Вступление Глава I. ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ 1. Законодательство империи и христианская вера 2. Культурный плюрализм 3. Император и Церковь Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ 1. Поместная церковь: епископ, духовенство, миряне 2. Духовенство: брачное или целибатное? 3. Региональные первоиерархи 4. Первенство Рима к 451г. Глава III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: БОГОСЛУЖЕНИЕ, МОНАШЕСТВО, СВЯТЫЕ 1. Богослужебные традиции: единство и многообразие 2. Богослужение и искусство 3. Развитие монашества 4. Святые, мощи и святые места Глава IV. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК 1. Сирийская традиция 2. Христианство на Азиатском субконтиненте 3. Армения и Грузия 4. Арабские христиане 5. Египет, Эфиопия и Нубия 6. Туземные христианские церкви и Византия как центр Империи Глава V. ЗАПАД В ПЯТОМ СТОЛЕТИИ 1. На Дунае и за ним 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина 3. Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи 4. Испания. Ариане и православные 5. Африка. Арианские гонения 6. Святой Лев Великий и самосознание папства 7. Преемники Льва и Лаврентиевский раскол Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Халкидонский собор: вероучительные результаты 2. Халкидонский собор: церковный порядок 3. Оппозиция собору на Востоке 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом 5. Рост монофизитства при Анастасии Глава VII. ЭПОХА ЮСТИНИАНА 1. Союз с Римом 2. Юстиниан и Феодора 3. Оригенистские споры 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор 5. Наследие Юстиниана Глава VIII.XPUCTUAHCKUЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ЮСТИНИАНА 1. Внутренние расколы в монофизитстве 2. Имперская политика после Юстиниана 3. Антиохия и яковиты 4. Александрия и копты 5. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО 1. Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол 3. Миссия у англосаксов: ирландские монахи и святой Августин 4. Национальные церкви в Испании и Франции 5. «Западный патриархат»? Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО 1. Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм 2. Церковные унии на Востоке и в Египте 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство 4. Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет 5. Святой Максим Исповедник и папа Мартин 6. Шестой Вселенский собор ЭПИЛОГ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Дерюзино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольская церковь, кирпичная, выстроена в 1844г. на средства прихожан. От здания стиля классицизма остался лишь основной храмовый объем в виде высокого двусветного четверика, несущего купольную ротонду. Апсида, двухпридельная, очевидно, двустолпная трапезная и колокольня разобраны. Храм украшали портики с фронтонами, ограниченные квадратными столбами. В обработке световой ротонды креповками но странам света и ложными люкарнами ощутимы традиции казаковской школы. При несомненных достоинствах архитектуры памятник характеризует приверженность к устоявшимся художественным канонам. Внутри храма сохранились фрагменты масляной настенной живописи второй половины XIX в. История. Дерюзино находится на старинном тракте, который раньше соединял Александровскую слободу с Троице-Сергиевым монастырем. В грамоте великого кн. Ивана III село упоминается как «монастырек Никола на Дерюзине», приписанный к Троицкому монастырю. Село передано в монастырь Андреем Торбеевым в XV в. Тогда в селе существовала церковь во имя Архангела Михаила. Видно, поэтому в документах до XVIII в. встречается название села как Михайловское-Дерюзино. В середине XVIII в., после упразднения монастырских вотчин, село передали в казенное ведомство. В 1844 г. на месте старой деревянной церкви на средства прихожан построили каменную церковь с колокольней. Храм строился 19 лет, и имел три престола: во имя свт. Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя прп. Сергия Радонежского. В конце 1930-х гг. церковь закрыли, а в 1950-х гг. взорвали трапезную и колокольню. Долгие годы храм стоял в запустении. В 1996 г. при Никольском храме образовалась община. На личные средства одной благочестивой московской семьи над храмом поставлен крест и установлен временный иконостас. Когда устанавливался крест на куполе, то было чудное явление: в чистом небе над храмом образовался крест из облаков. В 2001 г. в Никольский храм был назначен настоятель. Восстановительные работы продолжаются.

