Собор Троицы Живоначальной в Вязьме постановлением Совета Министров РСФСР 1327 от 30.08.1960 г. является объектом исторического и культурного наследия федерального значения (код памятника 6710051000). По материалам сайта rustemple.narod.ru Недалеко от Аркадиевского монастыря стоит городской собор во имя Живоначальной Троицы с приделами св. Сергия Радонежского и Николая чудотв.; он занимает видное место в городе, над рекою Вязьмою. О существовании собора в Вязьме упоминается еще во время жизни преп. Аркадия: камень, на котором молился преподобный, как сказано в житии его, находился близ собора. Под каким именем он существовал и когда был выстроен – неизвестно. В 1300 г. в этом соборе вел. князь Андрей Владимирович испрашивал помощи у Бога, идя на Дорогобуж, осажденный смолянами; в нем было погребено в 1407 г. тело убитого в Торжке князя вяземского Симеона Мстиславича. Здесь вел. княжна Елена, невеста князя литовского Александра в 1495 г. слушала напутственный молебен; в нем царь Василий Иоаннович в 1515 г. благодарил Бога за взятие Смоленска. Потом царь Иоанн Грозный, перед войною с Польшей в 1565 г., посетив Вяземский собор, оставил в нем синодик с именами убитых им мужей, жен и детей, приказав молиться о них, как о невинных страдальцах. В 1596 г. Борис Годунов снабдил собор, как редкостью в тогдашнее время, печатными богослужебными книгами, и на счет государственных сумм обновил его, пристроив к главному Николаевскому престолу два придела: во имя Сергия Радонежского и новоустановленных тогда трех святителей московских Петра, Алексия и Ионы. Старанием того же Годунова построен при нем теплый придел во имя Рождества Господня. Эти сведения основаны на указаниях писцовых книг князя Волконского. В первый раз собор получил название Троицкого в 1635 г., когда по повелению царя Михаила Федоровича он был вновь переделан. Дальнейшее улучшение собора зависело от пребывания царского семейства в Вязьме. В 1655 г. открылась зараза в Москве; тогда патриарх Никон, прибыв в Вязьму с царским семейством, устроил в ней помещение для него и прожил здесь с августейшими особами больше года, с октября 1654 по 16 декабря 1655 гг. В это время он несколько раз служил в соборе и оставил собственноручное расписание крестных ходов, в котором соборная церковь названа Всеградскою, вероятно, по той причине, что ей, как бесприходной, дозволено было пользоваться доходами всего города.

http://sobory.ru/article/?object=00465

Собор во имя Софии, Премудрости Божией, в Полоцке. До 1066 г. Фотография. 2000 г. Собор во имя Софии, Премудрости Божией, в Полоцке. До 1066 г. Фотография. 2000 г. Возможно, в 1005 г. епископская кафедра была учреждена в Турове, объединявшем вокруг себя дреговичей. Об открытии кафедры сообщается в статье (уставной грамоте), содержащейся в Киевском патерике редакции архим. Иосифа (Тризны), под названием «Туровской епископии завет блаженного Владимира». Если верить ее сообщению, первым Туровским архиереем был еп. Фома. Среди городов, первоначально входивших в пределы Туровской епархии, называют Пинск, Брест, Гродно, Волковыск, Здитов, Новогрудок, Слуцк и др. Памятником начального периода христианства в Турове является отчасти уцелевшее Туровское Евангелие XI в. (10 листов). В XIX в. была известна ныне утраченная Слуцкая Псалтирь XI в. В «Слове о Мартине мнихе» (кон. XII в.) названы имена Туровских владык Симеона и Игнатия, занимавших кафедру в 1-й пол. XII в. В 1144 г., согласно Ипатьевской летописи, на нее был назначен еп. Иоаким, в 1146 г. вместе с кн. Вячеславом изгнанный из города Изяславом Мстиславичем. По мере утверждения христианства на белорус. землях возводились правосл. храмы. Древнейшим из них является полоцкий Софийский собор, построенный при кн. Всеславе Брячиславиче, по всей видимости до 1066 г., на месте более древней деревянной церкви. В 80-х гг. XI в. был заложен каменный храм в Минске, его фундамент археологи обнаружили в 1949 г., по неизвестной причине этот храм недостроили. По преданию, супруга туровского кн. Святополка Изяславича (с 1093 вел. кн. киевский) гречанка Варвара основала в Турове жен. мон-рь в честь вмц. Варвары. Собор в честь Преображения Господня Спасо-Евфросиниевского мон-ря в Полоцке. 1152–1161 гг. Литография. 1866 г. (ГИМ) Собор в честь Преображения Господня Спасо-Евфросиниевского мон-ря в Полоцке. 1152–1161 гг. Литография. 1866 г. (ГИМ) XII столетие было временем духовного подъема для вост. славян, живших на белорус. землях. В Зап. Руси шло активное строительство правосл. храмов: в Полоцке было возведено не менее 10 монументальных каменных церквей, в Гродно - 3. Церковное каменное зодчество развивалось в Турове, Минске, Витебске, Новогрудке, Волковыске, во мн. селениях возводились деревянные церкви. До наших дней сохранились храмы: Спасо-Преображенский в Полоцке, св. Бориса и Глеба (Коложский) в Гродно, Благовещения Пресв. Богородицы в Витебске (восстановлен в кон. 90-х гг. XX в.). В Турове, на замчище, археологи открыли основание каменного храма XII в., название к-рого неизвестно; по своим размерам он уступал в Др. Руси лишь Софии Киевской и Софии Новгородской.

