Продолжая столь счастливую победу, Иисус одним и тем же походом 382 приобрел южную половину обетованной земли от Гаваона до Кадис – Варни, и возвратился в Галгалы. В северной части земли ханаанской владычествовал Иавин, царь Асорский. Он созвал против евреев всех подвластных себе царей с обеих сторон Иордана, и соединился с ними при озере Маррон или Самохонитском. Но Иисус, обнадеженный Божьей помощью, предупредил их нападение, сжег Асор и множество других городов, оставив только крепкие; а из добычи умертвил коней и сжег колесницы, поскольку Богу не угодно было, чтобы Его народ на что – нибудь, кроме Него надеялся. В сих и других войнах в продолжение шести лет по переходе через реку Иордан, истребил Иисус тридцать одного царя, и очистил землю для евреев, исключая некоторые города, которые снова заняты были прежними жителями, и некоторые пограничные, особенно приморские страны, которые совсем не были завоеваны. Так исполнялись обетования Божьи на Израиле и проклятие Ноя на Ханаане: наказывались грехи язычников, и царство веры занимало самое удобное для своего распространения положение на земном шаре. Разделение земли Ханаанской Наступил первый субботний год 383 , когда Бог повелел приступить к разделению земли ханаанской девяти с половиною коленам израилевым по жребию 384 . Раздел начался в Галгалах, и прежде прочих получили свое наследие потомки Иуды и Иосифа, или по следствию жребия, или по уважению преимущественного благословения их предков и заслуг Иисуса и Халева. Сей последний, утверждаясь на обещании Моисея 385 , просил себе Хеврон, в котором за сорок пять лет был соглядатаем; и получил его с тем, чтоб истребить еще гнездившихся там енакимов 386 . После сего народное собрание вместе со скиниею перенесено в колено Ефремово в Силом. Здесь Иисус, упрекнув остальные семь колен тем, что они медлят истребить останки хананеев, принудил их дать по три человека из каждого для описания земли, и роздал им жребии. Особенным делом промысла в сих жребиях было то, что посредством их точно исполнились предсказания Иакова о местопребывании каждого колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра: И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби. И созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век. И избра Давида раба Своего и восприят его от стад овчих (78:56–61, 64–69 и дал.). Впоследствии, когда и Иуда стал преогорчать Господа, Он чрез прор. Иеремию, грозил Иерусалиму такою же участью, какая постигла Силом, и Иудину колену – таким же отвержением, каким поражено было Ефремово ( Иер.7:12–15; 26:6–9 ). При виде сего опустелого места, некогда возлюбленного Господом и потом отвергнутого, страх объемлет сердце и возбуждает в душе покаянное чувство. Сихем-Наблус Местоположение и исторические судьбы Сихема (Наблус). Спустя пять часов по выходе из Вефиля, поклонники по склонам горы Гаризина прибывают в город Сихем, или, по-нынешнему, Наблус. Город этот – один из древнейших городов земли обетованной, современный Салиму, городу царя Мелхиседека. Патриарх Авраам кочевал в окрестностях Сихема, проходя из этого города в Хеврон. Здесь явился ему Господь и обещал потомству его дать землю сию; тут Авраам создал Богу жертвенник ( Быт.13:6–7 ). Патриарх Иаков приходил сюда с шатрами и купил здесь поле у Эммора, Сихемова сына. После печальной истории мщения сыновей Иакова сихемлянам за оскорбление сестры их Дины, Иаков удалился в Хеврон и оттуда иногда посылал детей своих на сихемское свое поле пасти стада. По занятии евреями земли обетованной здесь, на противоположных горах, совершился обряд благословение исполнителям закона и проклятие нарушителям его (И. Нав.7:30–35 ). При разделении земли обетованной Сихем отошел к Ефремову колену и считался одним из 48 городов левитов и одним из трех городов, отделенных на правом берегу Иордана для убежища ненамеренных убийц. И. Навин перед смертию своею созвал в этом городе великое народное