Напротив, если мы взываем к Богу, небесному нашему Отцу: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», то это будет молитва. Значит, просить и молиться суть понятия и сродные между собою, но в то же время различные. Молитвою мы называем именно прошение, обращенное к Богу: кто просит Бога о чем-либо, о том мы и говорим, что он молится. Отсюда и молиться прежде всего значит просить Бога о чем-либо. Израильтяне имели царя, о котором Писание говорит, что он был мужем по сердцу Божию. Царем этим был Давид. Но будучи великим царем, Давид был вместе с тем и великим молитвенником. Им составлено множество молитв, известных ныне под именем псалмов, и в одной из них он сам определяет, что есть молитва. Это он делает в следующих словах: «да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой». Слова эти суть слова молитвы, но в то же время они определяют также и то, что есть молитва. Прежде всего Давид просит здесь, чтобы были благоугодными пред Богом слова уст его. Значит, он молитву называет здесь словами уст, ибо она обнаруживается через слово. Но не все молящиеся словами уст, молятся так, как угодно Богу. Слова уст сами по себе не имеют никакой цены перед Богом. Это хорошо знал Давид, и потому далее он просит также Бога, чтобы было благоугодно перед Ним и помышление сердца его. Этим он научает нас, что молитва наша должна проистекать из сердца, должна быть возношением ума и сердца к Богу. Молитва Давида и была именно таким возношением ума и сердца, как ясно свидетельствует об этом он сам в другом своем псалме, говоря: «к Тебе, Господи, возношу душу мою». Итак, пример Давида научает нас, что молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Но что именно должно служить содержанием нашей молитвы, этого в приведенном определении не выражается. Об Анне, жене Елкана, повествуется, что однажды она пришла в Силом и стала перед светилищем. Там же находился тогда и первосвященник Илий. Увидев, что Анна только двигает устами и не произносит слов, Илий счел ее пьяною.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но в книге Судей есть одно выражение, по-видимому, опровергающее это предание. В 18:30–31 читаем: «и поставили сыны Дановы у себя истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манасии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения земли. И имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме». Слова «до дня переселения земли» () как – будто указывают на удаление Данова колена в Ассирийский плен ( 4Цар.17:7 ), и, следовательно, на очень позднее происхождение книги Судей. Но с таким пониманием не согласны дальнейшие слова: «пока дом Божий был в Силоме». Дом Божий в Силоме опустел и потерял свое значение в глазах еврейского народа со взятием из него ковчега на войну с Филистимлянами при первосвященнике Илии. После этого ковчег уже не возвращался в Силом и, по выражению Иеремии, Господь «отверг скинию Силомскую» ( 1Цар.4:3–11;5–7:2 ; Иер.7:11–14 ; Пс.77:60 ). Сделовательно, «переселение земли», по взгляду священного историка, не могло быть позже начальных лет правления Самуила. Во всяком случае, современник Давида и Соломона упомянул бы о пребывании дома Божия не в Силоме, а на Сионе или Мориа (2Цар.6гл.; 3Цар.6 –8гл.; Пс.2:6;9:12;64:2 …). С таким пониманием указанного выражения согласны и другие справедливые соображения. Благочестивые цари Давид и Соломон не потерпели бы нечестивого идолопоклонства колена Данова, если бы оно существовало в их время. Иеровоаму не было бы нужды ставить в том же городе Дане нового своего идола – тельца ( 3Цар.12:2529 ), если бы там до его времени существовал истукан из эпохи судей. Ему было бы во всяком случае очень резонно воспользоваться этим «древним» культом и его священниками из Манассиина колена… Очевидно, к его времени ничего подобного уже не было. Нелишне, наконец, привести чтение некоторых рукописей вместо - ковчега, т.