Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым. 15 июня. ПРАВМИР. Церковь празднует обретение мощей святой благоверной Иулиании Вяземской Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «…бысть ему грех и студ велик и с того бежал к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г. Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым. Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой. В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-obret...

3 июля) и Константин Всеволодович (1257 г., пам. 3 июля), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович (1285 г., пам. 3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич (1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверский, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в 17 веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович (1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский (1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский (1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявши христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская (1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейной жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская (1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич (1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович (1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавши в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертью приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

При предшественнике Антония ахрим. Анастасии 81 , он был в большом упадке. На левом берегу р. Тверцы стоит женский Воскресенский монастырь. Когда основан, неизвестно, но о его существовании уже в первой половине XVI столетия есть исторические свидетельства. Между церковными предметами сохраняются в этом монастыре две лампадки, сделанные из кокосового ореха и обложенные серебром золоченым; одна из них украшена бирюзами. По венцам их начертана вязью какая-то надпись. Лампадки эти – приношение Царицы Марфы Ивановны. Настоятельница монастыря игуменья Мартирия 82 , из дворянского рода Смоленской губернии, получила в свое время образование в одном из Московских пансионов, старица благочестивая и весьма попечительная о благосостоянии вверенной ей обители. 12-го ч., воскресенье, совершал литургию в градском соборе во имя Преображения Господня. Собор довольно обширный и благолепный. После литургии заходил в теплый собор во имя Входа Господня в Иерусалим. Под этим храмом, в особой палате, почивают под спудом мощи Благоверной Иулиании, супруги удельного Князя Вяземского Симеона Мстиславича, пострадавшей в 1407 году от жестокого и сластолюбивого Князя Смоленского Юрия Святославича. Затем я приглашен был в дом соборного старосты, где приготовлен был обеденный стол. Здесь я встретил бывшего попечителя Харьковского учебного Округа Тайного Сов. Александра Абрамыча Воскресенского, который приехал на этот раз из своего имения находящегося в недалеком расстоянии от Торжка. По возвращении с обеда в монастырь, я нашел здесь моего домашнего Секретаря А. Морошкина, который нарочито приехал из Твери и привез мне на рассмотрение и утверждение более важные и нужные протоколы и журналы. 13-го ч., после ранней литургии все утро занят был чтением Консисторских протоколов и журналов. В 2 часа пополудни совершал в монастырскому соборе молебен с акафистом Божией Матери по случаю предстоящего на другой день празднования в честь преп. Аркадия, ученика преп. Ефрема. В 6 ч. всенощная с литиею и величанием преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Святой благоверный князь Смоленский Глеб Всеволодович (Святославич) жил в XIV столетии. О его жизни сохранились немногочисленные агиографические сведения. Известно, что он был благочестивым и мужественным князем. Обостренные отношения Русского государства с Литвой приводили к тому, что благоверный князь Глеб дважды был в литовском плену, последний раз после временного взятия Смоленска литовцами в 1395 году. В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба испод лазоревой, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах». Память благоверного князя Глеба празднуется 7 июля. Святой благоверный князь Андрей Смоленский был сыном Смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в церкви святителя Николая, около которой и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». В 1539 году произошло обретение мощей благоверного князя по ходатайству преподобного Даниила Переславского (память 7 апреля). Память благоверного князя Андрея Смоленского празднуется 28 октября. Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, святой благоверный князь Вяземский Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда Московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святого князя Симеона и святой Иулиании совершилось зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь, где и умер в 1408 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Софийском соборе опочивают мощи Святых Угодников Божиих: 1) храмоздателя, князя Владимира Ярославича Новгородского, открыто в гробнице из белого мрамора; 2) матери его Анны (Ингегерды, или Ирины), супруги в. к. Ярослава I, первой из княгинь, постригшейся в иночество, также открыто; 3) первоначального основателя Софийской церкви и первого новгородского епископа, Иоакима, прибывшего в Россию с царевною Анною, в 992 году; 4) Князя Мстислава Ростиславича, храброго внука Мономахова; 5) Князя Феодора Ярославича, старшего брата св. Александра Невского, перенесенные сюда из Юрьева монастыря в 1614 году; 6) Луки, второго епископа новгородского, обретенные и перенесенные сюда в 1558 году; 7) Антония Архиепископа; 8) Мартирия Архиепископа; 9) Аркадия Епископа; 10) Симеона Архиепископа 11) Василия Архиепископа; 12) Никиты Епископа; 13) Иоанна Архиепископа, 14) Григория Архиепископа и 15) Германа Епископа. Тут же погребены многие знаменитые лица, как-то: князь Изяслав, сын Владимира Мономаха ; князь Мстислав Ростиславич, внук Юрия Долгорукого; князь Василий Мстиславич, правнук Ростислава I; Стефан Твердиславич, посадник новгородский XVI века; архиепископы Новгородские XVI века: Митрофан, Спиридон, Далмат и Климент; архиепископ же XIV века Давид; епископ Феофил, ревностно защищавший Новгородцев в бедственные для них времена и пострадавший, вместе с Пименом, при царе Иоанне IV; первый новгородский митрополит, Александре; митрополит же Иов, восстановитель просвещения в Новгородской епархии, которою управлял с 1697 по 1716; Архиепископ Феофан (Прокоповиче) , знаменитый богослов и вития времен Петра I; митрополит Димитрий (Сеченов), отличный проповедник; Митрополит Гавриил, пользовавшийся уважением Екатерины II, и митрополит же Амвросий (Подобедов) . В верхней части храма, под особою главою, помещаются так называемые в древности церковные полати, или особое отделение на хорах, где в обширных покоях, под сводами, за железными затворами, находятся книгохранилище и ризница, наполненная редкостями, сбереженными от минувших веков; тут хранятся: лампада Корсунская, известная под названием лампады св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1404 году Витовт, князь Литовский, овладел Смоленском, и князь Юрий бежал к Московскому князю (Василию Димитриевичу), который дал Юрию на прокормление г. Торжок; сюда же переселился и Вяземский князь с супругой, так как великая дружба соединяла их. К сожалению, сладострастный князь Юрий прельстился красотой Иулиании и, пылая безумной к ней страстью, хотел изнасиловать её. Но Иулиания схватила нож, ударила им князя по плечу и закричала о помощи: на крик прибежал её муж. Юрий набросился на Симеона Мстиславича и убил его мечём, а княгине Иулиании приказал обрубить ноги и руки и тело её бросить в реку (Тверцу), это было зимой 1406 г. Тело блаженной Иулиании было усмотрено плывущем по реке; благочестивые граждане погребли тело её в городском Спасо-Преображенском Соборе г. Торжка. Память св. Иулиании совершается 21 декабря в день её тезоименитства и 2 июня (вероятно, в день обретения её мощей). Тело блаженной Иулиании почивает в закрытой каменной гробнице, в особо устроенной под соборным храмом часовне, которая в 1906 г. обращена в церковь и освящена во имя св. Иулиании, княгини Новоторжской. В честь её есть престолы и в других храмах Тверской епархии (например, в Александро-Невской церкви г. Твери). Замечательно, что Московской митрополит Филарет в отзыве своём св. Синоду о словаре русских святых, составленном Яцкевичем и Благовещенским (в 1853 г.) высказывался против включения Иулиании Новоторжской в число русских святых (дополнительный том собрания мнений м. Филарета, 1857 г. стр. 588), а между тем в бытность свою Тверским Архиепископом (в 1820 г.) выдал антиминс, им подписанный, в придельный (правый) престол в Новоторжском летнем городском соборе, посвящённый св. Иулиании Никомидийской и Иулиании Новоторжской. Супруг её, Вяземский князь, Симеон Мстиславич, в Торжке свято чтится, особенно у единоверцев; имеются его иконные изображения. Симеон представлен пожилым, со значительной