иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) III. Пресвитерские молитвы Византийской Утрени (1971) В предыдущей главе, где говорилось о молитвах Вечерни, мы назвали эти молитвы просто священническими. С тех пор дальнейшие размышления по этому поводу, конкретизированные в нашем сообщении на XVIII-oй Литургической Неделе Института св. Сергия в Париже: «министериальное священство в тайных молитвах византийских Вечерни и Утрени» привели нас к тому, чтобы считать прилагательное «священнические» по существу неподходящим 148 . Из 9 молитв Вечерни и тринадцати молитв Утрени, которые священник читает тайно, только последнюю из каждого ряда, т.е. главопреклонную молитву или молитву благословения, можно назвать чисто священнической; действительно, эта молитва, заимствующая свою тему из благословения Аарона (кн. Чисел 6,22–27), предполагала посредника между Богом и народом. Все другие молитвы Вечерни и Утрени, либо предшествовавшие псаломным антифонам, либо сопровождавшие конечную ектению, будучи уделом служащего священника, по своему тексту могли исполняться любым из собравшихся, и, говоря об этом, мы думаем о монашеских общинах, лишенных священников. В настоящей главе мы займемся тринадцатью молитвами, исполняемыми тихим голосом священником во время совершения службы ρθρος или Утрени. Двенадцать первых молитв произносятся во время исполнения чтецом вступительного к Утрени шестопсалмия (Псалмы 3,37 и 62; 87, 102 и 142) или же во время чтения им трех последних псалмов. Тринадцатая молитва совершается тихо в конце службы, в то время, как священник и народ наклоняют головы по призыву диакона. Мы будем ссылаться на эти молитвы на всем протяжении этой статьи по их порядковому номеру, который они имеют в Евхологии Гоара, а также в современном Евхологии 149 . Этот номер будет написан арабскими цифрами и поставлен в квадратные скобки : ... К этому ряду молитв мы добавим три молитвы, находящиеся в древних рукописных евхологиях: молитву об оглашенных и первую и вторую молитву верных: мы назовем их соответственно [ ΧII], [XIII] и [XIV]. Эти молитвы исчезли из современного Евхология: Гоар еще дает их среди « Variae Iectiones» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Историк Владимир Ильяшенко: Не возвращаться в ГУЛАГ В нашей стране растет число людей, которые считают, что такая форма экономики, модернизационная, мобилизационная, когда людей почти не кормят и заставляют насильно с утра до ночи работать в лагерях, это единственно возможный путь для нашей страны 14 марта, 2014 В нашей стране растет число людей, которые считают, что такая форма экономики, модернизационная, мобилизационная, когда людей почти не кормят и заставляют насильно с утра до ночи работать в лагерях, это единственно возможный путь для нашей страны Владимир Ильяшенко, специалист по истории ГУЛАГа, встретился на Якутской земле, щедро политой кровью заключенных советских лагерей, с делегатами III епархиального съезда молодежи «Мы – наследники преподобного Сергия». Владимир Александрович рассказал молодым людям о том, что не должно повториться. Предлагаем нашим читателям познакомиться с конспектом его лекции. Важное слово — ГУЛАГ Я бы хотел рассказать, каким образом развивался и поднимался Якутский край и вся Сибирь. В давние времена на освоение этих земель пришли казаки, а в советское время оно перешло к людям подневольным. ГУЛАГ – всем известное слово, ставшее в Якутском крае одним из важнейших. Лагеря появились почти одновременно с советской властью. В 1918 году возле больших городов возникли лагеря, куда власти собирали неблагонадежных людей – в первую очередь духовенство и верующих. ГУЛАГ начал свою историю в 1930 году. Постановлением Совета Народных Комиссаров было создано управление лагерей, а потом Главное управление. С легкой руки Александра Исаевича Солженицына ГУЛАГ стал понятием, обозначающим всю лагерную систему. На самом деле, Главное управление лагерей далеко не всегда было самым главным, организующим главком. Иногда ГУЛАГ был рядовым главком лагерной системы. Были Главное управление лагерей металлургической промышленности, Главное управление лагерей шоссейных дорог, Дальстрой… Они создавались и ликвидировались, и многие ученые написали свои труды, рассказывая, как происходили все эти изменения.

http://pravmir.ru/istorik-vladimir-ilyas...

