В ноябре, «с благословения митрополита Антония и с молчаливого и выжидательного попустительства Победоносцева» – «пока что» – собрания были разрешены. Председателем религиозно-философских собраний был назначен ректор Петербургской духовной академии Преосвященный Сергий (Страгородский) , а вице-председателем – архимандрит Сергий (Тихомиров) , ректор Петербургской семинарии. Открылись собрания 29 ноября. Проходили они в специально предоставленном для них помещении императорского Географического общества, на Фонтанке. С первого же заседания собрания стали быстро разрастаться, хотя попасть в число членов было нелегко – они очень скоро сделались модными. Собрания посещали самые разные лица: епископы, монашествующие, белое духовенство, профессора духовной академии, люди литературы, искусства, науки, представители аристократии, светские и духовные студенты. Бывал на собраниях и С.Г. Рункевич . «Культурное» светское общество, уже давно в большинстве своем чуждавшееся Церкви в литературе, науке, искусстве, образовании теперь в лице некоторых представителей вроде бы выходило на открытый диалог. Однако задачу этих собраний стороны понимали по-разному. «Интеллигенты ожидали от Церкви нового действия, ожидали новых откровений, еще нового завета» 340 . Церковные же власти разрешили собрания и пошли на них исключительно из миссионерских соображений. На собраниях обсуждались вопросы о положении Русской Церкви и ее жизненных задачах, об отношении Церкви к семье и обществу, об отлучении графа Л.Н. Толстого, об отношении христианства к культуре, о свободе совести, о религиозном творчестве и целый ряд других вопросов. Проходили собрания очень оживленно. Светскую публику немало удивляла та открытость и искренность, с какой вели себя представители Церкви. О собраниях много писали в прессе, но оценки были самые разные. Антон Павлович Чехов в декабре 1901 года с удивлением писал своему другу В.С. Миролюбову, бывшему одним из членов-распорядителей религиозно-философских собраний: «Читал в «Новом времени» статью городового Розанова, из которой, между прочим, узнал о Вашей новой деятельности. Если бы Вы знали, голубчик мой, как я был огорчен! Мне кажется, Вам необходимо уехать из Петербурга теперь же – в Нерви или Ялту, но уехать. Что у Вас, у хорошего, прямого человека, что у Вас общего с Розановым, с превыспренно хитрейшим Сергием, с сытейшим Мережковским? Мне хотелось бы написать много, много, но лучше воздержаться Скажу только, что в вопросах, которые Вас занимают, важны не забытые слова, не идеализм, а сознание собственной чистоты, т.е. совершенная свобода души Вашей от всяких забытых и не забытых слов, идеализмов и проч. и проч. непонятных слов. Нужно верить в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью…» 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А для достижения этого, мы покорнейше просили бы тех лиц, которые будут приставлены к делу исправления книг,… кроме тщательного сличения их с греческими подлинниками и исправления по этим подлинникам, обратить также серьезное внимание на упрощение и улучшение самого славянского языка в исправляемом тексте» [Августин 1888: 91]. Далее еп. Августин излагает лингвистическую программу предполагаемого исправления богослужебных книг. Любопытно, что начавшая работу через 20 лет после написания этой рецензии Синодальная комиссия по исправлению богослужебных книг, возглавляемая архиеп. Сергием (Страгородским) , во многих аспектах своей деятельности следовала идеям еп. Августина. Еп. Августин полагал, что необходимо, отказавшись от греческого словорасположения, сблизить порядок слов в церковнославянском и русском литературном языке 5 . «Громадное большинство наших церковных стихир, ирмосов, тропарей и прочих песнопений, получили бы надлежащую ясность и вразумительность от одной перестановки в них двух-трех слов, одного на место другого» [Августин 1888 : 92]. Кроме изменения порядка, с его точки зрения, необходимо также избавиться от синтаксических калек, таких как «дательный самостоятельный», «винительный + инфинитив», субстантивированный инфинитив и др. 6 . В качестве примеров возможных исправлений приводятся следующие: воображается еже по нам от Девы → приемет наш образ; Бог спасати → Бог спасения; рабу прегрешившу, биен бывает Владыка неповинен → за прегрешение раба биен бывает Владыка; распеншуся ти, Христе, вся тварь трепеташе → егда распялся еси, Христе…; прорекл еси Лазареву болезнь к смерти не быти → …яко Лазарева болезнь несть к смерти [Августин 1888: 92–93]. Исправление лексики, предложенное еп. Августином, сводится к следующему: 1) Нужно заменить те слова, которые отсутствуют в русском литературном языке 7 (еп. Августин называет их «непонятными» 8 ). В качестве примера приводятся такие слова, как вресноту, зауститеся, свадих, мшелоимство, здо. 2) Исправлению также подлежат те слова, которые в русском и церковнославянском имеют разные значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