собрание и преподал здесь старейшинам и начальникам колен Израильских свои последние заветы ( Втор.11:26–29 ). После смерти Соломона г. Сихем был местом народного собрание для избрание царя, окончившегося отпадением десяти колен от Ровоама и образованием царства Израильского. Первый царь Израильский Иеровоам обстроил его и имел здесь свое местопребывание. Впоследствии, когда самаряне воздвигли на горе Гаризин свой храм (в 335 г. до Р. Хр.), то Сихем для них стал тем же, чем для иудеев был Иерусалим. Спустя 200 лет храм этот был разрушен Иоанном Гирканом. Этот город рано имел христианскую общину. В 487 г. самаряне восстали против христиан и, в наказание за это, греческим правительством были изгнаны из Сихема и с горы Гаризин; император Зенон построил здесь церковь в честь пресвятой Девы Марии; а император Иустин построил в Сихеме пять церквей, которые впоследствии были сожжены самарянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. ( Лев.21; 10:9 ). Когда священники позднее стали многочисленными, они были разделены на 24 класса, из которых каждый имел своего главу и исполнял поочередно свою обязанность ( 1Пар.24 ). Они, как и первосвященник, при исполнении своих обязанностей, употребляли особенные одежды. 4 . Простые левиты были стражами и служителями Святилища. В пустыне они брали на себя перенесение скинии и ее принадлежностей. Позднее они хранили храм: отпирали и запирали его; поддерживали здесь· чистоту, они заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения, во времена Давида они отправляли пение и музыку ( 1Пар.23–26 ). Они не имели права входить во внутрь скинии и были во всем подчинены священникам. 100 – Египетский бог Озирис, носящий нагрудник на своей шее (Барельеф музея в г. Э., в Провансе.) 5 . Колено Левиино, согласно повелению Божию ( Числ.35:2–8 ), не получило отдельной территории при разделе земли Обетованной (Βтор.18:1–2), дабы оно могло отправлять более свободно свои священные обязанности ( Втор.18:5 ). – Оно только получило для жительства 48 городов, выбранных в различных коленах Израилевых ( Нав.21 ). Священники, дети Аарона, получили 13 городов, расположенных в коленах Иудином, Симеоновом и Вениаминовом (Нав.21:19–20). Шесть из 48 левитских городов были в то же время городами убежища: Хеврон, Сихем и Кедес, к западу от Иордана; Голан, Рамоф-Галаад и Бецер, к востоку от Иордана ( Нав.20:7–8 ). Силом, где находилась долгое время скиния, и Иерусалим, где был после построен храм, не были городами левитскими. – Что касается до средств содержания, то они были доставляемы колену Левиину чрез десятину: все израильтяне были обязаны доставлять каждый год левитам десятую часть своих доходов с произведений земледелия и скотоводства ( Числ.18:11–13 ; Βтор.14:22 и сл. 15:19; 18:4; 26:2–12, Лев.7:7–15; 32–34 ). Левиты платили в свою очередь десятую часть своей десятины на содержание священников. Эти последние пользовались большею частью из всего количества жертв ( Числ.5:9–10 ; Βтор.18:3); предметы, посвященные по обету, становились их собственностью ( Числ.18:14 ), так же как и деньги с известного количества пеней ( Числ.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Ст. 2–3. …Народ еще приносил жертвы на высотах; ибо не был построен дом имени Господа до того времени. И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах... Под именем высот всего чаще в Писании называются места идольских треб у язычников. Но, очевидно, что здесь речь идет не об этих высотах, и не об идольских жертвах; ибо о Соломоне, приносившем таковые жертвы, не было бы тотчас же замечено, что он возлюбил Господа, и ходил по уставу Давида, отца своего. Нет, и у народа Израильского были, своего рода, священные высоты, т. е. холмы, осененные тенистыми дубравами, где воздвигаемы были алтари Иегове. Подобные места приобретали свое священное значение или от того, что здесь, некогда, стояла скиния Божия, или принесены были, некогда, жертвы