Скачать epub pdf Содержание Аннотация От редакции Предисловие Введение 1. Общие замечания 2. Библиографический обзор Глава I. Истоки 1. Краткий очерк истории православного монашества на Востоке 2. Появление первых монастырей в Киевской Руси Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси 1. Печерский монастырь и препод. Феодосий 2. Монашество XII и XIII веков 3. Религиозно-культурная деятельность монашества Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа 1. Исторические предпосылки расцвета христианского аскетизма в северо-восточной Руси 2. Характер аскетизма в XIV и XV веке 3. Препод. Сергий Радонежский и его монастырь 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями 1. Св. игумен Иосиф Волоцкий и его церковно-политические воззрения 2. Препод. старец Нил Сорский и его аскетические воззрения 3. Спор между «иосифлянами» и «нестяжателями» Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. 1. Консолидация русских земель под политической властью Московских государей и Русская Церковь 2. Церковно-политические идеи в Москве во второй половине XV и в начале XVI века 3. Инок Филофей и его мессианские идеи 4. Митрополит Макарий и русская агиография XVI века 5. Прославление русских святых подвижников Глава VI. Вопрос о земельных владениях монастырей в полемических сочинениях и в законодательстве XVI-XVII вв. 1. «Князь-инок» Вассиан и его полемические сочинения 2. Другие сочинения, направленные против монастырского землевладения 3. Сочинения с защитой права монастырей на владение вотчинами 4. Правительственные меры XVI века, направленные на ограничение монастырского землевладения 5. Меры, принятые в XVII веке до 1648 г. 6. Уложение 1648 г. 7. Приказ Большого Дворца и Монастырский Приказ Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI-XVII вв. 1. Государственно-политические условия колонизации 2. Шесть основных областей монастырской колонизации 3. Монастырская колонизация в Московском центре 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Со временем у юноши возникла тяга к монашеской жизни; родители, видя в этом Промысл Божий, благословили его на трудный, но благодатный путь. Юноша вступил в ряды братии Троице-Сергиевой Лавры. Здесь витал дух преподобного Сергия Радонежского; братия вела строгий аскетический образ жизни, преуспевая в молитве и доброделании. Юноша быстро возрастал духовно. Со временем он перевелся (по какой причине, мы не знаем) в московский Андроников монастырь и здесь принял постриг в Ангельский чин. Иконописное мастерство молодой монах совершенствовал под руководством маститого Феофана Грека. Преподобный Андрей написал много замечательных икон; кроме того, он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор в городе Владимире, написал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Андрей дружил с собратом «по кисти» Даниилом Черным, их связывали тесные духовные узы. После праведной кончины Андрея Даниил Черный в тонком сне получил откровение, «видя... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в Вечное Лоно и бесконечное блаженство». Добавлю в скобках, что Рублев отошел ко Господу во время мирового поветрия (1428-1430 гг.) в Андрониковом монастыре и погребен в этой же обители; он прожил около семидесяти лет. В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

