Мощи св. преподобномученика Макария оставались в овраге не погребенными несколько дней. Во все это время по ночам сходил на св. мощи Божественный свет, который удостоились видеть многие благочестивые христиане, жившие в Бруссе. Некоторые же из них, движимые ревностью, пренебрегая страхом и опасностью, решились в одну ночь взять оные из рва и тайно погребли, а потом разделили: честную главу мученика послали на св. Афонскую Гору, в скит св. Анны, где Макарий приготовлял себя к страдальческому подвигу; часть св. мощей взяла его родная мать и унесла на свою родину, где и положена она в церкви св. Троицы; остальную часть св. мощей оставили брусские христиане, во освящение и хранение себя ходатайственными его молитвами пред престолом Божиим от нападений врагов Креста Христова, которая честно и с благоговением была положена в церкви, в особом ковчеге. Святой преподобномученик Макарий пострадал 6 октября 1590 года. 7 ОКТЯБРЯ Память преподобного отца нашего Сергия Вологодского, или Ученик и постриженник преподобного Сергия Нуромского, Алексий, подвизавшийся потом в Обнорской обители св. Павла, сохранил описание подвигов великого своего учителя. Из жития сего, однако, не видно, откуда был родом сей преподобный отец. В других источниках его жития говорится, что он был родом грек [ 263 ]. Несомненно известно только, что сей любитель безмолвия полагал начало иноческой жизни на святой Афонской Горе, где подвизался довольное время и был облечен и в сан пресвитерский. Потом, придя с Востока в пределы московские, искал себе также просвещения духовного от соименного ему Радонежского светила и провел немало времени под его руководством. Но афонский безмолвник помышлял удалиться псаломски и водвориться в глубочайшей пустыне, и, по благословению великого Сергия, удалился в вологодские леса. Здесь на утесистом берегу реки Нурмы поселился он в то время, когда преподобный Павел Обнорский подвизался невдалеке оттуда, во внутренней пустыни, в дупле липы. Водрузив крест и построив часовню с кельей, преподобный Сергий подвизался в глубоком безмолвии, доколе не собрались к нему ученики. Много потерпел преподобный нападений от духов злобы и недобрых людей — разбойников. О строгом подвижнике пошла молва, и отовсюду стали приходить к нему жаждущие спасения душевного, и селились около него в кущах. Мало-помалу братии собралось до сорока человек. Тогда преподобный построил храм Преображения Господня и обитель общежития. Великую духовную любовь имели между собою преподобный Сергий и преподобный Павел Обнорский, избравший Сергия своим духовным отцом. Преподобный Сергий, чувствуя близость своей кончины, собрал свою братию и утвердил их наставлениями, среди общего плача приобщился Святых Таин и предал чистую душу свою Богу, 7 октября в 1412 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мощи св. преподобномученика Макария оставались в овраге непогребенными несколько дней. Во все это время по ночам сходил на св. мощи Божественный свет, который удостоились видеть многие благочестивые христиане, жившие в Бруссе. Некоторые же из них, движимые ревностью, пренебрегая страхом и опасностью, решились в одну ночь взять оные из рва и тайно погребли, а потом разделили: честную главу мученика послали на св. Афонскую Гору, в скит св. Анны, где Макарий приготовлял себя к страдальческому подвигу; часть св. мощей взяла его родная мать и унесла на свою родину, где и положена она в церкви св. Троицы; остальную часть св. мощей оставили брусские христиане, во освящение и хранение себя ходатайственными его молитвами пред престолом Божиим от нападений врагов Креста Христова, которая честно и с благоговением была положена в церкви, в особом ковчеге. Святой преподобномученик Макарий пострадал 6 октября 1590 года.   7 ОКТЯБРЯ Память преподобного отца нашего Сергия Вологодского, или Ученик и постриженник преподобного Сергия Нуромского, Алексий, подвизавшийся потом в Обнорской обители св. Павла, сохранил описание подвигов великого своего учителя. Из жития сего, однако, не видно, откуда был родом сей преподобный отец. В других источниках его жития говорится, что он был родом Несомненно известно только, что сей любитель безмолвия полагал начало иноческой жизни на святой Афонской Горе, где подвизался довольное время и был облечен и в сан пресвитерский. Потом, придя с Востока в пределы московские, искал себе также просвещения духовного от соименного ему Радонежского светила и провел немало времени под его руководством. Но афонский безмолвник помышлял удалиться псаломски и водвориться в глубочайшей пустыне, и, по благословению великого Сергия, удалился в вологодские леса. Здесь на утесистом берегу реки Нурмы поселился он в то время, когда преподобный Павел Обнорский подвизался невдалеке оттуда, во внутренней пустыни, в дупле липы. Водрузив крест и построив часовню с кельей, преподобный Сергий подвизался в глубоком безмолвии, доколе не собрались к нему ученики. Много потерпел преподобный нападений от духов злобы и недобрых людей – разбойников. О строгом подвижнике пошла молва, и отовсюду стали приходить к нему жаждущие спасения душевного, и селились около него в кущах. Мало-помалу братии собралось до сорока человек. Тогда преподобный построил храм Преображения Господня и обитель общежития. Великую духовную любовь имели между собою преподобный Сергий и преподобный Павел Обнорский, избравший Сергия своим духовным отцом. Преподобный Сергий, чувствуя близость своей кончины, собрал свою братию и утвердил их наставлениями, среди общего плача приобщился Святых Таин и предал чистую душу свою Богу, 7 октября в 1412 году.

