Обычно на открытие выставок, как и сейчас, приглашались высокопоставленные особы. Выставку открыла одна из самых известных благотворительниц дома Романовых - Великая княгиня Мария Павловна, супруга великого князя Владимира Александровича/сына российского императора Александра II/. Сам Великий князь Владимир Александрович дважды посетил выставку, осмотрел разделы,  приобрел восковые свечи  Валаамского монастыря, а также получил в подарок икону. Выставка работала довольно продолжительное время (1,5 месяца) и ежедневно ее посещали священники, представители царствующего дома, члены Священного Синода, прихожане.  Выставку нельзя назвать общедоступной, т.к. входная плата была довольно высока – 50 коп, дети и учащиеся платили половину суммы (напомним,  что заработная плата квалифицированного рабочего составляла в это время 20-25 руб.). Разнообразной была культурная программа выставки. Это были, главным образом, концерты духовной музыки в исполнении церковных хоров, кроме того, проходили концерты известных музыкантов и исполнителей. Интересно, что 1 апреля демонстрировался фильм о Саровских торжествах по канонизации св. прп Серафима Саровского. Участники выставки получили награды: по разделу монастырских работ почетные дипломы (Grand prix) получили Ново-Тихвинский горно-Уральский женский монастырь и Балашовский Покровский женский монастырь, большие золотые медали – Московский Ивановский женский монастырь и Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь, малые золотые медали – Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь, Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Киево-Покровский женский монастырь и др.  Московская Синодальная типография Высшую награду Grand prix получила  за художественное печатание, изящные переплеты, серебряные украшения для Евангелия и Апостола  и редкое собрание старопечатных книг в типографской библиотеке. Высшую награду Grand prix получил художник и иконописец Василий Павлович Гурьянов.  В.П. Гурьянов  участвовал в реставрации икон Московского Успенского собора (1896 г.), по заказу  Государя Императора  написал иконы, украсившие в 1903 году раку и сень над мощами св. преподобного Серафима Саровского, а позднее  в 1906 году в Успенском соборе Саровской пустыни отреставрировал 150 икон. На выставке им была представлена богатая коллекция работ, 12 икон из этого собрания приобрела  Императрица Александра Федоровна. Интересно, что высокие награды, полученные на этой выставке, в дальнейшем были подтверждены на международном уровне. Например, издание «История России в портретах по столетиям», подготовленная Покровской общиной сестер милосердия, в этом же 1904 году получила золотую медаль на Парижской выставке.

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavny...

