сущность полученного им откровения в раю. Глава X. Разбор возражений против целесообразности «юродства». Значение «юродства», как высшего самоотвержения. Заключение Часть II Глава I. Предварительные сведения о св. столпниках и о «столпничестве». Глава II. Особенные действия благодати Божией в избрании святых столпников на служение Богу Глава III. Безмолвие и молчание, как средства, подготавливающие св. столпников к созерцанию. Глава IV. Проявление созерцательного аскетизма в «столпничестве». Самосозерцание св. столпников, или стремление к собранности духа и к самообличению своей греховности Глава V. Аскетическое воздержание св. столпников, как следствие созерцательного их аскетизма и как противоборство плотской страсти Глава VI. Аскетический экстаз, или само-восхищение в «столпничестве». Вопрос о нравственном смысле сновидений св. столпников Глава VII. Общественное служение святых столпников Глава VIII. Разбор некоторых мнений, отрицающих целесообразность подвига «столпничества» Глава IX. Послание св. Исаака Сирина к св. Симеону Дивногорцу, как свидетельство нравственного общения этих двух подвижников Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

III.1. Свидетельства внешней рукописной традиции о Симеоне Месопотамском III.1.1. Слово об исходе из жизни под именем Симеона А. Греческий текст Впервые о тексте стало известно по латинскому переводу 521 , изданному без греческого оригинала. Однако ряд ученых ссылался и на подлинный греческий текст по рукописи Венской библиотеки, cod. theol. gr. 238. При этом возникла проблема, следует ли доверять надписанию латинского издания, где автором был назван «дивный Симеон» (Symeonis admirandi) 522 , или надписанию венской рукописи, приписывающей слово О памяти исхода из жизни Симеону Месопотамскому. Сводку всех мнений и разбор их предпринял П. Ламбек 523 в превосходной и весьма ученой аннотации к описанию соответствующей рукописи Венской библиотеки. П. Ламбек отказывается признать автором Симеона Столпника, ибо имя «Месопотамский» могло быть дано либо по месту рождения, либо по месту подвизания и смерти, однако ни то, ни другое не подходит к Симеонам-столпникам 524 . П. Ламбек считал, что Симеон мог быть связан с монастырем в Месопотамии, упоминаемым в житии Макария Римского, игуменом которого был Асклепий. В завершение диссертации 525 П. Ламбек указывает на ряд разночтений между греческими текстами Венской библиотеки и изданным ранее (делая обратный греческий перевод с латинского). Какое из двух мнений (латинского переводчика или П. Ламбека) об авторстве слова Об исходе из жизни подтвердили дальнейшие рукописные изыскания? С одной стороны, надписание латинского перевода («Admirandi») можно сопоставить с двумя московскими рукописями (патериками XIII в. и 1399 г.) 526 , в которых нужное нам слово сохранилось под именем Симеона Дивногорца 527 с небольшим, но характерным (по сравнению со всеми остальными рукописями, СМ. таблицу на с. 81) разночтением в начале 528 . Симеон Дивногорец – это не кто иной, как Симеон Столпник-младший, подвизавшийся в VI в. на Дивной горе 529 . Возможно, в греческой рукописи, которой пользовался латинский переводчик, была только половина эпитета («дивного», а не «Дивногорца»), чем и объясняется упоминание переводчиком о Феодорите Кирском , писавшем о Симеоне Столпнике-старшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010