сединой в волосах на голове, борода небольшая, круглая, с сединой, в княжеской шубе; есть его изображение в крестовой апостольской церкви в архиерейском доме и в церкви на соборной Тверской колокольне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В 1199г. Волынь и Червонная Русь снова соединились, но так, что не последняя стала принадлежать к первой, а наоборот (Галицкое княжество). Владимир отдал удел Волынский сыну своему Всеволоду, Ярослав – сыну своему Игорю. Когда последний в 1057г. переведён был в Смоленск на место умершего брата Вячеслава, удел Волынский в продолжение 60 лет колебался между родом Изяслава Ярославича (сын Ярополк и внук Мстислав Святополкович) и сыном Игоря Давидом. В 1119г. Владимир Мономах присоединил удел Волынский к владениям своего рода, и в нём утвердилась линия его внука Изяслава Мстиславича. В 1199г. Волынский князь Роман Мстиславич овладел Галицией и, пересев со стола Волынского на Галицкий (а во Владимире оставив брата своего Василька, † 1269), положил начало знаменитому, на весьма недолгое, впрочем, время, Галицкому княжеству и королевству. По свидетельству местного летописца, в начале XIII века Владимир представлял собой такой прекрасный для своего времени город, что ему дивились иностранцы, говоря: «така града не изобретохом ни в немечских странах» 1285 . О значительной промышленности и торговле Владимира даёт знать тот же летописец, когда говорит, что над умершим князем Владимиром Васильковичем († 1288, сыном вышеупомянутого) «плакашеся все множество Володимерцев – мужи и жены и дети, Немци и Сурожце и Новгородци и Жидове» 1286 . Из епископов Владимиро-Волынских в настоящее время известны: 1 . Стефан 1, самый первый епископ, поставленный Владимиром 1287 , 2 . Стефан 2, постриженник Печерского монастыря, сначала доместик или экклезиарх в нём, а потом преемник св. Феодосия на игуменстве, скоро согнанный с последнего братией неизвестно за что, поставленный в епископы когда-то до 1091г. и умерший 27 Апреля 1094 года; 3 . Амфилохий, поставленный 27 Августа 1105 года, умерший в 1122г.; 4 . Симеон, преемник Амфилохия, поставленный в 1123г., умерший в 1136г. 1288 ; 5 . Феодор скопец, преемник Симеона, поставленный в 1137г., упоминаемый под 1147г.; епископы, бывшие при Даниле (1205–1264) и Васильке Романовичах, называемые летописцем без показания лет: Иоасаф 1289 и Василий – оба из постриженников находившегося близ Владимира монастыря Святая гора, Никифор Станило, прежде бывший слуга (боярин) Василька, и Косьма 1290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кроме того, Калита упоминает еще о золоте, которое он придобыл, и о серебряных сосудах. Из дорогого платья Калита оставил детям: кожух червленый жемчужный, кожух желтый объяринный с жемчугом, два кожуха с аламами и с жемчугом, коц великую с бармами, бугай соболий с наплечками, с жемчугом и каменьем, скорлатное портище, саженое с бармами, шапку золотую. Все это движимое имущество разделено было между тремя сыновьями и женою; вещи первой жены пошли ее дочери. Доля князя Андрея Ивановича серпуховского досталась сыну его Владимиру; Симеон Гордый завещал все жене своей, от которой только некоторые вещи перешли к великому князю Иоанну II; последний оставил после себя три иконы, пять цепей золотых, из которых три с крестами, одну шапку золотую, одни бармы, четыре пояса, из которых два с жемчугом и каменьем, две сабли золотые, две обязи золотые, две серьги с жемчугом, два чекака золотых с каменьем и жемчугами, три овкача золотых, два ковша больших золотых, одну коробку сердоничную, золотом окованную, одну бадью серебряную с наливкою серебряною, один опашень скорлатный саженый, алам жемчужный, наплечки золотые с кругами, с каменьем и жемчугами, алам малый с жемчугами, чашку золотую и стакан цареградский, кованный золотом, блюдо серебряное с кольцами. Будущим зятьям своим великий князь оставил по цепи золотой и поясу золотому. Димитрий Донской оставил после себя одну икону, одну цепь, восемь поясов, бармы, шапку золотую, вотолу саженую, снасть золотую, наплечки, алам, два ковша золотых. Василий Димитриевич оставил своему сыну: страсти большие, крест патриарха Филофея, икону Парамшина дела, цепь кресчатую, шапку золотую, бармы, три пояса, коробку сердоничную, ковш золотой князя Симеона Гордого, сосуд, окованный золотом, каменный сосуд, присланный в подарок от Витовта, кубок хрустальный, присланный в подарок от польского короля. Удельный князь Юрий Димитриевич звенигородский оставил после себя три иконы, окованные золотом, три пояса и блюдо