Как же поступал по отношению к грешникам Спаситель? Он смотрел на них, как на больных духовно ( Мф.9:12 ); в обращении с ними употреблял терпение и кротость, возливал на душевные их раны бальзам милосердия, успокаивал их, прощал, был примером долготерпения по отношению к ним. Прочитайте о беседе Его с Самарянкой, о призвании Левия, о том, как Он был в доме Симона фарисея, о помиловании Им жены-грешницы, об обращении Закхея, о помиловании покаявшегося разбойника; притчи: об овце пропавшей, о потерянной драхме, о блудном сыне, – и вы с одной стороны убедитесь в истине слов наших, а с другой, без сомнения, поймете, что если с величайшей любовью относился к грешникам Спаситель, то также должны относиться и мы, потому что к подражанию Ему Он Сам призывает нас. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ). Как поступали с грешниками святые? Они также всеми силами заботились об обращении их на путь истины и добра и обращались с ними также с милосердием величайшим. Мученик Каллиник, например, говорит: «Я раб Христов и, когда вижу людей, идущих в погибель, страдаю из-за них сердцем, болезную о них и, сколько могу, стараюсь добрым словом обратить их от тьмы к свету и от погибели к спасению». Другие из святых тоже относились к грешникам с милосердием. Так, преподобные Виталий и Серапион спасли милосердием множество блудниц; Спиридон и Андрей, Христа ради юродивый, спасли несколько сребролюбцев; а иные из угодников Божиих милосердием спасали даже и разбойников. И разбойников делали святыми. Из этого видно, что и святые поступали с грешниками, как Христос. А если они поступали, как Христос, то очевидным становится, что в деле обращения с грешниками мы должны подражать и им и, подобно им, так же заботиться о спасении погибающих. Из чего, наконец, видно, что за заботы о спасении грешников обещается великая награда на небесах? Это видно из слов Апостола Иакова, который говорит: «Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Слышите ли? Спасет душу от смерти и покроет множество грехов? Награда, как видите, великая, а потому мы должны заботиться о восхищении ее для себя, а для этого последнего должны, следовательно, заботиться и о спасении грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Вот примеры его рассуждений: «Отличительная черта веры во Христа состоит в том, что Сын Божий, сущее Божие Слово (ибо в начале было Слово и Слово было Бог» – Ин. 1, 1 ), сущая Премудрость и Сила Отчая (ибо Христос Божия сила и Божия премудрость – 1Кор. 1, 24 ), при скончании веков соделался Человеком ради нашего спасения. Ибо тот же Иоанн, сказав: в начале было Слово, вскоре присовокупил: и Слово стало плотию ( Ин. 1, 14 ); а это значит то же, что соделаться человеком. И Господь сказал о Себе: «За что ищете убить Меня?» ( Ин. 7, 19 ), «Человека, сказавшего вам истину» ( Ин. 8, 40 )? И Павел, научившись у Господа, сказал: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2, 5 ). Соделавшись же человеком и совершив домостроительство дел человеческих, обратив в бегство и приведя в бездействие нашу смерть, сидит Он ныне одесную Отца, сый во Отце, потому что и Отец в Нем, как всегда был, и есть выну» (К Серапиону, 7). Или это: «А Сын есть Сый и над всеми Бог, как и Отец; и это также доказано. Он есть не творимый, но творящий, не созидаемый, но созидающий и творящий дела Отчия. Им «веки сотворены» ( Евр. 1, 2 ); «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1, 3 ). И как Апостол научил словами псалма: «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук» ( Пс. 101, 26 )» (Там же, 4). – Где тут можно усмотреть отрыв от Писания? А к слову о рассуждении над Божественными тайнами приведем на память слова человека, претерпевшего мученическую кончину: «…когда речь пойдет о тайне Божественного Триединства, мы будем помнить, что перед нами не область человеческих гипотез или теорий, а точное описание первичной Реальности, к которой неприменимы такие вопросы, как «почему?». Ведь Божие Бытие раньше всех вопросов. Он Первый и Последний, и прежде Его не было никого. Перед нами страна фактов, а не сумрачный лес гипотез. Слишком часто люди, говоря о Боге, забывают, что Он существует независимо от нас, слишком часто пытаются «смоделировать» Его бытие, то есть подогнать Образ Божий под свои представления о Нем. Но все эти построения, неважно правильные или неправильные, показывают, что нет в нас страха Божия, а значит, нет и мудрости ( Притч. 1, 7 ). Не мы сотворили Бога, а Он нас!» 69

