С 26 дек. 1946 до весны 1947 г. епископом Кировоградским и Чигиринским был Михаил (Рубинский), в 1945-1946 гг. возглавлявший Херсонско-Николаевскую епархию, до этого он служил обновленческим протоиереем в Харькове. Еп. Михаил жил в Николаеве, в Кировограде почти не бывал. Он был удален с кафедры из-за того, что состоял в браке, о чем он умолчал при монашеском постриге и епископской хиротонии. Расследование обстоятельств его дела проводил Херсонско-Одесский еп. Сергий (Ларин) , ранее возглавлявший Кировоградское вик-ство и 25 марта 1947 г. принявший на себя управление приходами Кировоградской и Николаевской областей. В ходе следствия также выяснилось, что еп. Михаил взимал деньги за посвящение в диаконы и священники, обнаружилось нецелевое использование пожертвований верующих в Кировоградской обл. Еп. Сергий отмечал «разложение дисциплины и порядка в Кировоградской и Николаевской областях среди духовенства». 7 мая 1947 г. патриарху Алексию I был представлен доклад Киевского и Галицкого митр. Иоанна (Соколова) и еп. Сергия (Ларина) о результатах расследования по делу еп. Михаила (Рубинского). 12 мая 1947 г. постановлением Свящ. Синода и патриарха еп. Михаил был снят с кафедры, к-рая стала викарной (ГАРФ. Ф. Р-699. Оп. 7. Д. 80. Л. 5-22). Временно управляя Кировоградской епархией, еп. Сергий (Ларин) ввел должности «областных секретарей епархии», при которых были сформированы «областные духовные конторы». Секретарем по Кировоградской обл. стал архим. Назарий (Осипов), вскоре его сменил свящ. Сергий Подольский (буд. еп. Евстратий), секретарем по Николаевской обл. был назначен свящ. Павел Рачинский. Еп. Сергий принял меры по искоренению в епархии расколов. В 1947 г. он запретил в служении священника-иосифлянина Платонова из с. Покровка Веселиновского р-на Николаевской обл., самосвятского свящ.-автокефалиста Дроненко из с. Явкина Баштанского р-на, свящ. Иванков из Нов. Одессы был лишен сана как упорствующий обновленец. Еп. Сергий уволил настоятеля кафедрального собора в честь Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве и благочинного Николаевского округа прот. Константина Наталевича.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

Выступление митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора , ректора Смоленской духовной семинарии, кандидата богословия, кандидата юридических наук, называлось «Архиерей с крупными коммунистическими связями. Архиепископ Сергий (Ларин) в годы " хрущевских " гонений 1958-1964 гг.». В своем докладе владыка Исидор рассказывает о таком неоднозначном иерархе, как архиепископ Сергий (Ларин), акцентируя внимание на том, как нравственная нечистоплотность и лояльность властям помогли ему сделать головокружительную служебную карьеру. Во время хрущевской антирелигиозной кампании архиепископ Сергий смог стать экзархом Средней Европы, членом Священного Синода, управляющим сначала Пермской , затем Ярославской епархиями. Профессор А.К. Светозарский, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории МДА, выступил дистанционно с докладом на тему «Архиереи — участники Поместного Собора 1945 года. Коллективный портрет». Профессор Светозарский раскрыл духовно-нравственный облик, факты биографии и служения архиереев, участвовавших в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который проходил в Москве с 31 января по 2 февраля 1945 года. На Соборе митрополит Алексий (Симанский) был избран новым Патриархом Московским и всея Руси. Епископ Истринский Серафим , доктор теологии, кандидат исторических наук, доцент, председатель Синодального отдела по делам молодежи , представил доклад на тему «Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) и Московская духовная академия: формирование монашеского и епископского образа». Владыка Серафим уделил внимание связи архиепископа Серафима (Остроумова) с академией, где он учился и впоследствии преподавал. Представленное исследование показывает, какое серьезное воздействие на священномученика, которому удалось избрать срединный путь учености, простоты и практического пастырства, оказали годы учебы. В завершение пленарного заседания с докладом «Эвакуация мощей прп. Сергия Радонежского и ризницы Троице-Сергиевой лавры на Урал в годы Великой Отечественной войны» выступил протоиерей Алексий Марченко, доктор церковной истории, профессор, начальник отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД). Отец Алексий познакомил слушателей с непростой страницей истории Свято-Троицкой Сергиевой лавры в годы Великой Отечественной войны, связанной с эвакуацией ценностей. В 1941 году из Лавры вывезли ковчег с мощами преподобного Сергия Радонежского, а также 1300 редчайших экспонатов. В 1944 году приказом о реэвакуации коллекцию вернули на историческое место.