- Так видишь, Саша, как всё вышло: мне дали безплатную путёвку на крымский курорт, на три недельки. И так Господь устроил, что там погода была тёплой, - я ножки в морской воде помыл, и всё было хорошо... А вернулся сюда - здесь опять холод! Меня Господь удостоил в монастырях крымских побывать: у Косьмы и Дамиана под Алуштой... - А каково ваше мнение о Крыме, батюшка? - Очень хорошее! Люди там хорошие, живут благодатно, и климат хороший. Были мы в Севастополе, были в Херсонесе Таврическом, где наш князь, святой равноапостольный Владимир крестился. Там меня такая радость ждала: я встретил священника, отца Сергия Халюту, племянника моего соученика, с которым мы вместе учились в семинарии в сороковые годы. Его звали Михаил Халюта, а его племянник - Сергий. Мы посмотрели Владимирский собор, который стоит на месте той базилики, где князь Владимир принял крещение, - от неё теперь только одна стена осталась; а в верхнем храме хранятся частицы мощей св. мц. Татианы, св. вмч. и целителя Пантелеимона, - мы к ним приложились с благоговением... Потом отец Сергий нас такими пирогами угощал!.. Привёл Господь и причащаться мне в крымских храмах, - даже в той Крестовоздвиженской церкви в Ливадии, где умер наш император Александр III - на руках у отца Иоанна Кронштадтского. В этом храме я причастился и, по просьбе настоятеля, отца Димитрия, сказал проповедь. Потом в Севастополе мы смотрели панораму «Севастопольская битва». Так мне понравилось!.. Прекрасный экскурсовод у нас был - раба Божия Валентина - прекрасный экскурсовод; она так хорошо говорила, что у меня слёзы полились... Она рассказывала нам, как реставраторы спасали эту картину, но всю спасти не удалось, многое пришлось сделать заново. После панорамы подали пароходик, чтобы по морю покататься, но я уже очень утомился... Жара там - 36-38 градусов... - Вы меня простите, батюшка, за правду, но я смотрю на вас и вижу, что вы не очень-то хорошо отдохнули! Или я ошибаюсь? - Мы много по Крыму поездили, каждый день куда-то ходили... Музей Пушкина в Гурзуфе я посетил, музей нашего дорогого писателя Чехова... В нескольких храмах побывали: Успения Божией Матери в Гурзуфе, Покрова Божией Матери, Крестовоздвиженский в Ливадии... Видели там памятник Черчиллю, Рузвельту и Сталину и дворец, где были Ялтинские соглашения подписаны... Это всё Господь дал мне посмотреть.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/15/po...

Тимошкино, Благовещенский Погост. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Троицы Живоначальной , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:приблизительно 1530 - 1540. Колокольня - 1851. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Кольчугинский район, историческая местность Благовещенский Погост (окрестности деревни Тимошкино) Координаты: 56.317538, 39.129865 Проезд: На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным прое ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным проездом. Перед д. Ясная Поляна стоит знак, запрещающий въезд на территорию охотхозяйства любых видов транспорта. Двигаясь на север пересекаем ж/б мост через р. Шорна, въезжаем в с. Скоморохово. Сразу за Никольской церковью в центре Скоморохово поворачиваем направо и двигаемся до конца села. В этом месте в лесу, на горизонте, в восточном направлении заметен купол и шпиль колокольни ансамбля Благовещенского Погоста. От Скоморохово к Погосту пешком, по заболоченной местности и труднопроходимому лесу, придерживаясь выбранного направления и пешеходной тропы. Погост находится в 500 м не доходя до д. Тимошкино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Благовещенская церковь в с. Благовещенский Погост редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском. Восходит к образцам московского зодчества кон. XV - нач. XVI в.в. Участие в его строительстве принимали, видимо, западноевропейские мастера. Памятник близок по стилю к первым постройкам Александровской слободы времен Василия III. Особенно поражает своей необычностью и скульптурностью архитектурных форм уникальная конструкция перекрытия внутри основного объема с двумя столпами в четверике " .