http://sobory.ru/article/?object=00042

Деяния святых апостолов, изъясненные профессором Московской Духовной академии Димитрием Боголеповым. Последовательное истолковательное чтение Содержание От издателей Введение. Писатель книги Повод к написанию Время и место написания Цель написания Содержание и разделение книги Развернутое содержание и основные тезисы Толкования Первая часть. Церковь Христова из иудеев (гл. 1–12) I. Открытие основанной Христом Церкви чрез сошествие Святого Духа на верующих (1, 1–2, 47) 1. Предисловие к книге (1, 1–3) 2. Вознесение Иисуса Христа на небо (1, 4–11) 3. Жизнь верующих после вознесения Господня (1, 12–14) 4. Причтение Матфия к лику апостолов (1, 15–26) 5. Сошествие Святого Духа на верующих (2, 1–13) 6. Первая апостольская проповедь и обращение ко Христу около трех тысяч человек (2, 14–41) 7. Внутреннее состояние и внешнее положение Церкви Христовой (2, 42–47) II. Церковь Христова в Иерусалиме (3. 1–7, 60) 1. Новое умножение числа верующих в Иерусалиме (3, 1–26) 2. Апостолы на суде в синедрионе (4, 1–31) 3. Деятельная любовь первых христиан и опасность извращения ее в лицемерие. Анания и Сапфира (4, 32–5, 11) 4. Дальнейшее распространение Церкви в Иерусалиме и новое нападение синедриона на апостолов (5, 12–42) 5. Избрание семи диаконов (6. 1–7) 6. Первомученик Стефан (6, 8–7, 60) III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии и в переходе к язычникам (8, 1–12, 25) 1. Гонение на Церковь в Иерусалиме и распространение ее в Самарии. Обращение эфиопского вельможи (8, 1–40) 2. Обращение Савла (9, 1–31) 3. Апостольская деятельность Петра вне Иудеи и Самарии. Петр в Лидде и Иоппии (9. 32–43) 4 . Апостол Петр призывается перенести Евангелие к язычникам (10, 1–11, 18) 5. Обращение язычников к вере Христовой в Антиохии (11, 19–30) 6. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову (12, 1–25) Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) а) Начало апостольских путешествий святого Павла б) Обращение проконсула Сергия Павла 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Еще знаменитый строитель иргизских раскольнических монастырей, Сергий, в своем «Зеркале для старообрядцев» писал: «беглые попы, в нравах непотребные, возмущают их (раскольников вообще и в частности – раскольников иргизских монастырей) и приводят к непокорению духовной власти и светской». Эти слова Сергия, как следствия собственного наблюдения и продолжительного опыта; вполне оправдываются всей историей иргизских раскольнических монастырей. По давней и, так сказать, исторической вражде раскольников к православному русскому правительству, иргизские скиты с самого же начала своего существования не могли удержаться от участия в политических смутах внутри России. Известно, что одновременно с тем, как стало полагаться основание раскольнических скитов по Иргизу, стало зачинаться и темное дело самозванца Пугачева, принявшего на себя особенно уважаемое раскольниками имя императора Петра III Феодоровича. Участие раскольников вообще и в частности раскольников иргизских скитов в подготовлении, направлении и поддержке этого темного дела пугачевского восстания с исторической точки зрения можно считать несомненным. Можно даже сказать, что иргизские скиты служили главным рычагом, которым двигалась предшествовавшая пугачевщине и потом слившаяся с нею смута бывшего войска Яицких казаков. В то время жил па Иргизе раскольнический подвижник, старец Филарет 2 . Вероятно, он имел большое значение не только между раскольниками нижнего Поволжья, но и между раскольниками других мест России. Но крайней мере, зачинщики темного дела пугачевского бунта признавали за этим Филаретом великий авторитет в расколе и чрез него думали привлечь к своему делу силы всего раскола. Поэтому когда восстание между яицкими казаками стало принимать более или менее определенную форму и намеченную цель, они убедили Пугачева ехать на Иргиз к старцу Филарету, вполне обнадеживши в том, что Филарет примет его, даст помощь и совет в задуманном деле. К концу лета 1772 г., Пугачев действительно с Яика отправился на Иргиз и поселился у старца Филарета 3 . К этому, вероятно, времени пребывания Пугачева и относится существующее известие о том, что старец Филарет благословил Пугачева на Московское царство, взамен чего Пугачев обещал, по занятии Московского престола, сделать Филарета всероссийским патриархом, пожаловать всех раскольников крестом (двуперстным), бородою 4 и разными земными благами. Это путешествие Пугачева на Иргиз и закрепление связи с старцем Филаретом имели своим последствием то, что во время самого самозванческого восстания, раскольники нижнего Поволжья давали Пугачеву весьма сильную, и нравственную