е. до дня удаления ковчега во время войны с Филистимлянами 82 . Итак, рассматриваемое выражение, а равно и некоторые другие, указываемые критиками 83 , не могут доказывать позднейшего происхождения книги Судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но в тоже время, пророк предвидит бесплодность своей проповеди и пагубную нераскаянность народа. «К кому мне говорить и проповедовать, чтобы слышали? Се не обрезано ухо у них, и не могут слышать; се слово Иеговы у них в посмеянии, не желают его. Не хотят принять наставления; лица свои сделали крепче камня, не хотят обратиться». Посему, наконец, свои увещания и обличения пророк заключает решительною угрозою, пред- сказывая бедствия, грядущие от Халдеев. «Сердце мое! Сердце мое! восклицает он, как бы пораженный зрелищем приближающегося страшного и многочисленного неприятеля, – внутри сердца моего чувствую боль, кипит во мне сердце мое, не могу молчать; ибо звук трубы услышала ты, душа моя, тревогу брани. Выставьте знамя на Сионе, бегите, не стоите; ибо ведет зло Иегова от севера и великую гибель. Идет лев из своей чащи, и выступает истребитель народов (Навуходоносор). Идет подобно тучам, и колесницы его как вихрь, кони его быстрее орлов. Идет народ от земли северной, и народ, великий поднимется от краев земли. Держат в руках лук и копье; он свиреп и немилостив; голос их шумен как море, и сидят на конях, выстроились, как один человек, чтоб сразиться с тобою, дщерь Сиона! И съест он жатву твою и хлеб твой, съедят сынов твоих и дочерей твоих. Он съест овец твоих и коров твоих, съест виноград твой и смоквы твои; осиротит укрепленные города твои, на которые ты надеешься, мечем. Слышим известие о нем, руки у нас опустились, боли схватили нас, муки, как родильницу. Не выходите в поле, и не ходите дорогою, ибо там неприятельский меч, ужас со всех сторон. О дщерь народа моего! облекись во власяницу, и посыпь себя пеплом; учини у себя сетование, как по единственному сыну сетование горькое; ибо внезапно придет на нас губитель». Следующие главы (7–10) вводят нас в храм и передают нам речи пророка, произнесенные им в доме Божием. Проповедуя во вратах дома Иеговы, пророк, прежде всего, старается разрушить ложное упование на храм, тщетные надежды, которые обольщаемые ложными пророками Иудеи возлагали на святыню храма, легкомысленно думая, что Иегова не попустит врагам осквернить свое святилище, не потерпит, чтобы неприятельская рука коснулась его. «Не надейтесь на слова лжи, увещевает Иеремия словами Самого Бога. – когда говорят: «храм Иеговы, храм Иеговы, храм Иеговы здесь». Вот вы приходите, и становитесь пред лицом Моим в доме сем, который называется Моим именем, и говорите: «будем целы», чтобы впредь делать все мерзости сии. Разве вертепом разбойников стал в ваших глазах сей дом, который именуется Моим именем? Пойдите на место Мое в Силом 10 , где имени Моему Я назначил жилище прежде, и посмотрите, чтоб я сделал с ним за пороки народа Моего Израиля? И ныне Я поступлю с домом, который Моим именем именуется, на который вы надеетесь, и с местом сим, которое Я дал вам и отдам вашим, также как поступил с Силомом» (7: 4, 10–14.) 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Но в этих же главах заключается и повествование о наказаниях, постигших и Филистимлян. Ковчег завета был отвезен в город Азот и поставлен здесь в храме Дагона (V, 2 и сл.), но идол Дагон оказался разбитым, а на народ Филистимский Господь посылает казни, подобные казням Египетским, как например нашествие мышей и поражение людей болезненными наростами на теле. Страх и ужас овладевает Филистимлянами: они спрашивают своих прорицателей, которые указывают им, что бедствия их постигающие, происходят от присутствия в земле их ковчега Иеговы. По совету их, и чтобы удостовериться, что бедствия эти не случайны, они ставят ковчег Господень на колесницу, запрягают двух первородивших коров, которых телят оставляют дома, а запряженную колесницу с ковчегом и золотыми приношениями, изображавшими наказания их постигшие, выводят на дорогу и пускают без провожатых. Молодые коровы, не сворачивая никуда с пути, прямо направляются к пограничной черте и выходят к Вефсамису 173 , в пределы земли колена Иудина и останавливаются на поле Иисуса Вефсамитянина. Народ Израильский вероятно вначале не понял величие совершившегося чуда; жители Вефсамиса (1 Ц. VI, 19), хотя принесли во всесожжение коров, запряженных в колесницу на большом камне (ст. 4), но обращались с ковчегом не как со святынею, до которой могли касаться только Левиты, а открывали ковчег и заглядывали в него, и за то «поразил их Господь» 174 . Тогда только вспомнили Вефсамитяне закон Моисеев и обратились в близлежащий город Кириаф-иарим, и вызвали оттуда семью Левитов, – глава которой был Аминадав 175 ; и тогда Левиты взяли ковчег Господень и понесли его «на холм» (VII, 1) и поставили в доме Аминадава, «и сына его Елеазара посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа». И стоял ковчег Господа в Кириаф-иариме в доме Аминадава двадцать лет. То, что недоговорено в книге первой Царств о событиях этого времени, то восполняется другими свидетельствами Священного