– На 40-й день после Своего воскресения.   Как мы называем этот день? – День Вознесения.   С какого места Господь вознесся на небо? – С горы Елеон.   Кто был очевидцем Его вознесения? – Все Его верные ученики.   Почему Господь вознесся на небо? – Потому что Он завершил Свое служение людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание. Он вознесся на небеса в человеческом облике? – Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых.   Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям? – Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых.   Что означают слова: седяща одесную Отца ? – Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он сказал Своим ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Седьмой член Символа Веры Как звучит седьмой член Символа Веры ? – И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.   Чему нас учит седьмой член Символа Веры ? – В нем говорится: – о Втором пришествии Христа; – о Суде Его над живыми и мертвыми; – о Его вечном Царстве Небесном.   Будет ли Второе пришествие Христа отличаться от первого? – Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, послужил людям и пострадал за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых.   Как Он Сам говорит о Своем Втором пришествии? – Он сказал: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф. 25, 31–32). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их.   Существует ли какое-нибудь описание Его Второго пришествия? – Существует несколько описаний. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Сол. 4, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» ( 2Пет 3:9, 10 ). «Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий» ( Мф. 25:13 ). 232. Есть ли признаки пришествия Христа? В слове Божием открыты некоторые признаки приближения пришествия Христа, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф. гл. 24). 233. Кто такой антихрист? Антихрист – это противник Христу, который будет стараться истребить христианство , но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2Фес 2:8 ). 234. Что такое царство Христа? Царство Христа это: весь мир; все верующие на земле; все блаженные на небесах. Первое называют царством природы , второе царством благодати , а третье царством славы . 235. Какому из царств не будет конца? Слова Символа о том, что царству Христа не будет конца , относятся к царству славы. О восьмом члене Символа веры 236. В каком смысле Святой Дух назван Господом? Святой Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т. е. Святой Дух есть истинный Бог. 237. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, сказанными апостолом Петром в обличение Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). 238. Почему Святой Дух назван животворящим? Святой Дух называется животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). 239. Что мы знаем об исхождении Святого Духа? О том, что Святой Дух исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Как мы называем этот день?   День Вознесения. С какого места Господь вознесся на небо?   С горы Елеон. Кто был очевидцем Его вознесения?   Все Его верные ученики. Почему Господь вознесся на небо?   Потому что Он завершил Свою службу людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание. Он вознесся на небеса в человеческом облике?   Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых. Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям?   Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых. Что означают слова: сидит одесную Отца?   Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он подтвердил это Своим ученикам, сказав: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18). 2.1 .7. Седьмой член Символа Веры Как звучит седьмой член Символа Веры?   И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и Его же царствию не будет конца; Чему нас учит седьмой член Символа Веры?   В нем говорится:   о будущем пришествии Христа;   о будущем суде Его над живыми и мертвыми;   о том, что исполнится Его вечное Царство Небесное. Будет ли второе пришествие Христа отличаться от первого?   Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, с готовностью служить людям и пострадать за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых. Как Он Сам говорит о Своем втором пришествии?   Он сказал: когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25:31-32). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их. Существует ли какое-нибудь описание Его второго пришествия?   Существует несколько. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1Сол.4:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

161. Говорить ли Священное Писание о воздействии на дух человека снисшедшого на него Святого Духа? " Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благодати, праведности и истине« ( Eф. V, 9 ). Кто стяжал в себе духовным трудом Святого Духа, тот наделяется от свойств Божиих: благостью, святостью и истиной; его дух усваивает высшия добродетели, поименованныя св. апостолом Павлом: »Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание« ( Гaл. V, 22 ). Всякая добродетель имеет степени возрастания. 