Владимирскую епископию, принадлежавшую митрополиту, куда первоначально и была перенесена митрополия из Киева, св. Алексий тем самым уже предназначался в преемники митрополита московского. Отправленный затем в Константинополь с одобрительными отзывами Великого Князя, митрополита и бояр, пользовавшийся всеобщим уважением не только у Русских, но и «у ромеев» (Прил. 2, столб. 44), св. Алексий был утверждён в сане «митрополита Киевского и всея России» и воротился в Москву, уже не застав в живых ни Феогноста, ни Симеона Иоанновича. В сане Владыки Всероссийского св. Алексий продолжал ревностно служить великому делу собирания Руси. В предсмертном завещании Симеон Иоаннович заповедал своим братьям: «слушали бы есте отца нашего Владыки Алексея» (Собрание Госуд. Грам. и Догов. т. 1 стр. 38, Горский, стр. 91, прим. б). Этому завету следовал преемник Симеона, его брат Иоанн Иоаннович, княживший 6 лет. После его смерти великокняжеский престол от Московского князя перешёл к Суздальскому князю Димитрию, а Москва осталась за 12-летним сыном Иоанна Иоанновича Димитрием, впоследствии Донским, которого Иоанн Иоаннович, умирая, поручил попечению и руководству св. Алексия (Русс. Ист. Библ. т. VI. Прил. 33, столб. 198) и которого сам св. Алексий называет «своим сыном» в духовном завещании. Несмотря на то, что великокняжеский престол перешёл к Суздальскому князю, св. Алексий не пожелал возвратить во Владимир митрополичье местопребывание, но остался в Москве, при юном Димитрии, чем уже неизмеримо возвышал Москву и её князя над всеми другими русскими княжествами и князьями. А через два года малолетний Димитрий, по внушению Совета бояр, где участвовал и духовный руководитель Димитрия, св. Алексий, объявил себя соперником Суздальского Великого князя Димитрия и, по содействию св. Алексия и Московских бояр, получил в Орде Великое Княжение. До самой смерти своей св. Алексий был постоянным руководителем Димитрия в деле возвышения Москвы, как над русскими княжествами, так и над Литовским и Польским, и в деятельной подготовке Руси к свержению татарского ига. Таким радетелем воз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. 107. Роды: Фаддеа Иоанновича Плещеева, Симеона Головина, Феодора Зайцева Бердюкина, Телепневъ; скорописью вписано: род боярыни Праскови Емельяновы дочери…… Л. 108. Род Путила Михайловича. Л. 108 об. Род Ирины Иоанновны жены Басмановы. Л. 109. Род Стефана Пешкова. Род Иоанна Павловича Матюшкина. Л. 109 об. Род Афанасиа Голищева. Род села Ильинского крестьянина Иякова Стефанова сына Клочкова. Л. 110. Род Никиты Димитриевича Воробина. Род Ивана Федоровича Шеховских. Л. 111. Роды: Андреа Петровича Клешнина, Гориныхъ, Василиа Огарина, Шетневъ, Хвостов. Л. 111 об. Роды: Владимира Борзова, князя Федора Федоровича Волконскаго, Ивана Остудина. Л. 112. Род государева стряпчего Федора Васильева сына Ильича Борщова. Род христианина Михаила Павлова сына деревни Крюкова. Л. 112 об. Род столника князя Феодула Феодоровича Волконскова. Л. 113. Род Петра Воекова. Род Симеона Иоанновича Языкова. Л. 113 об. Род Василиа Языкова. Род Алексиа Федоровича Поленова. Род Наума Михайловича Плещеева. Л. 114. Род Иоанна Пантелеевича Шетнева. Л. 114 об. Род Василиа Шетнева. Род Василиа Афтономова Высоцкаго. Между строк мелким полууставом вписано: род Автономовыхъ, и Высоцких род Евдокии Афтономовы. Л. 115. Роды: Аминевъ, Смирного Побединского, Обрезковъ, Акима Зайцева. Л. 116. Род Никифора Федоровича Толстого. Л 116 об. Род Болховских. Род Феофановых и Волковых. Род Кикиных. Л. 117. Роды: Иоанна Протасова, пана Заредскаго, Богдана Снагина, Янышевъ, Сушковыхъ, Иоанна Сербина, Евлашковых. Л. 118. Роды: Селивестровых, Иоанна Осокина, Малышкиныхъ, Василиа Жидовиновых. Л. 119. Роды: Григориа Пушкина, фабрищика Ивана Сметанина. Л. 119 об. Помянник без означения родов (имена князей и княгинь). Л. 120. Род диака Евфима Родионовича Юрева. Род Луки Лукиановича Захарьина. Л. 120 об. Род степеннаго ключника Ивана Васильевича Титова. Род Палицына (скорописью). Л. 121. Роды: Никифора Нерыбина, Симеона Дюкина, Петра Тимофеева сына Чирикова. Л. 122. Род Гигориа да Василиа Махаиловых детей Волъкова. Л. 122 об. Роды: Чичаговыхъ, Ельчаниновыхъ, Симеона Турченинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