http://pravenc.ru/text/77856.html

В связи с чудесами у гроба установилось почитание св. Юлиании, но мощи ее сгорели в 1718 г. Имя Юлиании встречается столь же часто среди русских святых мирянок, как имя Евфросинии среди инокинь. Две святых Юлиании в своем подвиге воскрешают для нас идеальный образ древнерусской женщины. Княгиня Юлиания Вяземская принадлежит, бесспорно, к чину страстотерпцев. О ее трагической кончине мы читаем в летописи. Муж ее князь Симеон Мстиславич Вяземский разделял изгнание со Смоленским князем Юрием после завоевания Смоленска Литвой. Василий I Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Юлиании и пытался соблазнить ее. Не успев в этом он убил князя Симеона, но не мог преодолеть сопротивления его супруги. В ярости он гнался за ней с мечом, изрубил ее на дворе и велел бросать тело в реку (1406). Опомнившись, Юрий бежал в монастырь (Веневский), искупая свой грех , а мощи св. Юлиании, отдавшей жизнь за супружескую верность, покоятся под спудом в Преображенском соборе в Торжке. Интересно, что и раскаявшийся убийца ее пользуется в Веневском монастыре народным почитанием. Повесть о Юлиании Лазаревской, или Муромской († 1604), представляет не столько житие, сколько биографические записки, составленные ее сыном Дружиной Осорьиным, – единственная биография древнерусской женщины. Она замечательна своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания. Самый подвиг праведной Юлиании в его смиренной красоте дает понятие о том, как глубоко Евангелие могло войти в совесть и преобразить жизнь древнерусского человека. Юлиания не была канонизована до последнего времени, современники не были поражены ее изумительной жизнью: может быть, эта жизнь и не была беспримерной. Образ св. Юлиании должен бросить светлый луч во всякое слишком мрачное изображение московского XVII века. Юлиания (Ульяна Устиновна), урожденная Недюрева, из муромского дворянского рода, оставшись сиротой в шестилетнем возрасте, была воспитана сначала бабушкой, потом теткой. Родня была довольно состоятельная.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238), по характеристике современника красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской Орде за имя Христово; другой внук – Феодор Ярославич († 1233), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249) и Константин Всеволодович († 1257), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285), князь Угличский, замечательный широкой благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же, Михаил Ярославич († 1318), князь Тверской, замученный в Орде... В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Олегович († 1270), замученный в татарской Орде за верность Христу. Из литовских князей Довмонт Псковский († 1299), женатый на внучке святого Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407), супруга Дмитрия Ивановича Донского, замечательная своей привлекательной семейной жизнью. Благоверная княгиня Иулиания Вяземская (†1406), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из угличских князей Иоанн Андреевич (†1523), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич-отрок Дмитрий Иоаннович (†1587), за то же пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич († 1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверской, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в XVII веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович († 1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский († 1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейною жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская († 1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич († 1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович († 1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великокняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертию приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св. Александра Невского, у свв. Давида и Евфросинии Муромских, у св. Евдокии Московской и др. Кроме них, есть из среды древнерусских князей прославленные Господом лица, которые созидали свое спасение посредством нарочитых многих подвигов в иноческих обителях, каковы например – бывший Черниговский князь преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Несмотря на значительные размеры он имел одну главу. Фасады разделены плоскими лопатками на прясла, западный и восточный имеют по три прясла, а северный и южный по четыре. Покрытие не позакомарное, а палаточное, то есть каждое прясло завершается двускатной щипцовой кровлей. Декор фасадов отсутствует, на световом барабане простая аркатура. В верхней части прясел сделана двухуступчатая полукруглая арка, имитирующая форму закомар. Во время Великой Отечественной войны церковь была разрушена, восстановлена в 1950-е годы. Интересна история храма. Он принадлежал Ивановской общине купцов-вощаников торговавших