Начиная с XVII в. и далее противостояние прп. Максима официально исповедуемой в Византийской империи ереси использовалось староверами в их полемике с господствующей в России Церковью. Один из их вождей, диакон Феодор, у которого отрезали язык и правую руку, утверждал, что они чудесным образом были исцелены, «как у прп. Максима». Аввакум некоторое время поддерживал этот миф, но после ссоры с Феодором обвинил его во лжи . Некоторые из староверов приводили знаменитые слова прп. Максима об отказе причащаться с патриархами-еретиками как оправдание возможности существования Церкви без священства и иерархии . Зефиров дает и другой пример использования староверами творений прп. Максима; так, ссылались на Диспут с Пирром, они пытались обосновать возможность для мирянина принимать покаяние у священников и епископов . В своем исследовании Зефиров оспаривает оба эти утверждения.   Прп. Паисий (Величковский) (1722–1794) перевел ряд сочинений прп. Максима из греческого Добротолюбия на славянский. Однако этот перевод не был опубликован в его славянском Добротолюбии (1793) и остался в рукописях, циркулировавших в славянских землях, Молдовлахии, Румынии и на Афоне . Первый русский перевод Capitadecaritate появился в 1817 –1822 .  В 1830–1835 протоиерей Герасим Павский (один из основоположников библеистики в России, а в тот момент еще и учитель Закона Божия будущего императора Александра II) опубликовал русский перевод Capitatheologicaetoeconomica . Это было явным знаком того, что, несмотря на свою приверженность историческому методу, Павский проявлял интерес к экзегезе прп. Максима и его мистическому учению. Связи о. Герасима с царской семьей могли оказаться плодотворными для развития в России библеистики, а возможно, и для изучения прп. Максима (можно только гадать, как в этом выдающемся человеке сочетались эти интересы), однако, в 1835 г. Павский был отстранен от цесаревича по инициативе митрополитов Петербургского Серафима (Глаголевского) и Московского Филарета (Дроздова), которые были противниками его подхода к Библии и христианскому учению и обвиняли его в «лютеранстве» и «неопротестантизме». Отстранен вскоре Павский был и от профессуры в Духовной Академии.

http://bogoslov.ru/article/3668042

В мае прот. Иессей вернулся в Имерети и вскоре был вызван вдовой св. Соломона II царицей Марией (1785-1841) в Москву, дабы стать ее духовником. Прот. Иессей тяготился светской жизнью царицы и ее придворных, но Мария не отпускала его и не отдавала документы. В 1819 г. при помощи камердинера царицы и митр. С.-Петербургского Серафима (Глаголевского) прот. Иессей получил паспорт и по совету гостившего в Москве архимандрита Иверского монастыря (Ивирона) на Афоне через Одессу отправился в К-поль с намерением побывать на Св. земле. Однако в К-поле Иерусалимский патриарх Поликарп (1808-1827) посоветовал прот. Иессею до Великого поста пожить на Афоне, о к-ром прот. Иессей тогда «почти ничего не знал». Скрыв свое происхождение и сан, он под видом бедного инока пришел в Ивирон. Однако идиоритмический устав и отсутствие насельников-грузин ему не понравились, и он поступил в Дионисиат (см. Дионисия преподобного монастырь на Афоне), где по благословению игум. Стефана нес послушание «в магерной», т. е. исполнял наиболее тяжелые работы (колка дров, ношение воды и др.), а также трудился на виноградниках. В пустыни близ Дионисиата подвизался знакомый грузин прот. Иессея. Великим постом в 1821 г. они приняли постриг: прот. Иессей с именем Иларион, его друг - с именем Венедикт (впосл. известный афонский старец Венедикт (Киотишвили; † 9 марта 1862)). Однажды некий монах зашел в келью И. Г., где увидел его документы (рус. паспорт и тур. фирман). Игумен потребовал принести их, и один из монахов смог прочесть фирман. Так в мон-ре узнали об иерейском сане И. Г., но подвижник упросил братию скрыть это. Однажды И. Г. попросил разрешения игумена сходить в Иверский мон-рь за груз. книгами, ибо, не зная греч. языка, «он лишался слышания Слова Божия». В Ивироне его узнал архимандрит, с к-рым И. Г. познакомился в Москве. Игумен Иверского мон-ря удерживал его в мон-ре 3 дня и упрашивал остаться у них, но И. Г. отказался. Весть о царском духовнике обошла весь Афон, и в Дионисиате его встретили как старца. Игум. Стефан уговаривал И. Г. взять на себя исповедничество, братия не позволяла заниматься тяжелой работой. Тогда И. Г. оставил мон-рь и поселился в пустыни.

