Указом Московской Патриархии епископу Александру и другим архипастырям было разъяснено, что «академические значки, как присвоенные лицам, окончившим курс Духовных Академий: Московской, Петербургской, Киевской и Казанской, - могут употребляться только теми священниками, которые окончили курс Духовных Академий до 1918 года включительно, после которого академии, как таковые, уже не функционировали, и что лица, окончившие Богословские курсы, Богословский институт и Богословские академии после 1918 г., право на ношение академического значка не имеют» . В феврале 1944 г. иеромонах Сергий был временно направлен епископом Александром на приход г. Лысьвы, где из-за его поведения возникли серьезные нестроения. В Иоанно-Богословском кладбищенском храме г. Лысьвы служил настоятелем протоиерей Владимир Лычников – воспитанник Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря, отбывший срок в сталинских лагерях. Пожилой священник по собственной инициативе и желанию народа совершал продолжительные уставные службы, которыми стал тяготиться приезжий иеромонах. За спиной у старца-настоятеля иеромонах Сергий (Ларин) сумел сагитировать псаломщика, ранее никогда не возражавшего против длинных уставных служб. После разговора с Лариным тот стал требовать от настоятеля сокращения богослужения. По замечанию епископа Александра, «так было брошено злое семя там, где царили мир и любовь» . Окончательно рассорившись с епископом Александром, в конце декабря 1944 г. иеромонах Сергий уехал в Москву . Об этом одиозном церковном деятеле в своих письмах к епископу Молотовскому Александру не раз упоминал патриарх Сергий (Страгородский). Приведем некоторые строки этой переписки.  «Иеромонах Сергий (Ларин) пока еще в Москве. Между прочим, он высказывал удивление, что вы попеняли ему […], что он воссоединен из обновленцев. Но ведь ложь – конь во спасение […], например Павел апостол даже хвалился тем, что Бог обратил его из гонителя. Все зависит от искренности обращения» . В ответном послании к патриарху Сергию епископ Молотовский Александр писал: «Вторая часть письма Вашего Святейшества вызвала во мне негодование против отца Сергия (Ларина), в корне исказившего наш с ним разговор и не постеснявшегося бросить камушек в мой огород. Я никогда не держался и не держусь народной пословицы (искажение текста псалма) «Ложь – конь во спасение». Я отлично понимаю, что ложь всегда отвратительна. А потому не может служить оружием в руках пастыря. Вы, Ваше Святейшество, пишете, что Ларин, между прочим (значит и другие камушки хитро бросил в мой огород), высказал удивление, что я попенял ему […], что он воссоединен из обновленчества. Меня не поражает, что свое удивление отец Сергий выразил не мне, так как к тому не могло быть повода. Он высказал его за тысячу километров от меня, в Патриархии, предполагая, что его наговоры не дойдут до меня […]. Он поставил меня в очень неловкое положение, и за это я ему попенял […].

