Освобождённый в 1939 г., он переезжает в Москву (конечно, не без содействия некоторых своих высоких друзей из органов) и становится управляющим делами при Первоиерархе (самая в то время энкаведистская должность: заведующий отделом кадров). Впрочем, должен сказать, что мне не известен ни один случай, чтобы кто-нибудь из-за него пострадал. По натуре он был, видимо, не злой человек и ограничивался " общей информацией». В начале войны, осенью 1941 г., он неожиданно всплыл на поверхность. Выше мы рассказывали, как неожиданная эвакуация из Москвы высшего духовенства повлекла за собой необходимость немедленного рукоположения епископа, который должен был остаться в Москве после эвакуации церковного руководства в Ульяновск. Таким епископом оказался Сергий Ларин, апробированный гражданской властью. Он и был рукоположен во епископа Звенигородского в обстановке невероятной спешки, с полным нарушением церковных правил. (Даже не была совершена литургия.) Так или иначе, епископ Сергий неожиданно стал (хотя и сугубо временно) в центре обновленческой церкви. Как это ни странно, он тотчас выступил против Введенского. Правда, справедливость требует признать, что большей частью он был прав. Прежде всего (об этом я узнал уже много позже) он сорвал авантюрный план Александра Ивановича объявить себя патриархом. На это дали согласие все обновленческие иерархи, кроме Сергия Ларина, который справедливо указал на антиканоничность подобной авантюры. Наибольшее обострение отношений произошло в 1943 г., когда стало известно о сепаратных переговорах, которые Сергий Ларин повёл (строго конфиденциально) с митрополитом Николаем. Сергий Ларин, как прожжённый политик, имеющий связи в кругах МГБ, получил сведения о неминуемом разгроме обновленчества. Он решил опередить события и вступил в контакт с митрополитом Николаем, представлявшим тогда Патриархию (в отсутствие Патриаршего Местоблюстителя) в Москве. В результате сепаратных переговоров было достигнуто следующее соглашение: 1. Все обновленческие иерархи съезжаются в Москву и открывают Собор в Елоховском храме. Это было тем более легко осуществимо, что их оставалось в это время очень немного, всего двенадцать человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В это время в церковной жизни Средней Азии происходила полная неразбериха. Вся Средняя Азия (90 храмов) была обновленческая. Архиерея здесь не было, но управлялась епархия протопресвитером отцом Григорием Брицким — умным хозяйственным стариком, бывшим законоучителем местной гимназии, сразу после раскола примкнувшим к обновленцам. Во время войны сюда был переведен из Москвы с пышным титулом епископа Ташкентского и Среднеазиатского молодой епископ Сергий Ларин. Подоплека этого перевода мне была не ясна. Только лишь через много лет от епископа Сергия Ларина я узнал причину его перевода из Москвы в Ташкент. Епископ Сергий был колоритной личностью. Мой земляк, питерец, старше меня на девять лет, он с юности примкнул к обновленцам. Человек порыва, честолюбивый, талантливый, развитой, но без всякого систематического образования (даже не очень сильный в грамматике), он еще в двадцатые годы становится иподиаконом у престарелого обновленческого Первоиерарха Митрополита Вениамина Муратовского. Сергий Ларин является очень типичным молодым церковником этого времени. С одной стороны, как будто искренняя религиозность, искренний религиозный порыв, с другой стороны — необузданное честолюбие. Он был помешан на архиерейских титулах, на архиерейском этикете, на роскошных облачениях. К обновленцам его толкнула легкость архиерейской карьеры. После того, как молодой приходский протоиерей Введенский в течение двух лет стал Митрополитом и стяжал своими проповедями всемирную славу, церковная молодежь буквально помешалась. Всем мерещились слава, почести, золотые митры, белые клобуки. К числу таких людей принадлежал молодой иподиакон Сережа Ларин. Счастье, действительно, на первых порах улыбнулось иподиакону. В 1931 году он священник, в 1932 году — протоиерей, в 1933 году его покидает жена, и он принимает монашество в Тихвинском обновленческом монастыре. Его возводят в сан архимандрита. В 1935 году, однако, крах. Он привлечен к ответственности по делу, с политикой ничего общего не имеющему, — по женской линии. По глупому доносу ревнивой женщины его заключают в лагерь, под Дмитровом, сроком на пять лет.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