московский переписчик не мог понимать и новгородской инициативы; поэтому, там, где в Новгородской летописи говорится о Великом Новгороде, под пером Москвича является действующим лицом один только князь; так, например, под 6928 г. в Архивском списке Новгородской летописи записано: Новгородцы «послаша наместника»; это выражение заменено в Воскресенском своде словами: «послал князь Константин». Таким образом переписчик и этими немногими словами сумел выразить свой взгляд. Таким же непониманием можно объяснить и крайне редкое упоминание о выборе посадников, тысяцких и других новгородских должностных лиц, хотя о выборе архиепископов, как сановников, и Москвичу знакомых, упоминается каждый раз. Но все-таки Новгородские летописи и в московской переделке не бесполезны, помимо обрисовки взглядов московских переписчиков, некоторыми фактическими прибавками – правда, не особенно многочисленными, так как в некоторых пунктах они передают известия, сохраненные Новгородскими летописями, с некоторыми подробностями, например, о разграблении Ахмылом Ярославля (Воскресенский свод, VII, 198), а иногда сообщают совершенно новые факты; как на пример этого, укажем на известие о построении Семидесятскою Корелой нового городка ( Соф. 1 -я, 235; Ник., V, 46), о приезде в Новгород Андрея Ольгердовича ( Соф. 1 -я, 246). В иных случаях новгородские известия в Воскресенском своде записаны с явными признаками места записи; так, под 6877 г. о пожаре записано: «и врежеся огнь на ону сторону и погоре Плотницкий конец весь». Так как Плотницкий конец быль на Торговой стороне, то следовательно, запись сделана на Софийской стороне, чего из изложения Новгородских летописей не видно, ибо означенных курсивом слов в них нет 36 . 3а княжение Симеона Иоанновича в Воскресенском своде находятся следующие Московские известия: под 6849 г. о путешествии князей в Орду 37 ; под 6849 г. о женитьбе Иоанна Иоанновича 38 ; под 6850 г. о вступлении Чанибека на престол, об отправлении Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста в Орду и о возвращении их оттуда 39 ; под 6851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2, столб. 44), св. Алексий был утвержден в сане «митрополита Киевского и всея России» и воротился в Москву, уже не застав в живых ни Феогноста, ни Симеона Иоанновича. В сане Владыки Всероссийского св. Алексий продолжал ревностно служить великому делу собирания Руси. В предсмертном завещании Симеон Иоаннович заповедал своим братьям: «слушали бы есте отца нашего Владыки Олексея» (Собрание Госуд. Грам. и Догов. т. 1 стр. 38, Горский, стр. 91, прим. б). Этому завету следовал преемник Симеона, его брат Иоанн Иоаннович, княживший 6 лет. После его смерти великокняжеский престол от Московского князя перешел к Суздальскому князю Димитрию, а Москва осталась за 12-летним сыном Иоанна Иоанновича Димитрием, впоследствии Донским, которого Иоанн Иоаннович, умирая, поручил попечению и руководству св. Алексия (Русс. Ист. Библ. т. VI. Прил. 33, столб. 198) и которого сам св. Алексий называет «своим сыном» в духовном завещании. Несмотря на то, что великокняжеский престол перешел к Суздальскому князю, св. Алексий не пожелал возвратить во Владимир митрополичье местопребывание, но остался в Москве, при юном Димитрии, чем уже неизмеримо возвышал Москву и её князя над всеми другими русскими княжествами и князьями. А чрез два года малолетний Димитрий, по внушению Совета бояр, где участвовал и духовный руководитель Димитрия, св. Алексий, объявил себя соперником Суздальского Великого князя Димитрия и, по содействию св. Алексия и Московских бояр, получил в Орде Великое Княжение. До самой смерти своей св. Алексий был постоянным руководителем Димитрия в деле возвышения Москвы, как над русскими княжествами, так и над Литовским и Польским, и в деятельной подготовке Руси к свержению татарского ига. Таким радетелем возвышения Москвы и великим печальником всей земли русской св. Алексий является в качестве посредника при договоре Великого Князя Московского с Владимиром Андреевичем Серпуховским (Собр. Грам. и Догов. 1, 27. Горский, стр. 114, прим. ф). Он принимает деятельное участие в умиротворении братьев Димитрия (бывшего Великого Князя Суздальского) и Бориса, враждовавших из-за Нижегородской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

