По 2Пар. 13:19  неподалеку от Вефиля (а Вефиль находился в израильском царстве недалеко от южной его границы, на дороге, ведущей из Иерусалима прямо к северу чрез Раму в Силом и Сихем) находился город Ефрон или Ефраин, – город, вероятно, тожественный с упоминаемым в Нов. Завете Ефремом ( Ин. 11:54 ). Он, вероятно, тожествен также с городом Офра, упоминаемым в Нав. 18:23  и 1Цар. 13:17 . По крайней мере Евсевий (Onomasticon s. v. Aphra) отожествляет эти два города и говорит, что еще в его время в 5000 шагов к востоку от Вефиля существовала деревня Ефрем. Местоположение Офры, насколько можно определить его по указ. мм. Иис. Нав. и 1Цар., совпадает, в самом деле, с местоположением Ефрема, определяемым указаниями отчасти 2Пар., отчасти Евсевия. Офра (), сходное отчасти по произношению, отчасти по начертанию с или могло быть принято за последнее и таким образом в указз. мм. кн. Быт. могло возникнуть чтение «Ефрафа». Показание 1Цар. 10:2  относительно местонахождения гроба Рахили, не подходящее к Вифлеему, соответствовало бы местоположению Офры. Гроб Рахили находился, по указ. м. 1Цар., близь Рамы; а Рама была также близка к Вефилю, как этот последний (по 2Пар. и Евсевию) к Офре=Ефрему. Дважды повторяющиеся в русско-евр. тексте слова: о детях своих слав.-греч. перевод во втором случае опускает, избегая тождесловия. Иер. 31:16–17 16. Так реч Гдь: да гласъ твой плача, и очи тво слезъ, к есть мзда длмъ твоимъ, глаголетъ Гдь, и возвраттс земл 16. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания, и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. 17. И есть надежда послднимъ твоимъ, (глаголетъ Гдь), и возвраттс снове тво в предлы сво. 17. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои. 16, 17. Но Рахиль должна утешиться. Отсутствовавшие дети ее, по которым она скорбела, возвратятся из земли неприятельской в пределы свои. Не напрасно она переносила муки рождения; не напрасно заботилась о воспитании детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

По личному впечатлению и по историческим воспоминаниям, слушатели Иеремии, при имени Силома, в связи с именем дома Божия, могли думать, что, избравши известное место жилищем для Себя, Господь может и перенесть это жилище в другое место, которое более достойно такой святыни. Свободная милость Божия могла привлекаться только верностию народа закону Божию. По 1Цар. 3:11  и сл. несчастие Израиля в войне с филистимлянами, потеря ковчега и удаление его навсегда из Силома стояло в связи с безнравственным поведением сыновей Илия – священников. По руководителям религиозно-нравственной жизни народа можно было судить о руководимых. Силом лишился своей святыни за грехи народа израильского. В силу совершенно того же закона правды Божией, святый храм, воздвигнутый Соломоном в Иерусалиме, не только не спасет попирающих его своими нечистыми ногами, но и сам будет разрушен за грехи народа. Сего ради: греч. слово τι, имея в виду соответствующее евр. , правильнее было бы перевести здесь: «ибо». Иер. 7:13 13. И нын, понеже сотвористе вс дла реч Гдь, и глаголахъ к вамъ ран востающъ и глаголющъ, и не услышасте мен, и звахъ васъ, и не вщасте: 13. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с ранняго утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали; 13 . Каков был народ иудейский в то время, когда говорил св. Иеремия, видно из Иер. 7:6, 9 . Было одно обстоятельство, увеличивавшее преступность поведения слушателей Иеремии. Исправно посещая храм Божий, к молитвам, там произносимым, народ прислушался так, что перестал замечать их. По видимому, Сам Бог богослужение с его навсегда установленными молитвами признавал не вполне достаточным для того, чтобы возбудить внимание народа к его нравственному состоянию. Явление пророков, их боговдохновенные речи были теми чрезвычайными мерами, которые милосердие Божие употребляло для того, чтобы возбудить в народе жажду нравственного исправления. И глаголахъ к вамъ рано востающъ и глаголющъ=Я говорил вам с ранняго утра=Я говорил вам неусыпно, постоянно, настойчиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

