V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 22 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 : V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время”. Сергиев Посад, 9–10 сентября 2010 г. 9–10 сентября 2010 г. в Сергиевом Посаде прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 20-й годовщине со дня убиения протоиерея Александра Меня. 9 сентября Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Сергиевского храма в микрорайоне Семхоз города Сергиева Посада, построенного на месте трагической кончины священника. По прибытии в храм Его Высокопреосвященство проследовал на место убиения протоиерея Александра Меня, где совершил краткую заупокойную молитву. Затем были совершены чин архиерейского освящения храма и Божественная Литургия, в которых Владыке сослужили председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель Сретенского храма города Пушкина протоиерей Иоанн Пеньтковский, благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, духовенство Московской епархии. По совершении Божественной Литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложил церковные награды на особо потрудившихся над сооружением храма: на настоятеля храма священника Виктора Григоренко — орден Сергия Радонежского III степени и на М. А. Меня — орден святого благоверного князя Даниила III степени. Высшей епархиальной награды — медали “За жертвенные труды” I степени — удостоилась матушка отца Александра Наталия Фёдоровна. Нескольким прихожанам, оказавшим помощь в строительстве храма, были вручены благословенные грамоты. Затем состоялось открытие ежегодной научной конференции “V Меневские чтения”, которая проходит с 2006 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Культурно-просветительском центре им. протоиерея Александра Меня, расположенном недалеко от церковного комплекса на месте гибели священника. Владыка Ювеналий зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла организаторам, участникам и гостям конференции. В приветствии Святейший Патриарх выразил надежду на то, что Меневские чтения, так же, как и другие памятные мероприятия, внесут свой вклад в сохранение памяти о протоиерее Александре Мене. В своем выступлении Владыка говорил о трудностях времени, в которое служил отец Александр, о его самоотверженности и стараниях, направленных на то, чтобы Евангельская весть достигла человеческих сердец. С приветственным словом к гостям обратился также М. А. Мень, сын отца Александра, губернатор Ивановской области.

http://pravmir.ru/v-menevskie-chteniya-p...

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл выступил на III Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе России 22 января 2015 г. 17:23 22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. В фойе здания Госдумы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк; председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Святейший Патриарх Кирилл и С.Е. Нарышкин прошли в Гербовый зал, где состоялось подписание  протокола о сотрудничестве  между ассоциацией «Российское историческое общество» и  Патриаршим советом по культуре . Глава Госдумы, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин и председатель Патриаршего совета по культуре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставили подписи под документом. Российское историческое общество и Патриарший совет по культуре будут развивать сотрудничество в целях объединения усилий для повышения образовательного и культурного уровня россиян, укрепления духовно-нравственных основ общества, широкого распространения исторических знания, сохранения исторического наследия и памятников культуры. После подписания документа С.Е. Нарышкин обратился к Святейшему Патриарху и ко всем присутствующим на церемонии: «Ваше Святейшество, уважаемые коллеги и друзья! Российское историческое общество нацелено на сохранение и защиту исторической памяти нашего народа. С начала своей деятельности в 2012 году оно плодотворно взаимодействует с Русской Православной Церковью, где всегда находит поддержку своим инициативам и проектам. Я хотел бы особо отметить взаимодействие с Патриаршим советом по культуре в деле подготовки проектов, посвященных 400-летию избрания на царство Михаила Романова, столетию Первой мировой войны, 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/3962042.ht...

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. Карта и ближайшие объекты Построен в 1701 году с приделом святителя Николая чудотворца в дворцовом Красном селе. Левый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обновлялся в 1838 году (архитектор О.И. Бове). В начале 1930-х годов служил крестовым храмом заместителя Патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В 1933 году закрыт. В здании размещался завод, конструкторское бюро. Богослужения возобновлены в 1997 году. Там, где сегодня в Москве находятся Красносельские улицы, когда-то стояло село. Называлось оно Красным, в XVII веке был построен здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Красносельские улицы получили свое название в XVIII веке. Документы XIV – XVI вв. сохранили многочисленные свидетельства ранней истории села, давно вошедшего в городскую черту Москвы. Впервые село упоминается в 1423 году, в духовной Василия I. В период нашествия хана Ахмата в 1480 году великий князь Иоанн III жил в Красном селе в Москве. Археологические свидетельства подтверждают существование села уже в XV веке. Территория, севернее по реке Яузе, местность заливных лугов, где стояло село Красное – высоко ценилась в великокняжеском хозяйстве. Сельцо под Москвой по живописности места получило во времена великого князя Василия II название Красное. Тогда же, в XV веке, по духовной грамоте оно было передано старшему сыну великого князя Ивану III, ставшему впоследствии первым государем объединенной Руси. В XVI веке Красное село сильно разрослось, оно носило уже характер слободы, о богатстве ее населения говорит найденная археологами оконная слюда. В XVII веке была заселена нынешняя Нижняя Красносельская улица. Церковь Покрова, стоявшая здесь на ручье Ольховце, в архивных документах упоминается с 20-х годов XVII века. Однако долгое время в храме сохранялись иконы XVI в., что дает право некоторым ученым относить время ее основания к XVI веку. Деревянный храм известен уже с 1620 года, а придел святителя Николая – с 22 января 1697 года.