http://sobory.ru/article/?object=02774

Христос, благословляющий Константина Багрянородного. Резьба по слоновой кости. Ок. 945 г. (ГМИИ) К. род. в 905 г., предположительно 17/18 мая ( Grumel. 1937. P. 63; Kazhdan, Cutler. 1991. P. 502) или 2/3 сент. ( Jenkins. 1965. P. 109; см. предполагаемые гороскопы К.: Pingree. 1973), и был первенцем имп. Льва VI Мудрого и его 4-й жены, Зои Карвонопсиды (Карвонопсины, букв. «Черноокой»). В предыдущих 3 браках у императора не было сыновей, что ставило под угрозу продолжение Македонской династии. Рождение К. омрачалось тем, что его мать, хотя и проживала во дворце, с церковно-канонической т. зр. не считалась законной супругой императора. Тем самым К., хотя и родился в Багряной палате Большого дворца (в Порфире), формально оказывался незаконнорожденным. По-видимому, именно для того, чтобы подчеркнуть его права на престол, за К. закрепилось прозвание «Багрянородный»: так называли только тех детей, которые рождались уже у царствующих императоров. Неопределенность статуса К. грозила резко осложнить политическое будущее не только его самого, но и всей империи. Ввиду исключительности ситуации патриарх Николай I Мистик согласился признать К. законным сыном Льва VI и полноправным наследником, но категорически потребовал от императора расстаться с Зоей. Это условие было выполнено, и 6 января 906 г. младенец был торжественно крещен патриархом в соборе Св. Софии. Восприемниками выступали брат и соправитель Льва Александр и высшие сановники. Вскоре, однако, Лев не только вернул Зою во дворец, но и сочетался с ней церковным браком (церемонию без разрешения патриарха совершил придворный пресв. Фома). Патриарх Николай Мистик немедленно наказал клирика, а императора отлучил от Церкви. Лев VI предложил рассмотреть сложившуюся ситуацию на Соборе с участием представителей всех патриархатов. Ни на Рождество, ни на Богоявление 907 г. император не был допущен патриархом в Св. Софию. Отношения между ними накалились. После того как очередная попытка убедить Николая Мистика пойти на уступки потерпела неудачу, Лев VI обвинил его в связях с полководцем Андроником Дукой, поднявшим в это время мятеж на Востоке, и добился отречения патриарха от сана (февр. 907). Новым патриархом стал духовный наставник императора синкелл Евфимий II (I) . Собор с участием представителей папы Сергия III принял императора в церковное общение после его покаяния (в память об этом событии была создана мозаика в нартексе Св. Софии). Тем не менее конфликт вокруг 4-го брака Льва VI вызвал затяжной внутрицерковный раскол, продолжавшийся до «Объединительного Собора» 920 г.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Церковь во имя Живоначальной Троицы в Троицкой слободе Храм на Святой дороге Церковь во имя Живоначальной Троицы в Троицкой слободе. Фото: Михаил Чупринин Первое подворье Троицкого монастыря в Москве появилось в Кремле еще при жизни преподобного Сергия. По преданию, великий князь Дмитрий Донской пожаловал ему кремлевские земли для подворья святой обители. Именно это подворье и оставило имя Троицкой башне Московского Кремля, близ которой оно располагалось. Подворье сыграло важную роль в жизни Москвы: в его храме великий князь Василий III крестил своего младшего сына Юрия, брата Ивана Грозного; там же отпевали именитых бояр, а после Смуты москвичи приносили на подворье всенародное покаяние за присягу Лжедмитрию I. Кремлевское Троицкое подворье просуществовало до начала правления Екатерины II: в 1764 году его земля была изъята в казну при секуляризации. На том месте архитектор Еготов построил старое здание Оружейной палаты, а в советское время там появился Дворец съездов, ныне Государственный Кремлевский дворец. Второе, «Стряпческое», подворье Троицкой обители располагалось в Китай-городе на Ильинке. Эту землю подарил лавре один московский купец в 1535 году. Здесь поселились стряпчие Сергиевой обители, занимавшиеся ее хозяйственными и судебными делами, – отсюда и прозвище этого подворья. В 1876 году по благословению святителя Иннокентия, митрополита Московского, архитектор Петр Скоморошенко построил на территории подворья пятиэтажный доходный дом в русском стиле (Ильинка, 5). Это было первое пятиэтажное здание в Москве, и оно долго оставалось самым высоким в первопрестольной, так что на него приходили посмотреть, как на чудо. Дом строился для сдачи квартир и помещений в наем ради получения дохода, который шел на нужды лавры, на ремонт и содержание храмов и на благотворительность. В 1609 году Василий Шуйский подарил Сергиевой обители еще одно, загородное, подворье – за Сретенскими воротами, где и была возведена Троицкая церковь. Это подворье расположилось у главной богомольной дороги России в лавру, именуемой Святой дорогой. Прежде эти земли принадлежали дворцовой Напрудной слободе и ямщикам Переяславской ямской слободы. Шуйский пожаловал владения Троицкому монастырю за неоценимую помощь лавры и подвиги ее иноков в борьбе против самозванца и польско-литовских интервентов. Смутное время еще не окончилось, самого Шуйского ожидало низвержение и плен, а Москву – ее главные бои 1612 года. И обустраивать новое Троицкое подворье начали лишь после воцарения Романовых, когда в России установился долгожданный мир. Многие бояре, имевшие по соседству дома, покушались на эти земли, но государь Михаил Федорович повелел полностью вернуть обители некогда подаренные ей владения.

