мощей преподобного отличается такою полнотою, какою может обладать только перо очевидца и участника описываемых событий. Обилие чудес преподобного, истекавших от гроба его, побудило московский собор русских архиереев 1547 года потребовать на рассмотрение как житие, так и сказание о чудесах его, и великую в этом отношении службу сослужил труд Протасия, возревновавшего о написании их, причем игумен благоразумно не упомянул своего имени, чтобы не дать кому-либо повода обвинить его в преувеличении и внушить недоверие к достоверности и достоинствам своего труда. Рассмотрев и вполне признав достоверность чудес, и убеждаясь в силе всемощного предстательства пред Богом угодника Его усердием, и благоговением к нему православного народа русского, собор этот причислил его к лику святых, определив днем празднования ему 10 января, – в который, в 1429 году, св. душа его возлетела к Господу для радования в небесных обителях, а в следующем 1548 году составлена была ему и особая служба, совершаемая св. церковью и до настоящего дня и принадлежащая, как надобно полагать, трудолюбивому перу опять таки того же игумена Протасия 12 . Кроме того игумен Протасий оказал и еще немаловажную услугу русской Церкви. Принадлежа к числу духовнопросвещенных лиц своего времени и понимая какое великое и несомненно важное значение имеет сохранение сведений о жизни и подвигах святых Божиих, Протасий постарался собрать их и о преподобном Сергии Нуромском в своих записках, которые в 1548 году послужили Глушицкому игумену Ионе главным материалом для составления жития преподобного Сергия. Точный год и обстоятельства кончины игумена Протасия неизвестны, но кончина его последовала несомненно после церковного прославления преподобного Павла. Написавый жития и деяния преподобных отец наших Павла и Сергия и вписавый себе в книгу живота, отче Протасие, вознеси молитву твою ко Господу, да написаны будут и имена наша на небесех! X. Павлообнорский подвижник – преподобный Адриан Монзенский Преподобный Адриан в мире назывался Амосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Местные образы. По правую сторону царских дверей образ Происхождения Честнаго креста Господня, писан на золоте. Венец и цата резное серебряное, золочено. На венце пять камешков простых разных цветов, закреплены жемчюжины. В привесе четыре копейки золоченых да девять не золоченых, серебряные. На том же образе у архангела венец серебреной, золочен резной. Образ в киоте резном золоченом. Двери южные. На них образ архидьякона (Л. 28) Филиппа, писан красками. Посторонь тех дверей образ преподобнаго Сергия, Нуромского чюдотворца, в житии, писан на золоте, в киоте резном золоченом. По левую сторону царских дверей образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, писан на золоте, в киоте резном золоченом. Северные двери. На них писан образ архидиакона Стефана. По сторонам тех дверей образ Благовещения Пресвятыя Богородицы, писан на красках. Перед образами три лампады медные луженые лощатые, весу пятнатцать фунтов. На налое образ преподобнаго Сергия Радонежского чюдотворца, в створах с разными святыми. Оклад серебряной басмяной золочен. Над царскими дверми в первом тябле деисус, а в нем девятнатцать образов разных святых, (Л. 28 об.) писаны на золоте. В другом тябле празников дватцать икон, писаны на золоте. В третьем тябле пророков семнатцать икон, писаны на золоте. Перед Спасовым образом лампада медная луженая лощатая, весу два фунта. По обе стороны в заворотах десять образов деисусных больших разных святых, писаны на золоте. В олтаре на престоле одежда кумачная, з заднюю страну крашенина. Евангелие печатное в десть, подето бархатом зеленым. Верхняя цка, и Распятие, и евангелисты серебряные басмяные золочены. Другое Евангелие печатное в десть, подето бархатом черным, евангелисты медные басемные. (Л. 29) Крест обложен басемным серебром, ветх. Крест деревянной, писан на краске. За престолом образ Пресвятыя Богородицы Одигитрие, венцы и цата серебряные басмяные золочены. А тот образ выносной, с ручкою. Крест деревяной резной золочен выносной, с ручкою. Жертвенник подет крашениной красною. На нем сосуды служебные оловянные. Над жертвенником образ Пресвятыя Богородицы Одигитрие штилистовой. Венец и цата серебряные басмяные золочены. Ветх.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