http://pravenc.ru/text/389217.html

Вместе с др. вост. патриархами М. участвовал в составлении окружного послания к правосл. христианам против «папских заблуждений», опубликованного в 1838 г. К-польским патриархом Григорием VI и адресованного прежде всего сиро-палестинской пастве. Успеху католич. пропаганды среди необразованного христ. населения способствовало то, что облачения униат. духовенства и церковные обряды практически не отличались от православных. Униат. патриарх Максим III Мазлум позиционировал именно возглавляемую им Церковь как истинную наследницу антиохийской традиции. Стремясь лишить униатов этой опоры, М. потребовал от властей запретить униат. священнослужителям носить камилавки традиц. «греческого» образца. Т. н. война камилавок продолжалась 12 лет, в противостояние были вовлечены представители французской и российской дипломатии. Тяжбу патриархов рассматривали Мухаммад Али в Каире и османское правительство в К-поле, пока в 1847/48 г. М. не одержал верх: мелькитскому католич. духовенству было предписано носить 8-угольные головные уборы нового образца. «Дело о камилавках», имевшее широкий резонанс на правосл. Востоке, положило начало контактам М. с российским Синодом. «Мы остаемся отверженными и всеми оставленными»,- писал М. в послании от 4 мая 1838 г. и апеллировал к тому «первенствующему влиянию, коим пользуется Россия при Турецком дворе предпочтительно перед прочими державами, особенно по делам такового свойства» (Антиохийский вектор. 2012. С. 153). В ответ последовало прямое распоряжение Николая I Павловича посланнику в К-поле «касательно попечительности о правах» Антиохийского престола, также начали поступать значительные денежные пожертвования из России: 25 тыс. тур. пиастров - от императора на восстановление патриаршей ц. свт. Николая в Дамаске; 2,5 тыс. р.- от С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) и новгородского духовенства; 3 тыс. р.- от гр. А. А. Орловой-Чесменской (Письмо Мефодия, патр. Антиохийского, к А. Н. Муравьеву, 15 мая 1839 г.//РГБ НИОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 48. Л. 5 об., 9).

