Такова была судьба щедрого благотворителя Зеленецкой пустыни, царя Симеона. Из Твери, где он был осчастливлен богатыми дарами царя Симеона, пр. Мартирий продолжал свой путь в Москву. Цель его путешествия была та, чтобы, испросив царское утверждение основанному им монастырю, исходатайствовать какие либо пособия и земельное владение. Благочестивый царь Феодор Иоаннович, сын Грозного, вступивший на русский царский престол в 1584 году, благоснисходительно отнесся к просьбе преподобного Мартирия. Последовала царская жалованная грамота в 7103 (1595 г.) году, из которой видно, что братии Зеленецкого монастыря «повелено дати, по государеве грамоте, к монастырю три выти земли, и им дано две выти, а за третью выть дано им для их бедности и для монастырского строенья, на ладон и на темьян и на вино церковное, на службы, на Ладожском озере ко Птинову носу Дубенской проход и Рябковский станок весь с пожнями и с рыбными ловлями и со всеми угодий» 235 ... Такое царское пожалование, по которому монастырь получил в двух вытях 28 четей земли и богатые рыбные ловли, было весьма значительным приобретением для монастыря. Преподобный Мартирий достигал между тем глубокой старости и, приготовляясь к смерти, «ископа себе ров глубок и гроб тамо своими руками устрой постави, и хождаше во оный якоже хотяше, седя при гробе умиленно и жалостно плачися, – чрез лето и шесть месяцев сице препроводи»... Это делал он, конечно, для себя, но тут было назидание спасающимся и в спасение гибнущим. Наконец, уразумев час радостного отшествия своего от временной жизни в вечную, созвал братию на последнее прощание, и умолял возлюбленных о Господе чад своих иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу, и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он недостойный верно уповал на Нее, завещал им пребывать неотступно в обители сей, быть в трудах благодушными и не леностными и в молитвах усердными. Особенно же увещевал быть благими, щедрыми, милостивыми, приветливыми ко всем приходящим в обитель, воспоминая слова Спасителя: «будите милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть» ( Лк.6:36 ). Итак, поучив их пути спасения, Преподобный объявил, что, отходя телом, духом пребудет всегда с ними, просил да изберут иного из среды себя пастыря, не яко наемника, и заверил, что «если милость Господня на нем обрящется, то об отходящих от жизни в обители сей он имеет желанно и любезно молить Владыку, да спасет и упокоит души их; для живущих же все потребное, благое и спасительное в болотной и уединенной обители сей «да умножится дивно, как в самой честной и славной».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 484) Заключение мира между вел. кн. Иоанном Иоанновичем и суздальским кн. Константином Васильевичем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 484) Жизнь И. И. проиллюстрирована в миниатюрах 1-го Остермановского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1). В большинстве случаев И. И. представлен средовеком в княжеских одеждах - кафтане, шубе и шапке. Облик И. И. не имеет индивидуальных особенностей, поэтому его не всегда удается идентифицировать. Миниатюра «Рождение у вел. кн. Иоанна Калиты сына Ивана» (Л. 309) близка по иконографии к другим сценам рождества. На миниатюрах, показывающих вел. кн. Иоанна Калиту с сыновьями, И. И. неотличим от своих братьев, напр. в композициях «О поездке вел. кн. Ивана Даниловича с сыновьями Симеоном и Иваном в Орду» (Л. 370 об.); «О преставлении и погребении вел. кн. Ивана Даниловича» (Л. 380 об.); «О женитьбе князей Ивана Ивановича и Андрея Ивановича» (Л. 412 об.), где представлены 2 аналогичные сцены свадебного пира; о том, как князья Симеон, И. И. и Андрей «слияша три колоколы больших, а два менших» (Л. 415 об.), где показаны все трое братьев; о посылке вел. кн. Симеоном в Вел. Новгород И. И. с др. князьями «да с ними воеводы и рати много» (Л. 437); «Об отправке вел. кн. Симеона с братьями Иваном и Андреем с ратью к Смоленску» (Л. 456 об.); «Совет митрополита Феогноста с князьями» (Л. 471 об.). На миниатюрах, изображающих преставление вел. князей Симеона и Андрея Иоанновичей, И. И. в обоих случаях стоит у гроба во главе группы светских персонажей. В композиции, посвященной дарованию ханом Джанибеком И. И. ярлыка на великое княжение (Л. 475 об.), фигура И. И. находится либо в верхнем правом углу перед ханом (может быть, это новгородский посол Семен Судаков), либо во главе свиты (всадник) в нижнем ярусе. В сцене возвращения от хана с пожалованием на великое княжение И. И. въезжает в сопровождении свиты в городские ворота (Л.