Спиридон вместе с братом Веней трудился в шахте. Весной 1945 года в их семью после расстрела отца и гибели брата Михаила в боях за курский город Тим пришла новая страшная беда — трагически погиб в шахте 16-летний Вениамин, а в бою за освобождение Берлина отдал свою жизнь средний брат Андрей. Спиридона Тарасова по благословению отца Порфирия епископ Сергий (Ларин) решил направить на учебу в Саратовскую духовную семинарию. Предложение для Спиридона было неожиданным: в роду Тарасовых священников не было. После учебы он вернулся в родной город Шахты и 2 августа 1953 года был рукоположен митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) во диакона, а через два дня во пресвитера. Молодого пастыря направили служить в Михайло-Архангельский молитвенный дом города Шахты. В хрущевские времена отец Спиридон был снят с регистрации на этом приходе, то есть уволен, но он не допустил закрытия храма. Угрозы, оскорбления, попытки расправиться физически, раздавить морально — всё это пережил в те времена отец Спиридон. Но не за себя, а за свою паству, за оставшихся, как овцы без пастыря, верующих людей переживал он. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла больше жить со своим супругом-священником и ушла из семьи. Отец Спиридон понимал, что далеко не каждый способен нести мученический крест, для этого нужна крепкая вера. Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по двенадцать часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», — рассказывал он. Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна, живущая в Воронеже, вспоминает: «Папа один воспитывая нас с братом Михаилом, всё делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством — утки, куры, поросенок всегда у нас были. Знаете, не всякая хозяйка может испечь такие вкусные пироги с маком и курагой, хворост, как папа. У него блины получались тонкие, как батистовый платочек, а домашние колбасы и окорок — просто объедение... Бабушка Ульяна, его мама, была смертельно больна, отец заботливо ухаживал за ней. Бабушка очень любила цветы, выращивала георгины, вербены, вербочки, летуньи, гладиолусы, олеандры, ирисы, петушки... Любила ходить в храм непременно с букетом цветов. Она умирала в феврале и очень горевала, что смерть к ней пришла зимой, когда нет её любимых цветов. Папа купил тогда в оранжерее много разных цветов, чтобы выстлать ими промерзшую зимнюю дорогу, провожая свою маму в последний путь».

http://pravoslavie.ru/58800.html

Так, в канун празднования памяти святителя Николая восьмилетний Спиридон начал пономарить в сельском храме. Меньше чем через два года храм был закрыт и вскоре разрушен. " Безбожная пятилетка " , которой надлежало завершиться в 1942 году полным искоренением религии, была прервана войной. И опять семья Тарасовых оказалась в эпицентре горестных событий… Старшие братья воевали в Красной Армии, а вдова Ульяна Пахомовна с младшими сыновьями выживала в условиях и прифронтовой зоны, и оккупации. В 1943 г. в боях под Курском был убит старший ее сын Михаил, весной 1945 в шахте погиб 16-летний Вениамин, а в мае того же 45-го, за несколько дней до Победы, - Андрей, он был лейтенантом и сложил свою голову при взятии Берлина. Спиридон стал работать на шахте им. М.В.Фрунзе с апреля 1944 г., когда ему едва исполнилось 15 лет. Самым отрадным временем были часы, проводимые в храме. Промыслительно на жизненном пути митрополита Ювеналия встречались люди удивительные, оставившие заметный след в новейшей истории Русской Церкви. Так, в течение нескольких лет он был келейником у настоятеля храма во имя св. Александра Невского г. Шахты архимандрита Порфирия (Давиденко), которого рукополагал сам патриарх Тихон. По его-то рекомендации епископ Ростовский и Таганрогский Сергий (Ларин) благословил Спиридона на поступление в Саратовскую Духовную семинарию, воспитанником которой он стал в 1949 г. Через несколько месяцев после того, как Спиридон прибыл в Саратов, ректором тамошней семинарии был назначен протоиерей Иоанн Сокаль. Это назначение последовало сразу же по возвращении протоиерея Иоанна из эмиграции, где он провел больше тридцати лет, окормляя русскую паству в Югославии. Протоиерей Иоанн был молитвенником и суровым аскетом, в обычае у него был проводить первую седмицу Великого поста, вовсе не вкушая пищи. Многие годы спустя митрополит Ювеналий узнал (и это отозвалось радостью в его душе), что свой пастырский путь протоиерей Иоанн начинал на Курской земле, где в далеком 1914 г. был рукоположен во иерея, а за несколько лет до этого нес послушание помощника инспектора в Курской Духовной семинарии. Овдовев, протоиерей Иоанн принял монашество с именем Иннокентий, был возведен в сан епископа и скончался, управляя Смоленской епархией. В 1952 г. инспектором семинарии был назначен иеромонах Антоний (Мельников), будущий митрополит Ленинградский и Новгородский.