http://pravoslavie.ru/776.html

Чтобы правильно проходить христианский подвиг, нужно предварительно почерпнуть правильные теоретические знания о нем. Прежде всего, конечно, в учении Церкви, состоящем из Священного Писания и Священного Предания. Священное Писание - это Библия, а Предание практически все содержится в святоотеческих творениях. Поэтому нужно глубоко и постоянно изучать духовную литературу, творения Святых Отцов Православной Церкви, особенно тех, кто писал в последние времена. Преподобный Макарий Оптинский считал, что Авва Дорофей и должны быть настольными книгами любого православного мирянина. мирянин может и должен читать их и в них искать ответы на свои вопросы. Но одних книг мало, нужно искать живых людей, также руководствующихся Святыми Отцами. Таких людей, которые несколько преуспели в духовной жизни, что видно по их добродетелям, особенно - облеченных священным саном, - с которыми мы могли бы посоветоваться по раз-личным вопросам нашей духовной жизни. Один современный подвижник, игумен Никон (Воробьев), говорил, что в наше время духовник, решая какой-либо вопрос, должен вместе с чадом найти соответствующее место в книгах Святых Отцов и приложить к данной ситуации. Из бесед с иеромонахом Сергием (Рыбко) на радио " Радонеж " Сборник статей иеромонаха Сергия (Рыбко) посвящен актуальным проблемам современной церковной жизни; он будет особенно интресен тем, кто думает о вступлении в святую обитель, и тем, для кого небезразличны судьбы современного русского иночества. Книга эта рождалась постепенно. Когда писались ее статьи, не предполагалось, что они выйдут отдельным сборником. Тогда автор даже не мог подумать, что когда-нибудь это станет возможным. В основном они публиковались как предисловия или послесловия к книгам, выходившим в издательстве им. свт. Игнатия Ставропольского. Автор пытался выразить в них свое отношение к тем или иным вопросам, затронутым в изданиях. Поскольку книги являлись либо переизданием опубликованного до революции, либо повествовали о событиях многолетней давности, возникала необходимость прокомментировать их с точки зрения человека, живущего в начале III тысячелетия от Рождества Христова, сделать выводы, которые могли бы быть интересны для современного церковного читателя, связать эти события с сегодняшним днем. Автор, пользуясь формой предисловия, делает попытку дать ответ на насущные и злободневные вопросы духовной и церковной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Разделы портала «Азбука веры» ( 20  голосов:  4.2 из  5) Оглавление “Дневник Духовный” писался отцом Сергием Булгаковым в 1923–25 годах. Данное издание использует копии дневника, сделанные матерью Бландиной (Оболенской). В них не хватает первых страниц, написанных на отдельных листах. Сам дневник был написан в большой переплетенной тетради, подаренной Булгакову учениками с посвящением “Дорогому отцу Сергию. День св. Сергия. 29 сентября. Белград. Пшеров. Прага. 1923 г.” В записке Оболенской сказано, что в тетради имелась еще вкладка от 1928 года (была утеряна). Прага 8/21. III.1924 Вчера вечером, после тяжелых впечатлений от суеты века сего, неудач и личной горечи, я пришел отравленный и всю ночь — во сне и без сна — тосковал и скорбел. Я чувствовал себя погруженным в глубокую тьму, и, как часто бывает, вся жизнь казалась мне ошибкой и неудачей. И я чувствовал в себе и на себе дыхание  смерти:  она входила и выходила и владела мною. Я молился, звал Бога, но не в силах был прорваться из глубины. Был сон: куда-то едем, высылают, и с нами новорожденное, хилое, несчастное дитя, и сердце изнемогает от боли и жалости за это дитя. Таким и встал, мертвым, тоскующим, и стал молиться. Сначала трудна была молитва, но потом чудесно возгорелось сердце. Господь умилосердствовался надо мною, сердце оттаяло, слезы радостной любви к Господу оросили меня, и я почувствовал в сердце одну радость, одну любовь и одну муку: все, все отдать для Господа, принять от Господа, понести от Господа. Христос мой, дай мне одно: любить Тебя, истаять в этой любви. Свете мой, Сладчайший Иисусе! Радость моя, Услаждение! Не оставляй это хладное, мертвое сердце Ты, воскресающий мертвецов! 