Мануил (Лемешевский) , митр. Мануил (Лемешевский) , митр. Русские Православные Иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Рукопись. Издано: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно): В 6 т. – Erlangen, 1979–1989. Ссылки на страницы проставлены по изд. 1979–1989 гг   Сергий (Ларин), епископ. Обновленческий раскол. [«Обновленческий» раскол. ] Сергий (Ларин), еп. Обновленческий раскол. Астрахань; Омск. 1953–1959. Рукопись. Издано: Сергий (Ларин), еп. Обновленческий раскол//Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1964. 46/47. С. 120–153; N° 48. С. 252–257. Данная рукопись была также издана как: Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви//«Обновленческий» раскол: (Материалы для церков.-ист. и канон, характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. – М.: О-во любителей церков. истории: Изд-во Крутиц, подворья, 2002. В данном издании кратко излагается история создания рукописи. (Ссылки на страницы проставлены по изд. 2002 г.) Опубликованные издания Введенский А. И., прот.. Церковь патриарха Тихона. Введенский А. И., прот. Церковь патриарха Тихона. – М., 1923.   Введенский А. И., прот. Церковь и государство. Введенский А. И., прот. Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918–1922 г.). – М.: Мосполиграф, 1923.   Деяния. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния 104–106, 116–119]. – М.; Пг.: Собор. Совет, 1918. – Кн. 1–10. – Изд. не завершено; То же (под загл.). Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. – Репр. воспр. изд. 1918 г. – М.: Новоспас. монастырь, 1994–1996. – Т. 1–6. Т. 7–10. Евлогий, митр. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митр. Евлогия, излож. по его рассказам Т. Манухиной/Предисл. Т. И. Манухиной (Т. Таманин); Послесл. Т. И. Манухиной. – Париж: YMCA-Press, 1947; То же (переизд.). – М.: Моск, рабочий; ВПМД, 1994. (Ссылки на страницы проставлены по изд. 1994). Елевферий, митр. Неделя в Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Поскольку речь зашла об архиепископе Сергии (Ларине), приведём сведения из его очень непростой биографии, тем более что в последние годы жизни он был одним из преемников владыки Никодима на Ярославской кафедре. " Во время войны в Ташкент был переведён из Москвы с пышным титулом епископа Ташкентского и Среднеазиатского молодой епископ Сергий Ларин, – пишет А.Э. Краснов-Левитин. – Подоплёка этого перевода мне была не ясна. Только лишь через много лет от епископа Сергия Ларина я узнал причину его перевода из Москвы в Ташкент. Епископ Сергий был колоритной личностью. Мой земляк, питерец, старше меня на девять лет, он с юности примкнул к обновленцам. Человек порыва, честолюбивый, талантливый, развитой, но без всякого систематического образования (даже не очень сильный в грамматике), он ещё в двадцатые годы становится иподиаконом у престарелого обновленческого Первоиерарха, митрополита Вениамина Муратовского. Сергий Ларин является очень типичным молодым церковником этого времени. С одной стороны, как будто искренняя религиозность, искренний религиозный порыв, с другой стороны – необузданное честолюбие. Он был помешан на архиерейских титулах, на архиерейском этикете, на роскошных облачениях. К обновленцам его толкнула лёгкость архиерейской карьеры. После того, как молодой приходский протоиерей Александр Введенский в течение двух лет стал, митрополитом и стяжал своими проповедями всемирную славу, церковная молодёжь буквально помешалась. Всем мерещились