Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 2 об.) [Изборник кн. Святослава, Изборник царя Симеона], слав. четий сборник, важнейший источник по истории слав. переводной лит-ры, богословской и общественной мысли Болгарии эпохи Первого царства, межслав. средневек. культурных связей, древнеболг. и древнерус. лит. языка, древнейшей истории кириллического письма, памятник древнерус. изобразительного и орнаментального искусства. Название «И.» может применяться как к древнерус. кодексу 1073 г. (ГИМ. Син. 1043 (31-д)), так и к позднейшим спискам сборника аналогичного содержания (часть которых, напр. все сербские и отдельные русские, восходит не к ркп. 1073 г., а к ее болг. оригиналу) и к совокупности рукописной традиции памятника. Первое название И. получил по имени заказчика и владельца списка 1073 г. киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича , второе название (более принятое зарубежными, прежде всего болг., исследователями) - по имени заказчика и владельца оригинала болг. царя Симеона (813-927). Имя царя Симеона, отражающее древнейшую историю сборника и замененное в списке 1073 г. именем кн. Святослава, читается в составе Похвалы болг. царю в списке И. сер.- 3-й четв. XV в. РНБ. Кир.-Бел. 1/1082 (долгое время ошибочно датировавшегося в лит-ре 1446), к-рый был обнаружен С. П. Шевырёвым в 1847 г., во время поездки в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Существование болг. оригинала И., составленного и написанного для царя Симеона, подтверждается и независимой от русской сербской рукописной традицией сборника нач. XIV-XVI в. ( Mih il G. Langue et culture roumaines dans l " espace sud-est européen=Румын. яз. и культура в Юго-Вост. Европе. Bucur., 2001. С. 270-290; Симеонов сб. 1991. Т. 1. С. 39-43, 70-71. 2, 3, 14). Отсутствие в серб. списках И. Похвалы царю Симеону объясняется, возможно, тем, что они (в отличие от древнерусских) восходят к неофициальному (либо дефектному) экземпляру сборника. Мнение Л. П. Жуковской , что под «царем Симеоном» в Похвале в кирилло-белозерском списке следует понимать вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого, является несостоятельным ( Жуковская Л. П. Изборник 1073 г.: Судьба книги, состояние и задачи изучения//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 8-10).

http://pravenc.ru/text/293834.html

Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца Память 12 февраля Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве 1346 при московском князе Данииле Александровиче 1347 , сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович 1348 , бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, причем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал. С этого времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении – Алексий 1349 . Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения. С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович 1350 и митрополит Феогност 1351 сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира 1352 . Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович 1353 , принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею 1354 . Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Церковью Русской 1355 и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Том VIII Глава I. Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич II. Г. 1533–1538 Беспокойство Россиян о малолетстве Иоанна. Состав Государственной Думы. Главные Вельможи, Глинский и Телепнев. Присяга Иоанну. Заключение Князя Юрия Иоанновича. Общий страх. Измена Кн. Симеона Бельского и Лятцкого. Заключение и смерть Михаила Глинского. Смерть Князя Юрия. Бегство, умысел и заключение Кн. Андрея Иоанновича. Дела внешние. Перемирие с Швецию и с Ливониею. Молдавия. Посланник Турецкий. Астрахань. Дела Ногайские. Посольство к Карлу V. Присяга Казанцев. Гордый ответ Сигизмундов. Нападение Крымцев. Война с Литвою. Ислам господствует в Тавриде. Строение крепостей в Литве. Набег Крымцев. Литовцы берут Гомель и Стародуб. Мятеж Казани. Шиг-Алей в милости. Война с Казанью. Победа над Литвою. Крепости на Литовской границе. Перемирие с Литвою. Дела Крымские. Смерть Ислама. Угрозы Саип-Гирея. Строение Китая-города и новых крепостей. Перемена в цене монеты. Общая нелюбовь к Елене. Кончина Правительницы. 1533 г.Не только искренняя любовь к Василию производила общее сетование о безвременной кончине его; но и страх, что будет с Государством? волновал души. Никогда Россия не имела столь малолетнего Властителя; никогда – если исключим древнюю, почти баснословную Ольгу – не видала своего кормила государственного в руках юной жены и чужеземки, Литовского ненавистного рода. На троне не бывает предателей: опасались Елениной неопытности, естественных слабостей, пристрастия к Глинским, коих имя напоминало измену. Хотя лесть придворная славила добродетели Великой Княгини, ее боголюбие, милость, справедливость, мужество сердца, проницание ума и явное сходство с бессмертною супругою Игоря, но благоразумные уже и тогда умели отличать язык Двора и лести от языка истины: знали, что добродетель Царская, трудная и для мужа с крепкими мышцами, еще гораздо труднее для юной, нежной, чувствительной жены, более подверженной действию слепых, пылких страстей. Елена опиралась на Думу Боярскую: там заседали опытные советники трона; но Совет без Государя есть как тело без главы: кому управлять его движением, сравнивать и решить мнения, обуздывать самолюбие лиц пользою общею? Братья Государевы и двадцать Бояр знаменитых составляли сию Верховную Думу: Князья