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ III Глава 8. НА РОССИЙСКОЙ ОКРАИНЕ По пути в город Верный После Крестовоздвижения преосвященный Пимен в последний раз спустился по ступеням главного корпуса и вышел во двор Урмийской миссии. Обнявшись с сотрудниками и осенив себя крестным знамением, он в последний раз окинул взглядом двор и строения. Больше он их не увидит никогда, но лишь Богу единому ведомо было будущее. Ночь пути Каспийским морем от Баку до Красноводска, далее Закаспийская железная дорога, соединявшая берег Каспия с Ташкентом. Однажды таким же ранним утром с трапа парохода на этот берег сошёл полковник Н.П. Краснов, державший путь на службу в город Джаркент Семиреченской области. Краснов оставил записки, и мы перелистаем их. Пассажиры, подходившие от пристани к железной дороге, первым делом видели белую постройку станции, за нею такой же низкий, плоский и белый город. Состав из громадных пульмановских вагонов белым видением стоял в розовеющих на солнце песках пустыни. У станции, по высыхающей, блестящей солонцами луже бродили розовые цапли – фламинго. В отличие от полковника Краснова, путешественник, о котором идет повествование, не совершал для себя открытия, вглядываясь в розовых птиц и дрожащие миражи в ослепительном солнце. Не чувствовал себя первооткрывателем, наблюдая туркменов в белых халатах и чалмах, совершавших на ковриках свою молитву. Перемещаясь по азиатскому пространству из одного угла в другой, он фиксировал наметанным глазом особенности Русской Азии. Поезд очень скоро отошёл. Мимо проплыли лужи и фламинго, постройки станции, показались пески и барханы. Колёса вагона выстукивали торжественные марши. Трепетали белые оконные занавески. Иногда вдали мелькало селение – белые постройки, белые стены, вокруг них − чахлая пыльная растительность. Станции были редкими, но так много говорили их названия! Это были вехи пути фон Кауфмана, Скобелева, Анненкова – героев завоевания Россией этого края. Мог ли епископ представить, что через несколько лет одна из выжженных солнцем станций, а именно Теджен, станет местом политической ссылки бывшего начальника Урмийской духовной миссии епископа Сергия. С ним будет коротать срок, прозябая в бедности и праздности, известный в церковно-общественных кругах России епископ Андрей (князь Ухтомский)…

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

[лат. Eugenius Vulgarius], мон., греко-италийский поэт рубежа IX и X вв., писавший на латыни. Сведения о Е. В. черпаются исключительно из его поэтических произведений. Вероятно, уроженец Неаполя, где преподавал в епископской школе. Позже подвизался в мон-ре св. Бенедикта ( Монте-Кассино ). Написал сочинение «В защиту папы Формоза» (In defensionem Formosi papae//Vetera analecta/Ed. I. Mabillon. P., 17232. Vol. 4. P. 28-32), посмертно низложенного и отлученного папой Стефаном VI в 897 г. Сочинение адресовано папе Сергию III , к-рый подтвердил постановление папы Стефана о папе Формозе . В ответ на это сочинение Сергий III повелел Е. В. уйти в затвор. При помощи еп. Виталия и Феодоры, супруги консула и сенатора Феофилакта, влиятельнейшего лица в Риме нач. X в., Е. В. удалось получить прощение Сергия III, после чего Е. В. написал папе 3 стихотворных панегирика. Один из панегириков снабжен акростихом, другой написан довольно редкой для каролингской эпохи сапфической строфой. Нек-рые из стихов снабжены дополнительными посланиями, в которых содержится прозаический парафраз поэтического текста. Подобный же характер имеет стихотворение, приложенное к благодарственному письму еп. Виталию. В послании к Феодоре стихов Е. В. не сохранилось, остался лишь предваряющий их парафраз. Во фрагментах известны стихи, посвященные мон. Бенедикту, вероятно современнику Е. В. (Ad Benedictum monachum//Ibid. P. 420). Также известны стихи Е. В., посвященные епископам Петру Салернскому, Афанасию III Неаполитанскому и герц. Беневенто Атенульфу. Ряд стихов Е. В. рассчитан на зрительное восприятие. Самым знаменитым является его стих, посвященный визант. имп. Льву VI Мудрому . Он построен в виде пирамиды из букв, к-рую от конуса пересекает линия, в свою очередь пересеченная 2 диагональными линиями. Как и проч. свои стихи, данную пирамиду Е. В. снабдил поясняющим прозаическим парафразом. Др. стихи в честь имп. Льва VI Е. В. написал малым асклепиадовым и адонисовым стихом. Поэзия Е. В. свидетельствует о превосходном владении автора лат. языком. Е. В. творчески использует разные стихотворные метры, в т. ч. и довольно редкие, как, напр., асклепиадов стих или сапфическая строфа. Творчество Е. В. было почти забыто в средневек. Италии. Его стихи дошли в единственной рукописи XII в. из Бамберга.