В описи Сергиево-Нуромского монастыря, произведенной 8 июля 1678 года по указу архиепископа Вологодского и Белозерского Симона, значится, что в монастыре при церкви Происхождения Честных Древ существует не Введенский придел, как ранее, а новый, во имя преподобного Сергия Нуромского чудотворца. О значении Спасо-Нуромской обители говорит тот факт, что она всегда показывалась в Вологодской епархии второй (первым числился Николаевский монастырь на Никольском озере). Обитель преподобного Сергия как монастырь просуществовала до 1764 года, когда была обращена в приход, а в 1816 году там был сооружен каменный двухэтажный храм, в нижней части которого, посвященной его имени, под серебряной ракой и резной деревянной позолоченной сенью почивали мощи преподобного. В древнем рукописном житии записано 104 чуда, совершившихся при его гробе до 1653 года. Там же дается и описание его внешности: преподобный Сергий был седой, с длинною бородой и густыми волосами на голове. На иконе из вологодского музея Сергий Нуромский представлен прямолично, в рост. Левая нога слегка отставлена, и край подола одежд над ней собран в мягкие складки. Руки святого приподняты. Пальцы правой руки сложены в двуперстном благословении, в левой он держит развернутый свиток. Сергий облачен в монашеские одежды, голова обнажена. В верхней части иконы в облачной полусфере помещено изображение Богоматери " Знамение " с двумя архангелами в кругах по краям. Письмо ликов Богоматери и архангелов по цвету и приемам исполнения аналогично живописи лика преподобного Сергия. Фон и поля иконы обложены басмой. Иконография этого памятника кажется простой и ординарной. Однако более детальное рассмотрение показывает необычность и единичность этой иконы. Размеры иконы монументальны: 2,01 на 0,68 метра. Типология образа и физиогномические черты - пронзительные, острозапоминающиеся. Фигура написана практически в человеческий рост - около 1,68 метра, выдержана в естественных пропорциях и, несмотря на ее прямоличное положение, не создает ощущения статичности.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития; Верюжский. Вологодские святые; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902; Голубинский. Канонизация святых; Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский 3-кл. общежит. муж. мон-рь. Вологда, 1914; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966; Каган М. Д. Житие Павла Обнорского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 313-317; Пигин А. В. К изучению Жития Павла Обнорского//Рус. ист. филология: Проблемы и перспективы. Петрозаводск, 2001. С. 322-330; Захарова М. В. Житие Павла Обнорского в списках XVI-XVII вв.//Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. СПб., 2005. С. 5-16, 35; Егорова М. С. Житие Павла Комельского и Соборник Нила Сорского: «чужой» текст в агиографии//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 260-277. И. Н. Шамина Иконография Иконография П. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве, отражает широкое почитание святого на Русском Севере. Иконы П. появились к сер. XVI в., когда над его гробницей в 1546 г. построили церковь (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2005. С. 137-138). Достоверность поздних сведений о хранившемся в Павловом Обнорском мон-ре до пожара 1909 г. небольшом поясном образе П., созданном, по местному преданию, прп. Дионисием Глушицким, вызывает сомнения у исследователей (Иконы Вологды. 2017. С. 472). В иконописных подлинниках 2-й четв. XVII в.