Ряд докладов были посвящены деятельности владыки Антония на Волынской кафедре, где он проявил себя как ревнитель народного и духовного просвещения, храмостроитель, борец за права угнетенных православных Карпатской и Холмской Руси. Не обошли участники конференции и полемические вопросы, до сих пор вызывающие дискуссию вокруг образа владыки Антония. Ряд докладов были посвящены отношению владыки к еврейскому вопросу, движению имяславцев, отношению с митрополитом Сергием (Страгородским), его пониманию догмата Искупления. В докладах было подчеркнуто, что наряду со славянофильством, глубокой любовью к исконно русскому Православию, симпатиям к старообрядческому богослужению, глубокому знанию русской народной жизни, православие митрополита Антония не носило узко националистического характера, оно было поистине вселенским. Будучи иерархом в России, а впоследствии и встав во главе Русской Зарубежной Церкви, владыка имел самое широкое общение с православными иерархами востока, пользовался у них безграничным уважением и большим авторитетом. Кроме того, были представлены новые данные об участии митрополита Антония в переговорах с Англиканской церковью и о его роли в организации движения протеста против преследования духовенства и верующих в Советской России. Ряд сообщений затронули непростую тему позиций Святейшего Патриарха Тихона и митрополита Антония в трагический период гражданской войны и первых лет эмиграции. Несколько сообщений были посвящены церковной и политической деятельности митрополита Антония в 20-е и 30-е годы, как главы Временного Высшего Церковного Управления, а затем и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В частности, были затронуты такие моменты, как отношение митрополита Антония к указу патриарха Тихона о закрытии ВВЦУ и деятельность владыки в связи с заграничным церковным расколом, а также попыткой созыва Всезарубежного Собора в 1923 году. В заключении с участниками и гостями конференции поделился своими воспоминаниями о владыке Антонии протоиерей Феодор Шевцов. Еще будучи мальчиком, отец Феодор жил с родителями в Сремских Карловцах и прислуживал митрополиту Антонию в алтаре. Воспоминания об этом отец Феодор сохранил на всю жизнь и тепло и с воодушевлением рассказал об этом слушателям.

http://patriarchia.ru/db/text/150551.htm...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Почему Сталин встретился с митрополитами? К 80-летию поворотной встречи в Кремле Протодиакон Владимир Василик   16:22 05.09.2023 1549 Время на чтение 6 минут 4 сентября исполнилось 80 лет со дня исторической встречи в Кремле Иосифа Виссарионовича Сталина с православными архиереями во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), впоследствии Святейшим Патриархом. Встреча Сталина с архиереями имела огромные последствия для возрождения Русской Православной Церкви. Неслучайно некоторые крипто-троцкисты и любители мировой революции спрашивали друг друга: «Товарищи, что произошло? Не случился ли контрреволюционный переворот?». В их сознание не укладывалась эта встреча и её последствия – открытие храмов и монастырей, печатного органа, открытие духовных школ, освобождение из заключения архиереев и священников. Глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский с горя заболел и умер.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/05/po...

Статья В 2022 г. исполнилось 100 лет возникновения обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. В связи с этой важной датой вопросы его зарождения, развития и преодоления получили особую актуальность. Несомненно, обновленческий раскол — феномен, без осознания которого невозможно составить правильное представление о событиях церковной истории минувшего столетия. Будучи следствием государственного вмешательства в церковную жизнь, обновленчество в руках большевиков стало средством разрушения канонической Православной Церкви в России. Историография темы достаточна широка. Внимание исследователей было уделено сходству и различиям в терминах «обновление» и «обновленчество» и их интерпретации . Ряд исследователей утверждает, что дореволюционное движение за церковные реформы шло в каноническом русле и было направлено на освобождение Церкви от слишком тесных объятий государства и восстановление соборного строя церковного управления. Советское обновленчество развивалось в совершенно иных социально-политических условиях и его главной характеристикой было приспособление к власти большевиков . Исследователи установили, что многочисленные обновленческие организации не имели между собой практически никаких общих черт, кроме бунта против законного священноначалия и покорности советской власти . Обновленчество по своей сути было антиканоничным движением, его руководители стремились получить легитимацию со стороны Православных Поместных Церквей и их предстоятелей . Вместе с тем нужно отметить, что ряд исследователей в настоящее время придерживается мнения, что дореволюционное движение за реформирование Церкви, церковный большевизм периода гражданской войны и обновленческий раскол советского периода представляли собой вехи одного исторического процесса . Большое внимание в трудах исследователей уделено региональным особенностям обновленчества. Ученые подчеркивали, что внутри раскола существовали различные группы и партии, продолжившие свое развитие на протяжении 1920-х гг., подвергшиеся организационному разгрому в 1930-е гг. и завершившие свою деятельность во второй половине 1940-х гг.