http://bogoslov.ru/article/1418608

Едва ли не главным героем переписки епископа Александра с патриархом Сергием стал бывший обновленческий иерарх — «епископ» Сергий (Ларин). После принесения покаяния в декабре 1943 г. он был принят в общение с Русской Православной Церковью в сане монаха и рукоположен сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха . В январе 1944 г. «ради послушания» иеромонах Сергий был направлен в командировку в Молотовскую епархию для оказания помощи в организации епархиальных пастырско-богословских курсов . Епископ Александр (Толстопятов), много пострадавший от козней обновленцев в 1930-е гг., крайне неприязненно относился к бывшим обновленческим «архиереям» и считал едва ли не духовной диверсией принятие их в Русскую Православную Церковь. Естественно, что отношения епископа Александра с иеромонахом Сергием (Лариным), которого сам епископ в Молотов не приглашал, сразу же не сложились. Преосвященный опасался, что участие столь известного бывшего обновленца иеромонаха Сергия (Ларина) в организации в Перми пастырских курсов может вызвать недоумение духовенства и потенциальных абитуриентов — верующих молодых людей. Чтобы не допустить дискредитации открываемых курсов, епископ Александр дал указание иеромонаху Сергию «не распространяться относительно своего обновленческого прошлого». Однако, вопреки благословению, иеромонах Сергий в общении с духовенством и мирянами г. Молотова не стал скрывать, что он «воссоединен из обновленцев». В частности, он охотно рассказал о своих «обновленческих заслугах» алтарной монахине Свято-Троицкого кафедрального собора, за что получил от епископа нарекание. Поведение иеромонаха Сергия (Ларина) свидетельствовало о его архиерейских амбициях и недовольстве скромным саном иеромонаха. На первой же архиерейской службе иеромонах Сергий демонстративно встал у святого престола справа от епископа, оттеснив схиигумена Кукшу (Величко) . Епископ Александр был возмущен поступком иеромонаха Сергия, так как лично пригласил отбывавшего ссылку в Молотовской епархии о. Кукшу на архиерейскую службу. При всем сослужащем духовенстве преосвященный был вынужден сделать иеромонаху Сергию внушение и велел встать на подобающее сану иеромонаха место .

http://bogoslov.ru/article/6192158

2706 Архиепископ с 25.12.1833. До 1833 г. еп. Гавриилу (Городкову) были подчинены все Православные храмы Витебщины, пребывавшей в унии. С 1833 г. возобновлена древняя Полоцко-Витебская епархия (с 1840 г. – местопребывание в г. Витебске). 2721 Архиепископ. Возвращен на кафедру после назначения на Сталинградскую кафедру. Вторая дата – дата ареста. В апреле 1933 года был назначен на Краснодарскую кафедру, но это определение не было реализовано. 27.05(09.06)1933 приговорен к 5 годам концлагеря. Срок отбывал в Мариинских лагерях (Кемеровская обл.?), затем в Хабаровском крае. До осени 1937 г. письма от него получали родственники, последняя встреча с ним (случайная, игумена Никона (Воробьева)) датируется 06(19)01.1937. Расстрелян в 1937 г. (?) 2722 Назначение не было реализовано. На епархии не был. При назначении не было известно о его аресте в г. Краснодар. 2723 Архиепископ с даты назначения на кафедру. Вторая дата – дата ареста. Был в заключении в Могилеве, затем в Минске. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Расстрелян в концлагере близ Кемерово 21.10(03.11)1937. 2724 По иным данным, был назначен на Могилевскую кафедру 02.1936 и на епархии не был. Вторая дата – дата ареста. Расстрелян в г. Курск в день приговора 21.11(04.12).1937. 2726 В 1942 г. – архиепископ. Архиерей Белорусской временной церковной автономии во главе с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским), иерархи которой признавали в условиях оккупации юрисдикцию Московской Патриархии. Затем – в эмиграции, в юрисдикции РПЦЗ. Скончался на покое в Гамбурге 11(24)09.1986. 2729 Первым могилевским обновленческим архиереем указывается архиепископ Константин (Булычев) – «уклонился в раскол V 1922». Это неверно, ибо в мае обновленчество еще не было оформлено административно. Сергий (Иванцов) совратился в обновленческий раскол из иеромонахов Могилевского Братского монастыря. В действительности именовался Софронием, но, как сообщал архиепископ Сергий (Ларин), «...обновленческое начальство во время разгула монахофобской реакции запретило носить ему монашеское имя...» и он именовался поэтому мирским именем Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре между преосвященным Александром и иеромонахом Сергием (Лариным) возник новый инцидент. В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Молотова и Молотовском епархиальном управлении бывший обновленческий «иерарх» появлялся в рясе с кандидатским академическим значком. Известно, что многие воссоединенные обновленцы, окончившие обновленческие учебные заведения, носили знаки дореволюционных духовных школ, в том числе академические значки, чем вызывали недоумение и протест духовенства со старым академическим образованием. Управляющим делами Московской Патриархией протопресвитером Николаем Колчицким епископу Александру и другим архиереям было дано разъяснение, что «академические значки, как присвоенные лицам, окончившим курс Духовных Академий: Московской, Петербургской, Киевской и Казанской, — могут употребляться только теми священниками, которые окончили курс духовных академий до 1918 года включительно, после которого академии, как таковые, уже не функционировали, и что лица, окончившие Богословские курсы, Богословский институт и Богословские академии после 1918 г., право на ношение академического значка не имеют» . Иеромонах Сергий скрывал, что в 1930 г. окончил обновленческую академию, возглавляемую Александром Введенским, и выдавал себя за выпускника Петроградского высшего богословского института, функционировавшего под управлением протоиерея Николая Чукова. Однако ложь иеромонаха Сергия быстро обнаружилась, так как епископ Александр (Толстопятов) сам окончил этот богословский институт и хорошо знал большинство его выпускников. Петроградский высший богословский институт был открыт в 1920 г. и сделал только два выпуска, из чего следовало, что иеромонах Сергий его окончить не мог. В итоге епископ Александр запретил о. Сергию носить кандидатский значок, что последний воспринял как личную обиду . В феврале 1944 г. епископ Александр решил избавиться от находящегося в Молотове бывшего обновленческого иерарха. Иеромонах Сергий (Ларин) был временно направлен епископом на приход в г. Лысьву, где из-за его поведения вскоре возникли серьезные нестроения.

