О десятом члене Символа Веры 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах. Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и добавил: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), этим Господь ясно указал на то, что Им установлены и другие таинства. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами. Кроме того, в момент составления Символа Веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как например еретиков, при возвращении их в Церковь , крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершатся над человеком только один раз . Потому и говорится – «исповедую едино крещение». ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

О двенадцатом члене Символа Веры 12 . (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь . В двенадцатом члене Символа Веры говорится о жизни будущего века, т. е. о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова. Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе. Св. апостол Павел говорит: сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» ( 1Кор.15:43 ). Сам Господь Иисус Христос сказал: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). Состояние праведников будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого. Апостол Павел говорил: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:41–42 ). Для людей же неверующих и для нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения. Господь им скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную» ( Мф.25:41–46 ). Это мучение грешников будет происходить от удаления их от Бога, от ясного представления своих грехов, от сильного мучения совести, от пребывания вместе со злыми духами, где будет огонь вечный, неугасимый. Что такое этот огонь неугасимый, Слово Божие не определяет, но дает образы неизъяснимых адских мучений. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.2:10 ). Символ веры оканчивается словом – аминь, что значит: «истинно» или «да будет». Произнося это слово после Символа Веры , мы этим свидетельствуем, что все изложенное в нем есть несомненная и неизменная истина. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Закончил жизнь Понтий Пилат бесславно. Вскоре после этих событий он был отозван в Рим и заточен в тюрьму, где покончил с собой. О пятом члене Символа веры Христиане верят, что Христос воскрес на третий день после смерти на Кресте. После Воскресения Христос в течение сорока дней являлся ученикам, беседовал и ел с ними, чтобы показать, что Он действительно воскрес телом. Воскресение Спасителя, Его страдания, смерть и погребение были предсказаны еще в Ветхом Завете. Именно это имели в виду составители Символа веры , говоря по Писанием, то есть согласно Писаниям, предсказаниям ветхозаветных пророков. О шестом члене Символа веры Под Небом, о котором говорится в Священном Писании , не следует понимать какое-то конкретное место во вселенной и тем более наше небо – атмосферу Земли. Небо – это другой мир, иное состояние бытия. Слова одесную Отца означают: по правую сторону, на первом месте, во славе. Согласно древнему царскому церемониалу, сидение по правую руку от царя означало соучастие в царских почестях, во власти и управлении царством. Этими словами подчеркивается равенство Иисуса Христа с Богом Отцом в Их славе и могуществе. О седьмом члене Символа веры О Своем Втором пришествии Христос сказал: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24, 27 ) 39 . Подробно описав признаки Своего Второго пришествия, Христос, однако, не открыл нам его сроки. Нигде в Библии нет точного указания на дату конца света, поэтому всякие вычисления и прогнозы с точным указанием года не имеют под собой никакой почвы и, как показывает практика, ни разу еще не сбылись. Ко Второму пришествию Спасителя мы должны быть готовы всегда. Христос сказал: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24, 42 ). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24, 36 ). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1,7 ). Совершителем последнего суда будет Сам Иисус Христос . Предметом суда будут не только дела – добрые и злые, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. После суда праведные обретут жизнь вечную, а грешные будут отвергнуты.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кроме сребролюбия и любви к миру сему есть еще множество и других врагов нашего спасения. Но против всех их Слово Божие указывает самое действительное оружие, это именно: бодрствование и молитву. Поэтому будем всегда бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение и встретить Господа, по слову Его: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Тогда нас не поколеблют никакие испытания, тогда мы будем готовы к сретению Иисуса Христа, и не будем постыжены на страшном суде Его. Теперь нам остается сказать только о том, что последует после всеобщего страшного суда Христова. «И Царствию Его не будет конца», – так оканчивается седьмой член символа веры . Значит, после всеобщего суда откроется бесконечное славное Царство Иисуса Христа со всеми святыми. Об этом Царстве свидетельствовал уже Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве Марии о имевшем родиться от Нее Спасителе мира: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Мы уже знаем, что Иисус Христос есть царь всего мира, всех верующих на земле и всех святых на небе. Но царство мира или природы и царство верующих или благодати будут иметь конец, тогда как Царство святых или Царство славы будет бесконечно. Это именно Царство мы и исповедуем в вышеприведенных словах символа веры . «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца», – так оканчивается учение символа веры о Лице Иисуса Христа. Точно так же Библия оканчивается изречением, в котором Господь Иисус Христос возвещает Свое скорое пришествие на землю, взывая ко всем верующим: «Ей, гряду скоро!» Ответим на это и мы с евангелистом Иоанном: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! " Мы окончили изложение учения символа веры о Лице Иисуса Христа. Все это учение основано на ясном свидетельстве о Себе Самого Иисуса Христа. Блаженны теперь те из нас, которые вместе с апостолами от всего сердца могут сказать: «Господи! Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что ты Христос, Сын Бога живаго!» Блаженны те из нас, которые твердо усвоят эту веру, о которой пред всем миром вещал апостол Павел: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников». Поэтому будем утверждаться в ней до конца, будем от всего сердца говорить о ней: да, это так, это несомненная истина. Тогда никакие искушения не поколеблют нас в вере и благочестии, тогда мы всегда будем взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса», который, Сам быв искушен, может и искушаемым помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Беседа XLV. О седьмом члене символа веры. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В седьмом члене символа веры мы выражаем, братие, веру в следующие три истины: 1) что будет второе славное пришествие Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, 2) тогда совершится всеобщий суд Господень над всеми людьми и 3) имеющее открыться после этого царство Господа нашего будет продолжаться вечно. Побеседуем, братие, прежде всего о втором и славном пришествии Господа вашего Иисуса Христа. Что Господь паки (опять) придет на землю, об этом ясно говорится в Свящ. Писании. Сей Иисус, сказали Апостолам Ангелы в самое время вознесения Господня, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Это второе пришествие Его, по характеру своему, будет весьма отличаться от первого. В первый раз Он приходил в уничижении, чтобы пострадать за нас. Тогда Его преследовали, подвергали поруганиям и распяли на кресте, а теперь Он придет во славе своей, и ecu святии Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ). Самое пришествие Его будет сопровождаться особыми знамениями. Оно будет быстрое и внезапное. Якоже молния исходит от восток и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческого, говорит Иисус Христос ( Мф.24:27 ). Произойдет страшная перемена и с самым миром. Тогда, как говорит апостол Петр, небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы, разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Пет.3:10 ). Тогда, как говорит Сам Иисус Христос, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная ( Мф.24:29–30 ). Явится на небе Крест Христов, как бы предтеча небесного Судьи, и восплачутся все колена земные. Восплачутся все неверующие и беззаконные, восплачутся о том, что не веровали и не каялись, что прошло, наконец, время покаяния и наступило время воздаяния. И будет плач этот вечный и безутешный. О Господи, сохрани вас и помилуй от этого плача и скорби! Наконец, братие, все люди увидят Самого Судью, грядущаго на облацех небесных, окруженного бесчисленными сонмами Ангелов. И узрят, говорит Иисус Христос, Сына человеческого, грядущим на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). Таково, братие, будет второе пришествие Христово. Будем же всегда памятовать об этом дне, и приготовлять себя к достойному сретенью его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LIV. О восьмом члене символа веры. О необходимости благодати Св. Духа для нашего спасения И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о благодати Святого Духа, освящающей нас и подаваемой нам туне, ради заслуг Искупителя нашего Господа Иисуса Христа. Побеседуем ныне о необходимости ее для нашего спасения и о средствах к приобретению ее. Беседуя о третьем члене символа веры , мы говорили с вами, братие, о тех последствиях, какие произошли в Адаме и Еве вследствие их грехопадения. Говорили мы также о том, что эти последствия, известные под именем греха первородного, перешли и переходят от них на все их потомство. Все люди, по свидетельству слова Божия, зачинаются в беззаконии и в гресех рождаются ( Пс.50:7 ). Посему еще в самом раннем детском возрасте обнаруживаются в нас худые наклонности к зависти, злобе и т. п., как и слово Божие учит, что прилежное помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). С возрастом же наклонность ко греху увеличивается еще более, так что каждый необходимо должен сознать, что природа его, духовная и телесная, расстроена. Расстройство душевное коснулось и ума и воли человека. Разум омрачился и сделался малоспособным к пониманию предметов духовных. «Душевный (греховный, падший) человек, говорит апостол Павел, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Все народы, по грехопадении людей, кроме народа еврейского, хранившего истинную веру по милости Божией, «поступали, как говорит апостол Павел, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:17–18 ). Когда между этими народами раздалась проповедь о Христе распятом, многим эта проповедь казалась соблазном или безумием ( 1Кор.1:23 ), несмотря на то, что они принадлежали к образованнейшим людям своего времени. Так было потому, что понимание проповеди об Иисусе Христе требовало и смирения от человека, сознания слабости его сил, и просветления от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Иисус Христос вознесся на небо, но общение с Ним людей не прекратилось. И теперь можно встречаться с Господом и говорить с Ним и служить Ему. Когда мы молимся, мы говорим с Господом, когда мы встречаем бедного, больного, заключенного и помогаем им, мы встречаем Господа и Ему служим, как Он Сам сказал ( Мф. 25:40 ). Самая же большая наша встреча с Господом бывает, когда мы причащаемся Св. Христовых Тайн. Будет у всех нас и еще одна встреча с Господом, это когда мы умрем и предстанем на Его Страшный Суд. Вопросы: О чем говорится в шестом члене Символа Веры ? Какие последние наставления и обещания дал ученикам Иисус Христос? В какой обстановке произошло Рождество Христово и в какой Его Вознесение? Что значит, что Иисус Христос сел «одесную Отца»? Через сколько дней, после Пасхи было Вознесение Христово? В какой день недели празднуется Вознесение? Можно ли теперь встречаться с Господом Иисусом Христом и как? Седьмой член Символа Веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. Седьмой член символа нашей веры говорит о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю для суда над живыми и мертвыми и о Его вечном царстве. Это второе