Тверской князь Александр Михайлович и его сын Феодор, которых 28 октября 1339 года в Орде хан предал ужасной казни («разъимаша их по составам») и страдальческие тела их были привезены в Тверь и погребены в Спасо-Преображенском Соборе. Великий князь Тверской Михаил Александрович, в иночестве Матфей, внук св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича; он, по завещанию, был погребён в Княжеском монастыре (Афанасьевском), бывшем близ кафедрального собора, где ныне Тверское реальное училище; в кафедральном соборе хранится частица от его мощей. В городе Старице, в Вознесенской церкви, бывшей прежде монастырём женским, местно чтится Пелагия, мать святейшего патриарха Иова. В Торжке – имеются иконные изображения (в единоверческом храме) благоверного князя Симеона Мстиславича, супруга св. княгини Иулиании Новоторжской. Там же, в Борисоглебском монастыре, ежегодно торжественно совершается поминовение архимандрита Константина и сожжённых с ним иноков (25 января 1609 г.). В Кашине в Сретенском женском монастыре свято чтится память схимонахини Дорофеи (Лодыгиной) и др., а в Клобукове Николаевском монастыре совершается ежегодно (18 августа) поминовение Сергия и Марфы (Ансимовых). В селе Кожине – богомольцами на пути в Колязин к мощам пр. Макария посещаются гробницы родителей его болярина Василия и Ирины и супруги преподобного Елены. – В ограде Христо-Рождественской церкви города Колязина погребён местно чтимый отрок Иоанн; над местом его погребения недавно устроена часовня. В селе Нектариеве Тверского уезда – в приходском храме (в бывшем монастыре) находится древняя рака, в коей покоится основатель обители Нектарий, а в селе Тутане – того же уезда, под спудом покоится основатель бывшего Тутанского монастыря Ксенофонт. В селе Застолбье Бежецкого уезда – устроена часовня на месте жительства Иоанна (Ионы) и Нестора (Димитрия) в иночестве Нектария, бояр из свиты святителя Гурия, почивающих в пещерке Казанского Спасского монастыря. Супруга Нижегородского князя Андрея Константиновича Васса или Анастасия была родом из Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В этой древней обители, не смотря на татарские и литовские разорения, сохранилось довольно ещё старинных —46— 1879 г. примечательных вещей, каковы суть: 1) деревянная, обложенная серебром с позолотою, панагия с резным на ней изображением Божией Матери – Неопалимой Купины; 2) три шитых золотом и серебром по шёлковой материи палицы XVI в.; 3) три древних покрова на раку преп. Ефрема: 4) напрестольная пелена 1671 г., 5) несколько рукописей XV–XVI в. и довольно старопечатных книг XVII столетия. Борисоглебский монастырь в настоящее время, при настоящем настоятеле, архимандрите Антонии 1209 , пришёл в удовлетворительное состояние. При предшественнике Антония, ахрим. Анастасии 1210 , он был в большом упадке. На левом берегу р. Тверцы стоит женский Воскресенский монастырь. Когда основан, неизвестно, но о его существовании уже в первой половине XVI столетия есть исторические свидетельства. Между церковными предметами сохраняются в этом монастыре две лампадки, сделанные из кокосового ореха и обложенные серебром золочёным; одна из них украшена бирюзами. По венцам их начертана вязью какая-то надпись. Лампадки эти – приношение Царицы Марфы Ивановны. Настоятельница монастыря, игуменья Мартирия 1211 , из дворянского рода Смоленской губернии, получила в своё время образование в одном из Московских пансионов, старица благочестивая и весьма попечительная о благосостоянии вверенной ей обители. 12-го ч., воскресенье, совершал литургию в градском соборе во имя Преображения Господня. Собор довольно обширный и благолепный. После литургии заходил в тёплый собор во имя Входа Господня в Иерусалим. Под этим храмом, в особой палате, почивают под спудом мощи Благоверной Иулиании, супруги удельного Князя Вяземского Симеона Мстиславича, пострадавшей в 1407 году —47— 1879 г. от жестокого и сластолюбивого Князя Смоленского Юрия Святославича. Затем я приглашён был в дом соборного старосты, где приготовлен был обеденный стол. Здесь я встретил бывшего попечителя Харьковского учебного Округа. Тайного Сов. Александра Абрамыча Воскресенского, который приехал на этот раз из своего имения, находящегося в недалёком расстоянии от