В 1887 году Святейший Синод Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание Барской иконы Божией Матери 1 (14) октября - в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. 14 октября 1921 игуменьей Софией (Рачинской) был составлен Акафист Пресвятой Богородице в честь Барского чудотворного образа. В начале 60-х годов ХХ века Барский Свято-Покровский женский монастырь был закрыт безбожной властью, а сестры переведены в Браиловский женский монастырь. Чудотворный Образ монахиням удалось спасти - насельницы успели передать икону благочестивым местным жителям. А в 1962 году закрыли и Браиловский женский монастырь, тогда игуменья Клавдия с монахинями Серафимой, Херувимой, Амвросией и инокиней Гавриилой купили половину дома в г. Бар, забрали туда икону и спрятали ее. Они свято чтили этот Образ и просили Царицу Небесную об открытии обители, ведь издавна эта икона находилась в монастырских стенах и ее называли Барской-монастырской. В подполье древний образ находился до 90-х годов ХХ века. Тогда же вышло постановление правительства о передаче культовых сооружений верующим, но Барский монастырь был передан католической церкви. Последней хранительницей чудотворного Образа Божьей Матери была матушка Гавриила. В старости и по болезни ей пришлось передать икону в 1994 году в Одесскую епархию, где она находилась до 1999 года. В 1999 году древняя святыня была привезена в город Бар и Крестным ходом принесена в Свято-Успенский собор, где ее установили в особом киоте у иконостаса. Верующие снова потянулись к чудотворному образу, с молитвой прибегая к заступничеству Царицы Небесной. В 2002 году митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий благословил создать в городе Бар общество в честь Барской иконы Божией Матери. Вскоре на окраине города началось строительство храма блаженной Матроны Московской, возле которого и образовалась община. 1 июня 2010 Указом архиепископа Симеона, Винницкого и Могилев-Подольского, храм блаженной Матроны Московской и земли были переданы под скит Браиловского женского монастыря. Игуменья Антония с сестрами постепенно начали восстанавливать монашескую жизнь в новой обители. Началось строительство ограждения, Святых ворот и сестринского корпуса с трапезной и кельями. В этом же году 19 октября состоялось освящение Храма блаженной Матроны Московской.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В обители была создана целая система благотворительных учреждений. Медицинские заведения обители отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. В обители работали лучшие киевские врачи. В 1923 г. обитель была упразднена, а осенью 1941 г. возродилась. Осенью 1943 г. линия фронта приблизилась к Киеву и монастырь попал в запретную зону. Монахини во главе с игуменией отказались покинуть обитель, невзирая на угрозы и приказы фашистских властей. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, инокини 40 дней, до самого освобождения Киева, пробыли здесь с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев. Престольный храм, сооруженный великой княгиней, имеет приделы св. арх. Михаила и прп. Агапита Печерского. В саду, восточнее храма, находится могила самой инокини Анастасии, а южнее - собор свт. Николая Мирликийского (1896-1911 г.г.; крупнейший в Киеве храм вмещает до 3 тыс. чел.) с боковыми приделами прп. Сергия Радонежского (левый) и Всех святых (правый), а также нижним подземным ярусом-храмом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (боковые приделы: левый - св. Архангела Михаила, правый - прп. Серафима Саровского). Святыни: вышеупомянутая Почаевская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель принимает паломников. Есть богадельня для женщин-мирян. Свято-Покровский женский монастырь в г. Киев В 1881 г. великая княгиня Александра Петровна покинула Петербург и поселилась в Киеве, где приступила к осуществлению своей мысли создания монашеской общины. Последняя задумывалась ею не только, как женский монастырь, но и как лечебное учреждение для бедных. В течение 1889-1911 г.г. на территории монастыря велось масштабное строительство. Было построено около 30 зданий, в том числе, лечебные учреждения. Медицинские заведения обители, в которых работали лучшие медики города, отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. Именно здесь появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Благотворительная больница при монастыре получила имя Николая II, посетившего монастырь, и благодаря образцовому содержанию, приобрела широкую популярность.

http://sobory.ru/article/?object=02898

С 1852 по 1862 гг. в Иоанно-Мариинской обители произошло много перемен. Стараниями святителя Игнатия Брянчанинова пустынь была возведена во второклассный монастырь «с тем, чтобы монастырь сей, оставаясь при настоящих способах его содержания, не лишен был и того, какие откроются для него впоследствии». Преосвященный Феофилакт, прибывший на место святителя Игнатия, совершил первый постриг избранных сестер. По свидетельству архивных источников, «в 1861 году усадебная земля, принадлежащая монастырю, законным порядком была обмежевана и огорожена протоиереем Феодором Поспеловым на свои средства в пользу всего причта. А в 1914 году земля эта с согласия причта находилась во временном пользовании второклассной школы». В 1863 г. была основана монастырская церковно-приходская школа, рассчитанная на 45 учащихся девочек; на содержание школы от монастыря ассигновано 400 рублей в год, в том числе 300 на содержание учительницы. Формулярные списки церковно и священнослужителей Кавказской епархии за 1865 г., находящиеся на хранении в ГАСК, дают достаточно подробную информацию о жизнедеятельности настоятельниц, монахинь и послушниц Иоанно-Мариинского монастыря. Наиболее яркой личностью в монастыре была первая настоятельница - игуменья Серафима. Принадлежала она к купеческому сословию. В 1818 году оставшись сиротою, после смерти родителей в малолетстве, была отдана на попечительство в Ладинский женский монастырь. Обучалась там читать, писать, петь. Достигнув совершеннолетия, изъявила желание остаться навсегда в монастыре, поэтому и была определена Полтавским епархиальным начальством в Ладинский Покровский монастырь в число послушниц. 12 ноября 1833 г. Серафима была пострижена в монашество. По распоряжению игуменьи Покровского монастыря в 1844 г. сестра Серафима определена на должность уставщицы правого клироса. В 1852 г. в открывшуюся Ставропольскую Иоанно-Мариинскую женскую общину монахиня Серафима была вызвана епископом Кавказским и Черноморским Иоанникием и утверждена в ней настоятельницею.