http://bogoslov.ru/article/6192158

Навык канцелярской работы владыка Лавр выработал в свою бытность секретарем Архиерейского Синода. Он очень хорошо умел писать протоколы, вести канцелярию, аккуратно отвечал на письма, а умел также редактировать тексты - порой он проверял наборы, сделанные в типографии Свято-Троицкого монастыря. Владыка Лавр всегда сам отвечал на все письма, написанные ему: у него не было секретарей или референтов, и для него было немыслимым не ответить на письмо. В этом отношении, как и во многом другом, он был очень похож на святителя Иоанна (Максимовича). Протоиерей Георгий Ларин, прислужник святителя Иоанна в Шанхае, как-то отметил, что из всех архиереев, которых он знал, Митрополит Лавр по духу был наиболее похожим на святителя Иоанна. Мне нередко приходилось сопровождать владыку Лавра по епархии. Обычный порядок посещения приходских праздников (если они отмечались в воскресный день) во время моей учебы в семинарии в Сиракузско-Троицкой епархии был таковым. В субботу после обеда мы отправлялись на приход. Неизменно за рулем - протодиакон Виктор Лохматов. Рядом с ним спереди сидел владыка Лавр, а сзади - благочинный архимандрит Сергий (Ромберг), преподаватель литургики, и два иподиакона - Павел Лукьянов (ныне архиепископ Чикагский Петр) и я. Как только мы выезжали на главную магистраль, владыка Лавр благословлял начало чтения правила - трехканонника. Прислужники и архимандрит Сергий читали три канона, а акафист - сам владыка. На приходе мы всегда размещались либо у отца настоятеля, либо у прихожан. Вообще тогда не было даже варианта останавливаться в гостинице. И еще: было немыслимо, чтобы владыка Лавр участвовал только в праздничной Литургии прихода. Участие во всенощном бдении было неотъемлемой и необходимой частью престольного торжества. Владыка считал, что архиерей - отец прихода и должен знать не только, что происходит на Литургии, а как проводится и всенощное бдение в подведомственном ему приходе. После же бдения обычно была вечерняя трапеза в узком кругу: архиерей, духовенство, староста и иногда некоторые активные прихожане.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/17/krup...

