Антон Анатольевич Горский Приложение I В научном творчестве моего отца, Анатолия Дмитриевича Горского (15.III.1923–8.VII.1988) тема отношений с Ордой занимала видное место. Она рассматривалась как в специальных статьях (об отражении ига в актах 1035 , об обороне Москвы от войск Батыя 1036 , об историографии Куликовской битвы 1037 ), так и в работах, посвященных истории русского крестьянства XIV-XV вв. 1038 И последним его публичным выступлением – на чтениях памяти В.Т. Пашуто в апреле 1988 г. – был доклад «Отражение русско-ордынских отношений в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей XIV-haчaлa XVI в.» Работу над этой темой предполагалось продолжить. В сохранившемся виде она являет собой систематизированную сводку сведений об отношениях с Ордой, дошедших в текстах духовных и договорных грамот 1039 . А.Д. Горский. Отражение русско-ордынских отношений в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей XIV-haчaлa XVI века Духовные и договорные грамоты являются важнейшим источником по политической, социально-экономической и культурной истории Руси, по истории междукняжеских отношений, внешней политики, в том числе по истории русско-ордынских отношений XIV – начала XVI в. Чрезвычайно важно, что это документальные источники, дающие ценный материал конкретно-исторического характера для освещения не только тех социально-политических процессов, которые происходили как во внутренней, так и во внешнеполитической жизни страны, но и отдельных событий и явлений. Многие из таких известий носят поистине уникальный характер. Достаточно вспомнить, что единственное по-настоящему документальное известие о Куликовской битве содержится в договорной грамоте (Дмитрия Донского с Олегом Рязанским 1382 г. 1040 ); остальные известия относятся к источникам повествовательного характера (летописные повести, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Житие Сергия Радонежского). Духовные и договорные грамоты подчас передают даже нравственную атмосферу той далекой эпохи, атмосферу иноземного ига, борьбы русского народа за освобождение, за создание Русского централизованного государства. Уже в наиболее ранней из сохранившихся духовных грамот князей Северо-Восточной Руси рассматриваемого периода – духовной грамоте Ивана Калиты – читаем (в обоих ее вариантах) удивительно выразительные и трагичные слова: «Се аз, грешныи худыи раб божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду... Аже бог что розгадаеть о моем животе, даю ряд сыном своим и княгини своей» 1041 . И это пишет сильный тогда московский князь, великий князь владимирский, союзник Орды: идя в Орду, он опасается за свою жизнь. Далее Калитой выражаются опасения (они повторены и в нескольких последующих документах), что татары сумеют отнять некоторые из распределенных Калитой между сыновьями и женой волостей (в таком случае он предписывает переделить земли княжества) 1042 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) III. Пресвитерские молитвы Византийской Утрени (1971) В предыдущей главе, где говорилось о молитвах Вечерни, мы назвали эти молитвы просто священническими. С тех пор дальнейшие размышления по этому поводу, конкретизированные в нашем сообщении на XVIII-oй Литургической Неделе Института св. Сергия в Париже: «министериальное священство в тайных молитвах византийских Вечерни и Утрени» привели нас к тому, чтобы считать прилагательное «священнические» по существу неподходящим 148 . Из 9 молитв Вечерни и тринадцати молитв Утрени, которые священник читает тайно, только последнюю из каждого ряда, т.е. главопреклонную молитву или молитву благословения, можно назвать чисто священнической; действительно, эта молитва, заимствующая свою тему из благословения Аарона (кн. Чисел 6,22–27), предполагала посредника между Богом и народом. Все другие молитвы Вечерни и Утрени, либо предшествовавшие псаломным антифонам, либо сопровождавшие конечную ектению, будучи уделом служащего священника, по своему тексту могли исполняться любым из собравшихся, и, говоря об этом, мы думаем о монашеских общинах, лишенных священников. В настоящей главе мы займемся тринадцатью молитвами, исполняемыми тихим голосом священником во время совершения службы ρθρος или Утрени. Двенадцать первых молитв произносятся во время исполнения чтецом вступительного к Утрени шестопсалмия (Псалмы 3,37 и 62; 87, 102 и 142) или же во время чтения им трех последних псалмов. Тринадцатая молитва совершается