Торжка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более конкретные данные о местонахождении Копырева конца и его размерах дает археологический материал. На северо-запад от «города Ярослава» обнаружен древнерус. культурный слой практически по всей площади совр. Кудрявца (район улиц Вознесенский спуск и Кудрявская, Нестеровского и Кияновского переулков) и его обширной периферии. Кроме керамики, стеклянных браслетов, шиферных пряслиц, железных ножей, монетных кладов здесь открыты остатки жилищ XI-XIII вв. и фундаменты каменных соборов этого же времени. Картографирование древнерус. материалов дает представление о том, что это был густонаселенный район К., его общая площадь достигала 40 га. Начинался Копырев конец сразу за Жидовскими воротами, шел вдоль Кудрявских склонов в направлении Глубочицкого спуска, включая мыс вдоль Воздвиженского спуска, а также район ул. Обсерваторной. Копырев конец был укреплен земляными валами. Летопись под 1202 г. в рассказе о том, как киевляне впустили в город кн. Романа Мстиславича, упоминает название ворот в системе этих укреплений: «...отвориша ему кияне ворота Подольская в Копыреве конци» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 417). Следы валов и рвов фиксировались археологически (Боровский, А. А. Козловский, М. М. Иевлев) ( Толочко. 1970; Iєbлєb, Козловський. 2013). На территории Копырева конца выявлены 4 каменные постройки. Остатки храма были найдены еще в 70-х гг. XIX в. на углу Вознесенского спуска и Кияновского пер. В результате исследований открыт пол из поливных плиток, прослежена техника кладки. Собор датируется кон. XI в.: очевидно, его можно связывать с летописным мон-рем св. Симеона, основанным кн. Святославом Ярославичем ( Каргер. 1961). На Вознесенском спуске, ниже Художественного ин-та, Лашкарёв в 1878 г. открыл остатки древнерусского храма XII в.; в 1947 г. его повторно исследовал Каргер. Фундамент еще одного храма, 2-й пол. XI в. (Там же), к-рый был украшен фресковой росписью, поливными плитками, шиферными плитами, обнаружен перед фасадом Художественного института. Вероятно, один из этих храмов следует атрибутировать как летописную ц.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Иона, первый строитель Псково-Печерского монастыря, живший во второй половине XV века и скончавшийся неизвестно в каком году (Ист. Uep. V, 546 ; Повесть о начале и основании Печерского монастыря, М. 1831, л. 3, и История Княжества Псковского, III, 77). Иосиф, митрополит Астраханский, убитый сообщниками Стеньки Разина 11-го Мая 1671-го года (Барсукова Источники aruorpaфuu, col. 275). Иулиания, княгиня Вяземская, супруга князя Симеона Мстиславича, за целомудрие потерпевшая смерть в 1406-м году в Торжке от Смоленского князя Юрия Святославича, останки которой находятся в Торжковском соборе (Карамз. т. V, 106–107 и прим. 196, гр. Толстой в Книге глаголемой, 353) Иулиания Лазаревская, добродетельная супруга Муромского дворянина Юрия Осорьина, скончавшаяся 2-го Января 1604-го года и погребенная в составлявшем вотчину ее мужа селе Лазаревском, которое находится не далеко от города Мурома (Владимирской губернии). Иулиания праведная Ульяновская, неизвестно когда жившая, почитаемая в селе Ульяновском Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 21 Декабря, 1 изд. вып. II, стр. 47). 596 Иулиания. В Новгороде почитается праведная Иулиания, мать юродивого Николая Кочанова. Над телом ее, погребенным на кладбище бывшего Яковлевского собора, близ теперешней Пантелеимоновской (Николо-Кочановской) церкви, находящейся на Софийской стороне города, поставлена часовня, в которой ежегодно в день ее преставления, – 21-го Декабря, совершается по ней панихида. См. преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I стр. 199 sqq, и гр. Толстова Святыни и древности Великого Новгорода, стр. 102 sqq. Иулия, сестра св. митр. Алексия, бывшая игуменьею Московского Зачатейского монастыря (Ист. Иер. IV, 140). Карп Медушский, крестьянин села Медуши Ковровского уезда Владимирской губернии, живший в недавнее время, оставивший по себе славу «праведника», над могилою которого, находящеюся у церкви, часто служат панихиды и в знак почитания которого устроен в церкви придел во имя свв. мучеников Карпа и Папилы (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 2 изд. вып. II, Октябрь, стр. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В агиографических и летописных произведениях того периода мы видим, что Креститель Руси Великий Князь Владимир зовется Царем. В граффити Софийского собора в Киеве XI столетия Великий Князь Ярослав Мудрый также назван Царем. Царем называет предание о «Мономаховых Дарах» и Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха. У нас нет надежных данных, чтобы решить вопрос, в качестве кого воспринимали себя Великие Князья Киевские. Возможно, уже в домонгольский период, помня успех Болгарского Царя Симеона, Русские Князья считали себя также не Василевсами, но Автократорами. В период монгольского лихолетья, когда царские привилегии признаются за властителями Орды, потомки Мономаха не забывают о своем Царском достоинстве. Впервые мы находим прямые свидетельства о претензии Русских Князей наследовать автократической власти Империи Ромеев в Галицко-Волынском княжестве времен Князей Романа Мстиславича и Даниила Романовича Галицкого. Об этом красноречиво свидетельствует принятие в качестве регионального символа двуглавого орла, который уже в этот период воспринимался в Европе не только как родовой символ Императорской Династии Палеологов, но и как герб Священной христианской универсальной Империи. Геральдические инновации Галицко-Волынских Князей были подкреплены и иными действиями сакраментального характера, связанными как с собиранием христианских реликвий, так и с почитанием Святых и Святынь, неразрывно связанных в средневековом сознании с идеями единства Царства и Церкви. В этом же ряду стоят и культурные инновации в храмовом и светском зодчестве, в культурной атрибутике регалий власти и церемониала. Одним из наиболее возможных инициаторов и носителей новой идейной парадигматической конструкции был митрополит Киевский и всея Руси Кирилл, сподвижник Князя Даниила Галицкого, выбравшего местом своей постоянной резиденции город Владимир-на-Клязме и ставшего сподвижником Князя Александра Невского. В лице этого иерарха мы видим проводника культурно-политических и идейных импульсов, шедших опосредованно через Галицко-Волынских Князей от Византии. Миссия этого человека в становлении базовых культурно-идеологических установок средневекового русского государства остается до настоящего момента малоизученной. Но не приходится сомневаться, что она была значительной. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Современный образ Ледового побоища

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/06/...

Теперь вот уже три года хлеб не родится не только на Руси, но и в латинских землях; что ж? все это волхвы наделали? Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к богу, над тем они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии; умоляю вас: отступите от дел поганских. Если хотите очистить город от беззаконных людей, то очищайте, как царь Давид очищал Иерусалим: он страхом божиим судил, духом святым прозревал. А вы как осуждаете на смерть, будучи сами исполнены страстей? – один губит по вражде, другой хочет прибытка, а иному безумному хочется только побить да пограбить, а за что бьет и грабит, того сам не знает. Правила божественные повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей; а вы в свидетели поставили воду, говорите: если начнет тонуть – невинна, если же поплывет, то – ведьма. Но разве дьявол , видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтоб не тонула, и тем ввести вас в душегубство? Свидетельство человека отвергаете, а идете к бездушному естеству, к воде, за свидетельством!» Дошли до нас поучения митрополитов Петра, Алексия, Фотия. Литовско-русский митрополит Григорий Цамблак, изученный, по словам летописей, книжной мудрости, оставил много проповедей. Мы должны обратить внимание на поучение новгородского владыки Симеона псковичам, ибо в нем высказываются отношения новгородских владык к их пастве: «Благородные и христолюбивые честные мужи псковичи! сами знаете, что кто честь воздает своему святителю, то честь эта самому Христу приходит и воздающий принимает от него мзду сторицею. И вы, дети, честь воздавайте своему святителю и отцам своим духовным со всяким пекорением и любовию, не пытая от них ничего и не говоря вопреки ничего; но смотрите сами на себя, укоряйте и судите сами себя, плачьтесь о грехах своих, не похищайте чужого, не радуйтесь бедам братии своей; не мудрствуйте о себе и не гордитесь, но со смирением повинуйтесь отцам своим духовным. Церковь божию не обижайте, в дела церковные не вступайтесь, не вступайтесь в земли и воды, в суды и печать и во все пошлины церковные, потому что всякому надобно гнева Божия бояться, милость его призывать, о грехах своих плакаться и чужого не брать».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

