«Славлю Тебя Отче, Господа неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам», сказал Он и при этом добавил, что это есть дело воли Божией: ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение» ( Мф.11:25–26 ). Итак, братие, невинность и смирение – одни из более верных средств возвыситься к Богу. Наконец, чтобы оценить и усвоить что-нибудь, нужно испытать это. Чрез исполнение учения Христова мы можем лучше убедиться в его Божественном достоинстве. Сам Иисус Христос, желая указать иудеям, как узнать учение Его. Его ли оно или Пославшаго Его (Бога Отца), – повелевает испытать его на деле. «Кто хочет творить волю Его (Бога Отца); тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю», – говорил Он ( Ин.7:17 ). Как добрая, благочестивая жизнь приводит человека к вере в Бога, так греховная отталкивает его. Сам Иисус Христос говорил об этом Никодиму: «верующий в Него (Иисуса Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:18–21 ). Из всего сказанного нами о вере, вы, братие, можете видеть, что человек сам деятельно участвует в принятии и усвоении Христова учения. Если кто старается взгревать в себе веру в Бога, то он этим показывает свою любовь к Нему и вера, как свободное дело, становится с его стороны добродетелью и притом достойною высокой награды. «Если мы станем», говорит Василий Великий , «все измерять пониманием своим и вовсе не предполагать даже и бытия того, что необъятно для мысли, исчезнет награда веры, исчезнет награда надежды. Как же бы мы после того были достойны тех наград, которые определены за веру в невидимое, мы, доверяющие лишь очевидному для мысли?» (Вера, как уверенность по учению Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Указанное отношение Апостолов к первым известиям о воскресении Иисуса Христа, именно их осторожность, с какою они отнеслись к ним, убеждает нас, братие в истине воскресения Христова. Из рассказов о явлении Христа ученикам мы ясно видим, что апостолы не были обмануты, а точно убедились в действительности воскресения Своего учителя. Эта же осторожность научает и нас, братие, быть осторожными в деле веры и не быть легковерными. Известно, что среди простого народа нередко появляются разные темные личности. Прикрываясь наружным благочестием нередко в монашеском одеянии они рассказывают народу о вымышленных ими чудесах, предлагают крестики, образки, воду и пр., выдавая их за чудотворные, убеждают записать имена родственников в их поминания и таким образом выманивают деньги. Относитесь, братие, осторожно к подобным личностям 2 . Осторожность в деле веры нужна, братие, и в другом отношении. Известно, что в наше время появилось множество учителей, которые изъясняют учение Христово и проповедуют якобы недавно найденную ими истину. От них в народе распространяется множество странных и нелепых заблуждений. О появления подобных лжеучителей предупреждали и Иисус Христос и Апостолы. «Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам» ( Мф.13:7 ), – говорил Иисус Христос. Апостол Павел учил: «я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян.20:29–30 ). Посему Иисус Христос предостерегал своих слушателей от лжепророков ( Мф.7:15–20 ), и вообще повелевал быть осторожными ( Мф.24:26 ). Предостерегали также и Апостолы, напр. Иоанн Богослов писал: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир ( 1Ин.4:1 ). Итак, братие, будьте осторожны в верованиях своих, твердо храните правую веру, чтобы не быть вам, как говорит апостол Павел младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ). Во всех недоуменных случаях, братие, обращайтесь к отцу своему духовному и к пастырям и учителям церковным, которым Богом дано право и повеление учить людей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

И неверы имеют веру, но – о если бы в Бога! Но то самое осуждает их неверие, то самое призывает их к вере. что они верят относительно своего видимого тела тому, чего не видели, и не верят невидимому, которого и не могут вндет телесными очами» (Св. Григорий Двоеслов , Собеседов., кн. 4-я, стр. 261, Казань, 1858). 10. Справедливо ли заявление, что научныя знания исключают!» веру в Бога и может ли быть верующим человек сопричастный науке? Противопоставление религии науке обычная фраза богоборцев. Правда в том, что наука, имеющая безспорныя заслуги в устроении земной жизни, для расширения общих знаний движется по пути все новых открытий. Оттого теория мироустройства постоянно изменяется. Науке вообще не свойственна устойчивость. Но открытия ХХ-го столетия привели человеческую мысль к признанию, что причиною мира был Источник нематериальный. Наиболее творческие умы науки пребывают глубоко верующими людьми. Неверие провозглашается поверхностным знанием. Верующие ученые, которых во много раз больше, чем безразличных, по их заявлениям, веруют потому, что неизменное мировоззрение дает только вера, основанная на Божественном Откровении. 47 11. Указывает ли Слово Божие, что человеку предоставлен свободный выбор его совести, чтобы ему стать на путь истинной веры? Призывая израильтян к единобожию и обличая язычество, Св. Пр. Моисей говорил: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» . . . «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» ( Втор. ХХХ, 15, 19 ). ». . .они возненавидели знание, и не избрали для себя страха Господня ...« ( Npum. I, 29 ). Св. ап. Павел предсказывал время отхода от веры: »Ибо будет, время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учителей« ( 2Tuм. IV, 3 ). «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе, кому служить» (Иис. Hab. XXIV, 15 ). «Блого тому, кто терпеливо ожидает спасение от Господа» (Пл. Uep. III, 26 ). Изучение символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кратко скажем ныне о вере и добрых делах, необходимых для спасения. 