По прошествии некоторого времени пришло наказание Божие на дом Илия, а вместе с тем и на весь израильский народ, потому что прогневили Бога не только сыновья Илия, но и израильтяне. Хотя и не все они, но многие из них, приобретши от язычников навык к идолопоклонству, не оставляли его и, служа истинному Богу, в то же время приносили и жертвы идолам и тем разгневали Бога своего. Но долготерпеливый Бог терпел грехи народа, пока не оскорбили Его сыновья Илия, которые были священниками и правителями народа израильского. А когда они своими беззакониями возбудили Бога к гневу и наказанию, тогда праведный Судия и Мздовоздаятель, вспомнив и грехи народа, наказал всех вместе, потому что вместе с начальствующими Бог подвергает наказанию и подчиненных. И не так скоро грехи народа возбуждают разгневанного Бога к наказанию, как грехи тех, кого поставил Он начальниками и правителями народа. Филистимляне пошли войною на израильтян и израильтяне были побеждены филистимлянами, и из войска израильского пало убитыми четыре тысячи человек. И сказали друг другу старейшины израильские: — За что поразил нас сегодня господь пред иноплеменниками? Возьмем из Силома ковчег Господа Бога нашего и принесем в наш стан. Пусть он пребывает среди нас во время войны нашей с филистимлянами и спасет нас от руки врагов наших. Решив так, они послали в Силом и взяли оттуда ковчег Бога, сидящего на херувимах, а при ковчеге Божием были оба сына Илия, Офни и Финеес. Когда ковчег Господень прибыл в стан, весь Израиль от радости поднял такой сильный крик, что стонала земля. Филистимляне услышали этот крик и сказали: — От чего такие громкие восклицания в стане еврейском? И узнали филистимляне, что ковчег Господень прибыл в стан Израильский. Они устрашились и сказали: — Бог пришел к ним в стан воевать с нами. Горе нам! Кто избавит нас от руки Его? Ибо Он поразил египтян всякими казнями. Но укрепимся, мужи филистимские, и будем мужественно сражаться с евреями, чтобы нам не быть в порабощении у них, как они у нас. Ободряя друг друга такими словами, филистимляне мужественно стали против евреев. Произошла война и великая битва с обеих сторон, и филистимляне вместо того, чтобы быть побежденными, победили евреев. Так как Бог был разгневан, то не оказала помощи святыне, ибо куда приходит наказание Божие, там оно не щадит и самой святыни. Филистимляне одолели израильтян, убили тридцать тысяч воинов их, взяли в плен ковчег Божий и убили бывших при нем обоих сыновей Илия. Таким образом, по слову Божию, оба вместе пали они от меча.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать Имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним ... Я так же поступлю с домом (сим), над которым наречено Имя Мое» (7:10–12, 14). 100 Приведенные тексты сами собой достаточно свидетельствуют, что выражение Имя Божие в связи с храмом вовсе не есть только замена или синоним слова Бог, но имеет совершенно самостоятельное значение, отрицать которое значило бы производить насилие над текстом. Речь идет о нарочитом пребывании в храме Имени Божия, наряду со Славою Божией, как силы Божией, как энергии Божией. Для еврейского религиозного сознания в этом не было ничего странного и противоречивого, это ясно уже из того центрального значения в культе, какое принадлежало торжественному провозглашению Имени Божия. Оно именно не только провозглашалось, но существовало как живая энергия и вне этого провозглашения, имея местом особенного пребывания храм как средоточие богослужения. (Если голос скептического рационализма будет говорить, что не может быть особого места для пребывания Имени Божия, ибо оно как идеальная величина не связано с местом, то следует указать, что совершенно то же соображение может быть применено и к храму как месту нарочитого пребывания Божества, дому Божию, ибо Божество не связано с местом. Если же снисхождение Бога к человеку, выражающееся в богоявлениях и богооткровениях, включает в себе и соответственный антропоморфизм (или же антропологизм), то столь же нет препятствий видеть в храме дом Божий, как и место пребывания имени Божия.) Нарочитая связь храма с Именем Божиим, которая для имяборства должна казаться какой-то непонятной прихотью языка, на самом деле вытекает из связи культового тайнодействия и богослужения с Именем Божиим, которое и есть лествица, возводящая от земли на небо. И надо поэтому отнестись с полным доверием и реализмом к свидетельству священного текста о том, что в храме пребывало Имя Божие. 