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Его деятельность привлекла внимание военного губернатора Потемкина и генерал-губернатора Левашева, а через них и самого императора Николая I. Это послужило причиной назначения его на вдовствующую Санкт-Петербургскую кафедру после смерти митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского; † 1843). Будучи еще епископом в Варшаве, Антоний расположил к себе не только русское, но и польское население города своими высокими душевными качествами: благоразумием, любовью и отзывчивостью. Сами иноверцы считали его одним из редких людей своего края. Любовь , с которой действовал архипастырь, произвела то, чего не могла сделать сила. Уже через год те, кто считал его пришельцем, с радостью признали в нем не только достойного святителя, но и мудрого для них самих советника, любвеобильного помощника и миротворца. Поставленный в высокое положение первенствующего архиерея, ободренный явным вниманием высочайшей власти, митрополит Антоний на первых порах в Петербурге занялся обозрением всех церквей и подведомственных учреждений столицы. Сам совершал богослужения. Эта деятельность хотя и имела в основе лишь внешнюю сторону, но произвела на всех большое впечатление. Митрополит часто посещал и духовные учебные заведения столицы, сам вызывал и спрашивал учеников. Внешний характер деятельности митрополита выразился и в том, что он много внимания уделял отделке митрополичьего дома, приобрел великолепную золоченую мебель, выезды совершал очень пышно на 6-ти, а иногда и на 8-ми лошадях с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками. Эта выставка внешнего блеска вскоре породила мнение в Санкт-Петербурге не в пользу митрополита. Все поняли, что она не является основой внутренних достоинств: глубокого ума, широкого образования, обязательных для православных пастырей иноческого смирения и простоты, твердости и влиятельности власти. Вся эта пышная святительская грандиозность отжила свой век и пришла из Варшавы, из католичества. Всё в действиях митрополита стало вызывать критику. Он не смог установить нормальных деловых отношений и с обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым. Вследствие нравственного разрыва с энергичным обер-прокурором «голос митрополита Антония был мало слышен в высшем управлении Русской Церковью».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И так далее – на каждую неделю годичного круга. Сокращения здесь: «Деян.» – «Деяния апостолов», «Ев. Ин.» – «Евангелие от Иоанна», «Ев. Мф.» – «Евангелие от Матфея», «Ев. Мк.» – «Евангелие от Марка», «Флп.» – «Послание апостола Филиппа» и т. д., как принято сокращенно писать названия евангельских текстов. Ныне эти таблицы прилагаются на каждый день в ежегодно издаваемом православном церковном календаре. 15 марта 1819 года Филарет вступил на вторую сверху ступень церковной иерархической лестницы – он был возведен в сан архиепископа и получил в свое ведение Тверскую епархию, одну из древнейших на Руси – ее учредили вскоре после возведения на великокняжеский престол тверского князя Ярослава Ярославовича в XIII веке. Ярослава в 1271 году хоронил первый тверской епископ преподобный Симеон Полоцкий . Тверские епископы пользовались огромным влиянием не в одной Твери, их призывали в третейские судьи во время княжеских споров. Филарет (Дроздов) оказался сорок девятым по счету тверским архиереем после преподобного Симеона. Среди его предшественников – составитель Печерского патерика святитель Арсений, чудотворец Казанский святитель Варсонофий, борец с расколом и основатель в Твери духовного училища Феофилакт (Лопатинский). За тридцать пять лет до Филарета Тверскую кафедру возглавлял его покровитель и наставник юности митрополит Платон (Левшин) . Сменил же Филарет на этом посту архиепископа Серафима (Глаголевского), коему, увы, суждено будет вскоре стать его противником. Отныне его жизнь растянулась между Петербургом и Тверью. Большую часть времени он проводил все же в северной столице, но и в подвластную Тверь нужно было постоянно надолго выезжать. Большой объезд своей епархии он смог осуществить только в мае-августе 1820 года. До этого много времени отнимали завершение дел в академии и работа в Синоде. Освящая соборный храм Рождества Христова в тверском Рождественском монастыре, он произносил проповедь о необходимости понимания прихожанами смысла их присутствия в храмах: – Дело состоит в том, чтобы каждый тщательно и беспристрастно испытал самого себя, видит ли он духом и ощущает ли, как должно, во храме Божием присутствие славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Киевский Филарет (Амфитеатров) в сослужении еп. Чигиринского Иеремии (Соловьёва) и пребывавшего на покое еп. Иосифа (Величковского) . В авг. 1841 г. И. прибыл на кафедру, поселился в шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . 27 июля 1842 г. И. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, вскоре, 14 нояб. 1842 г., стал епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии, помощником престарелого митр. Серафима (Глаголевского) . В янв. 1843 г. по поручению Синода И. руководил подготовкой к похоронам столичного митрополита, заслужил благосклонное отношение обер-прокурора Н. А. Протасова . В 1843-1844 гг. по предписанию С.-Петербургского митр. Антония (Рафальского) И. трижды инспектировал приходы епархии. 22 окт. 1843 г. в Царском Селе при участии И. было открыто первое в России уч-ще для девиц духовного звания. 28 янв. 1845 г. И. освятил главный придел в отремонтированном храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Горки Лужского у. За усердные и ревностные труды И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени (24 марта 1844). Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) 11 авг. 1845 г. И. возглавил Костромскую и Галичскую епархию, 21 сент. прибыл в Кострому, поселился в Ипатиевском во имя Св. Троицы мон-ре . По пути из столицы в Кострому И. посетил Троице-Сергиеву лавру, общался с архим. прп. Антонием (Медведевым) . В письме от 13 сент. 1845 г. митр. Московский Филарет (Дроздов) спрашивал прп. Антония об И. Ответ лаврского архимандрита неизвестен, однако 21 сент. того же года свт. Филарет писал ему об И. с добродушной иронией: «Высокости взгляда преосвященного Костромского, который не нашел в Сергиевой лавре примечательного после Киева, не будем завидовать. А что не пришло ему на мысль выслушать молебное пение, это не от Невской ли лавры? Там не часто служат молебны святому Александру.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