http://sobory.ru/article/?object=21079

Социально-благотворительная деятельность играла главную роль в жизни женских обителей и была гораздо обширнее, чем в мужских монастырях. Объясняется это не одним только различием между мужской и женской натурой, но и тем, что многие женские монастыри выросли именно благодаря своей социально-благотворительной миссии, стали в этом отношении примером для других обителей и обрели признание и любовь народа. В 1887 г., например, российские монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри; при этом мужских монастырей было тогда 469, а женских только 202 (отчет за 1887 г.). В 80–90 гг., в эпоху Александра III (1881–1894), когда правительство поощряло учреждение церковно-приходских школ, почти во всех женских монастырях открывались такие школы, обычно для девочек, и всегда на средства самих монастырей 5 . Большинство новых женских монастырей, появившихся в XIX столетии, выросло из общин. Эти общины, за очень редким исключением, придерживались общежительного устава. Возникали они всегда по почину отдельных подвижниц. Женщины и девушки собирались вместе за каким-нибудь рукоделием, которое начиналось и заканчивалось общей молитвой; за работой грамотные читали аскетические книги: жития святых и др. В конце концов, складывалась община с совместным проживанием сестер. Они жили на выручку от продажи изделий своего изготовления. Общая молитва постепенно приводила к введению правильного монастырского богослужения, Божественную литургию совершали священники из близлежащих приходов. Наконец, сестры обращались в Синод с прошением преобразовать их общину в женский монастырь 6 . В истории духовного окормления русских женщин совершенно особое место принадлежит преподобному старцу Серафиму Саровскому. Казанская Дивеевская община, возникшая в 1780 году, на протяжении многих лет в своей внутренней религиозно-аскетической жизни самым тесным образом связана была с преподобным Серафимом. Он основал еще одну, девичью общину — Мельничную. В 1842 году они слились в Серафимо-Дивеевскую общину, которая позже, в 1861 году была преобразована в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Еще два женских монастыря в этой местности духовно окормлялись преподобным Серафимом: Покровский (в городе Ардатове) и Спасо-Зеленогорский. Все эти обители были широко известны строгостью соблюдения монастырского устава: совершенным общежитием, аскетическим деланием и неукоснительным исполнением богослужебного устава; особенно знаменит был Серафимо-Дивеевский монастырь 7 .

http://pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 26 февраля 1915 г. скит Феофания возводится в самостоятельный общежительный Свято-Пантелеимоновский монастырь, настоятель которого избирается из числа монашествующей братии. С приходом советской власти монастырь терпит притеснения и гонения. В 20-х гг. ХХв. на территории Феофании располагается детский дом, позже агрошкола. В сентябре 1930 г. все четыре храма обители были закрыты, а именно: 1. Храм в честь чуда Архистратига Михаила (построен в 1803 г., возобновлен в 1861 и 1872гг.); 2. Храм Всех святых на монастырском кладбище (построен в 1869 г.); 3. Храм во имя иконы Божией Матери, именуемая " Владимирская " (построен в 1900 г.); 4. Собор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона (построен в 1914 г.); Все здания со скотными и птичьим дворами были переданы сорабкооповскому хозяйству и профсоюзной школе. Монастырь прекратил свое существование. С 1961 г. все постройки и территория монастыря переходит в распоряжение Института механики АН УССР, сотрудники которого проводили в здании собора разные эксперименты, в т. ч. со взрывами направленного действия. 20 мая 1990 г. изуродованное здание Собора было возвращено Церкви и первым его настоятелем был назначен архим. Серафим (Демьнив), ныне еписком Яготинский, викарий Киевской митрополии. Стремлясь не только возобновить Собор, но и возродить монашескую жизнь на месте древней обители, настоятель Серафим обратися к игумении Свято-Покровского монастиря с предложением устроить в Феофании женский скит. По благословенню блаженнейшего Владимира (Сабодана) митрополита Киевского и всея Украины матушка Маргарита (Зюкина) благословила в Феофанию первых сестер. Так зажжена была лампада нового монастыря. Возобновились ежедневно Богослужения, обычай неусыпного чтения Псалтири, налаживался монастырский быт, пошло восстановление всех корпусов обители. В 1998 г. блаженнейший митрополит Владимир освятил отремонтированный Собор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона. С 2002 г. скит Феофания стал самостоятельным общежительным монастырем, из числа сестер была избрана игумения Елисавета (Андреева). В 2005 г. построен монашеский корпус с домовым храмом в честь чуда Архистратига Михаила с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=05911

