В 1821-1843 гг. епархия находилась под упр. митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) . Митрополит нечасто бывал в Новгородской губ.: в 1824 г. приезжал на месяц, в 1834 г.- на 20 дней для осмотра результатов ремонта в Софийском соборе и обозрения церквей и мон-рей, в 1836 г.- на 20 дней по епархиальным делам. Во время его управления произошли нек-рые изменения в новгородских мон-рях: в 1822 г. было добавлено 13 монашеских вакансий в Кирилловом Новоезерском мон-ре, в 1826 г.- 5 вакансий в Сырковом жен. мон-ре, в 1827 г. назначен денежный оклад Филипповой Ирапской пуст., в Юрьевом мон-ре был введен общежительный устав, к нему была приписана ц. Рождества Пресв. Богородицы бывш. Перынского мон-ря; в 1830 г. Преображенский муж. мон-рь в Ст. Руссе причислен ко 2-му классу, в Юрьевом мон-ре было учреждено 17 больничных вакансий; в 1832 г. было испрошено из казны ежегодное пособие для Кириллова Белозерского мон-ря (1 тыс. р.) и Антониева мон-ря (500 р.) (Там же. С. 165-169). 21 апр. 1828 г. территория Олонецкой губ. отделена от Новгородской епархии и выделена в самостоятельную Олонецкую епархию. Улучшилось финансовое положение Новгородской епархии: в частности, свечной доход за 1830-1831 гг. вырос более чем в 2 раза (до 27,8 тыс. р.). Серьезное участие в управлении епархией принимал еп. Старорусский Тимофей (Котлерев ; 1827-1834; впосл. архиепископ), неоднократно совершавший ее объезды, осуществлявший надзор за деятельностью архим. Фотия (Спасского) в Юрьевом монастыре и др. В 1834 г., при настоятельнице игум. Максимилле (Шишкиной), к 1-му классу был причислен новгородский женский Духов монастырь. Фактически самостоятельно в связи с болезнью митр. Серафима управлял Новгородской епархией еп. Старорусский свт. Феодотий (Озеров ; 1837-1842; впосл. архиепископ). Неоднократно (в янв.- февр. 1843 до приезда в С.-Петербург нового архиерея, в 1845-1846 и в 1848) управление епархией временно вверялось еп. Старорусскому Леониду (Зарецкому; 1843-1850).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Впрочем, в декабре (8) того же года князем Голицыным было сообщено тверскому архиепископу высочайшее повеление: «Государь Император, находя, что по управлению епаршискими делами присутствие архиерея должно быть сопряжено с вящшей пользой для паствы, и приняв то в соображение, что преосвященный Мефодий так долго не был в епархии, повелел сообщить его преосвященству, чтобы он оставался в епархии ему вверенной впредь до того, когда об обратном его вызове в С.-Петербург дано будет повеление». Сего повеления и не последовало; но 1 января 1813 г. князем Голицыным было объявлено Св. Синоду другое, коим указывалось присутствовать в Св. Синоде минскому архиепископу Серафиму (Глаголевскому) на том же самом основании, на каком был вызван в 1806 г. бывший епископ калужский Феофилакт. Серафим, как в свое время Феофилакт, не получал содержания, пока 6 ноября 1813 г., как в свое время относительно Феофилакта, не последовало особого высочайшего повеления о производстве минскому архиепископу Серафиму «из общих сумм на духовный департамент положенных жалования по штату Синода противу прочих членов во все то время, пока он будет присутствовать в Синоде, считая его производство с 1 января текущего года». В декабре того же года вызван присутствовать в Синоде и черниговский архиепископ Михаил (Десницкий) на том же самом основании, как и минский архиепископ Серафим. Михаилу также повелено производить содержание из сумм на духовный департамент положенных по штату Синода против прочих членов во все то время, пока он будет присутствовать в Синоде. Вызов в Синод Серафима и Михаила для присутствования надо поставить в связи прежде с отсутствием, а потом и с совершенным увольнением из Синода рязанского архиепископа Феофилакта. Последний по высочайшему повелению от 27 ноября 1812 г. был командирован в разоренные во время нашествия Наполеона, епархии для приведения из в должный порядок. Отсутствие Феофилакта из Синода продолжалось до весны 1813 г. и 23 апреля сего года князь Голицын докладывал Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Корсунская икона Божией Матери «Умиление». Ок. 1828 г. (?). Воспроизведение из кн. «Лавры, монастыри и храмы на св. Руси» (СПб., 1908) С кон. XIX в. К. и. почиталась одной из святынь столицы, на поклонение к к-рой стекались верующие. Икона представляла собой список Корсунского образа, находившегося в моленной митрополичьих покоев Александро-Невской лавры Серафима (Глаголевского), митр. С.