Писания . Так, Псалом 77 (Асафа, современника Давида) говорит в ст. 59 – 64;... «воспламенился (Господь) гневом... и отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками и отдал в плен крепость свою... и предал мечу народ Свой». Из этого мы видим, что после взятия ковчега и смерти Илии самый Силом был взят и разграблен и дом Божий, там находившийся разрушен 176 . В том же 77 псалме (ст. 67) сказано: «Господь отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион» 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобой и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Ибо так заповедано мне словом Господним: не ешь там хлеба и не пей воды, и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел». Однако же он сам нарушил эту заповедь и, послушавшись одного ложного пророка, зашел к нему и принял угощение, за что и умерщвлен был в пути напавшим на него львом – в предостережение всем тем, кто не твердо стоят в заповеди Божией. Так как Иеровоам не вразумился от бывшего ему предостережения, то его постигло семейное несчастие: умер его сын Авия, единственный в его доме, «в ком нашлось нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым». Когда он сделался болен, Иеровоам хотел тайно воспользоваться милостью того Бога, которого он отвергал открыто 213 . Он велел своей жене переодевшись отправиться в Силом к престарелому пророку Ахни, тому самому, который предсказал ему, что он будет царем, и спросить его о предстоящей участи сына. Но когда она вошла в дом Ахии, то престарелый пророк, несмотря на свою слепоту, сразу узнал, кто его посетительница, и не только не принял принесенных ему подарков («десять хлебов и лепешек и кувшин меду»), но произнес строгое осуждение на весь дом Иеровоамов, заявив, что за введенное им идолопоклонство Господь наведет всевозможные бедствия на его дом и «выметет дом Иеровоамов, как выметают сор до чиста», а сам Израиль будет извергнут из земли обетованной и отведен будет за реку (Евфрат – в плен) «за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа». Больной сын царя должен был умереть, что и случилось, лишь только царица по возвращении переступила порог своего дворца. Но вот умер и сам Иеровоам, процарствовав двадцать два года 214 . Ему наследовал сын его Нават, который во всем последовал примеру своего отца: «делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля во грех». Поэтому его скоро постигло наказание Божие, и он пал жертвою военного заговора, составленного военачальником Ваасой, который убил царя и истребил дом Иеровоамов, как и предсказал пророк Ахия, и сам сделался самозванным царем Израиля 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Огорчающим Меня твердят: мир будет у вас. И всякому ходящему по упорству сердца своего говорят: не придет на вас зло. Пророков сих Я не посылал, а они побежали; им не говорить, а они пророчествуют» (гл. 23). Б). От речей общего содержания, от общих и главных черт деятельности пророка при Иоакиме и Иехонии, перейдем к предсказаниям, действиям и судьбам его, относящимся к определенному времени в порядке происшествий. Чем теснее скреплялись связи с Египтом, тем решительнее и грознее были предсказания пророка, главного противника этого союза. Чем больше в одних усиливалось поклонение богам языческим, а для других внешние жертвоприношения заменяли внутреннее освящение сердца, тем определеннее возвещал он приближающийся суд Господа. Чем яснее видел он, что предсказания древних пророков, перетолковываемые ложными пророками, наполняли сердца мечтательными надеждами, на вечное охранение Сиона, на чудесное сохранение города и храма в самой крайней опасности; тем решительнее объявлял он, что только очищение сердца, искреннее обращение к Богу могут доставить спасение, что упование на помощь Божию без действительного исправления напрасно, и Иегова предаст, город и храм на разрушение. В начале царствования Иоакима, успокаивавшего себя надеждою на безопасность под покровительством царя египетского, пророк предрекает разрушение города и храма (от Халдеев), уже оскверненного мерзостями Египта, и едва избегает смерти. На дворе дома Иеговы, при собрании священников, пророков и народа он повторяет произнесенное им здесь пророчество при Иосии. «Так как вы не слушаете, пророк приводить слова самого Бога, рабов Моих пророков, которых Я посылаю к вам с раннего утра: то с домом сим я сделаю тоже, что с Силомом 26 , и город сей отдам на поругание всем народам земли». Едва он произнесет, си слова, схватили его священники и пророки, и