Иосиф Петровых , в. у. 11 .1925–1927: Никандр Феноменов 1926–1929: Онуфрий Гагалюк , в. у. 1927–14(27).03.1928: Иосиф Петровых 1928–07.1936: Анатолий Грисюк 03 .1937–1939: Митрофан Русинов 1941–1941: Виссарион Пую, окк. 1942–1943: Антим Ника, окк. 02(15).08.1944–1946: Сергий Ларин, в. у. 1946–17(30).10.1947: Сергий Ларин Одесская (обн.) 1922–1923: Алексий Баженов 20 .10(02.11).1922–31.03(13.04).1923: Евдоким Мещерский 1924–1928: Иувеналий Мошковский 10 .1928–1935: Константин Спасский 1935–23.09(06.10).1937: Кирилл Квашенко 1937–1942: Иувеналий Мошковский, паки Ойротская (обн.) 26 .01(08.02).1924–15(28).10.1924: Макарий Торопов 1924–11(24).01.1925: Геронтий Шевлягин, в. у. 23 .03(05.04).1925–10(23).06.1925: Иннокентий Кулаков Олонецкая см. Петрозаводская и Олонецкая Олонецкая и Каргопольская см. Ладожская Олонецкая (обн.) 03 .1923–1926: Александр Надеждин Омская 04(17).06.1915–26.02(10.03).1920: Сильвестр Ольшевский 1920–1923: Димитрий Беликов 1924–1924: Виссарион Зорнин 10 .1924–12.1924: Анатолий Каменский 12 .1924–03.1925: Иоанникий Соколовский 03 .1925–20.10(02.11).1928: Виктор Богоявленский 1925–04.1928: Виктор Островидов, в. у. 23 .01(05.02).1929–23.10(05.11).1930: Аркадий Ершов 11 .1930–14(27).09.1931: Герман Коккель, в. у. 11(24).08.1931–08.1935: Алексий Орлов 09(22).09.1935–11.1936: Антоний Миловидов 23 .02(08.03).1937–08.1937: Филипп Ставицкий 08 .1937–1937: Фотий Пурлевский 1937–1943: 1943–1946: Варфоломей Городцов, в. у. 1946–29.08(11.09).1948: Алексий Пантелеев Омская (григ.) – 1928 (?): Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская (обн.) 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Пётр Сысуев 1927–15(28).12.1927: Александр Филиппов 1927–1928: Александр Введенский 2 1928–1929: Алексий Копытов 1929(?)–25.03(07.04).1931: Матфей Бережнов 09(22).04.1931–1936: Анатолий Синицын Орджоникидзенская см. Владикавказская Орджоникидзенская (обн.) см. Владикавказская (обн.) Оренбургская 30 .07(12.08).1914–1919: Мефодий Герасимов 01(14).03.1920–1923: Аристарх Николаевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Уход митрополита Виталия (теперь он получил от патриарха Сергия титул Архиепископа Тульского и Белевского – вспоследствии, Архиепископа Димитровского) был последним завершающим ударом по обновленчеству. Совершилось как раз то, чего всю жизнь боялся А.И.Введенский , – он остался один. Между тем пока А.И. Введенский переживал очень тяжело и мучительно крах своего дела, на периферии завершался процесс ликвидации обновленчества: из обновленческих архиереев лишь двое – архиепископ Виталий и епископ (впоследствии, митрополит) Кор-нилий были приняты в сущем сане. Несколько до раскола женатых и рукоположенных архиереев были приняты, как протоиереи: Василий Кожин, Петр Турбин (бывший Тульский и Белевский), Андрей Расторгуев, Владимир Иванов, Анатолий Синицын. Трое – С.И. Ларин, С.В.Румянцев и Димитрий Лобанов, получившие все священные степени в обновленчестве, были приняты мирянами (Сергий Ларин – монахом) и должны были начать с пострижения в псаломщики и иподиаконы. Правда, через некоторое время все опять встало на свои места. Женатые архиереи преобразились в протоиереев, а неженатые – снова получили епархии. В это время возвращаются из ссылки еще несколько обновленческих архиереев, которые также соединяются с патриархом: Сергий Иванцов, бывший архиепископ Запорожский, был принят протоиереем, Тихон Ильич Попов – бывший митрополит Воронежский – принят протоиереем и назначен ректором Богословского института. Михаил Постников (архиепископ б. Царицин-ский) принят в сущем сане и вскоре назначен епископом Пензенским и Инсарским, Александр Щербаков, архиепископ Витебский, принят протоиереем. Покаяния обновленческих архиереев происходили в патриархии, а покаяния рядового обновленческого духовенства также были келейными (происходили в алтаре). Епархии, бывшие сплошь обновленческими, принимались архиереем, специально назначенном для этого патриархией: так, Средне-Азиатскую епархию принимал архиепископ Куйбышевский Алексий, а Северо-Кавказскую и Кубанскую, епископ (впоследствии митрополит) Ставропольский и Бакинский Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1933–1935: Михаил Князевский 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Евстафий Сафран, в. у. 27 .12(09.01).1935–23.06 (06.07).1938: Тихон Попов 1938–1941: Виталий Введенский, паки 23 .09(06.10).1941 –21.11(04.12). 