Веруя в Бога, благочестивые слушатели, мы должны в то же время признавать, что Бог един. В Ветхом Завете Бог говорил евреям: Аз есм Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные, разве Мене. В Новом Завете ап. Павел писал Коринфянам: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе или на земле, так как есть (у язычников) много богов и господ много; но у нас один Бог Отец, из которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:4–6 ). Поэтому в символе веры и сказано: верую во единаго Бога. Это сказано для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые думают, что богов много. Прежде люди знали только единого истинного Бога, но затем, после потопа, когда размножились и рассеялись по разным странам, постепенно стали забывать о Боге. Между тем человек не может жить без мысли о Боге: душе его свойственно веровать в Него. Поэтому-то и народы, забыв истинного Бога, не остались без веры: вместо истинного Бога, они стали поклоняться ложным богам. Некоторые стали признавать за Бога солнце и другие светила, которые своим величием и влиянием на землю вызывали в них благоговение. Другие стали боготворить земные вещи, от которых надеялись получить пользу или опасались вреда, так стали признавать за Бога реки, озера, животных, гадов и птиц. Некоторые же, наконец, сделали предметом поклонения человеческие свойства, напр. мужество, красоту и др. Душе человека свойственно от природы стремиться к Богу, сознавать свою греховность и умилостивлять Его. Поэтому и язычники, желая приблизить к себе своих богов и иметь их всегда пред глазами, стали делать их изображения (кумиры, идолы) из дерева, камня и металла и приносить им в жертву не только животных, но даже и людей. Так появилось идолопоклонство, которое вскоре настолько распространилось между людьми, что только один народ еврейский поклонялся единому Богу. После Иисуса Христа вера в единого Бога опять стала распространяться между людьми, но и теперь еще много язычников-идолопоклонников, даже более чем верующих в единого истинного Бога – христиан. Между ними трудятся многие проповедники истинной веры, дабы и язычники могли покланяться единому истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» ( 1Пет 1:23 ). 196. При каком условии спасительна для нас жизнь Иисуса Христа? Жизнь Иисуса Христа становится спасительной для нас в том случае, если мы ей подражаем, поскольку Он говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ). О четвертом члене Символа веры 197. Почему Господь Иисус Христос был распят? Господь Иисус Христос был распят , тогда как Его учение и дела должны были во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их. Потому они оклеветали Его и осудили на смерть. 198. Когда был распят Господь Иисус Христос? Сказано, что Иисус Христос был распят при Понтии Пилате для того, чтобы обозначить историческую дату Его распятия. 199. Понтий Пилат был римским правителем Иудеи, покоренной римлянами. 200. Это обстоятельство достойно упоминания потому, что указывает на исполнение пророчества Иаковлева: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). 201. Почему в Символе веры сказано, что Иисус Христос страдал? В Символе веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но ещё добавлено, что Он страдал , чтобы показать, что распятие Его было не одной видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, а являлось подлинными страданием и смертью . 202. Почему сказано, что Иисус Христос погребён? Упоминание, что Он был погребён приведено для укрепления веры в то, что Он действительно умер и воскрес, поскольку враги даже приставили стражу к Его гробу и гроб опечатали. 203. Как Иисус Христос мог страдать и умереть, будучи Богом? Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом, не Божественной, а человеческой природой, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что Сам желал пострадать. Он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). 139. Каково отличие Сына Божия от других лиц Святой Троицы? В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он «рождён»от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы. 140. Когда рождён Сын Божий? Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. 141. Что означают слова «Света от Света»? В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1Ин. 1:5 ); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. 142. Что означают слова «Бога истинна от Бога истинна»? Слова Символа веры : Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец. 143. Это слова Священного Писания, и они взяты из следующего изречения евангелиста Иоанна: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). 144. Был ли Сын Божий сотворён? В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён , не сотворён . Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён. 145. Что означают слова «единосущна Отцу»? Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом. 146. Как об единосущии Сына и Отца говорит Священное Писание? В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1 . Восьмой член Символа веры читается так: (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки (чрез пророков) . 2 . В восьмом члене Символа веры говорится о третьем Лице Святой Троицы – Духе Святом . 3 . Третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой называется Господом в таком же смысле, в каком называется так и второе Лицо, Сын Божий, т. е. что Он есть истинный Бог, как и Бог Отец и Бог Сын. Имя Господь есть одно из имен Божиих. 4 . Дух Святой прямо назван Богом в следующих местах Священного Писания. Апостол Петр, в обличение Анании, одного из первых христиан, который солгал ему, сказал: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое солгать Духу Святому? Ты солгал не людям, а Богу ( Деян.5:3–4 ). 5 . Дух Святой называется Животворящим , потому, что Он, вместе с Богом Отцом и Сыном, дает жизнь всем тварям, особенно же духовную жизнь людям, т. е. помогает верующим из них вести жизнь святую, добродетельную. Это значит, что Дух Святой так же, как и Бог Отец и Бог Сын, есть Творец, Промыслитель и Спаситель мира. 6 . Об этом так говорится в Священном Писании. Дух Божий носился над водами при сотворении мира, оживляя все творимое ( Быт.1:2 ). Если кто не родится от воды и Духа, т. е. если кто не возродится из греховного состояния в жизнь духовную силою Святого Духа в Крещении, тот не может войти в Царствие Божие, сказал Иисус Христос во время беседы с Никодимом ( Ин.3:5 ). 7 . Словами в Символе о Духе Святом Иже от Отца исходящаго означается то личное свойство Его, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. 8 . Что Дух Святой исходит от Бога Отца, это известно из следующих слов Самого Иисуса Христа. В прощальной беседе с своими учениками Он сказал: Я пошлю вам от Отца Духа истины, Который от Отца исходит ( Ин.15:26 ). 9 . В западных церквах с XI века принято учение, что Дух Святой исходит и от Сына. Но это учение неправильно; учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть ни изменено, ни дополнено, во-первых, потому, что в Символе веры повторяются точные слова самого Иисуса Христа, и во-вторых, потому, что 2-ой Вселенский собор, без сомнения, правильно изложил учение о Святом Духе, и в-третьих, потому, что 3-й Вселенский собор запретил составлять новый Символ веры , следовательно, что-нибудь изменять или дополнять в составленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Между тем день клонился к вечеру, иудеи, чтобы не оставить тела распятых на крестах, так как наступала Пасха, испросили у Пилата позволение перебить голени распятым. Пилат позволил. И вот воины, найдя в разбойниках признаки жизни, перебили им для ускорения смерти голени. Видя же, что Иисус умер, они не стали перебивать ему голеней, и только один из воинов копьем пронзил ему ребра, в тотчас истекла кровь и вода. Так исполнились пророческие слова: «кость Его да не сокрушится» ( Исх.12:46 ) и «воззрят на Того, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ). После смерти Иисуса Христа к Пилату пришел один из тайных учеников Господа Иосиф Аримафейский и просил у Него позволения похоронить тело Иисуса. Получив позволение, он вместе с другим тайным учеником Никодимом, взял тело Его, омыл, помазал благовонными мастями, обвил чистою плащаницею, перенес в свой сад, близ Голгофы, и положил в новой погребальной пещере. Вход в нее загражден был большим камнем. Первосвященники приложили печать и поставили стражу, чтобы кто-либо не украл тела Иисуса. – Так Господь наш Иисус Христос страдал, умер и был погребен. Страдания Его, смерть и погребение были подлинными, действительными, а не одним только видом их. В символе веры и сказано поэтому не только распятого, но прибавлено и страдавша. Этим словом указывается именно на то, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть. В символе веры сказано еще и погребенна. Это также относится к удостоверению в том, что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали его. Это так и должно было быть, потому что призрачные страдания были бы для нас бесполезны и кроме этого не согласны с божеским достоинством Иисуса Христа. Размышляя, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда помнить о неизреченной любви к нам Бога Отца, Который так возлюбил нас, что отдал на смерть Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него·не погиб, но получил жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Славлю Тебя Отче, Господа неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам», сказал Он и при этом добавил, что это есть дело воли Божией: ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение» ( Мф.11:25–26 ). Итак, братие, невинность и