В 1926 году епископ Антоний вновь был арестован и приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь, а в 1929 году — к трем годам ссылки в Енисейск. Вернувшись из ссылки в 1933 году, епископ Антоний обратился с просьбой о получении кафедры к Экзарху Украины митрополиту Константину (Дьякову), который благословил его обратиться относительно места служения к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). После встречи в Москве с митрополитом Сергием епископ Антоний был назначен им на Белгородскую кафедру. Это было время, когда закрывались и разграблялись один за другим православные храмы. Верующие Белгорода, опираясь на поддержку епископа, попытались опротестовать действия властей и подали жалобы во ВЦИК. В ответ они получили сообщение, что их делом займется НКВД: «Секретариат областной комиссии по вопросам культов сообщает, что дело Успенской церкви города Белгорода поручено НКВД (бывшее ОГПУ)... для расследования и принятия соответствующих мер». 25 февраля 1935 года епископ Антоний был арестован и заключен в курскую тюрьму. Лжесвидетелями против него выступили обновленцы и григорьевцы . На допросах, начавшихся сразу же после ареста, владыка держался мужественно и на вопросы следователя о своей церковной позиции отвечал ясно и недвусмысленно. Следователь поинтересовался, с кем из православных епископов владыка встречался, когда жил в Харькове. Епископ Антоний ответил, что встречался с епископами Константином (Дьяковым), Борисом (Шипулиным), Онуфрием (Гагалюком), Стефаном (Андриашенко), Макарием (Кармазиным), Павлом (Кратировым) и Дамаскином (Цедриком). Все они служили в одной церкви и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме. Вопросы, ими обсуждавшиеся, были вопросами церковными. На допросах владыка отказался признать себя виновным и подписаться под протоколами со лжесвидетельствами. Один из лжесвидетелей, некий Смирнов, запрещенный епископом Антонием в священнослужении за пьянство, попытался оговорить архиерея: «Установки мне... со стороны Панкеева, как правящего епископа, были даны следующие: вести агитацию среди населения... за отторжение Украины от СССР к Германии, вести антиколхозную агитацию и организовать кассу взаимопомощи и сбор средств для ссыльного духовенства».

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-anton...

Недооценка экзистенциального аспекта греховности и, альтернативно, святости является основным дефектом схоластического богословия, развивавшегося с древнейших времен ( Ерм , Тертуллиан , Амвросий и др.), достигшего пышного расцвета на Западе и оказавшего громадное влияние на богословскую мысль также и на Востоке. Все спасение при этом рассматривалось как освобождение от вечных мучений и получение вечного блаженства в результате или безгрешной жизни (причем именно свободной от грехов и лишь во много меньшей степени богатой активным доброделанием), или, т. к. безгрешность для всякого реалистически мыслящего христианина оказывалась возможной лишь в идеале, в результате прощения, т. е. чисто юридически понимаемого невменения содеянных грехов, иначе говоря, освобождения от временного и вечного наказания за грехи. Критика этого нравственного юридизма дана Патриархом Сергием (Страгородским) столь блестяще, что интересующимся ею читателям нам остается лишь рекомендовать внимательно прочесть его неоднократно нами цитированное «Православное учение о спасении», классический труд, сделавший эпоху в православном нравственном богословии. Приведем, однако, некоторые его высказывания, где он положительно раскрывает нравственно-экзистенциальную связь между земным и потусторонним духовным состоянием, в частности, выводы, которые он делает из притчи о богаче и Лазаре. В этой притче, как известно, Авраам говорит богачу, мучающемуся в адском пламени: «Между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Об этой пропасти патриарх Сергий пишет: «Богатый и Лазарь… не могут перейти один на сторону другого; это было бы не только несправедливо, но и прямо невозможно, само существо дела не допускает такой перемены,.. существует некоторая и как бы естественная необходимость, в силу которой положение вещей измениться не может… Такую необходимость создало поведение богача и Лазаря в земной жизни, т. е. известное направление духовно-нравственной жизни каждого из них… Первый полагал цель жизни в самоуслаждении и поэтому оказался неготовым к вечной жизни; второй же вместе с Авраамом, предпочел чувству ум (дух), нравственный закон, 39 и потому естественно переходит в царство нравственного добра». 40

