Подделыватель едва ли бы ограничился таким деловым и кратким содержанием, наверно внес бы приличествующие Святителю общие назидания, написал бы завещание литературно-книжным языком и пространно. Если же подделка была бы сделана только в целях юридического документа, то она была бы изобличена немедленно же, – да и вообще была невозможна в Москве, в XIV веке. А если, наконец, эта подделка все же бы могла быть совершена и остаться незамеченною, то при единственном условии – отличной и незаметной подделки под письмо Святителя, что в нашем вопросе будет равнозначительно подлинному завещанию самого св. Алексия. За подлинность завещании свидетельствуют и древние с него копии, напр. 17 ст. в ркп. СПБ. Дух. Академии (Родосского описание, стр. 309). Впрочем, эти замечания мы делаем не против А. И. С–го, отрицающего не подлинность духовного завещания, а только собственноручное написание его св. Алексием, – но на случай возможного отрицания и самой подлинности завещания. Что же касается предположения А. И. С–го, то за собственноручное написание завещания самим св. Алексием могут свидетельствовать: во 1-х, внутренний характер завещания – его краткость, чисто практическая и юридическая деловитость и некоторая отрывочность, свидетельствующая о поспешности написания его (ср. особенно конец завещания: а садец мой подолней стому Михаилу), – и во 2-х, отсутствие в завещании печати Святителя и указаний на писца и свидетелей, что встречаем в современных Святителю завещаниях, напр. Ивана Даниловича Калиты 1328 г. (Собрание Государственных Грамот и Договоров. Ч. 1-я, 1813 г. стр. 33, столб. 1 и 2, – стр. 35, столб. 2), Симеона Иоанновича в 1353 г. (ib. стр. 38), Иоанна Иоанновича в 1356 г. (стр. 41 и 43) и 1371 г. (стр. 51). Такое завещание Святителя едва ли могло бы получить юридическое значение, если бы собственноручное написание его Святителем для всех не было несомненным. Третье. «Так. образ. продолжает А. И. С–ий, остается лишь предание. Мы имеем несколько преданий о рукописях свв. Варлаама Хутынского, Антония Римлянина, митрополита Киприана, преданий, которые при проверке оказываются лишенными всякой достоверности. Кажется и предание о чудовской рукописи должно быть отнесено также к числу недостоверных. Правда, эта рукопись по письму современна московскому Святителю, тогда как служебник Антония Римлянина по письму моложе этого святого столетия на три. Но современность письма не есть доказательство». Примеры, если бы даже все (Киприан?) они были бесспорны, не суть доказательства. В настоящем же случае мы имеем дело с письмом, современным Святителю, и вслед за смертью Святителя такое духовное завещание, как мы говорили выше, подделать было бы невозможно. Во всяком случае современность Святителю письма духовного завещания и его общее сходство с письмом чудовской рукописи Нового Завета свидетельствуют скорее в пользу, чем против подлинности обоих этих рукописаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Основанный княгинею Михалицкий монастырь был в особенности уважаем и наделяем вкладами, и потому владел землями, угодьями и крестьянами. Из жалованных грамот на монастырскую ругу известна оставшаяся в подлиннике грамота царя Феодора Иоанновича 1594 года 827 . А из вкладов известны от царицы Ирины, супруги царя Феодора Иоанновича, от императрицы Анны Иоанновны, от ростовского митрополита Варлаама (+1632) и других 828 , особенно тех, коих родственники были погребаемы в монастыре 829 . В 1764 году, при учреждении штатов, монастырь Михалицкий был упразднен. Чрез 11-ть лет в 1775 году, когда Сокольницкий женский монастырь сгорел, штат его переведен митрополитом Гавриилом в упраздненный Михалицкий. А с 1786 года, когда Сокольницкий и Евфимиин монастыри переведены в Духов, обращенный в то время из мужского в женский, церкви Михалицкого монастыря обращены в приходские, каковыми остаются и доныне с получаемою на них ругою 830 . Из истории Михалицкого монастыря видно, что нынешняя каменная