Спас-Нурма. Нуромский Спасо-Преображенский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1389. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Спас-Нурма Координаты: 58.732396, 40.373168 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь эта обращена в приходскую в 1764 г., из монастыря того-же имени находившагося в 60 в. от г. Вологды и в 18 от Грязовца на берегу реки Нурмы и основаннаго в конце XIV или в начале XV столетия препод. Сергием Нуромским чудотворцем. Нынешняя приходская каменная церковь имеет два этажа и в них четыре престола: главный престол во имя Происхождения Честных Древ, другой во имя Николая мир-ликийскаго чудотворца, третий во имя препод. Сергия Нуромскаго; здесь почивают под спудом мощи преподобнаго. Из древних принадлежностей Спасонуромскаго монастыря сохранились до настоящего времени в нынешней церкви следующие предметы: посох препод. Сергия выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину. Четыре иконы 1) Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста писанная в 1682 г. 2) преподобнаго Сергия Нуромскаго писанная в 1696 г. 3) Божией Матери писанная в 1692 г. Все эта три иконы с надписями; и 4) препод. Сергия Нуромскаго с изображением древняго вида монастыря писанная на кипарисной доске. Время написания неизвестно. Степановский И. К. Спасо-Нуромская церковь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 267-268. Мужской Сергиев Нуромский монастырь в честь Преображения Господня (недейств.), в пределах Вологодской епархии. Располагался в 3 верстах от Павло-Обнорского монастыря. Образовался около конца XIV-haчaлa XV века, по мере собрания иноков вокруг подвизавшегося в комельских лесах на берегу реки Нурмы преподобного Сергия Нуромского. Мощи основателя упокоились под спудом в храме обители, освященном в честь Преображения Господня. Настоятельство в монастыре было игуменское. Монастырь просуществовал до 1764 года, когда был упразднен в ходе секуляризации.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Видя отца своего, преподобного Сергия, преставившимся, ученики его заплакали и зарыдали, лишившись пастыря своего и учителя о Боге. Одни, припадая к одру его, с рыданием лобызали святое тело его, и как бы не желали отторгнуться от тела святого. Другие же, стоя вдали, с умилением глядели на тело преподобного, обливая слезами ланиты свои и рыдая. Взяв святые его мощи, плачущие братия понесли их на головах своих в церковь с надгробными песнопениями и возжжением свеч и схоронили они трудолюбное и святое тело своего пастыря близ созданного самим преподобным храма Происхождения Честного Животворящего Креста Господня 6421 . Преставился же преподобный Серий в 1421 году, 7 октября, в день памяти честных мучеников Сергия и Вакха. Таковы были труды и терпение преподобного отца нашего Сергия на месте сем, таковы страдания и исправления. Почитая житие святого, возревнуем добродетели его и начертаем в сердце своем труды его и святое о Боге жительство. Если мы будем поступать так, то будем иметь в нем немолчного ходатая к Богу. Невозможно граду, стоящему на верху горы, утаиться и горящему светильнику быть сокрытом от всех. Невозможно и добродетелям святых долгое время быть утаенными под землею, как под спудом и кануть в глубину забвения в течение многих лет, ибо Господь желает явно показать их всем. Сего дара Божественного сподобился по смерти своей и святой отец наш Сергий. Спустя много лет по преставлении святого, случилось, по устроению Божию, следующее: В монастыре Нуромском пребывал некий святой муж, именем Никифор. В одну ночь, после молитвенного бдения, впал он в легкий сон и увидел святого Сергия, который пришел к нему и сказал: – Скажи игумену и братии, чтобы очистили место моего погребения, ибо Господь не желает, чтобы оно было неведомо и небрегомо. Брат же Никифор спросил: – Кто ты, господин мой? Святой ответил: – Я – грешный Сергий, который был начальником сему святому месту. Показал святой и место своего погребения. Никифор же счел сие видение мечтанием и ничего не сказал игумену.