знаменитыми и святыми мужами древности – по нарочитому повелению Иеговы, или от того, что какие-либо другие важные исторические воспоминания соединялись с сими местами. Таковы были в описываемые времена: Вефиль, Сихем, Хеврон, Галгалы, Силом, Рамафа, Кириафиарим, Гаваон и, может быть, многие другие. Хотя законом, во избежание религиозного разъединения, назначалось для жертв, собственно, одно только то место, которое, изберет Господь... в одном из колен Израильских , т. е., где располагалась станом скиния свидения 436 ; но на практике, сей закон не был строго соблюдаем до построения храма, ибо до этого времени скиния переходила с места на место, и Господь, как бы, еще не избрал ни одного определенного места, к которому окончательно было бы привязано богослужение. Так, некогда, по обнародовании законов пасхальных, еще долго не могли войти они в практику, по причине странствования Евреев в пустыне. Таким образом, замечание священного повествователя о высотах Израильских имеет не столько обличительный, сколько простой, вступительный характер. Намереваясь сказать ниже о построении храма, он предпосылает слово об обстоятельствах, предшествовавших сему важному событию, и дает заметить, как сами цари, и, даже ревновавшие о Господе, не стеснялись приносить Иегове жертвы и курения на высотах. «Сообразно с сим, – по замечанию блаж. Феодорита, – должно разуметь повествуемое и о других (подразумевается – благочестивых) царях, что они посекали дубравы, сокрушали идолов Вааловых, но не разоряли высоких. Ибо Аса, Иосафат и другие запрещали приносить жертвы демонам и разрушали их капища, но не переставали приносить жертвы на высоких (так долго живут укоренившиеся обычаи)! Впрочем, Езекии и Иосии Божественное Писание присвоило и это совершенство» 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Др. важнейшим жанром псалмов является восхваление Бога: Господь живет «среди славословий Израиля» (Пс 21. 4), воспеваются в гимнах Его действия (ср. Пс 32). Предметом восхвалений являются действия Бога в творении (Пс 103; 138; 147) и истории (Пс 134; 135), восхваления вызваны ожиданием и предвкушением Царства Божия (Пс 46; 92; 95; 98), присутствием Господа в храме и граде Божием (Пс 45; 47; 75; 83; 86). Но были псалмы-плачи и молитвы, оставшиеся неуслышанными, и тогда молящийся должен был призывать Бога часто и долго (1 Цар 7. 8; Пс 54. 18; 91. 3; Неем 1. 6). С песнями благодарения (напр., Пс 29; 65. 13 и сл.; 115; 137) во время культовых действий, совершавшимися в семье или общине (ср.: Пс 29. 5; 31. 11; 33. 4), часто соединялись жертвоприношения (  ) во исполнение обета, когда несчастье уже миновало (Пс 21. 26; 55. 13; 66. 13-15; Иона 2. 10). Священные места и предметы Определяющей для В. б. всегда оставалась вера в то, что богослужение Яхве должно совершаться в определенных местах, где Он открывал Себя (см. Богоявление ), но только в пределах данной Им Израилю земли (Быт 4. 14; 1 Цар 26. 19), и что Господь «живет» на небесах (Быт 11. 5; 18. 21; 21. 17; 22. 11; 28. 12; Исх 19. 11, 18, 20) и везде слышит молитву верующих в Него (Быт 24. 12; Суд 16. 28; 1 Цар 27. 1 слл.). В период патриархов Яхве являл Себя в местах, ставших затем ханаанейскими святилищами (Быт 12. 7 (Сихем) , Быт 13. 18 (Хеврон) , Быт 26. 23 слл. (Вирсавия) , Быт 28. 10 слл. (Вефиль), Быт 32. 2-3 (Маханаим) и др.). В Египте единого места для богослужения у евреев, по-видимому, не было (ср.: Ам 5. 25-26), а со времени путешествия Израиля по пустыне священными местами стали гора Синай (Исх 3. 1 слл.) и источник Мишпат (Кадес). После захвата евреями Ханаана языческие капища были превращены сначала в племенные святилища Израиля ( Силом , Мицпа и др.), в более позднее время - в царские святилища. Однако в ветхозаветной традиции авторитет Синайского Богоявления никогда не ставился под сомнение. Эти святилища исчезли с установлением централизованного иерусалимского богослужения.