1. Что надобно разуметь под верою, необходимою для спасения? – Эта вера есть искреннее принятие евангельского учения в том разуме, в каком предлагает это учение православная церковь , с несомненным убеждением в его истине. О такой вере говорит евангелист Иоанн: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:30, 31 ). В Евангелии изображена жизнь Иисуса Христа, Его дела, учение, страдания, смерть на кресте с великими знамениями, славное воскресение из мертвых и вознесение на небо: все это для того, чтобы мы, читая и слушая написанное, несомненно верили тому, что Иисус Христос есть обещанный Спаситель рода человеческого, Сын Божий, и последуя учению Его, достигали вечной жизни. Апостол Павел пишет: без веры не возможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ). И чтобы показать чему должно верить, апостол присовокупляет: ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и что Он ищущих Его вознаграждает (ст. 6). Для большего объяснения веры, к словам апостола можно присовокупить все учение Символа Веры , содержимого православною церковью: надобно, чтобы приходящий к Богу веровал во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и не видимым, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия и пр. Эта вера необходимо соединяется с христианскою надеждою и есть основание сей надежды. Кто истинно верует в Божеские обетования, тот имеет и надежду, Иисус Христос с верою соединяет и предмет христианской надежды, говоря: иже веру имет и крестится, спасен будет ( Мк. 16:16 ). Св. Иоанн Богослов пишет: возлюбленные, мы уже дети Божии; но еще не открылось, что мы будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему: ибо узрим Его, как Он есть. И всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист ( 1Ин. 3:2, 3 ). Также эта спасительная вера необходимо соединяется с любовью. Кто истинно верует в Бога, тот должен и любить Бога по заповеди Господней; иначе вера, будет мертвая. О Христе бо Иисусе, учит апостол, ни обрезание что может, ни не обрезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал. 5:6 ). Аще имам всю веру яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь ( 1Кор. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О таинствах говорится в десятом члене символа веры . Правда, там названо только одно основное, первое таинство – крещение , но под ним разумеются и прочие таинства, так как через таинство крещения для христианина открывается возможность принимать и другие таинства. Первое таинство, которое совершается над человеком, вступающим в Церковь Христову, есть таинство крещения . В таинстве крещения человек умирает для греховной жизни и духовно возрождается, входит в Божию семью, становится членом Церкви. Без крещения нельзя быть христианином: «Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие», – говорит Господь Иисус Христос ( Ин. 3:5 ), предуказывая на таинство крещения. А в словах: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ) Он прямо устанавливает это таинство. Слово крестить значит «очистить, омыть». В таинстве крещения человек очищается, омывается, избавляется от грехов, становится новым, чистым душой человеком. Для того, чтобы принять это таинство, надо иметь веру и раскаяться во всех своих грехах, надо отречься от сатаны и всех дел его и захотеть соединиться со Христом. С момента крещения человек получает ангела хранителя и становится воином Христовым. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет – говорит Господь, – а кто не будет веровать, осужден будет». Таинство крещения совершается только однажды; оно, как духовное рождение, не повторяется. «Один Господь, одна вера, одно крещение», – говорит апостол ( Еф. 4:5 ). Так и в Символе Веры сказано: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение необходимо для всех людей с самого начала их жизни, поэтому человека крестят еще в младенческом возрасте. Господь Иисус Христос говорил: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мф. 19:14 ). Так и поступали святые апостолы и принимали детей в Христову Церковь . Вспомним для примера апостола Петра, который в Яффе крестил первого из язычников, римского сотника Корнилия, со всем его домом от мала до велика. Вера крещающего священника, родителей и восприемников (крестных родителей) восполняет недостаток сознания в младенце; благодать Божия действует при этом вне зависимости от возраста. Однако, восприемники (крестные) принимают на себя обязательство научить истинам веры своего крестника или крестницу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слышите вы, дерзкие презрители величайшей святости Богородицы, Ее пророчество о том, что будут ублажать Ее все роды? Чтим Ее всем сердцем, Мать всего рода христианского и Заступницу нашу пред Богом, чтим и неустанно воспеваем: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». А вы, а вы, гордые сектанты, зачем не ублажаете Ее? О сектантах Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ( Рим.16:17 ). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь? О тех, о которых и другой Апостол говорит, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, – это все сектанты. Слово «сектант» именно и значит «отделившийся». Они отделились от Церкви Христовой, от той Церкви, о которой вы слышите и сами поете в Символе веры : «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». Они не веруют во Единую Церковь , они не веруют в Церковь Апостольскую, Соборную, они не веруют в Церковь Святую. Разве это не страшно? Разве не страшно самовольно выбросить слова из Символа веры , который был составлен Святыми Отцами Первого Вселенского Собора и частично дополнен Отцами Второго, – разве не страшно что-нибудь изменить в нем?! Ведь Святые Отцы Вселенских Соборов произносили анафему на всех, которые посмеют что-нибудь убавить или прибавить в этом святом Символе веры православной. А сектанты не боятся убавлять, сектанты не боятся вычеркнуть часть Символа веры и подпасть анафеме. Что это значит, почему они так дерзки, так своевольны? Как ответить на этот вопрос?