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Согласно Житию Пахомия Логофета, К. преставился в 1427 г. в возрасте 90 лет, т. е. он род. ок. 1337 г., был крещен с именем Косма. Родители святого скончались, возможно, во время морового поветрия, оставив сына на попечение своему родственнику Тимофею Вельяминову († после 1389), к-рый был окольничим Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского . В Синодике Кириллова Белозерского мон-ря перечислен род К.: «Преподобнаго отца нашего игумена Кирила поминание. Михаила. Калинника. Тарасия. Симеона. Александра. Петра. Иова. Петра. Иванна. Исаака. Гавриила. Марию. Пантелеймона. Улиянию. Ирину. Матрону. Иванна. Евдокею. Евдокею. Евдокею. Улиянию. Марию. Марию. Матрону. Мартиниана. Симеона. Николу» ( Шаблова. 2012. С. 140). В генеалогии боярского рода Вельяминовых Косма не значится, возможно, он приходился родственником Ирине, жене Тимофея ( Кузьмин. 2006. С. 239). После совершеннолетия Косма стал казначеем Тимофея Вельяминова: в этом качестве он упомянут в меновной грамоте Димитрия Донского с чернецом Саввой (по мнению Л. И. Ивиной, Савва был иноком Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ( Ивина Л. И. 1979. С. 42. Примеч. 38; АСЭИ. Т. 2. 340. С. 338-339)), составленной между 1378 и 1383 гг. ( Кучкин. 2009. С. 296-299), или между 23 мая 1381 и 23 авг. 1382 г. (по мнению С. З. Чернова, симоновский чернец Савва участвовал в сделке как частное лицо, см.: Чернов С. З. Домен московских князей в городских станах, 1271-1505 гг.//Культура средневек. Москвы: Ист. ландшафты: В 3 т. М., 2005. Т. 2. С. 76-80), или в 1380-1382 гг. ( Кузьмин. 2006. C. 241). Благодаря многолетней службе в доме Вельяминова Косма хорошо знал членов великокняжеской семьи (Вельяминовых связывали родственные узы с великокняжеским домом: племянник Тимофея Микула был женат на Марии Дмитриевне, родной сестре вел. кнг. Евдокии Димитриевны , жены вел. кн. Димитрия Донского). Неслучайно, когда К. основал обитель в Белозерье, семья вел. князя оказала ему поддержку: вел. кнг. Евдокия дала «в дом Святей Богородици игумену Кирилу село Сандыровское, и с лесы, и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» (ААЭ. Т. 1. 377. С. 474). Сыновья Димитрия Донского вел. кн. Василий I Димитриевич , можайский кн. Андрей Дмитриевич, звенигородский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , дмитровский кн. Петр Дмитриевич предоставляли обители «доволные милостыни» и находились в переписке с К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

войсками вел. кн. Василия III Иоанновича имена Г. С. и Федора были внесены в великокняжеский синодик (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 1 об.). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. рассказы Никоновской летописи (создана в 20-х гг. XVI в.) о борьбе Г. С. с Витовтом за Смоленск, о злодеянии, совершенном Г. С., о покаянии и о последующей богоугодной жизни князя были после переработки включены в Степенную книгу. В XVII-XVIII вв. рассказ об убийстве Г. С. кн. Симеона и кнг. Иулиании вошел в Житие блгв. княгини и в «Сказание о убиении святаго князя Симеона Мстиславича и целомудренные его княгини Иулиании и о князе Юрии Смоленском». Почитание Г. С. в Веневом мон-ре прослеживается со 2-й пол. XVII в. В 1698 г. юж. придел монастырского Никольского собора был освящен во имя вмч. Георгия; в XVIII - нач. XIX в. было украшено каменное надгробие князя. Очевидно, в 1-й пол. XVIII в. на основе Степенной книги было составлено краткое Житие Г. С., встречающееся в рукописных сборниках (напр.: РГБ. Ф. 209. 558, нач. XIX в.). После закрытия Венева мон-ря и преобразования Никольского собора в приходскую церковь (1782) был упразднен придел вмч. Георгия (1828), годом раньше обветшавшее надгробие Г. С. было заменено на деревянное. По наблюдениям Е. Е. Голубинского , в кон. XIX в. в Никольской ц. продолжали чтить память Г. С., на его гробнице служили панихиды. «В надписи, читаемой на гробнице князя Юрия и не особенно давно сделанной, совсем умалчивается об его злодеянии и говорится об его удалении из Торжка, что «преблагий Бог вложил в душу сего праведнаго оставить тщету века сего и искать место для спасения души его»» ( Голубинский. С. 343). В наст. время могила Г. С. утрачена. Ист.: ПСРЛ. Т. 3-35, 37, 39-43 (по указ.); Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 26-27; Скрипиль М. О. Лит. история «Повести о Иулиании Вяземской»//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 170-175; ДДГ. 54. С. 164; [Доп.] С. 484; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста.