1941: Александр Введенский 1 1941–25.04(08.05).1942: Анатолий Филимонов, в. у. 28 .09(11.10). 1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин, в. у. 23 .03(05.04).1943–08(21).12.1943: Андрей Расторгуев 1943–26.07(08.08).1946: Александр Введенский 1, паки 1946–1946: Филарет Яценко Московская (сцв) 1923–01(14).01.1927: Антонин Грановский Московская и Коломенская (с 1918 г. Московская Патриаршая Область) 25 .11(08.12).1912–20.03(02.04). 1917: Макарий Невский 11 .1912–23.12(05.01).1912: Василий Преображенский 1, в. у. 01(14).06.1914–01(14).09.1914: Трифон Туркестанов , в. у., паки 20 .03(02.04).1917–21.06(04.07).1917: Иоасаф Каллистов, в. у. 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Тихон Белавин 1918–1920: Иоасаф Каллистов, в. у. 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский, в. у. 01 .1922–1923: Никандр Феноменов, в. у. 1923–1924: Илларион Троицкий. в. у. 1923–1925: Пётр Полянский , в. у. 1925–1925: Гавриил Красновский, в. у. 27 .11(10.12).1925–18.02(03.03).1926: Пётр Зверев, в. у. 02 .1926–04.1927: в. у. (Совет викариев: Алексий Готовцев. Гавриил Красновский, Иоанн Василевский) 05 .1927–1931: Филипп Гумилевский, в. у. 29 .04(12.05).1932–01.1936: Питирим Крылов, в. у. 14(27).04.1934–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский 1941–1942: Сергий Гришин. в. у. 02 .1942–09.1943: Николай Ярушевич , в. у. 02(15).05.1944–19.09(02.10).1960: Николай Ярушевич , в. y., паки Московский и всея России Патриархат 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04). 1925: Тихон Белавин " 30 .04(13–05).1922–12(25).06.1923: Агафангел Преображенский, в. у. 30 .03(12.04).1925–29.08(11.09)1936: Пётр Полянский , в. у. 01(14).12.1925–25.11(08.12).1926: Сергий Страгородский , в. у. 25 .11(08.12).1926–16(29).12.1926: Иосиф Петровых , в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04). 1927: Серафим Самойлович, в. у. 30 .03(12.04).1927–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский , в. y., паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На пути к свободе совести: Сборник статей. М., 1989. Никитин А. К. Нацистский режим и Русская православная община в Германии. 1933–1945. М., 1998. Об антирелигиозной пропаганде: Сборник статей. М., 1937. Обозный К. П. История Псковской православной миссии 1941–1944 гг. М., 2008. Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: История, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. Одинцов М. И. Государство и церковь в России: История взаимоотношений. 1917–1939 гг. М., 1991. Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1995. Одинцов М. И. Русские патриархи XX века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999. Одинцов М. И. Православные воззрения на отечество и патриотизм/Религия и национализм: Сборник статей. М., 2000. Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны: Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2005. Ореханов Г., иерей. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002. Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М., 1930. Персиц М. М. Отделение церкви от государства. М., 1959. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви. 1917–1945. Париж, 1977. Рейснер М. Государство и верующая личность: Сборник статей. СПб., 1905. Рожков В., протоиерей. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004. Розанов В. В. Когда начальство ушло… М., 1997. Сергий (Ларин), епископ. Православие и гитлеризм: Политика гитлеровских оккупантов по религиозным вопросам во временно захваченных районах СССР и ее итоги. Одесса, 1946–1947. Машинопись. Сергий (Страгородский) . О составе ожидаемого чрезвычайного поместного собора русской церкви. СПб., 1905. Сергий (Страгородский) , епископ. Слова и речи. 1901–1905 гг. СПб., 1905. Сергий (Страгородский) . Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого. Нижний Новгород, 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