http://patriarchia.ru/db/text/5967550.ht...

23 янв.- 10 февр. 1945 г. в числе югославской делегации был в СССР, участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1945 г. , избравшем Патриарха Московского и всея Руси. 6 февр. И. Сокаль встретился с председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым , обсудив с ним вопрос о настроении рус. беженцев. 7 февр. на совместной встрече у Карпова в присутствии Патриарха Алексия I также поднимались вопросы о положении рус. Церкви в Югославии и о возможности организации рус. подворья в Белграде. Весной 1945 г. Патриарх Алексий I направил делегацию к замещавшему арестованного нем. властями Сербского Патриарха Гавриила V (Дожича) Скопленскому митр. Иосифу (Цвийовичу) для обсуждения вопроса о переходе в подчинение РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии и рус. приходов, находящихся в ведении И. Сокаля (Там же. Л. 35). Возглавил делегацию управляющий Одесской епархией Кировоградский еп. Сергий (Ларин ; впосл. архиепископ). 8 апр. 1945 г. делегация прибыла в Белград. В ходе встречи 13 апр. 1945 г. Архиерейским Синодом СПЦ было принято решение о предоставлении И. Сокалю и рус. священнослужителям, находившимся в его подчинении на территории Югославии, канонического отпуска. 19 апр. еп. Сергий, согласно данным ему Московским Патриархом Алексием I полномочиям, принял их вместе с приходами в каноническое и евхаристическое общение, включив в состав основанного Белградского подворья Московского Патриархата. 19 апр. 1945 г. И. Сокаль был утвержден настоятелем рус. Троицкой ц. Белграда и временно исполняющим обязанности благочинного рус. приходов в Югославии. Тем же указом от 19 апр. ему было предоставлено право принимать в общение с Московской Патриархией клириков и монашествующих из Карловацкого раскола через принесение покаяния. По вопросам о св. мире, об антиминсах, об утверждении постановлений по бракоразводным процессам, а также по всем делам, требующим епископской санкции, назначено обращаться в Синод СПЦ (Там же. Л. 80). В 1946 г. принял советское гражданство. В период фактического разрыва отношений между Москвой и Белградом как советский подданный мог быть арестован.

http://pravenc.ru/text/468755.html

10 февр. 1949 г. В. вновь был арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 г. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апр. 1949 г. В. был выслан на поселение в район г. Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ с. Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку В. переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-рус. словарь (не опубл.). Неоднократно он писал прошения на имя Патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении. После получения разрешения на переезд до сент. 1954 г. служил священником в Успенской ц. в Джамбуле. 4 сент. 1954 г. срок ссылки В. был сокращен. С окт. 1954 по янв. 1955 г. он нес послушание настоятеля ц. прор. Илии в г. Серпухове Московской обл. 1 февр. 1955 г. В. определено быть епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, к-рую возглавили Патриарх Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III , состоялась 4 февр. в Богоявления Господня соборе Москвы . Управляя Саратовской епархией, В. часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. 12 мая 1955 г. В. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Скончался В. в день памяти прор. Илии, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский и Чистопольский архиеп. Иов (Кресович) и Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин) . Погребен на городском кладбище Саратова. Для богословского наследия В. характерны фундаментальный анализ догматических положений, академизм, являющийся следствием свободного владения богословской лит-рой, хороший лит. язык. В сочинениях В. отразился трагический опыт, пережитый Церковью в послереволюционную эпоху. Особенностью его трудов является изложение учения правосл. Церкви сквозь призму личного духовного опыта, иногда - эмоционального восприятия, что сближает его наследие с богословием рус. эмиграции. Для писем В. характерны тонкое понимание внутренней жизни, глубокий анализ душевных состояний, здравый смысл, большой пастырский опыт.