http://bogoslov.ru/article/6192158

ред. 22 См. с. 24–25. 23 См. сноску на с. 77. 24 «Послание Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата». Издано заместителем Местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) 29 июля 1927 г. В послании, в частности, говорилось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое–нибудь общественное бедствие… сознается нами как удар, направленный в нас». 25 Почему невозможно повлиять — вопрос ключевой, требующий отдельного разговора. С библейской точки зрения количество зла, выпущенное в мир в России XX века, чрезвычайно велико. Состояние этого зла можно уподобить энтропии: оно никуда не девается, и если ему не противостоять, только увеличивается. Противостоять же злу, изжить его можно лишь покаянием и возвращением к истинному богопочитанию. Покаяние заключается вовсе не в каком–то кликушестве, а богопочитание–не в повсеместном освящении офисов, автомобилей и ядерного оружия, не в хождении крестными ходами и тому подобных вещах; но только и исключительно в исполнении заповедей Христовых, в оценке в их свете себя самого, истории и современного положения своей семьи, своего народа. Истинное богопочитание предполагает непременную иерархию ценностей — нельзя Гагариным «уравновешивать» ГУЛАГ; если за «величие страны» было заплачено человеческими жизнями, то такое величие — мерзость пред Господом (Лк. 16, 15). На практике это значит люстрацию, осуждение советского режима как преступного и т. п. Да, это затронуло бы половину страны. Да, это стыдно и больно — но без этого никакое нравственное движение вперёд немыслимо. Сегодня очевидно, что возможности и время для этого упущены. «Вставание с колен» противоречит христианскому осознанию мира. 26 Ср.: Творения святителя Игнатия. Собрание писем. Изд. Сретенского м–ря. М.: 2003, с. 474. 27 ОПК — Основы православной культуры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Действительно, вскоре после взятия Святейшего Патриарха, на Троицком подворье, где доселе пребывал Патриарх, появляется незаконное ВЦУ (Высшее Церковное Управление), организованное Антонином [Грановским] и Красницким. Это учреждение явилось корнем зла наших смутных дней... 3(16) июня [в книге ошибочно: июля. – Сост.] 1922 г. я вместе с бывшим Владимирским, а ныне, после принесённого им покаяния, Нижегородским митрополитом Сергием [Страгородским] и бывшим Нижегородским архиепископом Евдокимом [Мещерским], подписал известное всем из газет и в своё время нашумевшее заявление, в котором нами открыто признавалось ВЦУ. Сделал это я: 1) в силу гнетущих меня тогда обстоятельств и 2) мы думали признанием этого Церковного Управления спасти общее положение Церкви, предупредив анархию в Ней. Вместе с этим мы рассчитывали на предстоящий созыв Собора, который, по нашему мнению, должен был выяснить создавшееся положение. Но наши надежды не оправдались. Вместо ожидаемого мира и блага Церкви самозванные управители церковные внесли раздор и смуту. Этим самым они играли на руку безбожникам, как бы взяв у них подряд на разрушение Церкви. Эти подрядчики церковной разрухи на словах якобы отстаивали интересы Церкви, а на самом деле добивались ценою церковных разделений стяжать себе славу. И поистине прославились! Я считаю, что Синод, возглавляемый Евдокимом [Мещерским], является неприемлемым и даже вредным для Церкви учреждением. Состоя членом обновленческого Синода, я имел возможность близко присмотреться к его членам, главным деятелям и ответственным руководителям обновленчества и потому могу засвидетельствовать, что в этом Синоде сидят люди ничтожные в умственном и нравственном отношении. По самом тщательном рассмотрении всех обстоятельств обновленческих движений в течение двух лет я с несомненностью убедился, что оно в самой основе своей целиком покоится на сплошной лести и чудовищном обмане! Ввиду этого я всею душою раскаиваюсь в своём участии в обновленчестве и в доказательство искренности своего покаяния, снимаю с себя от 3(16) июня 1922 г. титул обновленческого митрополита, а также и звание члена самочинного