протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 9. Кипрская Православная Церковь 9.1. Краткий очерк истории Кипрской Православной Церкви 9.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви на Кипре Кипр находится на пересечении основных торговых путей и в зоне политических интересов многих государств. Это определило сложную и подчас трагическую судьбу киприотов и их Церкви. По свидетельству Деяний Апостольских, написанных евангелистом Лукой, ученики Христовы с самого начала оказались на Кипре ( Деян. 8:18 ). Во время первого миссионерского путешествия апостол Павел в 45 г. вместе с Варнавой, который был уроженцем Кипра, обошли с проповедью весь Кипр и обратили в новую веру римского правителя острова – проконсула Сергия Павла ( Деян. 13 ). Таким образом, Кипр стал первой провинцией Римской империи, где у власти стоял правитель-христианин. Апостол Варнава вместе со своим племянником Марком в 50 г. вернулся на Кипр. Во время его проповеди в Саламинской синагоге в 57 г. кипрские иудеи схватили и побили Варнаву камнями. Тело его было взято апостолом Марком и похоронено западнее Саламина. Первым епископом на Кипре был ученик Господа Иисуса Христа Лазарь, брат Марфы и Марии, которого Господь воскресил из мертвых, рукоположенный во епископа своими соотечественниками-апостолами. Его мощи, погребенные в городе Ларнака, были обретены в 1973 г. Полная христианизация населения острова относится к началу V в. Центром церковной жизни острова со времен св. Константина Великого был Саламин (Констанция). Уже в начальный период своей истории Церковь прославилась выдающимися архипастырями и богословами. Достаточно вспомнить святого Спиридона Тримифунтского (IV в.), святителя Епифания Кипрского (IV в.), деятельно боровшегося с ересями своего времени, и святителя Григория (VIII в.), противостоявшего иконоборческой ереси. Уже в I Вселенском соборе участвовали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и Спиридон Тримифунтский. А в деяниях собора, бывшего в Сердике (343), значатся подписи 12 епископов с о. Кипр. Около 400 г. епископов было уже 15. Кипрские епископы активно участвовали в деяниях II, III и последующих Вселенских соборов. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания во время иконоборческой ереси. В церковном отношении Кипрская Церковь подчинялась Антиохийскому Патриарху, несмотря на древность своего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерея Савву Михаилидиса, клирика храма святого Стиллиана в Лимассоле, на Кипре, хорошо знают и в России. Знают благодаря его делам: несколько лет назад в Лимассоле он создал приют для женщин (в основном из бывших республик СССР), ставших жертвами сексуальной эксплуатации. Отец Савва был одним из создателей организованного на Кипре «Союза друзей славянских Церквей», который помогал детским монастырским приютам в России. Сейчас греческий священник собирает средства на восстановление разрушенного храма в российской глубинке — в селе Кольцово Калужской области (мы рассказывали об этом в 11 журнала «Православие и современность»). В 2008 году Русская Православная Церковь наградила протоиерея Савву Михаилидиса орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Собеседника с первого взгляда покоряют не только обширные познания отца Саввы, но, в первую очередь — его неподдельный и неоскудевающий интерес к миру и каждому человеку. В один из кратких приездов отца Саввы в Россию мы встретились с ним, чтобы расспросить о жизни: об истоках его веры, любви к России, той пастырской ревности, которая не угасла со временем… — Отец Савва, расскажите, пожалуйста, о себе: как Вы пришли к пастырству? — Христианское воспитание я получил, главным образом, в гимназии (в греческой системе образования гимназией называется средняя школа), потому что в Греции и на Кипре всегда преподавался Закон Божий, как в начальной, так и в средней школе. У нас был очень хороший учитель, глубоко верующий человек, его звали Михаил Михаилидис (но мы однофамильцы, не родственники). Он был не священник — мирянин. У нас многие из тех, кто получил богословское образование, не принимают сан, а преподают в школах. Я сам на протяжении пятнадцати лет до рукоположения преподавал Закон Божий в средней школе. Пример учителя побудил меня поступить на богословский факультет Афинского университета, что стало для меня первым шагом к священству. Этому моему решению способствовала в большой мере и книга «Следуй за мной» пламенного проповедника и миссионера, тогда архимандрита, затем митрополита Августина (Кантиотиса) — правящего архиерея Флоринской епархии Элладской Православной Церкви. Должен вам сказать, что для моего поколения, к счастью, телевизор не был педагогом, и мы читали много книг. Я помню, что почти все мои соученики читали Достоевского и Толстого. 