http://pravenc.ru/text/158292.html

«В городке Христовом сельская простота и молчание; их нарушают только звуки псалмов. Куда ни посмотришь, слышишь хвалы Богу. Поселянин за плугом поет: " Аллилуйя " . Жнец, покрытый потом, оглашает себя псалмами, и виноградарь, обрезающий лозу, издает звуки Давидовой песни. Псалмы — единственные песни в этой стороне; это — любимые песни пастуха и песнь пахаря».» После живого, картинного описания страны Евстохия живо описывает воображаемое пребывание Маркеллы в Святой Земле. «О! Когда же ангел–путник принесет нам весть: наша Маркелла в гавани палестинской! Когда лики иноков и инокинь суетливо будут готовиться к ее приему!.. Вот наступает день, когда рука об руку вступаем в пещеру Спасителя, плачем на гробе Господа, плачем с сестрой, плачем с матерью, лобызаем Крест, входим на Елеонскую гору и летим на крыльях духа вслед возносящегося Спасителя; видим Лазаря, обернутого погребальными пеленами, видим реку Иордан, который так весел был при крещении Иисуса; посещаем пещеры пастухов и молимся в гробнице Давидовой; видим пророка Амоса, как он на скале играет на пастушеской свирели. Спешим к Аврааму, Исааку и Иакову и к памятникам жен их; видим поток, в котором Филипп крестил евнуха… Идем в Назарет и, по значению имени его, видим прекрасные цветы Галилеи. Невдалеке отсюда встречаем Кану, где Спаситель претворил воду в вино. Потом идем на Фавор и желаем видеть пребывание Спасителя не с Моисеем и Илией, как Петр, а с Отцом и Св. Духом. Потом мы на Геннисаретском озере и отсюда в пустыне, где накормлены раз пять тысяч, в другой — четыре тысячи, четырьмя и семью хлебами (Мф. 14, 22; 15, 38). Идем далее и видим городок Наин, при воротах которого воскрешен сын вдовы; далее в виду гора Хеврон и поток Эндор, при котором побежден Сисара, еще Капернаум, избранное место чудес Христовых. Теперь возвращаемся мы, сопровождаемые Христом, через Силом, Вефиль и другие места, где построены церкви — победные знаки Иисуса, возвращаемся в свою пещеру. Кончив путешествие, мы будем часто плакать и еще чаще петь, молиться непрерывно и, уязвленные любовью к Иисусу, станем повторять: " Я нашла Его, Которого любит душа моя; я нашла Его и держу Его и никогда не отпущу Его " (Песн. пес. 3, 4)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

«В городке Христовом сельская простота и молчание; их нарушают только звуки псалмов. Куда ни посмотришь, слышишь хвалы Богу. Поселянин за плугом поет: аллилуйя. Жнец, покрытый потом, оглашает себя псалмами, и виноградарь, обрезывающий лозу, издает звуки Давидовой песни. Псалмы – единственная песня в этой стороне; это любимая песня здесь; это и песнь пастуха, и песнь пахаря». После живого, картинного описания страны Евстохия живо описывает воображаемое пребывание Маркеллы в святой земле. «О! когда же ангел-путник принесет нам весть: наша Маркелла в гавани Палестинской! Когда лики иноков и инокинь суетливо будут готовиться к ее приему!. Вот наступает день, когда рука об руку вступаем в пещеру Спасителя, плачем на гробе Господа, плачем с сестрою, плачем с матерью; лобызаем крест; входим на Елеонскую гору и летим на крыльях духа вслед возносящегося Спасителя; видим Лазаря, обвернутого пеленами; видим реку Иордан, который так весел был при крещении Иисуса; посещаем пещеры пастухов и молимся в гробнице Давидовой 576 ; видим пророка Амоса, как он на скале играет на пастушеской свирели. Спешим к Аврааму, Исааку и Иакову и к памятникам жен их 577 ; видим поток, в котором Филипп крестил евнуха. Идем в Назарет и, по значению имени его, видим прекрасные цветы Галилеи 578 . Невдали отсюда встречаем Кану, где Спаситель претворил воду в вино 579 . Потом идем на Фавор и желаем видеть пребывание Спасителя не с Моисеем и Илиею, как Петр, а с Отцом и Святым Духом. Потом мы на Геннисаретском озере и отселе в пустыне, где накормлены раз пять тысяч, в другой четыре