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но для сего ты должен всегда пребывать в целомудрии. Проснулся человек тот и, веруя видению, велел вести себя в монастырь Всемилостивого Спаса, ко гробу преподобного. Помолившись у гроба, выздоровел он от недуга своего, молитвами святого, и возвратился в дом свой, радуясь и славя Бога. Житель Лежского Волочка, Исидор, лежал в болезни на одре своем – оцепенели у него челюсти, и был он нем и расслаблен много лет. Слыша о преподобном Сергии, что Бог дает через него исцеления человеческому роду, Исидор велел вести себя в обитель чудотворца Сергия ко Всемилостивому Спасу, на Обнору. Когда о нем была принесена молитва у гроба преподобного, и игумен начал читать Святое Евангелие, тотчас разверзлись уста больного и он стал говорить, как бы и не был никогда нем. Отпев молебен, больного окропили святою водою, и тотчас все члены его получили крепость, и он выздоровел, как будто и не хворал сим недугом. И славил он Бога и благодарил преподобного чудотворца Сергия, который стяжал ему такую благодать от Бога. Был один человек, именем Зиновий, родом Белозерец, и пришел у него в смятение ум, так что ужас овладевал при виде его. Его привезли в монастырь Всемилостивого Спаса и преподобного Сергия и начали служить о нем молебен. В это время затопили печь в трапезе. И вот, во время молебного пения сей бесноватый вырвался из рук приставленных к нему людей, прибежал в трапезу и бросился в горящую печь. Его едва извлекли оттуда и увели в особую комнату. Здесь больной увидел множество бесов. Вдруг видит он – подошел к нему святолепный старец, с образом Пречистой Богородицы на руках и назвал себя Сергием. Когда бесы увидели преподобного Сергия с образом Пречистой на руках, тотчас все они пришли в ужас и исчезли как дым. Одни из них скрылись в дикий лес, другие в подмостье той храмины, иные же, как казалось больному, исчезли в щели. И с того времени бесноватый выздоровел молитвами святого. Жена некая, именем Матрона, из села Раменского, также пришла в смятение ума. Близкие ее привезли ее в монастырь Всемилостивого Спаса, ко гробу преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966) и др. П. и подвизавшийся поблизости его «собеседник», прп. Сергий Нуромский, часто изображались вместе, как в сюжетных циклах, так и на отдельных иконах и среди избранных святых. В описи Димитриева Прилуцкого мон-ря 1688 г. упоминается образ Св. Троицы «невелик ветох» с прп. Сергием и П. на полях; судя по описи Спасо-Нуромского мон-ря 1615 г., там имелась икона «на одной дске три образа Спас во облаце, Сергий чудотворец, Павел Обнорский на празелени, пядница большая»; в описи 1678 г. той же обители отмечен перевезенный в часовню на большую дорогу «образ, местной, Сергия и Павла преподобных чудотворцов», находившийся ранее в теплой ц. Рождества Христова (Переписные книги. 2011. С. 70, 263, 266). В 1701-1702 гг. упомянуто изображение святых вместе в ц. свт. Николая Чудотворца с. Никольского, хоругвь с их образами «на белом железе» у правого клироса в холодной ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Фроловском - в вотчинах Павлова Обнорского мон-ря ( Шамина. 2010. С. 23, 35). К этому изводу относится образ 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова), на к-ром прп. Сергий Нуромский и П. изображены в молении Господу Вседержителю. Святые представлены вместе в клейме на вертикальной перекладине бронзового памятного креста (1997, скульптор А. В. Климков), установленного на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде. В сер. XVII - нач. XVIII в. в Павловой Обнорской обители и ее вотчинах было неск. икон П. и прп. Сергия Радонежского: в местном ряду иконостаса Троицкого собора (Переписные книги. 2011. С. 273); «месной образ Пресвятые Богородицы с превечным Младенцем, моление преподобных чюдотворцов, Сергия, Радонежского чюдотворца, и Павла, Обнорского чюдотворца, на красках» в паперти ц. во имя П. и образы «преподобных чюдотворцев, Сергия Радонежского и Павла, Обнорского чюдотворца, во облаце Святая Троица» в Успенской ц. и трапезной ( Шамина. 2010. С. 57, 58). Известно парное изображение П.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Нуромского монастыря старец Симеон полгода был нездоров глазами, так что не мог ничего видеть. Пр.