не признал ни Патриарх Тихон, ни заседавший тогда Поместный Собор. В октябре 1943 г. в Тбилиси для переговоров с Патриархом Грузии Каллистратом Патриарх Сергий направил архиепископа Ставропольского Антония (Романовского). Эти переговоры увенчались возобновлением канонического общения между Русской и Грузинской Церквами. Русские приходы в Грузии после этого были объединены с грузинскими под единым священноначалием Грузинской Церкви. Но согласованной оценки каноничности акта отделения Грузинской Церкви, совершенного в 1917 г., при этом не было сделано. Сообщая Восточным Патриархам о восстановлении молитвенно-канонического общения с Грузинской Церковью, Патриарх Сергий направил им известительные грамоты с изложением истории событий 431 . С 19 по 28 сентября в Москве пребывала делегация англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским С. Ф. Гарбеттом. Для консолидации церковной жизни необходимо было установление внутрицерковного мира, преодоление расколов и разделений в российской пастве. К середине войны полный крах обновленчества стал очевидным. Обновленческие архиереи, осознавшие это, искали пути к возвращению в Православную Церковь . Лжеепископ Звенигородский Сергий (Ларин) в 1943 г. вступает в тайные переговоры с Киевским митрополитом Николаем об условиях, на которых могут быть воссоединены обновленцы. Сергий готов был пожертвовать Александром (Введенским), чтобы обновленческие священнослужители воссоединялись в сущем сане, хотя и с запрещением женатых епископов. Об этих переговорах стало известно самозваному первоиерарху, и он перевел Сергия Ларина из Москвы в Ташкент. Переговоры прекратились. По отношению к кающимся обновленцам Патриарх Сергий выбрал не чуждую икономии, но твердую линию. В сущем сане принимались епископы, пресвитеры и диаконы, получившие сан до 1923 г., когда обновленцы были запрещены Патриархом Тихоном, если они не утратили права на священнослужение через вступление в брак после хиротонии. А лжесвященники и лжеепископы обновленческого поставления принимались мирянами или в том сане, которого удостоились до ухода в раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сергий (Лавров Алексей Петрович; 1878–1937), бывший епископ. С 1904 г. начальник Урмийской миссии в Персии. В 1913 г. хиротонисан во епископа Салмасского в Урмии. С 1916 г. епископ Соликамский, викарий Пермской епархии; с 1917 г. епископ Семиреченский, викарий Туркестанской епархии. В 1923–1926 гг. временно управлял Ташкентской епархией; с 1927 г. в обновленческом расколе. В 1929 г. снял сан, проживал в Москве. В 1931 г. арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. В 1934 г. был переведен в ссылку в Тобольск, где и остался по окончании срока заключения. В 1937 г. арестован. Расстрелян. Сергий (Ларин Сергей Иванович; 1908–1967), архиепископ. В 1925–1943 гг. пребывал в обновленческом расколе. В 1941 г. рукоположен в обновленческого «епископа Звенигородского». В 1943 г. принес покаяние, принят в звании монаха. В 1944 г. хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. В 1945 г. временно управлял Одесской епархией. С 1946 г. занимал последовательно несколько кафедр, с 1962 г. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. С 1964 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Сергий (Озерецковский Сергей Иванович; 1873 – после 1934), обновленческий «архиепископ». В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1924 г. «хиротонисан» во «епископа Коломенского, викария Московской епархии», «временно управляющий Царицынской епархией», с 1925 г. «епископ Череповецкий», «архиепископ». С 1927 г. «архиепископ Оренбургский». С 1928 г. «архиепископ Тобольский и Абалакский», с 1932 г. «архиепископ Троицкий и Верхотурский». С 1934 г. епархией не управлял. Сергий (Петров Сергей Васильевич; 1924–1990), митрополит. В 1960 г. хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии; с 1961 г. епископ Воронежский и Липецкий; с 1963 г. архиепископ Белорусский и Минский; с 1965 г. архиепископ Херсонский и Одесский; с 1971 г. митрополит. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944), Патриарх. В 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1905 г. епископ Финляндский и Выборгский. С 1917 г. архиепископ Владимирский и Шуйский. Член Св. Синода. С 1917 г. митрополит. В 1922 и 1923 гг. подвергался арестам. В июне 1922 г. перешел в обновленческий раскол, в 1923 г. принес покаяние св. Патриарху Тихону. С 1924 г. митрополит Нижегородский. По завещательному распоряжению митрополита Петра от 6.12.1925 назначен первым кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. С декабря 1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В декабре 1926 г. арестован. В апреле 1927 г. вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. С 1934 г. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский. С 1937 г. Патриарший Местоблюститель. С 1943 г. Патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Автокефальный статус Православной Церкви в Америке не был признан Константинопольской Церковью и некоторыми другими поместными Церквами. 10 апреля 1970 г., ровно через 100 лет после создания русской православной миссии в Японии, были нормализованы отношения с Японской Церковью. Преемник святого равноапостольного Николая Японского митрополит Японский Сергий (Тихомиров) неизменно до своей кончины 11 августа 1945 г. хранил верность матери Церкви и оставался в каноническом послушании Московской Патриархии. Между тем в 1939 г. в Японии был издан закон, по которому лишь урожденные японцы могли возглавлять религиозные общины. В связи с этим митрополит Сергий в 1940 г. назначал своим официальным преемником в должности главы Православной японской миссии протоиерея Иоанна (Оно); в марте 1941 г. он был пострижен с именем Николая, а в апреле того же года хиротонисан во епископа Японского в Харбине архиереями, находившимися в ведении Карловацкого Синода; сразу после хиротонии он возвратился в юрисдикцию Московской Патриархии. Официально ушедший на покой митрополит Сергий (Тихомиров) продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении Японской Церковью. После поражения Японии в войне она была оккупирована американцами. Посылаемые в Японию Патриархом Алексием I для возобновления нормальных деловых контактов с Японской Церковью епископы Борис (Вик) и Сергий (Ларин) не получили виз на въезд в страну. В этих обстоятельствах группа православных японцев во главе с протоиереем Арсением Ивасавой в апреле 1946 г. провела Собор, на котором решено было подчинить Японскую Церковь Американской митрополии во главе с митрополитом Феофилом. Японскую Церковь возглавил архиепископ Вениамин (Басалыга), присланный из Соединенных Штатов. Несколько приходов сохранили, однако, верность Матери Церкви. Один из них окормлял епископ Николай (Оно), перешедший в 1954 г. в юрисдикцию митрополита Феофила, а в 1956 г. скончавшийся. Оставшиеся верными Московскому Патриархату приходы в 1957 г. были объединены в благочиние во главе с рукоположенным еще архиепископом Николаем протоиереем Антонием Токай.