слава, почести, золотые митры, белые клобуки. К числу таких людей принадлежал молодой иподиакон Серёжа Ларин. Счастье , действительно на первых порах улыбнулось иподиакону. В 1931 г. он священник, в 1932 г. – протоиерей, в 1933 г. его покидает жена, и он принимает монашество в Тихвинском обновленческом монастыре. Его возводят в сан архимандрита. В 1935 г., однако, крах. Он привлечён к ответственности по делу, с политикой ничего общего не имеющему, – по женской линии. По глупому доносу ревнивой женщины его заключают в лагерь, под Дмитровом, сроком на пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Сам епископ Сергий (Ларин) считал Русскую Зарубежную Церковь расколом и пытался обосновать свое мнение. В своем отчете на имя Патриарха Алексия от 20 мая 1945 г. епископ даже применил к Зарубежному Синоду послание Патриарха Тихона от 2 апреля 1924 г. По мнению епископа Сергия, в этом послании запрещались «все виды раскола». 507 В действительности же в документе говорилось о прещениях и каноническом суде над лидерами обновленческого раскола, 508 того самого, к которому до 1943 г. принадлежал сам Сергий (Ларин). 11 апреля епископ Сергий на заседании Сербского Синода поднял вопрос об эмигрантском Синоде, заявил о неблаговидной деятельности в отношении Московской Патриархии митрополита Анастасия, а также о роли «предателя» – главы Хорватской Церкви архиепископа Гермогена. «Я просил Синод, – писал епископ Сергий, – как высший орган Сербской церкви раз и навсегда порвать всякие отношения с белоэмигрантами как с церковными единицами, в частности, с так наз[ываемым] «Карловацким Синодом» и его епископатом как раскольниками и профашистами. О чем просил широко оповестить общественность Югославии и уведомить Предстоятелей Православных, автокефальных церквей. Разрыв должен быть полный, как на территории Югославии, так и во всех странах Мира». 509 Однако слова епископа Сергия не встретили поддержки со стороны сербских архипастырей. Расколом Русскую Зарубежную Церковь они не считали. К тому же принятый в Московской Патриархии термин «карловацкий раскол» для сербов был оскорбителен, так как перекликался с титулом Сербского Патриарха, который является митрополитом Белградо-Карловацким. 510 Неудивительно, что епископ Сергий встретил отпор. Митрополит Иосиф возразил ему, что Синод не имеет полномочий для обсуждения этого вопроса, который может быть решен только после возвращения Патриарха Гавриила и созыва Собора. Кроме того, митрополит Иосиф заявил, что епископ Сергий должен представить свои соображения в письменной форме. Против требований епископа Сергия выступил и епископ Емилиан (Пиперкович), который сказал, что между Сербской Церковью и Русским Зарубежным Синодом установились тесные связи, а потому разрыв будет крайне тяжел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В январе 1947 г. из Китая на родину вернулся епископ Ювеналий (Килин) и стал епископом Челябинским. «Московская Патриархия обладает небольшим кругом архиереев с долголетним стажем службы. Это по большей части люди, побывавшие в заключении за фанатическую пропаганду религии, люди внешне подчеркнуто лояльные, но внутренне старых монархических тенденций, вздыхающие по «добром, старом времени», но сознающие его невозвратность (митрополит Григорий, сам Патриарх и ряд др.). К этим основным кадрам присоединяются три других категории архиереев: бывшие обновленцы, возвращенцы и новоставленые. Бывшие обновленцы Патриархией держатся на подозрении. В них видят часто агентов МГБ, людей неустойчивых и в Церкви ищущих своих собственных целей и выгод (епископ Сергий (Ларин) и др.). Возвращенцев из бывших эмигрантов очень ценят, но боятся их выдвигать на видные места (митрополит Вениамин, б. Американский; епископ Иоанн, б. Карлсбадский, Ювеналий Хайларский и др.). Эти архиереи в основном старики-идеалисты с оттенком фанатизма. Остатки старой гвардии синодской Церкви старой России. Новоставленые архиереи в настоящее