народ стал требовать его смерти: ‹он должен умереть, кричал народ, так, как он пророчествует, что дом сей будет как Силом, и город сей опустеет. На этот крик поспешили в храм князья Иудейские, и стали у входа новых врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Однажды ночью он услышал голос, называвший его по имени. Думая, что это зовет его первосвященник, он встал и подошел к нему в ожидании приказания. Но первосвященник удивился этому, так как не звал его, и когда еще раз повторилось то же, он понял, что это был голос Божий, и велел Самуилу приготовиться к выслушанию божественного откровения. И действительно, в третий раз Господь, призывая отрока на высокую должность Своего пророка, сообщил Самуилу страшное откровение о суде Божием над домом Илия и вообще о предстоящем совершении такого «дела во Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах». Самуил сначала боялся сообщить об этом Илию, но когда тот настаивал, он объявил ему страшную тайну, и престарелый первосвященник встретил ее с полным упованием на волю Божию, сказав только: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Предсказание скоро совершилось во всей своей ужасной точности 143 . Филистимляне, после нескольких лет сравнительного покоя для израильтян, заметив среди них движение к объединению, порешили сделать грозное нашествие, чтобы в корне подрезать силы этого народа. Но последний успел уже достаточно окрепнуть для того, чтобы вступить в открытую борьбу со своим врагом. Враждебные войска встретились при Афеке, в северной части колена Иудина. Произошла битва, в которой израильтяне потерпели поражение, потеряв около 4 000 человек. Не надеясь более собственными силами держаться против неприятеля, израильтяне прибегли к помощи Божией и послали в Силом за ковчегом завета, с которым и прибыли в войско нечестивые сыновья первосвященника – Офни и Финеес. Появление народной святыни сразу подняло дух в израильском войске, от радостного ликования которого «земля стонала», и привело в смущение и страх филистимлян, в стане которых раздавались унылые восклицания: «горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это тот Бог, который поразил египтян всякими казнями в пустыне», как доходили до них страшные, но не вполне ясные слухи. Но уныние не отняло у них мужества, и в последовавшей битве они нанесли израильтянам такое поражение, что последние обратились в беспорядочное бегство, потеряв тридцать тысяч убитыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Они мучительно сознали свою греховность и, в виду своей великой скорби, готовы были взывать со вдовой Сарептской: «что мне и Тебе человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» ( 3Цар. 17:18 ); или с ап. Петром, когда он, изумленный чудом Христа, воскликнул: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» ( Мф. 8:34 ). Вефсамитяне в ужасе говорили: «кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? И к кому Он пойдет от нас?» Видя в ковчеге обитание Иеговы, они желали передать его другим. Верстах в семи к юго-востоку от Вефсамиса, на холме, возвышающемся на тысячу футов над Айн-Шемсом, находился другой израильский город, который некогда, до завоевания его израильтянами, был известным святилищем Ваала. Это был город Кириаф-Иарим, то есть, «город лесов», отождествляемый теперь с Хурбет-Ерма, развалиной на густо покрытом хребте среди кустарников и чащей мастикового дерева и боярышника, к которому и доселе прилагается название Ерма , соответствующее позднейшей форме Арим, заменившей собою первоначальный Иарим ( 1Ездр. 2:25 ). Развалина эта отстоит только верстах в пяти от большой долины, на которую она смотрит. Она лежит близ гряды низких холмов и высоких иудейских гор и носит в себе все признаки древнего города. Так как Силом уже не был пригодным убежищем для святилища, то вефсамитяне обратились к жителям Кириаф-Иарима с просьбою принять от них ковчег, оказавшийся столь гибельным для них даром. Жители этого последнего места, вероятно посоветовавшись с Самуилом, охотно уступили их просьбе. Они отправились и привезли ковчег древней, еще существующей, дорогой, которая идет к северу от теперешней развалины и ведет прямо к Вефсамису, по окраине долины Исмаин. По перенесении ковчега, он был поставлен в доме некоего Авинодава, находившемся на вершине холма. Кириаф-Иарим не был левитским городом, но Авинодав мог быть левитом. В этом месте, однако же, не оказалось священника, и так как недавний опыт показал опасность святотатственного обращения с святыней, то