воском и мёдом, в которую входили купцы, внёсшие 50 гривен серебром и получившие звание " пошлых " (от пошлины), то есть потомственные. При церкви Иоанна Предтечи на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трёх старост от бояр и двух от купцов, которые разбирали все тяжбы по торговым делам. В церкви хранились новгородские эталоны мер и весов, такие, как " вес вощаный " , " медовый пуд " , " локоть иванский " для измерения длины сукна, " гривенка рублёвая " для взвешивания металлов, специальные весы " скалвы вощаные " , позднее в подклете церкви хранились городские весы принадлежавшие царю. Церковь Успения на Торгу Церковь Илии Пророка на Славне Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине Церковь Димитрия Солунского на Славкове улице Церковь Двенадцати апостолов на Пропастех Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца Церковь Жён-мироносиц Ещё одним примером деятельности архиепископа Евфимия служит церковь Успения на Торговище . По его повелению она была порушена и поставлена на старой основе в 1458 году. Первоначальная церковь князя Всеволода Мстиславича, в память новгородцев погибших в сражении у Ждановой горы, была возведена в 1135 году, поэтому её композиция напоминает храм Иоанна Предтечи на Опоках. Церковь Успения трехнефная, шестистолпная, трехапсидная. Она имеет одну главу и сейчас покрыта на четыре ската, скорее всего при перестройке она имела палаточное покрытие по типу церкви " на Опоках " . Фасады разделены лопатками, которые завершаются двухуступчатыми арками закомар. Барабан декорирован поясками " бегунца " и " поребрика " . Внутреннее пространство церкви разделено шестью столпами, из которых два восточных квадратные, а остальные круглые.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

409. Борис Юрьевич (Георгиевич), князь белгородско-туровский, один (по Миллеру, четвертый) из одиннадцати сыновей Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, князя суздале-ростовского 191), вероятнее, от первого брака с дочерью Аепы, хана половецкого, внукой Осеневой, неизвестной по имени, – О времени и месте его рождения точных сведений нет; приезжал в Колтеск (бывший город в земле рязанской), за телом умершего тут своего брата Ивана Юрьевича (Георгиевича 887), которое и повез в Суздаль, к отцу, в феврале 1146 г,; получив от отца Белогород, находился при осаде Луцка, в 1149 г.; пьянствуя «ла сеннице» с дружиной и полами белгородскими, подвергся нечаянному нападению Изяслава II Мстиславича, изгнанного великого князя киевского 106), и бежал в Киев, к отцу, в 1150 г.; участвовал в войне отца с Изяславом II, в 1151 г.; получил от отца Туров (теперь местечко мозырьскато уезда минской губернии), в 1154 г.; по смерти отца, должен был оставить Туров и возвратился в Суздаль, в 1157 г.; ум. тут же, 2 мая 1159 г. – Тело его погребено в Борисоглебской церкви села Кидекши, на р. Нерли, в 4 верстак от Суздаля, – бывшей соборной мужеского Кидекшского или Кидекоцкого-Борисоглебского монастыря, основанного в 1152 г. князем Юрием Долгоруким, и неизвестно когда упразднённого. – Князь Борис Юрьевич был женат на Марье, известной только но имени ), и имел от неё дочь Евфросииию 735). 410. Борис Федорович 410. Борис Федорович, старший из двух сыновей Федора Юрьевича (Георгиевича), князя смоленского ). от брака с неизвестной. – Родословные указывают, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Александра, прозванием Иоля , саном боярина, родоначальника угасших дворян Полевых, фамилия которых, присоединенная впоследствии к другой, выезжих Немцев Балк , образовала фамилию Балк-Полевых . 411. Борис Федорович 411. Борис Федорович, прозванием Вепрь , третий из четырех сыновей Федора Константиновича Красного, князя фоминско-березуйского ), от брака с Евпраксией Федоровной, княжной дорогобужской 81), разведевой второй женой Симеона Ивановича Гордого, великого князя московского 176). – Из родословных видно, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Василия , умершего бездетным. 412. Брячислав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, почитается как образец высокого супружеского целомудрия. Супруг ее, Вяземский князь Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Великий князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий не раз пытался склонить к прелюбодеянию прекрасную и целомудренную княгиню Иулианию, но она свято хранила обет супружеской верности, то словами строгой правды, то мольбою удерживая его от греха. «Нельзя быть тому: у меня есть муж, и я дорожу верностью ему более, чем жизнью», – говорила целомудренная княгиня. Тогда князь Юрий решился на явное злодеяние. Во время пира, устроенного им в своем доме, он убил преданного ему князя Симеона и пытался насильно овладеть княгиней. Святая Иулиания мужественно воспротивилась убийце; чтобы отрезвить его и легче уйти, княгиня ударила