3 . Понимание Имени Божия как силы или энергии проявляется также в ряде текстов, в которых начертание или присутствие Имени Божия является знаком, а вместе с тем и основанием, особого избрания и облагодатствованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Покров Скинии состоял из четырех слоев. Внутренний был изготовлен «из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», с изображением херувимов ( Исх.26:1 ). Второй, более грубый слой состоял из одиннадцати покрывал из козьей шерсти ( Исх.26:7 ). Два внешних слоя составляли: покров «из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих» ( Исх.26:14 ). Вход в Скинию укрывался завесой, сделанной из того же материала, что и внутренний покров. Для её крепления устанавливалось пять позлащенных столбов на медных подножиях ( Исх.26:26-37 ). Скиния была окружена прямоугольным двором, длина которого составляла 100 локтей, а ширина — 50. По периметру двор ограждался завесой, высотой в 5 локтей, растянутой на столбах ( Исх.27:18 ). На дворе располагался жертвенник всесожжения и умывальница. Полагают, что после завершения сорокалетнего странствования евреев по пустыне и вступления в землю обетованную местами расположения скинии были такие географические пункты как Силом ( Нав.18:1 ), Сихем ( Нав.24:26 ), Массифа ( Суд.20:1 ), Вефиль ( Суд.20:18 ). Сколько времени просуществовала скиния, созданная при Моисее, сказать трудно. В правление Саула по крайней мере часть священных предметов, которые надлежало хранить именно в Скинии, находились в Номве ( 1Цар.21:1-6 ). О Давиде же сообщается, что он соорудил новую Скинию: «И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид» ( 1Пар.16:1 ). А уже при его сыне, Соломоне, был воздвигнут величественный каменный Храм. Значение Скинии для еврейского народа трудно переоценить. Помимо того, что она служила объединяющим фактором, она была видимым знаком водительства Божия, местом Его особого присутствия, местом где Бог открывался Своему народу: «В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» ( Числ.9:15-17 ).

http://azbyka.ru/skiniya

После раздела земли, по особому откровению дан был надел и самому вождю народа Иисусу Навину, именно город Фамнаф-Сараи в колене Ефремовом. Так как колено Левиино, по его особому служению, осталось без земельного надела, то ему выделено было в среде различных колен сорок восемь городов с принадлежащими к ним угодьями; из них тринадцать городов назначено собственно для священников и шесть особых городов с предоставлением им права убежища для невинных убийц. «Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их; и они получили ее в наследие и поселились на ней. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их; и никто из всех врагов их не устоял против них; и всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось не исполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил Господь дому Израилеву; все сбылось». Возвратились в свои уделы и заиорданские колена 126 , воинов которых Иисус Навин, с выражением благодарности за их содействие общему делу и с увещанием держаться веры в единого истинного Бога, наконец нашел возможным отпустить. С большой добычей, выпавшей на их долю из богатств ханаанских, они отправились за Иордан и у места перехода израильтян чрез реку воздвигли большой жертвенник. Но это обстоятельство крайне встревожило остальные колена, которые усмотрели в этом желание заиорданских колен отделиться от своих братьев в религиозном отношении. Негодование было так велико, что готова была разразиться братоубийственная война. Но к счастию, благоразумие предотвратило это бедствие. Назначенная по этому делу особая депутация, состоявшая из священника Финееса и десяти избранных старейшин, выяснила сущность дела и из объяснений заиорданских колен пришла к убеждению, что, созидая жертвенник, они не только не думали отделяться от религии своих отцев, а напротив, этим видимым жертвенником хотели наглядно подтвердить связь свою с остальными коленами и для будущих своих поколений. Общею связью для всех колен служила скиния с ковчегом завета, но чтобы сделать эту народную святыню доступною всем коленам, Иисус Навин перенес ее в Силом, в колене Ефремовом, как занимавшем серединное положение в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Праотцы Иаков и Иуда. Витраж собора Нотр-Дам в Страсбурге. XIII в. Особое место И. среди братьев подчеркивается в благословении Иакова (Быт 49. 