http://pravenc.ru/text/187011.html

Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ (Часть I) 24 июня 2005 г. 17:56 21 июня опубликованы документы , в одном из которых, в частности, излагаются некоторые положения проекта «Акта о каноническом общении» между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за границей. В случае его принятия Синодами обеих юрисдикций и Всезарубежным собором РПЦЗ, который должен состоятся в мае 2006 года, акт вступит в силу и между двумя частями Русской Церкви будет полностью восстановлено евхаристическое общение и каноническое единство. Опубликованные документы — «О совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви», «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям», «Об отношении Церкви и государства», «Комментарий к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви «Об отношении Церкви и государства» — касаются вопросов, которые на протяжении десятилетий рассматривались зарубежной Церковью как камень преткновения в отношениях с Московской Патриархией: «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, ознаменовавшей путь компромисса во взаимоотношениях с богоборческим государством ради сохранения иерархии и возможности преподания Таинств, а также участия в экуменическом движении. Собственно в изданных документах найдены формулировки, устраивающие обе стороны, и снимающие последние идейные препятствия для восстановления общерусского церковного единства. «Декларация» аттестуется в них как «болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви», а соблазн «сервильности» отметается ссылками на те пункты Социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых РПЦ при определенных обстоятельствах оставляет за собой право призывать к гражданскому неповиновению (III.5, III.6, III.8, IV.3, IV.9, V.2). Что же касается экуменизма, то в документах отвергаются любые формы молитвенного и литургического общения с инославными, однако принимается возможность сотрудничества с ними в гуманитарных областях и совместного участия «в общественно значимых церемониях».

http://patriarchia.ru/db/text/26569.html

В Сергиевом Посаде пройдет творческий фестиваль для сирот и детей с инвалидностью 15 мая, 2013. Новостная служба В программе фестиваля — Гала-концерт, благотворительная ярмарка декоративно-прикладного искусства, круглый стол по обмену опытом среди добровольцев, работающих с детьми-инвалидами из разных регионов России. 15 мая. ПРАВМИР. В Сергиевом Посаде 17 – 18 мая пройдет III Открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». В нем примут участие 22 творческих коллектива из детских домов, приютов, коррекционных школ, организаций инвалидов Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района, Твери, Костромы, Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Кирова, Калуги, Владимира и др. Фестиваль творчества сирот и детей с инвалидностью призван содействовать преодолению общественной изоляции и изменению отношения к детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья, а также формированию безбарьерной среды между сиротами, детьми-инвалидами и окружающими их сверстниками. В программе фестиваля — Гала-концерт, благотворительная ярмарка декоративно-прикладного искусства, круглый стол по обмену опытом среди добровольцев, работающих с детьми-инвалидами из разных регионов России. В преддверии фестиваля специально организуется конкурс социального рисунка, компьютерной графики и фотографии «Дружба без барьеров», посвященный людям с ограниченными возможностями здоровья. Одна из основных задач конкурса — воспитание у детей и молодежи милосердия, сострадания и готовности помогать людям с инвалидностью. Итоги конкурса будут объявлены на фестивале, а лучшие работы украсят фойе ДК Гагарина в Сергиевом Посаде. 17 мая состоится отборочный тур фестиваля. Основные праздничные мероприятия пройдут 18 мая с 10.30 до 13.30 во Дворце культуры им. Гагарина (г. Сергиев Посад, просп. Красной Армии, 185): в 10.30 начнут работу благотворительная ярмарка,   выставка рисунка, мастер-классы , в 11.30 состоится праздничный Гала-концерт. Фестиваль приурочен к 700-летию преподобного Сергия Радонежского

http://pravmir.ru/v-sergievom-posade-pro...