Бельские, Шуйские, Оболенские, Одоевские, Горбатый, Пеньков, Кубенский, Барбашин, Микулинский, Ростовский, Бутурлин, Воронцов, Захарьин, Морозовы; но некоторые из них, будучи областными Наместниками, жили в других городах и не присутствовали в оной. Два человека казались важнее всех иных по их особенному влиянию на ум правительницы: старец Михаил Глинский, ее дядя, честолюбивый, смелый, самим Василием назначенный быть ей главным советником, и Конюший Боярин, Князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, юный летами и подозреваемый в сердечной связи с Еленою. Полагали, что сии два Вельможи, в согласии между собою, будут законодателями Думы, которая решила дела внешние именем Иоанна, а дела внутренние именем Великого Князя и его матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Часть Шестая 06.10.2011 1320 Время на чтение 83 минут Окончание Часть пятая Часть четвертая Часть третья Часть вторая Часть первая Глава Третья Соборная присяга. Ее духовный и политический смысл. Влияние Утвержденной Грамоты 1598 года на соборные документы 1607 и 1613 годов (Окончание) 10. Царская присяга Последний из рассматриваемых здесь документов - «Подкрестная запись на верность службы Царю Борису еодоровичу» от 15 Сентября 1598 года (Документ 10). Также как и предыдущая Окружная грамота, данная Крестоцеловальная запись - никак не соборный акт, но с корпусом соборных документов она связана не формально, ее содержание прямо вытекает с Утвержденной Грамоты и Соборной клятвы. Мне доводилось читать в историографической литературе суждения, что эта «Подкрестная запись» избыточна, что будто бы было достаточно и Соборной присяги, а Царь Борис, дескать, «перестраховывался» или старался обезвредить новые угрозы Его Царствованию, которые возникли уже после решения Собора от 21 Февраля, в частности, в связи с наличием на территории России Венчанного при Царе Иоанне Васильевиче Грозном на Царство - экс-Царя Симеона Бекбулатовича, который еще со времен Царствования Феодора Иоанновича жил в ссылке в своей сельской вотчине(272). Духовно-политическая проблема, безусловно, существовала, была ли такая «партия» или нет. Но во избежание нового витка Династического кризиса и развития смуты на этой почве проблема «экс-Царя Симеона», несомненно, требовала такого же духовно-политического связания, удерживания . И все же «Подкрестная запись», полагаю, несводима только к этой проблеме. Решения Московского Собора были решениями Собора. С одной стороны, их авторитет для большинства современников был неизмеримо высок. Но с другой стороны, Соборные присяги, Крестоцеловальные записи и Соборная клятва никак не были проявлением воли Царствующего Государя. Царь Борис Федорович признал эти решения, но для государственной службы в конкретном Царствовании эти решения должны были облечься и в волеизъявления Царя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

Св.Лаврентий Калужский ЖМП 8 август 2015 /  28 августа 2015 г. Небесный покровитель Калужской земли У Калужской земли есть несколько небесных покровителей. Один из них — праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, названный калужским чудотворцем за чудеса спасения и исцеления, явленные им не только при жизни, но и после праведной кончины. Он упокоился 10/23 августа 1515 года.  В это же время была основана обитель его имени. Нынешним летом Калуга вспоминает не только этого местночтимого святого, но и отмечает 500-летие Свято-Лаврентьева монастыря, который сейчас восстанавливается. «Журнал Московской Патриархии» предлагает обзор исторических источников, рассказывающих о калужском чудотворце. «Не бойтеся!» Пожалуй, самый ранний из найденных автором этой статьи источников, в которых упоминается о святом Лаврентии, — переизданный в 1862 году «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» Д.А. Эристова. В нем сказано, что «блаженный Христа ради юродивый» Лаврентий Калужский «преставился» 10 августа 1515 года. К сожалению, в «Словаре…» не указано происхождение святого, поскольку «в летописях (Свято-Лаврентьева. — Прим. авт.) монастыря не находится достовернаго сведения». Однако приводится весьма любопытное замечание о том, что в «книге Синодика рода Хитровых, находящейся в Лютиковском Троицком Перемышльском монастыре, возобновленном Боярами Хитровыми, упомянут в поколении Григорья Симеоновича Хитрово, в голове всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок; и потому можно заключить, что он принадлежал точно к роду Хитровых». О монастыре, названном в честь святого Лаврентиевским, сказано, что он основан «около половины XVI века, но кем, неизвестно» и что в нем сохранилась записка о подвиге праведника: «В лето 1512 нападоша на град (Калугу) Агаряне, противу которых вышел он (князь Симеон Иоаннович Калужский) с своими гражданы; праведный Лаврентий, в дому его бывший, внезапу возопи гласом велиим: дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его! и взем отъиде; князю же Симеону, в то время бившуся с Агаряны с насада (род судна водоходнаго) на Оке; Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде прав. Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив рекши: не бойтеся! — и в тот час победи князь и прогна их, а праведный Лаврентий обретеся паки в дому княжеском, аки юродствуя, и говоря: оборонив от псов князя Симеона. Князь возвратився от брани, поведа бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу»1. Праведный Лаврентий появился на насаде, каким-то чудесным образом покинув дом князя: «взем отъиде». О том, как именно это могло произойти, речь пойдет далее.