http://pravoslavie.ru/38715.html

Пхеньян. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На 2011 год число православных в КНДР оценивается в 50-60 человек, что составляет около 0,0002 % населения страны.Из православных церквей в стране представлена лишь Русская Православная Церковь, при содействии Ким Чен Ира построившая в столице Пхеньяне Троицкий собор.При освящении храма в 2006 году митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом были рукоположены первые северокорейские священники - Феодор Ким и Иоанн Ра.За заслуги в строительстве храма председатель православного комитета КНДР Георгий Хо Ир Дин получил орден преподобного Сергия Радонежского (III степени), а российский посол Андрей Карлов - орден преподобного Серафима Саровского.В богослужении также принимали участие архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, епископ Абаканский и Кызылский Ионафан, епископ Егорьевский Марк и многочисленные священнослужители, прибывшие из Москвы, Владивостока, Сеула и Гонконга. Пел хор Владивостокской епархии.Колокола для храма были привезены из России.Архитектурный облик собора напоминает хабаровскую церковь Иннокентия, епископа Иркутского. Источники: http://ru.wikipedia.org , http://www.newsru.com , http://pravostok.ru . Создание православного миссионерского стана в Пхеньяне связано с деятельностью Павла Афанасьева, оглашавшего верой корейцев с 1929 или 1931 года. В течение немногих лет он обратил и огласил около 450 корейцев. В мае 1933 года он рукоположен во иеромонаха и вошел в ведение Корейской духовной миссии организуемой в ведении Русской Православной Церковью Заграницей. После того как, в следующем году, это начинание было свёрнуто, Пхеньянский миссионерский стан продолжал действовать в составе Харбинской епархии. Последнее известное упоминание о нём относится к 1939 году. Непосредственным толчком для создания православного храма в столице Северной Кореи стало посещение 22 августа 2002 года руководителем КНДР Ким Чен Иром Хабаровского Иннокентиевского храма, где он провёл около получаса в беседе с духовенством. В том же году по его инициативе было решено не только создать православный храм в Пхеньяне, но и послать в Россию студентов - представителей новообразованного Православного комитета Совета Общества верующих КНДР - для получения православного духовного образования. В феврале 2003 года Москву посетила делегация Общества верующих КНДР, а весной того же года в Московскую духовную семинарию поступили четыре студента из Северной Кореи.