жил вместе со старшим братом прп. Сергия Стефаном ; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается. Примерно до 40 лет А. вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что А. «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) А. был назначен наместником престарелого митр. Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греч. язык. Митр. Феогност еще при жизни благословил А. «в свое место митрополитом», 6 дек. 1352 г. А. был рукоположен во епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения А. в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В К-поль было направлено посольство от вел. кн. Симеона Иоанновича и митр. Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры А. Уже в это время роль А. в гос. делах Великого княжества Московского была весьма велика - согласно духовной грамоте вел. кн. Симеона († 26 апр. 1353), буд. митрополит оставался советником его младших братьев - князей Ивана и Андрея. (Впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т. к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина - тысяцкого Василия Вельяминова.) После возвращения в Москву посольства, заручившегося согласием Патриарха Филофея , А. отправился в К-поль. По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Джанибека: грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». В столице Византии А.

http://pravenc.ru/text/81755.html

главы вмч. Феодора находится в ГММК (инв. МР-1758). В мае 1591 г. в Россию прибыл Тырновский митр. Дионисий с грамотой от вост. Патриархов, в к-рой сообщалось, что на К-польском Соборе в 1590 г. за Русским Патриархом были признаны все права Предстоятеля автокефальной Церкви. В составе посольства находились архим. Пантелеимонова мон-ря Неофит, архим. Хиландарского мон-ря Григорий и старец Ватопедской обители Софроний, приехавшие в Россию за милостыней. 20 июня посольство принимал царь Феодор Иоаннович, во время приема старец Софроний преподнес царю мощи мч. Кирика. Уезжая из России, послы получили щедрую милостыню, архимандриту Пантелеимонова мон-ря царь Феодор Иоаннович дал жалованную грамоту, в к-рой подтвердил право старцев этого мон-ря на беспошлинный проезд в Москву за милостыней. 4 февр. 1592 г. была отправлена царская грамота к проту Св. Горы и средства на строительство келлий и церкви Пантелеимонова мон-ря. Царь пожаловал «рухлядью да ризы и стихарь» на 500 р. с обещанием впосл. при успешном строительстве прислать «больше того». Царь также пожертвовал «большие ризы» в Хиландарский мон-рь. В дек. 1593 г. Феодор Иоаннович послал на А. дьяка Кошурина с милостыней по случаю рождения царевны Феодосии. Царь Борис Годунов в 1603 г. подтвердил право иноков Хиландарского мон-ря на беспошлинный проезд в Россию за милостыней и право на владение подворьем в Москве. В авг. 1603 г. в рус. столицу за милостыней приезжали старцы афонского мон-ря во имя св. Симеона Столпника, а в июне 1605 г.