Синода, и этот Синод, равно как и нечестивое сборище 1923 г., незаконно восставшее на Святейшего Патриарха, отрицаю и отметаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Об этом, конечно, скоро узнали власти и выслали его в отдалённый край Сибири. Старцу-узнику естественно было подумать, как это митрополит Сергий допустил такую неразумную агитацию, подвергшую его суровой опале?..» (Елевферий [Богоявленский ], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933). В добавление к приведённым данным редакция вносит отрывок недавно опубликованного секретного материала ОГПУ: «При рассмотрении означенного дела нашёл следующее. Группа черносотенных церковников, проходящих по следственному делу 36960, во главе с митрополитом Страгородским Сергием, Патриаршим Местоблюстителем, решила придать Церкви окончательно характер определенной антисоветской организации и с этой целью возглавить её Патриархом, произведя выборы его нелегально и наметив в качестве кандидата в таковые наиболее антисоветски настроенное лицо... В качестве наиболее желаемого кандидата группа наметила именно Смирнова Константина Илларионовича, митрополита Кирилла, наиболее черносотенного и активного контрреволюционного церковника, с 1919 года по настоящее время, с несколькими перерывами, подвергавшегося репрессиям за активную антисоветскую деятельность, с которым и снеслась по этому поводу. Смирнов в это время для окончания отбытия административной высылки был переведён в город Котельнич, где близко сошёлся с местным священником Агафонниковым... Немедленно у Кирилла начались приёмы, как у Патриарха. Причём обставлялись они крайне конспиративно, двери запирались и беседы велись шёпотом. Посещение церковников приняло повальный характер, приходило к нему до пяти человек зараз. На основании вышеизложенного Смирнов и Агафонников были арестованы вместе с арестом черносотенной группировки церковников. Настоящее дело, ввиду законченности его следствием, полагаю не присоединять к делу 36960, следствие по которому ещё продолжается. Виновность Агафонникова и Смирнова полагаю считать доказанной». (Цит. по статье М. Вострышева «Во имя правды и достоинства». Литературная Россия, 31.01.1992. 5). 173 Этот демагогический документ был составлен григорианскими раскольниками для того, чтобы скрыть от верующих масс своё действительное – незаконнорождённое – происхождение и одновременно, насколько возможно более, очернить в их же глазах личность и деятельность тогдашнего временного главы Церкви Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия, сорвавшего с раскольников маску радетелей о «благе Церковном» и назвавшего их надлежащим именем похитителей высшей церковной власти, со всеми вытекающими отсюда каноническими последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Можем не обинуяся исповедать, что только сознание служебного долга пред Святою Церковью не позволило нам, подобно другим, уклониться от выпадавшего на нашу долю столь тяжкого жребия, И только вера во всесильную помощь Божию и надежда, что Небесный Пастыреначальник в трудную минуту «не оставит нас сирых», поддерживала и поддерживает нашу решимость нести наш крест до конца. Мы верим, что «упование не посрамит нас» ( Рим.5:5 ) и в данном случае. Лояльное отношение к государственной власти, выраженное нами в воззвании от 16(29) июля с. г., создало для нашего церковного управления более благоприятную обстановку. Вслед за открытием деятельности Синода начинают постепенно открываться и епархиальные советы, например в Ленинграде, Смоленске, Твери, Вологде, Вятке, Рязани, Туле, Ростове-на-Дону и проч. Пустующие кафедры замещаются. Посылаемые с мест запросы по церковным делам находят в Синоде разрешения, и епархии своевременно оповещаются о состоявшихся решениях. Явилась возможность завязать официальные сношения и с Православными Церквами за границей, и прежде всего с Восточными Патриархами. Предстоятели Церквей Японской, Литовской и Латвийской, свидетельствуя своё полное единение духа с нашей Патриархией, выразили желание остаться к ней в