пришествие Господа будет со славой , тогда как первый раз Он приходил на землю в уничижении. Теперь Он придет, как Царь всех Царей, как Владыка неба и земли. Все бесчисленные воинства небесных ангелов будут сопровождать Его и окружать Его, когда Он сядет на престоле Своей Славы и все люди соберутся перед Ним. И будет Господь судить людей, судить всех без изъятия и потому перед началом суда Он воскресит всех умерших людей. Сам Иисус Христос сказал об этом «Не дивитесь сему; ибо наступит время, в котором все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). Суд Христов будет праведным, т. к. все дела, какие кто делал во всю свою жизнь, все их слова, помышления и желания, даже самые сокровенные, известны Богу, и на суде обнаружатся перед всеми и перед совестью каждого судимого. Никакой несправедливости не будет допущено Им, Он будет судить по Своей правде и истине. Иисус Христос открыл нам, как будет происходить этот суд: в 25-й главе Евангелия от Матфея говорится об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопросы: О чем говорится в пятом члене символа веры ? Что значит «воскрес»? Какие свойства имело тело Иисуса Христа после воскресения? Что значит: по писанием ? Что укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа? Что значит, что они были свидетели? Что подтвердило воскресение Иисуса Христа? Как приветствуют христиане друг друга на Пасху? Какую Пасхальную молитву вы знаете? Шестой член Символа Веры И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца . В шестом члене Символа Веры говорится о вознесении на небеса Господа Иисуса Христа. Это произошло в сороковой день по воскресении Спасителя (значит, праздник Вознесения всегда бывает в четверг). Об этом событии рассказано в 24-й главе Евангелия от Луки и в 1-й главе Деяний Святых Апостолов. Обратим внимание на некоторые подробности. Апостол Лука говорит: «И собрав их (учеников), Он (Иисус Христос) повелел им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». Апостолам было обещано, что на них сойдет Святой Дух. «Вы примете силу», говорит Спаситель, «когда сойдет на вас Дух Святый и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до краев земли». Это значило, что ученики Христовы должны будут проповедовать о Нем все, что видели и слышали, и что свою проповедь они должны будут начать в Иерусалиме, а затем возвестить ее всей Иудее, Самарии и, наконец, по всей вселенной. «Идите, научите все народы», повелел ученикам Господь перед Своим Вознесением, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Окончив наставление апостолам, Господь поднял руки Свои и благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от земли и возноситься на небо. Господь Иисус Христос вознес на небо наше человеческое, прославленное тело. И как бережно надо нам относиться к нашему телу, чтобы не осквернить его грехами! Господь Бог сошел на землю, стал человеком, чтобы потом человека вознести на небо и ниспослать людям от Отца Духа Святого, Утешителя. Изумленные Вознесением, ученики стояли и смотрели на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Д. М. Мережковского: «Иисус Неизвестный», из ст. прот. И. Чернавина: «Воскрес ли Христос?» и из др. источников). О шестом члене Символа Веры    6. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.    В шестом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.    Вознесение Господне совершилось через сорок дней после воскресения Его.    Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.    «Седящаго одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.    Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.    «Побеждающему (зло, грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его», говорит Господь. (Откр.3:21). О седьмом члене Символа Веры    7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.    В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.    О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так например: когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».    Но второе пришествие Христово будет совсем не такое, как первое. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти нас от греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

  Как узнать, что некоторые люди соблазнены диаволом? – Об этом говорит их ненависть к Богу и людям, а также их злоба, обман и насилие.   Чего больше всего боятся бесы? – Имени Господа нашего Иисуса Христа. Чье имя больше всего ненавидят безбожники? – Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. Второй член Символа Веры Как читается второй член Символа Веры ? – И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.   Что означает имя Иисус Христос ? – Иисус означает Спаситель, ибо Он пришел спасти людей от сатаны, греха и смерти. Христос означает Помазанник (как издревле называют царей, первосвященников и пророков).   Как понимать, что Иисус Христос – Сын Божий? – Это следует понимать так, что Он Один только есть Сын Божий, рожденный Богом Отцом, а не сотворенный Им. А велика ли разница между словами «рожденный» и «сотворенный»? – Да, очень велика. Подобно тому, как человек рождает свое дитя одной с ним природы, но, в то же время, может создать, к примеру, механизм, который другой природы, так и Бог породил Своего Сына из Своего вечного существа, и поэтому Сын Божий наделен от Бога Отца таким же Божественным естеством. Но Бог сотворил также бесчисленное множество животных и предметов, которые не обладают божественной сущностью.   Почему Сын Божий назван Светом от Света ? – Бог Отец есть вечный Свет мудрости и любви, поэтому логично, что Сын, рожденный от Такого Отца, есть Свет от Света.   Что означают слова: Бога истинна от Бога истинна ? – Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Иисус Сам подтвердил это словами: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30).   Почему мы говорим: Имже вся быша ? – Бог Отец все на небе и на земле сотворил через Сына Своего, что подтверждает Библия: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). Третий член Символа Веры Как читается третий член Символа Веры ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010