- 40-х гг. XIX в. под 10 янв. П. описывается как старец, часто сравнивается с прп. Сергием Радонежским: «…сед, брада Сергиевы покороче маленко, ряска вохра з белилом, в обеих руках свиток, а во свитце писано: «Не скорбите, братия»»; «…сед, брада Сергия покороче, риза преподобническая, во обеих руках свиток…» (ИРЛИ (ПД), БАН); «…подобием сед, брада аки Сергиева покороче, риза преподобническая, испод вохра с белилом; в руках в обеих свиток, а в нем написано: «Не скорбите братие, аще кто в месте сем претерпит, то надейся на милость Божию: не оставит его, аще и грешен будет, отдастся ему»» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 247; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64). Иногда при описании внешности даются отсылки к иконографии свт. Василия Великого, др. Вологодских преподобных: «…брада менши Василия Кесарийскаго»; «…подобием сед, брада аки Дмитриева Прилуцкаго, во обеих руках свиток, а на нем писано: «Не скорбите убо, братия, но на Сотворшаго уповайте»» и др. (ИРЛИ (ПД), РНБ; др. варианты текста на свитке см.: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 148). На иконах, как правило, П. именуется Обнорским.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

(Л. 32 об.) Ризы китайчатые. Оплечье бархатное. Ветхи. Ризы киндяшные кропивные. Оплечье выбойчатое. Опушены кежем полосатым. Трои ризы полотняные. Оплечия кумачные и выбойчатые. Опушены крашениной полосатой. Подризник тафтяной желтой. Оплечье отлас цветной. Опушен тафтой черчатой. Подризник тафтяной зеленой. Оплечье отлас цветной. Опушен тафтою черчатой. Ветх гораздо. Два подризника полотяные. Оплечья выбойчатые. Стихари дьяконския. Стихарь дороги полосатые волнистые. Оплечье отлас жаркой. Стихарь киндяшной зеленой. Оплечье камкасейное. Два стихаря крашенинные да полотняной. Ветхи. Орарий выбойчатой. (Л. 33) Поручи отласные золотные по белой земле. Опушены отласом зеленым. Поручи отлас травчатой по белой земле. Опушены отласом зеленым. Поручи отлас таусинной китайской. Травы золотные. Поручи камчатые лазоревые. Поручи тафтяные желтые. Епитрахиль бархат золотной. Опушены камкою зеленою. Епитрахиль отласная желтая. На ней десять пугвиц серебряных. Опушена тафтою зеленой. Епитрахиль отласная коричьная. Опушена отласом желтым. Епитрахиль отласу китайского вишневого. Опушена камкой осиновой. Епитрахиль дорогильная полосатая. Опушена камкой лазоревой. У всех епитрахилей кисти шелковые. Две епитрахили выбойчатые (Л. 33 об.) не в деле. Два оплечья бархатные зеленые: одно к стихарю, другое к ризам. Свеча, облита воском по дереву. Не в деле: киндяк осиновой выбойки восмь аршин, пестреди четыре аршина. Изготовлено к церкви Николая Чюдотворца, что не освещена, на престольную одежду. Три убруса к образам белые, крашенина красная на завесу, ширинка миткалинная, покров суконной, покрывают умерших братью.   На монастыре казенной анбар, а в нем ящик. А в ящике великих государей жалованые грамоты и всякие крепости. Да денег семь рублев. Блаженные памяти великого господина Святейшаго Иова, Патриарха Московского и всеа Росии, о свидетельстве гроба и мощей преподобнаго Сергия Нуромского чюдотворца. Писана 7107-го году февраля в 20 день. За приписью дьяка Неудачи Ховралева. (Л. 34) Великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Росии жаловалная грамота на деревню Мартаково з деревнями за красною веслою печатью. Писана 7093-го году декабря в 25 день. За приписью дьяка Василья Яковлевича Щелкалова.