— Вы знакомы с митрополитом Сергием Страгородским ? — спросил он. — Митрополита Сергия я знаю только по епархии, лично с ним знаком не был и встреч не имел. — Следствие предлагает рассказать о вашей контрреволюционной деятельности среди населения. — Рассказать о своей контрреволюционной деятельности не могу, так как этим никогда не занимался. — Вы лжете с целью скрыть свою контрреволюционную деятельность. Следствие настаивает на даче вами подробных показаний по этому вопросу. — Других показаний я не имею. — Следствию известно, что вы, будучи настроены контрреволюционно, систематически среди населения распространяли контрреволюционную пропаганду против колхозов. В 1935 году при снятии колоколов организовали саботаж, читали проповеди контрреволюционного характера, в 1936 и 1937 годах агитировали против подписки на заем, одновременно распространяли клевету о голоде в СССР и тяжелом положении населения при советской власти... Подтверждаете ли это? — Нет, не подтверждаю и отрицаю. — Кто вас вовлек в контрреволюционную организацию? — Меня никто не вовлекал. — Вы даете неоткровенные показания. — Мои показания откровенны. — Вы лжете с целью скрыть свою и других контрреволюционную деятельность. — Я говорю правду. — Вы опять даете неоткровенные показания. Следствие настаивает еще раз дать откровенные показания по этому вопросу. — Меня никто в контрреволюционную организацию не вовлекал, и о существовании таковой мне не известно. — Вы арестованы как активный участник контрреволюционной группы церковников и систематически занимались контрреволюционной работой среди населения. Подтверждаете ли вы это? — Нет, не подтверждаю и категорически отрицаю. Редакция текста от: 09.05.2016 10:43:09 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4571.html

Такой человек становится ничем не довольным, перестает видеть милости Божии, которыми окружен каждый человек. Происходящее «он истолковывает все по нраву и вкусу своего “я”. Одни истолковывают все греховно, другие – как им это нравится. Постепенно нелепые истолкования (сложившиеся мнения, убеждения) становятся для такого человека “естественными”». И добродетели, добрые поступки других людей не принесут пользы такому человеку, поскольку он в таком случае все будет «истолковывать превратно». Так, недобрые мысли полностью захватывают человека и становятся определяющими в его видении окружающего: оказываются причиной недовольства обстоятельствами, осуждения и вражды по отношению к ближним – оказываются причиной его слепоты. «Знаю одного монаха, – писал старец Паисий. – Если начнется дождь и ты скажешь ему: “Снова пошёл дождь”, то он начинает: “Да, все льёт и льёт. Скоро сгниём от этой сырости”. Если дождь вскоре прекратится и ты скажешь ему: “Дождик прошёл”, то он ответит: Да, разве это дождь? От таких дождей все засохнет...”. Нельзя сказать, что у этого человека не в порядке с головой. Нет. Просто он привык быть ропотливым. Человек находится в здравом уме, а мыслит, словно безумный!» . Такой человек потерял видение милостей Божиих. Иногда бывает, что человек принимает какое-то решение, готов сделать какое-либо дело, при этом ему очень ясно видится путь выполнения этого дела. Но бывают моменты, когда такая ясность пропадает, и человек как бы слепнет в отношении решения, раньше казавшегося очевидным и ясным, и тогда он теряется и сомневается: правильное ли было принято решение. Так, в первой половине ХХ века митрополит Вениамин (Федченков) переживал очень трудный период своей жизни. Тогда он, будучи за границей, принял решение войти в общение с Русской Церковью в Советской России, с митрополитом Сергием (Страгородским). Принятое им решение виделось ему ясным, правильным, но периодически его одолевали мрачные мысли: «продал-де ты истину Христову», и «этим соблазнил и соблазнишь многих, [которые] знают [тебя]». В такие моменты, когда эти мысли, по его словам, мучили и «грызли» душу, владыка Вениамин сомневался в правильности принятого им решения.