На Вербное воскресенье, — повествует далее «Новый путь», — отцы были в г. Сенно, где устроили первое Богослужение, на котором присутствовало свыше 1000 молящихся. Там же было крещено свыше 200 детей, как, впрочем, и в ряде других мест, через которые лежал путь отцов-миссионеров. Накануне праздника Св. Пасхи отцы Серафим и Григорий прибыли в Витебск и остановились в приходе Свято-Казанской церкви в Марковщине, где их также исключительно радостно приняли прихожане. Далее путь миссионеров лежал на Оршу. Известно, что по дороге они останавливались в Богушевске, где многих крестили, а также в Быхове, Жлобине, Могилеве и других городах и селах, неся народу Слово Божие. Позже они осели в Гомеле, сделав его центром своей проповеди. Служили в Свято-Петропавловском кафедральном соборе, посещая и окружные приходские храмы. Недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники открыли женский монастырь, собрав тридцать сестер, из которых выбрали игуменьей монахиню Поликсению. Архимандрит Серафим постриг в рясофор Манефу Скопичеву. Правда, монастырь просуществовал недолго, — только до сентября 1943 года. В сентябре 1943 года миссионеры выехали в Бобруйск и через некоторое время возвратились в Минск, закончив свое путешествие. Везде, где побывал о. Серафим, им собирались материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь Беларуси в довоенные годы. Он рассказывал о том, что ко времени посещения им восточной Беларуси на всей ее территории не было ни одного епископа, причем нигде не было (за исключением Орши) ни одного открытого для Богослужения храма; что духовенство в Большинстве своем и повсеместно было сослано, заточено в тюрьмы, а многие расстреляны; что церкви были превращены в клубы, театры, амбары и многие из них разрушены; что народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить и был временный перерыв, и в Гомеле тоже при нашем отъезде зарыдал весь народ... Посетив в годы военного лихолетья Восточную Беларусь, архимандрит Серафим (Шахмуть) явился первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители Церкви Православной в предвоенные два десятилетия.

http://pravicon.com/info-3345

Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских. Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. Благовещенский собор (2012-2022). Освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Домовая церковь равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г. Трапезный храм блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г. Скиты Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др. Святыни Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Святые источники Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