http://pravoslavie.ru/9610.html

В 1945 году врем.управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским. В 1946 году назначен епископом Одесским и Кировоградским. В этом же году переименован во епископа Херсонского и Одесского. С30 октября 1947 года – епископ Ростовский и Таганрогский. С 24 февраля 1948 года переименован титул на епископа Ростовского и Новочеркасского. С 19 октября 1949 года освобожден от управления Ростовской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией. С декабря 1949 года утвержден епископом Житомирским и Овручским. С 17 марта 1950 года назначен епископом Гродненским и Брестским. 1 февраля 1951 года уволен на покой, согласно прошению. С I апреля 1952 года утвержден епископом Тульским и Белевским. С 9 февраля 1954 года назначен епископом Астраханским и Сталинградским. С 27июля 1959года – епископ Омский и Тюменский. 30 марта 1961 года получил звание кандидата богословия за работу об обновленческом расколе. С 3 апреля 1961 года – архиепископ Пермский и Соликамский. С 10 октября 1962 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы, управляющий Пермской епархией. 13 октября 1962 года получил звание магистра богословия за работу на ту же тему (об обновленческом расколе). 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 20 мая 1964 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 25 мая 1965 года поручено временное управление Вологодской епархией. С 15 июня 1965 года освобожден от временного управления Вологодской епархией. /+ 12.IX.1967 г./ Деятельность: В феврале 1945 года командирован во главеделегации Патриархии в Югославию. В феврале 1946 года вторично был командирован в Югославию, по вопросам Православной Церкви в Чехословакии, передача которой была осуществлена в юрисдикции Московской Патриархии. В ноябре 1946 года встречал в г. Яссах (Румыния) и сопровождал Патриарха Никодима в Москву и обратно в Яссы. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве, по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1564 В 1939 г. Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) и др. архиереями запрещен в священнослужении и предан суду архиереев за раздорническую деятельность. Произведенная Алексием (Сергеевым) смута церковная выразилась в том, что он «образовал с епископом Хрисогоном Ивановским вкупе раскол. Означенный раскол не преследовал никаких идеологических целей, но не подчинялся решениям митрополита Сергия Страгородского » (архиепископ Сергий [Ларин]). В следующем году Алексий (Сергеев) принес покаяние и получил назначение на Тульскую кафедру. 1567 Вторая дата – определение «на покой». Был арестован 12(25)06.1947 по обвинению в антисоветском содержании проповедей и приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ с конфискацией имущества. Дата кончины неизвестна. 1572 Архиепископ. По «неоднократным просьбам» (определение Св. Синода) был освобожден и переведен на Уфимскую кафедру. 1573 Архиепископ. Вторая дата – определение на покой. Скончался 22.11(04.12)1977 во Львове, где проживал у родственников. 1578 С титулом: Ивановский и Кинешемский. «Архиепископ» с кон. 1933 г., в 1935 г. возвышен в «митрополита». Вторая дата – дата ареста. Приговорен к 5 годам заключения. Затем вновь арестован, 27.08(09.09)1937 осужден и в тот же день расстрелян в Иванове. 