сын Авинодава, Елеазар, был посвящен в качестве хранителя ковчега, то есть, не с целью исполнения священнических обязанностей или совершения жертвенного богослужения Иегове, что было бы совершенно незаконным, но с целью охранять святыню от святотатства и наблюдать за должным благоговением к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Отвечаю, во-вторых, по каждому изречению в отдельности. ПО ПЕРВОМУ. Не о Соборах пророчество Исаии, а о книжниках и фарисеях Апостольских времен, кого и Сам Христос называет слепыми вождями: они – слепые вожди слепых ( Мф. 15, 14 ). И снова: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете ( Мф. 23, 14 ). Их же, как нерадивых пастырей, пренебрегающих своим стадо и согрешающих, Пророк, обличая, называет немыми псами, которые не могут лаять. ПО ВТОРОМУ. Писание говорит о лжепророках, поскольку в этом месте Про­рок Иеремия предупреждает о том, что Бог хочет жестоко наказать за тяжесть грехов и предать людей в плен. Некоторые лжепророки и священники, угождая народу, говорили противоположное и обманывали людей, возвещая им всяческое благополучие, Иеремию же называя лжецом. ПО ТРЕТЬЕМУ. Это явно о вас, противники, ведь вы проповедуете, не будучи пос­ланными, уподобляясь древним лжепророкам. ПО ЧЕТВЕРТОМУ. Пророк Иеремия был схвачен и предан на смерть народ­ным волнением, а не Соборным суждением. Ибо когда он говорит от лица Бога и по Его повелению: с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей пре­дам на проклятие всем народам земли ( Иер. 26, 6 ), тотчас следует: тогда схвати­ли его священники и пророки и весь народ, и сказали: «ты должен умереть; зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом сей будет как Силом, и город сей опустеет» ( Иер. 26, 8–9 ). Отсюда видно, что осуждение на смерть Пророка Ие­ремии было не законодательным судебным определением, а стихийным решением народа. ПО ПЯТОМУ: Не о Соборах речь, а о тех, кто творит зло наедине. ПО ШЕСТОМУ: Иудейская синагога и весь Собор архиереев и книжников в то время иссякли, и, подобно тому, как ночь уходит после восхода солнца, после прихода Благодати уходят Ветхий Завет и Сень законная. Поэтому неудивительно, что за их не­верие от них отступил Святой Дух и они отправились по пути заблуждения и погибели, и предали на смерть Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Первое значение определяется значением самого слова «каппорет». Каппорет – это сосуд, над которым в великий день очищения (йом киппур) первосвященник совершает кропление кровью закланного козла отпущения во умилостивление Ягве и очищение, изглаждение исповеданных грехов народа. Каппорет в этом случае является священнейшим алтарем-жертвенником во Святом Святых. Итак, три жертвенника было в скинии собрания, а позднее в храме – медный жертвенник всесожжений во дворе скинии, золотой кадильный жертвенник во Святилище и, наконец, каппорет во Святая Святых. Таким образом, каппорет приобретает первостепенное значение – это место примирения народа с Ягве, место очищения народного и умилостивления Божия. Второе значение каппорет таинственное и непостижимое – это место ветхозаветной Феофании, место Богоявления, место явления и присутствия славы Ягве. Там место Шекины, непознаваемого присутствия Божия. Ягве говорит Моисею: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою (над каппорет), посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ). Т.е. здесь уже речь идет не о предметах, хотя бы и святых и божественных, а о Самом Боге, Его Слове и таинственном присутствии. Каппорет – трон Ягве, восседающего на херувимах. Где, как не там, во мраке Святого Святых у крышки ковчега можно было взывать: Восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс. 79:2 )! Так и верили израильтяне. В трудный час борьбы с филистимлянами они говорили: Возьмем себе из Силома ковчег завета Ягве, и он пойдет посреди нас, и спасет нас от руки врагов наших. Сказано – сделано. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Ягве Саваофа, седящего на херувимах ( 1Цар. 4:3–4 ). Народ верил, что вместе с ковчегом придет в воинский стан Ягве. Также, когда царь Давид переносил ковчег в Иерусалим, то Давид и все сыны Израилевы играли пред Ягве на всяких музыкальных орудиях ( 2Цар. 6:2–5 ). Играли пред Ягве, потому что верили в присутствие Ягве Саваофа над святыней ковчега (каппорета). Ковчег как хранилище каменных скрижалей Завета свидетельствовал об исторически однажды бывшем откровении Божием на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010