http://sobory.ru/article/?object=01862

Том 2 → Содержание Предисловие Отдел I (1815–1839 г.). Время от рождения до окончания курса в Киевской духовной Академии Глава I Глава II Глава III Глава IV Отдел II (1839–1859 г.). Время служения в Киеве от окончания курса, с включением Викариатства, до назначения на кафедру Смоленскую Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Отдел III. Время епикопского служения в Смоленской епархии (1860–1866 г.) Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII     День памяти Св. Царицы АЛЕКСАНДРЫ, 23 Апреля 1885 года. Его Высокопреподобию, О. Ректору Казанской Духовной Академии, Протоиерею Александру Поликарповичу Г. Владимирскому в молитвенное поминовение в Бозе почившим Архиепископа Антония от Автора Архимандрита Сергия. 8 Октября 1885 г. Зилантов Монастырь «Удобно есть пред Богом в день смерти «воздати человеку по делом его, и в скончании человека открытие дел его» 1 . «Личность Преосвященного Антония, Архиепископа Казанского, ещё очень свежа в памяти современников, чтобы распространяться о том значении, какое она имела для Церкви и государства. Но из доступных для ведения теперешних биографических данных мы можем ознакомиться с заветными идеями этого Иерарха, с его взглядами на многие вопросы, выдвинутые современною ему жизнью и литературою» 2 . «Казанская паства в лице в Бозе почившего Архиепископа своего Антония проводила в гроб достойнейшего Архипастыря Русской Церкви, святителя духа твердого, честности неподкупной, убеждений непреклонных: сама она так чтила его при жизни, «что признавала за святого» 3 . «Еже слышахом, еже видехом очима нашима и руки наши осязаша, – сие свидетельствуем и возвещаем» 4 . Предисловие В 1865–1866 г.г. находился я на службе в Смоленске, где в это время был Епископом Преосвященный Антоний до назначения его на Казанскую кафедру. Преосв. Антоний, как бывший мой Ректор в Киевской Академии в 1857–1859 гг., и духовный мой отец по пострижению в монашество и по посвящению в сан священства и, с тем вместе, знавший меня как своего земляка по Оренбургской – нынешней Уфимской – епархии и близко знакомого с его родными в этой епархии, удостаивал меня всегда, ещё со времени моего студенчества, своего истинно-отеческого внимания и расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подъем папства с помощью германо-римских императоров (X век) Е. Гергей. История папства С конца IX века и вплоть до середины Х века (с 882 по 963 год, то есть до вмешательства Оттона I) римский престол занимали 24 папы, которых историография католической церкви обобщенно назвала «плохими папами». Но папы были плохими не как личности, таковы были обстоятельства для папства. Империя распалась, практически прекратила существование. В Италии вновь возник политический вакуум. Византия уже не могла, а создаваемые новые феодальные государства еще не могли вовлечь папство в сферу своего влияния и в обмен на это защитить его. Но если прежде при вакууме власти папство укреплялось, то теперь это привело к его упадку. Заметно укрепились местные феодальные силы, в первую очередь аристократические партии Сполето и Тосканы, расположенные по соседству с Римом. Они захватывали папские владения и в соответствии со своими партийными интересами избирали или смещали, возвышали или убивали пап. Все крупные должности папской бюрократии (занимаемые чиновниками или высшим духовенством) со времен правления папы Сергия III (904-911) захватили давние враги Святого престола - аристократия. Итальянское королевство не могло обеспечить защиту папства, ибо итальянские короли с местопребыванием в Павии обладали не большей властью, чем герцоги и маркграфы. Они приезжали в окруженный со всех сторон врагами Рим только для того, чтобы короноваться в императоры и тем самым возвыситься над своими соперниками. Церковная дисциплина ослабла, папский двор стал местом распутства, убийств и интриг, церковный сан оказался предметом купли-продажи. Светская власть пап, становившаяся все более номинальной, вновь ограничилась лишь двумя римскими провинциями. Общий разброд усилился также в связи с тем, что в первой половине Х века в Северной Италии появились мадьяры, совершавшие набеги на римские города, а затем в конце века на юге - еще более опасные завоеватели - норманны.