и материальную поддержку. Затем и в то время, когда Пугачев стал терпеть неудачи в столкновениях с правительственными войсками, и сам он, и главные его соучастники в восстании находили себе на некоторое время приют и убежище в иргизских раскольнических скитах; в землях же иргизских скитов пугачевцы скрывали и свою богатую казну 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Котькало, Виктор Слободчиков и Василий Елизаров награждены медалью «Народного Собора» Этой награды они удостоены за многолетнюю патриотическую деятельность, защиту и укрепление культуры и нравственности 28.04.2023 350 Время на чтение 4 минуты 26 апреля 2023 года в Москве в Шолоховском зале Союза писателей России состоялось первое заседание нового интеллектуального клуба – Калязинского – организованного при Международной общественной организации «Русское Собрание». На мероприятии присутствовали известные общественные деятели, эксперты, аналитики, руководители патриотических СМИ, сообщает пресс-служба Общероссийского общественного движения «Народный Собор». В начале заседания председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор», член Координационного совета Президентского клуба «Доверия» Олег Юрьевич Кассин, выполняя поручение Центрального Совета движения, вручил медали «Народного Собора» «Вместе за одно!» заместителю председателя правления Союза писателей России Сергею Ивановичу Котькало, известному эксперту, доктору психологических наук, члену-корреспонденту Российской академии образования Виктору Ивановичу Слободчикову и кандидату юридических наук, эксперту в области конституционного права Василию Георгиевичу Елизарову. Этой награды они удостоены за многолетнюю патриотическую деятельность, защиту и укрепление русской культуры и нравственности. Справка «Народного Собора»: Котькало Сергей Иванович родился в 1960 г. в городе Смела Черкасской области. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Главный редактор журнала «Новая книга России», книжных серий «Памятники церковной письменности», «Славянское братство» и «Национальная безопасность», портала «Русское воскресение». Заместитель председателя правления Союза писателей России, член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, руководитель РОО «Центр Фёдора Ушакова». Удостоен Ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени. Награждён медалью «За боевое содружество», орденом Сирийской Арабской Республики. Лауреат Международных литературных премий им. Е.И. Носова, «Прохоровское поле».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/28/se...

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

Закрыть Самых лучших из нас забирает Господь В зоне боевых действий погиб протоиерей Михаил Васильев 06.11.2022 3629 Время на чтение 4 минуты Утром 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырских обязанностей погиб клирик Московской епархии, настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области протоиерей Михаил Васильев, сообщил официальный сайт Московской Патриархии . Отец Михаил родился в 1971 году. Выпускник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Академии Генерального штаба ВС РФ. Хиротонисан в сан диакона 7 марта 1998 г. епископом Бронницким Тихоном, в сан иерея 27 апреля 1998 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Награжден орденом Мужества, орденом прп. Сергия Радонежского III степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Как священник участвовал в командировках в «горячие точки» и в миротворческих операциях в Косово, Боснии, Абхазии, Киргизии, на Северном Кавказе и в Сирии. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) в своём Telegram-kahaлe написал: «Самых лучших из нас забирает Господь. Новость о гибели протоиерея Михаила Васильева одна из тех, которые трудно вместить. Он был архистратигом нашего земного воинства. Теперь приложился к лику небесных Архистратигов!» Епископ епископ Зеленоградский Савва (Тутнов) в своём Telegram-kahaлe подчеркнул: «В течение более чем двух десятилетий отцу Михаилу неоднократно довелось отправляться в командировки в места ведения боевых действий – он окормлял российских воинов, боровшихся с террористическими формированиями на территории Чечни в начале 2000-х, позже посещал Сирию, в последнее время находился в зоне СВО. Порой ему порой неполной бутылкой минеральной воды приходилось крестить бойцов, отправлявшихся в бой, или совершать Таинства среди топкой грязи возле окопов, слушать рассказ-исповедь под обстрелами, с риском для жизни посещать солдат на позициях, утешать, укреплять и наставлять военнослужащих в самых сложных боевых и жизненных ситуациях».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/06/sa...