1579 «Архиепископ», бывший Владимирский. Вторая дата – уволен за штат. Причина – арест в Иванове, за которым последовал приговор к 10 годам ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна. 1581 «Архиепископ». По сообщению архиепископа Сергия (Ларина), Николай (Автономов) во время Великой Отечественной войны сотрудничал с немцами. затем убежал за границу – в Мюнхен, перешел в унию, был принят Папой Пием XII (Пачелли) в сане архиепископа и, после награждения саном митрополита и ряда милостей со стороны Папы, назначен в качестве униатского митрополита в Южную Америку. (В рукописном примечании к ММЛ Каталог... сказано, что вышеизложенное сообщено архиепископу Сергию (Ларину) священником Е. Тимофеевым. Это сообщение нуждается в веском подтверждении.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1852 г. село принадлежало внуку П.Б.Шереметьева графу Дмитрию Николаевичу Шереметьеву (1803-1871). После смерти Д.Н. Шереметьева усадьба в Константинове принадлежала его сыну графу Сергею Дмитриевичу. В 1880 году в с. Константиново в семье священника Павла Кедрова родился будущий священномученик Сергий (Кедров). Деревянная церковь Михаила Архангела была закрыта в 20-е годы ХХ в., а в 1940-е годы полностью разрушена. В ней некоторое время после 1918 г. служил священник Николай Архангельский (1878-1937), который после закрытия здесь храма служил еще в других церквях. 5 ноября 1937 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне; Архиерейским Собором 2000 года причислен к Лику Святых как священномученик. В 1970-е гг. на месте церкви был построен Дворец культуры и разбит сквер. В 1995 г. в селе была выстроена часовня в честь Архангела Михаила. В 2001 г. по ходатайству верующих и при поддержке благочинного Раменского района, птицефабрикой «Константиновская» было выделено складское помещение для проведения богослужений. В 2006 г. помещение передано Московской епархии. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 20 июля 2003 г. была совершена закладка камня на месте будущего храма. В мае 2005 г. Администрация поселка выделила участок под строительство храма. 1 мая 2006 г. началось строительство нового храма Архангела Михаила по проекту М.Ю.Кеслера Храм рассчитан на 500 человек, ширина 18 м, длина 25 м, высота колокольни 31 м, купола 28 м. Выстроен цокольный этаж, где будут располагаться классы воскресной школы, стены, возводится купол. В мае 2007 г. по прошествии 80 лет в селе впервые зазвучали колокола. http://www.bronblag.ru/hrami/3 Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела в селе Константиновском, Константиново тож. В 1627 г. в селе Константиновском, на речке Олешенке, вотчине Спаса Нового монастыря, что на Москве, была церковь «собор Архангела Михаила деревянный, клетцки, строение монастырское, у церкви находились: во дворе поп Филипп Евсевьев, во дворе пономарь Васка Ларин, во дворе проскурница Анница Тимофеева». Церковной дани с сей церкви платилось, как значится в окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г., «5 алтын с деньгою, кормовая гривна»; за 1635 г. – 15 алтын с деньгою, заезда гривна.

