Род князя Михаила Ивановича Мещерского. Род князя Феодора Ивановича Мстиславского. Род князя Димитрия Михайловича Пожарского. Род болярина князя Василия Петровича Прозоровского. Род царевича князя Петра Сибирского. Род князей Сицких. Род князей Телятевских. Род болярина князя Алексея Никитича Трубецкого. Род княгини Анны Васильевны и князя Димитрия Тимофеевича Трубецкого. Род князей Хованских. Род князя Черкасского. Род князя Юрия Ивановича Шаховского. Род княгини Анны Петровны Шуйской. Род Благоверного Государя Царя и вел. кн. Василия Ивановича Шуйского. Род князей Щенятевых. II. Роды дворянские Род Аргамаковых. Род Баима Феодоровича Болтина. Род Вдовы Параскевы Димитриевны Бороздиной. Род Петра и Илии Никитичей Бунаковых. Род Никиты Ивановича Бутурлина. Род Бухариных. Род Бухариновых. Род Васильчиковых. Род Волынского Симеона Ивановича. Род Дубенских. Род Едды Михаила Ивановича. Род Ермолиных. Род Еропкина. Род Заболотских. Род Захарьичь (Романовых). Род Зубовых. Род Измайлова Семена Артемьевича. Род Колотовских. Род Колычевой боярыни Мавры Димитриевны, жены Симеона Иоанновича. Род Леонтьева Андрея Ивановича. Род Матюшкина Ивана Павловича. Род Матюшкина Максима Григорьевича. Род Мишуриновых. Род Михалкова Константина. Род Монастырева Ивана Леонтьевича. Род Мордвинова Мокия Ивановича. Род Морозовых. Род Мосолова Ивана. Род Нарбекова Феодора Саввича с братиями. Род Наумовых. Род Нащекиных. Род Нащекина Феодосия. Род Плещеева стольника Михаила Львовича. Род Салтыкова боярина Бориса Михайловича. Род Самарина Михаила Григорьевича. Род Сартаковых. Род Свиязева Авраамия Ивановича. Род Свиязева Ивана Захариевича. Род Сверчковой вдовы. Род Собакиных. Род Стрешнева Семена Лукьяновича. Род Стрешнева Феодора Стефановича. Род Стрешневой Марии Алексеевны жены Семена Лукьяновича. Род Сукина Феодора. Род Толочанова Ивана Михайловича жены Александры Юрьевны. Род Толочанова Феодора Михайловича с братиею. Род Тургеневых. Род Хитрово болярина Иоанна Богдановича. Род Хрущевых. Род Шереметевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Память преподобного Михаила Клопского – 11 января. Смущенный сидит в палате своей великий князь Василий II. «Судите бояре, что со мною наделал болотный чернец. Пришел ко мне во дворец и снял с меня благословение Божие.» Болотный чернец – это причисленный потом к лику святых подвижник Мартиниан, ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основываясь на обещании великого князя, он убедил одного отъехавшего в Тверь боярина вернуться в Москву. Василий II, однако, заключил боярина в темницу. Разгневанный подвижник и лишил за это великого князя благословения. «Виноват я перед Богом, – продолжал свое слово к боярам Василий, – забыл свое слово и поступил несправедливо; пойдем к Святой Троице, к преподобному Сергию и блаженному Мартиниану, чтобы получить прощение.» Освободил он боярина, пошел в обитель, где праведник встретил его с радостью. Память преподобного Мартиниана Белозерского (†1483 г.) – 12 (25) января. 1512 г. Май месяц. Сыновья крымского хана Мёнгли-Гирея вероломно вторглись в Русскую землю и неожиданно напали на Калугу. Удельный князь Симеон Иоаннович с небольшим войском выступил против них. В Калуге в княжеском доме находился в то время блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый. Вдруг он восклицает: «Дайте мне мою секиру острую, нападаша псы на князя Симеона, да обороню от псов его.» Через некоторое время святой блаженный вновь воскликнул: «Оборонил от псов князя Симеона.» На Оке же, где князь Симеон, с «насада» (род судна водоходного), бившись с «агарянами» (крымцами), окружен был во множестве нападавшими на него врагами, он вдруг узрел оказавшегося около него праведного Лаврентия, ободрявшего его и воинство словами: «Не бойтеся.» Прогнаны были враги, и князь Симеон, вернувшись в Калугу, узнал о том как пророчески юродствовал святой Лаврентий (†1515 г.) Память святого – 10 (23) августа. 