По смерти княгини Елены Коломенское село должно отойти к старшему ее сыну, князю Ивану, Ногатинское – к Семену, Танинское с Кореевым – к Василью; Козлов брод – пополам князю Ивану с братом Ярославом, равно как и Бадеева слободка, а Лужу со всеми волостями должны поделить на три части князья Семен, Андрей и Василий, кроме сел – Бубольского, Бенитского, Медкина и Дьяковского, в которых княгиня вольна. Старшему сыну, князю Ивану, завещатель отказал в Москве дворы – Зворыкин, Игнатьев и Бутов сад; Семену и Ярославу – пополам двор великой княгини Марии (жены Симеона Гордого); Семену – за Неглинною Терехов сад; княгине с Андреем и Васильем – большой двор московский пополам; Ярославу, Андрею и Василью – Чичаков сад натрое. Соль на Городце князья Семен и Ярослав ведают заодно и добычу делят пополам, кроме Федоровской варницы. Сравнивая волости, исчисленные в завещании Владимира Андреевича, с волостями, которые получил отец его по завещанию Калиты, мы видим, что князь Владимир успел значительно увеличить свой удел. Из этого удела еще при великом князе Иоанне II была потеряна Лопастна, отошедшая к Рязани, но она заменена была Новым городком на устье Поротли. Потом Владимир Андреевич вследствие завещания Калиты получил треть из волостей княгини Ульяны; великий князь Димитрий Донской дал ему Лужу и Боровск; племянник Василий Димитриевич дал ему Волок и Ржеву с волостями; но потом произошла у них мена: быть может, Василию не хотелось, чтоб волости серпуховского князя простирались так далеко на запад, по границам новгородским и тверским; он взял назад у дяди Волок и Ржеву и вместо первого уступил ему часть своих примыслов на востоке, именно Городец с волостями: Белгородьем, Юрьевцем, Коряковою и Черняковою слободами и Унжинскою тамгою, а вместо Ржевы – Углич с селом Золоторусским; наконец, на юге даны были Владимиру Андреевичу в удел и отчину: Козельск, Гоголь, Алексин и Лисин с куплею Пересветовою. Но умножение сел подмосковных, слобод в разных других местах, сел в Юрьеве нельзя приписать ничему иному, как покупкам со стороны Владимира Андреевича; в завещании своем он упоминает об одной покупке сына своего, князя Ивана, – доказательство, что князья еще при жизни отцов своих имели средства покупать себе волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троицкому Сергиеву монастырю в 1453 году читаем: «Если кто станет чего искать на игуменском приказчике, то сужу его я, князь великий, или мой боярин введенный». В родословной Кикиных говорится, что Логгин Михайлович Кикин был у великого князя Димитрия Иоанновича боярин введенный, или горододержавец, держал города Волок и Торжок без отнимки; сын Логгина, Тимофей, называется также боярином введенным. Объяснить значение этих названий: боярин введенный и путный – мы можем только по соображению с другими подобными же названиями. Мы видели, что в одной грамоте на месте бояр введенных находятся большие, из чего имеем основание заключать, что оба этих названия были равнозначащи. После встречаем название дьяков введенных. Что же касается различия между боярами введенными, или большими, и путными, то его можно усмотреть в приведенном месте из договора Димитрия Донского с Владимиром Андреевичем: «Если великий князь возьмет дань на своих боярах, на больших и на путных, то и удельный князь должен также взять дань на своих боярах смотря по кормлению и по путям». Значит, большой боярин, или введенный, был именно горододержавец, получавший города, волости в кормление; путный же боярин получал содержание с известных доходных статей княжеских, или так называемых путей. Боярин путный должен был иметь поэтому какую-нибудь придворную должность: конюший боярин, например, пользовался доходами