162. Что значить дар Святого Духа? Так названо в Писании особое дарование или сверхобычная благодатная способность, дарованая изволением Духа: »И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух видения и благочестия, и страхом Господним исполнится« ( Uc. XI, 2 ); св. апостол Павел тоже перечисляет дары Духа: слово мудрости, знания, вера, дары исцеления, чудотворение, пророчество, различение даров, языки, их толкование ( 1Kop. XII, 4–11 ). Однако полное исчисление даров Духа невозможно, потому что, по слову св. Иоанна Крестителя , " не мерою дает Бог Духа» (Ioah. III, 34). «Но каждому дастся проявление Духа на пользу» ( I Kop. XII, 7 ). Дары Святого Духа тоже имеют степени; мы знаем их начало: для обретения даров необходимо покаяние: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Дeяh. II, 38 ). § 45. Разбор девятого члена символа 163. Что называет предметом нашей веры 9-й Член Символа? Единую, святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Церковь есть святая Божия семья, созданная словом и кровию Господа Иисуса Христа для человеков, которые образуют единство: Православной верою, аностольским священноначалием и заповеданными Таинствам и. Слово « церковь » образовалось из слов греческих: «еккалео» – призываю к себе, вызываю; и «екклисиа» – созванное собрание, тоже – место для созванных. Словообразование показывает, что говорится не о сходе или о сборище людей, но – об обществе призванных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

220. Крестили ли св. апостолы малолетних? Апостолы совершали Крещение купно целых семей. Так крещен дом Корнилия сотника: «И немедленно крестился сам и все домашние его» ( Дeяh. XVI, 33 ); тоже Стефанов дом ( 1Kop. I, 16 ). Выражения Писания точны: если говорится дом, это значит все , иначе делается оговорка, например: «только детей своих... оставили» ( Быm. L, 8 ). Итак крещение детей ведет свое начало со времен апостольских и оно совершенно согласуется со Священными Писанием . 221. Кто должен совершать Таинство Крещения? Епископ или священник. Однако если случится, что некрещенный человек или младенец опасно болен, а священника вблизи нет, то всякий христианин или христианка, должны совершить Крещение больного в воде, с произнесением слов: «крещается раб Божий «имя рек» во имя Отца и Сына и Святого Духа». § 47. Разбор одинадцатого члена символа 222. Что провозглашает 11-й член Символа Веры ? «Ожидаю воскресения мертвых». Нам существенно важно знать, что для умерших наступить когда-то день общого воскресения. Нравственный закон, данный в заповедях, мы приняли сердцем потому, что это воля Божия. Когда же мы знаем, что ощутимая форма жизни, прерванная смертью, вернется вновь, то постоянство и нерушимость нравственного закона открывается и разуму. К безсмертной душе вновь вернется тело и мы примем образ, подобный сотворенному . «Если нет воскресенья мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша« ( 1Kop. XV, 13 ). »Страник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс CXVIII, 19). 223. Что известно из Слова Божия о положении, в каком пребывает душа умершаго? Писание говорить об «исходе души», об «оставлении тела» и затем указывает, что сразу душа подвергается « частному суду», и сообразно с делами жизни тотчас по разлучении с телом переходить к радости или скорби. «Легко для Господа, в день смерти воздать человеку по делам его» (Прем. Иис. Сына Cup. XI, 26 ). В таком, неокончательном, положении душа пребывает до общого воскресения и Страшного Суда ( Mф. XXV, 31 , Дeяh. XXIV, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Воздержанием, долготерпением и любовью Христос отразил и преодолел все искушения, и явил в Своей жизни всяческую добродетель и премудрость... Это нетление воли закрепляется позже нетлением естества , то есть воскресением» 361 , – пишет прот. Г. Флоровский . Глава V. О четвертом члене Символа веры 1. Крестная жертва – центральное событие искупления Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом, но крестная смерть занимает совершенно особое место. Прообразом Крестной смерти в Ветхом Завете было пасхальное жертвоприношение, заклание агнца. Иоанн Предтеча свое свидетельство о Христе связывает именно с этим образом: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Будучи искупительной, жертва Христова носит заместительный характер. Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» ( Ин. 10:17–18 ). Слова Символа «за нас» акцентируют наше внимание на добровольном характере смерти Христовой, ибо как безгрешный Он не имел никакой необходимости умирать. Христос умер не Своей, а нашей смертью , «не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать» 362 , свободно подчинив Себя условиям нашего падшего естества, чтобы нас избавить от проклятия и смерти. Крестная Жертва – центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова, о котором Он Сам сказал: «На сей час Я и пришел» ( Ин. 12:27 ). Почему именно смерть Сына Божия на Кресте является центральным событием Искупления, невозможно постичь рационально; это – величайшая тайна. Однако, некоторые замечания, помогающие нам понять значение этого события в деле Искупления, необходимо сделать. а) На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» ( Рим. 5:8 ) б) Крестная смерть – предел самоуничижения Сына Божия. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:25 ). Он же именует Бога: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» ( 1Тим. 6:15 ). 88. Почему Священное Писание приписывает Богу телесные органы? Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце , очи , уши , руки . Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость , или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество. 89. Где обитает Бог? Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18:20 ). 90. Как понимать слова символа «Верую во единаго Бога Отца»? Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. 91. Как говорит Священное Писание о Святой Троице? Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ). 92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). 93. Можно ли постигнуть триединство Божие? Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