1517 г. «Папа хочет великого князя и всех людей Русской земли принять в единение с римскою Церковью, не умаляя и не переменяя их добрых обычаев и законов, хочет только подкрепить эти обычаи и законы и грамотою апостольской утвердить и благословить, – поручил сказать великому князю папа Лев Х через посла магистра Альбрехта Прусского. – Церковь греческая не имеет главы; патриарх константинопольский в турецких руках; папа знает, что на Москве есть духовнейший митрополит, хочет его возвысить, сделать патриархом, как был прежде константинопольский, и яснейшего царя всея Руси хочет короновать христианским царем. При этом папа не желает себе никакого прибытка, хочет только хвалы Божией и соединения христиан.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Однажды, когда Елевферий вышел в поле, чтобы по-детски позабавиться ловлею птиц и утомленный ожиданием добычи заснул над своими сетями, он услышал голос, говоривший ему: «Алексий!, что напрасно трудишься? будеши человеки лова». Наименование новым для Елевферия именем, необычность предсказания, неизвестность предсказателя, все это глубоко заняло душу отрока. Родители вскоре заметили в нем необыкновенную перемену: он сделался молчалив, оставил детские игры, непрестанно упражнялся в чтении книг, любил пост и молитву. Это было на двенадцатом году жизни Елевферия. Достигши пятнадцати лет, он почувствовал в себе решительную наклонность к жизни иноческой, и только о том и помышлял, как бы поступить в монастырь. Двадцати лет, действительно, поступил он в московский Богоявленский монастырь, получив при пострижении преднареченное ему имя: Алексий. Пострижение совершенно было игуменом Стефаном, братом преподобного Сергия и духовником великого Князя, Симеона Иоанновича. В обители молодой инок вполне предался своим благочестивым влечениям. Строгий пост, всенощные бдения, постоянная молитва , слезы сокрушения и чтение писания ветхого и нового завета – все это питало и услаждало душу будущего святителя церкви русской. Так провел Алексий более двадцати лет. Между тем слава о его добродетелях распространялась более и более и достигла как великого князя московского Симеона, так и митрополита Феогноста. Последний, не смотря на нежелание Алексия, повелел ему переселиться из обители в митрополичий дом, сделал его своим наместником и поручил ему управление всеми церковными делами и судами. Двадцать лет и три месяца трудился Алексий в этом почетном звании и приобрел еще более расположенность князя и любовь митрополита. В последние годы своей жизни, первосвятитель сей, уже слабый и дряхлый, желая приготовить себе преемника в лице Алексия, решился по согласию с В. Князем Симеоном Иоанновичем, возвести его на кафедру епископскую во Владимире. Во Владимире, с самого перемещения митрополитов в этот город, не было своих епископов: престол церкви Владимирской, принадлежавший прежде епископам Суздальским, считался митрополичим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

6) Князя Черкасского, 7) Князя Алексея Никитича Трубецкого, 8) Думного Дворянина Ивана Богдановича Хитрово, 9) Сафрона Алферьевича, да Василия Алферьевича Хитрово, 10) Дьяка большой казны Константина Михайлова сына с братьями, 11) Бывшего Архимандрита Моисея , 12) Иосифа Игумена Никольского Перемышльского монастыря, 13) Черного дьякона Иосифа Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря, 14) Казначея сего монастыря Старца Макария, 15) Черного Священника Кирилла, что бывший Пятницкий поп Кондрат, 16) Федора Михайловича Ртищева, 17) Дьяка большого Дворца Симеона Комсина, 18) Якова Петровича Кологривова, 19) Петра Андреевича, сына Горбатого с братьями, 20) Дмитрия Иоанновича Плещеева, 21) Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря иноки, 22) Род Окольничего Князя Василия Богдановича Волконского, 23) Боярина Федора Абрамовича Лопухина , 24) Стольника Князя Савелия Семеновича Горчакова, 25) Думного Дворянина