Однако И. не удалось дождаться окончательного благоустройства архиерейского дома в Орле, т. к. 21 июля 1821 г. в сане архиепископа он был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. По благословению И. были построены каменные храмы: Знаменский в с. Капшине Калязинского у., Михаило-Архангельский на погосте Архангельское Корчевского у., Борисоглебский (1822-1833) в с. Любодицы и Владимирский (1825) в с. Толстикове Бежецкого у., Покровский (1824) в с. Кимра Корчевского у., Свято-Троицкий (1825) близ дер. Княжиха Бежецкого у., благоустроен Преображенский храм в с. Красном Старицкого у. и др. Будучи доверенным лицом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына , 26 февр. 1823 г. И. был назначен членом Святейшего Синода и с этого времени проживал в С.-Петербурге. Нек-рое время занимал должность вице-президента Российского Библейского об-ва, был одним из 3 архиереев, подписавших составленное митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) предисловие «К христолюбивым читателям. По случаю издания всего Нового Завета на одном русском наречии» к изданию 1823 г. И. восторженно отзывался о переводах Российского Библейского об-ва, замечал, что переводчики «и на русском наречии не отступили от величественной простоты сего божественного слова и не заимствовались нигде и ни в чем от прикрас кичливой словесности века» ( Чистович. 1857. С. 32). Был известен склонностью к мистицизму; свящ. Феодосию Левицкому , проживавшему в 1823-1824 гг. на Тверском Синодальном подворье в С.-Петербурге, рекомендовал для чтения и изучения ж. «Сионский вестник» , сочинения И. Г. Юнга-Штиллинга . Считался противником Новгородского и С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) , к-рый в 1824 г. предлагал императору вывести И. из состава Синода. Архим. Фотий (Спасский) обвинял И. в масонстве, отступлении от Православия. Биограф архиеп. Амвросия (Протасова) прот. В. И. Жмакин ошибочно утверждал, что И., проводя ревизию Казанской епархии, устроил гонения на архиеп. Амвросия, хотя на самом деле ревизию проводил Астраханский архиеп. Иона (Василевский) .

http://pravenc.ru/text/578314.html

С 1800 г. по приглашению городской Подольской ратуши и по благословению Преосвященного епископа Дмитровского Серафима (Глаголевского) настоятелем Воскресенского храма в Подольске назначен о. Феофилакт Иванов, награжденный за Отечественную войну 1812 г. бронзовым крестом, на Владимирской ленте. С его именем связана постройка нового городского собора в Подольске «близ площади при Большой Серпуховской дороге» 31 октября 1818 г. архиепископом Московским Августином дана благословенная храмозданная грамота на построение храма во имя Святой и Живоначальной Троицы в городе Подольске по проекту крупнейшего московского зодчего первой трети XIX века Осипа Ивановича Бове, проектные чертежи которого также подписаны Московским Святителем. По прошению прихожан старую Воскресенскую церковь, как расположенную при городском кладбище, Епархиальное Начальство дозволило оставить городской кладбищенской с причислением приписной к вновь строящемуся Троицкому собору. С 1824 г. настоятелем Троицкого собора и Воскресенской приписной церкви назначен протоирей Василий Иванович Березкин, благочинный, духовный депутат и известный епархиальный миссионер. Богослужение в приписной Воскресенской церкви проводились в дни поминовения усопших и при погребении умерших на городском кладбище. В описи Подольских храмов упоминается Воскресенская кладбищенская церковь «каменного здания с двумя приделами, крыта тесом, колокольня каменная ж, на ней колоколов три». Возобновление храма Воскресения Словущего при городском кладбище Подольска и восстановление самостоятельного прихода относится к 1854-1860 гг., когда на средства московского купца Сергея Трифоновича Прохорова в Воскресенской церкви были проведены ремонтно-восстановительные работы, храм расписан стенным письмом с орнаментами, исправлены и вызолочены иконостасы, написаны новые иконы и промыты старые. На его же средства для вновь определенного причта (священника и псаломщика) в 1860 – 1861 гг. на церковной усадебной земле постноены три дома (каменный и два деревянных). В 1866 г. на средства С.Т.Прохорова для Воскресенского храма в Подольске на заводе Самгина был отлит большой колокол весом 121 пуд.