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Основным источником для житийного цикла послужила Пространная редакция Жития П., включающая описания 19 посмертных чудес (кроме клейма 28). В клейме 10 использован эпизод из Жития прп. Сергия Нуромского. В ряде случаев нарушен хронологический порядок сюжетов, детали изображения не всегда точно соответствуют тексту Жития. В цикл включено неск. оригинальных композиций (изображение преподобного в дупле, чудеса о грабителях и др.). В ряде случаев иконописец конкретизирует место действия, помещая на фасад храма соответствующий образ ( Пуцко В. Г. Древние иконы в Павло-Обнорском мон-ре//Русская культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 116-125). В клейме 5 представлена одна из святынь мон-ря - крест, к-рым прп. Сергий Радонежский благословил П. на отшельническую жизнь. На иконе П. с сюжетами жития XVIII в. (?) (ВГИАХМЗ) святой изображен фронтально в рост, его руки разведены в стороны (правая с жестом благословения, в левой - развернутый вверх свиток с уникальным пространным текстом). Вверху Св. Троица, по сторонам свободно расположены сцены из Жития П. в неск. регистрах (состав сюжетов не определяется из-за плохой сохранности живописи). Вероятно, П. представлен в житийном цикле на иконе «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ): в клейме 11 показано, как некий монах Павел приходит к прп. Дионисию «на благословение». В качестве самостоятельной композиции в монументальной живописи иллюстрировался сюжет встречи преподобных П. и Сергия Нуромского (Павлов Обнорский мон-рь, фотография сделана между 1879 и 10-ми гг. XX в., ВГИАХМЗ). В совр. иконописи он получил распространение в кратком варианте - пребывание П. в лесу среди зверей и птиц (ростовые иконы мастерской «Православная икона» в Сергиевом Посаде, мастерской во имя прп. Алипия Печерского; образ из местного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского мон-ря). Известны изображения П. в дупле: роспись на столбе возле раки П. (фотография после 1909, ВГИАХМЗ), совр. графические иллюстрации. Вологодскими мастерами создавались иконы с редким, не связанным с Житием, сюжетом моления П. перед Богородицей (выносная икона XVII в. под записью, ВГИАХМЗ; ср. аналогичные изображения преподобных Корнилия Комельского и Иосифа Волоцкого): П.- справа в коленопреклоненной молитве с простертыми к Божией Матери руками.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

См. о термине «преподобный» в работах: Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии)//ТОДРЛ. СПб. 2004. Т. 54. С. 499, примеч. 27; Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 72. Однако в древнерусском переводе заглавия византийского Жития Филарета Милостивого этот святой тоже назван «преподобным отцом», хотя монашеского пострига он не принимал (см., например, в рукописи XV в. из собрания Троице-Сергиевой лавры: РГБ, ф. 304.1, 748, л. 416). 479 Подробно о Житии Антония Сийского см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь: Житие Антония Сийского. Т.Р. Руди привлекала Житие Антония Сийского к своему исследованию топики житий преподобных (см.: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 431−500). Поскольку авторство Ионы в отношении Жития Сергия Нуромского остаётся недоказанным, я не привлекаю текст этого вполне канонического Жития (Т.Р. Руди рассматривает употребление ряда топосов в Житии Сергия Нуромского в упомянутой выше работе «О композиции и топике житий преподобных») к сопоставлению с текстом Жития Варлаама Важского. 480 См. Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства//Пиккио P. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. М , 2003. С. 437. 481 См. публикацию текста памятника: Житие Варлаама Важского. Изд. с предисл. по списку XVII в. 677 Троице-Сергиевой Лавры А. Григоровичем//Православное обозрение. 1887. Т. 2, июль. Прил. С. 1−47. Все дальнейшие цитаты из текста Жития Варлаама Важского и упоминания фрагментов текста сделаны на основании этой публикации, ссылки на страницы даются в тексте статьи с пометой ЖВВ. 483 Там же. С. 241. Все дальнейшие цитаты из Жития Антония Сийского и упоминания фрагментов текста сделаны на основании этой публикации, ссылки на страницы даются в тексте статьи с пометой ЖАС. 485 Т.