140. Каким образом Иисус Христос возсел «одесную Бога Отца», когда Бог вездесущ? Сидение по правую руку есть образное выражение, оно указывает на вечное пребывание Иисуса Христа в равном могуществе и в нераздельной славе с Богом Отцом в лоне Святой Троицы. § 43. Разбор седьмого члена символа 141. Во что еще христианин верует, согласно 7-му Члену Символа? Мы веруем во второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа. «Сей Иисус вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Дeяh. I, 11 ). 142. Как Писание говорит о будущем Суде Его? «Наступает время, в которое все, находящееся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения« ( Uoah. V, 28, 29 ). 143. Как Писание говорить о безконечном царствовании Его? »Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнаго; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лyk. I, 32 33). Здесь названы домом Иакова все верующие во Христа и соблюдающие завет Его, т. к. Иаков – ветхозаветный образ праведности. 144. Будущее пришествие Христово таково же ли будет, как прежнее? Весьма различное от прежняго. Пострадать за нас приходил Он в уничижении; а судить нас придет «во славе Своей и все святые ангелы с Ним» ( Mф. XXV, 31 ). 145. Всех ли человеков будет Он судить и в чем выразится Суд? Всех без исключения. Совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какия кто соделал в продолжении своей жизни, но и все сказанныя слова, тайныя желания и помышления, а также постоянное настроение сердца и направление воли, доброе или злое : »...Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечныя намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Kop. IV, 5 ). 146. Скоро ли будет пришествие Сына Божия для Последнего Суда? Это никому, ни ангелам, ни людям неизвестно: и потому надо жить так, чтобы быть приготовленным к этому во всякий час: «итак бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Mф. XXV, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог» 390 . О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения храм Божий ( 1Кор. 3:16 ) и храм Святого Духа ( 1Кор. 6:19 ) как взаимозаменяемые. Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» 391 ; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами. Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например а) о всеведении; «Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). б) о соучастии в деле творения мира ( Быт. 1:2 ). Слова " глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами 392 . О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается, «потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов» 393 . Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» 394 . Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), а также апостольское приветствие ап. Павла ( 2Кор. 13:13 ). 2. Личное свойство Святого Духа В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Окончив, таким образом догматическое изложение Символа, о каждом Лице Пресвятой Троицы воззовем вместе с Григорием Богословом : «Святый Боже, все соделавший Сыном содействием Святого Духа! Святый Крепкий, Коим мы познали Отца, и Дух Святый пришел в мир! Святый Безсмертный, утешительный Дух, от Отца исходящий и в Сыне почивающий! Троица Святая! Слава Тебе». После возвышенного учения о Существе Божием и Промысле Его о человеках Символ изъявляет веру нашу Девятый член Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Ибо мы должны быть твердо убеждены, что одна Церковь не погрешительна, что она есть хранительница всех христианских догматов, которые ей вверены от Самого Господа, и что вне оной нет спасения. И хотя Церковь в собственном значении сего слова есть только собрание верных, мы, однако, веруем в нее, потому что она есть также Тело Христово, имеющее Главою Единого Господа и руководимая Духом Святым. «Его поставил Бог, – говорит Апостол о Господе Иисусе, – превыше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Того, Кто наполняет все во всех» ( Еф. 1:22,23 ). Она есть вместе Единая и Соборная: единая, потому, что никто не может положить ей другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, ( 1Кор.3:11 ) и не может она иметь другой главы, кроме Самого Господа. А потому и все члены её, как управляющие, так и управляемые, которые составляют живую Церковь Бога Живаго, должны соблюдать единство духа в союзе мира, будучи все призваны к одной надежде своего звания: «един у них Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» ( Ефес.4:5,6 ). Соборною же, или Кафолическою, называется Церковь , потому, что находится по всей Вселенной и повсеместно преподает то учение, которое должны знать люди, ибо она приводит весь род человеческий к истинной вере равно мудрых и неразумных, и повсюду врачует и исцеляет все роды грехов душевных и телесных, и имеет в себе всякий вид совершенства, являющий в делах и словах и во всех дарованиях духовных. Одно только название Кафолической то есть Вселенской, а по Славянскому переводу Символа – Соборной, вполне соответствует достоинству Церкви Христовой и выражает её всеобщность, ибо наименования: Греческая, Российская и другие подобные означают только различные её части, составляющие все вместе одну Вселенскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010