http://sobory.ru/article/?object=05117

Синода князя А.Н. Голицына 10. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод 11. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод Иерусалимское подворье в Москве и его основатель архимандрит Арсений 12. Письмо Гавриила (Банулеску-Бодони), митрополита Кишиневского и Хотинского, экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии, к обер-прокурору Св. Синода князю А.П. Голицыну 13. Постановление Св. Синода о выдаче сборной книги прибывшему из Иерусалима архимандриту Арсению 14. Прошение архимандрита Арсения, поданное на имя императора Александра I 15. Отношение обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына к Иерусалимскому архимандриту Арсению 16. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к обер-прокурору Св. Синода князю П.С. Мещерскому 17. Донесение митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) Св. Синоду 18. Прошение Иерусалимского архимандрита Арсения на имя императора Александра I 19. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архиепископа Московского Августина 20. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа, присланная в Москву, в церковь Св. Апостола Филиппа на Иерусалимском подворье 21. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архимандрита Арсения 22. Донесение митрополита Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) Св. Синоду 23. Определение Св. Синода 24. Прошение архимандрита Арсения императору Александру I 25. Определение Св. Синода 26. Определение Св. Синода 27. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя митрополита Московского Филарета 28. Предложение обер-прокурора князя П.С. Мещерского Св. Синоду 29. Отношение обер-прокурора Св. Синода графа Н.А. Протасова к вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде 30. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу II 31. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу Закавказские имения Святого Гроба в составе Российской Империи 32. Рапорт генерала от инфантерии А.П. Ермолова императору Александру I 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Так, например, было в 1824–1825 и 1838 годах. По каждый раз катехизисы Филарета, вновь появляясь в более совершенном виде, снова получали первенствующее значение, и снова само собою, поэтому, затмевалась слава тех катехизисов. Причина этого знаменательного обстоятельства очевидно ни в чем другом не заключалась, не заключается и не может заключаться, как только во внутренних достоинствах самых катехизисов Филарета по сравнению с теми катехизисами, – в том, что они «соединяли с глубиной и строгостью богословия простоту и доступность для всех». Они вполне достойны имени великого составителя их. Поэтому рассмотрение истории их составления первоначального и разновременных усовершенствований позднейших, в связи с рассмотрением внутренних достоинств их по сравнению с другими катехизисами, на сколько должно быть интересно для всех, воспитанных на них, на столько же и важно для характеристики святителя Филарета, как великого богослова и учителя-катехизатора. Носильное выполнение этой задачи в настоящем нашем исследовании 3 да будет хотя малою данью нашего благоговения к памяти великого святителя, столетие со дня рождения которого недавно праздновала вся Русская церковь , напояемая сладостью его огласительного учения, и по катехизисам которого в частности мы и сами учились и других учили истинам веры, упования и любви христианской. Отдельные моменты в истории катехизисов Филарета будут служить естественными гранями, распределяющими на части содержание настоящего нашего о них исследования. I. История происхождения, характер и судьба катехизисов первой группы изданий их (1823–1824 годов) В 1822 году Святейший Синод, но предложению первенствующего члена, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского), поручил Синодальному члену, архиепископу Московскому Филарету составить катехизис для всеобщего употребления в Церкви Русской. И святитель Московский, с обычным смирением взявшись за дело, выполнил его к началу 1823 года, в первой четверти которого катехизис, по одобрении его Священным Синодом, вышел уже и из печати, а от 2 июня того же 1823 года святитель Московский получил Высочайший рескрипт, сопровождавший пожалование его орденом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010