-Петербургского (1821-1843); оригинал был написан «простой кистью» в 1784 г., при Гаврииле (Петрове), митрополите С.-Петербургском. В 1828 г., в день памяти св. Александра Невского (30 авг.), образ увидел обер-егермейстер имп. двора Д. Л. Нарышкин. Он признал в этом изображении сходство с иконой Божией Матери, явленной ему в видении, и по благословению владыки Серафима Нарышкин заказал копию «лучшему художнику». Во 2-й пол. XIX в. образ сначала находился у гр. Е. Д. Эртцен, а затем у ее воспитанницы А. А. Алексеевой, проживавшей на Лиговке, «в одной из дешевых квартир в доме барона Фредерикса», близ Знаменской ц. Дореволюционные исследователи писали, что это жилище стало прибежищем для недужных и страждущих, искавших помощи у иконы, к-рая постепенно приобретала известность. После того как перед ней молился св. Иоанн Кронштадтский, пораженный «красотой изображенных на иконе ликов», Алексеева пожертвовала образ в церковь. 18 февр. 1894 г., при настоятеле прот. Петре Смирнове, с благословения Палладия (Раева), митр. С.-Петербургского и Ладожского, К. и. была перенесена в Исаакиевский собор; во время перенесения произошло исцеление сухорукой А. В. Ераксиной, жены соборного певчего. К. и., помещенная в серебряный с золочеными украшениями киот, в серебряной ризе, к нач. XX в. стояла около левого столба собора на особом аналое. Иконография представляла собой традиц. оплечный извод «Умиление» с Младенцем на правой руке Богородицы. Празднование иконе приходилось на 9 окт.; кроме того, в первых числах каждого месяца по благословению митр. Палладия перед ней торжественно служили канон молебный Богородице. После революции судьба К. и. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

«1. Ко­миссии путем личного расследования и опроса экскурсо­водов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского). митрополита Исидора (Никольс­кого) и Палладия (Раева) - перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепис­копа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анас­тасия (Александрова). Могилы перехороненных на клад­бище епископов: Бориса (Плотникова). Гермогена (Доб­ронравова) и др. иерархов найти не удалось... 2. О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Пе­тербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого). Се­рафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами уста­новлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Ду­ховской церкви, а именно: а) Митрополит Михаил (Десницкий) - погребен на месте, где стоял жертвенник церкви. Доска с барелье­фом Владыки, находившаяся на наружной стене алтаря, хранится в Музее городской скульптуры в б. риз­нице Благовещенской лаврской церкви. б) Митрополит Серафим (Глаголевский) - был погре­бен пред местною иконою «Сошествия Св. Духа». Доска с надписью находится в Музее-усыпальнице Суворова. в) Митрополит Антоний (Рафальский) - погребен пе­ред иконою Божией Матери в церкви Св. Духа. Доска с надписью находится в Музее - усыпальнице Суворова. г) Митрополит Никанор (Клементьевский) - погребен в царских вратах Свято-Духовской церкви. Доска мемо­риальная хранится в Музее городской скульптуры; вторая доска с надгробным словом Епископа Макария Булгако­ва хранится в Музее городской скульптуры. д) Митрополит Григорий (Постников) - погребен (по указанию Рункевича в «Истории Александро-Невской Лавры» стр. 904), в алтаре Свято-Духовской церкви, а по данным «Историко-статистических сведений о СПб Епархии» выпуск 8, стр. 74, СПб. 1884 г. - в Лаврской Благовещенской церкви. Мемориальная доска и доска со словом ректора Семинарии Архимандрита Платона - не сохранились.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