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Keywords: grace, freedom of will, synergy, St. Macarius the Great. Раздел IV. Литургика Тема покаяния царя Давида в церковной гимнографии Иеродиакон Серапион (Залесный), магистрант МДА Аннотация: В статье рассматривается отражение темы покаяния царя Давида в церковной гимнографии. Автор анализирует Великий покаянный канон, доказывая, что лица священной истории, в том числе царь Давид, являются для преподобного Андрея Критского образами духовной жизни. Сравнивая согрешившего царя Давида с собственной душой, преподобный Андрей призывает её к умилению и плачу. Образцом покаяния является Давид и для авторов Октоиха, где этот ветхозаветный персонаж тоже встречается исключительно как пример покаявшегося грешника. Кроме того, Церковь призывает нас вспомнить о покаянии Давида перед вступлением в Великий пост . Таким образом, автор показывает, что в церковной гимнографии поэтически преломляются события Священной истории. Ключевые слова: царь Давид, покаяние, Великий покаянный канон, церковная гимнография. Среди персонажей ветхозаветной истории, к образам которых многократно обращались церковные песнописцы, особое место принадлежит царю Давиду. Тот, о котором Господь сказал: Нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян.13:22 ), кто делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей ( 3Цар.15:5 ), будет на всём протяжении существования израильской монархии эталоном и мерой благочестия для царей, высшей похвалой для которых будет фраза летописца: И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его ( 4Цар.18:3 ; см. также 3Цар.15:11 ; 2Пар.29:2 ). Живя в Ветхом Завете, Давид «возвысился над требованиями закона и достиг апостольского совершенства» 176 . Нетрудно заметить, что, говоря о нравственных уроках, которые можно извлечь из жизни Давида, церковные песнотворцы прежде всего делают акцент на его покаянии. Говоривший о себе с уверенностью: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ), этот ветхозаветный праведник лишь один раз в своей жизни нарушил это правило – и тут же поколебался и подвергся падению. Но падения для тех, кто всем сердцем ищет Бога, могут послужить к ещё большей для них пользе. Так, преподобный Иоанн Лествичник похваляет «падших и плачущих паче непадших и неплачущих о себе, потому что те чрез падение восстали восстанием благонадёжным» 177 . То же случилось и с Давидом. Подвергшись совершенно неожиданному для себя падению, он принёс искренне покаяние пред Богом и на века явился образцом покаяния для всех, желающих примириться с Богом и изгладить последствия своего греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их ( Иер. 6, 29–30 ) (авва Феодор, 56, 272–274). Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион, 56, 243). ...Надобно считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения диавольского, но и никакому не подвергаются искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления. Ибо не заслуживают скорого и легкого уврачевания в этом времени те, которых упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2, 5 ), когда червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ). Против таких Пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, напротив, грешники не только без всякого наказания смиряющего проходят поприще этого мира, но еще пользуются обилием богатства и полным благополучием всех обстоятельств, воспламенившись несдержимою ревностью и горячностью своего духа, восклицает: едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам ( Пс. 72, 2–5 ); именно в будущем веке должны быть наказаны с демонами те, которые в настоящем не заслужили быть наказанными вместе с прочими людьми, как свойственно сынам (прп. авва Серен, 56, 301–302). ...Бог, покровительствуя тем, коих веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, кои могут вступить в борьбу с искусителем; а иначе зачем и искушать тех, о которых знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? (авва Херемон, 56, 415). Источник. И святой человек, подобно грешнику, искушается, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого искушения. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником (авва Пиаммон, 56, 506–507).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Среди папирусных документов в Египте найдены пригласительные карточки на торжественные ритуальные трапезы, – имеющие – по своему содержанию – отношение к трём различным случаям, когда христианин мог получить приглашение от кого-либо из язычников на подобный праздник (ср. 10:27) и представляющие конкретные иллюстрации к некоторым наставлениям апостольского послания. Одна из этих карточек (от II-ro века после Рождества Христова) содержит такое приглашение: «Хэремон просит тебя пообедать к столу господа Сераписа, в храм Сераписа, завтра, т.е. 15-го дня к 9 часам» 193 . Такого приглашения христианин, помнивший наставления Апостола, принять никак не мог, ибо в данном случае его приглашали принять участие в явно языческом религиозном торжестве, совершаемом в капище, – непосредственно в акте идоложертвенном. Сюда прямо относятся апостольские слова: «берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты... сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» ( 1Кор. 8:9–12 ). Такова опасность в отношении к брату. Но в разумеемом акте есть и чисто религиозная опасность. Её раскрывает Апостол на типическом примере Израиля по плоти. Прошедши сквозь Чермное море и совершив путешествие под покровом светлого облака, – двойное предизображение христианского крещения, – вкусив манну и воду, чудесно источенную из скалы, – образ евхаристии, принимаемый под двумя видами, – евреи приглашены были на праздник Ваал-Фегора, – склонились на принесение жертв богам моавитским, «и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их» ( Чис. 25:2–3 ). Другое приглашение (того же приблизительно времени) таково: «Антоний, сын Птоломея, просит тебя пообедать у него за столом господа Сераписа в помещении Клавдия, сына Серапиона, 10-го (числа), к 9 часам» 194 . И это приглашение христианин также должен был отклонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Правда, празднество предполагалось уже в частном помещении, а не в языческом храме, однако носило определённый языческий характер, устраивалось в честь «господа Сераписа» и стол, за которым должны были сидеть приглашённые, был столом языческого божества. Христианин в подобном случае должен был привести себе на память следующие слова Апостола: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (10:20–21). Израильтяне, вкушавшие от храмовой жертвы, являлись участниками и самого жертвенника истинному Богу, принимали, таким образом, участие в истинном богослужении и истинном богопочитании… Аналогичные отношения устанавливаются и у тех, кто участвует в ядении (поедании) языческой жертвы, и это участие вводит их незаметно в общение с самими бесами (ст. 18–20), отторгая тем самым от общения с истинным Богом. Третье приглашение таково (от III в. по Р.Х.): «Ираида просит тебя пообедать на брачном торжестве её детей в собственном её доме, завтра, т.е. в пятый (день), к 9 часам» 195 . Такое приглашение христианин мог принять, хотя бы оно исходило и от язычницы, если только он не имел оснований опасаться, что на брачном торжестве будут совершены языческие жертвоприношения, и под непременным обязательством воздержаться от тех блюд, относительно которых будет определённо заявлено, что это – «идоложертвенное». Ядение такого блюда могло произвести соблазн в том, кто объявил, что оно – «идоложертвенное», – если это был христианин, – или вызвать нарекание и глумление над христианином и над самой его верой, если это был язычник, – не говоря уже о том, что собственная совесть христианина могла смутиться, и духовное его равновесие могло нарушиться (ср. Рим. 14:22–23 ). Если же никакого предупреждения христианин ни от кого не получал, то всё, предлагаемое ему, он мог есть без всякого нарочитого исследования, ни мало не смущаясь в своей совести ( 1Кор. 10:27–28 ) 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Как видно, здесь перед нами на лицевой стороне оригинальная древняя форма Символа веры, отличная от Никео-Царьградского, a на оборотной стороне отрывок какой-то молитвы, в которой о. Каброль предполагает конец молитвы предложения. Фрагмент С (Лицевая сторона?) («Тебе предстоят тысячи тысяч