смирение – одни из более верных средств возвыситься к Богу. Наконец, чтобы оценить и усвоить что-нибудь, нужно испытать это. Чрез исполнение учения Христова мы можем лучше убедиться в его Божественном достоинстве. Сам Иисус Христос, желая указать иудеям, как узнать учение Его. Его ли оно или Пославшаго Его (Бога Отца), – повелевает испытать его на деле. «Кто хочет творить волю Его (Бога Отца); тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю», – говорил Он ( Ин.7:17 ). Как добрая, благочестивая жизнь приводит человека к вере в Бога, так греховная отталкивает его. Сам Иисус Христос говорил об этом Никодиму: «верующий в Него (Иисуса Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:18–21 ). Из всего сказанного нами о вере, вы, братие, можете видеть, что человек сам деятельно участвует в принятии и усвоении Христова учения. Если кто старается взгревать в себе веру в Бога, то он этим показывает свою любовь к Нему и вера, как свободное дело, становится с его стороны добродетелью и притом достойною высокой награды. «Если мы станем», говорит Василий Великий , «все измерять пониманием своим и вовсе не предполагать даже и бытия того, что необъятно для мысли, исчезнет награда веры, исчезнет награда надежды. Как же бы мы после того были достойны тех наград, которые определены за веру в невидимое, мы, доверяющие лишь очевидному для мысли?» (Вера, как уверенность по учению Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Указанное отношение Апостолов к первым известиям о воскресении Иисуса Христа, именно их осторожность, с какою они отнеслись к ним, убеждает нас, братие в истине воскресения Христова. Из рассказов о явлении Христа ученикам мы ясно видим, что апостолы не были обмануты, а точно убедились в действительности воскресения Своего учителя. Эта же осторожность научает и нас, братие, быть осторожными в деле веры и не быть легковерными. Известно, что среди простого народа нередко появляются разные темные личности. Прикрываясь наружным благочестием нередко в монашеском одеянии они рассказывают народу о вымышленных ими чудесах, предлагают крестики, образки, воду и пр., выдавая их за чудотворные, убеждают записать имена родственников в их поминания и таким образом выманивают деньги. Относитесь, братие, осторожно к подобным личностям 2 . Осторожность в деле веры нужна, братие, и в другом отношении. Известно, что в наше время появилось множество учителей, которые изъясняют учение Христово и проповедуют якобы недавно найденную ими истину. От них в народе распространяется множество странных и нелепых заблуждений. О появления подобных лжеучителей предупреждали и Иисус Христос и Апостолы. «Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам» ( Мф.13:7 ), – говорил Иисус Христос. Апостол Павел учил: «я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян.20:29–30 ). Посему Иисус Христос предостерегал своих слушателей от лжепророков ( Мф.7:15–20 ), и вообще повелевал быть осторожными ( Мф.24:26 ). Предостерегали также и Апостолы, напр. Иоанн Богослов писал: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир ( 1Ин.4:1 ). Итак, братие, будьте осторожны в верованиях своих, твердо храните правую веру, чтобы не быть вам, как говорит апостол Павел младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ). Во всех недоуменных случаях, братие, обращайтесь к отцу своему духовному и к пастырям и учителям церковным, которым Богом дано право и повеление учить людей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Кратко скажем ныне о вере и добрых делах, необходимых для спасения. 1. Что надобно разуметь под верою, необходимою для спасения? – Эта вера есть искреннее принятие евангельского учения в том разуме, в каком предлагает это учение православная церковь , с несомненным убеждением в его истине. О такой вере говорит евангелист Иоанн: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:30, 31 ). В Евангелии изображена жизнь Иисуса Христа, Его дела, учение, страдания, смерть на кресте с великими знамениями, славное воскресение из мертвых и вознесение на небо: все это для того, чтобы мы, читая и слушая написанное, несомненно верили тому, что Иисус Христос есть обещанный Спаситель рода человеческого, Сын Божий, и последуя учению Его, достигали вечной жизни. Апостол Павел пишет: без веры не возможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ). И чтобы показать чему должно верить, апостол присовокупляет: ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и что Он ищущих Его вознаграждает (ст. 6). Для большего объяснения веры, к словам апостола можно присовокупить все учение Символа Веры , содержимого православною церковью: надобно, чтобы приходящий к Богу веровал во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и не видимым, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия и пр. Эта вера необходимо