Афанасия Нестерова, 26) Стольника Петра Ивановича Бутурлина, 27) Трофима Карпова сына Потулова, 28) Архимандрита Моисея Калужанина, 29) Шустовых, 30) Стефана Племянникова, 31) Сего монастыря черного священника Филарета, 32) Думных дворян Петра, да Никиты Савичев Хитровых, 33) Окольничего Князя Симеона Романовича Пожарского, 34) Окольничего Феодора Васильевича Бутурлина, 35) Сего монастыря чёрного священника Корнилия, 36) Черного священника Ермогена, 37) Артемия Григорьевича Челюсткина, 38) Андрея Игнатьевича Щербачева, 39) Петра Осиповича Чичерина, 40) Покровского попа Тимофея Калужанина из под горы, 41) Калужанина Мефодия Игнатьева сына Золоторева, 42) Род Шустовых, 43) Калужанина Гавриила Фомина Алтухова, 44) Князя Стефана Никитича Шаховскаго, 45) Калужанина посадского человека Федота Третьякова. (Далее следуют роды посадских и крестьян селений, принадлежащих Лютикову монастырю. Далее род Козельского уезда Дворцового Села Дудина Подьячего Федора Никифорова, детей его попа Илариона и Игнатия, Стольника Павла Васильева сына Яновскаго и. т. д. роды частных лиц всякого чину людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Таким образом, бояре московские, упрочив первенство за молодым князем своим, оправдали отзыв об них Симеона Гордого. Но кто же были эти бояре, которые, по выражению Симеона, отцу его добра хотели? Мы видели, что еще к Юрию Даниловичу в Москву пришел служить из Южной Руси боярин Родион Несторович. В 1340 году великий князь Иоанн Данилович Калита отправил рать свою под Смоленск с двумя воеводами: Александром Ивановичем и Федором Акинфовичем. Последний должен быть сын знаменитого Акинфа, который по неудовольствию на Родиона отъехал в Тверь и погиб при Переяславле; сыновья Акинфа могли перейти опять из Твери в Москву, тем более что летописец упоминает перед тем об отъезде многих тверских бояр в Москву, а что у Акинфа были два сына - Федор и Иван, это мы знаем также из летописи. В 1348 году вместе с князем Иваном ходил в Новгород воеводою из Москвы Иван Акинфович. Наконец, мы видели действующим в Ростове боярина Василия Кочеву. При Симеоне Гордом наместниками его в Торжке были Михаил Давыдович и Иван Рыбкин, да сборщик податей Борис Семенов. Вознамерившись жениться на княжне тверской, Симеон послал за невестою Андрея Кобылу и Алексея Босоволокова. Вскоре после этого по очень важному делу Симеон отправил в Орду Федора Хлебовича (в некоторых летописях - князя Федора Глебовича, следов. муромского) и с ним киличеев или мечников - Федора Шубачеева и Аминя. В 1352 году Симеон отправил в Константинополь послами Дементия Давыдова и Юрия Воробьева; мы видели уже прежде одного Давыдовича, Михаила, наместником в Торжке. В 1353 году наместником серпуховского князя в Лопасне был Михаил Александрович, тогда как прежде мы видели Александра Ивановича воеводою при Калите. Большими боярами в Москве при Иоанне Иоанновиче были, как мы видели, Михаил и зять его Василий Васильевич, бесспорно тысяцкий, род которого производится от Протасия, приехавшего в Москву с князем Даниилом Александровичем и бывшего здесь тысяцким. Сын его Василий, отец нашего Василия, по родословным книгам, был также тысяцким: отсюда объясняется соперничество и вражда этого рода с Алексеем Петровичем Хвостом; дед нашего Василия называется Протасием в родословных книгах, в летописи же - Вельямином; могло быть, что он имел два имени, по обычаю того времени. В духовной Калиты упоминается Борис Ворков, который служил великому князю и за это получил от него село в Ростовской области. Свидетелями договора между великим князем Симеоном и братьями его были: Василий... тысяцкий, Михаил Александрович... Васильевич, Василий Окатьевич, Ананий Окольничий... Иван Михайлович. Дьяком при Иоанне Калите был Кострома, при сыне его Иоанне - Нестерко. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вскоре родители Варфоломея, пришедши в бедность вследствие частых нашествий монгольских, тяжких даней в Орду и по случаю неурожайных лет, и, главное, спасаясь от нестерпимых притеснений, каким подвергалась вся область Ростовская от воеводы великого князя московского Иоанна Даниловича, переселились со всем своим семейством в Радонеж, где предоставлялись переселенцам некоторые льготы. Варфоломей и тут продолжал прежний подвижнический образ жизни, и тогда как братья его Стефан и Петр вступили в супружество, он многократно просил родителей отпустить его в монашество. Родители удерживали его только тем, чтобы он послужил им в их старости и дряхлости, и Варфоломей действительно служил им со всем усердием сына, пока оба они под конец жизни не отошли в обители, не облеклись в иночество и потом скончались. Отдав последний долг отцу и матери, и передав оставшееся после них имение младшему брату своему Петру, так как старший, Стефан, овдовев, был уже черноризцем Хотькова Покровского монастыря, Варфоломей упросил этого последнего брата, чтобы он отправился вместе с ним отыскивать место для пустынножительства. Оба брата обходили многие места по лесам; наконец им полюбилось одно, находившееся в густом лесу и имевшее воду. Сотворив молитву, братья принялись рубить деревья и устроили себе сперва одр и хижину, потом келью и малую церковь. Эта церковь, послужившая началом знаменитой Сергиевой лавры, освящена во имя Святой Живоначальной Троицы по благословению митрополита Феогноста в начале княжения великого князя Симеона Иоанновича и, следовательно, около 1340 г. Стефан, однако ж, недолго пожил в пустыне, в которой приходилось терпеть крайний недостаток во всем, потому что вокруг нее не было ни жилья, ни даже пути людского, а был только лес; никто в нее не приходил и ничего не приносил. Он перешел в московский Богоявленский монастырь, где впоследствии удостоился быть игуменом и духовником великого князя Симеона. Но младший брат остался непоколебим в своем намерении. Первою заботою его было облечься наконец в ангельский образ, и для этого, пригласив к себе некоего духовного старца, игумена Митрофана, Варфоломей принял от него в своей церкви и пострижение в монашество, и новое имя Сергия на двадцать четвертом году своей жизни . Отпустив игумена, Сергий, первый постриженник в своей обители и совершенно одинокий в пустыне, предался всею душою многотрудным подвигам иноческого жития. Он переносил всякого рода лишения, изнурял плоть свою непрестанным постом и бдением, был неутомим в молитве и трудах, испытал страх и от зверей, и особенно от нападений духов злобы и благодатию Божиею все превозмог и победил. Так продолжалось около двух лет .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Иногда употреблял оружие, иногда родственные связи, покупку, убеждения. Он требовал, чтобы и остальные князья его слушались. С татарами же умел мирно ладить и этим доставил успокоение измученной Русской земле. «С тех пор, как сел он на Великое Княжение, – говорит летописец, – бысть тишина велика по всей русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати Русскую землю». Иоанна в его деятельности поддерживал преемник св. Петра – св. митрополит Феогност. Когда бывший Великий Князь Александр Тверской отказал в повиновении Иоанну и укрылся в Пскове, митрополит Феогност отлучил псковитян от Церкви, чем заставил Александра покориться. Перед смертью Иоанн Калита разделил своё княжество трём своим сыновьям, город же Москву завещал им всем. После его смерти хан утвердил в Великом Княжении его старшего сына Симеона (1341 г.). Симеон не только продолжал объединение Русской земли вокруг Москвы, но и весьма властно обращался с остальными князьями, которые прозвали его за это Гордым. С братьями своими, Иоанном и Андреем, он заключил договор, скреплённый крестным целованием на гробе отца, о том, чтобы действовать им во всём сообща и заодно. Братья обещались держать Симеона «в отца вместо», а он – советоваться с ними в важных делах. В этом договоре в