тысячи четырьмя и семью хлебами. Идем далее и видим городок Наин, при воротах которого воскрешен сын вдовы; далее в виду гора Хеврон и поток Эндор, при котором побежден Сисара 580 , еще Капернаум, избранное место чудес Христовых 581 . Теперь возвращаемся мы, сопровождаемые Христом, чрез Силом, Вефиль и другие места, где построены церкви, – победные знаки Иисуса, возвращаемся в свою пещеру. Кончив путешествие, мы будем часто плакать и еще чаще петь, молиться непрерывно и, уязвленные любовию к Иисусу, станем повторять: “Я нашла Его, Которого любит душа моя; я нашла Его и держу Его и никогда не отпущу Его” (см.: Песн. 3, 4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но, как я уже писала, в селении Христа (Вифлеем) все просто, и там тишина, прерызаемая только пением псалмов. И куда ни взглянешь, то видишь пахаря, работающаго и поющаго Аллилуйя; и сеятели и виноградари, работая, поют псалмы и песни Давида. Это здешние наши баллады и любовныя песни, и работники и пастухи посвистывают и поют эти мелодии. И, правда, мы здесь не думаем, что мы делаем, или как мы выглядим, но все стремимся только к одному. О, если бы настало то время, когда запыхавшийся посланец принес бы нам, наконец, известие, что наша Маркелла достигла уже берегов Палестины, и тогда бы хоры монахов и монахинь воспели бы ей хвалу. Но, хотя судно и не ожидается, мы готовы уже встречать его. И мы готовы хлопать в ладоши, обнимать твое лицо, и не были бы в силах отпустить тебя, так долго желаемую. И когда же придет тот день, когда мы сможем вместе войти в пещеру нашего Спасителя? И заплакать с нашей сестрой и матерью у Гроба Господня? Облобызать Древо Креста и затем на горе Масличной, вместе с Вознесением Христа, вознести и наши сердца и исполнить обеты? И узреть воскресшаго Лазаря, увидеть воды Иордана, очищенныя Крещением Господа? А затем пойти к пастухам на поле и помолиться у гроба Давида? Когда? Услышать плач пророка Амоса среди скал? Поспешить к гробнице Авраама, Исаака и Иакова и их благородных жен (Хеврон)? Увидеть источник, в котором Филипп крестил евнуха? Отправиться в Самарию для поклонения праху Иоанна Крестителя, пророка Елисея и Авдия? Войти в пещеры, где во время преследования и голода они находились? Когда? Мы также отправимся в Назарет и, согласно значению этого слова, полюбуемся цветком Галилеи (по-еврейски netzez – росток). Оттуда недалеко находится Кана, где вода была превращена в вино. Мы также пойдем на гору Фавор и узрим там не памятник (кущу), какой бы хотел построить Петр Ему с Моисеем и Илией, но памятник с Отцем и со Святым Духом. Там мы спустимся к Геннисаретскому морю и увидим в пустыне пять тысяч человек, накормленных пятью хлебами. Пред нашим взором появится город Наим (теперь Наин), у врат котораго сын вдовы был воскрешен из мертвых. Там же мы посетим Хермон и источник Ендор (Киссон), где был побежден Сисара ( Пс.83 ). Мы прибудем в Капернаум, знаменитый свидетель чудес Господних, а также посетим всю Галилею. А затем, сопровождая Христа, мы вернемся к нашей пещере, по пути посетив Силом и Вефиль и многие другие города, в которых воздвигнуты церкви, как бы прославляя победу Господню, не переставая петь, плача и молясь постоянно, и как бы пронзенныя стрелою Господа, мы будем повторять вместе: «Я нашла Того, Котораго любит душа моя, ухватилась за Него, и не отпускала Его» (Песнь Песней 3, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Холм галаадский напоминал евреям о завете их праотца с своим тестем Лаваном. Спускаясь с севера к югу Палестины, на каждом шагу еврей встречал места, города и сёла, напоминавшие ему о прошлом. На самом севере город Дан, где были поставлены данитянами идолы. На западе, близ Великого моря, Тир и Сидон, города хананеев, богатые не только торговлею, но также историческими воспоминаниями. Путь из северной части Палестины в среднюю шёл по знаменитой долине