«А я богата лишь усердием» Деревушка Сомовка, спрятавшаяся от центральных проезжих дорог, не привлекала внимания путешественников. Поэтому в дореволюционных путеводителях Сомовский Варваринский женский монастырь чаще называют Нижнедевицким. По ближайшему заметному населенному пункту – уездному городку Нижнедевицку. Первый храм в Сомовке, посвященный великомученице Варваре, строился по проекту воронежского архитектора Александра Кюи. Одновременно рядом шло строительство большого десятикомнатного дома с мезонином. Через два года и пять месяцев церковь была готова к освящению. Освящать её приехал епископ Воронежский Серафим (Аретинский) 16 октября 1866 года. Ещё одна важная дата в истории обители. В этот день уже сам архиерей выразил желание устроить в Сомовке не просто новый приход, а новый монастырь. И уже на следующий день после освящения храма (о как действенно архиерейское благословение!) при нём начала собираться община женщин, желающих жить по иноческому уставу. В первое время наставницей их была игумения Воронежского Покровского женского монастыря Анастасия. Из всех желающих она оставила лишь двадцать женщин «примерной нравственности». Тех, кто действительно готов был «намаливать» место будущей обители. Варвара Петровна подкрепила благочестивый порыв материальными средствами, пожертвовав зарождающейся обители земли и другие угодья в окрестностях Сомовки. Вскоре она прибыла в Воронеж, чтобы вновь встретиться с епископом Серафимом и обсудить детали. Однако даровать молитвенному дому при новопостроенном в Сомовке храме статус монастыря мог только Святейший Синод. Тут благословения епархиального архиерея было недостаточно. Бывать длительное время в Петербурге Варвару Петровну вынуждали и семейные обстоятельства. Сыновья подрастали, и им нужно было искать свое место в обществе. Забегая вперед, можно сказать, что все они выросли, достойными людьми. Видя перед собой пример матери, братья Сомовы остались в истории воронежского дворянства как щедрые благотворители. Но в ту пору они были ещё слишком юны, чтобы оказать родительнице ощутимую помощь в нелегком деле. Святейший Синод требовал от В.П. Сомовой гарантий, что новая обитель не окажется сразу в нужде, а будет обеспечена всем необходимым. Вдовая помещица честно признавалась, что «богата лишь усердием». И тут на помощь пришел брат мужа – Афанасий Николаевич Сомов, в 1868 году ставший Тверским губернатором. Он обратился в Синод с ходатайством, был горячо поддержан митрополитом Петербургским Исидором, и вопрос решился положительно. 26 сентября 1870 года Святейший Синод учредил в Сомовке Варваринскую общину. Без права пострижения в иночество. Варвара Петровна и этому была рада.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/18/dve_va...

После восстания РДМ переселилась на территорию дворца китайского князя, расположенную в северо-восточной части Пекина и называвшуюся Бэйгуань. Усилиями главы РДМ епископа Переяславского Иннокентия (Фигуровского, впоследствии митрополита Пекинского и Китайского, +1931) на этой территории был постепенно возведен Пекинский Успенский монастырь, где построили четыре храма - Успенский, Всех Святых Мучеников, где покоились честные мощи китайских мучеников, святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского. Образовался и женский Покровский монастырь. РДМ развернула обширную издательскую и переводческую деятельность (на китайском языке были изданы Новый Завет, Псалтирь, Воскресный Октоих, Служебник, Часослов, Требник, чинопоследования двунадесятых праздников, многочисленная катехизическая и вероучительная литература, китайско-русский словарь и др.), всемерно способствовала распространению православия в Северном и Северо-Восточном Китае. Постепенно сформировалась группа китайского православного духовенства. После революции 1917 г. РДМ обратила все свои усилия на оказание помощи обширной российской эмиграции, прибывшей в Китай. Постепенно помимо Пекина сформировались и другие центры православия - Харбин и города вокруг него, Порт-Артур и Дальний, Шанхай, Внутренняя Монголия (район Трехречья) и Синьцзян. Были построены величественные храмы, в том числе кафедральный собор в честь иконы Божией Матери " Споручница грешных " в Шанхае, Благовещенский и Свято-Николаевский соборы в Харбине. В 1945 г., после окончания войны большая часть православных архиереев, находившихся в Китае, воссоединились с Русской Православной Церковью. В июне 1946 г. был образован Восточно-Азиатский Экзархат с центром в Пекине (к 1950 г. включал Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тяньцзиньскую и Синьцзянскую епархии). После прихода компартии к власти в Китае в 1949 г. положение РДМ сильно осложнилось: русские беженцы, в том числе и духовенство, направились за пределы страны. Те, кто оставались в Китае, постоянно ощущали давление со стороны атеистических властей. К 1954 г. Экзархат был ликвидирован, а все церковное имущество (в том числе 73 церкви, часовни и молельных дома) передано советскому посольству. Духовенство в последующие годы разъехалось, кто в СССР, кто на Запад. В 1956 г. Священный Синод РПЦ даровал автономию Китайской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010