07.1944 в/у НОВОГРУДСКАЯ 23.02(08.03)1942 07.1944 в/у БАРАНОВИЧСКАЯ 07.1944 Венедикт Бобковский БРЕСТСКАЯ 17(30)03.1941 23.02(08.03)1942 ГРОДНЕНСКАЯ 23.02(08.03)1942 10.1943 (?) Григорий Боришкевич ГОМЕЛЬСКАЯ 11(24)10.1943 24.06(07.07)1944 Иоанн Лавриненко БРЕСТСКАЯ Павел Мелетьев РОСЛАВЛЬСКАЯ 28.06(12.07)1943 09.1943 (БРЯНСКАЯ 06.1943 09.1943) Стефан Севбо СМОЛЕНСКАЯ 04(17)05.1942 08.1943 Филофей Нарко СЛУЦКАЯ 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 МОГИЛЕВСКАЯ 24.02(09.03)1942 24.06(07.07)1944 в/у СМОЛЕНСКАЯ 25.02(10.03)1942 04(17)05.1942 в/у МИНСКАЯ 05.1942 03(16)04.1943 2643 Епископ, затем архиепископ Могилевский и Мстиславский. Управлял Минской митрополией по поручению митрополита Пантелеймона (Рожновского), верного Московской Патриархии, вместе с иерархами Белорусской временной автономии. Под его председательством 17(30)08–19.08(02.09)1942 в Минске прошел Собор Православной Церкви в Белоруссии, утвердивший ее статут, одним из параграфов которого было объявление автокефалии «после признания ее всеми автокефальными Православными Церквами», что обозначило провал попыток оккупантов отколоть Белорусскую Церковь от Московского Патриархата. В этом – большая заслуга архиепископа Филофея (Нарко). Вторая дата – дата оставления кафедры, ввиду вынужденной эмиграции. 2644 Архиепископ. Первая дата: ЖМП. 1944. вторая: ММЛ РПИ, «...ввиду серьезного, заболевания, уволен на покой, согласно прошению...» Однако известно, что Василий (Ратмиров) бросил епархию и скрылся в неопределенном направлении, на чем и окончилось его «святительское» поприще. Будучи в обновленчестве управляющим делами при «Первоиерархе» Виталии (Введенском), он предусмотрительно «изъял свое личное дело» (архиепископ Сергий (Ларин) и др.). По др., скрылся 31.07(13.08)1947. Заметим, кстати, что встречается упоминание о некоем архиепископе Василии (из дообновленческих ставленников), приезжавшем в кон. 1920-х гг. к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) каяться в отпадении от Церкви. Не пожелав сложить с себя обновленческие награды (что являлось одним из непременных условий при принесении покаяния), посетитель уехал ни с чем. (Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. Париж, 1933). Приведенный случай вполне допустимо отнести к Василию (Ратмирову).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Митрополиту Иоанну (Снычеву), как автору статьи «Митрополит Мануил и его борьба с обновленчеством и иосифлянским расколами», следует отказать в доверии. То есть ему «можно было бы отдать должное , - утверждает Кривошеева, - ... если бы с превозношением имени своего духовного отца он не бросал бы тень на все питерское духовенство и не принижал заслуг как Святейшего Патриарха Тихона, так и других мужественных борцов с обновленчеством и, что еще важнее, не подтасовывал исторические факты». На каком основании автор полагает, что митрополит Иоанн бросил тень на петроградское духовенство и самого Патриарха Тихона, которого в действительности владыка глубоко почитал, осталось неизвестным. А подтасовка фактов, по мнению Кривошеевой, заключается в том, будто «по убеждению митрополита Иоанна, заслуга в разгроме обновленчества в Русской Церкви 1920-х гг. принадлежит полностью (здесь и далее полужирным выделено издательством) епископу Мануилу», - хотя владыка Иоанн ничего подобного никогда не утверждал. 2. «Духовное родство» митрополита Мануила с живоцерковниками заключается в том, что он обратился с просьбой написать книгу об обновленчестве (и оплатил этот труд) к бывшему живоцерковнику Анатолию Левитину: «Как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку» , - то есть, по мнению Кривошеевой, Левитин излагал не свое внутреннее видение этого страшного явления в истории Церкви, а чужое - митрополичье. При этом автор статьи сама же цитирует признание владыки, что он во многом разойдется (и разошелся) в оценках. Для автора статьи вообще «странно, что митрополит решил, что история обновленчества заслуживает наиболее пристального внимания». А уж если ее писать, то, по ее мнению, следовало обратиться «к твердому в православии историку» - например, к Аркадию Ильичу Кузнецову, как это сделал Патриарх Тихон (тоже почему-то считавший необходимым написать историю обновленческого движения). К слову сказать, авторство труда «Обновленческий раскол в Русской Церкви», вышедшего под фамилией Кузнецова, до сих пор остается под вопросом, ибо права на него давно заявил тоже бывший обновленец - епископ Сергий (Ларин).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