http://pravoslavie.ru/114407.html

Если Вы на самом деле являетесь дьяконом, но Вам не нравиться язык богослужения, то это не значит, что нужно менять язык. Это значит, что нужно Вам сменить род своей деятельности. Я вообще не представляю себе настоящего дьякона, который  рассуждал бы так, как Вы. И говоря это, я совсем не хочу Вас обидеть. Михаил Кутузов, Москва 23 июня 2011г. 01:45 Разве Ваши родители говорили на церковнославянском? http://mikha-el.livejournal.com/304697.html Лидия Петровна 23 июня 2011г. 06:20 Нет-нет, я, конечно же, категорически против переиздания Триодей, как Постной, так и Цветной. И уж тем более против использования в богослужении их неудачного переиздания в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг, возглавлявшейся архиепископом Сергием (Страгородским).  В свое время они были отвергнуты церковным народом, а потом и сам Сергий раскаялся. Роман, Томск 23 июня 2011г. 07:41 Бога ради, опомнитесь! Неужели история так ничему и не научила? Неужели результат подобных " изысков " у католиков не очевиден? Дьякон отец Евгений, если Православие обширнее того, как мы о нем думаем, то тем более не надо ничего менять. Почему Вы Вашими представлениями о Православии позволяете сужать Его, но категорически против сужения Его " узколобыми фанатиками " ? диакон Евгений, Лангепас 23 июня 2011г. 09:18 Светлане. С Вашего позволения, на вопросы о своей личности я отвечать не буду. Просто не буду и все. Лидия Константиновна Александрова-Чукова 23 июня 2011г. 12:10 Уважаемые разработчики  Проекта переиздания  работ  комиссии начала  20 века!  Поскольку  при обсуждении предложенного варианта,  архиереи и профессора,  представляющие цвет нашей литргической науки: архиепископ Сергий, епископ Анастасий (Александров), Н.Н.Глубоковский, А.А.Дмитриевский, И.А.Карабинов, Б.А.Тураев и другие выдающиеся церковные ученые подвергаются  здесь  обвинениям в " обновленчестве " , " протестантизме " и т.д. ,  думается,  что  было бы целесообразно  планируемое " небольшое предисловие " ,   но с   подробным объяснением  причин образования комиссии в 1907 году, ее целей и задач, опубликовать  здесь,  то есть, еще до начала издания  трудов.   

http://bogoslov.ru/article/1762769

Настоятель отец Сергий в большом и малом стремился создать для прихожан необходимые условия для молитвенного настроения. " Войдя в храм, вы не увидели бы свечного ящика. А если вам нужны были свечи или просфоры, то вы могли свободно их брать со столика, на котором они лежали, опуская в кружку по своему усмотрению ту или иную монету. Электрический свет не бил вам в глаза, так как храм освещался только свечами и лампадами, которые в определённые моменты богослужения почти все гасились, потом снова зажигались, в соответствии с церковным Уставом... Под большие праздники совершались всенощные бдения. Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, так, кое-что, но и в ней сладость духовная была неизъяснимой. Она была отзвуком " вечери любви " первых христиан " . Однако оказалось, что совершение уставных служб с " неуставными " людьми было таким трудным делом, что постепенно разномыслие между протоиереем Голощаповым и частью общины нарастало и углублялось. После издания в июле 1927 г. митрополитом Сергием (Страгородским) " Декларации " , он оказался непримиримым его противником. Часть людей покинула приход. О. Сергий принадлежал к направлению, возглавляемому митрополитом Иосифом (Петровых) . Он становится заместителем прот. Валентина Свентицкого в руководстве московскими " непоминающими " . 30 сентября 1929 г. храм был закрыт, а в октябре арестован его настоятель о. Сергий. Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме . Ему было предъявлено обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Сразу же после его ареста семья была выселена в комнату, которая являлась сторожкой, где когда-то жил один сторож, теперь она была разгорожена дощатыми перегородками на четыре тёмных и сырых комнатушки.