- хиландарский архим. Лонгин, архим. мон-ря Ксенофонт Иаков. Лонгин преподнес государю часть мощей вмч. Феодора Стратилата, Иаков - мощи вмч. Димитрия. Смутное время надолго отрезало А. от России. Только в 1626 г. в Москву прибыл игум. Мелетий с жалобой на бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, имевшего большие долги и заложившего все имущество, позднее в XVII в. игумены Русского мон-ря неоднократно приезжали в Москву за милостыней: в 1636 г.- игум. Иоанн, в 1642-м - игум. Григорий с келарем Христофором и неск.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 2 об.) [Изборник кн. Святослава, Изборник царя Симеона], слав. четий сборник, важнейший источник по истории слав. переводной лит-ры, богословской и общественной мысли Болгарии эпохи Первого царства, межслав. средневек. культурных связей, древнеболг. и древнерус. лит. языка, древнейшей истории кириллического письма, памятник древнерус. изобразительного и орнаментального искусства. Название «И.» может применяться как к древнерус. кодексу 1073 г. (ГИМ. Син. 1043 (31-д)), так и к позднейшим спискам сборника аналогичного содержания (часть которых, напр. все сербские и отдельные русские, восходит не к ркп. 1073 г., а к ее болг. оригиналу) и к совокупности рукописной традиции памятника. Первое название И. получил по имени заказчика и владельца списка 1073 г. киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича , второе название (более принятое зарубежными, прежде всего болг., исследователями) - по имени заказчика и владельца оригинала болг. царя Симеона (813-927). Имя царя Симеона, отражающее древнейшую историю сборника и замененное в списке 1073 г. именем кн. Святослава, читается в составе Похвалы болг. царю в списке И. сер.- 3-й четв. XV в. РНБ. Кир.-Бел. 1/1082 (долгое время ошибочно датировавшегося в лит-ре 1446), к-рый был обнаружен С. П. Шевырёвым в 1847 г., во время поездки в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Существование болг. оригинала И., составленного и написанного для царя Симеона, подтверждается и независимой от русской сербской рукописной традицией сборника нач. XIV-XVI в. ( Mih il G. Langue et culture roumaines dans l " espace sud-est européen=Румын. яз. и культура в Юго-Вост. Европе. Bucur., 2001. С. 270-290; Симеонов сб. 1991. Т. 1. С. 39-43, 70-71. 2, 3, 14). Отсутствие в серб. списках И. Похвалы царю Симеону объясняется, возможно, тем, что они (в отличие от древнерусских) восходят к неофициальному (либо дефектному) экземпляру сборника. Мнение Л. П. Жуковской , что под «царем Симеоном» в Похвале в кирилло-белозерском списке следует понимать вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого, является несостоятельным ( Жуковская Л. П. Изборник 1073 г.: Судьба книги, состояние и задачи изучения//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 8-10).