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Предопределение Бога основывается на предведении Им действий и жизни каждого человека, как свидетельствует об этом апостол Павел: Ихже бо предуведе, тех и предустави ( Рим.8:29 ). Ибо кого Он предузнал (то есть о ком из людей Бог предвидел, что он пойдет путем спасения), тех и предопределил (к вечному блаженству). Православная Церковь учит: Поскольку (так как) Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил (Изложение веры Восточных Патриархов, чл. 2). Учение о промысле Божием . В Символе веры Вседержителем Бог называется потому, что Он все существующее содержит в Своей силе и воле и всем управляет; все, что ни есть, всецело зависит от Бога. Сотворив мир и человека, Господь не оставил сотворенного Им без Своего попечения, но непрестанно заботится о всех Своих созданиях и в особенности о человеке, чтобы мир достигал предназначенной ему цели. Это действие Божие, непосредственно следующее за сотворением мира и человека, называется промыслом Божиим: всемогущий, премудрый и благой Бог сохраняет жизнь и силы Своих творений, направляет их к добрым целям, помогает всякому добру, а возникающее через удаление от добра зло прекращает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Промыслительная деятельность Бога простирается как на отдельные существа, так и на общий ход мировой истории. Попечение Божие о мире и особенно о человеке ясно выражено в словах Самого Иисуса Христа: Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте ( Мф.6:26 )? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Весь псалом 90-й служит прекрасным изображением особенных и многоразличных действий промысла Божия о человеке. О втором члене Символа веры Второй член Символа веры читается: (Верую) и во единаго Господа Иисуса Христа, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Богу всегда принадлежит благодать, Богу и Таинство, а человеку (совершителю таинства) – одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то через него совершает Бог видимую форму Таинства, а Сам дарует невидимую благодать. Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят Божественные Таинства: они святы от Того, Кому принадлежат», – блаженный Августин 303 . Об одиннадцатом члене Символа веры Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». В этом члене говорится о всеобщем, последнем воскресении умерших, которое произойдет перед вторым пришествием Христовым. Тогда, по действию всемогущества Божия, все тела умерших людей снова соединятся со своими душами, оживут и сделаются духовными и бессмертными. Вера в воскрешение Богом всех умерших в последний день существовала уже в Ветхом Завете: «Я знаю. Искупитель мой жив, – восклицает праведный Иов. – И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.13:25 ). Пророк Исаия прямо предсказывал о воскресении мертвых: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис.13:19 ), а пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые, по воле Духа Святого, «соединились одна с другой, облеклись плотью и одушевились духом» ( Иез.13 ). Благочестивые братья Маккавеи, принимая мученическую смерть от завоевателя Иерусалима сирийского царя Антиоха IV Епифана (ок. 167–164 гг. до Рождества Христова), говорили мучителю: «Ты лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.1:9 ). В Новом Завете воскресение мертвых связано уже со вторым и главным пришествием Господа Иисуса Христа. Символ веры пользуется чрезвычайно характерным выражением: «Чаю воскресения мертвых». По-гречески это передается глаголом, имеющим двойной смысл. С одной стороны, он выражает субъективное ожидание верующих, отголосок которого мы находим в конце Апокалипсиса («Ей, гряди, Господи Иисусе!» – Откр.13:20 ), с другой – объективный для мира факт: воскресение мертвых неизбежно свершится.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся» ( Тит. 3:10 ). «Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит. 1:10–11 ). «Если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). 274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения – это церковная иерархия , или священноначалие . 275. Откуда ведёт своё начало иерархия Православной Церкви? Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). 276. Какое священноначалие может действовать от имени всей Православной Церкви? Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор. 277. Кому подчинены главные части Вселенской Церкви? Главные части Вселенской Церкви подчинены Православным Патриархам. 278. Кому подчиняются церковные области и города? Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. 279. Из каких источников мы узнаём, в чём состоит долг повиновения Церкви? Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, что она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов и их Церковных уставов. О десятом члене Символа веры 280. Почему в Символе веры упоминается о Крещении? В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается (утверждается) Крещением и другими Таинствами. 281. Что такое Таинство? Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать , или спасительная сила Божия .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

246. Как Святой Дух открылся людям? Святой Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа. 247. Сообщается ли Святой Дух в наши времена? Святой Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 ). 248. Как мы можем сделаться причастными Святому Духу? Сделаться причастным Святому Духу можно через усердную молитву и через Таинства. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:4–6 ). 249. Какие главнейшие дары Святого Духа? Пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис. 11:1–3 ). О девятом члене Символа веры 250. Что такое Церковь ? Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. 251. Что значит верить в Церковь ? Верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа. 252. Каким образом Церковь может быть предметом веры? Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь , к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима , поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010