http://e-vestnik.ru/history/lavrentiy_ka...

В княжение Симеона Иоанновича, когда еще Монголо-татарское иго тяготело над разделенною Россией, дети Ростовского боярина Кирилла вдовец Стефан и юноша Варфоломей, по внутреннему призванию, оставив отеческое наследие меньшему брату своему Петру, обрекли себя на служение Богу в иноческом образе: Стефан постригся в Покровском монастыре на Хотькове, а Варфоломей избрал себе для пустынножительства место в 60 верстах от Москвы, в глуши дремучего леса, на берегах речек Кончуры и Глинницы, 1 в области Радонежа. В сей же незначительный город, удалились из Ростова и благочестивые родители юных отшельников и в Хотьковском монастыре, незадолго перед смертью своею, облеклись в иноческий сан. Этот удел меньшего брата Симеону Иоанновичу Андрея впоследствии назывался Радонежским и Бельским станом, 2 где урочище Белые Боги напоминает следы древнего северо-восточного язычества, тогда еще не совсем простывшие. С благословения Митрополита Феогноста Стефан и Варфоломей соорудили там, на Маковице малую деревянную церковь в честь св. Троицы. Старший брат из пустыни вскоре перешел в Московский Богоявленский монастырь; а 23-х летний Варфоломей остался там, в совершенном одиночестве, которое проводил в молитвенном общении с Богом, в трудах и посте, отрешавших дух его от раболепства телу и миру. Для совершения божественной Литургии в своей церкви Варфоломей призывал иерея из ближайшего селения. Промысел привел к нему игумена Митрофана, который облекши его в иноческий образ, нарек Сергием; с этим вместе юный черноризец возложил на себя новые духовные обеты, которые совершал со смиренным сознанием ничтожества своего пред Богом, с крепким упованием на Промысел Его и с безусловною преданностью себя Его воле. Так он преуспевал в духовной жизни среди пустынного безмолвия, которого ничто не нарушало; самые дикие звери смирялись перед тружеником; один только медведь приходил к келье Сергия делить с ним скудную пищу, добытую потом трудов: юному пустыннику и это служило некоторым утешением. Не утаился этот светильник и во мраке лесном; но привлек к себе сподвижников и соревнователей; стекаясь к нему, они ставили себе кельи близ его приюта. Между тем возвратился к пустынножителю Митрофан и принял начальство над юною обителью, где уже собралось до 12 отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Саратовские крестоносицы 19.02.2020 721 Время на чтение 24 минут Судьбы насельниц Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря в советское время Обитель Христовых невест Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская). В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы. Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский. В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем. После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря Источник с приложением знатных происшествий случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное, и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное 1808 и по 1815 год Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московской Губернии, на расстоянии от Москвы в 64 верстах на Север, наклоняясь несколько к Востоку: извне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 8 приходских Церквей, из коих 6 каменных, а 2 деревянные. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами, но так притом, что отсюда здание монастырское видно за 10 верст и более. При ней находится малая речка, именуемая Кончура, которая начинаясь в двух верстах выше Монастыря и протекая мимо его с Западной и потом Южной стороны, впадает, наконец, в четырех верстах ниже в речку Торгошу. Прежде то место, где сооружен Монастырь, и окрестности его, были не населены и покрыты лесом. Но в первые годы великого Княжения Симеона Иоанновича, Преподобный Сергий Игумен, Радонежский чудотворец, который до пострижения в монашество назывался Варфоломей, по смерти своих родителей, удалившись от мира в оный лес, построил себе в нем хижину, а потом и Церковь деревянную во имя Святой и Живоначальной Троицы, которая скоро потом и освящена была по благословению Феогноста, Митрополита всея России. Место, где Преподобный в 1337 году, на двадцать втором году от