время составляют основную массу епископов. Их выбирают из вдовых протоиереев, монахов и архимандритов. Здесь производится строгий выбор, и в подавляющем большинстве они изрядные фанатики. Правда, с точки зрения образованности это все люди невысокого полета. Но для укрепления костяка Церкви, подбора нового, фанатически преданного Церкви духовенства эти архиереи делают очень много. По сравнению с 1941 г. в этой области позиции Церкви стали много сильнее. В общем, среда архиереев неоднородна. Здесь есть и фанатически преданные своим идеям мечтатели, и идеалисты высокого полета: архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) – неокантианец, мечтающий о соединении религии и науки. Архиепископ Гурий Ташкентский – аскет, насадитель старчества и иночества, борец за нравственное перерождение духовенства и за расширение влияния Церкви. Варфоломей Новосибирский – борец за укрепление кадров духовенства. Архиепископ Ювеналий Челябинский – того же сорта и ряд др. Есть, наоборот, и архиереи – тщеславные гордецы: епископ Сергий (Ларин) – владелец целых вагонов имущества, напыщенный до тошноты, и ему подобные. Но больше всего архиереев-середнячков, которые живут в общем тихо и незаметно, но именно они, пожалуй, оказывают наибольшее влияние на укрепление церковничества (Сергий Смоленский, Михаил Великолукский, Иоанн Молотовский и т. п.). Огромная организующая, укрепляющая роль архиереев в Церкви чрезвычайно ясно осознается Патриархией, которая идет на любые жертвы, только бы увеличить ряды епископов, только бы сохранить их и укрепить» 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Серафим (Лукьянов), митр. Западноевропейский русских церквей, экзарх Западной Европы 1149, 1150, 2317 Серафим (Родионов), архиеп. Цюрихский, вик. экзарха в Западной Европе 1848 Серафим (Роуз) , иером. 627 Серафим Саровский , прп. 1292– 1295, 1504, 2364, 2570, 2992 Серафим (Чичагов) , митр. Ленинградский и Гдовский, сщмч. 1247 Серафим (Якубович), иером. 1024 Серафима (Черная-Чичагова В. В.), игум. 1129 Сергеев А. Я. 6–8, 2163, 3022 Сергеев В. Н. 2494 Сергеев М. 1946 Сергеева Н. Н. 1601 Сергеенко А., прот. 882, 1849, 2768 Сергеенко М. Е. (в тайном постриге – мон. Мария) 276, 520 Сергий (Голубцов), архиеп. Новгородский и Старорусский 1490, 1277 Сергий (Королев) , архиеп. Казанский и Чистопольский 997 Сергий (Кузьмин), иером. 795 Сергий (Ларин), архиеп. Ярославский и Ростовский 873 Сергий Мечев , иерей, сщмч. 1029 Сергий Радонежский, игум., прп. 1247, 1296–1300, 2487 Сергий (Соколов) , еп. Новосибирский и Бердский 998, 1066 Сергий (Страгородский) , патр. Московский и всея Руси 835, 840, 847, 999–1003, 1024, 1141–1143, 1415, 2404, 2411 Сергий (Тихомиров) , митр. Токийский 778,1142 Сергий (Фомин), митр. Воронежский и Борисоглебский 1098, 1653, 2081 Сергий (Шевич), архим. 1193 Сергий (Шеин), архим., прмч. 1247 Серебренников В. Н., прот. 1014 Серебрякова О. Э. 2463 Серебрякова Э. 42, 1774 Сержантов П. Б. 1416, 2094 Сериков Н. 163 Сетцис А. А. 1026 Сидоренко Г. В. 2508, 2526 Сидоров А. И. 128, 282–284, 286, 326–328, 358, 336, 387, 401, 426, 427, 445, 447, 483, 503, 518, 519, 2144 Сидорова С. В. 160, 2113 Сикс Ж.-Ф. 1882 Силовьев В., прот. 2438 Силонова М. 989 Силуан Афонский , схимон., прп . 345, 456–469, 1248 Силуан (Стрижков), архим. 1463, 2110, 2114 Силуянова И. В. 1714, 1715 Сильвестр, папа Римский, свт. 561 Симеон (Гаврильчик), иером. 1425 Симеон (Гагатик), иером. 1435 Симеон Метафраст , (прп.) 346 Симеон Новый Богослов (Syméon le Nouveau Théologien, Symeon the New Theologian), игум., прп. 337, 347–352, 470–478, 479, 480, 1396, 2118, 2144 Симеон Полоцкий , еп. Тверской, свт. 3130