http://pravenc.ru/text/293834.html

Особое княжество В «Исторических сведениях о монастырях Калужской губернии», опубликованных в «Памятной книжке Калужской губернии на 1861 год», их автор П.А. Ляметри пишет, что в память святого Лаврентия 10 августа «совершается из Калуги до монастыря крестный ход»2. В знаменитой «Летописи Калужской от отдаленных времен до 1841 года», составленной В.В. Ханыковым и выпущенной в 1878 году Императорским обществом истории и древностей российских при Московском университете, также упоминается имя калужского князя Симеона: «В 1510 году Князь Великий Василий Иоаннович, уехав в Новгород, братьев оставил: Юрья в Дмитрове, а Семена в Калуге». Здесь же говорится, что князь Симеон Иоаннович Калужский скончался 26 июня (по старому стилю) 1518 года на 31 году жизни, а «тело его положено в Московском Архангельском соборе». Мощи же святого Лаврентия упокоились в раке под спудом в нижней церкви Лаврентьева монастыря3. Следует обратить внимание на один очень важный факт в истории Калуги: возникновение в 1505 году Калужского княжества и присоединение его через 13 лет к Московскому. В вышедшей в 1886 году книге «Калужская губерния: курс родиноведения для местных учебных заведений» ее автор А.М. Вусович пишет, что ставшее в 1505 году самостоятельным княжество Калужское — удел князя Симеона Иоанновича — просуществовало в этом статусе всего лишь 13 лет! То есть фактически до смерти его правителя. Это произошло потому, что удельные князья постепенно превращались в «простых помещиков», несущих службу московскому князю за «право пользоваться доходами от своих родовых владений»4. Подтверждение этому есть и в книге иеромонаха Леонида «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи», изданной в 1876 году. В ней говорится, что «по смерти Иоанна III в 1505 году, Калуга в первый раз является особым Княжеством, поступив вместе с Козельском в удел сына его Симеона по смерти сего последняго Калуга опять присоединена к Москве». О святом Лаврентии автор пишет, что он «по Божественному смотрению восполнил собою тройственное число святых Калужской области, неусыпных стражей ея мира и благоденствия»5. 

http://e-vestnik.ru/analytics/lavrentiy_...

По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где святитель Алексий жил вместе со старшим братом преподобного Сергия Стефаном; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается. Примерно до 40 лет святитель Алексий вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что святитель Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) святитель Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност еще при жизни благословил святителя Алексия «в свое место митрополитом», 6 дек. 1352 г. святитель Алексий был возведен в сан епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения святителя Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика - согласно духовной грамоте великого князя Симеона (ум. 26 апреля 1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев - князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т.к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина - тысяцкого Василия Вельяминова).

http://pravoslavie.ru/38316.html

Печать при этой грамоте круглая, величиною в копейку или малый грошевик, привешена была к оставшейся еще внизу листа скважине шнурком сквозь внутреннюю пустоту самой печати продетым. Но шнурок, конечно, от гнилости истребился, а потому ничего о нем сказать не можно. Клеймо печати довольно ясно доныне. На одной стороне изображен Спаситель, на Престоле сидящий и благословляющий, а на другой Архангел Михаил, поражающий копьем змея под своими ногами. С таким же клеймом многие новгородские княжеские свинцовые печати означены в 1-й Части Древней Российской Вивлитики. Но были печати у наших великих князей и с другими изображениями, а также и другой фигуры, как, например: 1) печать серебряная позолоченная великого князя Михаила Ярославича Тверского между 1305 и 1309 годами, круглая, величиной в грошевик, на которой c одной стороны изображение Архистратига Михаила, а на другой – Св. Николая; c таковым же клеймом и такой же величины есть его свинцовая печать 1312 года. 2) С таким же клеймом и такой же величины свинцовая печать Великаго Князя Тверскаго Александра Михайловича 1326 года. 3) Печать серебряная позолоченная великого князя Ивана Даниловича Калиты, между 1328 и 1341 годами, семиугольная, величиной в грошевик, c изображением на одной стороне Спасителя, а на другой Святого Иоанна Предтечи; вокруг изображена по обеим сторонам надпись: печать Великаго ео Князя Ивана. 4) Печать серебряная позолоченная великого князя Симеона Иоанновича 1363 года, круглая, величиною в грошевик, c изображением на одной стороне Св. Симеона, а на другой подпись: печать Князя Великаго Симеона всея Руси. Есть такие же восковые печати этого великого князя около 1353 года. 5) Печать серебряная позолоченная великаго князя Ивана Ивановича между 1356 и 1359 годами, круглая, величиною в грошевик, с изображением на одной стороне Св. Иоанна c греческой надписью: Аγιοσ Иω, а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Ивана Ивановича. 6) Печать серебряная позолоченная великого князя Дмитрия Иоанновича Донского 1389 года, круглая, величиною такая же, с изображением на одной стороне Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010