http://pravenc.ru/text/150299.html

13(26)02.1920 Димитрий Беликов 24.08(06.09)1923) 18.06(01.07)1924 Виссарион Зорнин (Зорин) 10.1924 12.1924 12.1924 03.1925 Иоанникий Соколовский 03.1925 20.10(02.11)1928 10(23)01.1929 10(23)10.1930 Сщмч. Аркадий Ершов 11.1930 01(14)07.1931 11(24)08.1931 12(25)04..1935 27.08(09.09)1935 16(29)11.1936 Антоний Миловидов 10(23)02.1937 08.1937 22.06(05.07)1937 18.07(01.08)1937 10.1946 10.1946 29.08(11.09)1948 9.1948 05(18)11.1948 05(18)11.1948 08(21)02.1949 Палладий Шерстенников арх 08(21)02.1949 18(31)07.1952 18(31)07.1952 Никандр Вольянников 26.05(08.06)1955 19.08(01.09)1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 08(21)02.1958 в/у Венедикт Пляскин, паки 08(21)02.1958 02(15)07.1959 Мстислав Волонсевич 02(15)07.1959 21.03(03.04)1961 Сергий II Ларин 21.03(03.04)1961 31.05(13.06)1962 31.05(13.06)1962 16(29)05.1963 16(29)05.1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 03(16)12.1969 Николай Кутепов 03(16)12.1969 20.01(02.02)1972 20.01(02.02)1972 10(23)10.1974 13(26)12.1974 16(29)07.1986 16(29)07.1986 Омская, григ. Основана в 1925 г. 1928 (?) Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Именовалась: Омская и Тарская. Викарные кафедры: Курганская(?), Спавгородская, Тюменская(?). (1922 21.11(04.12)1922 17(30)03.1927 15(28)12.1927 Александр Филиппов 1929(?) 10(25)03.1931 09(22)04.1931 Орджоникидзевская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в г. Владикавказ, с 1931 г. – Орджоникидзе). Упразднена после 1931 г. Именовалась: Владикавказская; с 1931 г. – Орджоникидзевская. 17.02(01.03)1924 07(20)10.1925 02(15)10.1925 15(28)06.1930 Петр Рождественский 27.11(10.12)1930 Оренбургская Основана 16.10.1799 (выделена из Казанской и частично Вятской епархий; местопребывание – в г. Уфа). 21 .03.1859 разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделенную от нее Уфимскую (см.). Местопребывание перенесено в г. Оренбург. Именовалась: Оренбургская и Уфимская; с 1859 г. – Оренбургская; с 26.11.1903 – Оренбургская и Уральская; с 07.11.1908 – Оренбургская и Тургайская (с отделением Уральской области к Самарской епархии);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