http://sobory.ru/article/?object=28658

Рельеф Царь-колокола с упоминанием имен мастеров Ивана и Михаила Моториных Династия московских мастеров колокольного литья XVI-XVIII вв. Двор с литейным заводом М. располагался рядом с церковной землей ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Св. Троицы) в Пушкарях, в Пушкарской слободе, где проживали литейщики, кузнецы и мастера различных профессий, связанных с изготовлением артиллерийских орудий и колоколов. До сер. XVII в. все работы по отливке орудийных стволов и колоколов, а также изготовлению орудийных лафетов и оснастки для подвески качающихся (очепных) колоколов велись только на Пушечном дворе - главном предприятии Пушкарского приказа, основанном при вел. кн. Иоанне III итал. инженером и архит. Аристотелем Фьораванти (см. в ст. Колокол ). Пушечный двор, расположенный близ р. Неглинной и Лубянской пл., обнесенный высокой стеной с окнами внутрь, состоял из 2 литейных амбаров-цехов, кузниц, весов, колодца и б-ки, включавшей научно-технические издания того времени: в 1637 г. по указу боярина Б. И. Морозова из нее во дворец для обучения царевича Алексея Михайловича взяли 29 иностранных книг, среди которых были издания по геометрии, арифметике, астрономии, градостроению. В архивных выписках И. Х. Гамеля из расходных книг Пушкарского приказа XVII в. (сами книги не сохр.) есть сведения о школе «цифрового учения» для пушкарских детей (Арх. СПбФИИ РАН. Колл. 175. Оп. 1. Д. 461). Т. к. литейное мастерство составляло основу оборонительной способности страны, семейные работы поддерживались государевыми указами: «...пушкарские и пушечных и колокольных мастеровых людей Пушкарского приказу дети, и братья, и племянники, и тем пушкарским и мастеровым детям, и братьям, и племянникам мимо Пушкарского приказа в иные приказы ни в какой чин ставиться не велено» ( Рубцов Н. Н. История литейного производства в СССР. М., 19622. Ч. 1. С. 230). Расцвет колокольного производства династии М. пришелся на кон. 70-х гг. XVII в., завод М. сохранял свое ведущее значение вплоть до переноса столицы России в С.-Петербург.

http://pravenc.ru/text/2564246.html

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества 17 июля, 2003 Святои преподобномученице Елизавете Федоровне (1864–1918) принадлежит особое место в русскои истории. Ее прекрасныи светлыи образ (не только «кротости и грусти сокровеннои», но и спокоинои решительности) все больше привлекает внимание наших современников, и изображение ее на иконах можно увидеть во многих церквах. Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. Через 7 лет после свадьбы она приняла православие, что было для нее глубоко продуманным шагом. Уже в 1892 году она создает благотворительное общество помощи детям бедных матереи, получившее название «Елисаветинское общество». Комитеты общества были созданы при 224 московских приходах. Елизавета Федоровна возглавила и Дамскии комитет Красного Креста. С начала русско-японскои воины она организовала Особыи комитет помощи воинам. Еи пришлось занимать более 150 почетных должностеи в разных организациях. После гибели мужа в 1905 году великая княгиня делает следующии шаг в делах милосердия, решаясь изменить свои образ жизни: 10 февраля 1909 года в Москве была открыта Марфо-Мариинскои обитель милосердия, ставшая основным делом ее последующеи жизни. Елизавета Федоровна стремилась к объединению двух способов служения: монашеского и сестер милосердия. Брат Елизаветы Федоровны Эрнест в своих мемуарах писал, что Элла годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что монахини в монастырях, кроме рукоделия, никакои другои практическои работои не занимаются, а сестры милосердия настолько свободомыслящие, что многие к ним относятся отрицательно. Поэтому она решила основать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия1. Как недостаток в деятельности обителеи сестер милосердия Елизавета Федоровна отмечала тот момент, что в них очень много зависит от личнои настроенности руководства и самих сестер и «вся сила полагается в практических занятиях по уходу за больными и прочих видах благотворения, мало сознавая истину учения Христа Спасителя о недугах греховных как причинах недугов телесных и всякого страдания и зла. По этои же причине забыт и путь истинных врачеи в подвигах святых целителеи и истинных сестер милосердия, явленныи в диаконисском служении»2.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Святейший Патриарх Алексий совершил малое освящение храма в честь св. апостола Андрея Первозванного в Воскресенском скиту Валаамской обители. По завершении чина освящения храма Его Святейшество наградил Генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына орденом преподобного Серафима Саровского III степени, за вклад в возрождение Воскресенского скита. 