тихо в конце службы, в то время, как священник и народ наклоняют головы по призыву диакона. Мы будем ссылаться на эти молитвы на всем протяжении этой статьи по их порядковому номеру, который они имеют в Евхологии Гоара, а также в современном Евхологии 149 . Этот номер будет написан арабскими цифрами и поставлен в квадратные скобки : ... К этому ряду молитв мы добавим три молитвы, находящиеся в древних рукописных евхологиях: молитву об оглашенных и первую и вторую молитву верных: мы назовем их соответственно [ ΧII], [XIII] и [XIV]. Эти молитвы исчезли из современного Евхология: Гоар еще дает их среди « Variae Iectiones» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Историческая справка к полемике о монашестве) I II III IV V Буди ревнитель право живущим и сих житие и деяние пиши на сердци своем. Из жития преп. Сергия. Небольшая заметка писателя и публициста А.В. Круглова «На службе миру – на службе Богу» («Душеполезное Чтение», 1902 г., октябрь) вызвала оживленную полемику о монашестве: по вопросам – о служении иноков миру, об истинных задачах монашества и о православном его идеале. Такая полемика явление нечастое в нашей, откровенно говоря, довольно-таки вялой духовной журналистике. Участие в полемике ранее всех приняли монастырские иноки, потом представители так называемого ученого монашества и, разумеется, потому, что поднятые вопросы близко касались и тех и других, за ними профессора духовной академии, священники; на спор отозвалась и светская пресса. Но «спор славян между собою» редко отличается хладнокровием, беспристрастием, корректностью, а главное плодотворностью... Мы решаемся вставить свое слово не затем только, чтобы полемизировать. Хотим, чтобы спор был поставлен на почву истории и монашеских традиций и признаем такую постановку единственно плодотворной. Главная задача наша – навести точную справку по спорным вопросам в истории древнерусского монашества. Справку приводим из истории нашего древнего монашества прежде всего потому, что оно, чтобы о нем ни говорилось, выставило из своей среды сонм преподобных, длинный ряд иноков, полнее других осуществивших идеалы своего звания, таких иноков, которые основывали славные на всю Русь обители, при жизни руководили братией поучениями и наставлениями, а еще больше высоким примером своего жития, иногда давали обителям свои уставы, предания и завещания. Мы обращаемся к бесспорным и незыблемым авторитетам русского подвижничества; в их святой жизни, в бесхитростных поучениях и наставлениях, в строгих уставах своим обителям и преданиях ученикам поищем нужных нам ответов. Отсюда читатель и сам увидит, как думали по обсуждаемым теперь вопросам древние русские подвижники, какие брали они на себя задачи в отношении к миру и как умели совмещать это дело с прямыми обязанностями инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ III Глава 8. НА РОССИЙСКОЙ ОКРАИНЕ По пути в город Верный После Крестовоздвижения преосвященный Пимен в последний раз спустился по ступеням главного корпуса и вышел во двор Урмийской миссии. Обнявшись с сотрудниками и осенив себя крестным знамением, он в последний раз окинул взглядом двор и строения. Больше он их не увидит никогда, но лишь Богу единому ведомо было будущее. Ночь пути Каспийским морем от Баку до Красноводска, далее Закаспийская железная дорога, соединявшая берег Каспия с Ташкентом. Однажды таким же ранним утром с трапа парохода на этот берег сошёл полковник Н.П. Краснов, державший путь на службу в город Джаркент Семиреченской области. Краснов оставил записки, и мы перелистаем их. Пассажиры, подходившие от пристани к железной дороге, первым делом видели белую постройку станции, за нею такой же низкий, плоский и белый город. Состав из громадных пульмановских вагонов белым видением стоял в розовеющих на солнце песках пустыни. У станции, по высыхающей, блестящей солонцами луже бродили розовые цапли – фламинго. В отличие от полковника Краснова, путешественник, о котором идет повествование, не совершал для себя открытия, вглядываясь в розовых птиц и дрожащие миражи в ослепительном солнце. Не чувствовал себя первооткрывателем, наблюдая туркменов в белых халатах и чалмах, совершавших на ковриках свою молитву. Перемещаясь по азиатскому пространству из одного угла в другой, он фиксировал наметанным глазом особенности Русской Азии. Поезд очень скоро отошёл. Мимо проплыли лужи и фламинго, постройки станции, показались пески и барханы. Колёса вагона