9/22.III.1924 Целый день облегала меня тьма, и тщетно взывал я из глубины к Господу. А вечер принес целый сноп света. Скончалась жена пр. Кра. Она была, вернее считала себя, неверующей. Господь удостоил ее, руками меня, грешного, приобщиться св. тайн. Еще на исповеди она лепетала о своем неверии, а ее прекрасное, чистое, верное сердце уже любило и знало Господа. А перед смертью она просила положить с собою в гроб тот плат, которым отирала она губы при причащении. Радость моя, родная моя, это Господь Сам пришел вечерять с тобою. И положу тебе в гроб не только плат, но и стеклянный сосуд и ложечку, которыми тебя причащал. Ограждайся ими от прира-жения демонского и гряди к последнему суду, доблестная! И лежит она, родная, — ясная, спокойная, словно спящая, спорхнула ее душа, как птица, и где-то здесь, среди нас. И почувствовал я, что и моего окаянного сердца касается Господь руками и молитвами новопреставленной Екатерины, и затрепетало сердце мое от радостного зова. Прав Ты, Господи, и правы пути Твои. 10/23.III.1924

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-duhovny...

III. В Санкт-Петербургской духовной академии: XXV курс (1859–1863) Отъезд из Нижнего Новгорода в Петербург имел для меня большее значение, чем для других, в том числе и для моего спутника, Ф. Г. Елеонского . Это был решительный перелом, крутой поворот в моей личной жизни. Живший доселе, со времен младенчества, в семействе, да еще очень замкнутом, не испытавший жизни среди чужих, я чувствовал себя беззащитным птенцом, выпавшим из родного гнезда. Другие мои товарищи, оставлявшие родительские дома на целые учебные годы, для учения в училище и семинарии, не могли и наполовину чувствовать того, что переживал я. Неудивительна поэтому моя растерянность и нервность, сопутствовавшие мне во всё время нашего путешествия и еще более усилившиеся по приезде в холодный во всех смыслах Петербург, всего менее способный успокоительно и живительно подействовать на взбудораженные нервы и захолодевшее сердце. Трогательно простившись с родителями, родными и прекрасным Нижним Новгородом, поехали мы, в начале августа 1859 г., на Самолётском пароходе, вверх по Волге на Ярославль, так как нижегородской дороги тогда еще не было; она только что начинала строиться. На этом пароходе, совершенно неожиданно, оказался у нас еще спутник, студент Пермской семинарии, ехавший также в Петербургскую академию, и так же, как и мы, волонтером, – А. Е. Адриановский. Приехали мы в Ярославль рано утром, на очень короткое время остановились в общей зале одной весьма видной, едва ли не самой лучшей гостиницы этого города, – родины и рассадника русских трактирщиков и трактиров. Здесь, в этой гостинице (Пастухова) мы поражены были множеством сборщиков и сборщиц, в особенности монахов и монахинь, пристававших в общей зале к посетителям с просьбами о пожертвовании. Хотя мы и привыкли в своем Нижнем, в особенности во время ярмарки, к этому зрелищу, но слишком большое количество сборщиков, да еще монашествующих, и притом ранним утром, показалось нам все-таки необычайным. Напившись чаю, отправились отыскивать контору экипажей частного общества «Общественная польза», на которую указали нам на пароходе. В одном из