http://pravenc.ru/text/164465.html

Закрыть Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Часть Шестая Леонид Болотин   00:30 07.10.2011 1323 Время на чтение 83 минут Окончание Часть пятая Часть четвертая Часть третья Часть вторая Часть первая Глава Третья Соборная присяга. Ее духовный и политический смысл. Влияние Утвержденной Грамоты 1598 года на соборные документы 1607 и 1613 годов (Окончание) 10. Царская присяга Последний из рассматриваемых здесь документов - «Подкрестная запись на верность службы Царю Борису еодоровичу» от 15 Сентября 1598 года (Документ 10). Также как и предыдущая Окружная грамота, данная Крестоцеловальная запись - никак не соборный акт, но с корпусом соборных документов она связана не формально, ее содержание прямо вытекает с Утвержденной Грамоты и Соборной клятвы. Мне доводилось читать в историографической литературе суждения, что эта «Подкрестная запись» избыточна, что будто бы было достаточно и Соборной присяги, а Царь Борис, дескать, «перестраховывался» или старался обезвредить новые угрозы Его Царствованию, которые возникли уже после решения Собора от 21 Февраля, в частности, в связи с наличием на территории России Венчанного при Царе Иоанне Васильевиче Грозном на Царство - экс-Царя Симеона Бекбулатовича, который еще со времен Царствования Феодора Иоанновича жил в ссылке в своей сельской вотчине(272). Духовно-политическая проблема, безусловно, существовала, была ли такая «партия» или нет. Но во избежание нового витка Династического кризиса и развития смуты на этой почве проблема «экс-Царя Симеона», несомненно, требовала такого же духовно-политического связания, удерживания . И все же «Подкрестная запись», полагаю, несводима только к этой проблеме. Решения Московского Собора были решениями Собора. С одной стороны, их авторитет для большинства современников был неизмеримо высок. Но с другой стороны, Соборные присяги, Крестоцеловальные записи и Соборная клятва никак не были проявлением воли Царствующего Государя. Царь Борис Федорович признал эти решения, но для государственной службы в конкретном Царствовании эти решения должны были облечься и в волеизъявления Царя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

В годы Великой Отечественной войны артель была переориентирована на изготовление лыж и стала называться курганской лыжной фабрикой. С лета 1941 года в соборе также разместили станки машиностроительного завода из Черкасска, на базе которого и был позднее создан завод деревообрабатывающих станков. Его цеха просуществовали на этом месте до начала 2000-х гг. Затем было принято решение о закрытии завода и передаче его помещений под офисы, магазины и строительные торговые центры. К этому времени от бывшего собора после многочисленных перестроек оставалась лишь части стен самой храмовой части, включенные в конструкции цеха. Декоративное убранство собора полностью утрачено. Сайт «Культурное наследие города Кургана» http://kurgan.pro/okn/n123/ Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы одноэтажный, каменный, построен в 1845 г. на средства прихожан и пожертвования купца 1-й гильдии Симеона Иоанновича Березина. В соборе пять престолов: в летней половине - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Алексия Божия человека, в зимней теплой половине - во имя Симеона Богоприимца и свят. Николая чудотворца. К собору приписаны две церкви: в Курганских казармах - во имя св. великомуч. Пантелеймона, вторая в деревне Курганской; в деревне же Курганской две часовни: во имя Св. Троицы и Животворящего Креста. В приходе собора имеются деревни: Шевелева, Галкина, Курганская, Кронаки. Всего в приходе 319 дворов, прихожан муж. пола 1277, жен. пола 1332. Церковной земли, кроме усадебной 1549 саж., не имеется. Штат: два священника, диакон и два псаломщика; в 1901 году открыт третий штат и откомандирован в деревню Рябковскую. Жалованья причту не положено. Кружечных доходов получается причтом до 4500 рублей в год. Причт получает проценты с капитала вечных вкладов на сумму 4688 руб. 75 коп. Для причта имеются пять деревянных домов, построенных на причтовый и церковный капиталы в 1907 году. В приходе находятся школы: две церковно-приходские (одна в деревне Курганской); одно городское четырехклассное училище и четыре министерских училища. Ближайшая к собору в уезде церковь в селе Черемуховском (15 вер.). Расстояние собора от Консистории 440 вер.