2038 В середине XIX в. Таврический дворец – одна из императорских резиденций. Прот. Г. П. Павский (см. ниже) был учителем Закона Божия и Священной истории при будущем императоре Александре II. 2039 Прот. Г. П. Павский (1787–1863) – 1-й магистр I курса С.-Петербургской ДА (1814); оставлен преподавателем еврейского языка и богословия. Один из лучших знатоков иврита своего времени, переводчик Ветхого Завета, автор официального учебника по древнееврейскому языку для духовных учебных заведений; после запрета Российского Библейского общества не отказался от деятельности, начатой под эгидой Общества. Сначала 1830-х гг. – в конфликте как с консерваторами ( митр. Серафимом (Глаголевским), митр. Филаретом (Амфитеатровым) , гр. Н. А. Протасовым ) , так и с бывшими единомышленниками, сделавшими успешную карьеру ( митр. Филаретом (Дроздовым) ) . В 1835 г. по инициативе митрополитов Серафима (Глаголевского) и Филарета (Дроздова) отстранен от преподавания в С.-Петербургской ДА. 2043 Возможно, общехристианская аскетическая практика, однако популярная, требуемая и письменно зафиксированная прежде всего в западном христианстве (ср. с практикой ежевечернего испытания совести в католицизме). Подробнее о практике сочинения св. Игнатия Лойолы в новейших переводах А. Н. Коваля: 1) Духовный дневник//Точки=Puncta. М., 2002. 1/2 (2) (Янв./июнь). С. 161–238; 2) Духовные упражнения. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. (Bibliotheca Ignatiana: богословие, духовность, наука). 2044 Данная практика – назначение студента старшего отделения (III–IV курсы) в качестве надзирателя над студентами младшего отделения (I–II курсы) – нашла свое отражение в мемуарах Гилярова (см., например: Из пережитого. 2009. Т. 2. С. 60, 76–77). 2045 Источник не установлен. Среди «Канонических правил» св. Василия Великого ничего подобного не содержится, а 14-е правило звучит: «Вземлющий лихву, если захочет неправедную корысть истощить на нищих и впредь от недуга любостяжания свободен быть, может принят быть в священство».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

212 Архимандрит Арсений, присланный в 1815 г. в Россию патриархом Поликарпом для сбора пожертвований, возглавлял Иерусалимское подворье в Москве с момента его основания в 1818 г. до октября 1822 г., когда был отстранен от настоятельства Святейшим Синодом, с того времени и до 1836 г. пребывал под запрещением в монастырской тюрьме в Суздале. 213 Архимандрит Венедикт был в 1815–1825 гг. управляющим имениями Святого Гроба в Грузии. Очевидно, по делам иерусалимских имений в Тифлисе («по делам земледелия») он и находился в Петербурге. 215 Эта цифра, как следует из других посланий патриарха Афанасия, соответствует 12 млн. пиастров, или, в пересчете по тогдашнему курсу, около 1 млн. руб. серебром. 216 Как явствует из граматы Патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архимандрита Арсения (июль 1819 г.; см. выше документ в Москву, в церковь св. апостола Филиппа (Иерусалимское подворье), были присланы в качестве благословения, хранившиеся прежде в Константинополе, в ризнице Святогробского подворья, крест с частицей Животворящего Древа, Иерусалимская икона Божией Матери и часть мощей (десница) великомученика Евстафия Плакиды. Московские церковные власти проявили подобающую осторожность. Было решено «ящик с крестом и мощами хранить в ризнице Чудова монастыря, а образ в Филипповской (т. е. церкви апостола Филиппа) ризнице, и оных отнюдь за чудотворные или явленные не выдавать, а десницу за мощи не прославлять» (см. донесение митрополита Московского Серафима (Глаголевского) в Св. Синод от 18 декабря 1819 г.//Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. Выписки из дел архива Святейшего Синода: 1814–1844 гг. T. I. Ркп. Библиотеки Императорского Православного Палестинского Общества (шифр: ИППО. Б. III. 512), с. 125–126). 217 В черновом автографе год не указан. В письме речь идет об освящении нового каменного придела в честь святителя Николая Чудотворца в церкви апостола Филиппа, устройство которого было начато при игумене Виссарионе, а завершено при иеромонахе Филарете. По содержащимся в письме сведениям об освящении храма, состоявшемся 20 сентября 1852 г., можно предположить, что письмо написано в октябре 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