860. Письма сщмч. прот. Иоанна (Восторгова) к Святителю Тихону/Публ.: прот. В. Воробьев, О. В. Косик//БСб. 2000. 6. С. 268–288. В письмах (дек. 1917 – март 1918) отражены факты наступления на Церковь антиправославных сил. См. также 1247, 1333, 1334, 2875. Процессы 1922 г. 861. Голубцов С. , протодиак. Первый московский процесс 1922 г. по делу «церковников»//БСб. 1999. 2. С. 75–106. 862. Дейли Дж. Штурм последней крепости: большевистская атака на Церковь в 1922 г.//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 73–92. 863. Кривова Н. А. Сопротивление против изъятия церковных ценностей в 1922 году//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 365–372. 864. Нечаев А. Б. О некоторых малоизвестных судебных процессах первой половины 1922 г.//ХЧ. 1998. 16. С. 107–132. Обзор публикаций по судебным процессам 1922 г., связанным с изъятием церк. ценностей, и сведения о процессах в Ярославле, Суздале, Вятке, Туле, Вологде, Рязани и др. 865. Покровский Н. Н. Документы Политбюро и Лубянки о борьбе с Церковью в 1922–1923 гг.//УЗ РПУ. 1995. 1. С. 125–174. Обновленческое движение 866. Журавский А. В. Обновленческий приход в 20-е годы ХХ в.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 370–373. 867. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Расколы//ХЧ. 1991. 6. С. 8–49. 868. К ранней истории обновленчества: Список членов братства «Ревнители церковного обновления», состоящих в священном сане (окт. 1906 г.)/Публ.: диак. Г. Ореханов//БСб. 1999. 3. С. 222–224. 869. Кравецкий А. Г. К предыстории обновленческой смуты: (Записка прот. В. Д. Красницкого «О направлении политики советской власти в отношении Православной Церкви»)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 51–72. 870. Кравецкий А. Г. Когда же началась обновленческая смута//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 344–347. 871. Плетнева А. А. Социологический аспект церковной дискуссии первой четверти XXв.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 339–343. Приходская реформа и обновленческое движение. 872. Поспеловский Д. В. Церковное обновление, обновленчество и патриарх Тихон//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 59–298. 873. Сергий (Ларин), архиеп. Ярославский и Ростовский. Обновленческий раскол//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 34–56; 46/47. С. 120–153; 48. С. 252–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-“- 1965, 6, стр. 2. -“- 1965, 7, стр. 1. ФАОС дело 181. ФПС I, 313, стр.14. Кат-АМ 309. Кат-ЯВ 247, стр.125. «Журнал Засед. Св. Син». 18 от 30.X.1947 г. I от 24.II.1948 г. II от 19.X.1949 г. 6 от 17.III.1950 г. 23 от 27.XII.1950 г. I от 1.IV.1952 г. 5 от 31.XII.1952 г. 3 от 9.II.1954 г. 16 от II.XI.1954 г. 3 от I.II.1955 г. 18 от 17.XII.1955 г. 13 от 31.VII.1958 г., стр.5–6. «Русск. Правосл. Церковь », стр.178–179. 1961 leitete er eine Delegation zur Kioter Internationalen jYiedenskonferenz sowie zur 7. Antiatomaren Konferenz in Tokio. Vom 18.11. bis 6.12.1961 nahm er an der 3. Vollversammlung ¿ eS Weltrates der Kirchen in Neu-Delhi teil. Als Mitglied des Präsidiums der Konferenz Europäischer Kirchen wohnte er den Sitzungen in Nyborg (1962), Liebfrauenberg (Elsaß 1963) bei. Im April 1963 war er in der SSR zu einem Treffen mit der dortigen Theologischen Fakultät. Er schrieb eine Doktorarbeit über den Kampf um den Frieden aus eschatologischer Sicht. Er starb plötzlich infolge eines Herzinfarktes am 12.9.1967 (MP 1967,12,22–25). Nach N.A. Teodorovi, Soobšenija Instituta po izueniju SSSR, 