Богородице-Рождественская церковь построена в 1199 году по чудеси от просфоры. Дальнейшая судьба ее мало известна. Об ней упоминается в XIV веке, по случаю пожара от грома в 1377 году, когда она сгорела 831 , и по случаю возобновления чрез два года после этого пожара 832 . Что касается до 1385 года, когда, в 14 день июня, выгорела вся Торговая сторона со всеми церквами, то летописцем замечено: «толко ублюде Бог святую Богородицу на Михалине, молитвами святыа Богородицы» 833 . В XVI веке упоминается о Богородице-Рождественской церкви, по случаю бывшего в ней пожара в 9 день мая 1534 года, когда погорели в ней кресты, иконы и большая часть церковной утвари 834 . По росписи новг. церквей в 1615 году, в Богородице-Рождественском храме был придел Симеона Дивногорца, а в начале текущего столетия не показано никакого придела 835 . Нынешний придел во имя Спаса Нерукотворенного перенесен из упраздненной и разобранной в 1830 году Спасской церкви, что за земляным валом. Что касается до другой церкви во имя собора пресвятой Богородицы, то она с трапезою, вместо прежней древней, сооружена в 1557 году, при возобновлении монастыря 836 . Она упоминается и в 1615 году, а в начале нынешнего столетия с двумя приделами пр. Михаила Малеина 837 и св. Николая и с колокольнею. Церковь сия частию от пристроенной колокольни, а частию от перестроенного трибуна не имеет той древности, какую следовало бы приписать ей, судя по основанию и стенам совне и внутри. Боле древнею и важною в историческом отношении представляется Богородице-Рождественская церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Введенской, в Мариинском. Епарх. женском учил., свящ. Сергия Стеф. Гречанинова Введенской, в Семеновском, свящ. Павла Васильевича Успенского Верхоспасского придворного Собора, протоиерея Ник. Вас. Благоразумова Власиевской, в Старой Конюшенной, прот. Димитр. Петр. Некрасова Воздвиженской, на Пометном Вражке, свящ. Ник. Стеф. Сахарова Вознесенской, на Большой Никитской, прот. Ал-ея Сампсониевича Горского Вознесенской, Девичьего монастыря, протоиерея Алексея Иоан. Пшеничникова Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Ал-ея Иоанн. Фаворского Вознесенской, на Царицынской ул., у Никит. вор. прот. Иоан. Дим. Арбекова Воскресенской, в Ахлебаев. странно-приимн. доме, прот. Льва Яков. Державина Воскресенской, в Барашах, священника Василия Иоанновича Постникова Воскресенской, в Малой Бронной, свящ. Александра Петровича Сперанского Воскресенской, в Даниловской слободе, свящ. Павла Георгиевича Любимова Воскресенской, на Ваган. кладбище, прот. Неофита Порфирьевича Любимова Воскресенской, при Императорском Екатерининском богаделеннои доме, свящ. Николая Михайловича Руднева —35— Воскресенской, в Кадашеве протоиер. Ник. Ал-др. Воскресенского Воскресенской, в Монетчиках, протоиерея Петра Никол. Сахарова Воскресенской, в Таганке, священника Николая Аникитовича Красновского Воскресенской, на Успенском вражке, священника о. Николая Страхова Воскресенской, на Остоженке, священ. Никол. Мих. Миловского Всехсвятской, на Кулишках, протоиерея Капитона Васильевича Ястребова Гавриило-Архангельской, при Почтамте, свящ. Иоанна Руфовича Соловьева Георгиевской, на Бол. Дмитровке, свящ. Иоанна Вас. Никольского Георгиевской, на Всполье, близ Кудрина, священника Василия Андреевича Крылова Георгиевской, в Грузинах, свящ. Димитрия Косм. Холмогорова Георгиевской, на Лубянка, протоиерея Симеона Васильевича Смирнова Георгиевской, в Яндове, свящ. Вас. Андр. Ювалова Григорие-Неокесарийской, на Полянке, прот. Виталия Стефановича Лебедева Девятинской, близ Пресни, свящ. Бориса Иоанновича Забавина Димитриевской, в Голицынской больнице, свящ. Василия Вас. Лебедева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