рассвирепевшего в плечо ножом. Юрий с мечом в руке догнал ушедшую Иулианию, изрубил ее и велел бросить в реку Тверцу. Это произошло 21 декабря 1406 года. Осуждаемый всеми, князь-убийца бежал к татарам. Но и там он не нашел покоя от мучений совести и удалился в Николаевский Успенский Венев монастырь, где в горьком раскаянии окончил свою жизнь. Весною расслабленный крестьянин увидел в реке плывущее против течения тело и услышал голос: «Человек Божий! Иди в Торжок, в соборную церковь , скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». Больной и немощный до того, он внезапно почувствовал в себе силы и, радостный, поспешил исполнить приказ. Гроб с телом святой был поставлен в Спасо-Преображенском соборе, и многие страждущие получали там исцеление. В 1598 году соборный диакон Иоанн задумал осмотреть святые мощи. Он постился 40 дней, но когда стал откапывать гроб, оттуда вырвался огонь и опалил его. «Не трудись напрасно, отец, – был к нему голос, – не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и лишь после многих усердных молитв получил исцеление у гробницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из примера Симеона Гордого видим, что князья вступали в брак иногда до трех раз; тот же великий князь Симеон развелся со второю женою своею Евпраксиею и отослал ее к отцу, одному из князей смоленских; князь Всеволод Александрович холмский также отослал княгиню свою к родным в Рязань. О занятиях княжеских в описываемое время по характеру источников мы имеем меньше известий, чем в период предшествовавший. Против прежнего для князей прибавилась теперь новая, важная и тяжкая обязанность – это поездки в Орду; Иоанн Калита ездил туда девять раз; сын его Симеон Гордый в кратковременное княжение свое был там пять раз. Иногда князья отправлялись в Орду и с женами и с детьми, иногда собиралось по нескольку князей и ехали туда вместе; о князе Глебе Васильевиче ростовском говорится, что он с молодых лет служил татарам и много христиан избавил от их обид; иногда князья должны были отправляться с ханом в поход. Волынский летописец говорит, что князь Даниил галицкий, поехавши однажды провожать свое войско, убил на дороге сам рогатиною три вепря, да отрок его – трех же. О племяннике Данииловом, князе Владимире Васильевиче волынском, говорится, что он был ловец добрый и храбрый, завидит вепря или медведя, не станет дожидаться слуг, но сам сейчас убьет всякого зверя. Не знаем, в такой ли степени северные князья разделяли эту страсть к охоте с своими южными соплеменниками мы видели, что князь Владимир Андреевич серпуховской запретил сыновьям в духовном завещании охотиться без позволения в чужих уделах; видели, что у князей были ловчие, псари и сокольники, которыми они дорожили; но, с другой стороны, мы знаем, что для князей охота составляла также промысел, что они посылали без себя своих ловчих добывать зверя и птицу. Так, в сказании о Луке Колоцком говорится, что когда сокольники удельного князя можайского Андрея Димитриевича выезжали по княжескому приказу с ястребами и соколами на ловлю, то Лука бил и грабил сокольников, ястребов и соколов себе брал, и случалось это много раз. Князь Андрей Димитриевич терпел иногда и посылал к Луке, но тот приказывал отвечать ему жестоко и сурово и сам не переставал бить и грабить не только сокольников, но и ловчих княжеских, отнимая у них медведей. Один из ловчих решился отомстить Луке и нашел удобный случай: поймавши однажды медведя лютого, он приказал вести его мимо Лукина двора; Лука, увидавши медведя, вышел сам к нему с служкою и приказал княжескому ловчему пустить зверя на дворе; тот воспользовался случаем и выпустил медведя прежде, чем Лука успел уйти в комнаты: зверь бросился на него и истерзал так, что слуги отняли его едва живого. Из этого рассказа видно, что ловили больших медведей живыми и употребляли их потом на утеху.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИУЛИАНИЯ ВЯЗЕМСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иулиания Вяземская и Новоторжская (+ 1406 ), княгиня, мученица . Память 2 июня , 21 декабря , в Соборах Смоленских и Тверских святых Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича . После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем . Великий князь Московский Василий дал им в удел город Торжок . Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 году. Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь , где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 году и стал местночтимым святым. Весной 1407 года больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка . В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой. В 1598 году один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: «не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы.

http://drevo-info.ru/articles/4695.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010