Сергий, явившись ему, сказал: «старче, что не трудишься, а лежишь?» – Не вижу,отче, – отвечал слепой Симеон. Получив такой ответ, преподобный приказал ему помолиться Богу и приложиться к его гробу. Старец прозрел, как только исполнил его повеление. Анна, охотничья жена с Ухорского яму, была нездорова глазами так сильно, что не видела даже своих рук. Однажды она лежала в постели, вдруг является ей пр. Сергий и спрашивает: «что ты лежишь и не трудишься?» Когда больная ответила ему, что ничего не видит, преподобный велел ей идти в монастырь к его гробу, обещая даровать ей исцеление. Это было на шестой неделе великого поста. За четыре дня до Николина дня ее привели в монастырь, где каждый день служили о ней молебны пр. Сергию и кропили ее святою водою, на пятый день в праздник святителя Николая когда после молебна ее окропили св. водою., то тотчас же отверзлись ее очи и она от радости закричала в церкви: милостью Всевышнего и молитвами преподобного вижу все ясно. Особенно много получало исцеление у гроба пр. Сергия из бесноватых и умоисступленных. Когда именно пр. Сергий причислен к лику святых, достоверно неизвестно, но так как в 1583 г. над гробом его уже пели молебны, а в 1584 году написано было его житие, в жалованной же царской грамоте 1585 года он называется «новоявленным чудотворцем», то вероятно, что причисление его к лику святых последовало на одном из соборов, бывших незадолго пред тем временем в последней половине XVI столетия. Житие пр. Сергия написано в 1584 году при Иоанне IV, митрополите Данииле и епископе вологодском и велико-пермском Варлааме. Составитель его – Иона – игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло – Обнорского монастыря. Сам Протасий писал со слов инока Геннадия, которому о жизни пр. Сергия рассказывал Антоний, многократно слышавший о том же от Алексия, постриженика и ученика Сергиева, бывшего первым игуменом в Павлове. В грамоте Феодора Иоанновича в 1585 году пр. Сергий назван новоявленным чудотворцем. В переписи монастыря по указу Симона архиепископа (8 июля 1678 г.) значится престол во имя пр. Сергия. Преподобный Павел Обнорский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Развитие монастырей по этой линии шло уже после смерти преподобного. При жизни он был лишь в общении духовном со своими вскормленниками, такими же нищими, как он. Так, посещал Мефодия Пешношского, которому советовал построить церковь в более сухом месте, Сергия Нуромского, провожавшего его на две трети пути к Лавре. Но большинство, конечно, посещало самого Сергия. К зрелым и старческим годам он вырос вообще в учителя страны. Мы видим у него не только собственных учеников-игуменов, являющихся из новоустроенных монастырей, но и князей, и воевод, бояр, купцов, священников, крестьян, кого угодно. Он, разумеется, тот тип " учительного старца " , который возник в Византии и оттуда перешел к нам. Как " институт " , старчество во времена Сергия не существовало. Его идея очень приходилась по душе народу и высоко соответствовала православию. Фактически оно укрепилось много позже — с XVIII века и Паисия Величковского идет его традиция непрерываемая. Для жителя средней России навсегда врезались образы старцев Оптиной Пустыни, вблизи Козельска — Амвросиев, Нектариев, тех скромных и глубоких мудрецов, гениальный образ которых навсегда написан Достоевским (старец Зосима). Сергий — их далекий, не формальный, но духовный прародитель. В темные времена, когда Россия так подавлена татарщиной, как будто и просвета нет, когда люди особенно нуждаются и в ободрении и в освежении, как горожанину замученному нужен озон леса, паломничество к Сергию приобретает всероссийски укрепляющий смысл. Сергий сам — живительный озон, по которому тосковали и которым утолялись. Он давал ощущение истины, истина же всегда мужественна, всегда настраивает положительно, на дело, жизнь, служение и борьбу. Исторически Сергий воспитывал людей, свободных духом, не рабов, склонявшихся пред ханом. Ханы величайше ошибались, покровительствуя духовенству русскому, щадя монастыри. Сильнейшее — ибо духовное — оружие против них готовили " смиренные " святые типа Сергия, ибо готовили и верующего, и мужественного человека. Он победил впоследствии на Куликовом поле. Душевное воздействие святого сыграло роль в истории России, как сыграло свою роль само распространение монастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2403...