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иеромонах Пимен служил в соборе, препоясав позвоночник жестким кожаным корсетом, так как проблемы с позвоночником постоянно давали о себе знать. В Муроме познакомился с послушницами закрытого Серафимо-Дивеевского монастыря и совершил над ними монашеский постриг. До конца своей жизни Патриарх Пимен имел попечение о дивеевских монахинях. Дивеевским монахиням посвящено одно из его стихотворений «Серафимовские сиротки». Он написал также, будучи уже в Ростове, стихотворение, посвященное жителям Мурома — «Муромлянам». В 1946 году схиигумен Савватий (Крутень) стал духовником Одесского архиерейского дома, а в январе 1947 года скончался. И вот, перейдя в Одессу, схиигумен Савватий, рекомендовал иеромонаха Пимена (Извекова) епископу Одесскому Сергию (Ларину). Сергий (Ларин) был одним из главных столпов позднего обновленчества, управлял в сане епископа Московской обновленческой епархией во время эвакуации Александра Введенского. В декабре 1943 года он был принят в Русскую Православную Церковь мирянином и затем рукоположен в священный сан. 15 августа 1944 года он был рукоположен во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии , вскоре стал епископом В августе 1946 года епископ Сергий назначил иеромонаха Пимена сразу на несколько должностей: казначея Одесского Ильинского монастыря, благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви во имя святых Виктора и Виссариона. В Одессе находилась резиденция Патриарха Алексия I, отдыхавшего здесь летом, так что иеромонах Пимен оказался на глазах у Святейшего. Как писал впоследствии епископ Сергий (Соколов): «В те годы одесситы хорошо узнали и полюбили молодого иеромонаха с открытым лицом и прямым взглядом за его простые, но идущие из глубины сердца поучения и проповеди. В том, что духовные дети не забыли своего пастыря, сохранили привязанность к нему, я убедился однажды лично. Как-то одна древняя старушка со свойственным одесситам темпераментом буквально заставила меня взять от нее для передачи Патриарху письмо и фотографию. Причем она довольно выразительно посмотрела на меня и сказала: " Это для вас он Патриарх, а для нас он был и остается батюшкой, и мы его по-прежнему любим " . Было видно, — рассказывает далее епископ Сергий, — как переданные мною Патриарху эти слова с письмом и фотографией от когда-то бывшей его духовной дочери взволновали Святейшего, и он, как обычно, ушел во внутренние апартаменты. Позже, выйдя на веранду в явно хорошем настроении, он показал мне фотографию молодого худощавого иеромонаха и спросил: " Что можешь сказать о нем? " Я не уловил в вопросе подвоха и начал было давать характеристику неизвестному, смело смотрящему с фотографии иеромонаху. Каков же был мой конфуз, когда Патриарх довольно скоро добродушно рассмеялся и сказал: " Да это ж я в сороковые годы. Таким помнят меня сейчас уже немногие оставшиеся в живых одесситы. Тогда мне пришлось здесь много потрудиться " ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

Когда Сталина вынесли из мавзолея и похоронили у кремлёвской стены, на его могиле (якобы) появился венок с надписью: «Посмертно репрессированному от посмертно реабилитированных». Настенные часы в форме мавзолея. Каждый час под бой курантов в них соответствующее число раз высовывается саркофаг со Сталиным. – Почему после удаления Сталина из мавзолея там удвоили охрану? – Возле мавзолея видели Хрущёва с раскладушкой. Сражаясь с мёртвым «божеством», Хрущёв, однако, продолжал преследовать Церковь , и об этом всё смелее говорили православные архиереи, даже «заангажированные». Вспоминает архиепископ Василий (Кривошеин) . Весной 1964 г. приезжал из Берлина Экзарх Средней Европы архиепископ Сергий (Ларин), красочная личность, бывший обновленческий епископ, принятый в Патриаршую Церковь как простой монах и только потом вновь возведённый во епископы. Это был человек с крупными коммунистическими связями, но тем не менее независимый и осведомлённый. Я был тогда в Париже, виделся с ним, но мы с ним разговорились только в аэропорту Бурже, пришлось ждать самолёта. Более часа мы с ним провели в интереснейшей беседе с глазу на глаз. Владыка Сергий с большой откровенностью стал рассказывать о происходящем в России, как за последние годы усилились гонения на Церковь , о массовом закрытии храмов, о насилиях, арестах и т. д. «Кто же главный виновник этих гонений?» – спросил я. «Хрущёв, – категорически ответил архиепископ Сергий. – Это всецело его дело». И тут же он самым резким образом начал критиковать Хрущёва не только за его антицерковную политику, но