— Какое отношение к данному месту имеет музей современного искусства, который планируют построить? — Абсолютно никакого и данное решение совсем непонятно. Возможно, современное искусство вызывает личный интерес у кого-то из застройщиков, чиновников или инвесторов. Но, согласитесь, на этом месте более уместен музей авиации и возрожденный исторический храм. Тем более, что альтернативного участка для его возрождения на Ходынском поле, кроме пустыря площадью 30 гектаров, нет. — А как сам архитектор Кузнецов относится к возрождению храма? — Сам Сергей Олегович Кузнецов — житель Ходынского поля, и предположить, что он не в курсе планов возрождения храма своего небесного покровителя на Ходынском поле, сложно. Он же сам Сергий! В своих официальных заявлениях по Ходынскому полю он храма вообще не касается, как будто церкви и авиационного прошлого на этом месте никогда не было. К тому же любой архитектор хочет оставить после себя какое-то уникальное сооружение. Возрожденный храм в честь небесного покровителя, да еще в своем районе к 700-летнему юбилею преподобного Сергия, игумена земли Русской, не каждому архитектору выпадает на долю! Это лучше всякого пиара. — А Вы не пытались с ним встретится лично? — Пытались и пытаемся до сих пор, но пока не получается, несмотря на то, что об этом мы уже просим на протяжение всего года. Наверное, он очень занят, хотя эта занятость не мешает ему встречаться регулярно с Лариным и его сподвижниками. — Какова же в этой истории роль Ларина? — Новый проект парка и музея современного искусства разрабатывается под инициативой Москомархитектуры при поддержке общественного движения «За парк». Ответственность за осуществление проекта возложена на самого Кузнецова. Но в состав совещательной группы, которая определяет отбор проектов застройки парка, вошел Олег Ларин, противник строительства храма. На телеканале «Дождь» он четко сказал, что отстоять парк и отменить в нем строительства Атриума удалось, остается сохранить парк от строительства храмового комплекса.

http://patriarchia.ru/db/text/3280371.ht...