Уразумев, что на то есть воля Божия и что пустыня его должна обратиться в общежитие, старец с любовью принимал всех приходивших к нему. Когда собралось к нему таким образом до сорока человек, блаженный старец начал думать о сооружении церкви и келлии по чину общежительных монастырей. И при единодушном старании вскоре был построен небольшой деревянный храм в честь Происхождения Древ Святого Креста, келлии для братии и другие необходимые для общежития службы. В то время на той же реке Нурме, во внутренней пустыне, проводил безмолвную и уединенную жнешь великий отец наш Павел. Он пришел сюда из той же славной лавры великого российского светила Сергия, откуда пришел и преподобный Сергий, Нуромский чудотворец. Еще находясь под паствою преподобного Сергия Радонежского, святой Павел внимательно поучался жительству его о Боге и по благословению его удалился в сию пустыню. Монастырь же блаженного Сергия Нуромского отстоял от жилища великого Павла на расстоянии около четырех верст. Преподобный Сергий пожелал увидеться с ним. И, как братья, с радостью встретились великие подвижники, взаимно приветствовали друг друга, просили себе молитв и благословения, не желая только уступить один другому в смирении. Сергий удивлялся невещественной жизни пустынника, а Павел благоговел пред ним как пред священником и превозносил труды его как основателя обители и мудрого наставника. С этой встречи они на всю жизнь сделались друзьями и собеседниками, не делая ничего без совета друг с другом. Кроме того, прп. Павел принимал от святых рук блаженного Сергия причащение Святых Животворящих Таин, Тела и Крови Христа, Бога вашего, исповедуя блаженному все свои помышления, и был преподобный Сергий преподобному Павлу духовным отцом. Поэтому во всяком деле они поведывали друг другу свои помышления, будучи рабами и последователями Единого Владыки. Советуясь между собой о пустынном озлоблении и устрашении бесовском, они делились своими скорбями и укреплялись духом и словом Божиим, утверждаясь надеждой будущих благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Продвигаясь далее по основной духовной оси Древней Руси — из Киева в Великий Новгород, Сергий (Шелонин) достаточно кратко описывает подвиги основателей новгородских монастырей — преподобных Варлаама Хутынского, Антония Римлянина и Саввы Вишерского, а также Михаила Клопского и Евфросина Псковского. Значительно большее место автор Слова уделяет фигуре преподобного Сергия , которого он называет “населителем пустыни” и “отцом многих иноков”. Среди учеников преподобного Сергия писатель прославляет преподобных Никона Радонежского , Федора Симоновского , Савву Сторожевского, Андроника Московского , Стефана Махрищского и Афанасия Высоцкого . А в ряду “собе­седников” Сергия он особенно выделяет Димитрия Прилуцкого и Павла Обнорского 32 . Продвигаясь дальше на север, в пустынные места Вологодского края, Сергий (Шелонин) вспоминает имена прославленных подвижников Спасо-Каменного острова и Комельского леса: преподобных Корнилия Комельского, Геннадия Костромского, Сергия Нуромского, Григория Пельшемского, Григория и Кассиана Авнежских, Евфимия и Харитона Сянжемских, Дионисия и Амфилохия Глушицких (в одном ряду с которыми он называет также Антония Сийского — основателя одной из самых северных русских обителей). Вместе с ними он прославляет и двух Белозерских святых — Кирилла и Ферапонта — создателей крупнейшего центра русского монашества в северном крае, именуемом “Се­вер­ной Фиваидой”. Затем, несколько уклонившись от основного направления своего пути на север, Сергий (Шелонин) вспоминает нескольких знаменитых основателей монастырей средней полосы России — преподобных Авраамия Ростовского, Макария Калязинского, Макария Унженского и Никиту Переяславского. Но потом он снова устремляется на север — в Соловецкий монастырь, где прославляет его святых создателей: Савватия, Германа и Зосиму Соловецких (причем о последнем он повествует особенно подробно, описывая его пророческие видения и посмертные чудеса). Дойдя в своем путешествии на север до “варяжских пределов”, автор Слова возвращается назад — в пределы своей Русской земли. Здесь он вспоминает великого тайновидца преподобного Александра Свирского (удостоившегося видения Пресвятой Троицы), и двух чудотворцев — преподобных Евфимия Суздальского и Пафнутия Боровского.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