http://isihazm.ru/1/?id=1831

Тогда святой во второй раз явился ему. Никифор и второй раз пренебрег видением. Святой явился ему в третий раз и сказал с упреком: – Если ты не исполнишь сказанного мною, то будешь предан в наказание сатане. Старец и сего не послушал, опять сочтя видение за мечту. Тогда он внезапно сделался расслабленным. Игумен и братия совершили молебствие об исцелении его. Немного оправившись от недуга, Никифор рассказал все случившееся с ним игумену и братии и каялся со слезами. Он поведал, как явился ему святой и велел сказать игумену и братии о месте своего погребения, как он ослушался, сочтя видение за мечту, как второй и третий раз явился ему святой, приказывая ему о том же, и как он за преслушание был наказан. И указал им Никифор место, где лежит честное тело святого. Игумен же и братия отвели Никифора к месту погребения преподобного Сергия – и тут Никифор внезапно исцелился от болезни своей, молитвами его, и окончил жизнь свою в монастыре преподобного Сергия, плача у гроба его. Игумен и братия вскоре очистили место, где, по указанно Никифора, находился гроб святого. Был же сей гроб под папертью церкви. И поставили они над гробом преподобного раку, устроили гробницу и украсили ее святыми иконами и свечами. И с тех пор много было чудес и исцелений от гроба святого – бесноватые исцелялись, слепые получали зрение, хромым возвращалась способность ходить и одержимые всякими недугами получали облегчение. И были чудеса святого неисчетны; как неисчерпаемый источник всегда дает воду, так и от святого сего всегда проистекало исцеление болезней душевных и телесных. Всех чудес его никто поведать не в силах, здесь же поведаются некоторые из них. Некий человек, по имени Иван, по прозванию Чухолыстов, имевший жительство в Ледамской области, впал в такую тяжкую болезнь, что уже долгое время находился в совершенном расслаблении. Когда он лежал в болезни своей на одре и сильно страдал, легкий сон внезапно овладел им. И видел он во сне, что к нему пришел святолепный старец и сказал: – Иван, что ты столько лет лежишь и тяжело страдаешь на одре своем? Теперь настало для тебя время – иди в монастырь Всемилостивого Спаса, на Обнору, и помолись у гроба Сергия – он умолит за тебя Бога, и ты будешь здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Послушание – бич самолюбию. По мере отвержения своей воли и преданности воле Божией самолюбие стесняется, ослабляется, подавляется в душе. Болезненно это стеснение самолюбия послушанием: гордость возмущается против чужой води и хочет отстаивать свою волю. Но чем менее щадит себя послушливый, тем более одерживает побед над господствующим злом души. В послушливом вместо любви к себе развивается и крепнет любовь к Господу: для кого, как не для Господа, отрекается он от своей воли? Так бичевал самолюбие послушанием во всю свою жизнь и почил св. рабом Божиим Сергий печерский и почивает нетленный! Преставление преп. Сергия нуромского Преп. Сергий нуромский 369 полагал начало иноческой жизни на Афоне. Потом немалое время провел он в обители пр. Сергия радонежского, под руководством сего великого подвижника. Любя безмолвие, удалился он, по благословению радонежского наставника, в вологодские леса. Здесь, на утесистом берегу р. Нурмы, поселился он тогда, как Павел обнорский жил еще в дупле дерева. Водрузив крест и построив часовню с келлией, подвизался он в глубоком безмолвии. Два раза нападали на него здесь недобрые люди. В первый раз избили они его до того, что оставили