с волостей, определенных на конюший путь. Старинное слово: путь и настоящее наше доход (от доходить) выражают одно и то же представление. Встречаем в описываемое время и название окольничего: так, оно находится в грамоте смоленского князя Федора Ростиславича 1284 года; в договорной грамоте Симеона Гордого с братьями. Серпуховской князь Владимир Андреевич сделал наместником в Серпухове окольничего своего, Якова Юрьевича Носильца; в рассказе о битве с Бегичем упоминается московский окольничий Тимофей (Вельяминов). В жалованной грамоте рязанского князя Олега Ивановича Ольгову монастырю в числе бояр, с которыми советовался при этом князь, упоминается Юрий окольничий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Об особом почитании святых Бориса и Глеба в семействе городенских князей свидетельствуют не только имена Бориса и Глеба Всеволодовичей, но и посвящение этим святым каменного собора в Городне на Коложе, построенного в 1180-90-х годы (сохранились стены, кроме южной, до высоты сводов). Есть основания считать принадлежащей князю Глебу обнаруженную в Дрогичине небольшую свинцовую печать-пломбу с изображением св. Глеба на одной стороне и св. Симеона Богоприимца (вероятно, святого - покровителя его отца Всеволодка) - на другой . Почитание Надежные ранние свидетельства о почитании князя Глеба отсутствуют. Сведения об его изображении под 6 и 7 июля содержатся в иконописных подлинниках XVIII - нач. XX в., где он назван смоленским правителем и где говорится, что его мощи почивают в смоленском соборе . По-видимому, речь идет о смоленском кн. св. Глебе Святославиче . Е. Е. Голубинский приводит свидетельство иконописного подлинника о «святом благоверном великом князе Глебе Всеволодовиче, иже в Киеве чудотворце» . Однако в данном случае возможна контаминация Глеба Всеволодовича с минским кн. Глебом Всеславичем , погребенным в Киево-Печерском монастыре. Впрочем, участие городенских князей в борьбе за киевский стол, их близость к киевским князьям Изяславу Мстиславичу и Мстиславу Изяславичу могут служить объяснением того, что в поздних текстах Глеб Всеволодович назван Киевским чудотворцем. Тропарь и кондак святому благоверному князю Глебу Всеволодовичу Городенскому, иже в Киеве включены в Минею (МП) . Литература Использованные материалы   ПСРЛ. Т. 2. Стб. 574   Болсуновский К. В. Дрогичинские пломбы. К., 1894. Ч. 1. ХХ е; в своде В. Л. Янина печать не учтена   Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135-136; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 770. С. 198-199; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 125. С. 86-87 и др.   Голубинский. Канонизация святых. С. 351   Июль. Ч. 1. С. 398-399 Редакция текста от: 21.08.2014 21:16:49 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/27874.html

Сведения, сохранившиеся о святителе Меркурии Смоленском, очень незначительны и к тому же не совсем точны. В некоторых источниках его путают с мучеником Меркурием Смоленским, который епископом не был. Предполагают, что свят. Меркурий до посвящения в святительский сан подвизался в Киево-Печерской обители, а на Смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря. Следовательно, он со своей паствой переживал ужасы нашествия Батыя и скончался во время этого нашествия. 4. Святитель Николай Японский Выдающийся миссионер ХХ века, посвятивший свою жизнь проповеди Христовой веры в Японии. Наганава Мицуо пишет: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34110 человек…» Родился апостол Японии в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии. 5. Святая благоверная княгиня Иулиания Смоленская, Новоторжская Была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. Произошло это в 1406 году. 6. Преподобный Макарий Алтайский Михаил Глухарев — будущий преподобный Макарий Алтайский — родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Преподобный проходил обучение в Вяземском духовном училище, Смоленской семинарии, а затем и Санкт-Петербургской духовной академии, где сделался верным учеником святителя Филарета (Дроздова), тогда ректора академии. Посвятил свою жизнь проповеди христианства на Алтае. 7. Святитель Питирим Тамбовский

http://pravmir.ru/sobor-smolenskix-svyat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010