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Историческая встреча (4 сентября 1943 г.), Сталина с тремя митрополитами РПЦ Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) радикально изменила отношение советского государства к Церкви. Сталин высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание церковного журнала и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Именно с сентября 1943 г. стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток. Сталина обвиняют за сталь в его характере. Но не будь в тяжелые военные годы у власти такого стального диктатора, смогли бы организоваться народные массы для того, чтобы победить фашистскую Германию? Вряд ли... А это еще раз подтверждает, что Господь не оставил в беде Россию: Русь Святую не раз жгла большая беда, Смерть гуляла по нищей, убогой... Но Господь не бросал наш народ никогда, Это мы уходили от Бога. Все ли правильно было в действиях Сталина во время ВОВ? Ответы у сторонников и противников социалистического строя различаются кардинально. Одни выгораживают кумира, другие очерняют. Впрочем, удивляться не приходится, если знаем, что «белые» и «красные» так и остались врагами, не смотря на то, что фашистов гнали до Берлина в одном строю (об иудах, пособниках фашистов не говорю). И после войны восстанавливали хозяйство тем же единым фронтом. И были неплохие, и даже непревзойденные результаты сплочения народа. Да и где бы народ жил сейчас, если бы «хрущевок» не наштамповали в годы советской власти? С развалом СССР в 1991 г., развалилась и Российская Империя. А в чем дело? Вроде бы богоборческие времена остались в прошлом. А дело в том, что незаметно подкрались последствия богоборческих времен. В 40-е веру православную держали на Руси неприметные богомольные старушки да священники, что не отреклись от сана, несмотря на гонения и продолжали служить Господу на дому. А вот в 70-80-е годы молитвенников за землю Русскую стало критически мало. А общество поглотило самое настоящее мещанство.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/03/...

Молчаливая сигнализация, и яйца моментально исчезают со сцены, прежде чем Владыка успел их заметить: зато сварили картофеля – а он здесь родится очень хороший. Удивительно как вкусно показалось! Поблагодарив христиан за угощение, мы пошли дальше: нужно было докончить обход христианских домов. Пошли в «си-гай», где собралось домов сорок, есть и лавки, и мастерские и пр. На полдороге туда, совершенно в поле, стоит большой одноэтажный дом, это – сельская школа. Мы зашли в нее, потому что тут жило двое наших христиан. Школа – человек на 200 с лишком при четырех учителях. Из последних двое православных, а третий епископал, зять одного из православных, тоже склоняющийся к православию. Религия, таким образом, не служит препятствием к учительской должности. Но правительство заставляет учителей воздерживаться от всякого намека на религию, даже у себя на квартире (если она тут же, в здании школы) запрещается иметь икону и пр. Это однако не мешает учителям-фанатикам ругать в классе христианство , распространять среди детей самые нелепые басни о нем. До чего доходит эта боязнь христианства, можно видеть хотя бы из следующего маленького факта: написано настоятелем посольской церкви о. Сергием Глебовым руководство к изучению русского языка для японцев, руководство очень хорошее и подробное. Но правительственная торговая школа затруднилась принять его в качестве учебника: там-де есть элемент религиозный. А элемент этот только и состоял в нескольких примерах на склонение слов Христос, Иисус и пр. Как видите, и здесь свобода от религии переходит в гонение на религию, т. е. христианство (потому что буддизм гонению не подвергается). Мы зашли в квартиру учителя, а потом осмотрели и всю школу, которая теперь, по случаю каникул, стояла пустой. В ней несколько классов, каждый человек на 40, есть особый гимнастический зал с деревянными ружьями. Все это устроено чрезвычайно просто, некрашеные стены, такие же парты, все очевидно стоит недорого. Но учиться можно, и учится в этой школе народу очень много.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