и мириады мириад святых ангелов и архангелов: кругом Тебя предстоят шестокрылатые Серафимы) и двумя крыльями они покрывают лицо, двумя ноги и двумя летают. Всё всегда Тебя святит. Но и вместе со всеми Тебя освящающими приими освящение и нас, говорящих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей». (Оборотная сторона?) «Исполни и нас Твоей славы и удостой низпослать Духа Святаго Твоего на творения сия, и сотвори хлеб Телом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, a чашу Кровию Новаго Завета. Ибо Сам Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую Он был предан, взял хлеб и, благодарив, преломил и дал (ученикам Своим и апостолам), сказав: (Приимите и ядите все) от него; это есть Тело, за вас даваемое во оставление грехов. Подобным образом после Вечери, взяв чашу, благословив и пия, дал им со словами: Возьмите, пейте все от нея; это есть Моя Кровь, за вас изливаемая во оставление грехов. (Творите сие в Мое воспоминание.) Всякий раз, когда вы будете есть этот Хлеб и пить из этой Чаши, вы будете возвещать Мою смерть, и исповедовать Воскресение, и молиться…». Несмотря на исключительное значение этой литургико-археологической находки, мы не в состоянии сделать каких-либо решительных выводов по двум намечающимся вопросам, a именно: 1. Где были ходатайственные молитвы? До Sanctus’a, с которого начинается фрагмент С, или после преложения Даров, на чем кончается тот же отрывок? Иными словами, представляют ли собой разбираемые отрывки евхаристическую молитву чисто александрийского, уже вполне определившегося типа, или же это анафора, по своей структуре сходная с Евхологием Серапиона? 2. Как объяснить столь необычный до сего памятника факт эпиклезы до установительных слов?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

«Если же мы через приобщение Духа делаемся причастниками Божественного естества; то безумствует, кто утверждает, что Дух, – естества тварного, а не Божия. Даже те, в ком пребывает Дух, обожаются Духом. А если Дух творит богами, то нет сомнения, что естество Его есть естество Божие» (свт. Афанасий Великий . К Серапиону 1). 14). И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. «Господь Иисус Христос Своим неизреченным человеколюбием совершил спасение мира благоволением Отца и содействием Святого Духа. Но поскольку это есть по преимуществу Его Личное дело, то и имя Его есть Спаситель (Иисус), как не назван ни Бог Отец, ни Святой Дух» (прп. Иустин Попович) . 15). Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге. «Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом, – как же после этого говорить «веруй как хочешь»?» (свт. Феофан Затворник ). «Кто исповедует, – значит: исповедует не словом, а делом, не языком, а жизнью. Многие словами исповедуют, а делами отрицают» (блж. Августин). 16). И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. «Итак, кто чистым сердцем стремится к Богу, тот подлинно уже имеет Того, Кого любит. Ибо никто не мог бы любить Бога, если бы не имел Того, Кого любит» (свт. Григорий Двоеслов) . «Как Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви. Ибо где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть. А если Бог есть любовь, то ненависть есть дьявол . Посему, как имеющий любовь имеет в себе Бога, так имеющий ненависть питает в себе дьявола» (свт. Василий Великий . О подвижн. 3). «Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится; никем никогда не гнушается, ни перед кем не превозносится, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух, не соперничает, не завидует, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию» (прп. Ефрем Сирин ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их — место неясное, потому что трудно сделать выбор из нескольких возможных аллюзий: 1) ученики посланы собрать урожай среди самарян, — хотя Иоанн здесь ничего не говорит об их деятельности, см. о самарянской миссии в Деян 8:4–25, а другие — Сам Иисус, возможно, также Иоанн Креститель и ветхозаветные пророки; 2) здесь говорится о миссии учеников в мире вообще, а не только у самарян, а слово другие понимается таким же образом; 3) речь идет о ранней Церкви времени написания Евангелия, а другие — Иисус и Апостолы. И многие самаряне из города того уверовали в Него — других сведений о вере большого числа