http://drevo-info.ru/articles/3582.html

Летом 1927 года митрополит Сергий потребовал от зарубежного духовенства подписок об отказе от антибольшевистской деятельности, а затем издал и свою «Декларацию». И к осени 1927 года ситуация во взаимоотношениях между Зарубежным Синодом и митрополитом Сергием (Страгородским) обострилась. Высказывания июльской «Декларации» 1927 года значительно отличались от слов первоначального варианта «Декларации» 1926 года. В документе 1927 года уже не говорилось о глубинном противоречии между христианством и коммунизмом. Если в первоначальном варианте «Декларации» речь действительно шла о лояльности, то во втором говорилось уже об обещании верности и преданности государству, поставившему своей целью уничтожение религии. 1029 «Особую остроту, – говорилось в документе, – при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие отношениям между Правительством и Церковью, как известно, заставили почившего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая23 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколов заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии». 1030 Как отмечает исследователь, в «Декларации» было немало слов, не соответствовавших действительности. К тому же не исключено, что сама «Декларация» не вызвала бы широкого возмущения ни в России, ни в эмиграции, если бы уступки правительству со стороны митрополита Сергия ограничились только ее изданием. Проблемой для Российской Церкви (как в Отечестве, так и в эмиграции) стала, скорее, не «Декларация» как таковая (здесь митрополита Сергия можно было понять), а путь соглашательства с властью. По его мнению, архиереи, находившиеся вне досягаемости коммунистов, не обязаны были молчать о том, что происходило в России, и соглашаться на подчинение одному из самых бесчеловечных в мировой истории политических режимов. 1031

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После учреждения Псковской миссии ее начальник прот. Кирилл Зайц дал подписку о сотрудничестве с немцами. В Пскове СД потребовало такую же подписку с каждого священника и миссионера, где давалось обещание принимать все меры к возвеличиванию немецкого оружия... Подписки собрал для канцелярии Миссии заведующий религиозным отделом о. Псаломщиком у митрополита был 25-летний латыш Георгий Радецкий, который поехал в Миссию 15 августа, будучи еще холостым псаломщиком. Он « любил выпить и играть в карты... Держал себя самоуверенно, гордо, говорил начальственным тоном с крестьянами», - писал о. Кирилл Зайц. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики во главе с митрополитом Сергием Воскресенским: « не пожелали страдать с народом Божиим», а предпочли «имети временную греха сладость» (Евр. 11, 25), пожить благополучно, питаясь от крупиц фашистского стола... Столь неожиданный поворот православных архиереев к фашизму, несомненно вызывает недоумение.» и далее Патриарший местоблюститель ставит мучительно важный вопрос: чем же объяснить, «что православно-русские архиереи, не только не помышляющие об измене вере, но и подчеркивающие свою верность канонам Церкви, вдруг торжественно объявляют себя за фашизм»? Неприятие его послания против фашизма РПЦЗ он объясняет ее позицией, направленной против него как сторонника советской власти. В этот же день было вынесено определение местоблюстителя «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» и прекращении поминания его имени в Преображенской церкви Москвы . В основе работы Миссии лежали документы - циркуляры , многие из которых были составлены по заданию СД. Это были циркуляры: «О проверке лиц, вновь появившихся и выдающих себя за священников - действительно ли они священники и не являются ли агентами НКВД», «О деятельности волостных старшин и сельских и церковных старост», где выявлялись ненадежные служащие и лица, укрывающие партизан, «Об уничтожении колхозов и восстановлении единоличного землепользования», «О принятии духовенством участия в устроении немцами торжеств в различных городах во дни годовщины освобождения этих городов от большевиков», «О введении в школах преподавания Закона Божьего и о назначении законоучителей», «О проповедях слова Божия за богослужениями об устранении бесед, собеседований вне храмовых богослужений по вопросам атеизма, материализма, марксизма и проч.», «О средствах для популяризации немцев среди населения».

