И. Н. Шамина. Переписная книга вологодского Спасо-Нуромского монастыря и его вотчины 1701–1702 гг.   Спасо-Преображенский Нуромский монастырь был основан в конце XIV в. прп. Сергием Нуромским, учеником прп. Сергия Радонежского, вблизи современной деревни Сидоровское Грязовецкого района Вологодской области на реке Нурме в 60 верстах от Вологды. История этого небольшого монастыря остается малоизученной. Несколько работ посвятили ему краеведы XIX – начала XX в. изучение продолжилось в начале XXI Одной из причин недостаточной изученности истории Спасо-Нуромского монастыря является плохая сохранность источников. В конце XIV в. прп. Сергий Нуромский основал монастырь на реке Нурме: «И воздви же церковь во имя Всемилостиваго Спаса на Происхождение Честного и Животворящаго креста, и келии постави, и обитель Е. А. Павлович привел дату основания монастыря – 1387 г., однако отметил, что аргументов в пользу этой датировки пока не В годы настоятельства старца Матфея (1584–1607 гг.), между 1585–1593 гг., в монастыре была воздвигнута вторая церковь – в честь Рождества Христова. В описи имущества 1615 г. соборная церковь в честь Происхождения честного креста Господня с приделом Введения Пресвятой Богородицы описана как деревянная «о дву верхах клетчатая». Деревянным был и теплый храм в честь Рождества Христова с приделом во имя свт. Николая Чудотворца «о дву . В монастыре была также колокольня, где висели 3 колокола: «одне зазвонные, два больших», а также казенная келья, конюшенный и воловий дворы. Те же строения описаны и в писцовой книге 1627–1630 гг. В ней указаны также игуменская и 7 монашеских . К 1678 г. придел соборной церкви в честь Происхождения честного креста Господня был из Введенского переименован во имя прп. Сергия Вторая церковь – в честь Рождества Христова – в монастырской описи этого года указана как «теплая с трапезою, и с келарскою, и с папертью». В монастыре в 1670-х гг. проживали настоятель и 8 монахов, а также 13 монастырских слуг и служебников, 4 церковных дьячка.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским. Постриженик Прилукского Христорождественского мон-ря близ Углича, прп. Павел по благословению игумена перешел к прп. Сергию Радонежскому и 15 лет жил в «отходной келии» близ его обители. Затем по благословению прп. Сергия он ушел в безлюдные заволжские леса. На прощание прп. Сергий дал прп. Павлу медный крест, который тот хранил всю жизнь. В поисках места для уединения он посещал различные пустыни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1393 г. прп. Павел поселился на Глушице, вскоре отправился в Комельский лес, где 3 года прожил в дупле липы на берегу р. Грязовицы, а затем на р. Нурме построил келью и выкопал колодец. Любимым собеседником и духовником прп. Павла был прп. Сергий Нуромский, основавший свою обитель ок. 1389 г. Место жительства преподобного стало известно, к нему потянулись желающие быть его учениками. Собравшееся братство сначала не имело своей церкви. Как следует из Жития прп. Сергия Нуромского († 1412), перед самой смертью прп. Сергия прп. Павел рассказал ему, что слышал колокольный звон. Прп. Сергий указал, что на том месте должен быть устроен мон-рь во имя Св. Троицы. Пасхальной ночью 1414 г. прп. Павел увидел «свет ярче солнечного» на месте буд. монастырского собора. Он отправился в Москву к митр. свт. Фотию просить благословение основать на этом месте ц. во имя Св. Троицы. Вместе с прп. Павлом в Москву пошел его ученик Алексий, постриженик прп. Сергия Нуромского, 1-й игумен Обнорского мон-ря. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь получил откровение, что напрасно оскорбил «человека святого и избранника Божия». Святитель повелел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословенной грамотой и богатой милостыней (АИ. Т. 1. 257. С. 485-486). Т. о., на левом берегу Нурмы самим преподобным и его учениками был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный мон-рь. В память о встречах преподобных между П. О. м. и Сергиевым Нуромским в честь Преображения Господня мужским монастырем была выстроена часовня и в 1905 г. учреждены крестные ходы на престольные праздники Св. Троицы (в П. О. м.) и Происхождения Честных Древ Креста Господня (в Сергиевом Нуромском приходском храме упраздненного в 1764 мон-ря; ныне восстанавливается). Тогда же был учрежден и крестный ход в Грязовец.