самарян до Воскресения нет, и Лука, несмотря на свой пристальный интерес к самарянам, в рассказе о миссии Филиппа и последующей деятельности Петра и Иоанна (Деян 8:4–25) не упоминает об этих событиях. По слову женщины, свидетельствовавшей — можно заметить, что женщина второй, после Иоанна, свидетельствует об Иисусе, предшествуя даже Апостолам. Просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня — глагол me‹nai ‘оставаться, пребывать’ обладает в Ин богатым богословским содержанием (14:10; 15:4); такое пребывание Христа до Его прославления и пришествия Духа может быть только ограниченным во времени (14:25), как в данном случае. Сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира — самаряне используют выражения, характерные для Иоаннова богословия, ср. 1 Ин 4:14 (И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру); Иер 31:34. Человеческое свидетельство, в данном случае свидетельство самарянки, при всей своей ценности вторично. Верующий должен услышать за словом свидетеля слово Того, о Ком свидетельствуют. Возвещение, без которого никто не может прийти к Иисусу, само по себе незначительно и слабо, и опытное знание неизмеримо превосходит его. Спаситель мира — в ВЗ говорится, что Бог спасает Свой народ, Он иногда именуется Спасителем (mosia‘) или Заступником (go’el); в переводе Семидесяти первое, но не второе слово нередко переводится как swt»r — этим словом в эллинистической литературе обозначаются боги или полубоги в роли избавителей, чаще всего — Зевс, Асклепий-целитель, Исида и Серапис. Этим словом именовали и римских императоров: например, выражение спаситель мира встречается в надписях, посвященных Адриану (117–138 гг., то есть время, очень близкое к времени написания Ин). В позднейшей иудейской литературе Мессия иногда называется словом go’el, но одновременно под влиянием полемики с христианством иногда подчеркивается, что единственным Спасителем является Бог. Несмотря на то, что у Иоанна недвусмысленно говорится, что Иисус — Мессия, которого ждут иудеи (ст. 25–26), Евангелист придает Его мессианству более широкий смысл. 9. Исцеление сына царедворца (4:43–54)

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Ирмос: Утренюет дух мой к Тебе, Боже,/зане свет повеления пришествия Твоего,/имиже убо озари ум наш, Владыко,/и настави на стезю жизни. Припев: Святителю, отче Серапионе, моли Бога о нас. Крепко вооружися на невидимыя враги, якоже твердый адамант,/выя их сокрушил еси/и, под нозе поправ, гордостная шатания низвергл еси,/Господу тя, святителю Серапионе, прославляющу,/истиннаго Своего угодника. Припев: Святителю, отче Серапионе, моли Бога о нас. Лукавых демонов лаяния стадо свое сохраняя,/Истиннаго Пастыря Христа истинный ученик быв, Серапионе предивне,/сего ради избранием первосвятителя/наместник блаженнаго Сергия в велицей Лавре устрояешися. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Милостивно наказуя, отче Серапионе,/о Христе порученное тебе стадо упасе на пажитех закона живоноснаго:/собою бо образ показал еси,/возвещая путь ко спасению и еже от злых пременение. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Нашего спасения Ходатаица Ты явилася еси, Всенепорочная,/душу мою окаянную избави демонскаго мучительства/и подаждь прегрешением очищение,/разве бо Тебе, раби Твои, не имеем Помощницы. Песнь 6 Ирмос: Из чрева адова/вопля моего услышал еси глас мой/и избавил еси от тли живот мой, Многомилостиве. Припев: Святителю, отче Серапионе, моли Бога о нас. О ученице своем провозвестил еси иногда, преблаженне Серапионе святителю,/яко будет сей, – рече, – пастырь киновии сия великия./Того ради и поклонился еси ему,/не яко ученику своему, но яко собеседнику. Припев: Святителю, отче Серапионе, моли Бога о нас. О ученице своем провозвестил еси иногда, преблаженне Серапионе святителю,/яко будет сей, – рече, – пастырь киновии сия великия./Того ради и поклонился еси ему,/не яко ученику своему, но яко собеседнику. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Разум от Бога приим, о великий во святителех,/благочестивыя паче приводя к Богоразумию,/нечестивым же уста заграждая, Серапионе отче наш,/в собрании бо бывшу ти святительстем,/самодержца кроткими глаголы повинув,/киновиям полезная сотворил еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010