большое двухколечное. Великая княгиня Софья Витовтовна оставила: ящик с мощами, икону, окованную на мусии, икону пречистыя Богородицы с пеленою, большую икону Богородицы степную с пеленою и с убрусцами, икону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Таковы были обстоятельства, содействовавшие усилению Московского княжества; обратимся теперь к рассмотрению волостей этого княжества и их постепенного увеличения. Вот Московские волости, как они, подробно исчисленные, являются в первый раз в завещании Иоанна Калиты. «Приказываю сыновьям своим, – пишет Калита, – отчину свою Москву, а вот как я разделил им волости». Из этих слов видим, что город Москва находится в общем владении сыновей завещателя; в таком же общем владении Москва продолжает находиться у всего потомства Калиты. Общее владение Москвою противополагается частному, отдельному владению каждого князя известными волостями, уделу. Эти уделы сыновей Калиты были следующие: удел старшего сына Симеона: Можайск, Коломна со всеми Коломенскими волостями, Городенка, Мезыня, Песочна, Середокорытна, Похряне, Устьмерска, Брошевая, Гвоздна, Иваны деревни, Маковец, Левичин, Скулнев, Канев, Гжеля, Горетова, Горки, село Астафьевское, село на Северьсце в Похрянском уезде, село Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, селце Микульское, село Малаховское, село Напрудское у города. Удел второго сына, Иоанна: Звенигород, Кремична, Руза, Фоминское, Суходол, Великая свобода, Замошская свобода, Угожь, Ростовци, Окатьева слободка, Скирминовское, Тростна, Негуча; села: Рюховское, Каменичское, Рузское, Белжинское, Максимовское, Андреевское, Вяземское, Домонтовское, село в Заможской свободе, село Семцинское. Удел князя Андрея Иоанновича: Лопастна, Северска, Нарунижское, Серпухов, Нивна, Темна, Голичичи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; села: Талежское, Серпуховское, Колбасинское, Нарское, Перемышльское, Битяговское, Труфоновское, Ясиновское, Коломнинское, Ногатинское. Княгине с меньшими детьми завещаны: Сурожик, Мушкина гора, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори – свободка Софроньевская, Вохна, Дейково Раменье, Данилищева свободка, Мишев, Селна, Гуслицы, Раменье; села: Михайловское, Луцинское, село у озера, село Радонежское, Дейгунинское, Тыловское, Ротожь, Протасьевское, Аристовское, Лопастенское, Михайловское на Яузе, два села Коломенских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

А пожаловал его боярством за то, что он окупил из полону государя своего дважды великого князя Дмитрия Константиновича, а в третие окупил великую княгиню Марфу. Да садитись боярину князю Петру Ивановичу Березопольскому, да садитись в лавке князю Дмитрию Федоровичу курмышскому. А к местной грамоте князь великий велел боярам своим и дьяку руки прикладывать, а местную грамоту писал великого князя дьяк Петр Давыдов сын Русин». Из этой грамоты мы видим, как в каждом княжестве сильнейшие князья примышляли себе волости, сводя их князей на степень слуг своих; здесь эти князья должны садиться ниже простых бояр, и в начале грамоты бояре вообще поставлены выше князей. Кроме завещания Димитрия Донского и из других известий мы знаем, что бояре по-прежнему были думцами князя, князь думал, советовался с ними о делах. Начиная с Симеона Гордого, бояре являются свидетелями в княжеских духовных грамотах. Рязанский великий князь Олег Иванович в одной своей жалованной грамоте говорит: «Посоветовавшись (сгадав) с отцом своим, владыкою Василием, и с своими боярами (следуют имена их), дал я» и проч., но мы должны заметить, что в грамотах московских князей мы этого выражения не находим. Видим бояр, которые пользуются особенною доверенностию некоторых князей и чрез это обнаруживают большое влияние на дела: таков был Семен Тонилиевич при князе Андрее Александровиче, бояре Федор Андреевич и сын его Иван Федорович Кошка при Василии Димитриевиче, Морозов при князе Юрии Димитриевиче; мы видели, как влияние, переданное стариком Кошкою молодому (относительно) сыну своему, возбудило негодование старших, отразившееся и в летописи. Разделение дружины на старшую и младшую сохраняется и в описываемое время, только с переменою некоторых названий. Старшая дружина по-прежнему носит название бояр, или боляр. Право бояр на свободный отъезд от одного князя к другому, от великого к удельному и наоборот, также от великого к великому же, от московского, например, к тверскому или рязанскому и наоборот, подтверждается во всех договорах княжеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010