1968,18,71, soll er Untersuchungsbeamter (sledovatel‘) des NKVD in den 20er Jahren gewesen sein, was wohl unwahrscheinlich ist, da er damals zu jung war. 1935 soll er auf Grund einer dummen Denunziation einer eifersüchtigen Frau fünf Jahre in einem Straflager bei Dmitrov gewesen sein. 1939 wurde er befreit und diente dann in Moskau (nicht ohne Hilfe einiger Freunde aus dem NKVD) als Leiter der Personalabteilung beim Erneuerer-Ersthierarchen. Als der Führer der Erneuerer, A.I. Vvedenskij, sich zum Patriarchen erklären wollte, verweigerte er ihm seine Zustimmung (A.E. Levitin- Krasnov, Die Glut deiner Hände, 197–201). Nach Levitin-Krasnov hätte Sergij das Oberhaupt der Erneuerer werden können. Er war leidenschaftlich, temperamentvoll, ehrgeizig, der einzige der Erneuerer-Hierarchen, der sich A.I. Vvedenskij entgegenstellen konnte und eine eigene Meinung hatte. Er war nach ihm der Begabteste unter den Erneuererbischöfen: ein guter Redner, nicht ohne literarische Fähigkeiten, wißbegierig, mit scharfem Verstand. Er hätte zu einer hervorragenden Figur in der Geschichte der russischen Kirche werden können. Leider hat ihn die Wahllosigkeit der Mittel und die Verbindung zu manchen ominösen Machtorganen in den Augen der Geistlichkeit und der Laien kompromittiert, obwohl er ohne Zweifel ein aufrichtiger Gläubiger war (A.Levitin – V. Šavrov, Oerki po istorii, III, 382).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отец Николай был строгим, особенно в алтаре. Никаких хождений по горнему месту не терпел! Митрополит Леонид (Поляков) рассказывал такую историю. Однажды архиепископ Сергий (Ларин) был в Патриархии, и его отчитывал отец Николай Колчицкий. В один момент владыка ударил кулаком по столу и сказал: «Протопресвитер Николай Колчицкий, встаньте! Вы разговариваете с архиепископом Русской Православной Церкви. Что вы себе позволяете? Почему вы разговариваете с архиереем в таком грубом тоне?» Отец Николай моментально встал и сразу попросил прощения, сказав: «Простите, владыка. Я не имел права разговаривать с вами в таком тоне. Но по существу я прав, а по форме нет». А через некоторое время владыка получил из Патриархии пакет, в котором было ему письмо об отправке за штат. После этого случая ни один архиерей не смел перечить отцу Николаю Колчицкому. «Он прекрасно разбирался в людях» Перед тем, как назначить священника на тот или иной приход, отец Николай сначала приглашал его послужить в соборе. Присматривался к человеку. Затем назначал на тот приход, куда этот человек лучше всего подходил. И делал это совершенно безошибочно. Прекрасно разбирался в людях. Один священник, многие годы служивший в кладбищенских храмах, говорил, что отец Николай прозорлив. Он рассказывал, что, когда обратился к отцу Николаю за назначением, тот ему сказал: «Твое место на кладбище». И слова оказались пророческие: по своему укладу этот батюшка более всего подходил для кладбищенского служения. Протопресвитер Николай Колчицкий; иподиакон Платон (Лобанков); Святейший Патриарх Антиохийский Феодосий VI. 1959 г.    «Благословите, Ваше Преосвященство!» Митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов) рассказывал, что попал в число еще первых сидельцев. Отсидел пять лет и в Рождественский Сочельник 1941 года пришел в храм святителя Николая в Хамовниках. Увидел, что на праздничной воскресной службе стоит человек 15–20. Подумал, отчего такое запустение. Пришел в грустное, удрученное, унылое состояние. На следующий день, в праздник Рождества Христова, пошел в Елоховскую церковь.