Ездрелонской, проходя которую каждый еврей невольно вспоминал и битву с хананеями при Деворе, и позднее битву Нехао, где погиб Иосия. Налево от Ездрелонской долины тянулся хребет Гелвуйских гор, с которыми связывалось воспоминание о победе Гедеона и смерти славных ратников Израиля – Саула и Ионафана. Направо был мрачный Кармил, с именем которого соединялась память о грозном обличителе Ахава и Иезавели и ревнителе завета Иеговы, Илии. Шёл еврей далее к югу, он встречал на своём пути Сихем, Силом, Офру, места, памятные в истории Иакова, И. Навина, Деворы, Гедеона и Авимелеха. Ещё южнее были Вефиль и Рама, при виде которых невольно припоминалась история видения лестницы Иаковом и смерть его жены. Наконец еврей приближался к Иерусалиму, где каждое место было полно исторических воспоминаний. Южнее был Хеврон, горы и пещеры Иудины, в ущельях которых когда-то скрывался Давид. К югу от этих гор простиралась пустыня Фаран, и за ней Синайский полуостров с своими приснопамятными в еврейской истории горами и долинами. Встречая всюду памятники своего прошлого, еврей не мог забыть отеческих преданий о нём, тем более что самая жизнь, различные песни, пословицы и рассказы старых лиц часто заставляли вспоминать о старом времени и чудных делах Божиих. При таких условиях сохранения в народном сознании и жизни священное предание у евреев было обезопашено от искажения и утраты. Но весьма рано для охраны этого предания явилось на помощь культурное средство, которому обязаны своим распространением все великие идеи, именно письменность. Здесь нет нужды говорить о первоначальном возникновении и развитии письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

времени исследованиям, археологического выражения не имеет. Можно говорить о древнейших, крайне примитивных израильских поселениях времени Судей (XII-XI вв. до Р. Х.), отличающихся от ханаанейских городов с их сложными фундаментами и дренажными системами. Эти поселения распространены в различных, в основном нагорных областях (начиная с В. Галилеи и далее в Н. Галилее, Центральном нагорье, районе Мёртвого м., Негеве, Заиорданье) чересполосно с центрами обитания иных народов ( Mazar. Р. 335-337). В ряде случаев израильские поселки, единичные или небольшими скоплениями, появляются в нагорьях и засушливых долинах, ранее почти не заселенных. В Беэр-Шеве (см. Вирсавия ) временный лагерь с легкими жилищами, ямами-хранилищами и цистернами для воды за столетие (XI в. до Р. Х.) вырос в небольшое оседлое поселение. Прослежено бурное развитие и концентрация населения у водных источников на пути от Заиорданья и Вади-эль- Араба к приморской равнине (см. Арад ). А. б. показывает, что процесс заселения Палестины израильскими группами начиная с раннего XII в. до Р. X. охватил Центральное нагорье, ряд районов Заиорданья и Сев. Негева, тогда как в Галилее он фиксируется в основном в XI в. до Р. X. В кон. XI в. до Р. X. мн. поселки были оставлены и не возродились (Силом, Гай, Телль-Масос и др.). Другие (Беф-Цур, Хеврон, Телль-Бейт-Мирсим, Дан, Асор, Телль-эн-Насбех) были восстановлены и расцвели в период Единого царства, что было связано с концентрацией населения в формирующихся израильских городах и, очевидно, филистимскими нашествиями, однако фортификация в большинстве поселений отсутствует, а их планировка говорит о строительных традициях полукочевников-бедуинов. Прямые археологические свидетельства эпохи Единого царства Давида и Соломона невелики, исключение составляют Иерусалим и др. города, сохранившие остатки их строительной деятельности, но и эти следы не всегда достаточно определенны (что отчасти связано с трудностями археологических работ в Иерусалиме). Иевусейский Иерусалим располагался на высоком холме Офел, его природная защищенность с самого начала дополнялась укреплениями.

http://pravenc.ru/text/Археология ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010