82 Филофея, род. 1807 г., от Диякона села Закобякина Ярославской Губернии; по окончании учения в Московской Академии Магистром, 1832 г. монах; с 1838 Баккалавр; за тем Инспектор Петербургской Академии; 1839 Архимандрит; 1842 Ординарный Профессор Богословия и Ректор Семинарий: Харьковской, потом Вифанской и Московской; 1849 Епископ Дмитровский и Викарий Московский; с Августа 1853 Костромской; с Февраля 1857 Тверской и Архиепископ. О. Б. 84 Андрей Райковский, Магистр Петербургской Академии 4-го выпуска (не списку 2–й), Профессор в ней Общей Гражданской Истории с Августа 1821 года, Протоиерей Казанского собора и Член Духовного Цензурного Комитета при Академии 1841–1845 г. О. Б. 88 «Первая седмица Великого Поста для приготовляющихся к исповеди и причащению Св. Таин». 2 изд. Москва. В типографии Степанова, 1842, в 12 д., 3-е изд. Харьков. В Университетской типографии, 1843, в 12 д. 89 «Страстная седмица». Киев. В типографии Академической при Киевопечерской Лавре, 1835, в 8; 2 изд. СПб. В тип. Медиц. Департ. 1836; 3-е там же в тип. Праца, 1837; 4-е Москва. В тип. Степанова 1841; 5-е Киев. В тип. Киевопечерской Лавры 1842, и 6-е Харьков. В Университетской типографии, в 12 д., а предыдущие все в 8 д. л. О. Б. 91 Речь идет о назначении Варшавского Архиепископа Антония в преемники С.-Петербургскому Митрополиту Серафиму (Стефану Глаголевскому), скончавшемуся в сем 1843 годе. О. Б. 97 Озаглавлено: «Сочинения Иннокентия, Епископа Харьковского и Ахтырского». 3 тома. Москва, в типографиях И. Степанова и Университетской, в 8-ку. О. Б. 99 Преосв. Гавриил заметил на сем письме собственноручно: «Получ. 19 Генв. 1845. Надписано было в Спбург». О. Б. 100 Вероятно одна из сих: «С нами Бог ! Беседы на Рождество Христово». Харьков. В Унив. типогр., 1844, в 12 д., а другая либо: «Молитва Св. Ефрема Сирина . Беседы на Св. Четыредесятницу». Харьков. В Унив. тип. 1844 в 12 д.,-либо же: «О грехе и его последствиях. Беседы на Св. Четыредесятницу». Харьков. В Унив. типогр. 1844, в 12 д. 102 Известный Англиканский духовный, приезжавший в Россию около этого времени, с целию ближе ознакомиться с нашею Церковью и желавший присоединиться к ней, для чего и написано было им его Вероисповедание. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В 1775 г. архиепископом Московским был назначен знаменитый Платон (Левшин) , впоследствии митрополит. Одновременно он стал «полным директором и протектором» Академии. Платон был коренным москвичом, сам был её выпускником и преподавателем. Ему были прекрасно знакомы все достоинства и недостатки родного учебного заведения. И Платон делал всё от него зависящее, чтобы переменить жизнь Академии к лучшему. Его деятельность по руководству духовной школой имела характер широкой, хорошо продуманной и неуклонно проводимой реформы. Как пишет историк Академии Сергей Константинович Смирнов: «Отношения прежних московских святителей к Академии не показывают их непосредственного, определённого влияния на её судьбы, личность Платона ярко выставляется во всей жизни этого учёного общества, проникает всю её многостороннюю деятельность. Это был свой Пётр Могила для Московской Академии» 1208 . Митрополит Платон фактически стал основателем русской на- —437— циональной духовной школы. Он прекратил практику привлечения на руководящие должности не только в Академию, но и в другие подведомственные ему учебные заведения учёных киевлян. Вместо них он выдвигает целый ряд собственных воспитанников. Среди них выделяются имена Мефодия (Смирнова) , Серафима (Глаголевского), Августина (Виноградского) , Евгения (Болховитинова) , святителей Иннокентия (Смирнова) и Филарета (Дроздова) . Платон первым обратил внимание на важность изучения русского языка и русской истории. Сам он, будучи уже в преклонных летах, написал историю Российской Церкви, опубликованную в 1805 г. Вместе с тем митрополит Платон обратился к истокам православного богословия. До него в Академии на протяжении трёх четвертей века почти безраздельно господствовал латинский язык. Платону, знатоку и ценителю греческого языка, удалось восстановить в Академии его значение. Он всячески поощрял изучение святоотеческих творений, указывал на важнейшее значение глубокого изучения Священного Писания как главного источника христианского богословия. При митрополите Платоне началось преодоление поработившей богословие западной схоластики, проникшей в Россию через посредство Киево-Могилянской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1814 г. М. стал одним из вице-президентов Российского Библейского об-ва; служители всех христианских исповеданий как в столице России, так и в провинции принимали участие в его работе. М. входил в комитет, рассматривавший перевод Свящ. Писания на рус. язык; по решению Синода от 28 февр. 1816 г. комитет должен был состоять из одних духовных особ, но в его работе кроме М., архиеп. Серафима (Глаголевского) (до его отъезда в Москву в мае 1819) и Филарета (Дроздова) участвовали В. М. Попов и А. Ф. Лабзин. Экземпляры 1-го тиража Четвероевангелия «на русском языке вместе с славянским текстом» поступили «на усмотрение комитета» 17 апр. 1819 г. (Северная почта. 