рождения, поселился, было области Радонежской, города Радонежа, которой от сея обители отстоял 10 верст, а ныне там село, называемое Городок, и от сего Радонежа и Преподобный проименован Радонежским. Родился Святой Сергий в городе Ростове в 1315 году от родителей благородных Кирилла и Марии, коих тела почивают в Хотькове девиче монастыре. Хотя сокрыл себя Преподобный Сергий в пустыню, но не мог сокрыть своего имени. Слава о святости жития его в скором времени далеко распространилась, а потому и начали стекаться к нему многие иноки из других монастырей на сожительство. Они, приходя, строили с дозволения Преподобного себе келлии деревянные. Сперва число иночествующих состояло из двенадцати человек, кроме Преподобного; а сверх оного числа никто принимаем не был. Но потом пришедшим от Смоленска одним Архимандритом, именем Симоном, для сожития к Преподобному, то определенное число нарушилось. После сего приходящих и поселяющихся монашествующих число день ото дня умножалось, а по мере умножения их распространялся и Монастырь строением. Такое было начало Троицкого монастыря, и в сем состоянии пребывал он до кончины Преподобного Сергия и несколько лет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК СОБАКА (Бирев; † после 1549, Нилова Сорская пуст.?), каллиграф, сотрудник прп. Максима Грека и Вассиана (Патрикеева) . Тождество 2 книгописцев с именем Исаак - Собаки и Бирева - установлено на основании почерковедческого анализа Н. В. Синицыной ( Синицына. 1973), оно предполагалось исследователями и раньше (см., напр.: Немировский. 1964. С. 132). Свидетельства о раннем периоде жизни И. С. отсутствуют, мн. факты его биографии реконструируются на основании атрибуции ему ряда рукописей. По всей видимости, И. С. был пострижен в монашество прп. Корнилием Комельским: книгописец назван «Корнилиевым пострижеником» в записи на рукописи 16 Слов свт. Григория Богослова с толкованиями (РГБ. Ф. 98. 200; см.: Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8; Сергеев. 2001. С. 14). В таком случае постриг И. С. следует датировать не ранее 1501 г., поскольку к этому времени относится ставленая грамота митр. всея Руси Симона прп. Корнилию ( Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 486). В лит-ре высказано предположение о знакомстве И. С. с прп. Нилом Сорским ( Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8), во всяком случае, И. С. принимал участие в переписке одного из ранних сборников сочинений прп. Нила - ГИМ. Син. 335, 10-е гг. XVI в. Косвенно в пользу этого предположения может свидетельствовать тот факт, что в конце жизни И. С. поселился в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Исходя из позднейших фактов биографии И. С., можно предположить, что в Кирилловом в честь Успения Пресв. Богородицы Белозерском мон-ре он познакомился со ссыльным иноком публицистом-нестяжателем (см. Нестяжатели ) Вассианом (Патрикеевым). Не исключено, что в кон. 90-х гг. XV - 10-х гг. XVI в. И. С. периодически посещал Москву, Троице-Сергиев и Кириллов Белозерский мон-ри: на это указывает его сотрудничество в переписке книг в данный отрезок времени с Гурием (Тушиным) и с М. Медоварцевым . Со 2-й пол. 10-х гг. XVI в. книгописец, вероятно, регулярно работал для Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека. В судном деле Максима Грека упоминаются сделанные И. С. списки перевода Жития Богоматери в редакции Симеона Метафраста с «хулными строками», послужившими одной из причин обвинения святогорца в ереси, и списки «Правил», отредактированных Вассианом, к-рые хранились в казне вел. кн. Василия III Иоанновича (Судные списки. 1971. С. 100-101); последняя рукопись отождествляется с сохранившейся Кормчей Вассиановской редакции (РГБ. Пискар. 39). Высказанное в литературе последних лет предположение, что во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. И. С. оставил Вассиана (Патрикеева) и перешел на сторону митр. Даниила ( Плигузов. 2002. С. 177-178), основывается на атрибуции книгописцу нескольких страниц в составе митрополичьей Сводной Кормчей ( Клосс. 1980. С. 61-62). Однако участие И. С. в работе над этим текстом может иметь и др. объяснение.

http://pravenc.ru/text/674758.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010