8-12): «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое; блестящи очи [его] от вина и белы зубы [его] от молока». Мн. древние и совр. толкователи придают этому благословению мессианское значение. Центральное место в этих стихах занимает слово   (в синодальном переводе - «Примиритель»), к-рое больше не встречается в Библии; этимология его неясна, в МТ оно исправлено на столь же непонятное   Синодальный перевод «доколе не придет Примиритель» основан на созвучии слов   и   (мир/спокойствие). В переводе LXX: ως ν λθ τ ποκεμενα ατ («доколе не придет то, что ему предназначено») -   прочитано как   - «принадлежащее ему»; вероятно, на это понимание намекает и правка в МТ; из него исходит (перефразируя) таргум Онкелоса:             («доколе не придет Мессия, Которому предназначено царство»; практически такое же чтение в таргуме Неофити и Фрагментарном таргуме). Возможно, на это прочтение благословения Иакова опирается и Иез 21. 27 («…доколе не придет Тот, Кому принадлежит он...»). Словари древнеевр. языка (см., напр.: BDB. P. 1010), а также большинство переводов на совр. европ. языки отдают предпочтение вслед за Септуагинтой пониманию   как   Мн. комментаторы считают этот текст испорченным и прибегают к конъектурам: «…доколе не придет к нему дань» ( Moran. 1958), «доколе не придет правитель» ( Westermann C. Genesis 37-50: A Comment. Minneapolis, 1986. P. 231). Распространенное понимание «доколе он не придет в Шило (т. е. в г. Силом)» не требует эмендации, однако неубедительно по содержательным причинам.

http://pravenc.ru/text/1237745.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами ветхозаветный сюжет об истории святой пророчицы Анны, которая силой своей чистосердечной молитвы к Богу показала, что вера может творить настоящие чудеса. История ее такова: у отца пророка Самуила, по имени Елканы, было две жены: Анна и Феннана, – у Феннаны были дети, Анна же оставалась бесплодной. Несмотря на неплодство, Анна была более любима мужем, чем Феннана, – за то эта последняя постоянно попрекала Анну, упрекая в том, что Господь не дал ей чад. Анне пришлось убежать в Силом, где была скиния Завета Израиля с Богом, чтобы вылить свое горе Богу. Плачущую и раскачивающуюся в такт своим слезам женщину, принял за пьяную священник Илий и приказал выйти из Святого места. Но Анна отвечала ему: «Нет, господин мой, – я жена скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». Первосвященник, поняв свою ошибку, сказал ей: «Иди с миром и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него». И, действительно, Бог даровал Анне, по ее горячей и чистосердечной молитве, сына, которому дали имя Самуил, что значит: «испрошенный у Бога». Ко­гда ре­бе­нок до­стиг от­ро­че­ско­го воз­рас­та, мать са­ма при­ве­ла его к свя­щен­ни­ку Илию, и тот оста­вил Са­му­и­ла слу­жить при ски­нии ( 1Цар.1, 2:1-21 ) Описание На картине изображена женщина, стоящая на коленях у ступеней алтаря; руки ее сложены в молитвенном жесте, голова немного откинута назад, глаза полузакрыты. Слева за занавесом изображен священник Илий, который с удивлением смотрит на женщину, погруженную в глубокую скорбь, обезумевшую от горя. Лицо Анны сосредоточено, ее взор обращен в сторону завесы, где видна часть семисвечника и фрагмент ковчега Завета с изображением Херувимов. Картина написана в академическом стиле – перед нами идеализированный образ молящейся женщины, облаченной в белую рубаху, подпоясанную пестрым кушаком и зеленую юбку. С ее плеч спадает алый плащ, оттеняющий смуглое лицо и легкий румянец на лице Анны. Не видя наблюдающего за ней священника, Анна полностью погружена  в молитву, с болью и печалью взывающую к Господу помиловать ее, дав чудесный дар чадородства.

http://azbyka.ru/art/molenie-svyatoj-ann...