от кн. Георгия Васильевича и от царя дополнительно ту же сумму на личные нужды. В 1558 г. хиландарское посольство во главе с Прохором, ставшим к тому времени архимандритом, вновь прибыло в Москву и 5 авг. было принято царем. Иноки вновь просили у царя грамоту к султану об освобождении обители от повинностей и защите от насилия, а также о разрешении перенести мощи св. кор. Милутина из Софии в Хиландар. Кроме того, речь шла о финансовой помощи в восстановлении монастырских храмов и укреплений. На монастырском подворье в Москве был возведен храм во имя святых Симеона и Саввы Сербских. В мае 1559 г. посольство было отпущено с пожалованием ему 300 р. На основании рассказов его участников (в первую очередь Прохора) в Москве была написана пространная повесть о чудотворных иконах мон-ря, не имеющая аналогов в южнослав. книжной традиции и дошедшая в уникальном списке совр. посольству ( Турилов А. А. Рассказы о чудотворных иконах монастыря Хиландар в русской записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 510-529). В 1571 г. царь Иоанн в составе посольства к султану Селиму II отправил купца С. Борзунова, доставившего проту Св. Горы 700 р. на ежедневный помин души царицы Анастасии Романовны и 400 р. на помин брата царя кн. Георгия Васильевича. В Пантелеимонов мон-рь Борзунов привез 200 р. милостыни по царице Анастасии и 150 р.- по кн. Георгию. В 1582 г. в Хиландарский мон-рь было отправлено поминание по царевичу Иоанну Иоанновичу на сумму 700 р. В дек. 1583 г. старцы этой обители преподнесли в дар царю мощи сщмч. Анфима и мозаическую икону арх. Михаила, а царевичу Феодору Иоанновичу - образ Пресв. Богородицы «Надежда ненадежным». В 1584 г. царь послал на А. дьяка И. Мешенинова с богатой милостыней на помин души царевича Иоанна. Мешенинов составил описание Св. Горы ( Леонид (Кавелин), архим. Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV-XVI вв.//ЧОИДР. 1871. Кн. 1. С. 63-66). Помимо царских пожалований каждое из монастырских посольств увозило с собой вклады, дававшиеся придворными и столичным духовенством.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Блеск этой Царской славы впрямую лежит не на Наследнике - Великом Князе Иоанне Данииловиче Калите, а на городе, который должен стать Престольным, точнее Первопрестольным для всей Православной Вселенной: «bocnpiuмъ скифетръ царьствующаго града Москвы»(92). Но и характеристика Калиты важна: «Князь Beлukiй Иванъ Даниловичъ, всякими добродътелми и блaroчecmieмъ украшенъ и неимущимъ неоскудную руку всегда простираше, желаше бо вместо пресветлыхъ палатъ bocnpiяmu вечное блаженство Небеснаго Цapьcmbiя»(93), хотя такая характеристика более подходила бы для его отца, принявшего монашеский постриг и почитаемого Русской Правлавной Церковью в лике Преподобных. Но державно-церковное соработничество Великого Князя Иоанна Калиты со Святителем Петром Московским, Митрополитом Киевским и всея Руси, при котором началось строительство Кремлевского Успенского собора, раскрывает смысл этой характеристики Московского Князя, в те поры носившего ещё титут Великого Князя Bлaдuмipckoro. Тринадцатилетнее Княжение Великого Князя Симеона Иоанновича Гордого в «Родословии» не упоминается. Защитником Православия характеризуется следующий Великий Князь Московский: «По Великомъ Князе Иване Даниловиче, седе на Pociйckoмъ государьстве сынъ его Князь Beлukiй Иванъ же Ивановичъ, и отъ безбожныхъ Ординскихъ царей веру крестьянскую крепце соблюдаше и все npabocлabie въ покое и въ тишине, устрои»(94). Знаменательна характеристика Святого Благоверного Князя Димитрия Иоанновича Донского, вновь возникает титульное царственное достоинство: «По немъ bocnpiuмъ скифетръ Цapьcmbiя сынъ его Князь Beлukiй Дмитрей Ивановичъ, достохвалный въ храбрьскомъ подвизе и преславный въ победе имянованный Донской, иже победи безбожнаго Мамая на Дону и всю Рускую землю въ тихости и немятежи устрои»(95). Знаменательно, что Великий Князь Димитрий Иванович Донской титулуется Царем в ряде русских текстов уже в конце XIV - начале XV века. С начала татаро-монгольского ига и до Куликовского побоища титул «Царь» русские писатели употребляли только по отношению к Греческим Императорам, а также по отношению к Ордынским ханам.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