Р. Руди приводит примеры употребления формулы об удивлении и похвале ангелов в предисловиях к житиям святых, не являвшихся монахами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак, глас 8 : Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/доброты чудес твоих весь просветил мир,/Христов бо крест взем, последова Ему,/в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/тем и Христос даром чудес одари тебе,/Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти://радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю. Использованные материалы   Вологодские святые. Методическое пособие для воскресных школ, ч. 2, Вологда, 2009, с. 43.   Свт. Димитрий Ростовский , " Житие преподобного отца нашего Сергия Нуромского, чудотворца Вологодского и Обнорского " , Жития святых,   Датировка основана на словах Воскресенского о том, что Сергий пришёл на Нурму когда преподобный Павел Обнорский жил в дупле липы. Между тем известно что Павел жил в дупле три года, а в 1389 году переселился на другое место. См. Воскресенский А. Преподобный Павел Обнорский, Вологодский Чудотворец, и основанная им Свято-Троицкая общежительная обитель; свт. Димитрий Ростовский , " Житие преподобного отца нашего Сергия Нуромского, чудотворца Вологодского и Обнорского " , Жития святых,   Воскресенский А., Свято-Троицкий Павло-Обнорский третьеклассный общежительный мужской монастырь. Исторический очерк.   Жития русских святых, Тутаев: Православное Братство св. блг. Князей Бориса и Глеба, 2000, т. 2, с. 249.    " Приснопамятный Павло-Обнорский игумен Протасий " , Прибавления к вологодским епархиальным ведомостям (год сорок девятый), 18, 15 сентября 1913; Верюжский И., Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых, Вологда, 2009, с. 229. Редакция текста от: 20.08.2019 16:07:40 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7458.html

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Паломничество Великой княгини к Комельскому (Обнорскому) чудотворцу было предопределено. Прп. Павел, принадлежа по происхождению к благочестивой московской боярской семье, начав свой путь в одном из монастырей Поволжья, вскоре перешел в обитель прп. Сергия Радонежского и стал его достойным учеником. Именно по благословению прп. Сергия прп. Павел ушел на север в Ко-мельские леса, где вначале три года жил в дупле огромной липы, а затем выстроил себе келью на берегу реки Нурмы. Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь два дня кушал немного хлеба и воды. Однажды прп. Павел услышал ночью колокольный звон и увидел свет ярче солнца. Он рассказал об этом своему духовному другу — пустынножителю, спасавшемуся поблизости, прп. Сергию Нуромскому (тоже ученику св. Сергия Радонежского), который сообщил преподобному Павлу, что таким образом обозначено место, где будет построен монастырь во имя Пресвятой Троицы. После кончины прп. Павла (1429) и прп. Сергия (1412) от мощей этих святых начались великие чудотворения . Беспредельное почитание прп. Сергия Радонежского, которому с рождения был посвящен Великий князь Сергий, наполнило душу Великой княгини огромным доверием и любовью к этим ученикам великого игумена Троице-Сергиевой лавры. Это паломничество стало поучительным примером реальной, неумирающей связи святых, встреча которых неизбежна. Пребывание в Киеве и в Почаевской лавре Великой княгини было знаменательно не только само по себе, но и в связи с удивительной речью архиепископа Антония, которая емко и глубоко определила значимость такого рода путешествий особ Дома Романовых для русского народа. Елисавета Феодоровна, пробыв три дня в Киеве, прибыла в Почаевскую лавру 18 августа 1912 года в сопровождении генерал-губернатора Ф.Ф. Трепова, управляющего двором Ее Высочества и нескольких сестер Марфо-Мари-инской обители. Елисавета Феодоровна присутствовала на литургии, а затем молебне Почаевской иконе Божией Матери, после чего спустилась в пещерную церковь преподобного Иова, прикладывалась к его святым мощам. Вечером Великая княгиня простояла 4 с половиной часа в новопо-стороенном Троицком соборе лавры.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010