первый раз удельные князья, обращаясь к Великому Князю, называют его: «Господин Великий Князь». В 1353 году от моровой язвы скончались Великий Князь Симеон и младший брат Андрей. Удел Андрея перешел к его маленькому сыну Владимиру, среднему брату Иоанну, соединившему, таким образом, в своих руках две трети Московского Княжества и получившему от хана ярлык на Великое Княжение. Представитель старшей линии, князь Константин Васильевич Суздальский, пытался было сам сделаться Великим Князем, но безуспешно. Иоанн Иоаннович был Великим Князем в течение шести лет, заслужив наименование Кроткий. Умирая, он оставил двух сыновей, из коих старшему Димитрию было девять лет, и которые наследовали его удел. Старший из Суздальских князей, Андрей Константинович не захотел искать Великого Княжения: он видел, что на Руси устанавливается уже новый порядок, и идти против него считал лишь тратой времени и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Ирон философ скончался в мире. Шесть мучеников в Визии пострадали от строгания плоти и сокрушения костей. (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2. стр. 210). Преставление блаженного Лаврентия юродивого калужского Кто был св. Лаврентий родом и откуда, сказать трудно; об отце, и матери его, как говорит старинная записка, ничего неизвестно. Впрочем в книге синодика рода Хитровых, находящейся в Лютиковском Троицком Перемышльском монастыре, возобновленном боярами Хитровыми, во главе всех имен в поколении Григория Самсоновича Хитрова упомянут Лаврентий чудотворец, юродивый инок; поэтому можно заключить, что святой Лаврентий калужский принадлежал к роду бояр Хитровых. Этот подвижник зимою и летом ходил босой, в рубашке и овчинном кожухе; так изображается он на старинных иконах. В его время Калужским уделом правил князь Симеон Иоаннович, получивший в 1505 году от своего отца в свое заведование Калужский удел. Это был добрый князь, от того в его доме живал блаженный Лаврентий: впрочем у князя в доме он живал по временам, более же всего проводил время там, где ныне монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от тогдашнего города Калуги, на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова. Вблизи этого-то храма стояла хижина блаженного Лаврентия, из которой он по ночам выходил на паперть храма и совершал молитвы; днем же блаженный слушал службу церковную из подземного хода, прокопанного из хижины. Святость его жизни была настолько велика, что еще при жизни он прославился чудом. Когда в 1512 году напали на город Калугу татары и против них выступил князь Симеон с гражданами, то св. Лаврентий, бывший в это время в доме князя, внезапно говорит громким голосом: «дайте мне вострый топор: псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов», и, схватив топор, он ушел. В то время князь Симеон сражался с судна на Оке с татарами, которые во множеств обступили князя; внезапно на судне явился св. Лаврентий и укреплял князя и все войско словами: «не бойтесь». Одушевленные появлением святого, воины победили татар; а праведный Лаврентий опять явился в княжеском дворце и шумел: «оборонил князя Симеона от псов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно, по летописям упоминаются церкви: в 1099-м году Благовещенская, в 1165 и 1191-м годах Никольская 1166 ; сгоревшая от грома в 1201 году 1167 , Сретенская, Козмы и Дамиана, упоминаемая в числе сожженных 1386 года 1168 , Архангела Михаила 1169 и великомученика Георгия 1170 . По из всех этих церквей в настоящее время осталась в целости одна Благовещенская. Первоначальное основание сей церкви относится, по сказанию 1-й Новг. летописи, к 1099 1171 , а по другим летописям к 1103-му году 1172 ). Но в том и другом показании летописей основателем Благовещенской церкви на Городищи признается великий князь Мстислав, сын Владимира Мономаха , известный в летописях новгородских по ревности к построению церквей 1173 . В эту-то церковь написано, по