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Сергия Нуромского, чудотворца Вологодского и Обнорского Память 7 октября Преподобный Сергий положил начало своей иноческой жизни на святой горе Афонской 6413 . Оттуда пришел он в Московскую державу великого Российского государства и поселился в пределах Радонежской области 6414 . И пришел он в обитель великого Российского светила Сергия Радонежского, чудотворца 6415 . Тогда еще был жив святой Сергий и сиял, как солнце во всей вселенной, просвещая мир благими делами и управляя о Боге своею братиею. И пробыл преподобный Сергий Нуромский у великого Российского светила Сергия под паствою долгое время, внимая ему и последуя святому житию его. Здесь он упражнялся во многих подвигах и совершил много добрых дел, так что сам преподобный Радонежский чудотворец удивлялся ему, видя такое его рвение к Богу, и любил беседовать с ним о духовных исправлениях. Преподобный же Сергий Нуромский, видя труды и подвиги сего великого светила, также старался подражать им и не уступал ему в добродетели. Все сие преподобный Сергий Нуромский принимал в сердце свое, как плодоносная земля принимает семена и впитывает дождевые воды, и принес Богу плод сторицею. И ради сего был он любим и уважаем всеми. Но не любил он мирской славы, видя в ней вред для души, и стал помышлять, как бы удалиться от людей, вспоминая слова пророка Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» ( Пс.54:8–9 ). Так постоянно размышляя, пришел он к наставнику своему Сергию, поклонился ему до земли и, обливая слезами ланиты свои, исповедал ему свои помыслы и просил у него благословения удалиться в пустыню. Преподобный Сергий Радонежский прозрел разумными очами, что он есть сосуд, исполненный Святого Духа, и будет наставником инокам и добрым пастырем Христову стаду, благословил его, преподал ему наставления, как пребывать в пустыне, и отпустил его с миром, сказав: – Иди, чадо; Бог с тобою. Приняв от преподобного благословение, блаженный Сергий Нуромский возрадовался и тайно от всех пошел в пустыню. Полетел он духом, как птица в гнездо свое, и искал он места, где Бог ему укажет, не имея с собою ничего, кроме души и тела. Устремившись к северным странам, пришел он в область, покрытую дебрями, лесами, мхами и болотами. Тут обрел он место, в Обнорской волости, на реке Нурме 6416 , где впоследствии и построил монастырь. В той же местности пребывал и великий Павел, Обнорский чудотворец 6417 , который тогда жил еще в уединении, во внутренней пустыне на той же реке Нурме: обители же и братства во Христе у него еще не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Спас-Нурма. Нуромский Спасо-Преображенский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1389. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Спас-Нурма Координаты: 58.732396, 40.373168 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь эта обращена в приходскую в 1764 г., из монастыря того-же имени находившагося в 60 в. от г. Вологды и в 18 от Грязовца на берегу реки Нурмы и основаннаго в конце XIV или в начале XV столетия препод. Сергием Нуромским чудотворцем. Нынешняя приходская каменная церковь имеет два этажа и в них четыре престола: главный престол во имя Происхождения Честных Древ, другой во имя Николая мир-ликийскаго чудотворца, третий во имя препод. Сергия Нуромскаго; здесь почивают под спудом мощи преподобнаго. Из древних принадлежностей Спасонуромскаго монастыря сохранились до настоящего времени в нынешней церкви следующие предметы: посох препод. Сергия выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину. Четыре иконы 1) Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста писанная в 1682 г. 2) преподобнаго Сергия Нуромскаго писанная в 1696 г. 3) Божией Матери писанная в 1692 г. Все эта три иконы с надписями; и 4) препод. Сергия Нуромскаго с изображением древняго вида монастыря писанная на кипарисной доске. Время написания неизвестно. Степановский И. К. Спасо-Нуромская церковь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 267-268. Мужской Сергиев Нуромский монастырь в честь Преображения Господня (недейств.), в пределах Вологодской епархии. Располагался в 3 верстах от Павло-Обнорского монастыря. Образовался около конца XIV-haчaлa XV века, по мере собрания иноков вокруг подвизавшегося в комельских лесах на берегу реки Нурмы преподобного Сергия Нуромского. Мощи основателя упокоились под спудом в храме обители, освященном в честь Преображения Господня. Настоятельство в монастыре было игуменское. Монастырь просуществовал до 1764 года, когда был упразднен в ходе секуляризации.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Какое чудное, истинно благословенное Богом, место был Комельский лес, простиравшийся во всю южную полосу страны вологодской и рассекаемый пустынным течением Нурмы, Комелы и множеством других, впадающих в них, безвестных речек и ручьев! Эта сплошная масса вековых дерев, тянувшаяся во все стороны на несколько десятков верст, со своими непроходимыми чащами и болотами, по=видимому, была удобна только для жительства диких зверей, но в нее издалека стремились ангелоподобные люди кто с Москвы, кто из Переяславля и Ростова, а иные даже из отдаленного Афона, – чтобы найти в ней путь к небу. В пустынной тишине Комельского леса, под сенью столетних елей и сосен они ставили свои кущи и кельи, сделавшими потом духовными твердынями, или же подобно птицам небесным витали в дуплах дерев, день