и за всё его управление. Затем он продолжил: «Я знаю, благодаря моим связям, что против него – всеобщее недовольство и даже в высших сферах. Так долго продолжаться не может. Должна быть перемена». Помню, как я был поражён смелостью, с которой «советский» архиерей высказывается о главе советского правительства, это был единственный случай такого рода, с которым мне пришлось вообще сталкиваться. А впоследствии я поражался, как он предсказал падение самого Хрущёва за шесть месяцев до того, как оно случилось. Но наиболее ценным для меня было его указание на Хрущёва как на главного виновника гонения на Церковь . Мы тогда хорошо видели, что происходит нечто ужасное, настоящее уничтожение остатков выжившей в советском режиме Церкви, но какова роль самого Хрущёва, было нам тогда неясно. Во многом мешала его репутация антисталинца и либерала «оттепели», а тут владыка Сергий сказал всё прямо и без обиняков. Спасибо ему! 101

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Особым соглашением был упразднен экзархат Московской Патриархии в Северной Америке, или, точнее сказать, прежний экзархат в Северной и Южной Америке был переименован в Южно-американский экзархат, и юрисдикция его с тех пор распространялась лишь на южно-американские страны. В ведении Патриархии остались 30 приходов в Соединенных Штатах и 20 приходов в Канаде, но и они получили право на переход в Православную Церковь в Америке по решению большинства прихожан. Для управления приходами Московской Патриархии в США и Канаде стали назначаться викарные епископы. В ведении и собственности Русской Православной Церкви сохранился Свято-Никольский собор в Нью-Йорке, который построен в начале 20 столетия по благословению и попечением святого патриарха Тихона трудами священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого. Автокефальный статус Православной Церкви в Америке не был признан Константинопольской Церковью и некоторыми другими Поместными Церквами. 10 апреля 1970 г., ровно через сто лет после создания Русской православной миссии в Японии, были нормализованы отношения с Японской Церковью. Преемник святого равноапостольного Николая Японского митрополит Японский Сергий (Тихомиров) неизменно до своей кончины 11 августа 1945 г. хранил верность Матери-Церкви и оставался в каноническом послушании Московской Патриархии. Между тем в 1939 г. в Японии был издан закон, по которому лишь урожденные японцы могли возглавлять религиозные общины. В связи с этим митрополит Сергий в 1940 г. назначил своим официальным преемником в должности главы Православной японской миссии протоиерея Иоанна (Оно); в марте 1941 г. он был пострижен с именем Николая, а в апреле того же года хиротонисан во епископа Японского в Харбине архиереями, находившимися в ведении зарубежного Синода; сразу после хиротонии он возвратился в юрисдикцию Московской Патриархии. Официально ушедший на покой митрополит Сергий (Тихомиров) продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении Японской Церковью. После поражения Японии в войне она была оккупирована американцами. Посылаемые в Японию патриархом Алексием I для возобновления нормальных деловых контактов с Японской Церковью епископы Борис (Вик) и Сергий (Ларин) не получили виз на въезд в страну. В этих обстоятельствах группа православных японцев во главе с протоиереем Арсением Ивасавой в апреле 1946 г. провела Собор, на котором было решено подчинить Японскую Церковь Американской митрополии во главе с митрополитом Феофилом. Японскую Церковь возглавил архиепископ Вениамин (Басалыга), присланный из Соединенных Штатов. Несколько приходов сохранили, однако, верность Матери-Церкви. Один из них окормлял епископ Николай (Оно), перешедший в 1954 г. в юрисдикцию митрополита Феофила и скончавшийся в 1956 г. Оставшиеся верными Московскому Патриархату приходы в 1957 г. были объединены в благочиние во главе с рукоположенным еще архиепископом Николаем протоиереем Антонием Токай.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010