По молебном правиле ее привязали у звонницы. Тогда пришли к ней ненавистники человеческого рода, бесы, приняв на себя образ собаки и кошки, назвали ее по имени и сказали: – Иди прочь отсюда: ты свободна. Когда она вышла из монастыря, тотчас бесы стали строить ей козни. Принявши человеческий образ, они встретились с нею и указали ей идти в дебри, где находилось болото. Но Всещедрый Господь, не хотя смерти грешнику, но желая привести его в разум истинный, видя создание Свое погибающим от злоотступников бесов, умилосердился и восхотел помиловать женщину сию, ибо о сем пророк сказал: «Не до конца гневается [Господь]» ( Пс.102:9 ). И вот Господь, желая еще более прославить преподобного Сергия, угодника Своего, устрояет Божественным мановением Своим следующее. Когда женщина сия пошла в великую дебрь, куда повелели идти ей лукавые бесы, внезапно предстал ей святолепный старец, украшенный чудными сединами. Назвав себя Сергием, он назвал и ее по имени и сказал: – Куда ты идешь, женщина? возвратись назад, иди к гробу моему и не ходи, куда идешь; туда ведут тебя бесы. Сказав сие, преподобный стал невидим. Женщина же тотчас пришла в чувство, поняла посещение святого и бесовское поругание и пришла ко гробу святого. Здесь она почувствовала себя вполне здоровой и возвратилась в дом свой, радуясь, славя Бога и благодаря преподобного чудотворца Сергия. Некий священник жил в 40 верстах от обители святого Сергия. У сего священника была жена, именем Параскева, которая страдала расслаблением всех членов. Много времени хворала она недугом тем. И вот в одну из ночей, после сильных страданий, она забылась легким сном. И увидела она, что к ней пришел преподобный Сергий с жезлом в руках, и сказал ей: – Что ты так люто страдаешь, женщина, – встань с одра своего, возьми жезл и иди ко Всемилостивому Спасу, на Нурму, в обитель Сергия. Если ты так сделаешь, то получишь милость. Тотчас святой даровал ей здоровье, исцелил недуг и сказал: – Вот ты здорова, иди в обитель мою и сотвори молитву к милосердому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

в половине XVI века, вероятно около 1546 года, когда при копании рвов для основания церкви обретены мощи его нетленными (Ундольский, «Библиогр. Розыскания», стр. 70). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Сергиева, покороче, риза преподобническая, испод вохра с белилом; в руках обеих свиток, а в нем написано: «Не скорбите, братие, аще кто в месте сем претерпит, то надейся на милость Божию: не оставит его, аще и грешен будет, отдастся ему» (Филимонов, стр. 247). 249. Преподобный Сергий Нурменский Обнорский игумен, ученик святаго Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 октября в 7 день Родом Грек и постриженник Афонский, пользовался наставлениями великого Сергия Радонежского и основал свою обитель в дубраве Комельской тогда, когда преп. Павел жил еще на берегу Грязовицы, в дупле липы. В последствии услышав, что недалеко от него появился новый подвижник, Сергий пошел навестить Павла и увидел, что стая лесных птиц вилась около чудного отшельника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь; лисица и зайцы бегали вокруг, не враждуя между собою и не боясь медведя. Так в лице праведника возобновилось первобытное владычество человека, еще не согрешившего, над созданною для него тварию! Искренняя духовная любовь соединяла двух великих пустынножителей до блаженной их кончины. Преп. Сергий был духовником преп. Павла и подал ему совет к основанию монастыря. Ум. 7 октября 1412 г. Мощи почивают под спудом в нижней церкви монастыря его, теперь (по упразднении обители) приходской села Нуромского, а 60 верстах от Вологды. В том же храме сохранились две старинные иконы преп. Сергия: одна из них весьма древняя, окружена изображениями событий из жизни угодника Божия и чудес его. На другой иконе, писанной в начале прошедшего столетия, представлен и самый монастырь в том виде, как он тогда был (Мои «Путевые письма с Севера», стр. 12–13). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, брада аки Александра Свирского , власы с ушей повились, риза преподобническая» (Филимонов, стр. 168). Ряд иноков преемственно передавали один другому в продолжении столетия повесть о жизни святого Сергия и только в половине XVI в., последний из них, игумен Павлова Обнорского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010