выстукивали торжественные марши. Трепетали белые оконные занавески. Иногда вдали мелькало селение – белые постройки, белые стены, вокруг них − чахлая пыльная растительность. Станции были редкими, но так много говорили их названия! Это были вехи пути фон Кауфмана, Скобелева, Анненкова – героев завоевания Россией этого края. Мог ли епископ представить, что через несколько лет одна из выжженных солнцем станций, а именно Теджен, станет местом политической ссылки бывшего начальника Урмийской духовной миссии епископа Сергия. С ним будет коротать срок, прозябая в бедности и праздности, известный в церковно-общественных кругах России епископ Андрей (князь Ухтомский)…

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Сортировать по Исключить новости Историк Владимир Ильяшенко: Не возвращаться в ГУЛАГ В нашей стране растет число людей, которые считают, что такая форма экономики, модернизационная, мобилизационная, когда людей почти не кормят и заставляют насильно с утра до ночи работать в лагерях, это единственно возможный путь для нашей страны 14 марта, 2014 В нашей стране растет число людей, которые считают, что такая форма экономики, модернизационная, мобилизационная, когда людей почти не кормят и заставляют насильно с утра до ночи работать в лагерях, это единственно возможный путь для нашей страны Владимир Ильяшенко, специалист по истории ГУЛАГа, встретился на Якутской земле, щедро политой кровью заключенных советских лагерей, с делегатами III епархиального съезда молодежи «Мы – наследники преподобного Сергия». Владимир Александрович рассказал молодым людям о том, что не должно повториться. Предлагаем нашим читателям познакомиться с конспектом его лекции. Важное слово — ГУЛАГ Я бы хотел рассказать, каким образом развивался и поднимался Якутский край и вся Сибирь. В давние времена на освоение этих земель пришли казаки, а в советское время оно перешло к людям подневольным. ГУЛАГ – всем известное слово, ставшее в Якутском крае одним из важнейших. Лагеря появились почти одновременно с советской властью. В 1918 году возле больших городов возникли лагеря, куда власти собирали неблагонадежных людей – в первую очередь духовенство и верующих. ГУЛАГ начал свою историю в 1930 году. Постановлением Совета Народных Комиссаров было создано управление лагерей, а потом Главное управление. С легкой руки Александра Исаевича Солженицына ГУЛАГ стал понятием, обозначающим всю лагерную систему. На самом деле, Главное управление лагерей далеко не всегда было самым главным, организующим главком. Иногда ГУЛАГ был рядовым главком лагерной системы. Были Главное управление лагерей металлургической промышленности, Главное управление лагерей шоссейных дорог, Дальстрой… Они создавались и ликвидировались, и многие ученые написали свои труды, рассказывая, как происходили все эти изменения.

http://pravmir.ru/istorik-vladimir-ilyas...

Клосс Борис Михайлович Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418—1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI—XVII вв. Часть IV. Тексты I. Noxbaльhoe слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Жumue Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Nepbaя Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Tpemья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Pacckaзы о чудесах 1448—1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым, Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († не ранее 50-х гг. XV в., Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Радонежский, ученик прп. Никона Радонежского. С И. связано одно из посмертных чудес прп. Сергия Радонежского («О видении святого Сергия в церкви»), описанное в 3-й редакции Жития прп. Сергия, к-рая была составлена Пахомием Логофетом ок. 1442 г. (датировка Б. М. Клосса). В Житии рассказывается, что «при настоятеле Никоне у гроба святого Сергия... некий мужь духовен, в добродетелех знаменит, именем Игнатии в обители его виде известно святого Сергиа, на бдении всенощнем в церкви стояще на месте своем и поющя с братьями. И тако исповеда братьям» ( Клосс. 1998. С. 421). Названного в рассказе о чуде «мужа духовна» можно отождествить с «присным учеником» и келейником прп. Никона Радонежского Игнатием, который был главным информатором Пахомия Логофета, когда тот писал Житие прп. Никона (кон. 40-х - 50-е гг. XV в.). Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета). Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у.