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 гг. и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 г. об однобрачности епископов и как введшего в своё время Собор 1923 г. в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с жёнами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у неё нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Всё сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причём это был старый архиерей ещё дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта... Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевёл епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 г., когда воссоединение обновленцев всё-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приёма епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа и стал православным архиереем, занимал поочерёдно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 г. в сане архиепископа Ярославского и Ростовского) " 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 годов и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана Митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 года об однобрачности епископов и как введшего в свое время Собор 1923 года в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с женами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено Митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у нее нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Все сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причем это был старый архиерей еще дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта… Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевел епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 года, когда воссоединение обновленцев все-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приема епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа — и стал православным архиереем, занимая поочередно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 года в сане архиепископа Ярославского и Ростовского.)

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

[xii] Шубитыдзе И.Полесские были. Минск, 1969. [xiii] Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Бело­руссии. Минск, 1964; Суглобов Г. А.Союз креста и меча. М., 1969. [xiv] Гордиенко Н. С.Современное русское православие. С. 65-69. [xv] Гордиенко Н. С, Комаров П. М., Курочкин П. К.Политиканы от религии. Правда о " русской зарубежной церкви " . М., 1975; Гордиенко Н. С, Кома­ров П. М.Обреченные. О русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988. [xvi] Сергий (Ларин), епископ.Православие и гитлеризм. Одесса, 1946-1947. Ру­копись; Павлов С.Церковная жизнь Ленинграда во время блокады 1941-1944 гг. Л., 1983. Рукопись. [xvii] Великую победу предопределила победа духовная//Вятский епархиальный вестник. 1992. 5. С. 3-4; Цыпин Владислав, протоиерей.Патрио­тическое служение Русской Православной церкви в Великую Отечественную вой­ну//Новая и новейшая история. 1995. 2. С. 41-47. [xviii] Раина П. К.За Веру и Отечество: очерки. Л., 1990. [xix] Сергий (Ларин), епископ. Указ. соч. [xx] Священники на фронте//Наука и религия. 1995. 5. С. 4-6; Партизанский акафист//Наука и религия. 1995. 5. С. 6-8. [xxi] Боголепов А. А.Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958. С. 23; Константи­нов Димитрий, протоиерей.Гонимая Церковь (Русская Православная Церковь в СССР). Нью-Йорк, 1967. С. 35-36; Степанов (Русак) В.Указ. соч. Т. 1. С. 182-183. [xxii] Васильева О. Ю.Государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1990. [xxiii] Якунин В. Н. За Веру и Отечество. Самара, 1995; Его же. " Велик Бог земли Русской "http://Военно-исторический журнал. 1995. 1. С. 37-41;Его же. Патриотическая деятельность Русской Право­славной Церкви и изменение государственно-церковных отно­шений в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. Самара, 1998; Его же. Положение и деятельность Русской Православ­ной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; Его же. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов//Вестник военного и морс кого духовенства. Спецвыпуск. 60-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается. 2005. С.79-110.

http://religare.ru/2_93917.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010