http://sobory.ru/article/?object=35688

Затем «о пособии мертвым», – статья, оканчивающаяся так: «всем вам всеусердный есм желатель Семеон Медведев». Это известный чтитель Симеона Полоцкого , строитель заиконоспасского монастыря, в иночестве Сильвестр. Принадлежат ли ему все последующие размышления о поминовении усопших, составляющие предисловие к Синодику, – прямо не говорится. Но, потому что делаются тут выписки из сочинений блаженного Августина , вероятно, что все они, – составлены тем же Медведевым. Составитель нового синодика написал свой синодик Черниева монастыря по подражанию московскому синодику, при Патриаршем местоблюстителе Стефане Митрополите Рязанском, «в царствующем великом граде Москве». В синодике под особенной бордюрной, чего нет ни для одного из вписанных боярских родов, вписан род Симеона Иоанновича Любовникова: «схимонах Ирадион, схимонахиня Екатерина, схимонах Сергий» и пр. Между братиями после игуменов второе лицо «схимонах Симеон», – потом «схимонах Сергий». Дворяне Любовниковы были первостепенными и самыми преданными слугами князей Рязанских. Они умоляли Князя Олега не уклоняться от св. воззваний Великого Князя Димитрия Донского против Мамая: «да не сгубит он, Князь Олег своей души богомерзким улестием Татарина». Они же упрашивали последнего Рязанского Князя Ивана Ивановича не доверять Московскому Князю Василию Ивановичу, но Князь Иван не послушался и потом бежал из Москвы, и пропал без вести 6 . ж) Копии с жалованных грамот и записей, писанные при Игумене Аароне и дело о межевании монастырских земель с выпиской «из мещерских писцовых и межевых книг» 1735 года. грамоты царские а) Вышеприведенная грамота Царя Иоанна Грозного. б) Грамота Царя Феодора Ивановича. Помещаем ее здесь: «От Царя и великого Князя Феодора Ивановича всея Руси в Шацкой Василью Окинфову. Бил нам челом от Шацких ворот новой пустыни Рождества Пречистой Богородицы и великого Чудотворца Николы соцкы строитель старец Матфей с братией. Стал де тот монастырь лет с тринадцать на пустыни. А вочинки де у них и рыбных ловель нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иногда употреблял оружие, иногда родственные связи, покупку, убеждения. Он требовал, чтобы и остальные князья его слушались. С татарами же умел мирно ладить и этим доставил успокоение измученной Русской земле. «С тех пор как сел он на Великое княжение, – говорит летописец, – быть тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша тзтарове воевати Русскую землю». Иоанна в его деятельности поддерживал преемник св. Петра – св. митрополит Феогност. Когда бывший Великий князь Александр Тверской отказал в повиновении Иоанну и укрылся в Пскове, митрополит Феогност отлучил псковитян от Церкви, чем заставил Александра покориться. Перед смертью Иоанн Калита разделил свое княжество трем своим сыновьям, город же Москву завещал им всем. После его смерти хан утвердил в Великом княжении его старшего сына Симеона (1341 г.). Симеон не только продолжал соединение Русской земли вокруг Москвы, но и весьма властно обращался с остальными князьями, которые прозвали его за это Гордым. С братьями своими, Иоанном и Андреем, он заключил договор, скрепленный крестным целованием на гробе отца, о том, чтобы действовать им во всем сообща и заодно. Братья обещались держать Симеона «в отца вместо», а он – советоваться с ними в важных делах. В этом договоре в первый раз удельные князья, обращаясь к Великому князю, называют его: «Господин Великий князь». В 1353 году от моровой язвы скончались Великий князь Симеон и его младший брат Андрей. Удел Андрея перешел к его маленькому сыну Владимиру, среднему брату Иоанну, соединившему, таким образом, в своих руках две трети Московского княжества и получившего от хана ярлык на Великое княжение. Представитель старшей линии князь Константин Васильевич Суздальский пытался было сам сделаться Великим князем, но безуспешно. Иоанн Иоаннович был Великим князем в течение шести лет, заслужив наименование Кроткий. Умирая, он оставил двух сыновей, из коих старшему Димитрию было девять лет, и которые наследовали его удел. Старший из Суздальских князей, Андрей Константинович не захотел искать Великого княжения: он видел, что на Руси устанавливается уже новый порядок, и идти против него считал лишь тратой времени и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Память блаженного Михаила Клопского – 11 января. Смущенный сидит в палате своей Великий Князь Василий II. «Судите, бояре, что со мною наделал болотный чернец. Пришел ко мне во дворец и снял с меня благословение Божие». Болотный чернец – это, причисленный потом к лику святых, подвижник Мартиниан, ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основываясь на обещании Великого Князя, он убедил одного отъехавшего в Тверь боярина вернуться в Москву. Василий II, однако, заключил боярина в темницу. Разгневанный подвижник и лишил за это Великого Князя благословения. «Виноват я перед Богом, – продолжал свое слово к боярам Василий,– забыл свое слово и поступил несправедливо; пойдем к Святой Троице, к Преподобному Сергию и блаженному Мартиниану, чтобы получить прощение». Освободил он боярина, пошел в обитель, где праведник встретил его с радостью. Память преподобного Мартиниана Белозерского († 1483) – 12 января, 7 октября. 