18 августа, в канун праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в храме преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. За Всенощным бдением Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и престольный праздник Валаамской обители, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин освящения воссозданного верхнего храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил первую в новоосвященном храме Божественную Литургию и совершил чин освящение плодов. За богослужением Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. На богослужении присутствовали: Министр обороны России Сергей Иванов, Глава Республики Карелия Сергей Катанандов, Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Позже состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым. В ходе встречи были подведены итоги проведенных за последние годы с участием республики восстановительных работ на Валааме и рассмотрены дальнейшие перспективы развития монастырской жизни на острове.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

священник Виталий Головатенко Скачать epub pdf (очерк жизни и творчества) Доктор церковной истории и кандидат искусствоведения, заслуженный профессор Санктпетербургской духовной академии; почетный член Московской духовной академии, почетный доктор Фессалоникского университета имени Аристотеля, Православной духовной семинарии и академии св. Владимира в Нью-Йорке и Белградского университета; кавалер Орденов Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира II и III степеней и преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, кавалер Ордена Офицера Святого Гроба (Иерусалимского Патриархата), Ордена свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Антиохийского Патриархата), Ордена св. Апостола Андрея Первозванного (Константинопольского Патриархата), Ордена Румынского Патриарха II степени, Ордена равноапостольной Марии Магдалины (Варшавского Патриархата), а также кавалер Ордена Великой Отечественной Войны I степени Николай Дмитриевич Успенский родился 3/15 января 1900 в погосте Поля Демянского уезда Новгородской губернии. Его отец, священник Димитрий Алексеевич Успенский, происходил из священнического рода, мать, Лидия Петровна Монастырёва, – из обедневшего дворянского рода. В семье о. Димитрия было шесть детей: Димитрий, Лидия, Николай, Вера, Екатерина и Серафим. Протоиерей Димитрий Успенский начал свое служение в Церкви в мае 1896 г. Сначала семья жила в погосте Поля, потом (вскоре после рождения Николая) – в поселке Окуловка, где о. Димитрий был настоятелем церкви свт. Николая Чудотворца. При церкви он построил богадельню. На духовном попечении прот. Димитрия находилось 20 деревень. В администрации уезда удивлялись, что во всех этих деревнях мужики никогда ни на кого не жаловались, ни с кем не судились. Все спорные вопросы решал настоятель. Браки заключали только по его благословению. Он был поистине добрым пастырем: любил своих пасомых, и они отвечали ему тем же. Его авторитет был чрезвычайно высок и непререкаем. Без совета и благословения любимого батюшки ничего существенного и важного не начинали и не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава десятая. Архиепископ Филарет Московский 1821–1823 – Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! – так словами апостола Павла из послания к римлянам приветствовал архиепископ Филарет свою московскую паству. Москва! Как ни избито повторять пушкинские строки, а лучше Александра Сергеевича не скажешь: «Сколь много в этом звуке для сердца русского сплелось!» В начале XIV века святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, обосновался здесь и первым среди русских архипастырей получил наименование «Московский». Святитель Алексей, воспитатель Дмитрия Донского и друг преподобного Сергия Радонежского, вдохновитель борьбы за независимость от Орды, закончил дело переноса митрополии в богохранимый град Москву и стал последним главой Русской православной церкви, носившим титул митрополита Киевского, а потомки также прозвали его Московским. Хотя официально только через столетие епархия совершенно отделилась от Киевской митрополии, стала именоваться Московской и всея Руси и была поставлена первою в числе епархий Константинопольского престола. Ее митрополиты до учреждения патриаршества избирались и поставлялись независимо от патриарха Константинопольского. При святителе Ионе Русь отвергла Флорентийскую унию, а Московская церковь стала автокефальной. Под своей епитрахилью Иона спасал юного князя Ивана Васильевича, будущего Ивана III Державного, создавшего мощное государство, в семь раз больше того, которое ему досталось от отца. А святитель Симон во времена правления этого государя многажды созывал церковные соборы, один из которых покончил с так называемой ересью жидовствуюших. Святитель Макарий создал свод «всех чтимых книг на Руси» – Великие Четьи-Минеи, которые так и вошли в историю под названием Макариевских. При нем началось на Руси книгопечатание, он открыл на Москве типографию Ивана Федорова для печатания священных и богослужебных книг. Входя в Избранную раду, Макарий имел огромное влияние на молодого Ивана Грозного, в 1547 году он венчал его на царство, способствовал его браку с Анастасией Захарьиной, вдохновлял на завоевание Поволжья и взятие Казани. На Макарьевских соборах канонизированы многие русские святые, включая благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии В 1908 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Вифанской духовной семинарии. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха, очевидно, в академии. С 21 сент.1912 года перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и прак. руковод. для пастырей в Московскую духовную семинарию. С 27 мая 1914 года – архимандрит и помощник наместника Московского Чудова монастыря. Утвержден в должности столичного наблюдателя церковных школ г. Москвы. 15 дек.1919 года хиротонисан во епископа Дмитровского, вик.Московской епархии. С 1927 года находился в оппозиции против митрополита Сергия. Вместе с своим другом архп. Арсением (Жадановским) жил в Екатерининской женской пустыни до ее закрытия. Категорически отказался от предложенной ему митрополитом Сергием в 1927 году кафедры. Год смерти неизвестен. Труды: “Ангелы» «Душеп.Чт.» 1915, янв., февр., стр.36–44. -“- 1915, март-апр., стр.46–52. -“- 1915, нояб.-дек., стр.32–53. «Покаянный плач» по руководству богослужебных книг. «Душеп.Чт.» 1916, нояб.-дек., стр.59–69. «Иноческий быт в описании преп. Нила Синайского ». «Голос Церкви» 1915, янв., стр.65–75. -«- 1915, март, стр.47–70. -»- 1915, июль, стр.45–54. «Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете». «Голос Церкви» 1916, июнь-июль, стр.22–24. «Благочестивые сказания св. старины о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа». «Душеп.Чт.» 1917, янв.-февр., стр.62–68. -«- 1917, март-апр., стр.43–53. -»-1917, май-август, стр.23–33. «Составил канон Богоматери». Литература: «Церк. Вед. 1912, стр.370. 1914, 22, стр.261. 1914, 34, стр.409. «Спискиархиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр. 18. ФNCI, 86, стр.4. ФПС III, стр.6. ФАΜ I, 223, стр.18. Заметки и дополнения Е.М. Geb. am 7.4.1883 in Moskau. Sein Vater Ioann war Priester an der Dreifaltigkeitskirche der Edinovercy, nachdem er sich von den Bespopovcy abgewandt und viele Gläubige mit sich gezogen hatte. Der Junge erhielt den Namen Nikolaj; mit zwei Jahren verlor er seine Mutter.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf ГЛАВА VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) В конце августа 1943 г. гражданская власть предложила Местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) возвратиться в Москву. На вокзале митрополита Сергия, который выехал из Ульяновска вместе с протоиереем Николаем Колчицким и архимандритом Иоанном (Разумовым), встречали митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), срочно приехавший для этого в Москву, и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) . 4 сентября в Патриархию позвонил представитель Совнаркома Союза и сообщил о желании правительства принять высших иерархов Русской Православной Церкви. Встреча может произойти в любое удобное для них время в течение недели. Митрополит Сергий поблагодарил за внимание к нуждам Церкви и выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Звонил в Патриархию начальник 4 отдела III управления НКВД по борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией полковник Г. Г. Карпов после беседы со Сталиным и по его приказу. Позже Карпов записал содержание беседы и те вопросы, которые задавал ему Сталин: «а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям); б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая; в) когда и как был избран в Патриархи Тихон; г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей; д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими; е) что известно о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии; ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; з) количество приходов православной Церкви в Советском Союзе и количество епископата». Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что «нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством Церкви». Карпов предложил образовать при Верховном Совете СССР отдел по делам культов по образцу Комиссии по делам культов при ВЦИКе, но Сталин решил, что это будет Совет по делам Русской Православной Церкви не при Верховном Совете, а при правительстве. «На Совет будет возложено осуществление связей между правительством Союза и Патриархом... Совет самостоятельных решений не принимает, докладывает и получает указания от правительства» 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010