 Покаяние произошло в ноябре 1923 г.  В протоколе допроса иеромонаха Симеона от 9 июня 1936 г. с его слов записано: “После отъезда Арсения я был со службы уволен и под влиянием монашек поехал в Мичуринск к архиепископу Вассиану, где рукоположился им в сан священника”.  Вассиан (Пятницкий Владимир Васильевич) (1879–1940) — архиепископ Тамбовский и Шацкий. В 1902 г. окончил юридический факультет Московского университета, адвокат. С 1913 г. пострижен в монахи, учился в Московской духовной академии. В 1921 г. епископ Егорьевский. В 1925 г. примкнул к григорианскому расколу. В 1926 г. запрещен в священнослужении заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). После покаяния в 1927–1936 гг. епископ Тамбовский и Козловский, с 1930 г. — Тамбовский и Шацкий. Арестован в 1935 г. В 1940 г. умер в ссылке.  17 мая 1936 г. иеромонах Симеон (Сиверс) был арестован Борисоглебским городским отделением НКВД Воронежской области, ему было предъявлено обвинение по ст. 5810 ч. II и 5811 УК РСФСР (уголовное дело 1934). На первом допросе, состоявшемся в день ареста, он показал, что “принимал для исповеди верующих у себя в квартире”, и назвал имена нескольких своих знакомых. На вопрос следователя, признает ли он, что при этом велись разговоры антисоветского характера, иеромонах Симеон ответил: “Нет, этого я не признаю, т.к. в этой квартире я вел разговоры исключительно религиозного характера”. Однако на втором допросе, 31 мая 1936 г., Симеон признал себя виновным, назвал имена и фамилии верующих и пересказал то, что они якобы говорили против советской власти. Свои показания неоднократно подтверждал на следующих допросах. 10 июля 1936 г. был подписан протокол об окончании следствия (Архив УФСБ РФ по Воронежской области. Д. 1934. Спецпакет).  Первое заявление сделано не позднее 10 июля 1936 г. (Архив УФСБ РФ по Воронежской области. Д. 1934. Спецпакет).  Заявление аналогичного содержания направлено иеромонахом Симеоном 10 сентября 1936 г. в управление Воронежского областного отдела НКВД. Оно написано не его рукой и лишь подписано им.

http://azbyka.ru/fiction/ja-slagaju-s-se...

Еще раз хочу повторить, что недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. Подобные свидетельства должны тщательно проверяться на местах. Преподавать благословение на публикацию подобных материалов епархиальный архиерей может только после личного ознакомления с их содержанием (Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 года). На сегодняшний день более пятидесяти епархий в той или иной мере приступили к изучению материалов о мучениках и исповедниках Российских XX века. Я благодарю архипастырей, которые уделяют этому вопросу должное внимание. К сожалению, остается еще много епархий, где до сих пор правящие архипастыри бездействуют, не предпринимая должных шагов в этой области. Надеюсь, что в ближайшем будущем и они начнут свою деятельность в этом направлении. Вопросы богослужебной жизни Усилиями Богослужебной комиссии было составлено большое число служб новопрославленным святым. Среди них особенно стоит упомянуть песнопения и молитвы новомученикам и исповедникам Российским. Работы в этом направлении очень много, но это не должно сказываться на богословском и литературном качестве составляемых текстов. Необходимо стараться, чтобы составленные службы не представляли собой набора стандартных общих выражений. Это отрицательно влияет на смысловую глубину литургических текстов, которая всегда была присуща церковной гимнографии и составляет ее сильную сторону. Был введен ряд обоснованных поправок в текст «Служебника». Однако издателям не следует самостоятельно изменять или править тексты богослужебных книг без обсуждения этих вопросов Синодальной комиссией. До революции этим серьезно занималась комиссия во главе с митрополитом Сергием (Страгородским), куда входили известные церковные ученые. Например, «Требник», недавно изданный Сретенским монастырем, к сожалению, имеет в тексте не всегда грамотные и выверенные как со стороны церковно-славянского языка, так и со стороны смысла молитв и чтений поправки.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛИПП (ГУМИЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Филипп (Гумилевский), фото из дела Были проведены несколько экспертиз шрифтов машинок и допросов свидетелей, которые ничего не дали. Следствие по делу несколько раз продлевалось. 18 ноября 1931 года Особым Совещание при Коллегии ОГПУ был признан виновным в " передаче зарубежным а/с кругам к/р документа и сведений, приносящих вред соввласти " и приговорен к трем годам ИТЛ. С декабря 1931 года находился в одном из концлагерей. 25 июля 1933 г. начальник 3 отделения СПО ОГПУ написал " О досрочном освобождении Гумилевского из к/л категорически возражаю " . С 1934 по 26 апреля 1936 года отбывал ссылку во Владимире . В мае 1936 назначен архиепископом Владимирским . 26 апреля 1936 года был арестован. Проходил по одному делу с архиепископом Сергием (Гришиным) и епископом Афанасием (Сахаровым) (Д.П-8218 архива УФСБ по Владимирской области). 21 сентября того же года был приговорен к трем годам ИТЛ. Скончался (убит?) 22 сентября 1936 года во Владимирской тюрьме. Был погребен на местном городском кладбище. 18 декабря 1989 года был реабилитирован Прокуратурой СССР по 1931 году репрессий, в том же году реабилитирован по 1936 году репрессий. Архиеп. Филипп с глубоким почтением относился к митр. Сергию (Страгородскому) . Находясь в Москве проездом из северных лагерей во владимирскую ссылку, он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: " Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике... " . На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: " С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно " . Литература Использованные материалы   Новопрославленные святые. Житие священномученика Сергия (Лебедева)//Московские Епархиальные Ведомости. 2001. С.53-61 - http://vedomosti.meparh.ru/2001_11_12/7.htm Редакция текста от: 17.05.2014 12:06:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/27189.html