и ночь воссылая хвалу Богу. Подвижники сначала селились только по окраинам леса, но потом проникли и в самую дикую глушь пустыни, наполнив ее, подобно пустыням Египта и Палестины, иноческими обителями. Первый проложил дорогу в Комельский лес пр. Димитрий Прилуцкий, поселившийся было с учеником своим Пахомием на реке Леже (1370 г.), но вскоре изгнанный оттуда грубыми авнежцами 158 . Потом, в начале XV века, на южной окраине леса на берегу реки Нурмы являются обители учеников Сергия Радонежского – Сергия Нуромского и Павла Обнорского, – южнее их и немного ранее обитель пр. Сильвестра Обнорского, тоже ученика Сергиева (ныне в ярославской епархии). Несколько позднее их в самой средине Комельского леса заводит общежитие друг и собеседник Нила Сорского пр. Иннокентий Комельский, – а Авраамий и Коприй на Печенге; пр. Корнилий поселяется в разбойничьем вертепе (1497 г.) и обращает его в рассадник святых пустынножителей и основателей монастырей; старцы Онуфрий и Авксентий устрояют пустыню в Перцеве, наконец пр. Стефан Озерский и Арсений Комельский заключают собою многочисленный лик подвижников, просиявших в комельском лесу. А сколько в нем было еще таких, которые известны одному только Богу! Так процвела и украсилась святыми обителями дикая пустыня комельская! К сожалению многих из них не пощадил роковой для монастырей 1764 год, а в тяжелое время татарских нападений жития святых по большей части утратились, так что о пр. Иннокентии – ближайшем ученике и спутнике Нила Сорского 159 мы можем сказать весьма немногое, а других известны одни только имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексей Воскресенский Вступление На пространстве древнего московского великого княжества, на Северо-востоке тогдашней России, в XIV и последующих столетиях было одно место, неудержимо привлекавшее к себе людей, жаждавших уединенного подвига и совершенного безмолвия, где, в ничем не нарушаемой тишине, они искали одного – работати Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом. Местом этим был «Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притоном разбойников, издавна казавшийся какою-то обетованною землею любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон, преимущественно же из Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. Монашеский топор в продолжение трех веков то там, то инде не переставал рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течению одной только незначительной речки Нурмы было несколько иноческих обителей, а сколько было рассеяно пустынь и уединенных келлий по громадному пространству этого леса! Там в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами, жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир. Комельский лес воспитал в своих недрах целый сонм великих подвижников и основателей монастырей» 1 . Духовным родоначальником Комельского отшельничества был преподобный Сильвестр Обнорский, первый пришедший сюда из духовной дружины Сергиевой и основавший на берегу р. Обноры свою Воскресенскую обитель, в которой, 25 апреля 1379 г., и скончался о Господе. Последователем его был преподобный Сергий, на левом берегу р. Нурмы возродивший монастырь Всемилостивого Спаса и 7 октября 1412 г. отошедший ко Господу. Поселившийся близ Сергиевой обители в 1389 г. безмолвник, преподобный Павел, в 1414 г. стал первоначальником обители Св. Троицы. Обитель Сильвестрова и Сергиева с 1764 г. обращены в приходские церкви, а обитель преподобного Павла от дня своего основания непрерывно существует доныне, всегда являясь высокою и спасительною школою истинного о Христе подвижничества, из которой вышел целый сонм Богопрославленных мужей, созревших в ней для радостей неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [Плишка, Малый] († после 1606), агиограф, гимнограф. Источниками сведений об И. являются созданные им произведения. В Житии прп. Антония Сийского (1578) И. сообщает, что принял постриг в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре и ко времени написания Жития был иеромонахом. Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. был вдовым священником из крестьян, к-рый принял постриг в Сийском мон-ре, скончался и погребен там же ( Никодим (Кононов). 1895. С. 11). Прот. А. Кириллов считал, что И. был рукоположен во иерея Новгородским архиеп. Александром , учеником прп. Антония Сийского , незадолго до составления Жития ( Кириллов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: К 350-летию со дня блаженной кончины преподобного (1556-1906)//Архангельские ЕВ. 1906. Ч. неофиц. 