установившихся канонических отношениях, а предстоятели Церквей Польской и Финляндской, каноническое положение которых окончательно ещё не решено, с готовностью сообщили нам сведения о своих церковных делах. Точно так же и значительное большинство духовенства русского в Западной Европе, во главе с Преосвященным Управляющим заграничными приходами митрополитом Евлогием [Георгиевским], архиепископом бывшим Белостокским Владимиром [Тихоницким], епископом бывшим Бельским Сергием [Королёвым] и бывшим Севастопольским Вениамином [Федченковым], возбудили ходатайство об оставлении их в ведении Московской Патриархии, дав соответствующие обязательства. В административном отделении от нас хотят быть лишь те, кто не может отрешиться от представления о христианстве как силе внешней и торжество христианства в мире склонен видеть лишь в господстве христианских народов над нехристианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Даров в храмах, подчиняющихся митрополиту Сергию, если в данной местности нет православного храма, хранящего неповреждённым своё каноническое отношение к Патриаршему Местоблюстителю. Молиться же о митрополите Сергии наряду с остальными архипастырями и вообще православными христианами (запись в поминовении, на проскомидии, молебнах и т. п.) не является грехом, это долг всех православных христиан, пока общецерковное рассуждение не объявит учинённое митрополитом Сергием злоупотребление доверенной ему церковной властью грехом к смерти ( Мф.18:15–17 ; 1Ин.5:16 )». Никоим образом слова эти не отвращают от Св. Причастия. На основании их миряне могут только воздержаться от обязательного участия в церковно-приходской жизни, подчиняющихся Вам и Синоду приходов. Если такое воздержание будет способно Вас потревожить даже до готовности пересмотреть свои мероприятия и отказаться от услуг Вашего соправителя, принёсших нам небывалое замешательство в чине церковном, то благодарное церковное общество встретит этот Ваш шаг как драгоценную решимость блюсти в неизменной целости принятый Вами на хранение церковный строй. Не отказывая моим суждениям в некоторой доле справедливости, Вы убеждаете меня признать “хотя бы излишнюю поспешность моего разрыва с Вами и отложить вопрос до соборного решения”. Между тем в обращении к Преосвященным о благовременности отмены клятв Собора 1667 г. Вы вместе с Синодом признаете, что «ожидать для этого нового Поместного Собора равносильно почти отказу от решения вопроса». Значит, к такому отказу Вы и призываете меня предложением ждать соборного решения, чтобы, таким образом, не мешать врастанию в церковную жизнь незаконного порядка, для накопления за ним такой давности, при которой возможность существования какого-либо другого церковного строя станет уже преданием. Я, конечно, не имею внешних полномочий воздействовать на Вас в случае отклонения Вашей общецерковной деятельности от надлежащего пути. Но нравственного моего права в данном случае Вы отрицать не должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

До 1931 года Василий Адаменко был активным обновленцем, участвовал в различных миссионерских мероприятиях, издавал собственные переводы богослужебных текстов 1593 и брошюры о церковных реформах. 1594 В 1931 году Василий Адаменко был принят в церковное общение митрополитом Сергием (Страгородским) , который не возражал против того, чтобы Ильинский приход сохранил принятый там распорядок жизни. В 1943 году митрополит Сергий пытался вернуть протоиерея Василия Адаменко из лагеря, но это ему не удалось. 