В Сергиевом Посаде состоялся пасхальный фестиваль творчества детей-инвалидов из разных регионов России 20 мая 2013 г. 17:21 17-18 мая 2013 года в Сергиевом Посаде (Московская область) состоялся III открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». Ставший уже традиционным фестиваль творчества детей-инвалидов, призван содействовать в преодолении общественной изоляции и изменении отношения к детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Организаторы надеются, что фестиваль будет способствовать снятию барьеров между детьми-сиротами с инвалидностью, детьми-инвалидами, живущими в семьях, и окружающими их сверстниками. В этом году фестиваль приурочен к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. На фестиваль съехались дети и педагоги из Казани, Новосибирска, Екатеринбурга, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В фестивале участвовали воспитанники детских домов, коррекционных школ, организаций детей с ограниченными возможностями здоровья из различных регионов. Помимо гала-концерта и благотворительной ярмарки, в рамках фестиваля состоялись два круглых стола: с педагогами социальных учреждений — по социокультурной реабилитации детей-инвалидов, и с добровольцами — по обмену опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Гости фестиваля смогли посетить выставку социального рисунка и фотовыставку «Дружба без барьеров», посвященные людям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, была представлена выставка детских работ. «Для всех детей-инвалидов фестиваль — это шаг на пути к интеграции в общество. А все пришедшие на фестиваль были поражены обилием творческих дарований наших ребят», — отметила один из организаторов фестиваля, руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева. В рамках гала-концерта воспитанники Сергиево-Посадского детского дома-интерната «Березка» выступили с хореографическим номером. В концерте также участвовали: ансамбль незрячих и слабослышащих ребят «Видящие сердцем», вокальный ансамбль незрячих исполнителей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, а также слабослышащие и глухие юные исполнители из Казани с жестовым пением и танцевальными номерами. Долго не отпускали со сцены вокалиста Максима Вербенина и совсем юных незрячих исполнителей фольклорного ансамбля «Тимошки» из Владимира. Специальным гостем фестиваля стала незрячая певица из Белоруссии, лауреат международных конкурсов Ольга Патрий.

http://patriarchia.ru/db/text/2983784.ht...

174. ИННОКЕНТИЙ III Римские Папы. Список 174. ИННОКЕНТИЙ III. 1198— 1216. Лотарио Конти, граф Сеньи. Родился в Ананьи. Был назначен своим дядей Климентом III кардиналом-настоятелем церкви св. Сергия. Получил основательное философско-теологическое образование в Париже и юридическое — в Болонье. Написал морально-аскетический трактат под названием «О ничтожности человеческой судьбы». Был отличным администратором и ловким политиком. Его современник английский хронист Мэтью Пэрис отмечает, что Иннокентий был человеком неслыханно честолюбивым и надменным, с ненасытной жаждой богатства, готовым ради денег на любую сделку. Используя ослабление Германской империи, Иннокентий III сумел подчинить себе не только епископат, но и светских владык. Он стал сувереном значительных территорий в Европе: короли Скандинавии, Португалии, Арагонии и Англии, владыки Сербии и Болгарии признали ленную зависимость от него и платили ему большую дань. Другие государства платили Грош св. Петра и мирились с вмешательством папы в их государственные дела. Ни один папа не был столь щедр на анафемы и интердикты, как Иннокентий III. Ему помогал прекрасно организованный административный и фискальный аппарат. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. Когда он принял тиару, ему было около 38 лет. Он вмешивался во все дела, разрешал все сомнения и любые споры, с которыми обращались в апостольскую столицу как в апелляционную инстанцию. Ватиканские архивы хранят более 6000 посланий и булл с его подписью. В период его правления была разгромлена оппозиция альбигойцев (еретиков, действовавших на юге Франции), организован четвертый крестовый поход, в Византии создана Латинская империя, открыты университеты в Париже и Оксфорде; появились новые монашеские ордена, так называемые нищенствующие (в соответствии с уставами св. Франциска и св. Доминика), которые открыли новую эру в средневековом христианстве. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы.