Л. Анисов III глава 17 октября 1762 года в Троице-Сергиевой Лавре с рассвета готовились к приезду Екатерины II. Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 14 , заключив, что после коронации императрица не преминет прибыть в обитель для поклонения святым мощам Преподобного Сергия, поручил ректору Троицкой семинарии иеромонаху Платону (будущему митрополиту Московскому) сделать загодя надлежащее к тому приготовление. Белорус родом, человек неученый, но добродушный, недавний уставщик придворных певчих, архимандрит благоволил к Платону и в важных делах полагался на него. Царица прибыла в Лавру 17 октября, под вечер. У Святых ворот ее встретила вся монастырская братия в черных клобуках, черных мантиях, со старинными хоругвями в руках. Сверкали золотом одеяния священнослужителей, приехавших из окрестных селений. Едва Екатерина II ступила на землю, сорок молодых воспитанников в белых одеждах, с венцами на головах и с пальмовыми ветвями в руках запели кант. Царица, милостиво улыбаясь, в сопровождении свиты проследовала в Троицкий собор. Весь путь ее был усыпан цветами. В святой обители звонили колокола и раздавались пушечные выстрелы... На другой день, после литургии и трапезы у настоятеля государыня посетила Троицкую семинарию. Питомцы ее в честь государыни читали стихи и произносили речи на русском, латинском и греческом языках. Молодой и красивый ректор произнес в честь венценосной покровительницы торжественное слово. Тогда же, по предложению князя Г. Г. Орлова , проведены были диспуты; причем императрица требовала от иеромонаха Платона изъяснения некоторых важных положений из богословия и советовала «состязаться об оных более на латинском, нежели на русском языке» 15 . Речь оратора произвела на Екатерину II большое впечатление. И она, не без женского кокетства, спросила: – Почему вы избрали монашескую жизнь? – По особой любви к просвещению, – отвечал Платон. – Да разве нельзя в мирской жизни печься о просвещении своем? – возразила императрица. – Можно, – сказал иеромонах, – но не столь удобно, имея жену и детей и разные суеты мирские, сколько в монашеской жизни, где инок по-своему свободен.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

М.В. Шкаровский Скачать epub pdf Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение Антицерковная, антихристианская политика советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции вызвала массовое сопротивление духовенства и верующих. В разные годы оно принимало различные формы. Особенно эта борьба обострилась в период «великого перелома» – конца 1920-х – начала 1930-х гг. Вплоть до 1927 г. попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь , поставить ее под полный контроль, сделать в конечном итоге придатком государственного аппарата (обновленческий, григорианский расколы и т.п.) в целом заканчивались неудачей. Рубежом в этом плане явилась «легализация» Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) , потребовавшая значительных уступок. «Декларация 1927 г.», означавшая уход с позиций аполитичности, перемещения епископов по политическим мотивам и ряд подобных актов создавали новую форму взаимоотношения Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени начал утверждаться почти тотальный контроль последнего над внутрицерковной жизнью. Такие далеко ведущие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Часть православного духовенства попыталась спасти Церковь от внедрения в нее чужеродных государственных начал. Возникшее в 1927 г. движение «непоминающих» (гражданские власти и митр. Сергия) было достаточно широко распространено по стране. Всего первоначально насчитывалось более 40 архиереев, отказавшихся от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Однако большинство из них не было связано между собой. Центральное место занимала наиболее сильная и сплоченная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) 590 . Именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь », употребив его в 1928 г. в одном из своих писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.И. Одинцов Глава III. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов Москва. Кремль. Собор открыт! 15 августа, в день праздника Успения Божьей Матери, начались церковно-общественные мероприятия, приуроченные к открытию Поместного собора. С раннего утра из московских церквей потянулись крестные ходы в центр города. На Красной площади собралась многотысячная толпа – лес хоругвей, икон, крестов, многоголосное пение, напряженное ожидание. Утром этого же дня архиепископ Сергий совершал раннюю литургию в Чудовом монастыре. А затем, как и сослужившие ему, и богомольцы, вместе со всеми устремился на Соборную площадь, в Успенский собор Кремля. К Успенскому собору было не пробиться, но Сергия вместе с другими прибывшими архиереями протоиерей Николай Любимов проводил в собор через алтарь. В храме они занимали места на особо устроенном возвышении. Среди восьмидесяти епископов, впервые после двухсотлетнего «пленения Церкви» собравшихся вместе, выделялись белые клобуки четырех митрополитов: Владимира Киевского, Платона, экзарха Кавказского, и двух новоизбранных – Московского Тихона и Петроградского Вениамина. Последние надели свои белые клобуки (знаки митрополичьего отличия) лишь накануне, после того как Временное правительство особым законодательным актом отказалось в пользу Синода от доставшейся ему по наследству царской привилегии жаловать белые клобуки и митры. Свое место среди архиереев занял и Сергий, новоизбранный архиепископ Владимирский и Шуйский. Из членов Временного правительства присутствовали премьер-министр А. Ф. Керенский, министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев, министр исповеданий А. В. Карташев . От Государственной думы – ее председатель М. В. Родзянко. Много было представителей дипломатического корпуса, российской и зарубежной прессы. После окончания литургии митрополит Киевский Владимир огласил с амвона грамоту Синода об открытии Всероссийского церковного собора. Присутствующие хором пропели Символ веры . Мощный хор нескольких сотен мужских голосов создавал особое настроение и молитвенный подъем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010