22. С. 701-702). И. именуется в рукописных документах Сийского мон-ря Ионой Малым «в отличие от старца Ионы, бывшего в числе учеников преподобного, пришедших в обитель из Шелексы» (Там же. С. 701-702, 707-708). В составленных им службах на Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого и на память св. царевича Димитрия Иоанновича И. писал о том, что он имел прозвище Плишка. Возможно, в 1584 г. И. был игуменом вологодского Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . Жалованные грамоты глушицкому игум. Ионе от 27 июня 1584 г. опубликованы в «Истории российской иерархии» (Т. 3. С. 711-712, 719-720). В том же году И. написал Житие прп. Сергия Нуромского, о чем сообщается в завершающей главе произведения. В 1589 г. И., согласно созданному им Житию прп. Варлаама Важского, вновь состоял в братии Антониева Сийского мон-ря и находился по поручению монастырских властей в Богословском мон-ре на Ваге. Пребывание И. зимой 1588/89 г. в Богословском мон-ре подтверждается хозяйственными книгами Антониева Сийского мон-ря ( Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф., 18-20 нояб. 2003 г. Вел. Новгород, 2003. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/578316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Преподобный Павел родился в Москве от благородных родителей, и на 22 году своего возраста постригся в Рождественском монастыре на Волге. Потом перешёл в Радонежский монастырь к Преподобному Сергию и у него несколько лет проводил в монастырском послушании и подвигах. После получил от него благословение на уединённое безмолвие вне Радонежского монастыря, и провел там 15 лет. Потом, испросив от него же благословение, и быв напутствован медным литым крестом, ходил по многим пустыням несколько лет, и, между прочим, поселился было в пустыни на Глушице близ Преподобного Дионисия. Наконец, придя в Комельский лес, на реку Грязовицу, жил там в дупле одного липового дерева три лета, а оттуда перешёл к реке Нурме на нынешнее место монастыря его, и недалече от оного на горе воздвиг себе келью и ископал колодец. Слава, распространившаяся о его добродетелях, привлекла к нему многих учеников, для коих он в 1414 году и основал в долине над рекой Нурмой обитель по общежительному правилу, и создал церковь во имя Святой Троицы, получив на всё это от Фотия, Митрополита Московского, благословение. Но Игуменом этой обители быть не захотел, а поставил ученика своего Алексея, сам же пребывал в прежней своей нагорной келье, и приходил к братии в церковь на молитву только в Субботу и Воскресенье, а чаще ходил беседовать к Преподобному Сергию Нуромскому, в четырёх вёрстах от него там же, на реке Нурме жительствовавшему, и имел его себе духовником. Напоследок в этом месте, на Нурме, прожив всего 40 лет, скончался в 6937/1429 году, Января 10, будучи от рождения 112 лет 128 . В 1538 году этот монастырь от нашедших Казанских татар весь был разорён и сожжён, но через 9 лет после того снова возобновлён, и с 1546 года над гробом Преподобного Павла Игуменом Протасием построена каменная церковь во имя Преподобного Сергия, и другая при ней же – во имя самого Преподобного Павла. При копании рвов под основание этих церквей обретён гроб Преподобного Павла, и сверх того ещё шестеро целых мощей неизвестных угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 7 Октября, Канон преподобному Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед яко сушу/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Воду страстей моих изсуши, Боже,/источник безстрастия излия души моей,/и дай же пети чистою душею и устнами Твоего преподобнаго Сергия,/яко да пою присно:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Любовию Христовою уязвися, Сергие преподобне,/вслед Того усердно от души последовал еси,/восприя житие Ангельское, поя Богу:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Утверди весь помысл в Божественная заповедания,/житейских молв отвергся, в пустынех скитался,/преподобному Павлу собеседник, блаженне, бысть,/с ним пояше:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Устави неуставное смущение помышлений моих, Богородице Дево,/иже Сыну Твоему направляющих движения, и сердечную болезнь утоли воспевающих:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  Песнь 3 Ирмос: Ты еси утверждение/притекающих к Тебе, Господи,/Ты еси Свет омраченных,/и поет Тя дух мой.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Ты, преподобне, начало премудрости прием, страх Божий,/и сего ради положи в души своей основание добродетели/и на сем основании утверди вся помышления, Господеви вопияше:/поет Тя дух мой.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Мудрованием дольним высоту и смирение возлюбил еси/и на гору безстрастия взыде,/умертвив душетленныя страсти.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. В предстоянии ти молитвеннем бодро имея душевное свое око,/во еже прозирати грядущая, яко настоящая,/сего ради сказоваше собеседнику своему, преподобному Павлу, хотящая ему послежде быти.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Премудрость и Слово отчее несказанно родила еси, Богородице,/души моей лютую язву исцели/и сердечную болезнь утоли.  Седален, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010