до Р. X. Даган считался богом растительного мира, или плодородия, хотя первоначальное значение его имени остается пока неизвестным. 238 После того как ковчег был избавлен от рук филистимлян, израильтяне перенесли его в Кириаф–Иарим (14 км на северо–запад от Иерусалима) ( 1Цар. 7,1 ). Но Священное Писание не объясняет, почему ковчег не был возвращен в Силом. Почему же, в самом деле, израильтяне не вернули его в священное, предназначенное для него место? Причина в том, что Силом был разрушен. Возможно, это произошло после битвы при Авен–Езере ( 1Цар. 7, 11–12 ) или немного позднее. Во всяком случае, пророк Иеремия ясно свидетельствует о том, что в его времена, т. е. около 600 г. до Р. X., Силом лежал в руинах ( Иер. 7, 12, 14; 26, 6, 9 ). Вполне вероятно, что его разрушили филистимляне около 1050 г. до Р. X. 239 И на этот раз археология предоставляет нам сведения, подтверждающие события, описанные в Священном Писании. Раскопки, проведенные датской экспедицией под руководством Аагера Шмидта в 1923–1931 гг., 240 показали, что Силом был заселен с XIII по XI вв. до Р. X. Этот вывод датских археологов полностью согласуется с Ветхим Заветом, так как израильтяне хранили ковчег в XIV или XIII вв. до Р. X. в Силоме ( Нав. 18,1 ), который позднее был разрушен и лежал в руинах вплоть до времени Иеремии. Г. Л. Робинсон отмечает: «Действительно, все находки датских археологов в Силоме точно соответствуют тому, что как бы подразумевается в Ветхом Завете». 241 Это вынужден признать и скептически настроенный Файфер. 242 Археологические находки в Силоме имеют большое значение, так как те, кто отрицал историческую точность Ветхого Завета, утверждали, что все написанное в Библии о жертвеннике в Силоме, – позднейшая выдумка. Но датские археологи доказали, что Силом достиг зенита своей славы в период судей (о чем свидетельствует и Ветхий Завет) и что это святое место было истреблено огнем в дни священника Илия и судьи и пророка Самуила, 243 т.е. около 1050 г. до Р. X. Таким образом, стало ясно, что мнение скептиков и рационалистов – это совершенная глупость! 244   Царь Саул и музыкант Давид   Когда Израиль пребывал в величайшей опасности из–за набегов филистимлян и постоянно требовал от состарившегося пророка Самуила поставить над ними царя, как у прочих народов, Самуил не хотел подчиняться этому требованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Правда, представители критики относят происхождение начальных глав 1-й книги Царств ко второй половине VIII в. 26 ; но они признают их, по содержанию, настолько достоверными, что руководствуются ими, изображая жизнь избранного народа при Самуиле и Сауле; поэтому, основываясь в своих выводах на названных главах, мы стоим на одной и той же почве со своими противниками, так что и в их глазах наши выводы должны иметь значение, должны показать им, что заключения, к которым они приходят, во всяком случае, не могут быть признаны безусловно правильными. Правда также, что Р. Смит объясняет места в 1-й книге Царств (1 гл.), на которые мы сейчас ссылались, решительно в пользу своих воззрений, но его объяснения настолько произвольны, что не могут иметь доказательной силы. Напр., Смит в выражениях: «ежегодно», «из года в год», «ежегодная жертва» видит указание на то, что Силом, во времена Судей, был посещаем с религиозными целями только однажды в год, а не трижды, как это было предписано впоследствии обрядовыми постановлениями Пятикнижия; далее, из замечания, что Елкана, с горы Ефремовой, ходил в Силом поклониться Господу, он (Смит) заключает, что Силом был посещаем при Судиях только ближайшим к нему окрестным населением, которое искало и находило там удовлетворение своих религиозных нужд, что Силом, таким образом, был не национальным, а лишь местным святилищем и имел значение для одного колена Ефремова, другие же колена обращались к другим святилищам, также местным. Натянутость и искусственность приведенных объяснений делается особенно заметною в виду заключений чрезвычайной важности, которые делаются критикой с помощью подобных объяснений. б) По утверждению Кауча и других современных критиков, сыны Израилевы в период Судей приготовляли литые изображения, кумиры Иеговы и религиозно чествовал их, не видя в поклонении этим изображениям ничего предосудительного, противозаконного. Значит, говорят критики, тогда Пятикнижия еще не существовало, и народ совершенно не знал о запрещении поклоняться кумирам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010