едва живым; но по молитве своей он скоро выздоровел. – В другой раз хотели напасть на него во время полунощной молитвы его. У них были в руках орудия смерти; у Сергия были только четки. «Боже в помощь мою вонми», взывал отшельник. Страх напал на разбойников, и они бежали из кельи его, никем не преследуемые. – О строгом отшельнике прошла молва и стали приходить к нему жаждущие спасения душевного. Одни приходили, чтобы получить наставление для жизни, обуреваемой заботами земными и – из них иные приносили ему пищу; другие оставались у креста Сергиева, чтобы подвизаться по его наставлениям. Мало-по-малу собрались к нему до 40 человек братии. Он построил храм преображения Господня и обитель общежития. По временам ходил он для бесед любви к пр. Павлу обнорскому, жившему не вдали от пустыни; в другое время посещал его Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Известны 37 списков Жития прп. Антония XVI-XIX вв. в редакции И.: 13 списков XVI-XIX вв. с описанием 14 посмертных чудес (в основном вместе со службой прп. Антонию в редакции И.); 14 списков XVII-XIX вв. с 16 чудесами (с сер. XVII в. Житие переписывалось вместе со службой в редакции печатной Минеи); 5 списков XVI-XVII вв. с 19 чудесами (в комплексе со службой в редакции царевича Иоанна Иоанновича); 5 списков XVII-XVIII вв. с неопределенным количеством посмертных чудес (обзор списков Жития прп. Антония Сийского в редакции И. см.: Рыжова. 2001. С. 200-218). 11 списков XVI-XIX вв. Жития прп. Антония в редакции И. принадлежали Антониеву Сийскому мон-рю. Из них рукопись РНБ. ОСРК. Q.I. 110 (Л. 46-217) была написана по заказу Н. Г. Строганова и вложена им в 1597 г. в сольвычегодский храм Благовещения Пресв. Богородицы, затем подарена Антониеву Сийскому мон-рю. Два богато оформленных списка Жития в редакции И. созданы попечением игумена Антониева Сийского мон-ря Феодосия (1644-1652, 1662-1687), который способствовал распространению почитания основателя обители: ГИМ. Щук. 107/750. Л. 154-471, 1648 г.; РГАДА. Ф. 181. Собр. МГАМИД. Оп. XX. 283. Л. 36-429, 1682 г. Последней рукописью игум. Феодосий благословил гос. деятеля, дипломата, библиофила А. С. Матвеева и его сына двинского воеводу и окольничего А. А. Матвеева. Обе рукописи украшены миниатюрами, причем в отношении рукописи ГИМ. Щук. 107/750 предполагают, что иллюстрации в ней выполнены игум. Феодосием (миниатюры из данного списка неоднократно воспроизводились: Древнерусская миниатюра: Комплект открыток/Сост.: Т. Протасьева. М., 1973. Вып. 2. 12-16; Древнерусская миниатюра в ГИМ: Комплект открыток. Вып. 7: Житийная повесть об Антонии Сийском/Сост. Т. Дианова. М., 1983). В 1584 г. по заказу братии Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря И. написал Житие прп. Сергия Нуромского («Месяца октября в 7 день. Сказание мало отчасти о житии, и о прехождении на место сие, и о чюдесех, и о преставлении, и о явлении преподобнаго отца нашего Сергия, Обнорскаго, Вологодцкаго чюдотворца, иже на реце на Нурме, и собеседника преподобному Павлу чюдотворцу» - РНБ. Соф. 1470, 20-е гг. XVII в.). Материалом для Жития послужили записки игум. Обнорского монастыря Протасия, основанные на монастырском предании о преподобном, к-рое восходило к рассказам Алексия, постриженика и ученика прп. Сергия. Житие включает рассказ о многочисленных чудесах по молитвам к прп. Сергию (явление святого местным жителям, исцеления, в основном от беснования), в отдельных списках их более 100 (Там же; РГБ. Ф. 310. 369, нач. XVII в., и др.).