http://sedmitza.ru/lib/text/442430/

На обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (III) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:3 ),– сказал Господь о Своих избранниках. Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Православная Церковь с благоговением и любовью в молитвенной обстановке совершает память великого подвижника нашей земли, величайшего угодника Христова, основателя Троице-Сергиевой Лавры, смиренного игумена ее, Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия. Прошло уже много веков со дня блаженной кончины Преподобного Сергия, печальника и молитвенника нашей страны, много за это время совершилось всяких изменений в ее жизни, много уже сменилось поколений, но имя Преподобного и по сей день славится и прославляется, и насажденная им в непроходимых и дремучих лесах обитель стоит и красуется, свидетельствуя о подвигах и трудах своего основателя. И ясно видно из этого, что Господь и Пречистая Матерь Его призрели и полюбили сие святое место ради трудов и подвигов Своего избранника. Вся жизнь Преподобного Сергия, исполненная самоуничижения, смирения и подвигов любви и служения Господу и ближним, весьма поучительна для каждого христианина, стремящегося благоугодить Богу и достигнуть спасения. Возлюбив Господа измлада всей душой, кроткий и тихий юноша по смерти своих родителей удаляется в непроходимую лесную пустыню, на то место, где сейчас стоит обитель и раскинулся город, и здесь, в тиши и уединении, предается суровой отшельнической жизни, претерпевая при этом голод, жажду, недостатки и всякие искушения и страхования. Борьба со страстями и искушениями требует от подвижника необычайной энергии, мужества и терпения, чтобы, победив их, сбросить с себя земные узы и, оставаясь земным человеком, возвыситься до Божественной свободы духа. Задавшись целью достигнуть сердечной чистоты, Преподобный Сергий подъял на себя такой тяжелый подвиг, какой понести может отнюдь не всякий. Преподобне отче, кто исповесть труды твоя и болезни? Или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легание, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанныя и рассуждение доброрассудное, худость ризную и память смертную? – поется в церковном песнопении. А преподобный Епифаний, ученик Преподобного Сергия, говорит еще: «Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, его стенания и плач сердечный, кто расскажет о его алкании и жажде, о скудости и недостатках во всем, об искушениях от врага и страхованиях пустынных?!»

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Российский политический философ, общественный деятель, политолог, публицист. Ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса; советник председателя Государственной Думы РФ, заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела РПЦ МП по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественного совета Рособнадзора, член Правительственной комиссии по русскому языку, автор и ведущий аналитической программы " Щипков " на ТК СПАС. Научные монографии: " Христианская демократия в России " (2004), " Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики " (2015), " Национальная история как общественный договор " (2015), " Социал-традиция " (2017), " Вопросы идеологии " (2018), " Экономика и общество " (2021), " Дискурс ортодоксии " (2021). Публицистика: " Во что верит Россия " (1998), " Соборный двор " (2002), " Территория Церкви " (2012), " Религиозное измерение журналистики " (2014), " Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы " (2015), " До и после политики " (2016), " Прямое высказывание " (2019). Составитель и автор философских сборников " Перелом. О справедливости традиции " (2013), " Плаха. О русской идентичности " (2015), " Язык. О становлении русского дискурса " (2017), " По-другому: Сборник статей о традиции и смене идеологического дискурса " (2013-2017). Член редколлегии учебников " Обществознание " для 6-9-х классов общеобразовательных организаций (2020). Церковные награды: орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст. (2007); орден прп. Сергия Радонежского III ст. (2013); медаль " В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира " (2015); орден прп. Серафима Саровского III ст. (2017); орден свт. Макария Московского III ст. (2019); орден Сергия Радонежского II ст. (2022); памятный знак " 100 лет со дня кончины священномученика Вениамина митрополита Петроградского и Гдовского " (2022).

http://religare.ru/25_216_101_2_105_4.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010