соединяется с христианскою надеждою и есть основание сей надежды. Кто истинно верует в Божеские обетования, тот имеет и надежду, Иисус Христос с верою соединяет и предмет христианской надежды, говоря: иже веру имет и крестится, спасен будет ( Мк. 16:16 ). Св. Иоанн Богослов пишет: возлюбленные, мы уже дети Божии; но еще не открылось, что мы будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему: ибо узрим Его, как Он есть. И всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист ( 1Ин. 3:2, 3 ). Также эта спасительная вера необходимо соединяется с любовью. Кто истинно верует в Бога, тот должен и любить Бога по заповеди Господней; иначе вера, будет мертвая. О Христе бо Иисусе, учит апостол, ни обрезание что может, ни не обрезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал. 5:6 ). Аще имам всю веру яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь ( 1Кор. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О таинствах говорится в десятом члене символа веры . Правда, там названо только одно основное, первое таинство – крещение , но под ним разумеются и прочие таинства, так как через таинство крещения для христианина открывается возможность принимать и другие таинства. Первое таинство, которое совершается над человеком, вступающим в Церковь Христову, есть таинство крещения . В таинстве крещения человек умирает для греховной жизни и духовно возрождается, входит в Божию семью, становится членом Церкви. Без крещения нельзя быть христианином: «Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие», – говорит Господь Иисус Христос ( Ин. 3:5 ), предуказывая на таинство крещения. А в словах: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ) Он прямо устанавливает это таинство. Слово крестить значит «очистить, омыть». В таинстве крещения человек очищается, омывается, избавляется от грехов, становится новым, чистым душой человеком. Для того, чтобы принять это таинство, надо иметь веру и раскаяться во всех своих грехах, надо отречься от сатаны и всех дел его и захотеть соединиться со Христом. С момента крещения человек получает ангела хранителя и становится воином Христовым. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет – говорит Господь, – а кто не будет веровать, осужден будет». Таинство крещения совершается только однажды; оно, как духовное рождение, не повторяется. «Один Господь, одна вера, одно крещение», – говорит апостол ( Еф. 4:5 ). Так и в Символе Веры сказано: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение необходимо для всех людей с самого начала их жизни, поэтому человека крестят еще в младенческом возрасте. Господь Иисус Христос говорил: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мф. 19:14 ). Так и поступали святые апостолы и принимали детей в Христову Церковь . Вспомним для примера апостола Петра, который в Яффе крестил первого из язычников, римского сотника Корнилия, со всем его домом от мала до велика. Вера крещающего священника, родителей и восприемников (крестных родителей) восполняет недостаток сознания в младенце; благодать Божия действует при этом вне зависимости от возраста. Однако, восприемники (крестные) принимают на себя обязательство научить истинам веры своего крестника или крестницу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слышите вы, дерзкие презрители величайшей святости Богородицы, Ее пророчество о том, что будут ублажать Ее все роды? Чтим Ее всем сердцем, Мать всего рода христианского и Заступницу нашу пред Богом, чтим и неустанно воспеваем: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». А вы, а вы, гордые сектанты, зачем не ублажаете Ее? О сектантах Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ( Рим.16:17 ). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь? О тех, о которых и другой Апостол говорит, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, – это все сектанты. Слово «сектант» именно и значит «отделившийся». Они отделились от Церкви Христовой, от той Церкви, о которой вы слышите и сами поете в Символе веры : «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». Они не веруют во Единую Церковь , они не веруют в Церковь Апостольскую, Соборную, они не веруют в Церковь Святую. Разве это не страшно? Разве не страшно самовольно выбросить слова из Символа веры , который был составлен Святыми Отцами Первого Вселенского Собора и частично дополнен Отцами Второго, – разве не страшно что-нибудь изменить в нем?! Ведь Святые Отцы Вселенских Соборов произносили анафему на всех, которые посмеют что-нибудь убавить или прибавить в этом святом Символе веры православной. А сектанты не боятся убавлять, сектанты не боятся вычеркнуть часть Символа веры и подпасть анафеме. Что это значит, почему они так дерзки, так своевольны? Как ответить на этот вопрос?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010