протоиерей Сергий Савинский (13.02.1877–25.08.1954) Нравственно-аскетические труды Проповеди протоиерей Сергий Савинский Член учебного комитета при Священном Синоде. Биография Родился 13 февраля 1877 года в селе Никола-Корма Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье священника. Детство провел в кругу родной семьи и под сенью храма, в котором служил его отец. В 1897 году окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1901 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом при академии. Вступил в брак. С 16 августа 1902 года был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Черниговской духовной семинарии. Здесь, по отзыву учеников, он сразу же показал себя выдающимся преподавателем. Молодой по возрасту, скромный и тихий по виду, застенчивый и несловоохотливый в обращении, Сергей Васильевич преображался в классе. Строго, ясно, убежденно, логически стройно излагая догматические истины христианского вероучения, он требовал от своих слушателей полного внимания и серьезной работы по усвоению этих истин. Вспоминая его преподавательскую деятельность, его ученик по семинарии, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий сказал: «Сергей Васильевич так заинтересовал нас своим предметом и дал нам такие глубокие и прочные знания, что, когда мы, по окончании семинарии, поехали учиться в академию, то там уже легко усваивали богословские науки. Неудивительно, что, занимаясь в академии, мы особенно оценили выдающиеся педагогические дарования нашего черниговского преподавателя». С 1 июня 1907 года - магистр богословия. С 28 сентября 1916 года одновременно - инспектор Черниговской духовной семинарии. Печатал статьи в журналах « Христианин», «Вера и разум», «Вера и жизнь» и в местной Черниговской газете «Черниговский край». В 1944 году он был призван патриархом Сергием (Страгородским) к работе по организации новой богословской школы. Ему пришлось положить много инициативы и труда на организацию сначала Богословского института, а затем академии и семинарии в роли проректора, затем инспектора, а потом и ректора. Его огромный педагогический и административно-инспекторский опыт весьма пригодился и при составлении учебных программ, и при организации внутреннего распорядка в новой духовной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