1595 13.4. Эффективность миссии глазами государства Несмотря на прямое противодействие государства, полностью прекратить учительную деятельность Церкви не удалось. Агентурные сводки, составляемые спецслужбами для руководства страны, постоянно сообщали о лекциях, кружках, приходских собраниях и других церковно-просветительских мероприятиях. О том, что эта работа приносила плоды, свидетельствуют результаты переписи 1937 года, в ходе которой большая часть жителей СССР назвала себя верующими. Несмотря на кажущееся обилие материала, очень трудно делать какие-либо выводы о результативности миссионерской деятельности в предвоенные годы. Здесь не помогает обращение к мемуарной литературе, поскольку мемуарист описывает жизнь того социума, к которому принадлежит, перенося принятую здесь систему взглядов на весь мир. Из воспоминаний активного члена христианской общины можно заключить о живой и активной религиозной жизни, а из воспоминаний комсомольца – о полном уничтожении последней. Поэтому для выяснения вопроса о том, насколько эффективной была проповедь православных миссионеров, следует обратиться к источникам, во-первых, массовым, а во-вторых, претендующим на объективность. В качестве таковых мы будем использовать ежемесячные отчеты о положении в стране, которые готовились для руководителей государства, а также материалы переписи населения 1937 года. 13.4.1. Религиозная активность по донесениям Лубянки Ежемесячные отчеты о положении в стране интересны, в первую очередь, тем, что они содержат информацию из разных регионов страны. Поскольку церковная проблематика в этих обзорах занимает далеко не основное место, факт упоминания религиозно-просветительских кружков, проповедей и массовых паломничеств свидетельствует о том, что эти события имели значительный резонанс: о мелочах авторы сводок не упоминали. Сейчас существенная часть этих отчетов опубликована, поэтому относительно несложно проследить, какие из организованных Православной Церковью мероприятий власти считали для себя опасными. Следует помнить, что, говоря о просветительской и миссионерской деятельности, авторы отчетов называли «православными церковниками» всех – и тихоновцев, и обновленцев, и непоминающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Письменный опрос архиереев происходил с ведома Сергия. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства. В начале октября 1926 года к нему в Нижний приезжал епископ Павлин (Крошечкин), сообщивший о планах письменного опроса и просивший совета, как поступить ему. Сергий завил, что как заместитель патриаршего местоблюстителя он сможет поддержать этот план лишь в случае обращения к нему авторитетных архиереев. Спустя месяц-полтора Павлин вернулся и представил подписи ряда авторитетных епископов. Ознакомившись с текстом и увидев, что уже порядка двадцати пяти человек, в том числе и соловецкие епископы, высказались за проведение письменного опроса, Сергий написал обращение к иерархам с предложением высказаться по существу и отдал этот документ Павлину. Обращение Сергия также распространялось вместе с другими документами об опросе иерархов. Но… ОГПУ не дремало и вскоре напало на след. Начались массовые аресты епископов по наскоро сфабрикованному делу «о контрреволюционной группе, возглавляемой митрополитом Сергием». По оценкам современников, в тот период на различные сроки ссылки и тюрьмы были приговорены не менее сорока русских епископов. Бросили в вятскую тюрьму и митрополита Кирилла, отбывавшего ссылку в Зырянском крае, срок которой вот-вот должен был закончиться. Наконец, к середине ноября подобрались и к митрополиту Сергию. Его обвинили не только в организации «незаконного сбора» подписей епископов под предложением, не санкционированным советской властью, но и в поддержании «незаконной» переписки с заграничным духовенством. Сергий был арестован и вывезен из Нижнего Новгорода в Москву, на Лубянку. …Московские обыватели и гости, толпившиеся в ранний час на перроне Курского вокзала, с удивлением наблюдали странную картину. Черный «воронок» подкатил вплотную к последнему вагону состава, только что прибывшего из Нижнего Новгорода. Молодой солдатик с винтовкой наперевес вскочил на подножку и быстро прошел в вагон, еще двое встали с двух сторон от двери. Через несколько минут показался высокий старик с непокрытой головой, с черной с густой проседью длинной бородой. Тяжело спустившись, Сергий Страгородский , а это был он, сделал шаг и, взятый с двух сторон под руки конвоирами, был посажен в автомашину. Рядом поместились и конвоиры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010