дилижансов этого общества и пришлось нам ехать в Москву, так как и ярославской железной дороги тогда еще не было, не было железного пути и на участке от Троице-Сергиева Посада до Москвы. На этом участке железная дорога открыта была года через два (вероятно, в 1861–1862), гораздо ранее устройства полной линии московско-ярославской железной дороги. Ехали мы в дилижансе от Ярославля до Москвы около двух суток (240 верст), через Ростов, Переяславль, Троице-Сергиев Посад. Когда мы приехали в Посад, несмотря на короткое время остановки, успели, однако, посетить собор, где покоятся мощи преп. Сергия, и посмотреть на Московскую духовную академию, заглянули даже в студенческие комнаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Антон Анатольевич Горский Приложение I В научном творчестве моего отца, Анатолия Дмитриевича Горского (15.III.1923–8.VII.1988) тема отношений с Ордой занимала видное место. Она рассматривалась как в специальных статьях (об отражении ига в актах 1035 , об обороне Москвы от войск Батыя 1036 , об историографии Куликовской битвы 1037 ), так и в работах, посвященных истории русского крестьянства XIV-XV вв. 1038 И последним его публичным выступлением – на чтениях памяти В.Т. Пашуто в апреле 1988 г. – был доклад «Отражение русско-ордынских отношений в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей XIV-haчaлa XVI в.» Работу над этой темой предполагалось продолжить. В сохранившемся виде она являет собой систематизированную сводку сведений об отношениях с Ордой, дошедших в текстах духовных и договорных грамот 1039 . А.Д. Горский. Отражение русско-ордынских отношений в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей XIV-haчaлa XVI века Духовные и договорные грамоты являются важнейшим источником по политической, социально-экономической и культурной истории Руси, по истории междукняжеских отношений, внешней политики, в том числе по истории русско-ордынских отношений XIV – начала XVI в. Чрезвычайно важно, что это документальные источники, дающие ценный материал конкретно-исторического характера для освещения не только тех социально-политических процессов, которые происходили как во внутренней, так и во внешнеполитической жизни страны, но и отдельных событий и явлений. Многие из таких известий носят поистине уникальный характер. Достаточно вспомнить, что единственное по-настоящему документальное известие о Куликовской битве содержится в договорной грамоте (Дмитрия Донского с Олегом Рязанским 1382 г. 1040 ); остальные известия относятся к источникам повествовательного характера (летописные повести, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Житие Сергия Радонежского). Духовные и договорные грамоты подчас передают даже нравственную атмосферу той далекой эпохи, атмосферу иноземного ига, борьбы русского народа за освобождение, за создание Русского централизованного государства. Уже в наиболее ранней из сохранившихся духовных грамот князей Северо-Восточной Руси рассматриваемого периода – духовной грамоте Ивана Калиты – читаем (в обоих ее вариантах) удивительно выразительные и трагичные слова: «Се аз, грешныи худыи раб божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду... Аже бог что розгадаеть о моем животе, даю ряд сыном своим и княгини своей» 1041 . И это пишет сильный тогда московский князь, великий князь владимирский, союзник Орды: идя в Орду, он опасается за свою жизнь. Далее Калитой выражаются опасения (они повторены и в нескольких последующих документах), что татары сумеют отнять некоторые из распределенных Калитой между сыновьями и женой волостей (в таком случае он предписывает переделить земли княжества) 1042 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010