1819. 39); в 1820 г. напечатано полное издание НЗ. В С.-Петербургской епархии отд-ние об-ва со времен митр. Амвросия существовало в Ревеле и «вспомогательное» - в Кронштадте. Открывать отд-ния в др. подведомственных епархиях М. не спешил: Черниговское - учредил к сер. 1819 г. преемник М. еп. Симеон (Крылов-Платонов) ; в Новгороде, как писал новгородский губернатор в марте 1821 г., оно «доселе еще не было устроено» ( Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование имп. Александра I (с 1807-1829 гг.). СПб., 1883. С. 290). При М. с янв. 1821 г. начал издаваться 1-й русский духовный ж. «Христианское чтение при СПбДА». М. дипломатично поддерживал деловые отношения с духовенством инославных исповеданий. Он не был сторонником самоизоляции России и борьбы с католич. и протестант. пропагандой одними запретительными мерами. 14 дек. 1818 г. митрополит принял прибывших в С.-Петербург англ. квакеров С. Греллета и У. Аллена. Познакомившись с их программой, М. отметил, что он «никогда не видел людей, которые действовали бы на началах, столь сообразных со словом Божиим и с древними обычаями апостольских времен» (Зап. квакера о пребывании в России, 1818-1819 гг.: Дневник [C.] Греллэ-де-Мобилье//РС. 1874. Т. 9. С. 7). М. выступил с инициативой издавать лучшие проповеди чередных архимандритов, чтобы они могли служить «примером для других». При этом Синод указом от 30 апр. 1819 г. установил тройную цензуру печатаемых проповедей (кроме просмотра их самим митрополитом): цензурный комитет при СПбДА (как предлагал М.) - Комиссия духовных уч-щ - Синод (РГИА. Ф. 796. Оп. 100. Д. 183). По настоянию М. 25 янв. 1821 г. Синод издал циркулярный указ, к-рый предписывал епархиальным архиереям принимать все зависевшие от них меры по усилению церковной проповеди. Сам митрополит проповедовал почти при каждом своем богослужении. По предложению кн. Голицына 2 дек. 1818 г. Синод распорядился подготовить издание катехизиса «по приличной схеме… слогом чистым, ясным и вразумительным» и возложил составление его на М. Митрополит не успел выполнить поручение, и после его смерти работа над катехизисом была продолжена архиеп. Филаретом (Дроздовым).

http://pravenc.ru/text/2640894.html

В июле 1953 г. владыка митрополит осматривал Благовещенскую церковь , Тихвинское и Лазаревское кладбища: «2 июля 1953 г. Четверг. Вчера днем осматривали Суворовскую усы-пальницу и всю б. Благовещенскую церковь и кладбища – Лазаревское и Тихвинское (некрополь). В Благовещенской церкви покоятся Митрополиты Серафим и Антоний I. Хранится и надпись над могилой м. Михаила (а сам он лежал в Дух. церкви). Там лежат архиеп. Евгений Булгар и Иннокентий П(неразб.). Там же родственника Петра I: сын Петр, сестра Наталья, Царица Параскевия, жена Иоанна V, дочь ее Екатерина Ив. и Принцесса Анна Леоп. (мать Иоанна VI Антоновича)… Дочь Павла I, дочь Александра I. Много интересных могил в Лазаревской церкви и на Лаз. Кладбище […]. 25 июля. Суббота. Вчера у Г.Г. Карпова. По вопросу о перехоронении Карпов обещал заняться этим вопросом (о соборе Лавры), но сказал, что на это, вероятно, трудно надеяться» 26 , – писал митрополит в дневнике. Согласно резолюции владыки от 11 июля 1953 г., была создана Комиссия по выяснению вопроса о перехоронении иерархов в бывшей Александро-Невской Лавре, в которую вошли протоиереи А. Медведский, С. Румянцев и церковный староста Б.И. Бычков. В отчетной докладной записке Комиссии от 31 июля 1953 г. говорилось: «1. Комиссии путем личного расследования и опроса экскурсоводов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского) . митрополита Исидора (Никольского) и Палладия (Раева) – перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепископа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анастасия (Александрова) . Могилы перехороненных на кладбище епископов: Бориса (Плотникова) . Гермогена (Добронравова) и др. иерархов найти не удалось… 2 . О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Петербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого) . Серафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами установлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Духовской церкви, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010