http://sobory.ru/article/?object=13804

Он обладал беспрекословным авторитетом. И всегда отстаивал интересы Церкви перед властями Это был настоящий образец служения. Больше таких священников я не встречал никогда. Он обладал беспрекословным авторитетом, ему перечить боялись даже архиереи. И всегда отстаивал интересы Церкви перед властями, иной раз даже идя против мнения оных. Протопресвитер Николай Колчицкий встречает гостей      Отец Николай любил читать проповеди. И каждую субботу после окончания службы была проповедь. А в Страстную седмицу его проповеди сопровождались концертами, посвященными Страстям Христовым. У отца Николая проповеди были спокойные, в отличие от проповедей митрополита Николая (Ярушевича), который говорил всегда очень эмоционально. А когда отец Николай Колчицкий рассказывал о Святой Земле, то настолько красочно описывал даже и самые уголки ее, что слушающий имел ощущение, будто побывал там, где ходил Спаситель. О строгости и принципиальности отца Николая Отец Николай был строгим, особенно в алтаре. Никаких хождений лишних по горнему месту не терпел. Один из иподиаконов как-то раз прошел по горнему месту. Отец Николай спросил его, какая была причина. Тот ответил. Потом второй раз прошел по горнему месту. Отец Николай подозвал его и сказал, чтобы он передал своему архиерею, пусть тот в следующий раз берет других иподиаконов. Протопресвитер Николай Колчицкий; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский); личный секретарь Патриарха Даниил Андреевич Остапов; иподиакон с жезлом - Серапион (Фадеев). 1958 г.      Был и такой случай. Архиепископ Сергий (Ларин) однажды приехал в собор. Подозвал меня, тогда соборного иподиакона, и попросил передать матушке-алтарнице, чтобы она приготовила облачение. Та сказала, что без благословения отца Николая никак нельзя этого сделать. Я пошел к отцу настоятелю. Отец Николай велел передать, что владыки Сергия нет в списке служащих. Я обошел собор снаружи, чтобы не ходить через горнее место, и передал слова отца настоятеля. Тогда владыка Сергий обратился к патриарху Алексию: «Ваше Святейшество, благословите вам сослужить». Патриарх ответил положительно. И архиепископ Сергий просил меня передать отцу Николаю, что Святейший благословил ему сослужить. Тогда я опять обошел снаружи алтарь и передал слова владыки. Затем отец Николай подошел к патриарху и сказал: «Ваше Святейшество, мы же с вами договорились, что вы мне будете заранее подавать списки служащих архиереев. Благословите, чтобы преосвященнейший Сергий помолился на службе в алтаре, потому что облачения для него нет в данный момент, ибо он любит, чтобы всё было чинно, а у нас все элементы облачения из разных комплектов». На это Святейший Алексий ответил: «Пусть помолится в алтаре». И отец Николай велел мне передать владыке Сергию, чтобы тот просто молился на службе в алтаре.

http://pravoslavie.ru/106661.html

Кафедральный собор арх. Михаила в г. Лида. 1797 г. Фотография. 2015 г. Кафедральный собор арх. Михаила в г. Лида. 1797 г. Фотография. 2015 г. В Лидском повяте Новогрудского воеводства в кон. 30-х гг. XX в. особенно активно осуществлялась полонизация правосл. приходов. Власти требовали проповедовать Закон Божий по-польски, перейти на польский язык в делопроизводстве, в чем их поддерживал Виленский и Лидский архиеп. Феодосий. Против таких мер выступил бывш. епархиальный миссионер Виленско-Лидской епархии, ставший в 1938 г. настоятелем собора в Лиде прот. Николай Рогальский. По его инициативе 18 мая 1938 г. в Лиде прошел съезд духовенства и псаломщиков Лидского благочиннического округа, к-рый принял резолюцию с осуждением распоряжения архиеп. Феодосия об обязательном преподавании Закона Божия на польск. языке (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2824). В ответ на это новогрудский воевода 30 июля 1937 г. запретил прот. Н. Рогальскому деятельность на территории воеводства, после чего прот. Николай уехал из края. Был уволен благочинный Лидского округа прот. Николай Богаткевич, выступивший в поддержку решений собрания духовенства. В период Великой Отечественной войны проявил мужество свящ. Николай Устинович, спасший жителей дер. Гончары Лидского р-на от уничтожения фашистами из-за связей с советскими партизанами. Священник добровольно обрек себя на многомесячное заключение в нем. лагерях в качестве заложника, что, однако, не спасло его от ареста в СССР в 1950 г. по обвинению в антисоветской деятельности. В 1944-1960 гг. половина совр. территории епархии (Сморгонский, Ошмянский, Островецкий и бывш. Юратишковский р-ны) входила в Молодечненскую обл. БССР, с нояб. 1960 г. указанные территории находятся в составе Гродненской обл. В 1948 г. Лида стала 2-й кафедрой Гродненской епархии, новый управляющий которой еп. Паисий (Образцов) при назначении на кафедру получил титул «Гродненский и Лидский»; такой же титул имел следующий архиерей - архиеп. Сергий (Ларин), служивший в Гродно с 1950 г. до упразднения кафедры в февр. 1951 г., когда Гродненская епархия была присоединена к Минской.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