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Из всех арестованных не признали себя виновными 32 человека, в числе которых были владыка Гурий и его племянница Кочеткова Елизавета Ивановна . 21 октября 1937 года было вынесено обвинительное заключение участникам так называемой «к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации» Арзамасского района в составе 76 человек . «Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), являясь участником к/р организации, по возвращении из ссылки в 1934 году был послан в город Арзамас Митрополитом (Москва) Страгородским Сергием с установками по организации к/р организаций и руководства последними. Проводил подготовку к восстаниям, в этих целях организовал и проводил у себя на квартире тайные собрания. На протяжении 1934–1937 года от митрополита Страгородского Сергия через его сестру Архангельскую получал к/р установки. Допрошенный по делу Степанов виновным себя не признал. Другими же участниками к/р организации вполне доказано» . Следственное дело по обвинению участников к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации в количестве 76 человек направить на рассмотрение тройки УНКВД по Горьковской области . 23 октября 1937 года заседание Тройки УНКВД по Горьковской области (протокол постановило: 4. Кочеткову Елизавету Ивановну — расстрелять , лично принадлежащее ей имущество — конфисковать. Рукою приписано — расстреляна в Горьком 4 ноября 1937 года; 12. архиепископа Гурия (Степанова Алексея Ивановича) — расстрелять , лично принадлежащее ему имущество — конфисковать. Рукою приписано — расстрелян в Горьком 1 ноября 1937 года; 34. Архангельскую Александру Николаевну — расстрелять , лично принадлежащее ей имущество — конфисковать. Рукою приписано — расстреляна в Горьком 4 ноября 1937 года .                          Реабилитация 13 мая 1957 года заседание Военного трибунала Московского Военного Округа рассмотрело протест Военного Прокурора МВО на постановление тройки УНКВД по Горьковской области от 23 октября 1937 года, на основании которого были подвергнуты расстрелу с конфискацией имущества… 4. Кочеткова Елизавета Ивановна , 1898 года рождения, уроженка города Арзамаса, до ареста 1 сентября 1937 года работала сигнатурщицей в аптеке в городе Арзамасе; 12. Степанов Алексей Иванович (архиепископ Гурий) , 1880 года рождения, уроженец города Чебоксары, Чувашской АССР, до ареста 16 сентября 1937 года проживал без определенных занятий; 20. Архангельская Александра Николаевна , 1866 года рождения, уроженка города Арзамас, до ареста не работала. Проверив материалы дела и находя, что обвинение, предъявляемое всем обвиняемым, опровергнуто дополнительной проверкой по делу, Военный Трибунал Округа определил: постановление Тройки УНКВД по Горьковской области от 23 октября 1937 года в отношении указанных лиц отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления .

http://pravoslavie.ru/61450.html

9 января 1928 следствие было закончено. В своем заключении уполномоченный 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Жикин написал: «Гражданин Бузов ведет агитацию среди посетителей могилы Патриарха Тихона с целью возбуждения таковых против советской власти, распространяет слухи, что Патриарх замучен большевиками, и оказывает материальную помощь ссыльным церковникам, как невинно пострадавшим от советской власти». 27 января 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ архимандрит Тихон был приговорен к ссылке с запретом проживать в шести главных городах и губерниях страны сроком на три года. Местом ссылки отец Тихон избрал город Казань. Здесь он служил заштатным священником и одновременно работал по найму. По возвращении из ссылки, 23 мая 1933 года архимандрит Тихон был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) в Покровский храм в селе Ильмяны Коробовского района Московской области. 27 ноября 1937 года власти арестовали его и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. В день ареста отец Тихон был допрошен. – Следствию известно, что вы входили в группу церковников и вели активную контрреволюционную агитацию среди населения. Дайте искренние показания по данному вопросу, – потребовал следователь. – В состав группы церковников я не входил и никакой агитации нигде не вел. – Следствию известно, что вы распространяли провокационные слухи о войне, голоде, повальных болезнях и смерти, посылаемых Богом за неверие в Него, высказывали пораженческие взгляды. Дайте показания по этим вопросам. – Я никогда этого не делал. – Вы обвиняетесь в том, что входили в состав группы церковников и вели активную антисоветскую агитацию среди населения. Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Виновным себя не признаю, так как никакой агитации я не вел. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Тихона к расстрелу. Архимандрит Тихон (Бузов) был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Протоиерей Максим Максимов «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века

http://fond.ru/kalendar/1363/tihon/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010