повелению князя Мстислава, Новгородцем Алексою, сыном священника Лазаря, святое Евангелие, известное под именем Мстиславова и хранящееся в московском Архангельском соборе 1174 . Построенная Мстиславом Благовещенская церковь существовала около 250 лет 1175 . Но после того церковь сия пришла в ветхость, и вместо ее построена вновь на прежнем основании, по воле жившего тут великого князя Симеона Иоанновича Гордого, архиепископом Василием. В Новг. I летописи сказано: «в лето 6850 (1342) заложи Владыка Василий церковь святое Благовещение, на Городище, порушаную повелением великого князя Симеона Ивановича месяца мая в 27» 1176 . Потом в следующем году записано в тойже летописи: «в лето 6851 (1343) месяца августа в 8 кончана бысть церкви каменна на Городище св. Благовещение архиепископом новгородским Василием, а освящена бысть того же месяца в 24» 1177 . Дальнейшая судьба нынешней Городищенской церкви неизвестна. В летописях упоминается об ней только по случаю пожаров и возобновлений. Так напр. в 1542 году церковь , по повелению Uoahha IV , была покрыта новым тесом и сделаны на ней между скатами новые потоки 1178 . По рассказам и записям, она была возобновляема до двух раз даже в недавнее время, именно: в исходе прошлого и в начале текущего столетия, с пристройкою к ней придела во имя Сретения Господня 1179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

18. По донесениям преосвященных о разных происшествиях за 1893 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 2645. 19.  Польсков К.О. Теологический метод VS метод в теологии.//Философия и культура. 9 (93), 2015. 20. Послужной список священника Александра Васильевича Щеглова//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 525. 21. Послужной список священника Александра Георгиевича Винокурова//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 1046. 22. Послужной список священника Алексия Иоанновича Мраморного (1887 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 516. 23. Послужной список священника Дмитрия Пенчикова (1897 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 17. Д. 158. 24. Послужной список священника Иоанна Григорьевича Коновалова//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 344. 25. Послужной список священника Николая Ивановича Добровидова//РГИА ДВ. Ф. 1009. Оп. 2. Д. 39. 26. Послужной список священника Симеона Никаноровича Казанского (1879 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 129. 27. Послужные списки священнослужителей//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 210. 28. Представление Вениамина, епископа Камчатского, в Святейший Правительствующий Синод от 8 сентября 1873 г.//РГИА. Ф. 796. ОП. 156. Д. 1028. 29. Различные документы, распоряжения по округам о. Сахалин//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 1408. 30. Рапорт благочинного 15 округа священника Петра Вотчинского от 18 декабря 1922 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 525. 31. Рапорт благочинного 22 участка Камчатских церквей протоиерея Виктора Тимошенко от 1 июня 1891 г.//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 546. 32. Рапорт благочинного 22 участка Камчатских церквей священника Александра Унинского от 3 декабря 1893 г.//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 2236. 33. Рапорт от управления Рыковской каторжной тюрьмы в Управление ссыльнокаторжными в Приморской области от 8 марта 1883 г.//РГИА ДВ. Ф. 1134. Оп. 2. Д. 135. 34. Рапорт священника Симеона Казанского епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Вениамину от 1 октября 1870 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 7. 35. Телеграммы северного телеграфного агентства от 25 июля 1890 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 69. 36.  Тиллих П. Избранное. Теология культуры/П. Тиллих. – М., 2017.

http://bogoslov.ru/article/5847019

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010