В 1922 г. скитская Воскресенская ц. была передана санаторно-курортному управлению; здание церкви руководством пансионата «Красные Зори» переоборудовано под жилой корпус, на разоренном кладбище устроена детская площадка. В скиту разместился и дом отдыха ЦК профсоюза паровозоремонтных заводов. Во время Великой Отечественной войны, после оккупации Одессы в 1942 г., О. М. м. был открыт, к 1944 г. сестры проживали в основном в помещениях Воскресенского скита на 9-й станции Б. Фонтана (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 99. Л. 55). Скитская Воскресенская ц., в к-рой хранилась чтимая икона равноап. Марии Магдалины, в янв. 1942 г. была переосвящена во имя св. Марии Магдалины. С 1942 г. настоятельницей стала мон. Анатолия (Букач), ранее занимавшая должность казначеи. 27 апр. 1942 г. был составлен акт передачи зданий О. М. м. сестрам. 21 нояб. того же года в помещении, пристроенном к 2-этажному монастырскому корпусу, был освящен храм во имя арх. Михаила. После освобождения Одессы в 1944 г. монахини О. М. м. ухаживали за ранеными бойцами, шили обмундирование. 3 сент. 1944 г. викарный еп. Кировоградский Сергий (Ларин) возвел мон. Анатолию в сан игумении. Она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». К нач. 1945 г. в обители проживали 76 насельниц, в т. ч. много пожилых. Сестры трудились на мельнице, в огороде, на скотном дворе, в мастерских выпекали просфоры для городских церквей. По благословению еп. Сергия казначеей стала мон. Сергия (Коваленко). Духовниками были прот. Евгений Корнейчук (до 1945), священники Василий Ворошников, в 1946-1948 гг.- Иоанн Нечипоренко, в 1948-1950 гг.- Лука Самойленко, в 1950-1954 гг.- Николай Прусенко, в 1954-1959 гг.- Николай Стефанов. Среди духовников упоминается и свящ. Феодор Мефодиевич Разумович (1877-1965), переведенный в 1946 г. на сельский приход. 27 февр. 1945 г. по решению исполкома Одесского облсовета скит был закрыт, все имущество упраздненного Марие-Магдалининского храма с престолом перенесено в помещение под Михаило-Архангельским храмом, в к-ром в 1946 г. устроен нижний храм равноап. Марии Магдалины. К 1947 г. обители принадлежали мельница и пошивочная мастерская, вскоре они были закрыты. В сент. того же года была арестована заведующая монастырской мельницей мон. Рафаила (Столярова), обвиненная Одесским отделом ОБХСС в финансовых нарушениях (Там же. Л. 28-29). При этом уполномоченный указывал на ее «контрреволюционное прошлое». В 1944-1948 гг. местные жители при поддержке властей отнимали у монахинь кельи, избивали и грабили сестер (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 55. Л. 84). Только в июне 1948 г. председатель исполкома Одесского облсовета К. С. Караваев выселил из келий всех т. н. незаконных жильцов.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

В 1924 г. возведён в сан архиепископа. Дальнейших сведений не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 11. ФЛОС дело 1. Кат-ЛМ 2. Кат-ЯВ 1. С. 1. Кат-ЕС 2. С. 12, п/п 70. Примечание: Еп. Сергий (Ларин) в «Дополнительных сведениях об обновленчестве» об архиеп. Авраамии (Иванове) предполагает, что тот состоял в юрисдикции «Грузинского Католикосата и по просьбе обновленцев входил в состав иерархов, как совмещающий функции архиерея для Русской паствы в Сухумской епархии». Дополнение к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ С. 957.] АГАПИТ (Вишневский Антон Иосифович]) Архиепископ Екатеринославский и Мариупольский. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Мануил. 1.30–31. [Кат-ГУБ С. 958.] АДРИАН (Анцино-Чекунский) Епископ Углицкий, викарий Подольской епархии Хиротонисан во еп. Каменец-Подольского до 1922 года. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и был еп. Углицким, викарием Подольской епархии. Год смерти неизвестен. ЛИТЕРАТУРА: Церковное обновление. 1925. 5, 6, 7. С. 48. Кат-АМ 3. ФАН 1. С. 45. См. Мануил. 1.50. [Кат-ГУБ. С. 958.] [Регельсон. С. 528.] АДРИАН (Компанейцев [Алексей Дмитриевич]) Епископ Каменский, викарий Верхне-Донской Родился в 1875 году. Окончил Кутаисскую духовную семинарию и миссионерские курсы при Казанской духовной академии, по окончании которых пострижен в монашество и возведён во иеромонаха. Законоучительствовал в разных учебных заведениях г. Казани. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. 21/V-1924 г. хиротонисан во еп. Конотопского. 17/VII-1925 г. – еп. Белгородский, вик. Курской епархии. С 11/IX-1925 г. – еп. Юрьевский, вик. Владимирской епархии. С 20/Х1–1925 г. – еп. Каменский. Дальнейших сведений о нем нет. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 12. ФАОС дело 1д. Кат-АМ 4. Кат-ЯВ 2. С. 1. Кат-ЕС 2. С. 15, п/п 89. [Кат-ГУБ. С. 958.] АЛЕКСАНДР (Авдеитов [ Александр Васильевич !) Архиепископ Ивановский Родился в 1891 году. В 1915 г. окончил Томскую духовную семинарию. Женат.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010