http://pravoslavie.ru/106661.html

Разорённые войной люди просили около Казанской церкви милостыню. Стены храма стали белыми от объявлений: «Ищу маму!», «Помогите найти родных», «Ищу брата». И случаи чудесного обретения родственников были не так уж редкими. Настоятелем сразу после войны пребывал священник А.А. Князевский. В 1945—1946 годах он вместе с верующими совершал паломничество в с. Городище к источнику святой Параскевы на 9-ую пятницу после Пасхи и служил там молебен, на котором присутствовало до 700 человек. В 1947 году архиепископ Филипп ставит на пост настоятеля собора отца Григория Лапина, но уполномоченный не разрешает его регистрацию (на следующий год священника даже выселяют из Сталинграда). 31 октября 1947 года настоятелем становится отец Павел Нечаев (дальний родственник о. Иоанна Кронштадского). Последним власти тоже были очень недовольны, так как он благословлял на праздник Пасхи раздавать в храме куличи и яйца. Служил в то время в Казанской церкви и протодьякон Алексей Могилин, в 1947 году он получил 5 лет лагерей за пребывание на оккупированной территории. Регентовал в храме Максимилиан Фомич Моисеенко, побывавший в сибирской ссылке и вскоре после возвращения скончавшийся. Алтарницей собора пребывала матушка Ксения. После войны власти обкладывают причт непосильными налогами, а нарсуд обязывает их платить. Службы шли и в наполовину готовом храме. Он освящается архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким) 20 мая 1948 года. Если до Великой Отечественной войны церковь имела один престол, то теперь к ней пристроен придел во имя Николая Чудотворца. Внутренние стены были расписаны в 1954 году, через два года сделаны хоры. В ноябре 1954 года епископ Сергий (Ларин) освящает вновь пристроенный придел во имя Николая Чудотворца. К приезду Святейшего Патриарха Алексия I в июне 1949 года уже была почти восстановлена трапезная. Появляются в ней и новые иконы — святителя Николая, священномученика дьякона Стефана, Спасителя, Богородицы, архистратига Михаила и преподобного Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

Спиридон вместе с братом Веней трудился в шахте. Весной 1945 года в их семью после расстрела отца и гибели брата Михаила в боях за курский город Тим пришла новая страшная беда — трагически погиб в шахте 16-летний Вениамин, а в бою за освобождение Берлина отдал свою жизнь средний брат Андрей. Спиридона Тарасова по благословению отца Порфирия епископ Сергий (Ларин) решил направить на учебу в Саратовскую духовную семинарию. Предложение для Спиридона было неожиданным: в роду Тарасовых священников не было. После учебы он вернулся в родной город Шахты и 2 августа 1953 года был рукоположен митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) во диакона, а через два дня во пресвитера. Молодого пастыря направили служить в Михайло-Архангельский молитвенный дом города Шахты. В хрущевские времена отец Спиридон был снят с регистрации на этом приходе, то есть уволен, но он не допустил закрытия храма. Угрозы, оскорбления, попытки расправиться физически, раздавить морально — всё это пережил в те времена отец Спиридон. Но не за себя, а за свою паству, за оставшихся, как овцы без пастыря, верующих людей переживал он. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла больше жить со своим супругом-священником и ушла из семьи. Отец Спиридон понимал, что далеко не каждый способен нести мученический крест, для этого нужна крепкая вера. Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по двенадцать часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», — рассказывал он. Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна, живущая в Воронеже, вспоминает: «Папа один воспитывая нас с братом Михаилом, всё делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством — утки, куры, поросенок всегда у нас были. Знаете, не всякая хозяйка может испечь такие вкусные пироги с маком и курагой, хворост, как папа. У него блины получались тонкие, как батистовый платочек, а домашние колбасы и окорок — просто объедение... Бабушка Ульяна, его мама, была смертельно больна, отец заботливо ухаживал за ней. Бабушка очень любила цветы, выращивала георгины, вербены, вербочки, летуньи, гладиолусы, олеандры, ирисы, петушки... Любила ходить в храм непременно с букетом цветов. Она умирала в феврале и очень горевала, что смерть к ней пришла зимой, когда нет её любимых цветов. Папа купил тогда в оранжерее много разных цветов, чтобы выстлать ими промерзшую зимнюю дорогу, провожая свою маму в последний путь».

http://e-vestnik.ru/obituaries/shimitrop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010