http://pravenc.ru/text/578316.html

В 1945 году Святейший Патриарх Алексий I рукополагал Ивана Крестьянкина. Молодой священник задал Святейшему вопрос об ответственности священнической. Патриарх же спросил его тогда: – Что я дал тебе при рукоположении? – Служебник, – ответил отец Иоанн. – Так вот, все, что там написано, – выполняй, а все, что за сим находит, – терпи. И спасешься... Отец Иоанн прошел с Церковью и в Церкви все тяготы, выпавшие на ее долю, стал живым связующим звеном России былой и нынешней, показал путь истины в безбожном мире. Ничто и никто не смогло поколебать или смутить души его, управляемой живой верой и в живой вере возросшей и возмужавшей. В самые мрачные годы многострадальной России служение батюшки поддерживало свет неугасимой лампады русского старчества, воспылавшей подвигами преподобных Сергия Радонежского, Павла Обнорского, Сергия Нуромского, Дионисия Глушицкого, Арсения и Корнилия Комельских, Нила Сорского , Паисия Величковского , Серафима Саровского , Оптинских и Глинских старцев. Русское старчество – удивительное явление: оно предельно открыто миру, оно не замыкается в стенах монастырских келий, но служит всем страждущим деятельной любовью. У кельи русского старца собирается не только братия, но и многочисленные миряне всех сословий и званий. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей сказал, что истинный монах должен «сострадать и плакать плачем всея земли». Этот образ необычайно ярко раскрывает внутреннюю сущность старчества в его служении миру, недаром составитель жития преподобного Сергия, блаженный Епифаний, называет святого «печальником русской земли». Этот путь жертвенной любви к людям в эпоху страшных гонений на Церковь Божию прошел и старец Иоанн (Крестьянкин) . Тысячи людей обращались к нему со своими скорбями, болезнями, сомнениями, и каждый получал утешение, совет и молитвенную помощь. Белый подрясник, простой крест и радостное «Христос Воскресе!» всем, каждому притекающему к старцу (и – вся Россия у двери монаха) – это описание преподобного Серафима Саровского напоминает нам о нашем современнике отце Иоанне. Непрестанное горение ко Христу, особая пасхальная радость, «дух мирен» – черты, объединяющие этих двух «старцев всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

1172. Спасо – Преображенский – Нуромский, или Спасский – Козорский, мужской, ныне погост Спасо-Нуромский, Вологодской губ., Грязовецкого у., Ростиловской волости, в 19 вер. к юго-юго-вост. от Грязовца и в 4 вер. от Павло-Обнорского мон., при р. Нурме. Основан в XIV ст. преп. Сергием, учеником преп. Сергия Радонежского, скончавшимся в 1412 г. 7 окт., в каковой день чтится его память; мощи его почивают под спудом в церкви Преображения. В 1764 г. монастырь упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 355; Ратшин, 73; “Словарь ист. о свят.», 247; “Церковно-ист. месяцеслов Св. Тр. Сергиевой лавры», 2, 19; “Вологод. губ. вед.», 1848 г., 19; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 118, 249 (преп. Сергий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 759, 17; Ключевский, “Жит. свят.», 276, 302, 371; “Акты юридич.», 216 (Платежн. 1633 г. в кормовых деньгах); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 211 (сказано, что основан в 1408 г.), 527; Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчинах и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 376 душ крест.). Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел крест. 108 двор., по опечатке назван вместо Нуромский – Муромским); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 895 (перечень монаст. деревень, поставлявших в 1722 г. подводы под Государя; назван вместо Нуромский – Куромский), ч. 2, 373 (в вотчине м-ря была дер. Початкова Вологод. уез.); III, 1723 г., прилож., LXXIV, XXV (м-рь имел крестьян в Вологод. у. 1678 г. 121 двор, 1710 г. 75); IV, 1724 г., 133 (м-рю принадлежала дер. Мартякова); VI, 1726 г., 192 (м-рь не был в это время приписан к другому м-рю); “Русск. истор. Библиот.», IV, 850 (Палинодия 1621 г.; 7 октяб. память преп. Сергия, иже на Нурме, Волод. нового чудотворца); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археол. словаря, 21 (Борис, Вологод. иконописец, написавший для м-ря в 1682 г. образ Происхожд. древ Животв. Креста и в 1688 г. образ преп. Сергия Нуромского при игум. Гаврииле).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   Ничто и никто не смогли поколебать или смутить души его, управляемой живой верой и в живой вере возросшей и возмужавшей.    В самые мрачные годы многострадальной России служение батюшки поддерживало свет неугасимой лампады русского старчества, воспылавшей подвигами преподобных Сергия Радонежского, Павла Обнорского, Сергия Нуромского, Дионисия Глушицкого, Арсения и Корнилия Комельских, Нила Сорского, Паисия (Величковского), Серафима Саровского, Оптинских и Глинских старцев. Русское старчество — удивительное явление: оно предельно открыто миру, оно не замыкается в стенах монастырских келий, но служит всем страждущим деятельной любовью. У кельи русского старца собирается не только братия, но и многочисленные миряне всех сословий и званий.    Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей сказал, что истинный монах должен «сострадать и плакать плачем всея земли», этот образ необычайно ярко раскрывает внутреннюю сущность старчества в его служении миру, недаром составитель жития преподобного Сергия блаженный Епифаний называет святого «печальником русской земли». Этот путь жертвенной любви к людям в эпоху страшных гонений на Церковь Божию прошел и старец Иоанн (Крестьянкин). Тысячи людей обращались к нему со своими скорбями, болезнями, сомнениями, и каждый получал утешение, совет и молитвенную помощь. Белый подрясник, простой крест и радостное «Христос Воскресе!» всем, каждому притекающему к старцу (и — вся Россия у двери монаха) — это описание преподобного Серафима Саровского напоминает нам о нашем современнике отце Иоанне. Непрестанное горение ко Христу, особая пасхальная радость, «дух мирен» — черты, объединяющие этих двух «старцев всея Руси».    Плоды, созревшие на древе жизни отца Иоанна, остаются для нынешних и грядущих поколений примером истинного доверия Промыслу Божию, ведущего человека сквозь «тень и сень смертную» в радость Богопознания и Богообщения уже здесь, на земле.    Вышеприведенные слова легко воспринимаются православным человеком. А как же быть тем, кто еще лишь на пороге храма, но хочет познать себя — будь он молодой или убеленный сединами? В ком сердце его еще таит «бессмертья нашего залог»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преподобный Сергий Нуромский (+ 1412) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 7 окт. в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Сергий Нуромский, родом грек, пришел в Россию из горы Афонской, прослышав о прп. Сергии Радонежском, и пожелал стать его учеником. Прп. Сергий Радонежский (память его 25 сент.) взирал на него, уже маститого и опытного в духовной жизни старца, как на своего друга и собеседника, но вынужден был уступить его смирению. Через малое время афонский пришлец отошел на безмолвие, с благословением своего настоятеля, на север, на реку Нурму в Обнорской волости, протекавшую среди обширных дремучих лесов. Здесь ему пришлось пережить бесовские страхования и нападение разбойников, оставивших его еле живым. В другой раз хотели напасть на него во время полунощной молитвы его. У них были в руках орудия смерти — у Сергия были только четки. «Боже, в помощь мою вонми», — взывал отшельник. Разбойники бежали, охваченные непонятным им ужасом, и больше не вернулись. А к прп. Сергию стала собираться братия, и так возникла Нуромская обитель. В 4 верстах от нее подвизался другой ученик прп. Сергия Радонежского — прп. Павел Обнорский (память его 10 янв.), и отшельники сблизились. Прп. Сергий Нуромский скончался 7 октября 1412 г., предсказав прп. Павлу основание им Свято-Троицкого Обнорского монастыря. Через много лет прп. Сергий явился во сне одному благочестивому человеку, Никифору, и велел ему сказать игумену, чтобы могилу его очистили, потому что Богу неугодно, чтобы он был неведом. Явление это повторилось трижды. Но Никифор счел его обыкновенным сном и был наказан расслаблением. Исцелился он у гроба преподобного и остался в монастыре монахом. Исцеления начали совершаться после того, как могила была приведена в порядок. Святые мощи прп. Сергия Нуромского почивали в Спасской церкви упраздненного его монастыря. • Преподобного называют Нуромским по месту подвижничества, а также Обнорским и Вологодским — по названию края. Обнорский лес находится в Вологодской земле, место Нуромской обители — в совр. Грязовецком р-не, в 16 верстах от Грязовца. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437750/

2 . г. воскресный день падает на 1389 г.). Землю под строительство дали местные «христолюбци» Илья и Исидор, по прозвищу Выпряг. Преподобный предсказал смерть великого князя Дмитрия (19 мая 1389 г.), сам же преставился 11 февраля 1392 г. Сходная судьба оказалась и у Стефана Махрищского. По сбивчивому рассказу его жития (составленному во второй половине XVI в.), Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, пришел в Северо-Восточную Русь при великом князе Иване Ивановиче и митрополите Феогносте (?), получил разрешение поставить монастырь (во имя Св. Троицы) на Махрище, в пределах Переяславского княжества. Но выше мы видели, что Стефан реально жил в середине 60-х годов XIV в. и был одним из «собеседников» Сергия Радонежского. Вражда соседей-вотчинников Юрковских вынуждает Стефана уйти вместе со своим учеником Григорием в северные леса, где он основывает Ав- нежский Троицкий монастырь (в 60 верстах к северо-востоку от Вологды, близ реки Сухоны). По призыву великого князя Дмитрия Стефан возвращается на Махрище, оставив в созданной обители игуменом Григория, а келарем Кассиана. По одной редакции жития, Григорий и Кассиан Авнежские были впоследствии убиты «безбожными татарами», а по другой (более ранней) – местными крестьянами 243 . Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо-Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в 244 Умер Сергий Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на Реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в 245 Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 3 . г 46 К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице-Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения 246 , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в четырех верстах от Спасо-Нуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет. 247

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010