«И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев…, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» ( Исх. 33:1 –3 ). Слово «жестоковыйный» неоднократно встречается в повествовании о израильском народе. Чтобы повернуть вола или лошадь, делают специальные дуги, так вот такой неповоротливой шее, которую невозможно повернуть, и уподобляется народ израильский. И пришел Моисей к Яхве и сказал: «народ сделал великий грех , прости его, а если нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Он говорит, чтобы Бог взял его жизнь вместо этого народа. Здесь проявляется великое самопожертвование Моисея. Эпизод с идолом, медным тельцом, заставил Моисея задуматься. Может быть, он раньше полагал, что народу достаточно одной чистой веры, и не нужно перед ним никакого символа этой веры, что Господь за это и будет его хранить и оберегать, помогать ему. Однако теперь, по пути в Землю обетованную, Моисей понял, что народу нужен некий символ, внешний знак присутствия Божия, который шел бы перед ними и вселял в них веру. Это Господь воистину присутствует среди Израиля – это было основным догматом Моисеевой веры. Бог сокровенный, голос Которого гремит с вершины Синая, всемогущий, опаляющий, сошел с высот, чтобы посеять в мире свой народ, как семя будущего, как семя спасения. Моисей достиг величайшего Богообщения, которое было только возможно в Ветхом Завете, и действие воли Божией проявилось в чудесных событиях исхода. Но Его присутствие должно было иметь видимый символ, и Библия прямо говорит, что мысль о создании этого символа была внушена пророку свыше. Однако некоторые детали были навеяны Моисею еще жизнью в Египте. Часто он мог видеть в этой стране торжественные процессии жрецов, которые несли священное изображение ковчега или баркаса, который потом спускали на воду реки Нил, и весь народ шел и прославлял египетских богов. Это был некий миниатюрный храм, в котором помещалось египетское божество. Когда такой ковчег проносили по городам Египта, это означало: сам бог ходит среди этих городов. Такая переносная святыня больше всего подходила целям Моисея. И вот однажды он приказывает изготовить священный ковчег Завета, по-еврейски aron haberit. Его приносят в скинию, которая устанавливается в центре лагеря. Скиния делается из особых тканей и пород дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Учение о св. Троице есть основное учение христианской веры. В единого Бога веруют и евреи, и магометане, христиане же веруют, что единый Бог – в трех Лицах так что кто не верует во св. Троицу, тот и не христианин. Учение о св. Троице непонятно для нашего разума, но мы веруем ему, по прямому свидетельству слова Божия: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). И этому не должно удивляться, потому что познание наше ограничено, несовершенно. «Помышления смертных нетверды», говорит Премудрый, «и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал» ( Прем.9:14–16 ). Мы должны веровать в св. Троицу, но не должны исследовать, как Бог – един в трех Лицах. «Сын мой», говорит премудрый сын Сирахов, «сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных; но тайны открываются смиренным. Ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй: ибо не нужно тебе, что сокрыто. Многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их» ( Сир.3:17–24 ). Впрочем, можно найти некоторое объяснение учения о св. Троице. Сарацины-магометане спрашивали св. Кирилла, брата Мефодия: «расскажи нам, чтоб мы поняли, как вы своему единому Богу молитесь в трех лицах: Отцу, и Сыну, и Св. Духу?» Кирилл, показав им рукою на солнце, сказал: «видите вы, стоит на небе круг блестящий и от него и свет, и тепло? Бог Отец, как солнечный круг, един, без начала и без конца. От него родится Сын Божий, как от солнца свет и светит всему миру. И как от солнца вместе с лучами светлыми и тепло идет, так от Бога Отца исходит Дух Святый. Всякий различит порознь и круг солнечный, и свет, и тепло; а солнце все одно на небе. Так и Троица Пресвятая; три в ней лица – Отец, Сын и Святый Дух; а Бог все единый и нераздельный». Итак, братие, будем веровать всем сердцем во Св. Троицу, будем обращаться к ней с молитвою: Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Убеждая верующих быть единомысленными в вере, апостолы в то же время советовали им уклоняться от неправомыслящих, производящих разделения и соблазны. Аще кто приходит к вам, говорит Иоанн Богослов христианам, и сего учения (Христова) не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите ( 2Ин.1:10 ). Молю же вы, братие, писал ап. Павел, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них ( Рим.16:17 ). Требуемое единством Церкви единомыслие в вере весьма возможно и естественно между членами Истинной Церкви Христовой. Единомыслия в вере не может быть только в том обществе, где нет положительного, определенного учения, где всякий член может думать об истинах веры, как ему угодно. Человеческая природа, как вы знаете, братие, расстроена грехом, а посему разномыслие в понимании учения Христова, раздоры, несогласия возможны в людях, если они только самовольно будут толковать учение Христово, если каждый будет полагаться только на свой поврежденный грехом разум. Истину эту заметил и наш народ, выразив ее в известной поговорке: сколько голов, столько и умов. Между же членами истинной Церкви Христовой единомыслие в вере весьма возможно и естественно потому, что пастыри Церкви преподают не свое учение, а Христово, то, которое изъяснили апостолы и св. отцы, преподают для всех одно и то же учение, не прибавляя к нему, не убавляя и не изменяя чего-нибудь своим умом. Итак, братие, мы должны принимать все учение Христово и притом быть единомысленными со всею Церковью Христовою. Никто не должен полагаться в понимании учения Христова только на свой поврежденный грехом разум, никто не должен обособляться в вере от других христиан и вносить в среду их раздор, – каждый должен веровать так, как верует вся Церковь Христова. Единомыслие в вере должно сопровождаться, братие, и единодушием в молитве и прославлении Бога. Как никто не должен отделяться от Церкви в понимании учения Христова, так точно никто не должен отделяться от Церкви и в молитве. Каждый должен славословить Бога со всею Церковью и когда один молится. Мы выражаем это, приближаясь к Богу молитвами Богородицы и всех святых. Посему и апостол Павел говорит, что Бог Отец прославляется во Христе Иисусе именно в Церкви Его ( Еф.3:21 ). Тот же апостол писал к римлянам: «Бог (же) терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.15:5–6 ). Посему и мы, братие, будем всегда молить Бога, чтобы он дал нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречистное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

У всех народов замечается уважение к телам умерших, считаются священными последние слова их и исполняются их завещания. Ясно, что все народы верят, как бы предчувствуют продолжение жизни человека за гробом. А это обстоятельство указывает на бессмертие души, ибо здравый разум человека не может допустить, что все народы могут заблуждаться, что всеобщность веры не имеет основания в действительности. В бессмертии души нашей убеждает нас, братие, как мы сказали и слово Божие. Здесь смерть называется возвращением духа к Богу ( Еккл.12:7 ), изведением души из ее темницы ( Пс.141:8 ), разрешением от уз тела ( Фил.1:23 ), успением ( 3Цар.2:10 ; Деян.13:36 ), отшествием ( 2Тим.4:6 ) и под. Все эти названия указывают на то, что, по учению Слова Божия, жизнь человека будет продолжаться и по смерти тела. Ясное учение о бессмертии человека предложил и Господь наш Иисус Христос. Однажды к Нему подошли Саддукеи, ветхозаветные сектанты, отвергавшие загробную жизнь и воскресение мертвых, и предложили Ему вопрос по сему поводу. У Евреев был закон, данный Моисеем, по которому, если у кого умирал бездетным брат, имевший жену, то брат его должен был взять в замужество его жену и восстановить потомство брату своему. Саддукеи спросили Иисуса Христа: «было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным. Взял ту жену второй; и тот умер бездетным. Взял ее третий, также и все семеро! и умерли, не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою». Этот вопрос предложили Саддукеи отчасти потому, что смущались подобным случаем, а главное потому, что не верили в загробную жизнь, и думали своим вопросом поставить Иисуса Христа в затруднение и уронить Его учение в глазах народа. Посему и Господь сначала разрешил им самое недоумение их, указав на то, что в воскресении не женятся, ни замуж не выходят, но живут как Ангелы на небесах, – а потом возразил и против самого неверия их в загробную жизнь. «А что мертвые воскреснут», сказал Он, «и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). 94. Каково различие лиц Святой Троицы? Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца. 95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы? Три ипостаси, или лица Святой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог. 96. Почему Бог называется Вседержителем? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. Почему Бога мы именуем Творцом? Слова Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол 1:16 ). 99. Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы . 100. Кто такие Ангелы? Ангелы – духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. 103. Кто сотворен раньше: люди или Ангелы? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании . В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Двери, двери» — это возглас тоже отчасти архаичный, который употреблялся в древности для того, чтобы приставленная стража, стоявшая у дверей, которая называлась по-гречески аколуфы, следила за тем, чтобы никто из оглашенных или неверных не вошел в храм, чтобы в храме присутствовали только верные, потому что здесь начинается уже самая главная часть литургии верных, и никто из неверных не может здесь присутствовать, это тайное служение, служение только для посвященных. Поэтому возглас «Двери, двери» означает: смотрите за дверями, чтобы никто не вошел в это время. В древности перед пением Символа веры все верующие тоже целовали друг друга. Мужчины целовались с мужчинами, а женщины с женщинами. В древности они стояли врозь. И это целование мира, конечно, тоже символично. Сам возглас диакона «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» все объясняет. Прежде чем мы хотим исповедовать свою веру, то есть ее провозгласить вслух (а пение Символа веры есть исповедание веры), мы должны как бы засвидетельствовать свое единство, свою любовь друг к другу. Иначе говоря, служение литургии невозможно по-настоящему, если мы не едины в любви. Поэтому священники говорят друг другу: «Христос посреди нас, и есть и будет», вспоминая как бы слова Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Так и весь народ вдохновляется этими же словами и этой же мыслью: присутствует среди нас Христос, Сам Христос между нами. И мы должны приступать к Нему с любовью и свое дело исповедовать, сохраняя Его заповедь. А заповедь Господню вы помните: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Невозможно быть учениками Христа, невозможно называться христианами, если не будет между нами любви.   Таким образом, как вы сами понимаете, наша современная жизнь очень далека от того, чем она должна быть, потому что сейчас мы, присутствуя в храме во время служения Божественной литургии, меньше всего думаем о том, чтобы друг друга любить. Обычно мы слушаем все эти слова, совершенно их не принимая в сердце, как бы автоматически. Диакон говорит, а мы в это время толкаемся, ставим свечи, что нам кажется гораздо более важным, объясняем друг другу, почему нам надо вести себя так, а не иначе… То есть меньше всего беспокоимся о том, чтобы любить друг друга, а по большей части друг друга просто не знаем. Только, может быть, в новых храмах, которые сейчас открываются, где прихожан еще мало, куда приходит какая-то община новая, — там еще люди знают друг друга. А в больших храмах, которые давно уже являются действующими, там существует приход, там общины часто даже и нет. То есть, люди совершенно друг другу не известны и сошлись сюда, что называется, по территориальному признаку, просто они живут в этом районе и поэтому ходят в этот храм. И они могут друг друга так никогда и не узнать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Третий член Символа веры читается: (Верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия) нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Общее содержание третьего члена . В этом члене говорится о сошествии Сына Божия с неба на землю для спасения людей, об Его воплощении и вочеловечении. Учение о сошествии с небес Сына Божия . Выражение Символа веры , что Сын Божий сшел с небес, не означает того, что Сына Божия прежде не было на земле; как Бог вездесущий, Он всегда – и на небе, и на земле: но это выражение надобно понимать в том смысле, что на земле Сын Божий прежде был невидим, а потом, по Своей беспредельной любви к людям, явился во плоти и видимо стал жить среди людей, неразлучно пребывая в то же время с Богом Отцом. О Своем сошествии с небес говорит Иисус Христос в беседе с Никодимом: Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси ( Ин.3:13 ). Никто не восходил на небо (то есть никто из людей не знает существа Бога и Его тайне), как только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах. Цель пришествия на землю Сына Божия . Единородный Сын Божий сошел с небес нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе веры , то есть для нас людей и для совершения нашего спасения. Он пришел на землю нас ради человек, то есть не для одного какого-либо народа и не ради некоторых избранных лиц, но для всех людей вообще. Сын Божий пришел в мир нашего ради спасения – спасти людей от греха, проклятия и смерти. Понятие о грехе и его происхождении . Грех есть преступление, или нарушение закона Божия (как внешнего, то есть заповедей Божиих, так и внутреннего, состоящего во внушениях совести у каждого человека). Грех есть беззаконие, по словам ап. Иоанна ( 1Ин.3:4 ). Первые люди сотворены были Богом безгрешными, и грех явился в них от дьявола. Об этом свидетельствует слово Божие: Творяй грех от диавола согрешает ( 1Ин.3:8 ). Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" ...дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос» ( Eф. IV, 14, 15 ). 20. Что такое догмат веры? От дней апостольских догматом называется определение истины, вытекающее из Божественного Откровения, провозглашенное Церковью и законообязательное для верующих, которые воспринимают его значение чрез свою веру. Верующие в Бога ищут лицезрение Его силы в глубине своей души. Лицезрение в церковном единстве всех верующих дают догматы , извлеченные всегда из Тайн Откровения. Чтобы по главной Христовой заповеди – любить Бога, на Него надеяться и Ему служить, – надо иметь о Нем общее и единое суждение. Евангелие повествует – как Господь возбудил единое суждение о Нем правильно верующих и благословил начало догматической мысли апостолов. " Он говорить им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах« ( Mф. XVI, 13–17 ). «Православное Догматическое Богословие» различает догматы : а) Основные, излагающие главные истины веры и перечисленные в двенадцати членах Символа: б) частные, выведенные из первых, изложенные в катихизисах. Отвержением частного догмата отвергается тот основной, на котором основан частный или отвергается IX-й член Символа – о Церкви. в) Чистые догматы , т.е. непостижимые умом и г) смешанные, постигаемые силой разсудка. Это разделение указывает: какой догмат возможно разсматривать мышлением и какой – не следует. д) Общие с другими исповеданиями и е) отличительные. Последние надо знать, чтобы пункты нападения на православную веру предвидеть заранее. Свойства догматов: Богооткровенность, Церковность, Общеобязательность, Целесообразность. Помогая познанию истин Откровения, догматы суть вехи религиозного пути и отправныя точки мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

147. Не открыты ли нам хоть некоторые признаки близости пришествия Христова? Некоторые признаки мы знаем из Слова Божия, именно: уменьшение между людьми веры и любви; умножение всяческих пороков человеческих и стихийных бедствий; просвещение всех народов светом Евангелия; появление антихриста. 148. Кто такой антихрист? Воплощение зла, сперва тайнаго, а затем насильственнаго. Писание указывает на два вида этого зла; 1) дух антихристов , который начинается с отрицания Воплощения Сына Божия и тайно сеет в человечестве зло посредством разновидного обмана; этот дух уже появился, когда проповедывали апостолы и с веками возрастая, всецело охватит жизнь мира; это будет признаком времен последних, предшествующих концу и Последнему Суду; 2) наконец появится сам антихрист , исполнитель воли сатаны, личность, собравшая в себе все, противобожеское; сперва лживыми посулами, даже совершением чудес, а потом насилием, антихрист придет к единовластию, которое обратить к истреблению христианства. Но »Господь Иисус Христос убьет его духом уст Своих«. ( I Uoah. IV, 3; II, 18 ; 2Фec. II, 8–10 ). § 44. Разбор восьмого члена символа 149. Что провозглашаете 8-й член Православного Символа Веры ? Провозглашает: «(Я верую) и в Духа Святаго, животворящого Господа, Который исходить от Отца, Ему покланяются и Его прославляют совместно и наравне со Отцем и Сыном, Он говорил через пророков ». Православное учение о Святом Духе, внушенное Священным Писанием, утверждает и показывает, что Святой Дух есть третие живое Лицо Триединого Бога, отличное от Отца и Сына, но не есть безликая сила Божия, ни тем паче, сила, Богом сотворенная . Особенно противоречащим Слову Божию является мудрование, будто Святой Дух есть только благодатное одушевление верующого человека. 150. На чем основана вера православных во Святого Духа и кем дано Церкви верное о Святом Духе учение? Наша вера во Святого Духа основана на указаниях Священного Писания, наприм .: " ...но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Mk. XIII, 11 ); «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Uoah. III, 6 ); «...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь...» ( Лyk. III, 22 ), «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Puм. VIII, 16 ). Эти изречения указывают на ипостасное значение Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010