Отдельно следует отметить такую выдающуюся фигуру поздневизантийской истории и культуры, как Иоанн VI Кантакузин, император ромеев, выдающийся политический и государственный деятель, крупный богослов и духовный писатель XIV в. Отдельные статьи в 24-м томе посвящены и крупнейшим представителям византийской музыкальной культуры XIII-XIV вв. Это, в частности: Иоанн Кукузель, Иоанн Глика и Иоанн Дука, а также видные деятели византийской музыкальной культуры 2-й половины XIV — начала XV вв. Иоанн Клада и Иоанн Ласкарь. Среди крупных христианских мыслителей, уклонившихся от православного пути в своих богословских воззрениях, следует отметить таких деятелей, как Иоанн Филопон, александрийский богослов и философ VI в., приверженец монофизитской ереси, приверженец учения тритеизма, и другой видный монофизит VI в. Иоанн Эфесский. О деятельности и учении обоих этих представителей монофизитства читатель может узнать из крупных публикаций в новом 24 томе энциклопедии. Жизненный путь и труды видных деятелей других Поместных Православных Церквей также нашли свое отражение на страницах нового тома. В частности, следует отметить материалы, посвященные Иоанну Петрици — знаменитому грузинскому писателю, философу и поэту XI-XII вв., представителю Гелатской литературно-богословской школы, и Иоанну, экзарху Болгарскому, выдающемуся духовному писателю эпохи царя Симеона (IX-X вв.). Из числа крупных исторических деятелей Древней Руси в материалах нового тома «Православной Энциклопедии» фигурируют великий князь Иоанн Иоаннович Молодой (+1490 г.), сын Иоанна III, а также великий князь Иоанн Иоаннович (+1581 г.), сын царя Иоанна IV Грозного, известный также своим вкладом в русскую церковную гимнографию, о чем также можно узнать из посвященной ему статьи. В числе современных церковных деятелей, удостоившихся статьи в 24-м томе энциклопедии, — митрополит Пергамский (Константинопольская Православная Церковь) Иоанн (Зизиулас), видный греческий богослов. Помимо статей об упомянутых православных деятелях в новый том «Православной Энциклопедии» вошло множество материалов о крупных представителях католицизма и протестантизма. Прежде всего, следует отметить публикации о Римских Папах Иоанне Павле I и Иоанне Павле II. И если первый из них мало что успел сделать за несколько недель своего пребывания на папском престоле, то другой, чей понтификат стал одним из самых длительных в истории Католической Церкви, успел внести гигантский вклад в ее развитие. Все это отражает обширнейший материал, освещающий различные аспекты жизни и деятельности Папы Войтылы.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца Память 12 февраля Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве 1346 при московском князе Данииле Александровиче 1347 , сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович 1348 , бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, причем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал. С этого времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении – Алексий 1349 . Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения. С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович 1350 и митрополит Феогност 1351 сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира 1352 . Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович 1353 , принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею 1354 . Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Церковью Русской 1355 и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Начиная с XVI в. А. с. играл важную роль в коронационных и брачных торжествах членов правящей династии, значимой частью этих торжеств были молебны у могил предков. При коронации Лжедмитрия I произошло беспрецедентное изменение обряда: шапка Мономаха была возложена на самозванца в А. с. перед могилами его мнимого отца царя Иоанна IV и мнимого брата царя Феодора Иоанновича. Указом царя Иоанна IV причту А. с. вменялось в обязанность «по прародителем и родителех панихиды петь и литургии служить». Круг заупокойных богослужений оговаривался в жалованных грамотах собору, поминальные богослужения подробно описаны в статейном панихидном списке 1570/71 г. (Исторические акты ярославского Спасского монастыря. Дополнения: Книга кормовая. М., 1896. С. 1). На панихиды и заздравные столы приглашались все высшие иерархи, находившиеся в Москве, настоятели мон-рей, протопопы московских соборов и попы дворцовых сел со всеми причтами. По документам XVII в. известен обычай принимать в дни поминания челобитные, оставлявшиеся просителями на гробницах царских родителей, никто, кроме монарха, не имел права собирать эти жалобы. Московские государи посещали собор в день храмового праздника 8 нояб., в день памяти царевича Димитрия 15 мая, в последние дни сырной седмицы и на Страстной седмице; на Пасху, христосуясь с почившими, приносили крашеные яйца. Цари молились перед святынями храма, отправляясь на войну и в дальние поездки. В день престольного праздника придела во имя Симеона Столпника (1 сент.) в А. с. совершался чин новолетия (см. Новый год ), на площади у сев. входа в собор служился молебен. Причт Несмотря на то что сведений о численности клириков собора в ранних документах нет, можно предположить, что причт уже в XIV в. был многочисленным, поскольку в соборе, по-видимому, было неск. приделов. В XV-XVI вв. в причте А. с. состояли протопоп, неск. священников, диаконы. Рака с мощами мч. царевича Димитрия Угличского Рака с мощами мч. царевича Димитрия Угличского В духовной грамоте вел. кн. Иоанна Иоанновича (ок.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Присоединение южнорусских княжеств к Литве. – Ольгерд, великий князь Литовский. – Литовские мученики. – Великий князь Симеон. – Подвиг святого Феогноста в Орде. – Начало деятельности святого Алексия. – Кончина святого Феогноста и великого князя Симеона Гордого. – Великий князь Иоанн Иоаннович. – Святой Алексий, митрополит всея Руси. – Юность и первые подвиги преподобного Сергия Радонежского. – Исцеление Тайдулы. – Великий князь Димитрий Суздальский. – Основание монастырей святым Алексием. – Юный Димитрий Иоаннович на великом княжении. – Конец борьбы между Москвою и Тверью. – Преставление святого Алексия. – Памятники пастырской его деятельности. – Куликовская битва. – Кончина Донского. – Сын его великий князь Василий Дмитриевич. – Явление Богоматери преподобному Сергию. – Преставление преподобного Сергия. В первой половине XIII века упразднились русские княжения в Галицкой и Волынской землях. Последний князь Галицкий, Георгий Юрьевич, умер бездетным, и хан Золотой Орды, считая себя верховным властителем земель Русских, прислал в Галицию своих наместников; но жители убили их и поддались сначала Болеславу, зятю Гедимина, а потом, когда он вздумал обращать их из Православия в папизм, присягнули на верность свояку его Казимиру, который, сделавшись королем Галицким, заключил мирный договор с Литвою и уступил часть новых своих владений сыновьям Гедимина. Так прекратило существование знаменитое княжество, или королевство, Даниила Романовича, и древнее достояние России, приобретенное оружием святого Владимира, было разделено между иноплеменниками. Около того же времени скончался Гедимин. В Вильне, новой столице Литовской, было уже много христиан православных, а папизм еще не успел проникнуть туда. Почти все сыновья Гедимина были крещены в православной вере. Один только Ольгерд, с 1341 до 1377 года великий князь Литовский, долго и упорно оставался язычником. 89 Ольгерд, второй сын Гедимина, превосходил братьев умом и славолюбием; вел жизнь трезвую, деятельную: не пил ни вина, ни крепкого меда, не терпел шумных пиршеств, был занят единственно мыслью о распространении своих владений, не чтил святости договоров и был всегда готов на войну с соседями, если только она казалась ему выгодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010