1512 г. Май месяц. Сыновья крымского хана Менгли-Гирея вероломно вторглись в Русскую Землю и неожиданно напали на Калугу. Удельный князь Симеон Иоаннович с небольшим войском выступил против них. В Калуге в княжеском доме находился в то время блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый. Вдруг он восклицает: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его». Через некоторое время святой блаженный вновь воскликнул: «Оборонил от псов князя Симеона». На Оке же, где князь Симеон, с «насада» (род судна водоходного) бившись с «агарянами» (крымцами), окружен был во множестве нападавшими на него врагами, – он вдруг узрел оказавшегося около него праведного Лаврентия, ободрявшего его и воинство словами: «Не бойтеся». Прогнаны были враги, и князь Симеон, вернувшись в Калугу, узнал о том, как пророчески юродствовал святой Лаврентий († 1515). Память святого – 10 августа. 1517 г. «Папа хочет Великого Князя и всех людей Русской Земли принять в единение с Римскою Церковью, не умаляя и не переменяя их добрых обычаев и законов, хочет только подкрепить эти обычаи и законы и грамотою апостольской утвердить и благословить, – поручил сказать Великому Князю папа Лев Х через посла, магистра Альбрехта Прусского, – Церковь Греческая не имеет главы; Патриарх Константинопольский в турецких руках; папа знает, что на Москве есть духовнейший митрополит, хочет его возвысить, сделать Патриархом, как был прежде Константинопольский, и яснейшего Царя всея Руси хочет короновать христианским Царем. При этом папа не желает себе никакого прибытка, хочет только хвалы Божией и соединения христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Родина преподобного Силуана Афонского: чем сегодня живет приход Рождества Христова в селе Шовское Иерей Андрей Задорожный Когда-то, более полутора веков назад, село Шовское было многолюдным, и в нем жил будущий известнейший русский святой — преподобный Силуан Афонский. А сегодня это место лишь иногда посещают паломники, а по большим праздникам в храме, где, вероятно, и был крещен преподобный, собираются жители окрестных сел. Как и чем сегодня живет приходская община, рассказывает настоятель Христорождественского храма села Шовское иерей Андрей Задорожный. Христорождественский храм села Шовское      — Насколько я знаю, храм Рождества Христова в Шовском был закрыт в советские годы, а потом разграблен. И до сих пор, несмотря на связь с известным святым, этот храм многим неизвестен… — К юбилею наши историки издали книгу о Шовском. Для поиска информации немало сделал Андрей Анатольевич Найденов ( начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области – Ред. ) и другие. Книга вышла небольшим тиражом. Первое упоминание о храме в селе Шовское относится к 1676 году. Тогда был построен деревянный храм. Но деревянные дома и храмы в наших краях стоят, как правило, около ста лет. Поэтому в середине XVIII здесь был выстроен новый деревянный храм, а еще спустя век, в 1865-м г., — каменный. Настоятелем в то время был иерей Михаил Черниговский, который много сил посвятил делу возведения храма. Вкладывались в строительство и помещики, жившие тогда в селе. Освящение храма совпало с рождением будущего святого — Симеона Иоанновича Антонова. И хоть у нас и нет доказательств, что крещен он был именно в этом храме, но, вероятнее всего, это так — другие храмы находились в 10–20 километрах от села.      — Каменный храм ведь был построен не на месте деревянного? — Сегодня на месте алтаря старого деревянного храма стоит часовня, а рядом располагается кладбище. В 1892-м году было открыто церковно-приходское попечительство под председательством полковника Василия Алексеевича Дурасова. В попечительство входили 14 человек. Они заботились обо всех нуждах храма. Их стараниями был приобретен 20-пудовый колокол, но, к сожалению, он не сохранился.

http://pravoslavie.ru/155905.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010