В Иоанно-Богословском кладбищенском храме г. Лысьвы служил настоятелем протоиерей Владимир Лычников — в прошлом воспитанник Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря, отбывший срок в сталинских лагерях . Пожилой священник по собственной инициативе и желанию народа совершал продолжительные уставные службы, которыми стал тяготиться приезжий иеромонах. За спиной у старца-настоятеля иеромонах Сергий сумел «сагитировать» псаломщика, ранее никогда не возражавшего против длинных уставных служб. После разговора с о. Лариным тот стал требовать от настоятеля сокращения богослужения. По замечанию епископа Александра, «так было брошено злое семя там, где царили мир и любовь» . Окончательно рассорившись с епископом Александром, в конце февраля 1944 г. иеромонах Сергий (Ларин) уехал в Москву . В своих письмах к епископу Молотовскому Александру, датируемых мартом — маем 1944 г., патриарх Сергий не раз иронично упоминал об о. Сергии (Ларине) как об одиозном церковном деятеле и все же настойчиво проводил мысль о важности воссоединения обновленцев: «Иеромонах Сергий Ларин пока еще в Москве. Между прочим, он высказывал удивление, что вы попеняли ему, зачем он не скрыл от вашей алтарной монахини, что он воссоединен из обновленцев. Но ведь ложь — конь во спасение, или в интерпретации шибко православных: ложь может быть конем во спасение…, а например Павел апостол даже хвалился тем, что Бог обратил его из гонителя. Все зависит от искренности обращения» , — писал патриарх. Из другого письма к епископу Александру ясно, что патриарх Сергий вполне разделял тревогу иерарха относительно возможной дискредитации Церкви воссоединенными «иерархами»-обновленцами, чему последние способствовали своими заявлениями: «…товарищ Ларина по Ташкенту “архиепископ” Анатолий  по отъезде Ларина в Москву объявил по Ташкентской епархии, что теперь нет разделения между обновленцами и патриархистами: Патриархия-де открыто стоит за советскую власть; значит — она приняла программу обновленческую…» .