13. Re: Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим» Тойнби материалист. Мы понимаем, что " Рим " - духовное понятие. Не власть, не богатство, не влияние. 12. О как!!! Надо было ещё Царя Афрасиаба вспомнить... :) Был бы полный канпот... 11. О европеоидной антисистеме Трансформация Суперэтноса христианский мир , прошедшего весь свой цикл энтогенеза 1000-1500 годах н.э. , в Европейский Колониальный Европейский Суперэтнос происходило с выдавливанием старого мировоззрения Христианского мира на периферию ареала существования носителей европейского генотипа . Духовность и нестяжательство христианства было подхваченно русскими туранцами севера и урала и ушло в староверческие раскольнические скиты и изолировалось там .. .. А европейский колониализм начел развиваться в идеологии славянского псевдорусского христианского империализма , неся антисистему коренному русскому населению ЕврАзии ...И даже переосмысленная староверами туранцами семитская мифология оставалась антисистемной для коренных русских , подготовила почву внедрению других еврейских антисистем .. идей К. Маркса ... она в свою очередь расчистила почву для внедрения антисистемного европейского мироуклада на Туранских территориях ЕврАазии. 10. Ответ на 7., электрик: Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.Да что тебе до Христа? У тебя семь тонких тел,сам сказал. У меня одно тело и одна безсмертная душа. Возьмите отвёртку и несите свет людям в своем ремесле.Там у Вас это лучше получается,надеюсь.А здесь,прежде чем учить других,ознакомтесь с канонами веры Христовой.Не уверуете,но так хоть будете знать что о чём. Это же и строителю можно адресовать. 9. Ответ на 6., Влад.Атласов: Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами. И при этом некоторые еще уверены, что эти самые гонители Христа и православного Царства Третьего Рима могут его наследовать? Как? Ну вот как, кто нибудь может объяснить, как такое вообще может быть!? К самим гонителям, если они не покаялись, то, что понял Тойнби, никакого отношения не имеет. Ну, конечно, если только не считать вслед за митр. Сергием Страгородским, что гонений не было, да и каяться особенно и не в чем...

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/05/vs...

Слова Святейшего Патриарха были пророческими. С этого времени начались мытарства епископа Тихона по ссылкам и лагерям. В мае 1925 года он был арестован и в административном порядке выслан из Гомеля. В конце того же года арестован, судим по ст. 58–10, приговорен к трем годам концлагерей. В 1927 году арестован, судим по ст. 58–10, заключен в Соловки на три года. В 1930 году судим по ст. 58–10, сослан в северный край на три года. В 1931 году судим по ст. 58–10, приговорен к трем годам концлагеря. В 1934 году митрополитом Сергием (Страгородским) направлен в Рязань, но вновь арестован и сослан в Самарканд. Год возведения Владыки Тихона в сан архиепископа неизвестен. В августе 1936 года назначен архиепископом Алма-Атинским, но в управление епархией вступил только 17 января 1937 года. Служил во Введенской церкви, которую после закрытия Николаевской передали православному архиерею. Об архиепископе Тихоне мы не имеем воспоминаний современников, и к данному повествованию о нем можно лишь добавить сведения, опубликованные в сборнике М. Е. Губонина «Патриарх Тихон и история Русской церковной смуты» . В свое время Преосвященный Тихон рассказывал о сне, бывшем ему в заключении, на нарах в камере Могилевского ГПУ: «Позже, освободившись в Москве из заключения, Преосвященный изложил содержание этого сна на внутренней стороне переплета своего архиерейского «Чиновника»… Во второй половине 20х гг. пишущий эти строки, состоя старшим иподиаконом сего святителя, многократно держал в руках этот «Чиновник». Во время проживания молодого тогда о. Тихона в Почаевской Лавре, у него был друг, из простецов, некий иеромонах Аркадий. К 1925 году, в связи с многолетним проживанием о. Тихона за границей — в Германии, связь его с другом прервалась, в результате чего они надолго потеряли друг друга… Конечно, грустили и мечтали о встрече. В самом начале 1925 года архимандрит Тихон, наконец, вернулся на родину, где вскоре состоялась его архиерейская хиротония. За обычной суматохой и множеством дел, возникших в связи с его новым служебно-иерархическим положением, справок о своем старом друге на первых порах навести не удалось (как предполагалось). А затем весьма вскоре же состоялся его отъезд на епархию, закончившийся более чем печально как для него лично, так равно и для порученного ему церковного дела.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010