http://sedmitza.ru/lib/text/441596/

III. Церкви, палатки при церквах и колокольня В настоящее время в лавре 15 церквей. Они суть: 1) Троицкий собор; 2) Никоновская церковь; 3) Духовская, или Сошественская, церковь; 4) Филаретовская церковь; 5) Успенский собор; 6) Смоленская церковь; 7) Трапезная церковь преподобного Сергия; 8) церковь преподобного Михея; 9) Больничная (так называемая) церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; 10 и 11) Иоанна, списателя «Лествицы», а под нею церковь великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины; 12) надворотная церковь Иоанна Предтечи; 13) домовая церковь Казанской Божией Матери (в митрополичьих покоях); 14) домовая церковь Покрова Богородицы (в наместничьих кельях) и 15) Всех святых (под Успенским собором). Палаток при церквах две – Серапионовская, или трех мощей, при Троицком соборе и Максимовская при Духовской церкви. 1. Троицкий собор Значение собора в монастыре. Деревянные церкви до нынешней каменной. Построение нынешней каменной церкви: время, когда начато ее строение; материал, из которого она построена; ее размеры и форма, ее красота; ее ктиторы и продолжение времени ее строения. Внешность собора: позолота купола (главы), позолота кровли, роспись стен; пристройка папертей. Внутренность собора; замечательное в алтаре; бывший придел в южном отделении алтаря; иконостас и местные иконы; царские врата; рака с мощами преподобного Сергия; замечательные иконы в церкви; ковчег с мощами; стенная живопись; паникадила и лампады. Настилка чугунного пола вместо деревянного и обращение собора из холодного в теплый. Погребенные в соборе. Записи в северной паперти собора. Троицкий собор, или церковь во имя святыя Троицы, есть главная церковь монастыря, по которой он называется Троицким и в которой почивают мощи преподобного Сергия. Церковь принято называть собором, потому что между многими церквами лавры она есть главная и что именно в ней совершаются торжественные соборные служения (кроме нашей Троицкой церкви усвоено название собора еще другой церкви монастыря – Успенской, как представляющей собою вторую главную церковь монастыря).

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

А.И. Никольский Службы 759. Служба 1-го августа Всемилостивому Спасу , в четверхку, 19 лл., полууставом XIX в., с недурною заставкою, без переплета. 760. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока обители Студийской, в восьмушку, без конца, 13 лл., полууставом XVII–XVIII вв., в парусинной обложке. 761. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока Студийской обители, в четвертку, 4 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке. 762. Служба Софии Премудрости Божией , в четвертку, 13 лл., плохим новейшим полууставом, без переплета. 763. Служба Пресвятей Богородице Одигитрии , в четвертку, 16 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета. 764. Служба во вторник Светлой седмицы Пресвятей Богородице и «Приснодевы Марии Одигитрии , яже толкуется крепкая помощница», в четвертку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 765. Служба Пресвятей Богородице Себежской , в четвертку, 27 лл., полууставом XVIII в., с виньетками и разрисованными буквами, в коленкоровой обложке. На л. 1 об. запись полууставом: «Сия книжица служба Пресветей Богородицы Умилениа Себежския написана по обещанию града Опочки воеводы Герасима Феодотовича Лазылева Стонищева 7190 (1682) году. Ныне тщанием опочец мещанина Мины Ефставева сына Куколкина переписана 1778 году маиа 2 день». Вторая часть этой записи приведена на лицевой стороне 1 л. с изменением фамилии «Куколкина» на «Какулина». На полях внизу листов 2–27 приписка скорописью XIX в. «Сия книга Опочец Преображенского собора, о чем свидетельствую оного собора иерей». За службою на 22–27 листах приводится «Оказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиления Себежские во граде Опочки». Начало: «В лета 7189 (1681) марта в 14 день на память преподобного отца нашего Венедикта в понеделник пятыя недели святыя Четыредесятницы и в среду тояж недели бысть знамение от образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и за весь род христианский излия слезы яко струи изо обу оку». В этом же сказании читаем: «Тойже образ Пресвятыя Богородицы принесен из Себежа, како той град Себеж при державе царства вели государя царя и вели князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержце по воли цареве отдан бысть Литве и утвари церковные принесены быша на Опочку и той образ принесен тогдаж и поставлен в церкви соборной града Опочки боголепного Преображения». Служба поетея 14-го марта. Сказание имеет не малый исторический интерес, тем более, что в месяцеслове архим. Сергия (т. II. Часть III. M. 1876 г. Приложение 1, стр. 7) икона Себежской Богородицы отнесена к тем иконам, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афон/ПЭ. Афон/Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т.4. С. 103–181. Великая стража. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария: В 3 кн./Авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). – М.; Изд-во Моск. Патриархии, 2001. – Кн. 1–3. Вразумление. Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения. – 3-е изд. – М.: И.Ефимов, 1881. – 47 с. Вышний покров. Вышний покров над Афоном, или сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и других святых: с 34 литогр. изображениями чудотвор. икон. – 2-е изд., испр., доп. – M., 1864. – 134, III с.: ил. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский… Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по Лавре. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Имп. О-во истории и древностей России при ИМУ, 1909. – VI, 424 с.: ил., 20 л. ил. Горский А. В. Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. – Репр. воспр. изд. 1910 г. (Москва). – [Сергиев Посад]: Св.Троицкая Сергиева лавра, 1996. – 160 с. Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия… Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия Григоровича­Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное: В 2 ч. – 2-е изд. – СПб.: Имп. Акад. Наук, 1785. – Ч. 1–2. Дмитриевский А. А. Палестинское общество. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Ист. записка, сост. по поручению Совета О-ва. – СПб.: В.Ф. Киршбаум, 1907. – VIII, 332 с., 14 л. портр. Дневник студента. Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон. – Киев: Г.Т. Корчак-Новицкий, 1886. – 194 с. Женская Оптина. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010