http://pravenc.ru/text/293419.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Уроки государева дела Старина и открытость - идеи, изменившие ход русской истории. На этой основе в конце XV века рождалось единство и независимость русской земли 28.12.2005 745 Время на чтение 15 минут Очень странно и одновременно символично, что в России нет памятника Ивану III - создателю русского государства. Только на памятнике 1000-летию России в Новгороде есть скульптура первого государя всея Руси - среди прочих наших правителей. Памятников царю Петру - превеликое множество, а Ивану III - нет. Значит, его памятью мы не очень дорожим. Нас не впечатляет то, как и в каком духе действовал Иван III. Мы все еще поклоняемся эффектному реформаторскому стилю Петра Великого. Прежде всего его западничеству, его демиургической борьбе с собственным народом. В делах такого рода Иван III нам не помощник. К опыту первого государя всея Руси стоит обращаться, если мы вдруг захотим снова стать самими собой. Захотим трезво оценить свои возможности, свой исторический опыт. Тогда нам будет полезно разобраться в том, что и как делал Иван III, и открыть в нем величайшего русского реформатора. Именно он, Иван III, вывел нацию на столбовую дорогу истории. По большому счету, до сих пор никому и ничему не удавалось перечеркнуть заложенную Иваном III государственную традицию: ни империи Петра Великого, ни даже первому в мире социалистическому государству. По почину государя был создан ансамбль Московского Кремля, который до сих пор является символом нашей державы. И наш российский герб - двуглавый орел - впервые появился на великокняжеской печати Ивана III в конце XV века. Казалось бы, сколько воды утекло с тех пор, а проблемы у нас во многом все те же: единство огромной страны; Россия и Европа (вообще, Запад); место России в мире; наше историческое предназначение. Один день из жизни Василия Васильевича 14 февраля 1446 года великий князь Василий Васильевич со своими сыновьями, Иваном (старшим) и Юрием, приехал в Троицкий монастырь, знаменитую обитель преподобного Сергия, на богомолье. Княжичу Ивану, будущему Ивану III, всего шесть лет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Разделы портала «Азбука веры» Сергей Нилус Полное собрание сочинений. Том 1. Великое в малом " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 204w " data-lazy-sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Полное собрание сочинений. Том 1. Великое в малом " > Сергей Нилус Полное собрание сочинений. Том 1. Великое в малом " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Полное собрание сочинений. Том 1. Великое в малом " > ( 30  голосов:  4.5 из  5) Предисловие Предисловие к первому изданию Предисловие ко второму изданию Предисловие к третьему изданию 1. О том, как православный был обращен в православную веру I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. 2. Одно из современных чудес преподобного Сергия 3. Поездка в Саровскую Пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. Послесловие 4. Служка Божией Матери и Серафимов (Симбирский совестный судья Николай Александрович Мотовилов) I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. XXV. XXVI. XXVII. XXVIII. 5. Дух Божий явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым (Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова)) I. II. III. IV. V. VI. VII. Послесловие 6. Отец Серафим и суд над убийцей (Из воспоминаний товарища прокурора-лютеранина) I. II. III. IV. 7. Эпизод из жизни старца Оптиной Пустыни, иеросхимонаха отца Амвросия I. II. III. IV. 8. Отец Егор Чекряковский I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. 9. Одна из тайн Божияго домостроительства. Святая Русь Искатель града невидимого иеромонах скита Оптиной Пустыни отец Даниил (Болотов) I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. 10. Небесные обители 11. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

иером. Арсений Содержание Рукописи на пергамене Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы Церкви Отдел IV. Каноническое право Отдел V. Богослужебные книги Отдел VI. История Церкви и жития святых Отдел VII. Смесь Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы церкви Отдел IV. Разные богословские сочинения Отдел V. Каноническое право Отдел VI. Богослужебные книги. Отдел VII. История Церкви и жития святых Отдел VIII. Смесь Азбучный указатель имен и предметов     Библиотека Троицкой Сергиевой лавры началом своим восходит ко временам самого преп. Сергия; его, как основателя и первого игумена лавры, должно считать основателем и лаврского книгохранилища. По свидетельству преп. Иосифа волоколамского, блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими, за неимением пергамена и бумаги, писал даже «на берестех» (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1847 г., 7). В описи Сергиева монастыря 1642 г. между другими книгами означены: «Два Служебника на харатье; Свертки на деревце, чудотворца Сергия; Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчалниково; Псалтирь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчалника († 1388 г.)», ученика преп. Сергия. О другом ученике Сергия, Афанасии, с 1874 г. игумене серпуховского Высоцкого монастыря, жизнеописатель преп. Сергия говорит: «в божественных писаниях бе зело разумен, и доброписания многа руки его и доныне свидетельствуют, и сего ради любим зело старцу (св. Сергию)». (Житие его, изд. в 1646 г., л. 89). Примеру преп. Сергия в обогащении обители книгами следовал преемник и ученик его игумен Никон. Доселе хранятся в ризнице: «Чудотворца Никона Евангелие и Служебник“, а в библиотеке «Октоих и Триодь постная-харатейные». В 1418 г. «замышлением игумена Никона списана бысть книга Диоптра, рукою раба Божия Иосифа» 190). Из учеников преп. Никона известен духовным любомудрием иеромонах Матфей, для коего в 1412 года инок Варлаам переписал Лествицу 156), а в 1414 г. инок Антоний переписал Поучения аввы Дорофея и другие статьи аскетического содержания 165). Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и ученикам последних. Таким образом, чрез собственноручное списывание, отчасти чрез покупку и пожертвование, книги постепенно умножались, так что в 1616 г. была уже «многобогатная божественных писаний книгохранительница» 281).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010