http://bogoslov.ru/article/6192158

Игумения Архангело-Михайловского женского монастыря Анатолия (Букач) обращалась к уполномоченному с просьбой выделить для монастыря участок земли для того, чтобы монастырь мог поправить свое материальное положение и хотя бы частично обеспечить себя продуктами питания. С такой же просьбой обратился и епископ Одесский и Кировоградский Сергий (Ларин), который просил в целях улучшения довольно тяжелого материального положения сестер, а также принимая во внимание, что трудовое начало есть одно из основных начал монашеской жизни, выделить участок земли в соответствии с числом монашествующих для обработки их силами (желательно на Большом Фонтане) [xiii] . Игумения хотела, чтобы под скит монастыря была выделена упомянутая нами выше церковь Марии Магдалины, ссылаясь на то, что скит там по сути существовал в годы оккупации, а также на то, что на данном участке расположен храм. Но надеждам на получение участка земли не суждено было сбыться, не смотря на то, что епископ Сергий (Ларин) обращался с этой просьбой поддержать ходатайство матушки Анатолии перед Советом по делам РПЦ к Святейшему Патриарху Алексию. В женском Архангело-Михайловском монастыре имелась мельница, которая также стала объектом пристального внимания уполномоченного. П. Благов направил Председателю Совета по делам РПЦ Карпову и уполномоченному Совета по Украинской ССР П. Ходченко просьбу дать разъяснения относительно тарифа электроэнергии, потребляемой монастырской мельницей. Вопрос был решен положительно: по ходатайству игумении Анатолии (Букач) Совет позволил рассчитывать тариф на электроэнергию не как для религиозных организаций, а как для предприятий (что было значительно ниже и выгоднее) [xiv] . Был ряд проблем, вызванных тем, что органы милиции отказывались регистрировать новых насельниц монастыря по месту жительства в монастыре. Об этом игуменья Одесского монастыря Анатолия писала Карпову в отдельном письме. Она говорила, что в вверенном ей монастыре насчитывается более 100 насельниц. Но большинство из них были монахинями престарелого возраста, а также больными, а молодых послушниц органы милиции отказывались прописывать в монастыре. Возможно, данной санкцией органы власти стремились уменьшить количество желающих поступать в монастырь. На это письмо имеется ответ уполномоченному П. Благову от члена Совета И.Иванова. В нем говорится о том, что вмешиваться в подобного рода вопросы уполномоченному не следует, поскольку права прописки или отказа в оной принадлежит исключительно органам внутренних дел.

http://bogoslov.ru/article/1277910

Наконец, проповеди Ларина не понравились народу. Он уехал в Москву недовольный и Молотовым и Лысьвой и покинул наш богоспасаемый город, заявив уполномоченному СНК, что едет в столицу, где будет преподавать в Богословском Институте. Я так подробно остановился на отце Сергии (Ларине), так как вижу из письма Вашего Святейшества, что Ларин в Патриархии постарался выставить мою деятельность в весьма невыгодном свете. Мне известна личность отца Сергия с самого его детства, поэтому, когда он прибыл в Молотов, я сразу почувствовал, что он причинит мне немало огорчений, хотя с моей стороны, кроме помощи (материальной) и внимания, ничего не знал[…]» . В другом письме патриарх Сергий вновь сообщал епископу Александру о досадившем ему иеромонахе Сергии (Ларине): «[…] Ваш «приятель», возвратившись в Москву, сначала как будто был немного разочарован, что архиерейство не так близко, как бы хотелось, и как он надеялся. Теперь, пожалуй, предстоит и еще отсрочка. Собираемся его послать в […] и другие […] области для ознакомления с положением там церковных дел. Посмотрим, что он привезет нам […]. Прошу Ваших молитв. Преданный Вам о Христе Патриарх Сергий» . После отъезда из Молотовской епархии иеромонаха Сергия (Ларина) дело открытия Пастырско-богословских курсов в Молотове стало продвигаться вперед. В феврале 1944 г. в Молотове состоялось совещание, в котором приняли участие епископ Александр, уполномоченный Совета по Молотовской области Л.И. Смирнов и приехавший из Москвы инспектор Совета Г.Г. Уткин. Епископу было разъяснено: «Если епархия располагает достаточной базой для такого рода курсов: помещениями, преподавательским составом, контингентом слушателей, пособиями, то необходимо обратиться с мотивированным ходатайством к патриарху. Если патриарх поддержит ходатайство, то Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР рассмотрит это дело и примет соответствующее решение» . Однако предпринимая последовательные шаги на пути открытия в Молотове Пастырско-богословских курсов, епископ Александр не был до конца уверен в успешности этого дела. 15 марта 1944 г., докладывая патриарху Сергию состояние вопроса, он делился с ним своими сомнениями на этот счет. «Довожу до сведения Вашего Святейшества, что протокол нашего заседания от 3 февраля уполномоченный Смирнов отправил в Москву, а приставленный к нам член Совета Уткин сообщил 9 марта, что Москва принципиально не возражает против открытия этого учебного заведения.

http://bogoslov.ru/article/1418608

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010